М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Служба пробации в Канаде

 

Часть 1: Как в Канаде ведется работа с молодежью, вовлеченной в преступную деятельность?

Законодательство: "Закон об уголовной ювенальной юстиции" (YCJA, Закон)

Закон об уголовной ювенальной юстиции является федеральным законом, рассматривающим правонарушения, предположительно совершенные несовершеннолетними лицами (в возрасте от 12 до 18 лет).

В соответствии с Законом все процессуальные действия совершаются в ювенальном суде. Принципы, применяющиеся для истолкования положений Закона, кратко изложены в разделе 3, и имеют следующий вид:

1) Система уголовной ювенальной юстиции призвана обеспечивать долгосрочную защиту населения посредством следующих мер:

Профилактика преступлений путем разрешения обстоятельств, лежащих в основе противозаконных действий;

Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей и их реинтеграция в общество;

Обеспечение эффективных последствий правонарушения.

2) Система уголовной ювенальной юстиции должна быть отделена от общего уголовного правосудия и делать упор на следующее:

Реабилитация и реинтеграция несовершеннолетнего в общество;

Справедливая и соразмерная ответственность, которая согласуется с большей зависимостью и недостаточно зрелости несовершеннолетних;

Усиленные процедурные меры защиты, обеспечивающие справедливое рассмотрение дела и охрану прав несовершеннолетних;

Своевременность вмешательства, которое подкрепляет связь между преступлением и его последствиями;

Своевременность и скорость действий лиц, ответственных за применение Закона с учетом восприятия несовершеннолетнего и времени.

3) В рамках справедливой и соразмерной ответственности меры, принимаемые в отношении против несовершеннолетнего, должны:

Укреплять уважение к общественным ценностям;

Содействовать возмещению ущерба, нанесенного пострадавшим и жителям района;

Быть значимыми для несовершеннолетнего с учетом его потребностей и уровня развития и, где приемлемо, вовлекать в реабилитацию и реинтеграцию несовершеннолетнего его родителей, близких родственников, жителей микрорайона, а также социальные и другие учреждения;

Уважать половые, этнические, культурные и языковые различия и реагировать на нужды несовершеннолетних представителей коренного населения и несовершеннолетних с особыми потребностями.

4) Судебное производство по делу против несовершеннолетнего должно учитывать следующие особые соображения:

Несовершеннолетний имеет права и свободы, которые особо гарантируются, включая право быть заслушанным в суде, а также право участвовать в процессе принятия решений, затрагивающих несовершеннолетнего;

К пострадавшему необходимо относиться вежливо, с состраданием и уважением; пострадавшие должны как можно меньше страдать от неудобств;

Пострадавшие должны иметь доступ к информации; пострадавшим должно быть предоставлено право участвовать и быть заслушанным;

Родители должны ставиться в известность о мерах или процессуальных действиях; родителей следует поощрять к поддержке своих детей, когда они исправляют свои противозаконные действия.

 

 

Часть 2: Как в системе уголовной ювенальной юстиции Канады (провинции Онтарио) предусматривается управление приговорами ювенальных судов?

Согласно Закону, ювенальные судьи имеют широкий выбор мер наказания, напр. общинные работы или проживание под надзором. По некоторым из этих мер (пробация, содержание в исправительном учреждении открытого типа, строгая изоляция, усиленный надзор, помещение в центры ежедневного присутствия) предусматривается «работа с поднадзорными».

В провинции Онтарио исполнение приговоров ювенального суда находится в ведении Министерства по делам самоуправления, семьи и детства. Служащие службы пробации работают в каждом регионе провинции под началом региональных менеджеров. Группа инспекторов службы пробации ведет «работу с поднадзорными». Численность персонала в службе пробации зависит от населенности региона.

 

Часть 3: Что такое "работа с поднадзорными" (Пробация)?

Развитие понятия "работа с поднадзорными" в провинции Онтарио (1990-2005)

1) Исследование

Правительство провинции Онтарио (Министерство по делам самоуправления и социальной работе) заказало исследование «Риски и потребности» с целью изучения модели «риск повторного совершения преступлений у несовершеннолетних преступников». Правительство провинции желало найти ответ на следующие вопросы:

Правильно ли построены существующие модели работы с поднадзорными и вмешательства, чтобы обеспечить снижение рецидивной преступности среди несовершеннолетних?

Существуют ли более эффективные программы, помогающие повысить защищенность общества на текущий момент и в долгосрочном плане?

Нуждается ли правительство провинции в новой модели работы с поднадзорными / пробационного надзора?

Подробный анализ литературы по прогнозированию ювенальной преступности и работе с несовершеннолетними правонарушителями [Примечание: большая часть литературы по криминологии исследует особенности личности несовершеннолетних, становящихся преступниками], оценка существующих программ и их эффективности (в международном масштабе), а также нашего собственного подхода к работе с поднадзорными, позволили выявить следующее.

2) Что показало исследование

Характеристики несовершеннолетних, которые становятся на путь преступлений и продолжают вести преступную деятельность, удивительно похожи, даже если брать литературу других стран. Неудивительно – исследование также показало, что вероятность противозаконного поведения существенно увеличивается вместе с увеличением количества и разнообразия этих характеристик. Исследователи пришли к твердому выводу, что вмешательство и программы, нацеленные на эти криминогенные факторы риска, были более эффективными.

И наоборот, вмешательство, основанное на предотвращении правонарушений под страхом наказания, оказалось неэффективным. В профилактике правонарушений было малоуспешным или вовсе не дало результата даже ужесточение наказаний.

Исследование явно показало, что для несовершеннолетних с повышенным риском повторного совершения преступлений требуется более высокий уровень социальной работы, в то время как для поднадзорных с низкой вероятностью рецидива более эффективен смягченный режим надзора.

Работа с поднадзорным основана на нескольких ключевых принципах:

1) Потребности местной общественности

Защита местных жителей в долгосрочном плане будет обеспечиваться путем выявления и обстоятельств, лежащих в основе противозаконных действий несовершеннолетних, а равно их потребностей в реабилитации и реинтеграции.

2) Целевое вмешательство

Вмешательство заключается в выявлении и оценке соответствующих криминогенных факторов.

3) Реагирование

Принцип реагирования заключается в том, что способы и методы (методика) работы с несовершеннолетними должны соответствовать должны быть совместимыми с особенностями обучения и способностями несовершеннолетних преступников.

4) Непрерывность надзора

Лежащий в основе работы с поднадзорными ключевой принцип заключается в непрерывном характере работы с каждым несовершеннолетним путем назначения для такого несовершеннолетнего патронажного работника (инспектора службы пробации).

Данный патронажный работник осуществляет работу с поднадзорным в сотрудничестве со специалистами и добровольцами-партнерами из местной общественности.

5) Минимальное вмешательство

Решения в работе с поднадзорным основываются на минимуме вмешательства, которое позволит привлечь несовершеннолетнего к ответственности за свои действия, содействовать его реабилитации и реинтеграции, и таким образом обеспечивать длительную защищенность общества.

6) Неприкосновенность частной жизни и права несовершеннолетнего

Вопросы неприкосновенности частной жизни и прав несовершеннолетних подробно освещены в законодательстве (Канадская хартия прав и свобод, Канадский билль о правах, Закон об уголовной ювенальной юстиции).

Работа с поднадзорным основана на динамическом и целенаправленном подходе с чутким реагированием на результаты оценки, предусматривающем применение целого ряда разнообразных услуг в окружении несовершеннолетнего, которые нацелены на удовлетворение потребностей несовершеннолетнего в реабилитации и реинтеграции.

 

Часть 4: В чем заключается работа с поднадзорными?

1) Назначение патронажного работника

Для работы с несовершеннолетним Руководитель службы пробации назначает инспектора службы пробации:

По результатам доклада о личности и обстоятельствах жизни подсудимого, подготавливаемого по приказу суда (ювенальный судья часто поручают подготовить такой доклад, чтобы иметь возможность определить меру наказания, которая максимально послужит интересам реабилитации несовершеннолетнего и защите общества), либо

После вынесения приговора о направлении несовершеннолетнего под надзор по месту жительства либо в место лишения свободы.

В любом из этих случаев процедура работы с поднадзорным подразумевает специальное назначение инспектора службы пробации на всем протяжении работы системы ювенальной юстиции с несовершеннолетним.

2) Оценка рисков/потребностей

В начале инспектор службы пробации должен:

Проанализировать условия постановления суда

Определить последствия невыполнения судебного постановления

Выяснить конкретные нужды и потребности (язык, особенности работы с представителями коренной национальности, религия)

Разъяснить молодому человеку и его родителям / опекуну роль патронажного работника (инспектора службы пробации)

Идентифицировать права несовершеннолетнего согласно всем применимым законам

Служба пробации приступает к комплексной оценке рисков и потребностей, который должна четко установить криминогенный риск, потребности и факторы ответственности несовершеннолетнего.

Содержание этой оценки как минимум будет включать:

Отношения с опекуном/семьей

Реакция на родительский надзор

Финансовые / жилищные условия

Вопросы охраны здоровья детей, детского благосостояния и благополучия

Образование / трудоустройство

Вопросы физического / психического здоровья

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Взаимоотношения со сверстниками

Проведение досуга

История агрессивного поведения

Положительные качества несовершеннолетнего

Суицидальное мышление / попытки самоубийства

Вовлечение и реакция на программы и услуги

Реагирование на: санкции и судебные постановления, пробацию, арест, содержание в местах лишения свободы

3) План работы с поднадзорным

Проведя оценку рисков и потребностей, инспектор службы пробации в течение шести недель разрабатывает детальный План работы с поднадзорным. План работы с поднадзорным руководствуется Оценкой рисков и потребностей, а также судебным постановлением (судебным приказом о направлении на пробацию). План должен включать:

Уровень надзора, характер и регулярность встреч между несовершеннолетним и инспектором службы пробации

Криминогенные факторы потребностей, на которые следует обратить внимание в работе с несовершеннолетним

Факторы реагирования, которые следует приспособить

Названия поставщиков услуг или агентств, которые будут предоставлять программы с применением когнитивно-поведенческого подхода

График направления поднадзорного на участие в программах

Участие родителей

Цели и средства их достижения

Должно быть очевидно, что План работы с поднадзорным разрабатывается только в тесном взаимодействии с партнерами из числа местной общественности в окружении несовершеннолетнего (родители, опекуны, медико-санитарный работники, полиция, педагоги, работодатели, психологи и т.п.)

4) Работы с поднадзорным (пробация)

На всем протяжении работы системы ювенальной юстиции с несовершеннолетним инспектор службы пробации выполняет роль системы в работе с поднадзорным путем:

Поддержания критически важных взаимоотношений с несовершеннолетним

Поддержания тесных контактов и координации с учреждениями / партнерами по месту жительства, которые ведут работу, и с несовершеннолетним

Поддержания поддерживающих контактов с родителями / опекунами.

Анализа Плана работы с поднадзорным, с корректировкой плана при необходимости

Контроль за выполнением судебного постановления и, в случае необходимости, пересмотра постановления в ювенальном суде путем ходатайствования о пересмотре или обвинения несовершеннолетнего в невыполнении судебного постановления

5) Работа с поднадзорным и приговоры с лишением свободы

Каждому несовершеннолетнему, по делу которого выносится приговор в виде лишения свободы, уже назначен или назначается инспектор службы пробации. Если План работы с поднадзорным уже имеется, данный план направляется в соответствующее исправительное учреждение; в противном случае инспектор службы пробации его разрабатывает. Как часть работы, служба пробации привлекает к работе с поднадзорным добровольцев-партнеров из местной общественности по месту отбывания наказания.

В пенитенциарном учреждении в течение первых 30 дней после поступления туда поднадзорного разрабатывается План работы / реинтеграции поднадзорного.

Инспектор службы пробации использует план работы с поднадзорным для:

Руководства реабилитационным программированием по месту отбывания наказания поднадзорным, и

Оказывать содействие Пенитенциарному учреждению в разработке собственных планов работы / реинтеграции

Поскольку после приговора об отбытии наказания в пенитенциарном учреждении обязательно предусматривается исполнение приговора суда об отбытии наказания по месту жительства, один патронажный работник (инспектор службы пробации) работает с несовершеннолетним до пребывания в местах лишения свободы, во время такого пребывания, и после возвращении этого несовершеннолетнего на место жительства, с обязательным участием в работе с поднадзорным всех предусмотренным законодательством органов и учреждений, с упором на потребности несовершеннолетнего, непрерывность работы до полного исполнения приговора в отношении несовершеннолетнего, и обеспечивая ведение работы с поднадзорным вне рамок компетенции инспектора службы пробации.

 

Часть 5: Какие бывают виды когнитивно-поведенческого вмешательства и почему они работают?

Одним из наиболее важных результатов исследования провинции Онтарио по оценке "риска повторного совершения правонарушений" (Часть 3) было то, что даже хорошие программы, нацеленные на криминогенные факторы риска, не затрагивали когнитивную деятельность несовершеннолетнего (нарушения процессов мышления / когнитивной деятельности) и были менее эффективными по сравнению с вмешательством, направленным на когнитивные и поведенческие аспекты.

1) Ключевые посылки

Наше представление (т.е. интерпретация) событий в нашем окружении значительно влияет на то, как мы относимся к этим событиям и как на них реагируем.

Научить поднадзорного следить и модифицировать процессы мышления - ключ к получению личного контроля над нарушениями в эмоциональной и поведенческой сфере.

Несовершеннолетние способны научиться отслеживать и изменять свое мышление и учатся критически оценивать и корректировать иррациональные или косные убеждения, которые ведут к нарушениям в процессах мышления в первую очередь.

Когнитивно-поведенческое вмешательство особенно существенно для программирования несовершеннолетних правонарушителей, поскольку такое вмешательство является эффективным средством изменения антисоциального прокриминального поведения.

2) Тип когнитивно-поведенческого вмешательства

В основном существуют три основных категории когнитивно-поведенческого вмешательства: обучение навыкам преодоления стрессовых ситуаций, когнитивной реструктуризации, и обучение решению проблем. Отметим, что каждая из этих категорий дополняют друг друга.

Обучение навыкам преодоления: Цель обучения навыкам преодоления - помочь несовершеннолетним правонарушителям научиться, как справляться с конкретными стрессовыми, критическими и опасными ситуациями. Примеры включают следующие аспекты - как противостоять давлению сверстников (напр. как отказаться от участия в совершении преступления), как научиться выдерживать насмешки и другие провоцирующие действия, или как научиться сдерживать раздражение. Цель обучения навыкам преодоления заключается в повышении самоконтроля и управления собой в рискованных ситуациях; то есть, в первую очередь, как предвидеть и распознавать такие ситуации, и, во-вторых, иметь конкретный и хорошо отработанный план действий на этой случай.

Когнитивная реструктуризация: Когнитивная реструктуризация означает изменение ошибочных или иррациональных убеждений несовершеннолетнего, которые подпитывают его преступные действия. Если мы не изменим мышление, которые вызывает такое преступное поведение, мы проиграем сражение.

Обучение методикам решения проблем: Обучение методикам решения проблем предусматривает обучение несовершеннолетних правонарушителей эффективным методам решения проблем повседневной жизни (напр., разрешение проблем межличностного общения, как справиться с гневом).

3) Методы вмешательства в когнитивное поведение

Обучение навыкам преодоления, когнитивная реструктуризация, и решение проблем - все они применяют различные методики обучения. Особенно важны три методики: самообучение, моделирование и ролевые игры. Определенные области программирования, к которым применимы эти методики, кратко описаны в справочных руководствах по «Вмешательству в когнитивное поведение» (Уильям У. Крейтон).

 

Дэвид Тейлор, советник российско-канадского Проекта «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации», Канада

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz