М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Медиация во внешнеэкономической деятельности

 

В зарубежных странах медиация возникла достаточно давно и в настоящее время рассматривается как направление прикладной психологии и занимает все более значимое место. В российских научных источниках данный вид деятельности описан мало, хотя предпринимались попытки описать этот вид деятельности еще задолго до вступления в силу Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". В настоящее время предпринимаются попытки рассмотреть данный вид деятельности (медиацию) в различных сферах человеческой деятельности: при разрешении споров между физическими лицами, между физическими и юридическими лицами, между юридическими лицами, в банковской сфере, в страховой сфере и т.д. Сегодня медиация широко применяется в самых различных областях практики.

Медиацию можно рассматривать как специальный вид деятельности. Медиация (от латинского medius - занимать середину между двумя точками зрения либо сторонами, предлагать средний путь, держаться нейтрально, беспристрастно) является одним из способов разрешения конфликтов без применения силы и ведения поиска компромисса при помощи третьего лица. Медиация - процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса, который бы соответствовал их интересам. Медиация - это участие в конфликте нейтральной незаинтересованной стороны, которая авторитетна для всех конфликтующих участников. Медиаторы ведут процесс выяснения всех обстоятельств конкретного конфликта.

Цель медиатора - найти выход из конфликтной ситуации, способствуя принятию общего решения обеими сторонами. Используя все возможное, медиатор создает такие условия, чтобы точки зрения, интересы, пожелания и потребности конфликтующих сторон были высказаны, услышаны и поняты всеми, а аргументы проанализированы.

В самом общем виде данную деятельность (медиацию) определяют как решение проблемной или конфликтной ситуации путем переговоров с помощью третьей стороны, когда вступившие во взаимодействие индивиды, организации, группы не могут самостоятельно прийти к какому-либо взаимному соглашению. В роли медиатора, как правило, выступает один человек - медиатор, реже группа людей - медиаторов.

У медиатора нет власти, позволяющей ему оказывать давление и воздействовать психологически на стороны конфликта.

Основная работа медиатора заключается в поиске уникальных решений проблемы. Учитывая удовлетворение наиболее важных требований участников и исключая незначительные претензии и личные обиды, он должен подобрать индивидуальный "ключ" к каждому конфликтующему.

Медиация известна издревле, но в разных названиях. Ее корни уходят глубоко в древность, во времена племен и до государственного периода. В то далекое время в качестве медиаторов выступали старейшины родов, племен для нахождения консенсусов между конфликтующими сторонами. В такой же роли выступали и родители, которые пытались примерить поссорившихся детей.

Представление о медиации резко изменилось и преобразилось в начале 60-х годов XX в. в США. Интерес к медиации, как к прикладной психологии, становится более профессиональным. Улаживание и разрешение конфликтов между людьми или организациями становятся возможными и эффективными лишь в том случае, если каждый из этих людей независим и самостоятелен настолько, что ему не могут быть предписаны какие-либо решения сверху (непосредственно авторитарным путем), и вместе с тем настолько включен в социальные отношения, чтобы быть заинтересованным в успешном разрешении проблемы или конфликта.

Например, деятельность по медиации в США стала автономной в конце 80-х годов XX в. В США были проведены серьезные научные и прикладные исследования в этой области. Кроме того, в США выпускается множество изданий по данной тематике. В настоящее время медиация в США рассматривается, так же как и 30 лет назад, как одно из направлений прикладной психологии. Наиболее авторитетным изданием в США по медиации является "Ежеквартальный журнал по медиации" ("Mediation Quartly"). Он посвящен теории и практике медиации. Для осуществления практической деятельности по медиации в США созданы специальные службы, которые субсидируются правительством, общественными организациями, частными лицами. В США услугами профессиональных медиаторов пользуются в самых разных случаях: при разрешении семейных конфликтов, при разрешении конфликтов между гражданами, между организациями, между гражданами и организациями и т.п.

В медиации рассматривается множество направлений: коммерческие споры, внутрикорпоративные споры, споры в банковской и страховой сфере, трудовые споры, семейные споры, споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью, споры, возникающие в сфере образования, споры в области внешнеэкономической деятельности. Одно из таких приоритетных направлений - медиация во внешнеэкономической деятельности. Данное направление в современной российской литературе исследовано мало.

Для того чтобы рассмотреть процесс проведения процедуры медиации во внешнеэкономической деятельности, необходимо подробно остановиться на тех документах, по поводу которых могут возникать внешнеэкономические споры. Такие документы называются внешнеторговыми документами. Роль этих документов во внешнеэкономической деятельности преуменьшать нельзя. Существует два понятия:

Внешнеторговая документация - это документация, использующаяся во внешнеэкономической деятельности в целях заключения, оформления и исполнения внешнеторговой сделки.

Внешнеторговые документы - это документы, оформляемые на всех этапах товародвижения, с помощью которых осуществляются международные расчеты и платежи по контракту, свидетельствующие об оказании страховых, транспортных, экспедиторских (посреднических) услуг и предоставляемые на заключительном этапе сделки официальным органам для контроля правил вывоза, ввоза и транзита.

Основным внешнеторговым документом является договор купли-продажи, получивший в международной практике название внешнеторгового контракта. Каждый контракт имеет свою индивидуальность. Содержание контракта находится в прямой зависимости от характера совершаемой операции (экспорт, импорт, транзит), поставляемого товара, страны-контрагента, базисных условий поставки, форс-мажорных обстоятельств и разрешения спорных вопросов. Кроме того, важной частью успешной реализации международной коммерческой сделки является квалифицированное, правильное, корректное составление и оформление внешнеторговых документов на всех этапах движения товара от продавца к покупателю.

В соответствии с международной классификацией категории внешнеторговых документов можно распределить на несколько групп: документы коммерческих сделок, документы по платежам, документы по перевозке и связанные с ними услуги, а также официальный контроль правил вывоза, ввоза и транзита. Данные группы соответствуют этапам прохождения груза от продавца к покупателю. На каждом этапе оформляются различные документы, которые выполняют определенные функции.

Важную роль в разработке и установлении общих правил международной торговли играют международные экономические организации. Они осуществляют регулирование международной коммерческой практики, унификацию и гармонизацию международного торгового права. Цель такой унификации - сокращение юридических препятствий в международной торговле путем разработки и применения международно-правовых документов, принятых на межгосударственном уровне и касающихся вопросов международной купли-продажи товаров, транспортировки грузов, оформления документации, совершения торгово-посреднических операций. Регулирование международной коммерческой практики находится в компетенции следующих международных организаций:

- ЮНСИТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли;

- УНИДРУА - Международный институт унификации частного права;

- ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию;

- ЕЭК ООН - Европейская экономическая комиссия ООН;

- СЕФАКТ ООН - Центр ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям;

- МТП - Международная торговая палата;

- ВТО (WTO) - Всемирная торговая организация;

- ВТО (WCO) - Всемирная таможенная организация.

Российская Федерация активно участвует в работе ЮНСИТРАЛ, ЕЭК ООН, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ВОИС и других организаций по подготовке проектов международных конвенций и договоров. Все эти организации играют большую роль в толковании права каждого государства.

В процессе осуществления различного рода деятельности в сфере международного коммерческого оборота индивиды вступают между собой в различные общественные отношения.

К числу основных разновидностей внешнеторговых сделок относятся сделки международной купли-продажи товаров. Договор международной купли-продажи - один из наиболее широко используемых гражданско-правовых инструментов. Оформление отношений купли-продажи может иметь место как в общем режиме внешнеторговой деятельности государства и его национальных субъектов, так и в рамках особых ее направлений. В настоящее время возникает масса споров, вытекающих из данных договоров.

Альтернативных способов урегулирования споров насчитывается более двадцати. К ним относятся: консультации, переговоры, переговоры с помощью современных средств связи, мини-судебное разбирательство, посредничество, посредничество-арбитраж, третейский суд, частный судебный арбитраж, ускоренный арбитраж, примирительные процедуры, согласительные процедуры, добрые услуги, омбудсмен, экспертиза или заключение эксперта, независимая оценка вопросов права или фактов, предварительная независимая оценка обстоятельств дела, судебные конференции, инспекция или регулятивный орган, упрощенный суд присяжных, суды мелких исков, досудебные совещания по урегулированию споров и другие. В основном внесудебная практика разрешения коммерческих споров за рубежом осуществляется в трех формах: прямые переговоры сторон конфликта, медиация (посредничество с участием профессионального посредника - "медиатора"), третейские процедуры.

В отличие от стран Запада в России наиболее распространенным способом защиты нарушенных прав остается судебная форма защиты, хотя Конституция Российской Федерации предоставляет возможность гражданам самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (Часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации). В то же время государственный суд зачастую не является оптимальным для сторон спора способом разрешения их конфликта и часто приводит к высоким судебным издержкам, волоките, наносит вред деловым отношениям сторон и придает порой нежелательную огласку обстоятельствам спора. В государственном масштабе это также влечет серьезную перегрузку судебных органов, сказывающуюся на эффективности их работы. В Рекомендации N R (86)12 Комитета министров государствам - членам Совета Европы от 16 сентября 1986 г. относительно мер по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды предлагается содействовать примирению сторон как вне судебной системы, так и до или в ходе судебного разбирательства. На VII Всероссийском съезде судей в 2009 г. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов отметил, что активное развитие досудебного урегулирования споров и примирительных процедур поможет заметно снизить нагрузку судей, а в ответ получить ощутимое повышение качества их работы.

Проблема выбора средства для разрешения спора в большинстве случаев является обязательным этапом переговоров при обсуждении условий любой внешнеэкономической сделки. Существуют различные средства разрешения споров, и в их числе и медиация. Если же стороны сделки выбирают международный арбитраж в качестве такого средства, то в последующем проблемы правового регулирования процесса исполнения арбитражного решения в Российской Федерации не возникает. Это объясняется тем, что Россия является участницей Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, известной как Нью-Йоркская конвенция 1958 г., членами которой являются еще 125 государств. Более того, на основе этой Конвенции был принят Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". Закон был опубликован в "Российской газете" 14 августа 1993 г. N 156, и в соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5339-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации был переименован в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 августа 1993 г. N С-13/ОСЗ-268). По мнению ряда ученых, положения этих документов закрепляют основания для приведения в исполнение иностранного арбитражного решения в судах РФ.

История накопившего обширную судебную практику и самого известного и авторитетного на сегодняшний день российского арбитражного института (третейского суда), каковым, по общему признанию как в России, так и за рубежом, является МКАС при ТПП РФ, началась с события, значение которого для развития отечественного третейского суда в современных условиях трудно переоценить. Это связано с учреждением в 1932 г. Внешнеторговой арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате (ВТАК) в результате принятия союзного законодательного акта. Значение данного события для развития отечественной правовой системы ничуть не умаляется тем, что решалась вполне конкретная задача, которая состояла в необходимости обеспечить возможность для осуществления на территории СССР арбитражного рассмотрения споров, которые могли возникать между советскими внешнеторговыми объединениями и их зарубежными партнерами в ходе экспортно-импортных операций.

В европейских странах процедура медиации и другие примирительные процедуры установлены Согласительным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1980 г., Добровольным примирительным регламентом МТП (Приняты Международной торговой палатой и вступили в силу с 1 января 1988 г.) и Правилами альтернативного разрешения споров (Приняты Международной торговой палатой и вступили в силу с 1 июля 2001 г.). Некоторые страны позаимствовали у стран Европы порядок проведения этих процедур.

Урегулирование коммерческих споров, имеющих международный характер, является желательным решением. Международная торговая палата предлагает настоящий Примирительный регламент для облегчения разрешения таких споров дружеским путем. Все коммерческие споры, имеющие международный характер, могут быть предметом примирения при содействии единоличного посредника, назначенного Международной торговой палатой. Сторона, желающая прибегнуть к примирению, направляет соответствующую просьбу в секретариат Международного арбитражного суда Международной торговой палаты с кратким изложением предмета спора и прилагает сумму сбора, необходимую для принятия дела к рассмотрению. В случае договоренности о проведении примирительной процедуры Генеральный секретарь Международного арбитражного суда в кратчайшие сроки назначает посредника, который уведомляет стороны о своем назначении и предлагает сторонам в установленный им срок представить свои соответствующие аргументы. Посредник проводит примирительную процедуру по своему усмотрению, руководствуясь при этом принципами беспристрастности, справедливости и правосудия. С согласия сторон посредник устанавливает место для проведения примирительной процедуры. В любой момент осуществления примирительной процедуры посредник может обратиться к любой стороне с просьбой предоставить ему дополнительную информацию, которую он сочтет необходимой. Если стороны того желают, они могут воспользоваться услугами советников по их выбору. Примирительная процедура носит конфиденциальный характер, который должно уважать любое участвующее в ней лицо независимо от его положения. Примирительная процедура прекращается в случае:

- подписания соглашения сторонами. Стороны связаны данным соглашением. Оно остается конфиденциальным в той мере и до тех пор, пока его исполнение или применение не требует раскрытия;

- составление протокола посредником, констатирующего, что примирительная процедура завершилась безуспешно. Мотивы в протоколе не указываются;

- в случае уведомления посредника в любой момент примирительной процедуры любой стороной или обеими сторонами о решении не продолжать более примирительную процедуру.

По окончании примирительной процедуры посредник направляет в секретариат Международного арбитражного суда соглашение об урегулировании, подписанное сторонами, или свою докладную о неудаче таковой, или уведомление одной или нескольких сторон о намерении не продолжать более примирительную процедуру. При возбуждении дела секретариат Международного арбитражного суда, учитывая природу и важность спора, устанавливает сумму, необходимую для разрешения начать данную процедуру. Установленная сумма должна быть уплачена в равных долях каждой из сторон. Эта сумма идет на покрытие предполагаемых гонораров посредника и расходов, связанных с примирительной процедурой, а также административных расходов. В любом случае, если в ходе примирительной процедуры секретариат Международного арбитражного суда решает, что первоначально уплаченная сумма недостаточна для покрытия возможных общих расходов, связанных с примирительной процедурой, секретариат требует от сторон внести дополнительный взнос, который уплачивается сторонами в равных долях. По окончании примирительной процедуры секретариат устанавливает общую сумму издержек, связанных с процедурой, и уведомляет об этом стороны в письменном виде. Вышеуказанные издержки уплачиваются сторонами в равных долях, если соглашение не предусматривает иное. Любые другие расходы, понесенные какой-либо стороной, несет сама сторона. Если стороны не договорились об ином, посредник не должен выполнять функции арбитра, представителя или советника стороны в любой судебной или арбитражной процедурах, относящихся к спору, который был предметом примирительной процедуры. Стороны обоюдно обязуются не вызывать посредника в качестве свидетеля в суд или арбитраж, если они не договорились об ином (Добровольный примирительный и арбитражный регламенты Международной торговой палаты).

Совет Европы подготовил несколько документов, касающихся способов альтернативного разрешения споров. Как следует из Рекомендации N R (81)7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию, принятой 14 мая 1981 г., несмотря на "право на доступ к правосудию и справедливому разбирательству судом, гарантированное статьей 6 Европейской конвенции по правам человека... судопроизводство нередко носит настолько сложный, длительный и дорогостоящий характер, что частные лица, особенно находящиеся в экономически неблагоприятном положении, испытывают трудности в осуществлении своих прав в государствах-членах". Во избежание указанной ситуации государствам-членам рекомендуется принять все необходимые меры для того, чтобы информировать граждан о средствах защиты своих прав в суде, а также упростить, ускорить и удешевить судебное разбирательство, в том числе по гражданским и торговым делам. Государствам-членам следует, где это уместно, принимать меры по облегчению или поощрению примирения сторон или дружественного урегулирования спора до принятия его к производству или же в ходе разбирательства (Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию от 14 мая 1981 г. N R (81)7).

Действующие Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы РФ возлагают на суд функцию примирения сторон. В соответствии со ст. 148 ГПК РФ (Российская газета. N 220. 2002), ст. 133 АПК РФ (Российская газета. N 137. 2002) задачей подготовки дела к судебному разбирательству является примирение сторон. Данная задача (примирение сторон) не была предусмотрена ни ГПК РСФСР 1964 г., ни АПК РФ 1995 г. По мнению некоторых ученых, примирение сторон является сверхзадачей судопроизводства в арбитражных судах, так как "судебный процесс дорог, а... проигравшая сторона должна будет возместить все расходы выигравшей... В этих условиях дело может закончиться до вынесения судебного решения". При решении данной задачи судья должен не только указать сторонам на их право воспользоваться примирительными процедурами, но и разъяснить существо и преимущества этих процедур, а также правовые последствия их реализации (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").

Среди задач судопроизводства в арбитражных судах ст. 2 АПК РФ называет содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формирование обычаев и этики делового оборота. Глава 15 АПК РФ впервые на законодательном уровне закрепляет возможность для участников арбитражного процесса не только заключить мировое соглашение, но и урегулировать спор, используя другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону (ст. 138 АПК РФ).

Таким образом, следует отметить, что законодатель допускает возможность в рамках как гражданского, так и арбитражного процесса, но в различном объеме применение примирительных процедур. Если в гражданском процессе законом установлена обязанность судьи оказывать содействие в примирении сторон, то в арбитражном процессе законодатель сформулировал эту задачу более расширительно, указав, что арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.

Для разрешения правовых конфликтов необходимым элементом юридической практики становится поиск компромисса, что требует участия в разрешении и управлении правовыми конфликтами уже не только юристов, но и психологов, социологов, философов, конфликтологов, экономистов и других специалистов. Юристы должны обладать специальными познаниями в области психологии, конфликтологии, социологии и других наук в целях применения не только судебных, но и внесудебных процедур разрешения споров.

Большая часть споров по внешнеэкономическим договорам может быть разрешена мирным путем на добровольной основе.

Помимо медиации существует еще третейский суд. Третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора. Из Федерального закона N 102-ФЗ от 24 июля 2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации" следует, что термин "третейский суд" используется для обозначения двух понятий. Во-первых, понятие "третейский суд" обозначает институциональное образование, существующее в двух различных формах (постоянно действующий третейский суд и третейский суд, созданный для разрешения конкретного спора). И во-вторых, третейский суд обозначает состав третейского суда, который избирается или назначается для рассмотрения и разрешения конкретного спора. При этом то, в каком виде (постоянно действующий третейский суд или третейский суд для разрешения конкретного спора) действует этот состав, значения для целей этого понятия не имеет. В юридической литературе существуют доктринальные определения, даваемые третейским судам. Е.А. Виноградова пишет следующее: "Третейский суд - это лица (лицо), избранные сторонами или назначенные ими в определенном порядке, рассматривающие и разрешающие спор, переданный на их рассмотрение по соглашению сторон, в порядке, также определенном этими сторонами, и правомочные вынести решение, имеющее для сторон ту степень обязательности, которая прямо или косвенно определена в их соглашении". Приведенное определение, по мнению автора, носит универсальный характер, поскольку в зависимости от вида спора, его предмета и субъектного состава может быть уточнено и детализировано применительно к третейскому суду, рассматривающему те или иные гражданско-правовые споры.

Возникает вопрос: чем же процедура медиации отличается от третейского судопроизводства? В отличие от судебного заседания вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор - свободно выбранным сторонами (в этом отношении медиация сходна с третейским судом). В судебном заседании стороны не принимают участия в принятии решения - это функция судьи. В медиации же стороны сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорного вопроса не принимает и не дает никаких рекомендаций. В суде стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если одна, а то и две стороны этим решением недовольны (как это нередко бывает). Медиация же - процесс, в котором ничего не решается без согласия спорящих сторон; все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно принимают на себя обязанности выполнять принятые ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это лишь тогда, когда удовлетворены этими решениями. Задача суда - определить, кто из сторон прав, а кто виноват (или разделить вину между ними). Медиация же изначально нацелена на другое - на поиск согласия; в ходе медиации стороны не ищут "правого" и "виноватого", а с помощью посредника обсуждают различные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который обе сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая сторона понимает под справедливостью, а не на юридические законы, прецеденты и правила. Риск медиации минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса переговоров. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между сторонами и медиатором. Он будет держать в секрете все разговоры и информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить судебное заседание, а конфиденциальность в принципе невозможна. Процесс медиации относительно непродолжителен. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. Важно также, что медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.

При разрешении внешнеэкономических споров при помощи медиатора недостатков не наблюдается, как, впрочем, и при других направлениях в медиации. Никто не может заставить стороны воспользоваться посредничеством или хотя бы попытаться это сделать. Посредничество - добровольный процесс, оно основано на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения; ни одну сторону нельзя принудить к посредничеству, продолжать посредничество или согласиться с его результатом. Посредничество не панацея и может оказаться неподходящей процедурой для некоторых конфликтующих сторон и некоторых видов споров.

В результате процедуры медиации по внешнеэкономическим спорам должно быть достигнуто соглашение сторон, которое всегда выражается в письменной форме.

Посредничество как примирительная процедура прошла длительный путь развития.

Наиболее действенным в разрешении внешнеэкономических конфликтов является посредничество. Риск возникновения конфликта по сравнению с внутригражданским оборотом осложняется правовым регулированием внешнеэкономических сделок: взаимодействие международного и национального права, разная отраслевая принадлежность норм национального права, негосударственное регулирование. Зачастую, обращаясь в суд, стороны внешнеэкономического конфликта имеют дело (сталкиваются) с такими правовыми трудностями, как определение юрисдикции суда, порядок проведения судебного процесса, определение применимого материального права, признание судебного решения в иностранном государстве. Преодолеть указанные трудности представляется в форме посредничества как неформальной гибкой процедуре урегулирования конфликта.

Также необходимо отметить и недостаточность правового регулирования посредничества по внешнеэкономическим конфликтам. В настоящее время на международном уровне действуют акты, носящие лишь рекомендательный характер. К ним относятся: Типовой закон ЮНСИТРАЛ о согласительной коммерческой процедуре, рекомендации Комитета министров Совета Европы о семейном посредничестве, о посредничестве по уголовным делам, о посредничестве по гражданским делам, об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами.

Деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации содействует расширению (эволюции) применения посредничества в сфере урегулирования внешнеэкономических конфликтов посредством, во-первых, создания законопроектов, принятия и применения Согласительного регламента, во-вторых, организации и управления деятельностью Коллегии посредников по проведению примирительных процедур, в-третьих, создания центров разрешения конфликтов. Дальнейшее внедрение и развитие альтернативных способов урегулирования конфликтов в международном коммерческом обороте требует как совершенствования самой системы правосудия, так и развития системы альтернативных способов разрешения споров, которая будет работать как в рамках суда до начала рассмотрения дела по существу, так и вне суда.

Проанализировав множество источников, можно сделать вывод о том, что медиация - это признанный и востребованный метод разрешения конфликтов во всем мире. Результатом постоянного расширения сферы применения медиации стал выход за границы разрешения межличностных конфликтов. В ближайшем будущем медиация будет успешно применяться во внешнеэкономической деятельности при разрешении международных споров.

  • >>Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz