…ленную на повышение эффективности DSLR и компактных камер. В результате сделки была достигнута главная цель - Sigma получила возможность разработки новых типов датчиков и улучшения интеграции между датчиками и объективами, что привело к созданию новых продуктов, отвечающих высоким требованиям.

 

***

 

Возможность оптимизации систем управления является одной из причин сделок по слиянию и поглощению.

 

***

 

Так, компания CA объявила о подписании окончательного соглашения с компанией Eurekify, поставщиком автоматизированных систем управления идентификацией и ролями доступа, о приобретении последней. Как ожидают в CA, данная покупка позволит компании укрепить свои позиции в сегменте систем управления идентификацией и доступом (identity and access management, IAM) за счет расширения портфеля ИБ-решений и предложения нового поколения систем управления соответствием нормативным требованиям и контроля доступа на базе ролей.

На протяжении последних нескольких месяцев CA успешно сотрудничала с Eurekify, предлагая разработки Eurekify в составе решения CA Security Management Business Unit. Интегрированное решение CA-Eurekify в первую очередь призвано удовлетворить растущие потребности компаний в передовых бизнес-ориентированных IAM-решениях. Приобретение Eurekify позволит CA обеспечить более тесную интеграцию ИБ-продуктов обеих компаний, а также предложить расширенные возможности для оптимизированного управления идентификацией и контроля доступа на базе ролей в корпоративных сетях.

Посредством единого решения, сочетающего возможности продуктов CA identity manager и eurekify enterprise role manager, компании смогут разграничить доступ сотрудников к корпоративной информации в зависимости от их должностных обязанностей, а также автоматизировать бизнес-процессы управления учетными записями на основе единых политик и оптимизировать процесс управления жизненным циклом идентификационных данных в целом.

 

***

 

Объяснением лидерства и возможностью избавиться от конкуренции в отрасли можно считать переговоры, которые ведутся компанией Microchip Technology о совместной с ON Semiconductor покупке своего конкурента Atmel.

 

***

 

Также процесс слияния и поглощения компаний может рассматриваться как один из действенных способов предотвращения недружественного поглощения.

 

***

 

В качестве примера слияния и поглощения в результате экономических проблем можно привести поглощение Промсвязьбанком крупного Ярославского банка. Так, основной акционер Промсвязьбанка - компания Promsvyaz Capital B.V. (Нидерланды) - достиг предварительной договоренности об интеграции Ярославского коммерческого банка социального развития (Ярсоцбанка) в банковскую группу Промсвязьбанка. В сообщении Промсвязьбанка отмечается, что информация о параметрах планируемой сделки является конфиденциальной. При этом Промсвязьбанк предоставил финансирование Ярсоцбанку для поддержания платежеспособности, чтобы Ярсоцбанк мог исполнить свои обязательства перед клиентами и контрагентами.

По итогам первого полугодия 2008 г. Промсвязьбанк по размеру активов занимал 12-е место в рэнкинге "Интерфакс-100", подготовленном "Интерфакс-ЦЭА", Ярсоцбанк - 221-е место. Ярсоцбанк основан в 1990 г. и является одним из крупнейших банков Ярославской области. Филиальная сеть банка включает один филиал в Рыбинске, восемь дополнительных офисов и две операционные кассы вне кассового узла.

Согласно информации, размещенной на интернет-сайте банка, на 1 октября 2008 г. его собственный капитал составил 616,09 млн. рублей, балансовые активы - 8,287 млрд. рублей, совокупный кредитный портфель - 4,292 млрд. рублей, объем привлеченных средств - 6,031 млрд. рублей, в том числе вклады физических лиц - 3,989 млрд. рублей. Банк обслуживает свыше 7,5 тыс. предприятий, организаций, частных предпринимателей. В числе крупнейших - Ярославская табачная фабрика "Балканская звезда", ОАО "Русские краски", ОАО "Ярославский радиозавод", Ярославский шинный завод, завод "Раскат", ОАО "Ярославский технический углерод", ХК "Локомотив", мэрия Ярославля, ГУ Банка России по Ярославской области, инспекции по налогам и сборам города и области, ярославские вузы, ОАО "Ярославрезинотехника".

 

***

 

Резюмируя, можно отметить, что теория и практика современного корпоративного права выделяет ряд причин слияний и поглощений компаний, к которым относятся следующие:

1) возможность достижения синергетического эффекта, т.е. совокупный результат взаимодополняющего действия активов двух или нескольких организаций превышает суммарный итог отдельно работающих на рынке структур;

2) стремление повысить качество и эффективность управления;

3) диверсификация бизнеса;

4) asset-stripping - покупка компании для последующей распродажи ее по частям с целью извлечения прибыли;

5) налоговые мотивы - поглощаемая компания может обладать существенными налоговыми льготами, которые полностью не используются по тем или иным причинам;

6) личные мотивы управляющих - расширение бизнеса, власти и т.д.*(22);

7) стремление к завоеванию большей доли рынка*(23);

8) повышение эффективности производства.

В то же время необходимо отметить, что не все сделки по слияниям и поглощениям приводят к желаемому экономическому эффекту, не всегда приводят к созданию стратегического преимущества, дают новые возможности для развития. Исследования результатов деятельности вновь образованных организаций при слиянии и поглощении показывают, что:

- 61% слияний не окупает вложенных в них средств (Mergers & Acquisitions Journal, 1998 г.);

- 57% объединившихся компаний отстают в своем развитии от других субъектов данного рынка и вновь разделяются на самостоятельные корпоративные единицы (PriceWaterhouse, исследование 300 слияний за 1987-1997 гг.);

- менее 20% объединившихся компаний достигают желаемых финансовых или стратегических целей (Marks, Mirvis, исследование 50 интеграционных процессов, 1982-1997 гг.);

- 53% крупнейших слияний и поглощений приводят к снижению акционерной стоимости компании, 30% - практически на нее не влияют и только 17% - ее создают (Zweig, 1995 г.);

- как правило, поглощения не создают добавочную стоимость для собственников поглощающей фирмы (Haspeslagh, Jemison, обзор исследований финансовых результатов слияний и поглощений за 1962-1992 гг.)*(24).

 

1.4. Правовые способы слияний и поглощений в практике Европейского Союза

 

Детально рассмотрев понятия, классификации, основные мотивы и причины сделок по слияниям и поглощениям, проанализируем существующие правовые формы слияний и поглощений в зарубежной практике.

В зарубежной практике регламентируются различные способы слияний акционерных обществ. В частности, в Директиве N 78/855/ЕЭС от 9 октября 1978 г.*(25), рассматриваются два способа слияния:

- первый способ - организация слияния путем поглощения одного или нескольких обществ;

- второй способ - слияние путем учреждения нового общества.

Под слиянием путем поглощения понимается операция, посредством которой одно или несколько обществ в результате роспуска без ликвидации передают другому обществу все свои имущественные активы и пассивы при условии предоставления акционерам поглощаемого общества (поглощаемых обществ) акций поглощающего общества и, возможно, денежной компенсации в размере, не превышающем 10% номинальной стоимости предоставленных акций либо - при отсутствии номинальной стоимости - их учетной цены.

 

***

 

В качестве примера слияния путем поглощения можно привести сделку, заключенную в 2006 г. между Seagate и Maxtor. В результате слияния путем поглощения держатели акций Maxtor получили 16%, а держатели акций Seagate - 84% акций объединенной компании. Сумма сделки составила около 1,9 млрд. долл.

 

***

 

Процедуру слияния путем поглощения можно условно разделить на несколько этапов.

Этап первый - принятие решения о необходимости осуществления процедуры слияния путем поглощения. Это один из значимых этапов, так как на нем разрабатываются все документы, которые в дальнейшем представляются акционерам общества для принятия решения о проведении слияния путем поглощения. Ключевой документ - проект слияния. Он, как минимум, содержит следующие данные:

а) организационно-правовую форму, наименование и место нахождения сливающихся обществ;

б) курс, по которому будет производиться обмен акций, и при необходимости размер денежной компенсации;

в) порядок предоставления акций поглощающего общества;

г) дату, начиная с которой упомянутые акции дают право участвовать в распределении прибылей, а также любые специальные условия в отношении данного права;

д) дату, начиная с которой операции поглощаемого общества с точки зрения бухгалтерской отчетности признаются в качестве операций, совершаемых от имени поглощающего общества;

е) права, которые поглощающее общество гарантирует акционерам, имеющим специальные права, и держателям иных чем акции ценных бумаг, либо меры, планируемые в отношении указанных лиц;

ж) любые виды специального вознаграждения экспертам, а также членам административных, руководящих, наблюдательных или контрольных органов сливающихся обществ.

Другим важным документом, который готовят административные и руководящие органы, является письменный доклад. Письменный доклад детально и подробно обосновывает с юридической и экономической точек зрения проект слияния, курс, по которому будет производиться обмен акциями.

Третьим документом является письменное заключение экспертов. Применительно к каждому из сливающихся обществ один или несколько независимых от них экспертов, назначенных или одобренных судебным или административным органом, производят анализ проекта слияния и составляют письменное заключение, предназначенное акционерам.

В заключении эксперты в любом случае должны заявить о том, является ли, по их мнению, уместным и разумным курс, по которому будет производиться обмен акций, или нет. Это заявление должно, как минимум:

а) указать метод (методы), использованный для определения предложенного обменного курса;

б) указать, является ли этот метод (методы) адекватным в данном конкретном случае, и обозначить стоимости, к которым приводит каждый из этих методов; при этом должно быть высказано мнение по поводу относительной важности, придаваемой этим методам в определении окончательно избранной стоимости.

Кроме того, в случае возникновения каких-либо трудностей при проведении оценки, эти обстоятельства находят отражение в заключении.

При составлении экспертного заключения каждый эксперт наделяется правами по исследованию и изучению документов анализируемых обществ, эксперт вправе получать любые документы и иные полезные сведения, самостоятельно по своей инициативе проводить необходимые проверки.

Второй этап - ознакомление акционеров с подготовленными документами, подготовка к проведению собрания акционеров обществ. На данном этапе административные или руководящие органы акционерного общества не позднее одного месяца до дня проведения общего собрания, призванного вынести решение по проекту слияния, публикуют проект слияния в порядке, предусмотренном законодательством каждого государства-члена в соответствии со ст. 3 Первой директивы Совета Европейских Сообществ N 68/151/ЕЭС от 9 марта 1968 г. "О координации гарантий, которые требуются в государствах-членах от хозяйственных обществ в значении второго абзаца ст. 58 Договора для защиты интересов их участников и третьих лиц, с целью сделать эти гарантии эквивалентными"*(26). Кроме того, каждому акционеру, как минимум за месяц до дня проведения общего собрания, предоставляется право ознакомиться в месте нахождения общества, по крайней мере, со следующими документами:

а) проектом слияния;

б) ежегодной бухгалтерской отчетностью сливающихся обществ, а также их отчетами о хозяйственной деятельности за три последних финансовых года;

в) отчетом о состоянии счетов, подготовленным на дату не ранее первого числа третьего месяца, предшествующего дате составления проекта слияния, - в случае, если последние ежегодные бухгалтерские отчеты относятся к финансовому году, который окончился более чем за шесть месяцев до этой даты;

г) докладами административных или руководящих органов сливающихся обществ;

д) заключениями экспертов.

В Директиве N 78/855/ЕЭС особо отмечено, что каждый акционер безвозмездно и на основании простого требования может получить полную копию или, по его желанию, частичную копию вышеперечисленных документов.

Третий этап - проведение общих собраний акционеров, на которых решается вопрос об одобрении процедуры слияния. Слияние требует, как минимум, одобрения со стороны общего собрания каждого из сливающихся обществ. Законодательства государств-членов предусматривают, что это решение требует, как минимум, большинства в размере не менее 2/3 голосов, принадлежащих либо представленным ценным бумагам, либо представленному подписному капиталу (ст. 7 Директивы N 78/855/ЕЭС). Подлежащее принятию решение имеет своим предметом одобрение проекта слияния и, когда уместно, необходимые для осуществления слияния изменения устава.

Законодательство государства-члена может не требовать одобрения слияния со стороны общего собрания поглощающего общества, если выполнены следующие условия:

а) в отношении поглощающего общества предписанное директивой опубликование произведено, как минимум, за месяц до дня проведения общего собрания поглощаемого общества или поглощаемых обществ, призванного вынести решение по проекту слияния;

б) все акционеры поглощающего общества, как минимум за месяц до дня проведения собрания были вправе ознакомиться в месте нахождения этого общества с документами, предусмотренными в § 1 ст. 11 директивы;

в) один или несколько акционеров поглощающего общества, располагающие акциями в отношении минимальной процентной доли подписного капитала, должны были иметь право обеспечивать созыв общего собрания поглощающего общества, призванного вынести решение об одобрении слияния. Эта минимальная процентная доля не может устанавливаться в размере более 5%. Однако государства-члены могут предусмотреть, что акции без права голоса исключаются из расчета этой процентной доли.

Также собрание не требуется в случае слияния путем поглощения одного или нескольких обществ другим обществом, которое является владельцем 90% или более, но не всех их соответствующих акций и других ценных бумаг, дающих право голоса на общем собрании, государства-члены могут не требовать одобрения слияния со стороны общего собрания поглощающего общества, если, как минимум, выполнены следующие условия:

а) в отношении поглощающего общества предписанное директивой опубликование произведено, как минимум, за месяц до дня проведения общего собрания поглощаемого общества или поглощаемых обществ, призванного вынести решение по проекту слияния;

б) все акционеры поглощающего общества, как минимум за месяц до дня проведения собрания, вправе ознакомиться в месте нахождения этого общества с документами, предусмотренными директивой.

В ст. 16 Директивы N 78/855/ЕЭС особо отмечено, что если законодательство государства-члена не предусматривает в отношении слияний предварительный судебный или административный контроль законности либо если такой контроль не распространяется на все акты, необходимые для слияния, то протоколы общих собраний, которые принимают решение о слиянии, и, когда уместно, заключенный после этих общих собраний договор о слиянии составляются в нотариальной форме. В случаях, когда слияние не требует одобрения со стороны общих собраний всех сливающихся обществ, проект слияния должен составляться в нотариальной форме. Нотариус или орган, компетентный составлять нотариальный акт, должен проверить и удостоверить существование и законность актов и формальностей, подлежащих совершению обществом, для которого он составляет официальные документы, и проекта слияния.

При проведении процедуры слияния путем поглощения особое внимание уделяется правам работникам каждого из сливающихся обществ, кредиторов, акционеров обществ. Так, защита прав работников каждого из сливающихся обществ организуется в соответствии с Директивой N 77/187/ЕЭС от 14 февраля 1977 г. "О сближении законодательства государств-членов относительно защиты прав работников в случаях передачи предприятий, бизнеса или части предприятия или бизнеса", а также Директивой Совета N 2001/23/ЕС от 12 марта 2001 г. "О сближении законодательства государств-членов относительно защиты прав работников в случаях передачи предприятий, бизнеса или части предприятия или бизнеса"*(27). В Директиве Совета N 2001/23/ЕС особо указывается, что ее положения применяются при любой передаче предприятий, бизнеса или части предприятия или бизнеса другому работодателю вследствие правопреемства или слияния.

Основные принципы, заложенные в данной директиве, состоят в том, что:

передача предприятия, бизнеса или части предприятия или бизнеса не является основанием для увольнения работников правообладателем или правопреемником;

существующие на день передачи права и обязанности работодателя, вытекающие из трудового договора или трудовых отношений, переходят правопреемнику вследствие передачи;

правопреемник продолжает придерживаться условий коллективного соглашения в том же объеме, что существовал по отношению к правообладателю до расторжения или истечения срока его действия, либо до вступления в силу или применения другого коллективного соглашения;

если трудовой договор или трудовые отношения нарушаются по причине того, что передача влечет существенное изменение условий труда в ущерб работнику, то за прекращение таких трудовых контрактов или трудовых отношений ответственен работодатель;

работники должны быть информированы надлежащим образом. Правообладатель и правопреемник информируют представителей работников, права которых затронуты, с учетом следующих обстоятельств: даты или предполагаемой даты передачи, причины передачи, юридических, экономических и социальных последствий передачи, возникших для работников, любых мер, предусмотренных относительно самих работников. Правообладатель обязан сообщить данную информацию представителям своих работников в надлежащее время до осуществления передачи. Правопреемник обязан сообщить данную информацию представителям своих работников в надлежащее время и в любом случае ранее, чем условия их работы будут непосредственно затронуты передачей.

Кроме того, законодательства государств-членов, ратифицировавших рассматриваемую Директиву N 78/855/ЕЭС, должны предусматривать адекватную систему защиты интересов кредиторов сливающихся обществ в отношении обязательств перед ними, которые возникли до опубликования проекта слияния и срок действия которых еще не истек к моменту данного опубликования. С этой целью законодательства государств-членов предусматривают, как минимум, что кредиторы вправе получать адекватные гарантии, если финансовое состояние сливающихся обществ делает такую защиту необходимой, а кредиторы уже не располагают подобными гарантиями. Защита может иметь различный характер для кредиторов поглощающего общества и кредиторов поглощаемого общества. Директивой N 78/855/ЕЭС регламентируются правовые последствия процедуры слияния путем поглощения. Так, в соответствии со ст. 19 рассматриваемой директивы в результате процедуры слияния наступают одновременно следующие последствия:

универсальное правопреемство как между поглощаемым обществом и поглощающим обществом, так и по отношению к третьим лицам всех имущественных активов и пассивов от поглощаемого общества к поглощающему обществу;

акционеры поглощаемого общества становятся акционерами поглощающего общества;

поглощаемое общество прекращает существование.

Под слиянием путем учреждения нового общества в Директиве N 78/855/ЕЭС признается операция, посредством которой несколько обществ в результате своего роспуска без ликвидации передают учреждаемому ими обществу все свои имущественные активы и пассивы при условии предоставления их акционерам акций нового общества и, возможно, денежной компенсации в размере, не превышающем 10% номинальной стоимости предоставленных акций либо - при отсутствии номинальной стоимости - их учетной цены.

Процедура слияния путем учреждения нового общества аналогична процедуре слияния путем поглощения.

Одной из существующих правовых форм слияний и поглощений являются трансграничные слияния и поглощения, появившиеся в результате глобализации мирового рынка.

Экономическая интеграция неизбежно приводит к сотрудничеству и объединению хозяйственных обществ, принадлежащих к юрисдикции разных государств. Нормативным актом, регулирующим процесс и условия трансграничных слияний, является Десятая директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2005/56/ЕС от 26 октября 2005 г. "О трансграничных слияниях хозяйственных обществ, основанных на объединении капиталов"*(28).

Основная цель, которую преследовали европейские законодатели, состояла в том, чтобы избежать многочисленных трудностей на законодательном и административном уровне при трансграничном слиянии. В этой директиве дается легальное определение "трансграничного слияния". Под трансграничным слиянием понимаются слияния хозяйственных обществ, основанных на объединении капиталов, которые учреждены в соответствии с законодательством любого государства-члена и имеют свой юридический адрес, свою центральную администрацию или свое головное предприятие внутри Сообщества, если не менее двух из них подчиняются законодательству разных государств-членов.

В рамках Директивы 2005/56/ЕС под слиянием понимаются следующие виды операций:

а) одно или несколько обществ в результате и в момент своего роспуска без ликвидации активно или пассивно передают все свое имущество другому уже существующему обществу - поглощающему обществу - посредством наделения своих участников ценными бумагами или долями, представляющими капитал этого другого общества, а также, возможно, денежной компенсацией в размере, не превышающем 10% номинальной стоимости либо - при отсутствии номинальной стоимости - учетной цены подобных ценных бумаг или долей;

б) два или большее число обществ в результате и в момент своего роспуска без ликвидации активно или пассивно передают все свое имущество учреждаемому ими обществу - новому обществу - посредством наделения своих участников ценными бумагами или долями, представляющими капитал этого нового общества, а также, возможно, денежной компенсацией в размере, не превышающем 10% номинальной стоимости либо - при отсутствии номинальной стоимости - учетной цены подобных ценных бумаг или долей;

в) одно общество в результате и в момент своего роспуска без ликвидации активно или пассивно передает все свое имущество обществу, которое выступает держателем всех ценных бумаг или долей, представляющих его капитал.

Трансграничные слияния базируются на следующих основных принципах:

открытость сведений. Так, для защиты интересов участников хозяйственных обществ и третьих лиц проект трансграничного слияния и осуществление слияния подлежат обнародованию посредством записи в соответствующем публичном реестре;

приоритетность национального законодательства. В Директиве 2005/56/ЕС предусмотрено, что каждое хозяйственное общество, участвующее в трансграничном слиянии, а также каждое заинтересованное третье лицо продолжают подчиняться положениям и формальностям того национального законодательства, которое применялось бы в случае национального слияния;

проведение независимого исследования. Так, законодательство всех государств-членов в отношении каждого из сливающихся обществ предусматривает подготовку на национальном уровне заключения о проекте трансграничного слияния со стороны одного или нескольких экспертов;

подконтрольность национальному органу. Так, контроль за завершением и законностью процесса принятия решений в рамках каждого из сливающихся обществ проводится национальным органом, компетентным в отношении каждого из этих обществ, в то время как контроль за завершением и законностью трансграничного слияния проводится национальным органом, компетентным в отношении хозяйственного общества, которое выступает результатом трансграничного слияния. В качестве соответствующего национального органа может выступать суд, нотариус или любой другой компетентный орган, назначенный заинтересованным государством-членом;

правовой безопасности. В директиве указано, что для защиты интересов участников хозяйственных обществ и третьих лиц следует определить правовые последствия трансграничного слияния, устанавливая различия в зависимости от того, является ли хозяйственное общество, которое выступает результатом слияния, поглощающим или новым обществом. В интересах правовой безопасности следует запретить признавать трансграничное слияние ничтожным после дня его вступления в силу;

защита прав работников.

Процедура трансграничных слияний схожа с вышеописанной процедурой, регламентируемой Директивой Совета Европейских Сообществ N 78/855/ЕЭС от 9 октября 1978 г.

Что касается различий, то они состоят в повышенном контроле.

- Во-первых, каждое государство назначает суд, нотариуса или любой другой орган, уполномоченный контролировать законность трансграничного слияния применительно к той части процедуры, которая относится к осуществлению трансграничного слияния и, когда уместно, к учреждению нового общества, выступающего результатом трансграничного слияния, если последнее подчиняется его национальному законодательству. Соответствующий орган удостоверяется в том, что сливающиеся общества одобрили совместный проект трансграничного слияния в идентичной редакции, порядок участия работников в управлении, предусмотренный ст. 16 Десятой директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2005/56/ЕС от 26 октября 2005 г. "О трансграничных слияниях хозяйственных обществ, основанных на объединении капиталов".

- Во-вторых, каждому из сливающихся обществ контролирующий орган выдает сертификат, который бесспорно удостоверяет правильное выполнение действий и формальностей, предшествующих слиянию.

 

1.5. Правовые способы слияний и поглощений в России

 

В российском законодательстве аналогами вышеописанных процедур "слияния путем поглощения" и "слияния путем учреждения нового общества", предусмотренных Директивой Совета Европейских Сообществ от 9 октября 1978 г. N 78/855/ЕЭС, служат процедуры реорганизации юридических лиц в форме присоединения и слияния обществ.

В российской практике процессы слияния (поглощения) юридических лиц также достаточно непросты. Процедурно реорганизацию в форме слияния (поглощения, присоединения) условно можно разделить на следующие этапы (на примере акционерного общества):

1) подготовка проекта договора о слиянии (присоединении), его согласование со всеми участниками реорганизации;

2) оценка стоимости акций независимым оценщиком;

3) подготовка обоснования условий и порядка слияния обществ и иных необходимых материалов;

4) получение согласия антимонопольного органа на проведение слияния (присоединения) в случаях, предусмотренных законодательством о конкуренции;

5) проведение инвентаризации;

6) подготовка устава нового общества и передаточного акта;

7) проведение заседания совета директоров общества для принятия решения о созыве общего собрания акционеров и утверждение повестки дня этого собрания;

8) составление списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;

9) сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров;

10) проведение общего собрания акционеров с принятием соответствующего решения;

11) письменное сообщение о принятом решении в налоговый орган по месту нахождения общества в срок не позднее трех дней с даты принятия решения;

12) предоставление акционерам, включенным в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, отчета об итогах голосования;

13) письменное уведомление кредиторов о принятом решении и опубликование сообщения об этом в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юр

Конструктор сайтов - uCoz