М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Как работает ювенальная юстиция во Франции

 

Первый ювенальный суд во Франции появился в 1914 г. Была создана автономная система судов для несовершеннолетних, которая включала не только институт единоличного судьи, но также суд присяжных по делам несовершеннолетних. Сам процесс внедрения ювенальной юстиции во Франции достаточно необычен: если в большинстве стран Европы пропагандой ювенальной юстиции занимались педагоги и психологи, то во Франции большой вклад внес инженер Эдуард Жюлье, побывавший в США и по возвращении на родину, в феврале 1906 г., сделавший в парижском социальном музее доклад на эту тему.

Постепенно во Франции была разработана модель, которая учитывала и национальный опыт, и национальную правовую систему. Надзор за несовершеннолетними обвиняемыми поручался специальным чиновникам судебной полиции. Следственный судья, с согласия прокурора, мог оставить несовершеннолетнего в семье или поместить его в специальное воспитательное учреждение. Одновременно стали создаваться опекунские советы, которые занимались несовершеннолетними, изъятыми из юрисдикции уголовного суда, то есть детьми до 12 лет. Эти советы вошли в систему гражданской судебной юрисдикции.

Особенность ювенальной юстиции во Франции и в том, что с самого начала ее возникновения ювенальные суды стали действовать в строгом соответствии с уголовно-процессуальными нормами.

Современную систему ювенальной юстиции во Франции регулирует Закон N 45-174 от 2 февраля 1945 года о правонарушениях несовершеннолетних. Закон устанавливает, что воспитание (ресоциализация) подростка, совершившего правонарушения, важнее, чем уголовные санкции, и признает право малолетних правонарушителей на воспитание.

В соответствии с этим Законом задачами ювенальной юстиции во Франции являются:

- восстановление социальных связей молодых людей;

- борьба против детской преступности;

- эффективная защита молодежи, находящейся в группе риска;

- социальное сопровождение молодежи и несовершеннолетних для улучшения ресоциализации.

Так как целью этого закона было включение молодежи в жизнь общества, то воспитание под наблюдением исправительных административных служб с тех пор является особым направлением деятельности министерства юстиции. Оно видит свою задачу в том, чтобы закрепить приоритет воспитания несовершеннолетних перед их наказанием.

Вслед за тем Закон от 23 декабря 1958 года, касающийся детей группы риска, установил, что возможность вмешательства судей и института судебной защиты распространяется на всех детей, чье здоровье, безопасность или нравственность находятся под угрозой и чье воспитание находится в опасности. После такого решения Управление Воспитания Несовершеннолетних, находящихся под надзором (кураторством), получило название - Судебная Защита Молодежи (СЗМ).

Сегодня судья ювенального суда Парижа (район Сенсети) Софи Уэт, у которой я брала интервью, полагает, что "с 1945 года произошло множество изменений в законодательстве, и можно сказать, что в настоящее время к несовершеннолетним правонарушителям осуществляется более жесткий подход, чем, например, 20 лет назад. Такие изменения связаны, прежде всего, с реакцией общества, которое стало жестче относиться и к преступности в целом, и к несовершеннолетним, в частности. Такого взгляда придерживаются и политики, считая, что несовершеннолетних нужно наказывать. Хотя судейское сообщество старается не забывать о Законе от 2 февраля 1945 года, который закрепил приоритет воспитания перед наказанием..."

Согласно французскому уголовному праву, принята следующая классификация правонарушений: простое правонарушение, проступок, преступление. Им соответствуют и три вида детских судов: судья (магистрат) для детей; ювенальный трибунал; ювенальный суд присяжных. Кроме этого, учитывается признак персональной подсудности - только по достижении возраста 16 лет дела несовершеннолетних могут рассматриваться ювенальным судом присяжных.

На каждого судью возлагается миссия защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей. Не допускается передача дела несовершеннолетнего в суд общей юрисдикции. Все виды правонарушений несовершеннолетних подсудны только и исключительно ювенальным судам.

Единоличным ювенальным судьей в менее официальной обстановке (в кабинете судьи) рассматриваются дела детей до 13 лет в рамках оказания воспитательной помощи, дела о правонарушениях несовершеннолетних, а также дела по отдельным преступлениям (кроме тяжких). Такое правосудие получило название "кабинетное правосудие".

Детский судья назначается каждые три года с правом возобновления срока полномочий. Количество судей в разных регионах Франции различно. Так, например, в самом крупном суде Парижа (район Сенсети) рассматривается половина всех дел несовершеннолетних в регионе. За год одним ювенальным судьей рассматривается до 600 дел (уголовных и гражданских). В суде работает 12 судей, но в скором времени их будет 14, так как нагрузка на каждого судью слишком велика.

Дела несовершеннолетних, обвиняемых в тяжких преступлениях, а также совершивших преступление повторно, рассматриваются в зале судебных заседаний. При этом все заседания по делам несовершеннолетних считаются закрытыми. Участвовать в них может только воспитатель СЗМ, который работал с несовершеннолетним и его семьей на стадии следствия. Участие адвоката обязательно.

Ювенальная юстиция во Франции охватывает все стадии правосудия - от следствия до исполнения воспитательной меры или контроля за исполнением наказания в отношении несовершеннолетнего. Факт задержания в полиции несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, сообщается ювенальному прокурору (такая должность имеется при больших ювенальных судах) или обычному прокурору (в небольших судах). Прокурор встречается с несовершеннолетним и связывается с ювенальным судьей, чтобы решить дальнейшую судьбу подростка: изъять его из семьи, поместить под воспитательный надзор или во временное заключение. Все допросы несовершеннолетнего фиксируются на видеокамеру, присутствие адвоката обязательно. Судья на этой ознакомительной стадии приглашает несовершеннолетнего к себе в кабинет, беседует с ним, изучает его жизненные обстоятельства. Для этого при суде существует специальная воспитательная служба (СЗМ). Таким образом, в Министерстве юстиции есть две структуры: ювенальные суды и СЗМ, которая исполняет решение судьи. СЗМ имеет необходимые материальные, организационные и человеческие ресурсы, чтобы качественно исполнять решения суда. СЗМ отвечает за подростков, которые совершают правонарушения, а также за всех несовершеннолетних группы риска.

 

Воспитательная Служба при суде

Воспитательная служба при суде - это структура СЗМ. Напрмиер, в воспитательной службе СЗМ в районе Сенсети работает 9 воспитателей, все они - сотрудники Министерства юстиции. По закону эта служба обязана заниматься детьми, по которым принято решение о задержании до суда. Но на практике сотрудники воспитательной службы встречаются со всеми детьми, даже если им не назначено предварительное заключение. Воспитатели знакомятся с ребенком до его встречи с судьей. Они не только выясняют обстоятельства правонарушения, но и изучают социальное положение правонарушителя в целом. Воспитатели при суде получают задания от судьи и информируют его о результатах работы. Родители и несовершеннолетние обязаны подчиняться их решениям, при этом воспитатели наблюдают за поведением несовершеннолетнего до суда, а их отчеты влияют на решение по делу. Такие воспитатели оказывают подросткам реальную помощь.

Воспитатель может предложить судье социальное сопровождение несовершеннолетнего на длительный срок, если становится известно, что у подростка есть проблемы в семье. Если судья поддерживает такое решение, то до суда социальное сопровождение ребенку оказывает воспитательная служба при суде, а далее - другие структуры, которые определяет судья, но чаще всего это социальные службы по месту жительства подростка. В районе Сенсети есть восемь Воспитательных центров помощи несовершеннолетним дневного пребывания. Воспитатели ходят по домам, встречаются с детьми, с их родителями, а сам подросток посещает Центр дневного пребывания. Как обязательное социальное сопровождение предоставляется только в том случае, когда подросток впервые попал в поле зрение юстиции. Если подросток отказывается от воспитательных мер, к нему могут быть применены более строгие санкции вплоть до лишения свободы. До принятия окончательного решения судье важно определить, будут ли эффективны воспитательные меры.

Когда ювенальный судья принимает решение о предварительном заключении, воспитательная служба обычно предлагает альтернативные меры (эту работу можно сравнить с работой адвоката, но в данном случае речь идет не о юридических тонкостях, а о воспитательных). Однако окончательное решение принимает судья. По мнению Софии Уэт, "...судья ювенального суда должен обладать достаточными знаниями в области детской психологии и педагогики, но оставаться судьей, не превращаясь ни в суперпсихолога, ни в супервоспитателя, действовать строго в рамках закона - и в этом гарантия соблюдения прав человека..."

Альтернативные меры включают не только помещение подростка в воспитательное учреждение, но там, где это возможно, - сохранение его связи с семьей, в том числе совместное проживание. Например, если пострадавший живет в одном районе с несовершеннолетним правонарушителем, то для его защиты судья может вынести решение о переезде правонарушителя к родственникам, проживающим в другом районе.

В структуре СЗМ есть и отдельные воспитатели, и специальные учреждения. Воспитатели СЗМ могут работать и в государственных структурах, и в НПО, имеющих лицензию на этот вид деятельности. Наказание осуществляют только государственные учреждения.

В системе ювенальной юстиции существуют учреждения разного профиля:

- учреждения, в которые помещают детей, совершивших преступления;

- учреждения для детей, которым нужен полный отрыв от среды (когда известно, что негативное воздействие семьи или окружения не прекратится, если подросток останется в своем районе);

а также несовершеннолетних могут вывезти за границу (на срок от 3 до 6 месяцев).

Например, их отправляют в Африку с гуманитарной миссией, где подростки под надзором воспитателя строят школу, колодец и т.д.

 

Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним

Это могут быть меры, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, и меры, применяемые к несовершеннолетним группы риска или молодежи, находящейся в опасности. Судья может применить: кураторство (надзор) за несовершеннолетним в семье; помещение в учреждение для несовершеннолетних; помещение в тюрьму.

Что касается возраста несовершеннолетних правонарушителей, то любой подросток, независимо от возраста, может предстать перед ювенальным судьей; но только по достижении им тринадцати лет ювенальный судья может назначить ему наказание или другую альтернативную меру. До тринадцати лет ювенальный судья до недавнего времени назначал только воспитательные меры. В марте 2002 года вышел новый закон, согласно которому к несовершеннолетним в возрасте от 10 до 13 лет можно применять наказательные меры (так называемые воспитательные санкции).

Если воспитательные меры предполагают возвращение к родителям, выговор, возмещение вреда, кураторство, воспитательную опеку, назначение судебной протекции, помещение в учреждение и др., то воспитательная санкция - это, например, возмещение убытков или оказание помощи пострадавшим, запрет на посещение отдельных мест или общения с определенными людьми и др.

По отношению к несовершеннолетним старше 13 лет суд может назначить наказание: срок лишения свободы с отсрочкой или без отсрочки, штраф, общественные работы (для несовершеннолетних старше 16 лет). Средний срок лишения свободы для несовершеннолетних составляет 1 месяц.

Приведу пример: несовершеннолетний разбил лампу в метро. Проводится расследование, и при изучении обстоятельств становится известным, что в семье ситуация неблагополучная (разногласия, нет контакта между родителями и ребенком). В этом случае назначается представитель, который приходит в семью несовершеннолетнего. Он может до суда назначить восстановительную меру - подросток, его родители и представитель службы метро встречаются, обсуждают ситуацию и принимают решение, что подросток должен починить лампу. Если окажется, что для него этого недостаточно, то может быть принято решение о направлении его в какую-либо общественную организацию для выполнения общественных работ.

Когда подросток в возрасте от 13 до 18 лет совершил кражу впервые, его только предупреждают. Ювенальный судья должен принять все меры, чтобы избежать наказания. Семья и несовершеннолетний должны возместить ущерб, что зависит и от суммы убытков, и от возможностей семьи. Если у родителей есть страховка по гражданской ответственности, платит страховщик. Все решается индивидуально в каждом случае, но с 13 лет подросток должен сам нести ответственность и возмещать ущерб.

Ситуации вновь поясняет Софи Уэйт: "...бывают случаи, когда подростку дают первое предупреждение и больше его никто не видит в системе юстиции, но, к сожалению, сейчас во Франции нарастает тенденция к ужесточению мер. При этом закон не ограничивает в количестве предупреждений, которое можно дать до того, как перейти к более жестким мерам - это ответственность судьи". Наказание же судья не может назначить сам. В том случае, когда наказание по статье превышает семь лет лишения свободы, дело рассматривается перед трибуналом: ювенальный судья и асессоры. С 2004 г. во Франции предусмотрена должность ювенального судьи, который исполняет наказание. Ранее это был общий судья и для детей, и для взрослых... С 2003 г. в СИЗО, в тюрьмах (в отделениях для несовершеннолетних) работают воспитатели СЗМ совместно с воспитателями пенитенциарных учреждений.

После освобождения несовершеннолетнего СЗМ назначает ему другого воспитателя, который контролирует его поведение и поддерживает связь со всеми учреждениями, с которыми несовершеннолетний должен вступить в контакт...

Вообще, тюремная санкция сегодня не является особо эффективной. По замечанию Софи Уэт, много ситуаций, когда просто не знаешь, что делать с несовершеннолетним: "Тюрьма не является способом воспитания, в ней нельзя стать лучше, и теперь, когда условия содержания в тюрьме достаточно хорошие, у ребенка даже не возникает страха перед тем, что он попадет туда снова".

Ювенальные структуры, входящие в Службу Защиты молодежи (СЗМ) Министерства Юстиции Франции*

* Глава по ювенальным структурам Франции подготовлена по материалам "Каритас-Франции"

Воспитательные службы при суде

Следят за выполнением воспитательных мер в открытой среде (когда подросток находится в семье, но за семьей устанавливается кураторство). Осуществляют кураторство и в случае тюремного заключения. Также предоставляют консультации несовершеннолетним и членам их семей.

Общежития и воспитательные Центры

Принимают под опеку молодых правонарушителей. Чаще всего имеют около 12 жилых мест. Предлагают конкретные решения в каждой трудной ситуации, возникшей у несовершеннолетнего.

Центр усиленного воспитания

Структура, в которой на протяжении 2 или 3 месяцев молодые люди живут под присмотром воспитателей (на 1 воспитателя 2 несовершеннолетних, всего в Центре 6 воспитателей). В Центре разрабатывается программа по возвращению несовершеннолетнего в активную жизнь, для чего создаются условия - занятия спортом, общественные работы, привлечение интереса к определенным профессиям, к продолжению образования и т.д.

Центр срочного размещения

В эти центры в любой момент могут принять молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в основном правонарушителей. Их принимает команда из воспитателей различного образования: психолог, директор, повар и т. д. Жизнь организована внутри Центра, выход в город контролируется, и молодых людей на прогулках сопровождают воспитатели. В Центре они находятся 3-4 месяца, до тех пор, пока не будет разработана программа их возвращения в активную жизнь.

Воспитательные центры в открытой среде

Занимаются сопровождением и наблюдением за семьей и несовершеннолетним с целью оказания помощи магистрату (судье) в принятии правильного решения. Они работают как с несовершеннолетним, так и с его семьей и с ближайшим окружением подростка.

Центры дневного пребывания

Предназначены для реализации программ в открытой среде. Они предлагают воспитательные, образовательные программы и профессиональное обучение. Занимаются ликвидацией безграмотности.

Закрытые воспитательные Центры

Эти Центры отличаются от тюрем. В них может проживать около 10 несовершеннолетних под строгим контролем, но с возможностью выхода за пределы учреждения. Пребывание обычно длится 6 месяцев и может быть продлено один раз. Для несовершеннолетних, проживающих в этих Центрах, разработаны специальные программы. В том случае, если несовершеннолетний не соблюдает правил, установленных Центром, или совершает побег, он может быть переведен в специальное отделение тюрьмы.

Общественный сектор, уполномоченный государством на такую деятельность

Почти две трети несовершеннолетних правонарушителей берутся под опеку общественным сектором. Несовершеннолетние, которым еще не исполнилось 13 лет, чаще всего попадают именно в такие учреждения.

Они предлагают:

- общежития, интернаты или фостерные семьи, которые берут под опеку детей;

- службы сопровождения.

В этих службах занято около 25000 человек.

 

Центр усиленного воспитания для молодежи при неправительственной организации "Лэскаль"

* Из беседы с КарольРоген, директором Центра усиленного воспитания (проект "Цирк" НПО "Лескаль").

Центр усиленного воспитания для молодежи при неправительственной организации "Лэскаль" ("Пристанище") имеет государственную аккредитацию и лицензию для работы с несовершеннолетними правонарушителями, финансируется Министерством юстиции Франции.

Во Франции неправительственная организация наравне с государственными структурами может подать заявку в префектуру, где специальная комиссия рассматривает проекты и отбирает лучшие. Каждые 5 лет конкурс возобновляется.

В число программ "Лэскаль" входит Центр усиленного воспитания для молодежи. Решение о помещении в этот Центр выносит судья ювенального суда. Сюда помещаются несовершеннолетние, несколько раз нарушившие закон, или те, кто совершил тяжкие преступления.

Этот Центр работает по программе "Цирк". Несовершеннолетнему предлагают в качестве воспитательной меры поработать в передвижном цирке (шапито). Такого рода цирки распространены на юге Франции, в течение года они кочуют вдоль морского побережья с гастролями.

Судья использует для воспитания "фактор неожиданности": представитель Центра забирает подростка прямо из зала суда (авиабилеты приобретены заранее) и мчится с ним на юг Франции, в цирк, не давая даже зайти домой. Если подросток зайдет домой за одеждой, пообщается с семьей, воспитателю будет сложнее влиять на него.

Кочевые цирки - это семейные предприятия, где у каждого есть свое место, каждый заинтересован в результатах работы, существует атмосфера взаимного уважения. В работе Центра есть принцип, своего рода договоренность, контракт с ребенком - мы предоставляем тебе жилье, работу, общение, интересный круг людей и дружбу, а ты должен работать и выполнять свои обязательства. Но несовершеннолетний может отказаться на свой страх и риск. Хотя в цирке подросток находится в постоянном контакте с воспитателем, он имеет возможность убежать. Правда, в истории этого Центра побегов не было.

На одного воспитателя в Центре приходится два воспитанника. (В обычном воспитательном центре на 1 воспитателя - 8 детей.) И воспитатели, и воспитанники работают в цирке, ведь только в совместной работе можно достичь доверия. Этот центр рассчитан на прием 16 несовершеннолетних.

В цирк принимают и юношей, и девушек (с девушками работают женщины-воспитатели). 10% правонарушителей - девушки.

Для таких детей важна двигательная и эмоциональная активность, но принцип "работа для работы" здесь не подходит, цель - показать, что можно жить по-другому, что существует интересная творческая работа, можно честно зарабатывать деньги... Подросток остается здесь 3 месяца, но может задержаться еще на 3 - решение принимает судья. Работая в цирке, подросток получает заработную плату - 20% от минимальной зарплаты во Франции, то есть примерно 200 евро, а также полное содержание и социальную страховку. Он получает сертификат о стажировке, то есть эта работа учитывается как стаж.

Несовершеннолетним приходится покидать цирк даже в том случае, когда они хотят остаться. Это происходит довольно часто, так как подросток не уверен в своем завтрашнем дне, в том, что ждет его по возвращении, а здесь ему комфортно.

Воспитатели тоже работают в цирке. Для возврата подростка к нормальной жизни нужны сильные личности - авторитетные взрослые. Это самое главное в ресоциализации, ведь у этих детей не было рядом значимых для них взрослых.

Найти воспитателей, которые согласятся и работать в цирке, и воспитывать несовершеннолетних правонарушителей - не так просто. Они работают здесь 150 дней в году (в других Центрах - 200 дней), заработная плата составляет примерно 2500 евро в месяц, на 40% больше, чем в других центрах. Они работают 14 дней круглосуточно, потом 12 дней отдыхают. В это время другие воспитатели занимаются подростком. Всего Центр имеет контракты с 8 цирками на юге Франции.

Зимой, когда цирки закрыты, используются другие виды ресоциализации, например лыжные базы. В одном месте на горнолыжной базе был организован ресторан быстрого питания, в другом месте есть манеж с лошадьми...

Средний возраст воспитателей - 30 лет, как правило, это мужчины (женщинам сложнее, так как надо жить в палатках, постоянно передвигаться). Воспитатели имеют высшее педагогическое образование по специальности "ресоциализационная педагогика".

В других подобных Центрах используются морские программы - работа на корабле в качестве юнги (отсюда сбежать невозможно); экологические программы; работа с животными, поездки за рубеж и др.

Когда подросток покидает Центр, за ним продолжают наблюдать...

В нашем разговоре судья Софи Уэт заметила: "Еще Платон, Августин говорили о преступлениях среди несовершеннолетних. И уровень жестокости был всегда одинаков, но уровень СМИ (а значит, получение информации населением) был другой. Во Франции мы не принимаем детскую преступность, а ведь без этого невозможно создать общество. Я работаю 13 лет судьей для несовершеннолетних и сейчас вижу, что, как и раньше, в суд попадают несовершеннолетние в одних и тех же ситуациях, но во Франции есть тенденция к тому, чтобы любой проблемный вопрос решать через суд. Если раньше конфликты в школе решали самостоятельно, то теперь обращаются в суд, что, конечно, влияет на статистику... Изменился взгляд на ребенка. Раньше считали, что подросток имеет право на ошибку - сейчас его начинают перевоспитывать..."

 

Центр фостерной семьи

Один из самых эффективных центров реабилитации подростков во Франции - это Центр фостерной семьи (государственное учреждение, входящее в СЗМ). В нем три структуры:

- служба фостерной семьи;

- сеть мини-квартир для подростков;

- общежитие для подростков, совершивших правонарушение;

Обычно несовершеннолетние (от 15 до 21 года) приписаны к Центру в течение 6 месяцев с возможным продлением еще на 6 месяцев - и так до двух лет. В то время как подросток находится в Центре, с его семьей проводится работа. Воспитатели анализируют, можно ли возвращать подростка домой или еще рано. Есть случаи, когда судья налагает на родителей подростка обязательство финансировать его проживание вне дома.

Общежития и квартиры входят в состав Центра с 1993 г., служба фостерной семьи открыта с 1998 г. Сейчас создается новая служба - фостерные семьи для несовершеннолетних с психическими отклонениями, ее задача - возвратить подростков домой, предварительно улучшив условия их жизни и адаптации. Ведь у несовершеннолетних растет процент психических отклонений, и надо искать выход из этой ситуации.

Фостерные семьи принимают на жительство детей-правонарушителей. В штат Центра входят воспитатели, которые работают с несовершеннолетними, и воспитатели, которые оказывают поддержку фостерным семьям. Организуются подготовительные курсы для тех, кто готов принять правонарушителей. В настоящее время в Центре зарегистрировано пятнадцать фостерных семей. Сначала семей было только семь, но они рассказывали другим о своем опыте, и число желающих возросло. Фостерные семьи - это обычные семьи, в них могут быть и собственные дети (не более трех).

В фостерные семьи несовершеннолетние могут попасть с 13,5 лет, но в особых случаях и с 11 лет, и могут оставаться до 18 лет или даже до 21 года - это определяет судья. В среднем срок пребывания в такой семье - один год, минимальный срок - 48 часов, максимальный - 2,5 года.

Каждая семья заранее получет представление о подростке, которого хочет принять, после чего может и отказаться. В Центре хорошо знают "свои" семьи и, в зависимости от интересов подростка и его образования, предлагают наилучший вариант.

Такие семьи получают финансовую поддержку на содержание подростка - 26 евро в день, за те дни, когда несовершеннолетний присутствует в семье (если он сбежал, то содержание не платят). Но заработной платы они не получают, напротив, часто они берут на себя дополнительные расходы (например, покупают подростку одежду, проездной для поездок в школу и т. д.). Речь о доходах с этого "промысла" не идет, это не бизнес.

Фостерная семья - не просто удобное место жительства, здесь подросток устанавливает новые положительные эмоциональные контакты, вступает в общение. Со своей стороны, воспитатели следят, чтобы принятые в семью несовершеннолетние не были слишком требовательны в финансовом отношении. Отчет за средства, полученные на содержание подростка, от семьи не требуют, но сотрудники Центра наблюдают за ситуацией и делают выводы...

Контроль за ситуацией в фостерных семьях осуществляют воспитатели Центра: они ходят по домам, а в определенные дни и семья, и воспитанник приходят в Центр. Обычно воспитатели работают в паре (двойной контроль): с несовершеннолетним общается один воспитатель, семью посещает другой. Потом они вдвоем обсуждают проблемы подростка и семьи и принимают решения. Если, по их мнению, семья не справляется или есть риск нанести вред интересам подростка, то его изымают из семьи. Если сама семья считает, что не может больше заниматься несовершеннолетним, то, с разрешения судьи, его переведут в другую семью.

Фостерные семьи ищут с помощью объявлений, но чаще помогают сами фостерные семьи - люди делятся со своими друзьями и соседями и тем самым вызывают интерес, появляются новые семьи, которые хотят помочь неблагополучным детям.

Если не запретит судья, подросток имеет право встречаться со своей родной семьей (в выходные дни). Сотрудники Центра встречаются с родной семьей подростка, если ему разрешено посещать родственников. Фостерная семья и семья подростка не встречаются друг с другом.

Есть примеры, когда несовершеннолетний, уже став взрослым и самостоятельным, продолжает общаться с фостерной семьей, например, снимает рядом квартиру. Но, к сожалению, чаще подростки отказываются жить у "чужих" и предпочитают идти в тюрьму...

Я рассказала более подробно лишь о некоторых формах работы с подростками, совершившими правонарушения во Франции. Существуют еще и так называемые центры срочного размещения, и закрытые воспитательные центры (порой - альтернатива тюрьме), различные центры обучения молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, центры, где подростку пытаются помочь интегрироваться в общество, приучить к тому или иному виду труда... Вся эта микросеть контроля призвана "нормализовать" подростка.

Конечно, здесь возникает множество вопросов. И, может быть, самый главный - о новых, более продуманных и более тонких методах контроля над личностью подростка. Вопрос о благе и зле такого пристального общественного надзора.

Во Франции пошли по пути разнообразия форм и методов воздействия на юных правонарушителей. Сегодня здесь считают, что такой подход может помочь им познать себя и найти свое место в жизни.

 

Марианна Садовникова

Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz