… напряженностью и разнообразием связей между различными субъектами. В нем формируется особая микросоциальная среда, в которой индивиды взаимодействуют как представители общностей, отождествляют себя со своей группой и противопоставляют себя чужой. Этот социальный феномен называется феноменом "мы и они". Сочетание групповой сплоченности, эмоционально-действенной идентификации и групповой враждебности.

Учитывая сложный характер социальных отношений и развития конфликта, динамика развития социального конфликта может быть расширена и включать в себя следующие элементы и фазы:

1) Причина конфликта: несовпадение интересов (объективное противоречие); [13, c.174].

2) Факторы, влияющие на возможность разрастания, причины конфликта (обострение объективного противоречия);

3) Осознание субъектами конфликта противоречивости интересов (конфликтная ситуация);

4) Инцидент (повод) для конфликта;

5) Реакция субъектов на конфликт:

а) Пассивная (конфликт не происходит);

б) Активная (конфликт происходит): деструктивный уровень - конструктивный уровень;

6) Управление конфликтом;

а) Происходит;

б) Не происходит;

7) Функциональные (позитивные) последствия;

8) Дисфункциональные (негативные) последствия;

9) Регулирование и разрешение конфликта.

Как видно из приведённой выше динамики конфликта, в зависимости от выбранных мер устранения противоречий либо причины противоречий, описанных в предыдущей части, конфликт может развиваться различными путями. От непосредственного развития конфликта будут зависеть и его функции [14, c.29].

Функции межгруппового конфликта имеют общий и специальный характер. Они связаны с типом и уровнем конфликта. Могут быть выделены следующие функции:

а) интегративная функция (участники конфликта сплачиваются на основе выявления друг у друга общих черт, качеств, идей, взглядов; успешное разрешение противоречия помогает достигнуть большей сплочённости членов команды);

б) коммуникативная функция (происходит обмен информацией между субъектами конфликта и участниками групп, стороны должны обозначить свою позицию, своё видение проблемы и убедить другую сторону в том, что данное видение соответствует действительности);

в) мобилизационная функция (каждая группа стремится использовать все свои силы и резервы для успешного преодоления конфликта, что показывает её истинные возможности либо опровергает мнимый потенциал);

г) деструктивная функция (происходит отмирание нежизнеспособных структур, взглядов, идей, организаций и т.д., которые мешали обществу развиваться);

д) конструктивная функция (на месте исчезнувших феноменов и ценностей появляются новые, более соответствующие объективной реальности) [15, c.36 - 37].

Баланс негативного и позитивного начал в структуре каждого конкретного социального конфликта, конечно, разный, и зависит он в первую очередь от выбранного инструментария, от той стратегии, которую займут стороны для успешного разрешения конфликта.

Размышляя о функциях конфликта, хотелось бы затронуть особенности конструктивных и деструктивных разрешений конфликтов. Разрешить конфликт конструктивно значит устранить недостатки, причины конфликта. Это неизбежно совершенствует действующую социальную модель (производство, управление, распределение обязанностей). Постоянный поиск и разрешение противоречий на ранней стадии их возникновения - показатель большого мастерства и мудрости социальной группы. Однако сделать это удаётся не всегда в силу различных обстоятельств, прежде всего субъективного характера. И тогда конфликт превращается в деструктивный. Причиной этому могут быть неправильные действия субъектов конфликта, неспособность принять чужие взгляды, идеи, нежелание пойти на компромисс либо найти консенсус и т.п.

Таким образом, межгрупповой конфликт имеет сложную динамику и выполняет ряд важных функций, среди которых - не только мобилизация имеющихся у группы сил, средств, но и интеграция её членов на основе общей цели и т.д., и т.п. Например, в зависимости от выбранных средств и поставленной цели, конфликт может нести как конструктивную, так и деструктивную функцию.

В реальной жизни не всегда исход конфликта отвечает соображениям справедливости и законности, и даже неверно выбранная методика его преодоления может разрушить высокоразвитую организацию, которая могла бы иметь большой потенциал для дальнейшего развития. В истории человечества часто бывало так, что более развитую цивилизацию уничтожали дикие племена. С этой точки зрения, в наши дни без серьезной социально-философской подготовки и использования конфликтологических знаний невозможно рассчитывать на успешное преодоление все вновь и вновь возникающих глобальных и локальных противоречий.

 

Глава 2 Философия и практика медиации и ее значение для разрешения конфликтов

 

2.1 Медиация: социально-исторический аспект

 

В соответствии со взглядами современного российского учёного Савчука Валерия Владимировича, который занимается проблемами медиафилософии, медиа - это нечто, находящееся по середине, то есть некое промежуточное состояние, занимаемое между двумя или несколькими субъектами. В современном мире "медиа" внедрено в большое количество понятий и категорий: медиареальность, медиакультура, медиаобщение. Иными словами, понятие и категория посредничества вышло за рамки своего первоначального значения и стало самостоятельным социально-философским феноменом.

В своей работе я делаю упор на медиацию в разрешении конфликтов и преодолению конфликтных ситуаций. Таким образом, категория "медиация" используется как активная практика, сущность которой нуждается в определении и осмыслении. По словам В.В. Савчука, медиапространство из посредника становится средой, которая переводит символическую и знаковую информацию на язык, понятный другой стороне. Как следует из первой части моей работы, именно коммуникация, нахождение общего языка является необходимым шагом на пути к разрешению конфликта.

Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - "посредничать". Данный термин на протяжении столетий широко использовался применительно к дипломатам, а также сторонам, которые действуют в интересах другого человека или социальной группы. Однако с ходом времени значение данного термина существенно изменилось. В США понятие "медиация" активно употребляется с 70-х годов, примерно с того же времени оно активно используется в Западной Европе (Франции, Германии, Италии).

Медиация - это участие в конфликте нейтральной незаинтересованной стороны, которая авторитетна для всех конфликтующих участников. Если описать деятельность медиаторов в двух словах, то они ведут процесс выяснения всех обстоятельств конфликта, проблемы.

При этом медиатор делает все возможное - из этого и состоит технология медиации - чтобы позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были озвучены и учтены, затем были услышаны и поняты всеми, аргументы отработаны, и, наконец, выработано общее решение - выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны. В этом заключается, например, отличие медиации от судебного решения конфликта. Если однозначное решение спорного вопроса в чью-то пользу предполагает наличие обиженной стороны, то медиация помогает удовлетворить интересы всех сторон.

Стоит отметить, что подобной деятельностью в развитых странах занимаются только на профессиональной основе, а круг решаемых при этом вопросов достаточно широк, начиная от политических проблем, касающихся всего общества, заканчивая конфликтами по поводу выплат компенсации при сокращении работников на производстве, то есть частными делами и др.

Медиация является специфическим способом разрешения любых конфликтов в силу целого ряда особенностей, таких как защита интересов каждого участника, ориентировка на нахождения согласия, учёт динамики человеческих взаимоотношений.

Как утверждает российский специалист в области медиации, Г. Похмелкина, "медиация дает цивилизованные и гуманные средства восстановления нарушенной способности граждан к мирному сосуществованию" [16, c.4-6]. Можно согласиться с тем, что когда в конфликт вмешивается третье, незаинтересованное лицо (уже после того, как непосредственные субъекты конфликта исчерпали все свои ресурсы), это помогает сохранить большинство накопленного положительного опыта предконфликтной коммуникации.

В наши дни во многих странах Европы и в Соединённых Штатах Америки уже действуют центры медиации, а сама профессия медиатора является достаточно престижной и популярной. В рамках этой новой профессии специалистами обсуждается вопрос: что можно отнести к медиации, помимо сложившейся к этому времени ее классической формы. Анализ показывает, что некоторые виды посредничества при разрешении конфликтов причислять к медиации было бы неправильно, потому что при этом не соблюдаются правила медиации. Кристоф Бесемер в книге "Практика медиации. Опыт США" следующим образом характеризует развитие медиации в США за последние 20-30 лет, называя основные сферы применения медиации:

Судопроизводство (применительно к искам по незначительным денежным суммам, бракоразводным процессам и в вопросах раздела имущества);

социальная работа волонтёрских центров (часто с неоплачиваемой работой ее сотрудников), занимающихся коммунальными конфликтами и конфликтными ситуациями между гражданами данного сообщества в сотрудничестве с региональными судебными органами, полицейскими участками и церковью;

частная практика и семейные консультации, центры по делам молодежи и т.п., которые занимаются разрешением семейных конфликтов;

урегулирование трудовых и экономических конфликтов (отношения, которые решать в судебном порядке сторонам конфликта невыгодно);

различные уровни политики (при разрешении деликатных конфликтов между различными этническими, национальными, культурными общностями, при разрешении конфликтов между трудовыми коллективами, корпорациями и т.д.).

В странах США и Западной Европы практика медиации на протяжении уже нескольких десятилетий используется достаточно широко. Она стала особой профессией, для работы в которой нужно иметь не только юридическое, но и психологическое образование.

Открытым, однако, остаётся вопрос, почему именно данная методика разрешения конфликтов получила такую популярность. Как мне представляется, наиболее вероятно, что основная причина популярности медиации заключается, как в её эффективности и соответствии диалектической европейской ментальности. В самом деле, при медиации уважаются права каждой стороны, что соответствует идеям гуманного и демократического развития общества [17, c.44-46].

Практика медиации является перспективным направлением для использования в разрешении конфликтов различного уровня и должна иметь широкое распространение в социуме, поскольку она - атрибут гражданского общества. Её содержание заключается в том, что практически любой конфликт может решить третья сторона, заинтересованная в самом факте такого исхода конфликта, который удовлетворяет всех субъектов, вовлечённых в противоречие. Иными словами, она получает вознаграждение за результат, а не за сам факт своих действий.

 

2.2 Условия использования, границы и цели медиации

 

Несмотря на кажущуюся простоту использования, проведение медиации требует наличия определённого количества условий. Во-первых, конфликт должен достигнуть той стадии, когда его уже невозможно разрешить без привлечения постороннего лица, то есть медиатора. Иными словами, все инструменты дипломатического исхода должны уже быть исчерпаны. Во-вторых, все стороны конфликта должны иметь мотивацию, то есть желание привлекать медиатора. Учитывая, что в хозяйственных и имущественных спорах в западных странах данная услуга платная, не каждая сторона согласится привлекать третью сторону, предпочитая традиционное обращение в суд.

Таким образом, можно вывести третье необходимое условие для применения практики медиации - высокое социокультурное развитие сторон конфликта. Они должны обладать определённым нравственным и культурным потенциалом, чтобы понимать: худой мир лучше доброй войны. Иными словами, прибегать к насильственным способам разрешения конфликта неприемлемо [18, c.47].

В зарубежной литературе также указываются и другие необходимые условия для успешного использования медиации. Среди них - ответственность за самого себя у каждого участника; принципиальная готовность к соглашению; готовность принять несогласие другой стороны и др. Медиация, однако, не всесильна. Здесь следует отметить, что существуют мнимые конфликты, когда одна или несколько сторон не заинтересованы в его преодолении. Такие конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия противоречия между сторонами и выполняют совершенно другие функции [19, c.32].

Обобщая вышесказанное, отмечу, что для применения медиации отношения между сторонами должны быть сохранены, а также необходимо существование стремление к разрешению конфликта. На мой взгляд, остальные условия использования практики медиации можно отнести ко второстепенным, а с помощью медиатора всегда предпринимается попытка установить истинные причины конфликта и предложить все возможные варианты его разрешения.

Использование практики медиации, помимо определённых условий, предполагает ряд ограничений, то есть своего рода необходимых действий для применения. К ним можно отнести добровольность; наличие позиций у сторон конфликта (то есть, ни одна сторона не самоустраняется от поиска выхода из конфликта); запрет на применение насильственных и односторонних действий. В то же время, медиация предполагает свободный выход из диалога на любой стадии своего использования, отказ от других инструментов урегулирования конфликта (судебное производства) до выхода из диалога.

Удивительно, но факт - несмотря на кажущуюся утопичность такой практики, её применение достаточно широко. Развитие и использование медиации возможно только при соблюдении всех необходимых условий и формальностей, в рамках границ, заявленных медиаторами. При этом должно преобладать не стремление победить противоположную сторону любой ценой и унизить её, но именно найти выход из сложившегося положения.

Раскрытие условий для применения медиации было бы неполным, если не упомянуть цели, ради которых данная практика применяется. Первой и самой важной целью использования медиации можно считать налаживание опосредованного диалога между сторонами конфликта. Медиатор сглаживает и устраняет языковые и иные коммуникационные барьеры, переводя различную информацию в ту плоскость, которая понятна другой стороне и не является для неё унизительной.

Ещё одной важной целью использования медиации является ее результат. Результат - это конкретное соглашение, которое устраивает все стороны конфликта. Субъекты конфликта оставляют за собой право не принять данное решение и отказаться от его исполнения, если оно им не подходит.

Однако, если конфликт достаточно сложный (к примеру, межэтнический либо религиозный), то не только само его разрешение будет являться целью использования медиации. Немаловажным будет являться положительная динамика улучшения отношений между сторонами конфликта. Каждый участник должен быть услышан, и все остальные стороны должны относиться к нему с уважением. Это помогает остановить дальнейшее распространение конфликта, то есть препятствует его эскалации.

Немаловажной целью использования медиации будет являться дальнейший поиск решения конфликтной ситуации даже после достижения соглашения. Соглашение всегда может быть пересмотрено, поскольку является добровольным, в отличие от судебного решения.

Подводя итоги, хочу отметить, что для успешного использования медиации необходимо наличие определённых условий (добровольность, отказ от односторонних и насильственных действий), целей и границ использования. Медиация возможна только тогда, когда есть решение, удовлетворяющее все стороны конфликта.

Добровольность использования является залогом возможного прекращения поиска выхода из конфликта по решению одной из сторон, уважительное отношение к сторонам конфликта помогает избежать конфликтных ситуаций в будущем.

Поскольку в нашей стране идет непрекращающаяся работа по формированию гражданского общества, постольку у теории и практики медиации в нем имеются большие перспективы, изучение которых может быть предметом самостоятельного исследования.

 

Заключение

 

Построение сильной и процветающей Беларуси - магистральная линия развития нашего общества. Движение в этом направлении возможно лишь на путях укрепления эффективности общественного производства, совершенствования гражданского общества, освоения новых форм разрешения социальных конфликтов. Последнее, в свою очередь, невозможно без обращения к социально-философским, а также конфликтологическим, политологическим, правовым и др. научным представлениям о природе конфликта, его типах, структуре, элементах, функциях, динамике и особенностях разрешения.

Проведенный мною анализ показал, что под конфликтом можно понимать такой вид явного или скрытого противостояния социальных субъектов, при котором стороны стремятся захватить ограниченные ресурсы, на которые претендует как минимум ещё одна сторона. Среди ресурсов, за которые в ходе конфликта идет борьба находятся деньги и власть, престиж, авторитет, духовные и культурные ценности, взгляды и идеи и пр. Социальный конфликт в этом отношении является такой объективной необходимостью, с которой нужно не бороться, но считаться, а также использовать в своих интересах.

Исследование показало, что физическое уничтожение либо нейтрализация одной из сторон конфликта не устраняет самой сути противоречий, которые приводят к возникновению конфликтной ситуации.

Вот почему на современном этапе развития человечества должны преобладать ненасильственные способы разрешения конфликтов, к которым можно отнести, например, поиск компромисса, консенсуса, согласия между враждующими сторонами [20,c.111].

Одной из новых и, к сожалению, до сих пор остающейся в тени не только в нашей жизни, но и в науке форм преодоления конфликта является практика медиации.

Данная практика является перспективным направлением для использования в разрешении конфликтов различного уровня. Данная практика - социальная технология и атрибут гражданского общества, саморегулирующейся системы взаимодействия, которая может и должна получить у нас широкое распространение. Вместе с тем, простое и механическое перенесение практики медиации на нашу почву невозможно, и предполагает предварительное налаживание и сознательное проведение в сфере образования и управления белорусским обществом сложной и кропотливой работы по формированию и воспитанию команды медиаторов - такой стороны разрешения некоторого конфликта, которая была бы заинтересована в самом факте такого исхода конфликта, который удовлетворяет всех субъектов, вовлечённых в него.

Еще одним социально-философским условием утверждения практики медиации в Беларуси является утверждение диалектического отношения к конфликтам и конфликтным ситуациям, в соответствии с которым конфликт - позитивное явление, ведущее к развитию общества и освобождению его от нежизнеспособных структур. Основанные на диалектике контроль и диагностика конфликтных ситуаций с помощью передовых социальных технологий должны стать залогом дальнейшего развития белорусского государства и гражданского общества.

 

Список использованных источников

1. Козер, Л. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль / Л. Козер. - Москва, 1996. - 732 с.

2. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт / Р. Дарендорф. - Москва, 1988, 288 с.

3. Каменков, В.С. Экономика и правосудие: Вопросы теории и практики / В.С. Каменков. - Минск: Харвест, 2006. - 688 с.

4. Козер, Л. Функции социального конфликта. / Л. Козер. - Москва: Идея пресс, 2000. - 205 с.

5. Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология / Л.Н. Тимофеева. - 468 c.

6. Кармин, А.С. Конфликтология. / Под ред.А.С. Кармина // Конфликтология. - Москва: 2003. - 320 с.

7. Аттило, А.Г. Введение в теорию конфликтов. / А.Г. Аттило. Политология: вчера и сегодня Вып.3, М., 1991. С.152 - 372 с.

8. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Серия "Учебники и учебные пособия" / Д.П. Зеркин. - Ростов-н/Д: "Феникс", 1998. - 480 с.

9. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. / С.М. Емельянов. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 400 с.

10. Бабосов, Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 464 с.

11. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: Амалфея, 2009. - 364 с.

12. Крисберг, Л. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Л. Крисберг - Москва: Эдиториал УРСС, 1999 - 186 с.

13. Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва: Политиздат, 1990. - 431 с.

14. Калашников, Д.В., Эфиров, С.А. Книжное обозрение // Социологические исследования. Апрель 2001. № 4. - 186 с.

15. Семенова, Н.В. Классификация функций конфликтов в отечественной и зарубежной общей и юридической конфликтологии / Н.В. Семенова. // Актуальные проблемы теории правовой системы общества. Выпуск 3. - Ярославль, 2003. - 160 с.

16. Мета Г., Похмелкина Г. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители Г. Мета, Г. Похмелкина. - Москва: изд-во “VERTE”, 2004. - 320 с.

17. Романенко М.А. Медиация как форма альтернативного разрешения правовых конфликтов // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2006. - 150 с.

18. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Москва: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

19. Турэн А. Социальные движения, революция, демократия / А. Турэн // Свободная мысль. - 1991. - № 14. - 158 с.

20. Маценов, Д.Н. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР // МЭиМО. - 1991. - № 8. - 263 с.

Copyright © vsgfond, 2011

Конструктор сайтов - uCoz