…бы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи» работают в 20 федеральных судах, за каждым из судов закреплен один такой специалист. Специалист по социальной работе собирает информацию о подростке, его семье, выявляет причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, дает свое заключение (доклад) для суда, которое приобщается к материалам дела. Каждый такой специалист создает «рабочую сеть» органов и служб и лиц, оказывающих необходимую помощь в решении проблем несовершеннолетних (Санкт-Петербургский городской суд).

В Магаданской области с конца 2009 г. к материалам уголовного дела в отношении несовершеннолетнего приобщается Карта социального сопровождения, в которой следователем отражаются сведения о личности и условиях жизни и воспитания подростка. В большинстве случаев оформление Карты возложено на ПДН ОВД, которые тесно взаимодействуют со следствием. На прокурора возложен контроль за направлением в суд вместе с уголовным делом в отношении несовершеннолетнего и Карты социального сопровождения. По поступлении дела в суд во многих судах помощники судей в порядке подготовки дела к рассмотрению составляют справки (доклады) о личности подростка, основанные на обобщенных данных о личности. В настоящее время рассматривается вопрос о введении в практику судов общей юрисдикции области «дней профилактики» с несовершеннолетними, осужденными к условному наказанию (обсуждается порядок и организация их проведения совместно с органами системы профилактики); в ряде судов общей юрисдикции выделены помещения для бесед психолога и защитника с несовершеннолетним и его родителями, проведения примирительных процедур восстановительного правосудия (в большинстве судов области этот вопрос не решен в связи с отсутствием свободных помещений) (Магаданский областной суд).

В Иркутской области при рассмотрении Ангарским городским судом уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, по поступившим в суд делам, в ходе подготовки к судебному заседанию Карта социального сопровождения готовится специалистами по социальной работе и психологом ОГУ «Социально-реабилитационного центра». В других судах области для исследования личности несовершеннолетнего подсудимого, условий его жизни и воспитания в судебное заседание вызываются специалисты системы профилактики, учителя, школьные психологи (Иркутский областной суд).

Третий вариант (такая модель работы была создана и используется в Республике Чувашия). Составление Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя осуществляется с момента возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. После возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего следователь направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) по месту жительства несовершеннолетнего поручение в соответствии со ст. 38, 73, 421 УПК РФ о предоставлении ему подробной информации о личности несовершеннолетнего. Сбором юридически значимой информации о несовершеннолетнем занимается специалист по пробации КДН, который составляет Карту социального сопровождения. Весь собранный материал о личности и карта из КДН направляются сделавшему запрос следователю. По окончании расследования уголовное дело направляется в суд вместе с картой социального сопровождения. В судебном заседании при необходимости подготовивший Карту социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя специалист по пробации КДН может быть допрошен в качестве специалиста в соответствии со ст. 58 УПК РФ, сама Карта исследуется в судебном заседании и приобщается к материалам дела (Верховный Суд Республики Чувашия).

Модель восстановительного правосудия в Пермском крае начиная с 2006 г. формируется по инициативе председателя Пермского краевого суда.

Особенность данной модели в том, что судебная система, являясь основным звеном в системе отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, встроена в общую систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, объединяющую усилия досудебных, судебных, пенитенциарных и постпенитенциарных учреждений.

Суды при судебном разбирательстве уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних имеют возможность привлекать для психологической диагностики несовершеннолетних подсудимых и проведения примирительных процедур специалистов системы профилактики муниципальных органов, в том числе созданных в регионе служб примирения.

В Пермской региональной модели профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних акцент делается на раннюю профилактику, работу с несовершеннолетними, еще не попавшими в орбиту суда, но имеющим отклонения в поведении, которая проводится с ними в образовательных, социальных учреждениях, школьных и муниципальных службах примирения. В учреждениях образования Пермского края создано более 440 школьных служб примирения, в муниципалитетах создано 47 муниципальных служб примирения, работа которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций между подростками в образовательных учреждениях на ранней стадии их возникновения. Специалисты социальных служб прошли обучение восстановительным программам, успешно их используют в работе с несовершеннолетними, совершившими правонарушения и преступления. В повседневную практику работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и социальных служб внедрены индивидуальные программы реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями и детьми, находящимися в социально опасном положении с использованием восстановительных технологий.

Согласно данным мониторинга в 2009 г. по разрешению конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних, которые разрешали педагоги — руководители школьных служб примирения совместно с активом школьников, из 1408 рассмотренных конфликтов 1088 (77%) закончились примирением сторон, 78 случаев (5,5%) переданы в муниципальные службы примирения для дальнейшей с ними работы. Выбранная модель школьной службы примирения, где учащиеся под руководством взрослых учатся выходить из проблемных ситуаций, сами и помогают своим сверстникам, является наиболее эффективной и результативной в профилактике противоправного поведения школьников.

Выполнение требований ст. 421 УПК РФ осуществляется судами следующим образом. Помощник судьи составляет для судьи, который рассматривает уголовное дело о преступлении несовершеннолетнего, социальное досье на несовершеннолетнего подсудимого.

В таком досье содержатся: сведения о результатах индивидуальной профилактической работы с подростком, результаты реализации восстановительной программы, составленные ведущим восстановительной программы муниципальной службы примирения (при необходимости — может быть приобщен так называемый примирительный договор), а также отчет социальной службы реабилитации социально-реабилитационного учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подробная характеристика несовершеннолетнего и его семьи.

Отчет социальной службы реабилитации и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав составляется на основании «Порядка организации работы при взаимодействии суда и социальных служб по реализации восстановительных процедур и программ индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в Пермском крае», разработанного Пермским краевым судом и утвержденного Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 25 ноября 2008 г. № 5/2 (см. в приложении).

В судебном заседании представление отчета осуществляется по ходатайству адвоката или представителя органа профилактики (КДН, ПДН ОВД, социальной службы реабилитации), если данные специалисты участвуют в заседании. Данные отчета учитываются при назначении наказания, но сам отчет доказательственным значением не обладает.

Социальное досье несовершеннолетнего подсудимого (доклад суду о личности) помощник судьи передает судье для изучения за три дня до судебного разбирательства по уголовному делу. Суд исследует в судебном заседании документы, имеющиеся в уголовном деле, показания законных представителей несовершеннолетних, по ходатайству сторон суд может в судебном заседании исследовать и приобщить к делу дополнительные материалы, вызвать и допросить в судебном заседании дополнительных свидетелей, которые могут дать пояснения о личности подростка. Судья может вызвать и допросить в судебном заседании в качестве свидетеля специалиста (куратора семьи) несовершеннолетнего подсудимого. После судебного разбирательства с несовершеннолетним КДН организуется проведение реабилитационной работы с подростком в учреждениях системы профилактики (Пермский краевой суд).

Большое значение для предупреждения рецидива имеет профилактическая работа с несовершеннолетними осужденными, а также с несовершеннолетними, к которым судом применены принудительные меры воспитательного воздействия, которая проводится с ними после суда. Это отмечают все судьи судов субъектов РФ.

Судьи Пермского края отмечают необходимость создания службы пробации. В отсутствие такой службы в Пермском крае реабилитационную работу с несовершеннолетними после суда осуществляют социальные службы вместе с уголовно-исполнительными инспекциями в соответствии с региональным проектом «Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей. Правосудие и дети. Система послесудебных мероприятий». Данный проект включает: отработку механизма взаимодействия социальных служб и служб исполнения наказаний; внедрение восстановительных технологий в деятельность учреждений исполнения наказаний, ГУВД, образовательных учреждений закрытого типа; внедрение системы социальной адаптации освободившихся воспитанников учреждений закрытого типа и воспитательных колоний.

Социальными службами осуществляется социальный патронаж выпускников образовательных учреждений закрытого типа и воспитательных колоний (таким несовершеннолетним назначается куратор) на основании программы индивидуальной профилактической работы, которая утверждается и контролируется муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (Пермский краевой суд).

В Республике Карелия Петрозаводским городским судом 11 февраля 2008 г. заключен договор о сотрудничестве по внедрению программ восстановительного правосудия с муниципальным учреждением дополнительного образования «Детско-юношеский Центр». Кроме этого, 16 мая 2008 г. этот же суд заключил соглашение в рамках проекта «Внедрение ювенальных технологий в г. Петрозаводске», в котором участвуют некоммерческая организация Благотворительный Фонд «Утешение» Прихода Александро-Невского собора г. Петрозаводска Петрозаводской Карельской епархии Русской Православной Церкви, а также Федеральное бюджетное учреждение «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 1» УФСИН России по Республике Карелия, Управление внутренних дел г. Петрозаводска, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Петрозаводска, Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4», Комитет по вопросам здравоохранения; Уполномоченный по правам ребенка Республики Карелия. В соответствии с указанными договором и соглашением о сотрудничестве осуществляется реабилитационная работа с осужденными несовершеннолетними на территории г. Петрозаводска (Верховный Суд Республики Карелия).

Специализированным судебным составом по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда Ростовской области (условно называемым «детский» или «ювенальный» суд) с момента начала его работы в марте 2004 г. рассмотрено 665 уголовных дел в отношении 824 несовершеннолетних подсудимых. В результате участия психолога Управления соцзащиты населения г. Таганрога в судебном разбирательстве в рамках восстановительного правосудия из всего количества уголовных дел третья их часть оканчивается примирением подсудимого с потерпевшим или освобождением несовершеннолетнего от уголовной ответственности путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия в форме передачи под надзор родителей (законных представителей). На основании обращений суда в социальные службы родителям несовершеннолетних осужденных оказывается помощь органами соцзащиты населения в трудоустройстве, материальной поддержке семьи. В сотрудничестве с Администрацией г. Таганрога помощник судьи с функциями социального работника организует для несовершеннолетних, прошедших через суд, посещение музеев города, проведение экскурсий. Организовано проведение лекций с использованием видеоматериалов, подборкой художественной литературы (классической и современной) с участием работников Центральной детской городской библиотеки в выставочном зале Библиотеки им. А.П. Чехова. После вынесения судом решений по уголовным делам осужденные несовершеннолетние посещают групповые психологические тренинги при «ювенальном суде» г. Таганрога, которые проводит старший психолог уголовно-исполнительной инспекции (Ростовский областной суд).

В г. Майкопе Республики Адыгея создан Попечительский Совет, руководителем которого является Глава администрации МО «Город Майкоп», в состав Совета входят представители центра занятости населения, комитета по образованию, отдела по опеке и попечительству, комитета по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел. Указанный Совет решает вопросы трудоустройства, продолжения профессионального и иного образования, обеспечения жильем нуждающихся в нем несовершеннолетних, совершивших преступления, в т.ч. освободившихся из мест лишения свободы. Суд взаимодействует с данным Попечительским Советом, отработан механизм участия в судебном разбирательстве представителей служб и учреждений системы профилактики (Верховный Суд Республики Адыгея).

Всеми судьями отмечено важное значение для совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом, которое имеют рекомендации Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», в частности, о том, что при условном осуждении несовершеннолетнего помимо обязанностей, которые могут быть возложены на несовершеннолетнего в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ, суд при наличии к тому оснований вправе в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязать несовершеннолетнего осужденного пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в образовательных учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии. Кроме этого, в соответствии с этим же законом возложение на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии органа управления образованием (п. 25).

Практика назначения такого вида психологической коррекции в соответствии со ст. 73 и 90 УК РФ сформировалась в работе судов Ростовской области благодаря взаимодействию начиная с 2001 г. с психологическими службами и центрами органов управления образованием. Такой курс психологической коррекции назначается судом на основе предварительно проведенной специалистами-психологами психологической диагностики несовершеннолетнего подсудимого и с учетом рекомендаций специалистов-психологов. Непосредственно курс психологической коррекции несовершеннолетний после суда может пройти в муниципальном или областном психологическом центре органов управления образованием или социальной защиты населения (на территории Ростовской области имеется 46 учреждений социального обслуживания семьи и детей) (Ростовский областной суд).

В то же время суды Магаданской области имеют проблемы в применении названных выше положений закона и рекомендаций Верховного Суда РФ из-за отсутствия в регионе межведомственных психолого-педагогических комиссий местных органов управления образованием (Магаданский областной суд).

Всеми судами судов общей юрисдикции субъектов РФ отмечено, что важное значение для совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в конфликте с законом имеет не только закрепление специализации судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, но и повышение квалификации таких судей не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, психологии, социологии.

Такая работа проводится в большинстве регионов РФ (Липецкая, Саратовская, Новосибирская, Иркутская, Волгоградская, Ленинградская области, Пермский край, Республики Карелия, Хакасия, Чувашия и др.).

Так, в 2009 г. в Липецкой области огромное внимание было уделено вопросам повышения профессионализма судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, их помощников, работников аппарата суда. На курсах в вузах г. Липецка получили дополнительное профессиональное образование в области педагогики, детской психологии и социологии 58 мировых и федеральных судей, 50 помощников мировых и федеральных судей, около 70 человек из числа помощников мировых и федеральных судей, работников аппарата суда прослушали курс лекций в области ювенального права. Вместе с судьями и помощниками судей проходили обучение психологи и представители областной прокуратуры.

Серьезная аналитическая и организационная работа по освоению и внедрению ювенальных технологий проводится Красноярским краевым судом, которым в крае инициировано создание на базе Сибирского федерального университета научно-образовательного центра «Ювенальная юстиция» (Красноярский краевой суд).

В Саратовской области специальная подготовка судей, помощников судей, работников системы профилактики проводится на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» (Саратовский областной суд).

Так, Пермским краевым судом в 2009 г. разработана и реализуется региональная Программа «Правосудие и дети (Пермская модель ювенальной юстиции)» на 2009–2010 г., получившая финансирование российского государственного Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (создан в соответствии с Указом Президента РФ от 26 марта 2008 г. № 404). В соответствии с данной региональной Программой в октябре-декабре 2009 г. в Пермском государственном университете состоялось обучение основам ювенальной юстиции 50 судей и 50 помощников судей федеральных судов Пермского края, в 2010 г. планируется обучение такого же числа судей и помощников (Пермский краевой суд).

В 2008 г. Союзом юристов Новосибирской области был получен Президентский грант на реализацию проекта «Использование моделей и ювенальной юстиции в практике работы судебной системы, правоохранительных органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальных педагогов системы общего и специального образования, имеющих дело с подростками «группы риска». В рамках данного проекта на базе Заельцовского районного суда г. Новосибирска в 2008–2009 гг. проходил судебно-правовой эксперимент по внедрению элементов ювенальной юстиции в судебную практику при поддержке специалистов Центра психолого-психиатрической и медико-социальной помощи муниципального учреждения «Вита» (Новосибирский областной суд).

Вопрос № 2: Считаете ли необходимым учреждение в судебной системе Российской Федерации ювенальных судов, какую именно категорию дел с участием несовершеннолетних следует передать в компетенцию ювенального суда?

Концепцией судебной реформы в Российской Федерации, утвержденной Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., предусматривалось создание ювенальных судов как специализированных судов.

Впервые термин «ювенальная юстиция» был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 г. «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальным планом действий в интересах детей)», утвержденным Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».

До настоящего времени в Российской Федерации ювенальные суды не созданы.

Формирование региональной нормативно-правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов РФ ограничивается лишь принятием законов, направленных на улучшение качества жизни детей, и закреплением положений о работе учреждений и органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По мнению судей Свердловской области, термины «ювенальные технологии», «ювенальная юстиция», «отдельные элементы ювенальных технологий», «ювенальные суды» являются искусственными и не имеют ясного и единообразного содержания, что порождает бессодержательные дискуссии о необходимости их применения и вносит путаницу в судебную практику, полагают, что применительно к судам речь следует вести о «детском» суде, который имеет специфику как в порядке подготовки, так и в рассмотрении дела с точки зрения вида и содержания организационных мер и процедурных форм и методов работы. К таким, в частности, относятся: особая роль помощника судьи в подготовке материалов по личности несовершеннолетних правонарушителя и потерпевшего, определения порядка проведения судебного разбирательства, участия в судебном заседании педагога, психолога из органов системы профилактики, контроль за порядком исполнения назначенного несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы, внепроцессуальные формы взаимодействия с органами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (Свердловский областной суд).

В отсутствие судоустройственного законодательства о «детских» (ювенальных) судах в рамках действующего российского законодательства суды общей юрисдикции, как и в прошлые десятилетия, идут по пути введения специализации судей по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних.

Например, в Свердловской области специализация судей по рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних действует около 50 лет: вскоре после образования районных судов и принятия в 1962 г. нового процессуального законодательства приказом председателя областного суда за рассмотрением дел указанной категории были закреплены наиболее опытные по стажу работы судьи и председатели судов, в Свердловском областном суде создан специализированный судебный состав по делам о преступлениях несовершеннолетних, который рассматривал дела в кассационном, надзорном порядке и по первой инстанции. С 2001 г. на судей, специализирующихся на рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, возложена обязанность по рассмотрению уголовных дел, где потерпевшими являются несовершеннолетние, а также гражданских дел по спорам, в которых затрагиваются интересы детей. В многосоставных судах, имеющих деления на коллегии, рекомендовано введение специализации судей в гражданских коллегиях по рассмотрению дел, затрагивающих права и законные интересы несовершеннолетних. Эти же судьи рассматривают апелляционные жалобы на решения и приговоры мировых судей. За каждым судьей закреплен помощник судьи, который оказывает помощь в подготовке к рассмотрению дела, в рассмотрении дела и осуществляет контроль за исполнением судебных постановлений (Свердловский областной суд).

В судах общей юрисдикции субъектов РФ закрепление специализации судей, создание специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних (на рассмотрение в которые передаются уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, уголовные дела, по которым несовершеннолетние являются потерпевшими, различные категории гражданских дел с участием несовершеннолетних) в районных (городских) судах и в судах кассационной, надзорной инстанции решаются в зависимости от имеющейся конкретной судебной нагрузки.

В некоторых районных (городских) судах общей юрисдикции субъектов РФ, в которых имелись технические возможности (осуществлялся ремонт или реконструкция зданий федеральных судов), специализированные судебные составы по делам несовершеннолетних этих судов размещены в обособленной части здания этих судов либо в отдельных зданиях. На базе таких специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних районных (городских) судов общей юрисдикции апробируются общепризнанные принципы и нормы международного права, возрождается историческая российская модель работы «детского» (ювенального) суда (существовавшая в России до 1918 г.), в соответствии с которой судебное разбирательство дел с участием несовершеннолетних (подсудимого, потерпевшего, стороны в гражданском деле) должно происходить в доброжелательной обстановке. Такой специализированный судебный состав по делам несовершеннолетних районного (городского) суда общей юрисдикции, располагающийся в обособленной части здания суда или в отдельном помещении, условно получил название «ювенальный суд».

На сегодняшний день имеется всего 10 таких специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции, которые образованы в следующих регионах Российской Федерации:

1) Ростовская область: Таганрогский городской суд (в 2004 г.), Шахтинский городской суд (2005 г.), Егорлыкский районный суд (2006 г.), Азовский городской суд (2010 г.);

2) Иркутская область: Ангарский городской суд (2006 г.);

3) Республика Хакасия: Абаканский городской суд (2006 г.);

4) Камчатский край: Петропавловск-Камчатский городской суд;

5) Липецкая область: Елецкий районный суд (2008 г.);

6) Брянская область (Володарский и Бежецкий районные суды г. Брянска, Дубровский районный суд).

По вопросу создания в судебной системе «ювенальных судов» мнения судей регионов РФ разделились: 1) часть судей высказалась за создание ювенальных судов; 2) часть выступает за введение в судах общей юрисдикции специализации судей по уголовным и гражданским делам с участием несовершеннолетних и за создание в крупных многосоставных судах специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних (которым следует передать на рассмотрение не только уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, но и уголовные дела, по которым несовершеннолетние являются жертвами, а также гражданские дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний); 3) часть полагает необходимым сохранение специализации судей только по делам о преступлениях несовершеннолетних и возможность создания в крупных судах общей юрисдикции специализированных судебных составов по делам о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних.

В некоторых регионах нет единства мнения судей одного и того же региона в этом вопросе. Например, в информации Верховного суда Республики Северная Осетия — Алания указано, что по вопросу о необходимости учреждения в судебной системе РФ ювенальных судов среди судей Республики нет единого мнения. Мнения судей этой Республики «за» будут приведены ниже.

Мнения «за» введение ювенальных судов

Судьи Республики Северная Осетия — Алания в поддержку учреждения ювенальных судов указывают, что введенная специализация судей таких судов в полной мере будет способствовать рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних в установленные сроки на основе объективного судебного разбирательства в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, положениями Минимальных стандартных правил ООН, касающихся от правления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) и Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Преимущество ювенальных судов состоит в том, что в таких судах работали бы не только юристы, но и психологи, педагоги, социологи, имеющие не только профессиональные знания, но и опыт работы в этой области. Для решения проблем социальной адаптации осужденных, трудового и бытового устройства осужденных подростков, в т.ч. освобождающихся из воспитательных колоний, следует создавать Попечительские Советы, которые будут работать в контакте с ювенальным судом. Деятельность предлагаемых судебных органов сможет не только способствовать всестороннему и объективному исследованию обстоятельств совершенного преступления и личности подростка, но и поможет в каждом случае установить конкретные факторы, которые привели подростка к совершению правонарушения, содействовать их устранению. Необходимо, чтобы в состав суда наряду с судьями входили педагоги, психологи, психотерапевты. Специализацию судей в таком суде целесообразно провести по видам правоотношений (уголовные, гражданские, административные дела с участием несовершеннолетних) (Верховный суд Республики Северная Осетия — Алания).

Судьи Рязанской области отмечают, что в настоящее время судебная, а также уголовно-исполнительная системы ориентированы на взрослого человека. В то же время воздействие на несовершеннолетнего правонарушителя оказывается несоразмерно особенностям его личности, потому что несовершеннолетний наиболее податлив к положительному влиянию и совершенное им преступление для подростка в значительной степени это случайный акт. В настоящее время в России отсутствует единая судебная система, специализирующаяся на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, нет механизма взаимодействия судов с социальными службами с целью социально-педагогической коррекции поведения подростка, оказавшегося в конфликте с законом, защите его прав и интересов и предупреждению возможности совершения этим подростком повторных преступлений в будущем. Учреждение в России ювенальных судов как части, входящей в систему органов по защите прав несовершеннолетних, является важной задачей. Представляется целесообразным, что отдельные ювенальные суды должны рассматривать уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних; гражданские дела, затрагивающие интересы несовершеннолетних; дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (Рязанский областной суд).

Судьи Нижегородской области считают, что создание ювенальных судов необходимо, поскольку сложившаяся социальная ситуация в России требует формирования новых подходов в отстаивании и защите интересов несовершеннолетнего и соблюдении его прав и законных интересов в судебном порядке. Представляется, что специализ… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz