… значение, поскольку может влиять на включение юридической клиники в учебный план, получение дополнительного финансирования от руководства вуза, факультета, кафедры.

 

ДОСТУП К ПРАВОСУДЮ И ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Рассматривался термин «доступ к правосудию», история возникновения данного понятия. Дело в том, что до 70-х годов этот термин отсутствовал в законодательстве. Впервые о нем мы услышали из решения Европейского суда по правам человека по делу «Голдер против Великобритании». В своем решении суд ссылается на п. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод:

«Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия».

В режиме «мозгового штурма» участники сформулировали определение «доступ к правосудию». Доступ к правосудию – правовая и фактическая возможность обращения в суд за защитой нарушенных прав; возможность обеспечивать свои требования перед судом (доступ); возможность получить в разумные сроки решение суда; возможность оспорить решение суда.

Потом тренер обратила внимание участников на то, что данное понятие дополняется еще одним необходимым элементом – своевременное и полное исполнение решения суда. В качестве примера тренер привела выдержку из решения по делу «Будров против России»:

«34. Суд вновь напоминает, что пункт 1 Статьи 6 Конвенции закрепляет за каждым право обращаться в суд в случае любого спора о его гражданских правах и обязанностях; таким образом она заключает в себе «право на суд», одним из аспектов которого является право на доступ к правосудию, представляющее собой право возбуждать исковое производство в судах по вопросам гражданско-правового характера. Однако, такое право было бы иллюзорным, если бы правовая система государства - участника Европейской Конвенции допускала, чтобы судебное решение, вступившее в законную силу и обязательное к исполнению, оставалось бы недействующим в отношении одной стороны в ущерб ее интересам. Немыслимо, что пункт 1 Статьи 6 Конвенции, детально описывая процессуальные гарантии сторон - справедливое, публичное и проводимое в разумный срок разбирательство - не предусматривал бы защиты процесса исполнения судебных решений; толкование Статьи 6 Конвенции исключительно в рамках обеспечения лишь права на обращение в суд и порядка судебного разбирательства вероятней всего привело бы к ситуациям, несовместимым с принципом верховенства права, который государства - участники Европейской Конвенции обязались соблюдать, подписав Конвенцию. Исполнение судебного решения, принятого любым судом, должно, таким образом, рассматриваться как составляющая «судебного разбирательства» по смыслу Статьи 6 Конвенции (см. Постановление Европейского Суда по делу «Хорнсби против Греции» (Hornsby v. Greece) от 19 марта 1997 г., Reports of Judgments and Decisions 1997-II, p.510, д. 40).»

Следующим этапом было определение и обсуждение круга проблем обеспечения доступа к правосудию и возможность их решения с помощью юридической клиники. В ходе обсуждения варианты указанных проблем фиксировались на магнитной доске.

Загруженность судов;

Судебное разбирательство – это дорого (оплата госпошлины, экспертизы, работы адвоката, переводчика и др. различных специалистов и т.д.);

Несовершенство законодательства в сфере оказания юридической помощи малоимущим гражданам;

Сложная система судебного разбирательства, в результате неюристу достаточно сложно без помощи юриста участвовать в деле.

Рассматривались основания обращения в Европейский суд по правам человека.

Тренер пояснила, что существует целый ряд критериев приемлемости жалоб. Если нарушен хотя бы один из них, жалоба признается неприемлемой. Основных критериев шесть.

1. Критерий времени (ratione temporis). В Европейский суд принимаются жалобы по фактам, произошедшим после 17 сентября 1997 года (см. стр.12). Многие жалобы от украинцев были признаны неприемлемыми именно ввиду несоблюдения этого критерия.

2. Критерий места (ratione loci). Жаловаться нужно на то государство, на территории которого произошло нарушение. Например, российская компания «Совтрансавто» жаловалась на Украину, поскольку именно украинский суд не смог обеспечить справедливое судебное рассмотрение.

3. Критерий лица (ratione persone). Ответчиком по жалобам будет государство, которое ратифицировало Европейскую Конвенцию и нарушило или не обеспечило права и свободы человека, гарантированные Конвенцией. Суд не принимает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений.

4. Критерий обстоятельств дела. Обращаться с жалобой можно только по фактам нарушения прав, защищаемых Конвенцией. Апеллировать к Конвенции желательно еще в украинском суде. К примеру, уже в апелляционной и кассационной жалобе можно указать, что суд нарушил не только нормы украинского законодательства, но и нормы Конвенции. Шансы выиграть дело при этом увеличиваются.

5. Критерий исчерпания средств внутренней правовой защиты.

6. Критерий шестимесячного срока давности. Согласно ст.35 Конвенции, дело может быть принято Европейским судом в течение шести месяцев после вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

В дополнение тренер ознакомила участников семинара с Памяткой жалобщика:

Существуют и иные критерии приемлемости. К примеру, Суд не рассматривает жалобы, если они необоснованны или “представляют собой злоупотребление правом подачи петиции”.

Судопроизводство в Европейском суде серьезно отличается от отечественного: евросудьи большое внимание уделяют формальностям. Гарантией положительного решения является грамотно составленная жалоба (см. “Как составить иск...”, стр.13). В ней необходимо четко в хронологическом порядке изложить факты, являющиеся предметом жалобы. Каждый факт нужно подтвердить соответствующим документом. Если претензий несколько, то каждую из них следует описать в отдельности.

Кроме того, надо указать, какие именно статьи Конвенции были нарушены, ибо жалобы на нарушение украинских законов Европейскому суду неинтересны. Если статья Конвенции допускает вмешательство государства (к примеру, статья о защите права собственности), то жалобщику необходимо доказать, почему именно в его случае вмешательство было недопустимым. Затем описать перипетии всех отечественных судов по этой проблеме. И только после этого указать, что требует жалобщик от Европейского суда и на какую сумму справедливой компенсации он рассчитывает. К жалобе необходимо приложить копии всех документов, в том числе копии всех решений судов.

Кроме того, тексты жалобы, документов и судебных решений желательно перевести на английский или французский язык. Хотя формально ни Конвенция, ни регламент Суда не выдвигают столь серьезных требований к жалобе. При желании ее вообще можно написать на листе из школьной тетрадки. Но если жалобщик будет придерживаться этих рекомендаций, он сможет ускорить рассмотрение жалобы на год-два, так как ее не нужно будет переводить и согласовывать.

Далее поговорили о процедуре суда

Евросудьи не общаются с жалобщиками. Максимум, на что вы можете рассчитывать, так это на общение с украинскими представителями секретариата Суда. Но дозвониться в секретариат сложно, поскольку для общения с жалобщиками выделен лишь один телефон. Так что лучше завести адвоката, который бы лично регулярно посещал Страсбург.

Судебная процедура в Европейском суде довольно длительная. Более того, она регулярно меняется. Последние изменения регламента вступили в силу 1 января этого года, а сейчас готовится очередная реформа. Дело в том, что Суд просто завален жалобами. Ежегодно количество жалоб возрастает на 30% при том же составе судей и количестве юристов. За последние два года Суд принял столько решений, сколько за 40 лет существования, до принятия Протокола №1. Только в 2001 году принято 900 с лишним решений.

Например, интересы украинских предпринимателей в Европейском суде может представлять украинский или другой адвокат, допущенный к практике в любом из государств - членов Конвенции. Он будет в случае необходимости решать все возникающие проблемы (были, например, случаи, когда документы от украинских жалобщиков терялись в Суде). Услуги адвоката недешевы (например, «Совтрансавто» тяжба в Европейском суде обошлась в EUR212 тыс.), но если хотите выиграть дело, стоит потратиться. Если вы выиграете, то украинское правительство будет вынуждено компенсировать вам судебные расходы.

Однако у украинского правительства могут возникнуть серьезные проблемы с исполнением решений Европейского суда. Соответствующий закон, принятый Верховной Радой весной нынешнего года, Президент Украины не подписал и вернул на доработку в парламент. Поэтому решения Суда, например, мировые соглашения, исполняются «по наитию», опираясь на практику евросудей и «революционное правосознание» наших чиновников. Впрочем, за всю историю Европейского суда еще не было случаев, когда правительства государств отказывались бы исполнять его решения.

На вопрос участников семинара «Стоит ли жаловаться в Европейский суд?» тренер пояснила следующее:

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы хотите лишь получить материальную компенсацию, то обращаться в Суд не стоит. Дела в нем рассматриваются медленно, а суммы справедливой компенсации умеренные. Европейский суд лучше всего использовать для других целей.

Во-первых, если вы хотите «расшевелить» отечественных судей и чиновников. Судя по практике, родное правительство очень чутко относится к сигналам из Европейского суда. Если оно чувствует, что Суд может принять положительное для жалобщика решение, то старается замять конфликт.

Во-вторых, жалобу в Европейский суд можно подавать в том случае, если вы преследуете цель очистить отечественное законодательство от норм, ущемляющих интересы предпринимателей. К примеру, несколько решений Суда против Турции подтолкнули ее к принятию поправок в собственную Конституцию. Никто не мешает использовать механизм Европейского суда и для изменения нашего хозяйственного законодательства, было бы желание.

На семинаре было отмечено, что ЮК при АНО «Открытая Альтернатива» действует с 2000 года. За это время было проведено свыше 1400 консультаций для малоимущих граждан. Постоянно работают два офиса – в Центральном и Комсомольском районах г.Тольятти.

ЮК стала межвузовской, поскольку в работе принимают участие студенты нескольких юридических факультетов г.Тольятти.

Учебно-методическую поддержку Юридической клиники обеспечивает Программа правовых инициатив стран центральной и восточной Европы американской ассоциации юристов (ABA CEELI) и другие партнеры АНО «Открытая Альтернатива».

Далее рассмотрели вопрос организационно-правовой формы клиники при АНО «Открытая Альтернатива». Данная клиника является структурным подразделением некоммерческой организации и осуществляет свою деятельность на основании Положения о Межвузовской Юридической Клинике, утвержденного Президентом некоммерческой организации в 2000 г.

Затем были раскрыты такие вопросы, как:

− Цели клиники;

− Принципы организации и деятельности;

− Структура клиники;

− Направления развития;

− Права и обязанности участников клиники;

− Виды услуг

− Клиенты

Основные вопросы у участников возникали по поводу структуры клиники; ответственности студентов, участвующих в деятельности клиники; видам помощи, предоставляемых клиникой.

Остановились на основных организационных моментах.

Задачи ЮК включают в себя не только углубление уже имеющихся знаний, но и  выработку практических навыков по проведению опроса клиента, по консультированию клиента, по составлению юридических документов, анализу дела, а также развитие коммуникативных способностей, профессиональной этики юриста.

Цели создания Межвузовской Юридической клиники следующие:

− воспитание нового поколения юристов, ориентированных на гуманистические ценности демократического общества, признающих общечеловеческие ценности, разделяющих идею социальной справедливости и объединенных этими идеями в профессиональное единое сообщество;

− укрепление связи теоретического обучения с практикой;

− формирование у студентов ряда профессиональных навыков и умений, осознание значения ценностей и норм этики в работе юриста;

− профессиональная ориентация и адаптация студентов;

− влияние на формирование у студентов активной гражданской позиции и правосознания;

− создание возможности участия ВУЗов в решении социальных проблем региона.

Основными принципами организации и деятельности Ю.К. являются:

− законность;

− гуманизм, защита прав и свобод человека;

− добровольность вступления в Ю.К. и работе в ней;

− конфиденциальность сведений доверенных гражданами сотрудникам Ю.К.;

− добросовестное выполнение взятых на себя обязательств;

− профессионализм;

− доступность информации о деятельности Ю.К. для всех ее членов.

Ю.К. специализируется в вопросах гражданского, жилищного, семейного, трудового, административного права, прав человека на социальное обеспечение и проблемах, связанных с домашним насилием.

Основная деятельность состоит в обучении студентов юридических факультетов профессиональным навыкам и оказании ими на базе Ю.К. бесплатной правовой помощи социально незащищенным слоям населения, включая:

− аудиторные занятия в Ю.К. (лекции, семинары, ролевые игры, тренинги);

− прием граждан и ведение их дел (консультирование, составление юридических документов);

− проведение студентами (волонтерами) лекций в школах и школах-интернатах по общим вопросам права, по защите прав человека и по защите прав ребенка.

Структура Юридической клиники следующая:

− руководитель назначается Президентом АНО «Открытая Альтернатива», осуществляет общее руководство и управление клиникой;

− администратор (координатор) назначается руководителем Ю.К. по согласованию с Президентом АНО «Открытая Альтернатива», контролирует текущую деятельность клиники;

− кураторы назначаются руководителем Ю.К. по согласованию с Президентом АНО «Открытая Альтернатива»,  осуществляют непосредственное руководство и контроль над работой студентов во время приемов граждан и консультирования;

− преподаватели назначаются руководителем Ю.К. по согласованию с Президентом АНО «Открытая Альтернатива»,  проводят занятия, семинары, тренинги, ролевые игры в соответствии с учебной программой;

− студенты проходят обучение в соответствии с программой юридического клинического образования, осуществляют деятельность по оказанию правовой помощи социально незащищенным слоям населения.

Рассмотрели, как ведется прием в клинике. При первой встрече от клиента берется необходимая информация для работы над делом, т.е. ответ на вопрос сразу не дается, т.к. студент, участвующий в деятельности клиники, еще не является специалистом и ему необходимо время для подготовки ответа. В последующем студент назначает клиенту дату и время для следующей встречи, в ходе которой как раз и дается ответ на вопрос клиента, возможные варианты решения проблемы.

Участникам было рассказано о документоведении в клинике, согласно которому при первом приеме клиента ему разъясняется необходимость студента-консультанта в дополнительном времени для работы над делом. В связи с этим клиент подписывает заявление о том, что он согласен на ведение дела студентом и понимает, что студент еще не специалист в области права. Таким образом, студент снимает с себя часть ответственности за дело клиента, но это не значит, что он не несет ответственности совсем. Разумеется, студент, работающий с делом, должен добросовестно выполнять свои обязанности и соблюдать другие, определенные внутренними документами клиники, правила работы.

Говорилось об этапах обучения студентов в ЮК. Работа со студентами в ЮК происходит в 3 этапа. На первом этапе со студентами проводятся имитационные занятия с использованием интерактивных методов обучения и  в соответствии с учебным планом, разработанным в Юридической клинике при АНО «Открытая Альтернатива».

На втором этапе проводятся занятия для студентов по клиническим программам. К работе допускаются студенты, прошедшие первый этап. На данном этапе студенты выбирают специализацию по клиническим программам в том направлении, которое им наиболее интересно. В ЮК при АНО «Открытая Альтернатива» действуют следующие клинические программы:

1. Правовая помощь социально незащищенным слоям населения.

2. Защита граждан, подвергшихся насилию.

3. «Живое право» - семинары и лекции, которые тематически направлены на распространение правовых знаний среди школьников, консультации для школьников, несовершеннолетних. Обучение праву для не юристов.

Также в Юридической клинике действует такое направление как мониторинг действующего законодательства и нормативно-правовых актов, которые находятся в стадии разработки.

ЮК специализируется по нескольким направлениям права:

- гражданское право (наследование, сделки, договора, право собственности, положения об обязательствах     и другое);

- жилищное право (приватизация, раздел лицевого счета, вопросы выселения и другое);

- семейное право (брачные отношения, алиментные обязательства, права и обязанности супругов и др.);

- трудовое право (вопросы о заработной плате, трудовой договор и другое).

На третьем этапе студенты, подготовленные к самостоятельной работе с клиентами, ведут прием граждан. По окончании практики студенты получают свидетельство о прохождении клинической программы в ЮК при АНО «Открытая Альтернатива».

За годы работы клиники при участии студентов были реализованы проекты, направленные на развитие межрегионального сотрудничества, оказание юридической помощи малоимущим, повышение уровня правовой культуры граждан.

 

ЭТИКА ЮРИСТА

 

При рассмотрении данной темы раскрыли понятие «этика».

1. Краткий словарь иностранных слов.

М., 1988. С. 625, 317.

Этика (греч. ethike < ethos - «нрав, обычай») –

1) наука о сущности, происхождении и развитии морали;

2) совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе.

Мораль (франц. morale)- нравственность, совокупность норм и правил, определяющая поведение людей,   их обязанности   по отношению  к  обществу  и друг  к другу;  одна  из  форм общественного сознания.

2. Малый энциклопедический словарь (Ф.А.Брокгауэ - И.А.Ефрон).

М., 1994. Т. 4. Столб. 2166.

Этика - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

3. Толковый словарь русского языка под редакцией проф. Д.Н.Ушакова.

М, 1940. Т. IV. Столб.1436.

Этика -

1) философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Э. стоиков.

Идеалистическая э. Э. Канта- Материалистическая э.

2) Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества,    какой-нибудь общественной группы, профессии. Партийная э. Врачебная э. Физкультурная э. Буржуазная э. Пролетарская э.

4. Ожегов СМ. Словарь русского языка.

М., 1984. С.791, 310, 360.

Этика -

1) одна из форм идеологии - учение о морали, ее развитии, принципах нормах и роли в обществе.

2) Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии.

Партийная э. Врачебная э. Научная э.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые

человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Следующим этапом стало рассмотрение понятия «профессиональная этика». Участники привели примеры сфер деятельности, профессий, где есть свои писанные и неписанные нормы, которые обычно исполняются всеми профессионалами в данной сфере деятельности.

Профессиональная этика – определенная система правил поведения представителей определенной профессии по отношению к обществу и друг к другу.

Следующим шагом в рассмотрении данной темы стало определение юриста (адвоката), при работе с клиентом.

В режиме «мозгового штурма» набросали возможные цели юриста при работе с клиентом:

− Помочь клиенту защитить свои права

− Восстановить справедливость

− Выиграть дело

− Стать знаменитым

− Отработать гонорар

− Власть

− Отработать время

 

Вывод: рано или поздно каждый юрист сталкивается с необходимостью сформулировать собственную цель.

Соответственно возникли следующие вопросы к аудитории:

«Все ли средства приемлемы для достижения поставленной цели?»

«Можно ли сказать, что цель оправдывает средства?»

«Есть ли какие-либо границы тех средств, которые может использовать юрист (адвокат) для достижения своей профессиональной деятельности?»

Участники сделали вывод, что этика придает цели и средствам определенные качества. Любая цель и любые средства имеют свою этическую оценку. Выявили взаимозависимость, взаимовлияние целей и средств, и соответственно, то, что средства должны соответствовать поставленной цели (причем в этом соответствии цель играет доминирующую роль).

Остановились также на принципе «меньшего зла», который непосредственно связан с понятиями добра и зла вообще, их нравственной ценностью и этической оценкой.

Определили, что является «этичным» и «неэтичным» поведением юриста. Например, неэтичным поведением юриста по отношению к коллегам является занижение его достоинств (компетентности) перед другими коллегами или клиентом и т.п.

Вопросы участникам:

«Для чего существуют правила поведения юристов?»

«Почему юристы соблюдают этические предписания?»

«Не мешают ли они работать? Если мешают, то зачем их соблюдать?»

«Какие отношения регулируются этическими правилами?»

Выяснилось, что правила поведения, призваны установить определенный тип нравственных взаимоотношений для оптимального выполнения юристами своих профессиональных функций.

Определили основные группы отношений, регулируемые этическим правилами:

− Взаимоотношения юриста и клиента

− Взаимоотношения юриста и суда, других государственных органов

− Взаимоотношения юриста и других юристов (как в общем, так и меду отдельными людьми

− Взаимоотношения юриста и общества в целом

Определили источники правил профессиональной этики юриста.

1. Юридическая практика

2. Кодексы чести юридических сообществ

3. Нормы закона

Более подробно остановились на этических кодексах, в том числе на Кодексе профессиональной этики адвоката, принятом 31.01.2003г. на первом Всероссийском съезде адвокатов.

Рассмотрены законы и иные нормативные акты, содержащие этические правила: например, ст. 72 УПК РФ и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Закона, которые запрещают адвокату вступать в уголовное дело в качестве защитника или представителя, если он ранее занимал в этом деле другое процессуальное положение.

Говоря о реализации норм этики в сфере юридической практики, в аудитории развернулась дискуссия о сложности выбора правильного – этичного поведения юриста в ходе решения какого-либо вопроса. Участники обсуждали всевозможные варианты поведения юриста в предложенных ситуациях, преимущества и недостатки выбранного поведения.

Аудиторией были выделены также факторы, обуславливающие содержание профессиональной этики юриста:

− Личностные качества юриста

− Общие этические нормы

− Специфика профессиональной деятельности юриста

Следующими вопросами участникам стали:

«Что способствует выбору юриста, как поступить в той или иной конфликтной или спорной ситуации?»

«Каковы основные этические принципы профессиональной деятельности юриста?»

В режиме «мозгового штурма» были выделены следующие основные принципы профессиональной этики юриста:

− Компетентность

− Конфиденциальность

− Добросовестность

− Законность

Таким же способом участники определили основные качества, которыми должен обладать юрист (адвокат) при выполнении своих профессиональных функций.

Для этого на доске были изображены «два человечка (клиенты), над головой у них два солнышка (юрист). Один из человечков улыбается. На лучиках расположенного над ним солнышка обозначены качества, которыми должен обладать юрист (адвокат) для успешной работы. Другой человечек расстроен, а расположенное над ним солнышко зачеркнуто».

Значение данных картинок заключается в следующем:

1. Если юрист (адвокат) обладает всеми необходимыми качествами и при работе руководствуется основными принципами этики юриста, то между ним и клиентом устанавливается доверие, и в последующем, успешное развитие решения проблемы клиента → клиент доволен.

2. Если юрист (адвокат) не обладает хоть одним из указанных качеств, то установление доверия между ним и клиентом затруднительно или даже невозможно, и соответственно, разрешение проблемы осложняется → клиент не доволен.

В дополнение участникам выдали памятку на тему «Профессиональная этика юриста»:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

 

Становясь адвокатом, Я обязуюсь выполнять свои обязанности в соответствии со своим высоким предназначением,

действуя ответственно, честно, независимо, гуманно.

 

Присяга французских адвокатов

 

ЭТИКАПродолжение »

Конструктор сайтов - uCoz