М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

О реформе уголовно-исполнительной системы РФ

 

Примат  международных норм

Как гласит ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ вслед за Конституцией РФ  закрепляет примат международных норм. Если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 3 УИК РФ)

Следует отметить, что международные акты содержат две группы норм: нормы общего характера (нормы-принципы), которые носят императивный характер, а также нормы-рекомендации, которые являются диспозитивными.

Нормы общего характера (нормы-принципы) должны императивно и точно реализовываться как в законе, так и в деятельности правоохранительных органов. В виде таких норм-принципов сформулированы  основные права человека. Нормы-рекомендации не носят обязательного характера для государств, их ратифицировавших, хотя и подлежат максимальному учету в правотворческой деятельности. Так, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается: принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий в мире, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно1. К таким рекомендательным  нормам относятся  условия содержания в СИЗО и исправительных учреждениях.

Согласно ч. 4 ст. 3 УИК РФ рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Анализ положений уголовно-исполнительного законодательства РФ позволяет говорить о его соответствии международным рекомендациям, а по некоторым вопросам даже о превосходстве международных стандартов. В частности, это относится к исполнению наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Однако многие нормы на практике не реализуются. Например, в настоящее время не создано ни одного изолированного участка в воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима (ч. 3 ст. 140 УИК РФ), что влечет за собой дополнительное расходование бюджетных средств на этапирование осужденных, а также неблагоприятно влияет на закрепление результатов воспитательного воздействия и др.

Очевидно, что практическая реализация европейских стандартов  по соблюдению прав человека в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы РФ во многом зависит от профессиональных и личностных качеств сотрудников.  Международные стандарты2 предъявляют высокие требования к сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Для того чтобы персонал соответствовал этим стандартам, государство должно повышать престиж службы, проводить качественный отбор, подготовку и переподготовку сотрудников, создавать для них достойные условия труда и дополнительные социальные гарантии. 

 

Воспитание, вероисповедание, участие

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, в качестве основных целей определила повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, а также  гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. В целях реализации положений Концепции Министерством юстиции РФ  в 2012 году был подготовлен проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ», в котором нашли отражение  европейские рекомендации, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями.

Многие предлагаемые изменения в УИК РФ направлены на дальнейшую реализацию Европейских тюремных правил 2006 года3.

Разработчики законопроекта предлагают дополнить основные средства исправления осужденных,  перечисленные в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, социальной и психологической работой, что, безусловно, важно для ресоциализации осужденных и их социальной адаптации.

В статье 14 УИК РФ будет более подробно регламентироваться обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных. Обеспечение этих прав осужденных выделено в отдельную главу (глава 15.1 УИК РФ). Отдельной нормой предусматривается обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в исправительных центрах (ст. 6022  УИК РФ).

Предложено дальнейшее расширение участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Для оказания помощи администрации исправительного учреждения в укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при исправительном учреждении может быть создан попечительский совет (ст. 23 УИК РФ). Оценка личности осужденного при решении вопроса  о переводе из одних условий отбывания наказания в другие, из одного исправительного учреждения в другое, об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания производится по решению комиссии исправительного учреждения. В работе комиссии исправительного учреждения принимают участие члены общественных наблюдательных комиссий, представители общественных объединений и религиозных организаций, которые могут вносить предложения рекомендательного характера по существу рассматриваемых вопросов.

 

Жить станет лучше?

Режим в исправительных учреждениях должен предусматривать для осужденных сбалансированную программу мероприятий. Он должен позволять осужденным, содержащимся в тюрьмах, проводить в день столько времени за пределами своих камер, сколько это необходимо для нормального человеческого и социального взаимодействия.

При заключении брака в период отбывания наказания осужденным будет предоставляться длительное свидание продолжительностью до трех суток,  не входящее в счет положенных и предоставляемых в порядке поощрения свиданий. При отсутствии денежных средств на лицевом счете осужденного в случае, если лицо, прибывшее на свидание, является получателем государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178 «О государственной социальной помощи», расходы, связанные с предоставлением осужденному длительных свиданий, будут возмещаться за счет государства.

По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения должна будет уведомлять их о передаче корреспонденции операторам почтовой связи. При отсутствии на лицевом счете осужденного денежных средств предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы контроля и надзора за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, планируется отправлять за счет средств федерального бюджета, но не более чем шесть почтовых либо телеграфных отправлений в год.

При наличии технической возможности осужденному может быть разрешен телефонный разговор с использованием систем видео-конференц-связи, в том числе через информационно-коммуникационную сеть Интернет (ст. 92 УИК РФ).

Прогулочные дворы в исправительных учреждениях должны располагаться на уровне земли и при наличии возможности оборудуются спортивным инвентарем (ст. 93 УИК РФ).

Предлагается увеличить нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы. Так, в тюрьмах и колониях-поселениях они не могут быть менее 4 м2, а в воспитательных центрах ‒ 6 м2. Жилые помещения должны удовлетворять требованиям санитарии и гигиены и оборудоваться в соответствии с климатическими условиями.

Инвалидам I и II группы обеспечивается размещение с учетом индивидуальных потребностей в уходе и лечении, доступ к физическому окружению, объектам и услугам общего пользования (ст. 99 УИК РФ).

Площадь помещения, предназначенного для размещения детей в доме ребенка, должна составлять на одного ребенка не менее 4,5 м2, с дневным пребыванием матери – не менее 8 м2, а помещений, предназначенных для совместного проживания матери и ребенка, ‒ не менее 10 м2 (ст. 100 УИК РФ).

Действующая глава 15 УИК РФ будет регулировать не только воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы, но и социальное, психологическое.

Социальная работа в исправительных учреждениях будет осуществляться  на основе методов социальной диагностики, разработки индивидуальных социальных программ, стимулирования осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем, информирования и консультирования.

В целях преодоления периода адаптации, кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, ресоциализации и восстановления социальных связей с осужденными в исправительных учреждениях будет проводиться психодиагностическая, консультативная, психотерапевтическая и психокоррекционная работа, осуществляемая в индивидуальной и групповой форме (ч. 4, ч. 5 ст. 110 УИК РФ).

Перечень мер поощрения, применяемых к осужденным к лишению свободы, предлагается дополнить увеличением времени на занятия спортом или участием в культурных мероприятиях, просмотром кинофильмов и телепередач, а также увеличением времени прогулки (ст. 113 УИК РФ).

Осужденным, страдающим социально значимыми и другими заболеваниями, требующими лечения после освобождения из мест лишения свободы, на руки будет предоставляться подробная выписка из медицинской документации, содержащая информацию о течении заболевания, проведенном лечении и рекомендации по его продолжению. В специализированную медицинскую организацию по избранному месту жительства осужденных больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, сифилисом и другими инфекционными заболеваниями, требующими продолжения лечения, также будет направляться выписка из медицинской документации (ч. 4 ст. 180 УИК РФ).

 

Вместо колонии – воспитательные центры

Комитетом министров Совета Европы 5 ноября 2008 года были приняты Европейские правила в отношении несовершеннолетних, отбывающих различные виды наказаний4, которые в качестве принципа включили в категорию несовершеннолетних правонарушителей лиц молодежного возраста и распространили на них положения данных рекомендаций. Сравнительный анализ законодательства европейских государств показывает, что многие страны не только подняли возраст уголовной ответственности до 15‒16 лет, но и предусматривают содержание правонарушителей в возрасте 21‒24 лет в исправительных учреждениях для  несовершеннолетних.

Однако  российский законодатель пошел в противоположном направлении. Федеральным  законом от 22.12.2008 № 261 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ» в ст. 139 УИК РФ были внесены изменения, согласно которым возраст лиц, оставленных в воспитательных колониях, был сокращен с 21 года до 19 лет.

С учетом европейских рекомендаций предлагается заменить воспитательные колонии на воспитательные центры.

Во время отбывания наказания осужденный может быть переведен в пределах одних и тех же условий отбывания наказания из одного жилого помещения в другое. Перевод осужденного будет производиться начальником воспитательного центра по представлению социального педагога с учетом рекомендаций психолога (ч. 1 ст. 133 УИК РФ).

Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных центрах в обычных и облегченных условиях, должны проживать в жилых помещениях не более 4 человек (ч. 2, 3 ст. 133 УИК РФ).

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в жилых помещениях, расположенных за пределами воспитательного центра, без охраны, но под надзором администрации воспитательного центра (ч. 4 ст. 133 УИК РФ). Данной категории осужденных будет разрешено обучаться в образовательных учреждениях, расположенных в пределах административно-территориального образования, на территории которого расположен воспитательный центр, а также выезжать в краткосрочный отпуск продолжительностью до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту жительства и обратно, в целях предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения (п. «д», «е» ч. 4 ст. 133 УИК РФ).

Функции начальников отряда в воспитательных центрах будут выполнять социальные педагоги.

Для закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, имеющие положительные социальную и психологическую характеристики, могут быть оставлены в воспитательном центре до окончания срока наказания (ч. 1 ст. 139 УИК РФ).

 

Пробации быть!

В целях реализации Правил Совета Европы о пробации 2010 года5 подготовлен проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций ее осуществляющих». Документом предлагается функции уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде обязательных и исправительных работ, ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также контроля за условно осужденными и лицами, имеющими отсрочку от отбывания наказания, передать службе пробации.

Также служба пробации будет осуществлять контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно. Сотрудники службы пробации призваны выполнять правовую и социальную работу с поднадзорным и его  семьей, взаимодействовать с органами  государственной власти, общественными организациями и добровольными помощниками. Они должны способствовать установлению прочных связей между осужденным и его социальным окружением. Сотрудники службы пробации наделяются правом участия в производстве по уголовному делу.

Сотрудники службы пробации будут проводить социально-психологическое обследование подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, характеризующее его личность. На основании собранных данных они будут готовить доклад в письменной форме для представления в орган дознания, дознавателю, следователю, защитнику, суду (судье).

Предусматривается также участие сотрудников службы пробации в проведении процедур примирения потерпевшего с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым.

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________

 

1. Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными (1957 и 1977) // Уголовно-исполнительное право: сборник  нормативных актов / сост. П.Г. Пономарев, В.С. Радкевич, В.И. Селиверстов. – М.: Новый Юрист, 1997.

2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1957 и 1977); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979); Стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985); Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990); Европейские пенитенциарные правила (2006); Европейские правила в отношении несовершеннолетних, отбывающих различные виды наказаний (2008); Правила Совета Европы о пробации (2010).

3. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров государствам ‒ членам Совета Европы, касающаяся Европейских тюремных правил, утверждена Комитетом министров 11 января 2006 г. на 952-м заседании заместителей министров //Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и пер.: В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. М.: PRI, 2011.

4. Рекомендация CM/Rec (2008) 11 Комитета министров государствам ‒ членам Совета Европы о Европейских правилах в отношении несовершеннолетних правонарушителей, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера. Принята Комитетом министров 5 ноября 2008 г. на 1040-м заседании заместителей министров // Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и пер.: В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. М.: PRI, 2011.

5    Рекомендания CM/Rec (2010) 1 Комитета министров государствам ‒ членам Совета Европы о пробации (принята Комитетом министров 20 января 2010 года на 105-м заседании заместителей министров) //Документы Совета Европы, касающиеся исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: сборник документов Совета Европы / сост. и пер.: В.Б. Первозванский, Н.Б. Хуторская. М.: PRI, 2011.

 

Светлана Борсученко, к. ю. н., доцент кафедры уголовного права и криминологии РПА МЮ РФ

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz