М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"

 

Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р

"Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"

 

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа).

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором Программы - Минэкономразвития России;

государственными заказчиками Программы - Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минюст России и ФССП России.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 90,6 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минэкономразвития России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

 

Председатель Правительства Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

 

 

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 20 сентября 2012 г. N 1735-р

 

КОНЦЕПЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

 

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы

 

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.

Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.

Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации провозглашена правовым государством.

Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.

Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации является развитие судебной системы, которая могла бы эффективным образом исполнять свои полномочия и обеспечивать должную защиту прав и интересов сторон.

В качестве одной из главных целей, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы. В связи с этим осуществление мер по повышению качества правосудия, совершенствованию судопроизводства и его постоянной адаптации к потребностям государства и общества является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решение следующих проблем:

защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;

проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;

создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в оффшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;

борьба с коррупцией;

существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;

кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий.

Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.

Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы.

Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

 

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

 

Эффективность решения проблем в деятельности судебной системы программно-целевыми методами подтверждается положительным опытом реализации федеральных целевых программ "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы и "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы. В этой связи использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для дальнейшего развития существующей судебной системы с целью обеспечения ее соответствия требованиям правового государства.

На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с развитием судебной системы и системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

значением эффективной работы органов правосудия для построения правового государства;

тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию.

Использование программно-целевого метода позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития правосудия.

В целях реализации программно-целевым методом комплекса мероприятий по совершенствованию судебной системы также предусматривается формирование централизованных механизмов их координации, а также системы индикаторов и показателей изменений в сфере правосудия, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий.

Кроме того, решение задач Программы может быть эффективно осуществлено только с использованием механизмов финансирования федеральных целевых программ, поскольку эти задачи не могут быть на должном уровне реализованы только в рамках текущего финансирования.

С учетом изложенного, а также с целью обеспечения преемственности Программы и федеральных целевых программ, реализованных в предшествующие периоды, использование в 2013 - 2020 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления и создания в Российской Федерации системы правосудия, адекватной требованиям правового государства.

 

III. Предварительный анализ итогов реализации Программы до 2012 года

 

Общий объем финансирования федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы (далее - Программа до 2012 года) составил 60723,9 млн. рублей, в том числе капитальные вложения в размере 50751,8 млн. рублей.

По предварительному анализу итогов реализации Программы до 2012 года реализована система мероприятий, связанная с достижением поставленных ею основных целей и задач по обеспечению открытости и прозрачности правосудия, повышению эффективности и качества рассмотрения дел, созданию необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечению доступности правосудия, обеспечению независимости судей и повышению уровня исполнения судебных решений.

С целью реализации задач Программы до 2012 года принят ряд федеральных законов, направленных на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение эффективности и качества рассмотрения дел, обеспечение доступности правосудия и предотвращение коррупции в органах судебной власти.

От освещения деятельности судов зависят предупреждение коррупционных проявлений, формирование доверия к российской судебной системе, прозрачность, публичность и гласность правосудия. В этой связи принят Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", который устанавливает основы обеспечения доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов, обеспечивает расширение открытости и гласности судебной деятельности, информационной доступности судебных актов и права граждан на доступ к информации, а также определяет принципы взаимодействия судов и средств массовой информации.

Внесены изменения в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", направленные на предотвращение коррупции в органах судебной власти и устанавливающие обязанность кандидата на должность судьи и судей представлять сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

В целях ускорения судопроизводства, минимизации потерь времени и финансовых ресурсов суда и сторон по делу, а также предотвращения нарушений порядка ведения протоколов судебных заседаний и подачи в связи с этим жалоб внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепляющие обязательность ведения аудиозаписи судебного заседания.

С целью снижения нагрузки на судей и повышения качества осуществления правосудия принят Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Внедрение в деятельность судебной системы современных информационных технологий является одним из основных мероприятий Программы до 2012 года, направленных на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, реализацию конституционного права на судебную защиту, оптимизацию сроков рассмотрения дел и споров, сокращение количества не завершенных производством дел и исключение случаев утраты документации, повышение качества и эффективности работы аппаратов судов, а также на создание условий для удобного и быстрого доступа к информации.

По итогам реализации Программы до 2012 года во всех федеральных судах общей юрисдикции, арбитражных судах и в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационную систему федеральных судов общей юрисдикции, составило 72518 единиц, в единую информационную систему арбитражных судов - 14000 единиц.

В системе арбитражных судов была внедрена система автоматической публикации всех судебных решений, принятых судами, в открытом и бесплатном доступе на едином портале "Банк решений арбитражных судов". В настоящее время автоматизированная система "Банк решений арбитражных судов" содержит информацию более чем по 9 млн. судебных дел. Выполнены работы по изменению структуры и функциональности автоматизированной системы публикации судебных решений "Банк решений арбитражных судов", которая состоит из подсистем "Картотека арбитражных дел", "Банк решений арбитражных судов" и "Календарь судебных заседаний". Дополнительно создан раздел "Мобильная картотека арбитражных дел". Разработан информационный сервис "Электронный страж". Разработан и введен в эксплуатацию сервис подачи в арбитражные суды лицами, участвующими в деле, заявлений в электронном виде.

Все решения Конституционного Суда Российской Федерации начиная с даты его основания переведены в цифровой формат и доступны на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Реализация Программы до 2012 года позволила нивелировать издержки, связанные с переездом Конституционного Суда Российской Федерации в г. Санкт-Петербург, сохранив его виртуальную целостность с представительством в г. Москве.

В 2012 году в целях создания условий, исключающих нарушение прав лиц на ознакомление с материалами судебных дел, находящихся на архивном хранении, начато формирование системы судебных архивов в электронном виде, включая создание в судах участков сканирования текущих судебных актов и дел постоянного хранения, сдаваемых в архив. До конца 2012 года во всех федеральных судах общей юрисдикции будут созданы участки сканирования судебных дел.

С 2007 по 2011 год введены в эксплуатацию и приобретены 161 здание для федеральных судов общей юрисдикции, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и 23 здания для арбитражных судов, строительство (реконструкция) которых закончено. До конца 2012 года запланирован ввод в эксплуатацию еще 17 зданий федеральных судов общей юрисдикции, строительство (реконструкция) которых закончено. Кроме того, в рамках Программы до 2012 года осуществлены строительство, реконструкция и приобретение 29 зданий и помещений для размещения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

По результатам Программы до 2012 года ожидается достижение показателя обеспеченности помещениями общей площадью на 1 федерального судью 145 кв. метров и в арбитражных судах - 111,5 кв. метра.

В целях обеспечения в уголовном судопроизводстве конфиденциальности сведений о потерпевших и свидетелях в 2010 - 2011 годах осуществлены мероприятия по оборудованию в федеральных судах общей юрисдикции специальных помещений для допроса указанных лиц без возможности их визуального наблюдения.

В рамках мероприятий, предусмотренных Программой до 2012 года, федеральные суды общей юрисдикции оснащены 376 комплектами мобильных комплексов скрытия свидетеля. В результате все верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов оснащены мобильными комплексами скрытия свидетеля и как минимум 1 комплект находится в каждом управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации для его использования при необходимости районными судами.

За период реализации Программы до 2012 года 1249 федеральных судов общей юрисдикции (в том числе 655 - в 2012 году) и 41 арбитражный суд оснащены техническими средствами охраны зданий, в частности турникетами на входе в здание суда, охранно-пожарной сигнализацией, системами автоматического пожаротушения в помещениях архивов и для хранения вещественных доказательств, а также в комнатах, где расположены серверы локальных вычислительных сетей судов, стационарными кнопками тревожной сигнализации в залах судебных заседаний и кабинетах судей, системами видеонаблюдения, обеспечивающими возможность наблюдения и фиксации обстановки внутри здания суда и на прилегающей территории и др.

В 2007 - 2011 годах в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в рамках Программы до 2012 года обеспечены жилыми помещениями 10 судей Верховного Суда Российской Федерации, 783 федеральных судьи общей юрисдикции, 134 судьи арбитражных судов. До конца 2012 года планируется обеспечить жилыми помещениями 39 судей федеральных судов общей юрисдикции и 4 судьи арбитражных судов.

В рамках Программы до 2012 года осуществляется также обеспечение жилыми помещениями работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Так, в 2007 - 2011 годах за счет средств, предусмотренных Программой до 2012 года, обеспечены жилыми помещениями 304 работника аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и 105 работников аппаратов арбитражных судов, а также предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения 60 работникам аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. До конца 2012 года планируется предоставить субсидию 11 работникам аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Таким образом, в ходе реализации Программы до 2012 года в целом были достигнуты намеченные результаты и выполнены основные показатели. В рамках Программы до 2012 года предусматривается сохранить преемственность ключевых мероприятий, направленных на обеспечение открытости и прозрачности правосудия, улучшение качества правосудия, обеспечение прав граждан на доступ к правосудию и обеспечение условий осуществления правосудия.

 

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о расходных обязательствах Российской Федерации в указанной сфере

 

Реализуемый комплекс государственных мер в сфере развития судебной системы при положительной динамике отдельных показателей пока не оказал решающего позитивного влияния на доверие граждан к правосудию. Это подтверждается данными, получаемыми в ходе опросов общественного мнения. В частности, согласно опросам общественного мнения только 27 процентов граждан России доверяют органам правосудия, при этом 38 процентов органам правосудия не доверяют.

Согласно мониторингу реализации Программы до 2012 года и оценки деятельности органов правосудия физическими и юридическими лицами, ежегодно проводимому Министерством экономического развития Российской Федерации, сохраняется ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.

В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия, качество и оперативность проводимых судебно-экспертными учреждениями экспертиз и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.

В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" необходимо внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.

Реализация предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации, а также мероприятий, направленных на развитие судебной системы России, определенных Президентом Российской Федерации в качестве основных, в частности совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечение доступа к этим решениям, потребует значительного укрепления материально-технической базы органов судебной власти.

Кроме того, в рамках разработки мероприятий по переходу к юридически значимому электронному документообороту требуются подготовка и принятие закона, закрепляющего возможность подписания судебных актов при помощи электронной цифровой подписи для судей арбитражных судов.

Реализация мероприятий Программы по созданию "мобильного правосудия", "электронного правосудия", внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности, осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.

Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию является создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, а также обеспечение возможности:

участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;

проведения закрытых судебных заседаний;

участия в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса;

тайны совещаний судей и присяжных заседателей;

допроса свидетелей в условиях, обеспечивающих их безопасность;

воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;

надлежащего размещения судей и аппарата суда в служебных помещениях;

надлежащего временного содержания подсудимых и исполнения обязанностей конвойной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствующих помещениях судов при рассмотрении уголовных дел;

надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

хранения и осмотра вещественных доказательств;

организации делопроизводства;

ознакомления с материалами дел прокурорами и адвокатами под контролем работников аппарата суда;

архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;

организации работы с юридической литературой;

получения и обмена информацией с использованием современных электронных средств связи общего пользования.

В этой связи осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов, обеспечение зданий судов средствами безопасности и охраны являются по-прежнему актуальными.

В результате проводимой государством судебной реформы качественно и количественно вырос судейский корпус, создан институт мировых судей и повысилось техническое оснащение судов.

Вместе с тем одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях.

Судебная реформа привела к существенному повышению требований судов к производству экспертиз. Это определяется не только динамикой количественного роста судейского корпуса, который в сумме составляет более 29 тыс. человек, но и ускоренным развитием института частной собственности в России.

Одним из основных аспектов качества правосудия является осуществление судопроизводства и исполнение судебного акта в разумный срок.

Немаловажным аспектом в решении проблемы сокращения сроков судопроизводства является сокращение сроков производства судебных экспертиз.

В этой связи в рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по созданию условий для осуществления качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, которые являются независимой структурой государственных судебных экспертов, не подчиненной органам дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, и имеют на сегодняшний день наиболее полную нормативную правовую базу по судебной экспертизе.

Количество ежегодно назначаемых судебных экспертиз судами Российской Федерации составляет 300 тыс. экспертиз. Анализ статистических отчетов показывает, что судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации осуществляют 35 тыс. судебных экспертиз в год.

Отмеченное обстоятельство привело в настоящее время к тому, что сроки производства судебных экспертиз при условии фактического перевыполнения норм экспертной нагрузки в среднем в 1,5 раза выросли и могут достигать от 3 месяцев до 1,5 года. При этом по состоянию на 1 января 2011 г. изношенность основных фондов составляет 61 процент.

Вместе с тем возможности государственной судебно-экспертной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации ограничены бюджетным финансированием, сегодня они уже практически исчерпаны и не соответствуют в полной мере возросшим потребностям судов в производстве экспертиз, в первую очередь строительно-технических, автотехнических и автооценочных, финансово-экономических, товароведческих, экологических, лингвистических, психологических, компьютерно-технических и почерковедческих экспертиз.

Реализация мероприятий Программы по созданию условий для осуществления качественных экспертиз судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации и внедрению в судебно-экспертную деятельность современных информационных технологий, а также оснащение учреждений современной приборной базой позволят улучшить качество осуществляемых экспертиз и сократить сроки их производства, что повлияет на сокращение сроков судопроизводства.

Решение задач сокращения сроков производства судебных экспертиз, увеличения объемов проводимых исследований, повышения их качества, развития новых методов и методик экспертных исследований носит масштабный и долговременный характер. Их решение не может быть достигнуто только в рамках текущей деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и иных государственных органов по организационному и методическому руководству деятельностью судебно-экспертных учреждений.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода государственных судебно-экспертных учреждений на новый качественный уровень деятельности, что определяет необходимость применения программно-целевого метода, позволяющего выбрать оптимальный вариант решения проблем, обеспечить рациональное и адресное расходование средств, учесть потребности судов и органов правосудия Российской Федерации в новых услугах государственных судебно-экспертных учреждений.

Решение проблемы обеспечения жильем судей и работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Фед

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz