М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

 

О Концепции реформы Уголовно-исполнительной системы России

 

«Жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе»

ст.5 ЕПП, Комитет министров Совета Европы рекомендует всем государствам-членам Совета Европы придерживаться Правил «в законотворчестве, политике и практике»

Сотрудники пенитенциарных учреждений выполняют важную общественную функцию, и поэтому порядок их набора, профессиональной подготовки и условия работы должны обеспечивать им возможность поддерживать высокие стандарты обращения с заключенными

П. 8 ЕПП

Новый этап реформирования УИС начался в условиях целостной, сбалансированной, основанной на международно – правовых стандартах уголовной и уголовно – правовой политики.

Уголовная политика, согласно мировым стандартам, должна опираться на принципы неотвратимости и соразмерности наказания, использования заключения под стражу только в качестве крайней меры, защиты прав личности и уважения человеческого достоинства на всех стадиях отправления правосудия и исполнения наказания.

Уголовно – исполнительная политика должна осуществляться на принципах:

- уважения прав, законных интересов и человеческого достоинства осужденных, ограничения этих прав и интересов лишь в той степени, в которой это необходимо для достижения целей уголовного наказания;

- защиты прав и законных интересов, уважения человеческого достоинства сотрудников УИС, содействия их профессиональному росту, предупреждение профессионального выгорания;

- нормализация условий в местах принудительного содержания через повышение для осужденных выступать полноценным субъектом социальных процессов и отношений;

- приближения места отбытия наказания от места жительства семьи и (или) места постпенитенциарной адаптации;

- открытости уголовно – исполнительной системы и максимального участия представителей общества в социальной интеграции осужденных и иных аспектах деятельности УИС;

- соразмерности режимных требований целям уголовного наказания, обеспечению прав человека, защите прав потерпевших;

- применении заключения под стражу до вынесения приговора в качестве крайней меры защиты общественных интересов.

Хотя Концепция реформирования УИС, представленная Минюстом России, содержит многочисленные ссылки на международно – правовые акты, однако некоторые предлагаемые новшества не соответствуют, а иногда и прямо противоречат требованиям международного права в сфере обращения с заключенными.

Предполагаемые в Концепции запреты на занятие спортом, участие в культурных мероприятиях, пользования телевизором и прессой, литературой развлекательного характера за допущенные осужденным нарушения, противоречит принципу социализации осужденных, поддержания здорового образа жизни, подготовки осужденного к освобождению, поддержанию психического и физического здоровья осужденных. Вопреки ожиданиям разработчиков Концепции, данные меры приведут к возникновению дополнительных ниш для проникновения и развития криминальной субкультуры.

Концепция предполагает ухудшение положения несовершеннолетних, связанное с сокращением количества воспитательных колоний (переименованных в воспитательные центры) до 33, что приведет к отдалению мест отбытия ими наказания от дома. Работа ГУИН МЮ РФ и ФСИН РФ , позволившая за 20 лет увеличить количество ВТК /ВК на 20, окажется перечеркнутой.

Концепция не содержит ни механизмов соблюдения прав заключенных, ни механизмов защиты прав сотрудников УИС, ни механизмов обеспечения открытости и прозрачности самой УИС. В то же время принцип открытости и механизмы его обеспечения должны рассматриваться, как основные требования взаимоотношения УИС с гражданским обществом.

В тот же время Концепция содержит требование возврата к условно – досрочному освобождению осужденного исключительно на основании позиции администрации учреждения.

Идея повсеместного отказа от отрядного содержания осужденных не обеспечивает достижение тех целей, ради которых разработана Концепция реформирования.

Фактически смысл Концепции состоит в получении гигантских финансовых ресурсов, ужесточение изоляции осужденных, переименование современных исправительных колоний в колонии – поселения, отказ от ряда успешных методик, разработанных российской пенитенциарной мыслью 20 века при одновременном закреплении тех практик, которые влекут нарушение прав человека и снижение эффективности достижения целей наказания. Предоставляется, что смыслом ряда нововведений является ожидание роста финансирования. Характерными особенностями Концепции является популизм и дилетантизм ряда ее положений.

 

1. Цель реформы уголовно-исполнительной системы (УИС) – повышение эффективности достижения целей уголовного наказания, провозглашенных ч. 2 ст. 43 УК РФ:

- исправления осужденных;

- недопущения совершения осужденными и иными лицами новых преступлений;

- восстановления социальной справедливости;

- а также адаптации осужденных к жизни в обществе после освобождения, как возвращение осужденного в общество в качестве гражданина и человека, полноценного в социальном, культурном, нравственном, профессиональном отношении.

При этом под исправлением сужденных понимается такое устойчивое и стабильное изменение их поведения, когда такое поведение начинает соответствовать социальным и правовым нормативам.

Под недопущением совершения осужденными и иными лицами новых преступлений понимается:

- демонстрация лицам, способным к правопослушному поведению под угрозой насилия, опасности нарушения ими норм уголовного и административного законодательства;

- приобретения лицами, имеющими криминальный опыт реализации своих интересов, навыков достижения таких интересов правопослушными социально приемлемыми способами.

Под восстановлением социальной справедливости понимается:

- восстановление прав и законных интересов потерпевших либо ослабление негативных последствий преступления для потерпевшего, когда такое восстановление или ослабление является возможным в процессе исполнения наказания;

- обеспечение соответствия между тяжестью и необратимостью последствий совершенного преступления, данных о личности потерпевшего и иными факторами, указанными в ч. 3 ст. 60 УК РФ, с одной стороны, и размером и видом уголовного наказания, с другой;

- восстановление нарушенных возможностей осужденного, как субъекта социальной и правовой деятельности, его прав и законных интересов, если такое нарушение стало причиной или условием совершения им уголовного преступления.

Под адаптацией осужденных к жизни в обществе после освобождения понимается наличие у осужденных таких социальных связей, знаний, навыков и возможностей, которые позволили бы положительно настроенному освобожденному реализовать свои интересы, не становясь на путь совершения правонарушений.

 

2. Задачи и принципы реформы УИС.

2.1. Задачи реформы УИС.

2.1.1. Обеспечение последовательного и преемственного социально - реабилитационного воздействия на правонарушителя с момента попадания лица в сферу уголовного правосудия;

2.1.2. Повышение исправительного потенциала УИС, как направленного и эффективного воздействия на социальные, психологические, нравственные, культурные и иные причины и условия совершения виновным уголовного преступления, на качества личности виновного;

2.1.3. Гуманизация карательной политики, направленная на:

- снижение численности количества заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы,

- обеспечение соответствия практики уголовно – правового воздействия на осужденного задачам развития положительных свойств его личности,

- развитие различного институтов досрочного освобождения;

2.1.4. Обеспечение трудовой занятости осужденных, их доступа к общему и профессиональному образованию, получения ими профессий, востребованных на рынке труда и обеспечивающих их профессиональное развитие;

2.1.5. Создание последовательной системы постпенитенциарной реадаптации лиц, освобожденных из учреждений УИС, направленной на их социальное, экономическое, нравственное, психологическое и правовое благополучие.

2.1.6. Повышение социального статуса, социально и психологического благополучия сотрудников УИС.

2.1.7. Создание и развитие институтов пробации.

2.2. Принципы проведения реформы УИС:

2.2.1. Внедрение различных компонентов реформы только после их экспериментальной отработки в нескольких регионах при обязательном участии в оценке результатов эксперимента Общественных наблюдательных комиссий, научного сообщества, правозащитного сообщества, органов представительной и исполнительной власти, сотрудников УИС;

2.2.2. Использование положительно зарекомендовавшего себя отечественного (в том числе дореволюционного и советского) и зарубежного опыта исполнения уголовного наказания и реабилитации освобожденных. Недопустимость использования институтов и форм наказания, продемонстрировавших свое историческое банкротство;

2.2..3. Широкое общественное обсуждение планируемой реформы с привлечением научной и правозащитной общественности, сотрудников УИС, проведение общественной экспертизы предполагаемых изменений;

2.2.4. Недопустимость пробельности правого регулирования и институционального обеспечения реформы УИС:

- нормативно- правовое регулирование должно охватывать деятельность всех субъектов уголовно- исполнительных (пенитенциарных) отношений;

- реализация каждой правовой нормы закреплена за определенным субъектом (или группой субъектов) указанных правоотношений;

2.2.5. Приоритет соблюдения прав человека над интересами ведомств и учреждений;

2.2.6. Учет прав и законных интересов потерпевших от совершения уголовных преступлений;

2.2.7. Использование потенциала общественных объединений, религиозных организаций, органов самодеятельности осужденных, самих осужденных, как лиц, заинтересованных в собственном социальном благополучии и развитии, и выступающих в качестве субъектов исправительного воздействия;

2.2.8. Направленность уголовного наказания на:

- преодоление нравственной, правовой, культурной, психологической и иных деформаций заключенных, произошедших с ними до совершения, во время подготовки и совершения преступления, а также в процессе привлечения к уголовной ответственности и исполнения наказания, личностной деградации, отчуждения человека от правовых, социальных и нравственных ценностей общества;

- раскаяние и покаяние виновных.

2.2.9. Финансово – экономическая реальность, как:

- направленность реформы на использование уже имеющихся возможностей и ресурсов УИС и государства, выделяемых на развитие данной системы;

- недопустимость взвинчивания расходов на уголовно – исполнительную системы под видом ее реформы, так как избыточность расходов не менее опасна для реформирования системы, нежели их недостаточность. Избыточность средств на реформу меняет идеологию реформы; вместо того, чтобы преобразовывать и улучшать имеющиеся институты и нормативы возникает искушение создать с нуля нечто новое.

 

3. Организационное обеспечение реформы УИС.

Для обеспечения реформы УИС необходимо:

- внесение изменений в Уголовный и Уголовно- исполнительный Кодексы РФ;

- внесение изменений в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов;

- внесение изменений в ведомственные нормативные акты Минюста РФ;

- внесения изменений в Закон РФ «Об органах и учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы…», Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых…».

- проведение научных исследований, направленных на изучение форм и методов повышения эффективности исполнения уголовного наказания, проблем УИС, результатов предлагаемых изменений .

Этапами проведения реформы должны стать:

1) Испытательный этап продолжительностью 1 год, когда предложенные изменения должны быть апробированы в нескольких регионах;

2) Аналитический этап продолжительностью 6 месяцев, когда будут поведены итоги испытательного этапа;

3) Этап законотворческих изменений продолжительностью 6 месяцев , в течении которого законодательство России приводится в соответствие с положениями концепции, получившими положительную оценку в ходе проведенных экспериментов;

4) Этап реализации концепции продолжительностью 1 год , в течении которого нормативно- правовая база и практика деятельности УИС приводится в соответствие с положениями Концепции, доказавшими свою обоснованность и реализуемость.

5) Этап мониторинга результатов реформы, в течении которого будут устраняться допущенные в течении указанной реформы ошибки.

Искушение провести реформу, не выходя из кабинета, и не видя в глаза живого заключенного, должно быть преодолено.

 

4. Способы проведения реформы УИС (с условным отнесением каждого мероприятия к определенной группе по целевой классификации).

4.1. Обеспечение последовательного и преемственного социально - реабилитационного воздействия с момента попадания лица в сферу уголовного правосудия.

4.1.1. Внесение изменений в Закон РФ «О содержании под стражей...» предусматривающих:

- паспортизацию граждан РФ, не имеющих паспортов на момент заключения под стражу,

- выдачу временных удостоверений личности лицам без гражданства, де- факто постоянно проживающим на территории РФ,

- постановку вопроса перед соответствующими Посольствами иностранных государств о выдаче паспортов ( свидетельств на возвращение) подозреваемым и обвиняемым из числа не имеющих паспортов иностранных граждан.

4.1.2. Внесение изменений в Закон РФ «О содержании под стражей...» предусматривающих обязанность администрации СИЗО собрать и направить в органы медико- социальной экспертизы документы, необходимые для установления группы инвалидности подозреваемым и обвиняемым, имеющим стойкую утрату трудоспособности и нуждающихся в применении мер социальной защиты.

4.1.3. Внесение в УПК РФ изменений, направленных на возложение на органы уголовного преследования и суд обязанности получения, анализа и учета при решении вопросов о заключении под стражу, назначении вида и размера наказания, наложении на виновного предписаний и ограничений, рекомендаций субъектов профилактики правонарушений, а также заслуживающих внимания лиц и организаций в части способа и интенсивности уголовно- правового воздействия на виновного.

4.1.4. Законодательное закрепление при решении вопросов о покамерном (поотрядном) размещении заключенных под стражу и осужденных учета психологической совместимости между ними, духовных потребностей, связанных с исполнением религиозных обрядов; раскрытие в законодательстве понятия психологической совместимости.

4.1.5. Законодательное закрепление в Уголовном Кодексе РФ обязательного и объективного учета при назначении судом вида и размера наказания осужденному положительных или отрицательных изменений в его личности и поведении после совершения им преступления; разработка соответствующих критериев таких изменений;

4.1.6. Обеспечение отбытия осужденным наказания в максимально возможной близости к месту жительства его семьи, кроме случаев, когда направление осужденного в отдаленный регион диктуется требованиями: а) его безопасности; б) его изоляции от воздействия организованного преступного сообщества; в) безопасности потерпевшего или семьи самого осужденного, утратившей с ним социально – полезные связи. Для достижения этой задачи необходимо:

- разработка совместной Федерально – региональной программы развития учреждений УИС в тех регионах, где отсутствуют достаточное количество мест для отбытия наказания осужденных, проживающих в данных регионах;

- разработка приказа ФСИН РФ о том, в какие ближайшие регионы направлять осужденные, если по месту их проживания лимит наполнения учреждений исчерпан;

- при наличии такой возможности создавать при СИЗО участки исправительных учреждений для отбытия наказания лицами, которым до конца срока осталось не более 2 лет лишения свободы.

Следует законодательно гарантировать отбытие осужденным наказания в пределах транспортной доступности для членов его семьи с учетом материального состояния семьи, состояния здоровья ее членов, ухода ее активными членами за находящимися в болезненном или беспомощном состоянии.

4.1.7. Изменение сроков хранения личного дела осужденного и уголовного дела осужденного за совершение преступления небольшой и средней степени тяжести до 10 лет.

4.1.8. Замены личного дела осужденного на личное дело правонарушителя, которое начинает вестись с момента совершения лицом общественно значимого правонарушения. Разработка в рамках ведения такого дела индивидуальной программы исправления правонарушителя (ИП), достижение целей которой или обеспечение возможности достижения целей которой без изоляции от общества должно стать основанием досрочного освобождения осужденного. При повторном совершении лицом, в отношении которого ИП была успешно выполнена, следует анализировать качество составления программы и причины ее неисполнения.

4.2. Повышение исправительного потенциала УИС, как направленного и эффективного воздействия на социальные, психологические, культурные и иные причины и условия совершения виновным уголовного преступления.

4.2.1. Нормативное закрепление составления на основании судебного приговора, рекомендаций субъектов профилактики правонарушений, психологов, социальных работников и иных лиц, мнение которых заслуживает внимания, а также самого осужденного Индивидуальной Программы исправления правонарушения. Такая Программа должна составляться с согласия и с участием самого осужденного, а ее выполнение должно учитываться при решении вопросов досрочного освобождения. Содержанием Программы будет являться выявление, блокирование (нейтрализация), преодоление причин, условий и предпосылок, приведших или способствовавших совершению преступления, по возможности их замещение иными социальными, правовыми, нравственными и духовными ценностями. Составление и выполнение Программы должно происходить под контролем психологов учреждений, которым необходимо предоставить более широкие полномочия.

4.2.2. Введение системы зачета сроков, при которой действия осужденного, направленного на реализацию одного из предписаний Программы исправления (успехов в труде, учебе, общественной работе и т.д.) поощряется зачетом меньшего срока, как большего. Например:

- лицу, совершившему преступление по мотивам национальной розни, Программа предписывает изучить историю и культуру того народа, преступление в отношении которого он совершил. В этом случае, например, 6 месяцев лишения свободы засчитываются, как 8 месяцев;

- лицу, совершившему преступление в связи с ведением паразитического образа жизни, удается освоить профессию и работать по этой профессии в ИУ; в этом случаем также производиться зачет 6 месяцев лишения свободы за 8.

4.2.3. Пересмотр системы поощрений и взысканий для осужденных, в том числе в части:

- введения принципа соразмерности между допущенным нарушением и налагаемым за него взысканием;

- запрет на водворение в ШИЗО или ПКТ лиц, отбывших в учреждении менее 1 месяца;

- устранение ограничений на досрочное снятие взыскания в виде водворения в ШИЗО (ПКТ); исключение нормы о том, что к лицам, водворенным в ПКТ, может применяться только поощрение в виде досрочного освобождения из ПКТ; введение нормы, в соответствие с которой личное дело осужденного, не менее 2 раз водворенного в ШИЗО и ПКТ, ставится на контроль в воспитательном отделе Управления;

- запрет на повторное водворение в ШИЗО или ПКТ за вновь допущенное нарушение в течении 10 суток после освобождения из ШИЗО (ПКТ);

- в соответствие с требованием ст. 57.1 ЕПП, согласно которому «дисциплинарным нарушением может считаться только поведение, которое может представлять угрозу для внутреннего распорядка, режима или безопасности», разделить нарушения порядка отбытия наказания на злостные, существенные и малозначительные, установив, что малозначительные нарушения не могут влечь иной меры воздействия, кроме, как замечания, и не учитываются при решении вопросов о применении более строгой изоляции или решении вопросов досрочного освобождения.

4.2.4. Изменение критериев оценки деятельности учреждения УИС, выдвижение на первый план таких критериев оценки деятельности учреждения, как:

- уровень постпенитенциарного рецидива среди освобожденных в течении 3 лет после освобождения;

- уровень смертности и самоубийств среди заключенных;

- соотношение лиц освобожденных досрочно и освобожденных по концу срока; соотношение числа лиц, освобожденных досрочно непосредственно перед окончанием назначенного им судом срока наказания (менее, чем за 10 % от срока наказания), и лиц, освобожденных досрочно вскоре после того, как такое право у осужденного возникло;

- возмещение ущерба, причиненного преступлением;

- получение осужденными профессий, востребованных на рынке труда;

- получение осужденными образования, в том числе среднего специального и высшего;

- количество осужденных, которым удалось восстановить ранее утраченные социально – полезные связи, в том числе с семьей, трудовым и учебным коллективом;

- интенсивность, характер и формы участия институтов гражданского общества в исправлении осужденных.

4.2.5. Выведение медицинских работников и медицинских служб учреждений УИС из подчинения начальников учреждений с их подчинением УФСИН субъектов Федерации или мед управлению ФСИН России или Минздравсоцразвитию. Предоставление мед работникам правам самостоятельно решать вопросы о переводе больных заключенных для получения ими достаточного и своевременного лечения, в том числе и в гражданские медучреждения. Решение мед работника о переводе заключенного может быть отменено только в судебном порядке.

4.2.6. Введение института отмены прекращения уголовного дела за примирением сторон, в случае, если лицо, дело в отношении которого прекращено (виновный), не исполняет принятых на себя обязательств по заглаживанию вреда.

4.2.7. Снять гриф «ДСП» с нормативно-правовых актов Минюста и ФСИНа РФ, которые затрагивают права и свободы граждан, и не подпадают под ограничения, предусмотренные ст. 55 Конституции РФ ( в настоящее время гриф «ДСП» имеют Инструкция о работе спец частей, о надзоре за осужденными, о нормативных требованиях к оборудованию жилых помещений в учреждениях УИС и т.д.). В случае, если нормативный акт содержит фрагмент, раскрытие которого может нанести ущерб интересам безопасности в учреждении УИС, присвоение грифа «ДСП» может быть распространено только на такой фрагмент данного документа.

4.2.8. Ликвидация любых структур (унаследовавших традиции упраздненных секций дисциплины и порядка), члены которых имеют или могут иметь контрольные полномочия за поведением других осужденных.

4.2.9. Ввести в практику деятельности каждого учреждения УИС ведение книги жалоб и предложений для заключенных и книги жалоб и предложений для родственников, доступную каждому заинтересованному лицу, ежедневно просматриваемую начальником учреждения. Контроль за заполнением данных книг возложить на помощников начальников Управлений ФСИН по правам человека.

4.2.10. Заменить разрешительный порядок встречи заключенных со священнослужителем на уведомительный с учетом возможностей священнослужителя;

4.2.11. Предусмотреть, что отказ встречи осужденного (осужденной) со своим гражданским супругом (супругой) возможно только при вынесении мотивированного постановления начальника ИУ, если такое свидание может воспрепятствовать целям отбытия наказания;

4.2.12. Дополнить Постановление Правительства РФ № 205 от 1996 года возможностью назначения особого питания для осужденных, у которых существуют религиозные запреты на употребление определенных продуктов питания (мусульмане, иудаисты, индуисты и т.д.).

4.2.13. Законодательно запретить:

- конвоирование в одной помещении автозака туб больных и здоровых осужденных;

- содержание в одном отряде здоровых осужденных с осужденными, больными венерическими заболеваниями и туберкулезом с 3 ГДУ; клиническое излечение туберкулеза не является анатомическим излечением, так как в любой момент, не очевидный для медицинских работников, у таких лиц может начаться рецидивный бациллярный процесс;

- использование ЛИУ, где находятся или находились туб. больные для перевода в эти учреждения здоровых осужденных, так как в книгах микобактерии туберкулеза могут жить до 4, 5 лет, в организме человека – до 20 лет, в почве - до 5 лет.

4.2.14.Разработать концепцию исправления осужденного. Такая концепция должна в том числе включать в себя пути снижения агрессивного поведения, социальной депрессии и равнодушия, связанных с самим феноменом изоляции, развитие у осужденных позитивной и преодоление либо нейтрализация асоциальной и криминальной мотивации, личной ответственности при принятии решения и навыков принятия решений.

4. 2.15. Предоставить потерпевшему право получать информацию о месте отбытия осужденным наказания, характеристику на него с места отбытия им наказания, его представлении к досрочному освобождению, отношении к совершенному им преступлению, иным имеющим значение для потерпевшим существенным обстоятельствам.

4.2.16. Повышение статуса социальной, воспитательной и психологических служб УИС. Радикальное увеличение количества сотрудников, непосредственно работающих с осужденными и их социальным окружением.

4.3.17. Защита от незаконного преследования за критику и подачу жалоб заключенных, ставших жертвами нарушений и злоупотреблений властью. Распространение на указанных лиц Программы защиты свидетелей и потерпевших.

4.3.18. Пересмотр Правил внутреннего распорядка в части устранения избыточной регламентации, в т.ч. в части разрешения сотрудникам и осужденным называть друг друга по имени – отчеству, пересмотра правил ношения осужденными одежды установленного образца;

4.3.19. Принятие комплекса мер, направленных на недопустимость нарушения человеческого достоинства заключенных, в том числе при проведении обыска и досмотра, перевозке и этапировании. В частности в п. 4.1.Концпеции следует предусмотреть:

- установление предельно допустимого срока нахождения в пути и количества транзитных установок при перевозке осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- исключение наполнения транспорта для перевозки осужденных сверх имеющегося числа мест; предусмотреть, что при перевозке автотранспортом до 6 часов на 1 этапируемого должно приходиться не менее 1 м. кв. площади, при перевозке железнодорожным транспортом или автотранспортом свыше 6 часов- не менее 2 м. кв. на 1 человека;

- оснащение спецвагонов камерами видеонаблюдения с целью контроля соблюдения прав заключенных во время этапирования.

4.3.20. Переход от домов ребенка в женских ИУ к отделениям совместного проживания матери и ребенка.

4.3.21. Для приближения несовершеннолетних девушек, осужденных к лишению свободы, создать при женских колониях участки на 10- 30 мест для отбытия наказания несовершеннолетними девушками.

4.3.22. Включить в концепцию раздел «уязвимые заключенные», которые, кроме несовершеннолетних

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz