М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Медиация в нотариальной деятельности. Основные модели и особенности их реализации

 

Современные тенденции гражданского оборота и потребности его участников определяют, в том числе, и направления совершенствования институтов бесспорной юрисдикции. Поэтому в процессе осуществляемой в настоящее время реформы нотариата возникает необходимость решения новых задач, связанных с развитием современных экономических, политических и социальных процессов.

Реализация идеи экономической свободы, формирование в стране конкурентной экономики неизбежно ведут к усложнению отношений между участниками гражданского оборота, а, следовательно, росту числа споров и конфликтных отношений между их участниками. В силу сопряженности социальных сфер, интенсивного развития правовых форм и, в конечном счете, «юридизации жизни» подобные тенденции формируются в сфере трудовых, семейных, корпоративных и даже административных отношений. Другими словами, идущее процессуальное и структурное усложнение современного российского общества, умножение интересов и потребностей личности превращают правовые споры, юридические конфликты в естественную составляющую динамики социальных процессов и необходимый инструмент регулирования отношений.

Основной институт рассмотрения и урегулирования споров, разрешения правовых конфликтов – суд (как арбитражный, так и общей юрисдикции) сегодня явно перегружен, что не только сказывается на качестве его работы, но и является фактором снижения эффективности правового регулирования и разрешения конфликтов в различных сферах общества. Все это вызывает необходимость развития механизмов и технологий, направленных на создание действенной системы внесудебного разрешения споров и урегулирования конфликтов.

Анализ мирового опыта показывает, что нотариат, являющийся органом бесспорной юрисдикции, вполне способен взять на себя определенные функции, направленные на снижение конфликтности как минимум в сфере гражданских и семейных отношений. Решение этого вопроса представляется в формировании системы комплексного оказания юридической помощи, включающей наряду с уже известными формами нотариальной деятельности и новые технологии, позволяющие нотариусам как уменьшить поток идущих в суды правовых споров, так и обеспечить наиболее полную реализацию задач нотариальной деятельности. К таким новым технологиям относится медиация – примирительная процедура, позволяющая участникам спора при помощи нейтрального лица урегулировать свои разногласия и достичь взаимоприемлемого соглашения.

Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ (далее – Закон о медиации) заложены основы для формирования медиации как социального института и созданы предпосылки интеграции медиации в российскую правовую культуру. Легитимировав процедуру медиации как альтернативный способ урегулирования правовых споров, законодатель создал и необходимые основания ее интеграции в юридическую практику, прежде всего, для применения в различных сферах юрисдикционной деятельности.

При применении медиации в юрисдикционной деятельности важно учитывать, что в современных практиках отчетливо различаются две основные юридические модели, в которых реализуется процедура медиации: частная и интегрированная. Выделение данных видов медиации имеет большое практическое значение, так как является основанием для дифференциации подходов в правовом регулировании.

 

1. Частная медиация рассматривается и регламентируется как самостоятельный вид профессиональной деятельности по урегулированию правовых споров. Реализация данной модели предполагает введение отдельных организационно-правовых форм осуществления деятельности по проведению примирительных процедур, обеспечивающих институциализацию медиации как альтернативного способа разрешения правовых споров. Как правило, это осуществляется путем принятия отдельных законодательных актов, в которых регламентируются общие положения о медиации как альтернативной процедуре разрешения споров, раскрываются ее принципы, закрепляются правовые гарантии института медиации, регламентируются требования, предъявляемые к медиаторам и организациям, оказывающим помощь в урегулировании споров посредством медиации. В частности, такие специальные законы приняты в Австрии, Словении, США и других странах.

Принятие в России Закона о медиации свидетельствует, что российский законодатель также исходит из необходимости разграничения частной и интегрированной модели медиации. Во всяком случае, с позиций принятого разграничения российский Закон о медиации закрепляет модель именно частной медиации, позволяющей формировать отдельный институт альтернативного урегулирования правовых споров. В таком понимании Закон о медиации должен решать как минимум следующие задачи:

1) закрепить медиацию в системе юридически признаваемых способов рассмотрения и разрешения правовых споров;

2) создать условия и механизмы развития медиации как самостоятельной формы и института урегулирования правовых споров;

3) обеспечить систему правовых гарантий функционирования этого института;

4) определить общие правила и ограничения применения процедуры медиации;

5) создать условия для формирования независимого профессионального корпуса медиаторов, в том числе через саморегулирование деятельности медиаторов и организаций, оказывающих содействие в обеспечении проведения процедуры медиации.

Не для всех из перечисленных задач Закон о медиации предусматривает одинаково проработанные и эффективные механизмы решения. Однако его принятием законодатель сделал главное – создал возможность для движения в данном направлении, являющемся одной из стратегий развития большинства современных правовых систем. В то же время успешное продвижение России по этому пути не может осуществляться только через механическое восприятие опыта других стран – негативный результат такого варианта развития событий мы уже получили при разработке ряда институтов действующего законодательства, а требует серьезного научно-исследовательского сопровождения и, прежде всего, со стороны юридической науки.

Важно подчеркнуть, что частная модель медиации не может реализоваться в деятельности юрисдикционных органов. Для обеспечения их активного участия в продвижении примирения сторон как приоритетного способа решения спора принято формировать конструкцию интегрированной медиации, рассчитанную на особенности юрисдикционной деятельности и учитывающую специфику процедур, в которых эта деятельность осуществляется. Относительно же частной медиации должны быть разработаны и закреплены механизмы взаимодействия субъектов юрисдикционной деятельности и субъектов частной медиации в рамках процессуальных форм и требований.

 

2. Интегрированная медиация, рассматриваемая и регламентируемая как специальная процедура и форма деятельности юрисдикционных органов (судов, нотариата, судебных приставов-исполнителей и т.д.), направлена на примирение сторон в рамках юридического процесса.

Поскольку в интегрированной модели медиация рассматривается как одна из дополнительных компетенций субъектов, реализующих юрисдикционную деятельность, то правовое регулирование интегрированной медиации осуществляется не специальным законом, а в рамках отраслевого законодательства, которое регламентирует деятельность того или иного юрисдикционного органа. Так, практика стран, активно развивающих институт медиации, показывает: если медиацией занимаются суды, то такая функция закрепляется, а процедура регулируется процессуальным законодательством, если нотариусы – то соответствующими законами о нотариате, если служба судебных приставов-исполнителей – законами, регламентирующими деятельность этой службы. Именно по подобному пути идет, в частности, развитие интегрированной медиации в США и ряде европейских стран.

Такой подход оправданно использовать и в отношении нотариальной деятельности в России. Возможность и оправданность его реализации имеют основания как в формальных условиях, так и в сущности нотариальной практики.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что с позиций юридической доктрины принятие Федерального закона о медиации не препятствует закреплению в отраслевом законодательстве о нотариате положений, позволяющих использовать медиацию как форму реализации стоящих перед нотариальным сообществом задач. В частности, Закон о медиации не требует, да и не может требовать по изложенным выше основаниям, чтобы все другие нормативные акты, регламентирующие применение процедуры медиации в рамках отраслевого регулирования, воспроизводили содержащуюся в нем модель частной медиации. Это означает, что введение интегрированной медиации в конкретных сферах юридической деятельности должно основываться на целях и задачах соответствующих институтов, а согласованию подлежат только механизмы процессуального взаимодействия субъектов той или иной юрисдикционной деятельности с медиаторами, работающими в рамках частной медиации.

В содержательном плане оправданность введения интегрированной модели медиации для нотариальной деятельности обусловлена уже тем, что одной из задач нотариальной деятельности являются предупреждение судебных споров, урегулирование возникших разногласий между лицами, обратившимися за совершением нотариального действия (п. 5 ст. 4 проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», далее – Проект). Интегрированная модель медиации позволяет нотариусам решать задачи, связанные с реализацией концепции комплексного оказания правовой помощи. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Проекта нотариус в целях реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц в рамках нотариальной деятельности принимает меры к предотвращению и урегулированию споров и примирению сторон. Технология совершения этих действий обеспечивается конструкцией интегрированной модели медиации. Представляется, что данные нововведения, безусловно, позволят увеличить потенциал нотариата как органа превентивной юстиции, что, в конечном счете, будет способствовать стабильности гражданского оборота.

 

В этой связи следует признать правильной и стратегически перспективной концепцию проекта Закона о нотариате, которая рассматривает медиацию как одну из дополнительных функций нотариусов, направленную на содействие примирению сторон. Достаточно понятно, что наиболее полно эта функция может быть реализована только в рамках интегрированной медиации, законодательная модель которой, в отличие от частной медиации, должна основываться на специфике нотариального производства, в том числе на том ограничении, что медиация может применяться нотариусом лишь в рамках совершения нотариального действия. В этом контексте уместно заметить, что для обеспечения необходимой точности и юридической корректности применения медиации в нотариальной деятельности целесообразно включить в Проект (ст. 7) следующее определение: «Примирительная процедура (медиация) в нотариальном процессе является способом предотвращения судебных и иных споров путем организации и проведения переговоров нотариусом с заинтересованными лицами и выработки проекта нотариального соглашения об урегулировании спора или иных разногласий».

Включение такого определения оправдано не только правилами законодательной техники, но и необходимостью закрепления инструментальной определенности линии развития нотариата как института превентивного правосудия. Поскольку сегодня нотариат является органом бесспорной юрисдикции, то нотариус может совершать нотариальные действия только при отсутствии разногласий, спора между заинтересованными сторонами (ч. 1 ст. 112 Проекта). Как только возникают такие противоречия, разногласия, нотариус в силу закона не может осуществить свои публичные функции и вынужден рекомендовать сторонам обращаться за разрешением спора в суд. В настоящее время у нотариуса резерв технологий и средств, с помощью которых он может спорящие стороны привести к миру, ограничен и, как правило, сводится к личному опыту убеждения и разъяснения. Это, конечно, немаловажно, но в данный арсенал целесообразно добавить и специальные средства, в частности, технологию медиации. Для решения подобной задачи в рамках реализации интегрированной модели медиации в общих положениях нотариального производства впервые закрепляются положения, наделяющие лиц, совершающих нотариальные действия, правом содействовать согласованию позиции заинтересованных лиц путем правовых консультаций, организации переговоров между ними, использования примирительных процедур (ч. 2 ст. 112 Проекта).

Заслуживает одобрения избранный законодателем системный подход к регулированию интегрированной модели медиации в нотариальной деятельности. Положения, создающие правовую основу для применения медиации в нотариальной практике, зафиксированы как в общей, так и в особенной частях Проекта.

В общей части функция нотариуса по урегулированию разногласий с применением интегрированной модели медиации регламентируется через определение задач нотариальной деятельности (ст. 5 Проекта), через раскрытие содержания комплексной правовой помощи, оказываемой нотариусом участникам нотариального производства (ст. 17 Проекта). Указанные положения являются правовым основанием для регламентации комплекса прав и полномочий нотариуса (ст. 25 Проекта).

В особенной части предусматривается возможность применения примирительной процедуры (медиации) при подготовке к совершению нотариального действия. Поскольку на этой стадии нотариусом совершаются процедурные действия, направленные на проверку оснований завершения нотариального процесса и принятие нотариального акта, то вполне оправдано наделение нотариуса полномочиями по разрешению разногласий. В соответствии со ст. 155 Проекта нотариус, иные специально уполномоченные лица оказывают содействие заявителям и заинтересованным лицам в устранении разногласий между ними. На стадии подготовки к совершению нотариального действия с просьбой о согласовании позиций сами заявители могут обратиться к нотариусу. Разрешение разногласий, согласование позиций нотариус осуществляет путем проведения взаимных консультаций, дачи правовых советов, разработки проектов документов и проведения примирительных процедур (ст. 155 Проекта).

На практике проведение примирительной процедуры требует определенного времени. В этой связи для нотариального сообщества актуальной может явиться проблема соблюдения сроков нотариального производства в период проведения примирительной процедуры (медиации). По общему правилу проведение примирительной процедуры является основанием для временной остановки юрисдикционных процедур. Поэтому неслучайно в гражданском и арбитражном процессах предусмотрены специальные положения, позволяющие суду отложить разбирательство гражданского дела на срок до 60 дней для проведения процедуры медиации. Аналогичный подход следует реализовать и в Проекте, закрепив в качестве основания приостановления нотариального производства проведение примирительных процедур (медиации) (ч. 1 ст. 152 Проекта).

В Проекте претерпели изменения правила совершения отдельных видов нотариальных действий (раздел VI Проекта). Законодатель впервые ввел специальную главу, регламентирующую деятельность нотариуса по урегулированию спора в рамках примирительной процедуры (медиации). Применение процедуры медиации в нотариальном производстве носит факультативный характер и может осуществляться только при необходимости урегулирования разногласий между заявителями. Проведение примирительной процедуры (медиации) нотариусом возможно только при добровольном согласии заявителей. Достигнутое сторонами в результате проведения процедуры медиации соглашение удостоверяется нотариусом по правилам удостоверения соответствующих видов сделок и обеспечивается механизмом принудительного исполнения.

Содействовать примирению сторон нотариус может не только путем обращения к примирительной процедуре (медиации). Иногда может оказаться достаточным проведение специально организованных собеседований со сторонами нотариального производства, консультаций (ч. 2 ст. 112, ч. 1 ст. 155 Проекта). В повышении эффективности этих действий также могут помочь специальные техники, применяемые в процедуре медиации (в частности, техники коммуникации, анализа конфликта, ведения переговоров). Применение таких техник не требует законодательной регламентации, достаточно прохождения специального обучения.

Применение техник, а также проведение примирительных процедур возможны только после получения соответствующей подготовки. Одним из базовых принципов медиации любого типа является принцип добровольности, который означает не только добровольность сторон спора избрать именно медиацию в качестве способа урегулирования спора, но и добровольность нейтрального лица участвовать в урегулировании спора. В этой связи представляется принципиальным закрепить положения, которые предоставляют нотариусу право делать предложение сторонам нотариального производства об урегулировании спора в рамках медиации и проводить процедуру примирения. Такой подход позволит не накладывать на нотариусов всеобщей обязанности овладевать техниками медиации и проходить специальное обучение, а предоставит возможность заинтересованным нотариусам получать дополнительное образование в целях расширения сферы своих профессиональных компетентностей и реализации дополнительных компетенций. Именно по такому пути развивается практика интегрированной медиации в европейских странах: в отраслевом законодательстве закрепляется модель и прописываются условия реализации, но проводить медиацию могут только лица, изъявившие желание пройти специальное обучение и практиковать этот способ урегулирования конфликтов. Эти дополнительные профессиональные компетентности позволят получать дополнительные средства (проведение процедуры должно оплачиваться отдельно).

Таким образом, проводимая в России реформа нотариата направлена на усиление его роли как органа бесспорной юрисдикции, обеспечивающего реализацию гражданского оборота. Законодателем предлагается комплексный подход к решению этой задачи, в частности, включение в деятельность нотариуса полномочий по урегулированию разногласий заявителей, в том числе с применением примирительных процедур (медиации). В Проекте реализована интегрированная модель медиации, которая предоставляет нотариусам дополнительные средства в работе с возникающими спорными ситуациями. Эти нововведения заслуживают одобрения и дальнейшего развития.

 


С.К. Загайнова, директор Центра медиации УрГЮА, профессор кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук

Н.Н. Тарасов, сопредседатель экспертного совета Центра медиации УрГЮА, доктор юридических наук, профессор

 

http://www.notariat.ru/hot/press_4415_21.aspx

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz