…и состоит в облегчении демократических процессов, а не в продвижении какого-либо конкретного типа демократии.

 

Принцип 13. «В частности, электронная демократия может…»

53. Сегодня мы наблюдаем за первым поколением «цифровых аборигенов». Молодежь является особой, хотя и разнообразной группой заинтересованных лиц. У них есть навыки грамоты в технологиях и мультимедиа. Многие группы молодежи уже пользуются электронной демократией в целях самоуправления. Существуют темы, в которых особенно необходимо участие молодых людей, например, экологические проблемы с долгосрочными последствиями. Поэтому один из способов вовлечения молодежи в демократию и политику состоит в том, чтобы выйти к ним через каналы, которыми они пользуются, т.е. посредством электронной демократии, обеспечивая, чтобы пожелания и запросы молодого поколения не оставались без внимания.

 

Принцип 14. «НПО также могут выиграть…»

54. Гражданское общество и его институты, включая НПО, являются важными заинтересованными сторонами в электронной демократии. Методы электронной демократии могут сделать НПО более привлекательными и снизить их затраты. В то же время граждане могут испытать электронную демократию с помощью НПО, чтобы ознакомиться с ней и выработать к ней доверие, прежде чем использовать методы электронной демократии, которые предлагают государственные власти.

 

Принцип 15. «Электронная демократия может быть…»

55. Во многих странах традиционные границы все реже рассматриваются как преграды. Одно из преимуществ электронной демократии состоит в том, что она может преодолевать традиционные границы. Общественные группы и другие организации сегодня имеют больше возможностей организовываться, невзирая на границы, посредством различных методов электронной демократии, расширяя тем самым масштабы своей трансграничной демократии. (Для получения информации по меньшинствам см. принцип 31 и руководство 75).

 

Принцип 16. «Государственные власти могут выиграть …»

Гражданское общество может играть важнейшую роль в становлении и развитии электронной демократии. Необходимо время и пространства для развития инициатив снизу, поскольку их участники знают, что является важным в их сообществе. Поэтому в данном параграфе звучит призыв к государственным органам власти о необходимости приложить особое усилие к тому, чтобы прислуживаться и получать информацию от гражданского общества, а также сотрудничать с ним.

Так как электронная демократия может быть устроена сверху вниз, снизу вверх или горизонтально (см. Принцип 59), роль государственных властей состоит не только во внедрении электронной демократии, но и в использовании преимуществ имеющихся методов электронной демократии, разработанных и используемых гражданским обществом, а также в построении связей с ними (см. руководство 14). Это помогает решить проблемы, связанные с тем, как связать гражданскую деятельность с властью, обеспечив тем самым эффективную демократию, идущую снизу вверх.

 

Принцип 17. «Цели электронной демократии …»

(См. принцип 4.) Прозрачности можно добиться, обеспечив доступ к информации, например, сделав ее доступной в Интернете. Подотчетности и ответственности можно достичь, беря ответственность за решения и обеспечивая, чтобы учитывались потребности заинтересованных сторон. Это предполагает использование таких современных средств как Интернет, которые заинтересованные стороны используют в своей повседневной жизни. Электронная демократия облегчает участие заинтересованных сторон, что дает возможность интенсифицировать участие и дискуссию. Один из примеров – электронная консультация.

Емкость, доступность и участие связаны с тем, что электронная демократия предоставляет новые возможности по вовлечению в демократию, таким образом, позволяя вовлекать больше людей, включая тех, кто раньше был на это не способен. Примеры – электронное включение, электронный парламент и социальные сети.

Субсидиарность означает регулирование и принятие решений по вопросам на низшем из всех возможных компетентных уровней власти вместо систематического принятия каждого решения на высшем уровне.

Одной из самых важных целей электронной демократией является укрепление доверия к демократии в целом. Пример – возможности, которые предлагает электронная демократия для обеспечения большей прозрачности в информации и процессах, что гарантирует для заинтересованных сторон возможность получения больше информации. Еще один пример заключается в том, что заинтересованные стороны имеют больше вариантов озвучивания своих мнений посредством таких инструментов как электронные форумы и электронные инициативы. Государственные органы власти также имеют больше средств получения сигналов от заинтересованных сторон посредством электронных консультаций и электронных инициатив. В последнем примере важно то, что органы государственной власти должны с пониманием относиться к заинтересованным сторонам, которых необходимо убедить в том, что их мнение ценится и будет должным образом учитываться. Тем не менее, для повышения доверия между людьми и их представителями одних технологий будет недостаточно.

Электронная демократия способна объединить людей, особенно в контексте культурного многообразия. В качестве примера можно привести электронное соседство, в котором жители одного сообщества могут дискутировать и участвовать в составлении повестки дня и принятии решений по локальным вопросам (включая городское планирование). Это может привести к повышению уровня социальной сплоченности в данном сообществе.

См. пояснительный параграф о доверии к параграфу 6 Рекомендации и принцип 17.

 

Принцип 18. «Доверие необходимо для…»

 

Принцип 19. «Электронная демократия помогает увеличить…»и принцип 20. “ Электронное участие – это поддержка…”

Электронное участие является важным элементом электронной демократии. Электронное участие способно дать людям больше полномочий и возможностей для вовлечения в демократические процессы. Органы государственной власти в свою очередь могут стать частью знаний людей об обстоятельствах, влияющих на их жизни, которые иначе могут остаться неразглашенными. Многие существующие процессы физического участия могут получить пользу от инструментов электронного участия, которые часто отражают инновационные подходы, а также реализовываться через них. См. также принципы 6 и 29.

 

Принцип 20. «Электронное участие – это поддержка …»

65. Электронное участие частных лиц и групп является решающим понятием, но не единственным фактором электронной демократии. Другие таковым являются (например, электронный парламент, электронное правосудие и электронное включение).

 

Принцип 21. «Электронная демократия не в …»

66. Ответственные лица могут ощутить угрозу со стороны развития электронной демократии. Они думают, что электронная демократия может отнять у них некоторые их задачи, дела и обязанности. Необходимо объяснить ответственным лицам, что к электронной демократии это не имеет никакого отношения. Электронная демократия, наоборот, может облегчить работу ответственных лиц. Электронная демократия обеспечивает ответственных лиц новыми и дополнительными возможностями общения с гражданами прямым и эффективным способом. В число примеров входит использование таких сайтов как Facebook или MySpace. Такие инструменты, основанные на социальных сетях, обеспечивают политиков новыми средствами эффективного общения с электоратом, особенно в предвыборный период. В то время как «посредники» электронной демократии продолжают играть свою роль (см. также пояснительный параграф к параграфу 6 Рекомендации, касающийся посредников), формальные и неформальные ответственные лица не должны выводиться электронной демократией из игры, а должны иметь возможность получать поддержку от методов электронной демократии. По этой причине их следует призывать пользоваться этими методами (см. руководства 4 и 20-23).

 

Принцип 22. «Электронная демократия требует информации …»

67. Благоприятные условия, перечисленные в данном принципе, требуют культуры, в рамках которой свобода выражения и доступа к информации может реализовываться каждым и защищена демократическими институтами и законодательством.

 

Принцип 23. «Средства массовой информации играют ключевую роль…»

68. Электронная демократия рассчитывает на поддержку средств массовой информации. В их число входят такие традиционные СМИ как газеты и телевидение, а также новые СМИ, которые выходят на свою аудиторию через Интернет и цифровое телевидение. Они информируют людей о наличии инициатив и инструментов в области электронной демократии и возможностях, которые они предоставляют. Кроме того, многие средства массовой информации предлагают гражданам и другим заинтересованным сторонам средства выражения своих мнений и участия в дискуссиях и дебатах.

 

Принцип 24. «Новые СМИ и источники информации…»и принцип 25. «Электронная демократия является неотъемлемой …»

69. Было разработано несколько инструментов электронной демократии для взаимодействия, например, между политиками и гражданами. Тем не менее, другие сферы применения Интернета и других новых технологий также заслуживают внимания заинтересованных сторон. В число примеров входят такие социальные сети как Facebook, MySpace и YouTube. Эти каналы не создавались специально для электронной демократии, однако они могут использоваться и используются достаточно широко заинтересованными сторонами для освещения вопросов и процессов демократии. Таким образом, они играют все более важную роль в электронной демократии. Электронные СМИ на базе сообществ имеют особое значение в связи с их важностью для любой дискуссии о праве общения, поддержке и углублении демократии и общественного участия во всех средствах массовой информации. Электронные СМИ на базе сообществ представляют собой необходимый аспект участия граждан в жизни средств массовой информации и поэтому важны для обеспечения общественного участия в углублении демократии и ее поддержке.

 

Принцип 27. «Если электронная демократия должна …»

В данном параграфе содержатся некоторые ключевые понятия, которые используются во всей Рекомендации и ее приложениях. Эту терминологию также следует учитывать при переводе Рекомендации или ее частей на другие языки, которые не являются официальными языками Совета Европы. Объяснения дополнительно использованных терминов приведены в отдельном глоссарии.

(См. принцип 6.)

 

Принцип 29. «Электронная демократия способна объединить …»

 

Принцип 30. «Поскольку она открывает …»

Так как демократия никогда не бывает завершенной или идеальной, в демократической практике присутствуют недостатки или недочеты. Они могут быть вызваны недостаточной гибкостью систем, недостаточной эффективностью механизмов контроля, несогласованностью политических обещаний и решений, либо коррупцией в органах власти. В число других причин входит социальная, расовая и территориальная разобщенность, труднопреодолимые барьеры для доступа, коммуникации и участия этнических меньшинств, долгосрочных жителей иностранной национальности, а также лиц с особыми потребностями. Кроме того, в некоторых странах распространено ощущение, что некоторые СМИ играют несправедливо доминирующую роль в общественной дискуссии или что они находятся под строгим контролем политических партий и/или рыночных игроков. Вышеуказанные явления могут привести к сокращению количества участников демократических процессов, снижению интереса молодежи к государственным вопросам, привести к увеличению количества популистских политических групп и росту их поддержки, а также распространению демагогии в различных сферах общественной жизни. Следствием этого может стать снижение законности и значимости демократических институтов и процессов, сокращения уровня доверия к ним, а также усиление чувства политической неудовлетворенности и неприязни среди граждан.

Такие недостатки и недочеты можно минимизировать при помощи средств информации, коммуникации, дискуссии и участия – напр., электронного парламента, электронной консультации и электронных ходатайств, – а также усиления прозрачности, отчетности, реактивности, скорости и повсеместной доступности. Это даст людям больше возможностей для активного участия в формальных и неформальных демократических процессах, особенно в процессе принятия решений. Все эти возможности предлагает электронная демократия. (См. также параграф 9 вводной части к данной Рекомендации и руководства 35-37).

 

Принцип 31. «Электронная демократия обладает большим…»

74. Электронную демократию можно использовать для объединения людей. Это может иметь большое значение, к примеру, для меньшинств, особенно тех, которые проживают в разных странах и зависят от трансграничного сотрудничества. В данном контексте следует учитывать Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств (Серия европейских договоров 157). (См. принцип 15.)

 

Принцип 32. «Предоставляя средства …»

75. Электронная демократия обладает потенциалом вовлечения групп, которые исключены из демократических процессов. Чтобы достичь этого, следует уделять особое внимание тем, кому нужно содействие в приобретении навыков, необходимых, чтобы стать активными электронными гражданами. В частности, речь идет об умении пользоваться Интернетом, а также об обучении вопросам демократической гражданской ответственности.

 

Принцип 33. «Электронная демократия может усилить…»

76. Методы электронной демократии особенно хорошо подходят для трансграничного и международного уровня. См. также руководство 38.

 

Принцип 34. «Электронная демократия требует междисциплинарного…»

77. В частности, академическая среда должна внести свой вклад в электронную демократию. Ученые должны работать вместе в ходе проведения (международных) исследований и публикации результатов своих работ. Принимая во внимание различие подходов и взглядов на электронную демократию в академических кругах и необходимость в применении качественного опыта из многих секторов, представительные собрания, правительства и представители частного сектора должны поощрять и финансировать исследования в области электронной демократии.

 

Секторы электронной демократии

 

Принцип 35. «Электронная демократия, в частности, охватывает…»

78. Данный список секторов электронной демократии является ориентировочным, а не исчерпывающим, и включает те аспекты электронного управления, которые имеют значение для демократии (напр., электронное управление – см. принцип 40 – но не электронное здравоохранение, в качестве лишь одного примера). Каждый из перечисленных секторов описан выше. Второй ориентировочный список (электронное участие, электронная дискуссия, электронные форумы) относится к способам и средствам обслуживания электронной демократии в рамках различных секторов. Эти термины описаны в принципе 20, принципе 27 (последний абзац) и в глоссарии, соответственно.

 

Принцип 36. «Электронный парламент – это использование …»

В данной Рекомендации термин «парламент» обозначает любое избранное представительное собрание на местном, региональном, государственном и международном уровне. Электронный парламент затрагивает любое лицо, участвующее в таких собраниях: члена, политический и административный персонал, избирателей, граждан и СМИ. Данное понятие охватывает, в частности, информацию, связь, дискуссию, участие, составление программ, формирование и принятие решений, а также прозрачность и подотчетность.

Электронный парламент должен учитывать реалии сегодняшнего информационно-коммуникационного общества и предоставлять своим членам, персоналу и руководству инструменты, аналогичные тем, что используются в повседневной жизни граждан, чтобы позволит парламенту занять видное место в жизни и рабочих устоях граждан и избирателей.

Электронный парламент способен путем усиления прозрачности и, следовательно, легитимности, противодействовать тенденциям и мнениям относительно снижения уровня значимости и легитимности парламентов.

 

Принцип 37. «Электронное законодательство – это использование…»

Подготовка и внедрение законодательства на базе ИКТ избранными представительными собраниями называется «электронным законом».

 

Принцип 38. «Электронное правосудие – это использование ИКТ…»

Электронное правосудие может сыграть большую роль в сокращении разрыва между гражданами и судами. Электронное правосудие заключается не только в передачи судебных полномочий пользователям Интернета. Оно заключается в обеспечении ресурсами граждан, которые, к примеру, станут способны эффективней получать информацию о судах и юридических процедурах (с сайтов), а также о том, как реализовывать определенные типы юридических процессов (электронные формы заявлений), следить за развитием процессов (посредством доступа к актуальной информации через Интернет) и оплачивать судебные регистрационные пошлины при помощи Интернет-банкинга. Кроме того, благодаря наличию полной и качественной юридической информации граждане смогут осознанно и эффективно реализовывать свои права и пользоваться гарантиями, предоставляемыми судебной системой.

Другой пример электронного правосудия состоит в использовании видеоконференций. Оно может не только поспособствовать внутренней экономии и повышению эффективности работы самих судов: оно также может предложить дополнительные возможности для участвующих сторон. В число примеров входят пострадавшие в уголовных преступлениях, лица, являющиеся объектами программы по защите свидетелей, несовершеннолетние лица и т.д. Эти люди не будут обязаны являться в суд, а смогут давать свои свидетельские показания в безопасной обстановке, при индивидуальном подходе.

Электронное правосудие также способно облегчить процесс рассмотрения дел с участием лиц, проживающих в разных странах. Также оно обеспечивает граждан более быстрым и легким доступом к юридическим процессам в других странах и дает им возможность выяснить, какие законы применяются в данном случае. Еще одна выгода может состоять в возможности обмена данных, осуществляемого, к примеру, в реестрах предприятий и реестрах банкротств.

 

Принцип 39. «Электронное посредничество – это использование…»

86. В сфере посредничества начинают появляться методы на базе ИКТ, которые имеют потенциал искоренения конфликтов в силу отсутствия необходимости в личном общении сторон. Некоторые методы обеспечивают автоматизированное онлайн-посредничество, при котором в качестве посредника выступает инструмент (а не человек), что дает возможности для разрешения конфликтных ситуаций.

 

Принцип 40. «Электронная среда – это использование…»

87. Электронная среда включает использование систем на базе ИКТ для обеспечения доступа к экологической информации и ее распространения, а также создание систем мониторинга и хранилища экологических данных с поддержкой ИКТ. Таким образом, электронная среда дает возможность прогнозировать и отслеживать влияние природных и антропогенных факторов и других давлений на окружающую среду, а также определять текущее состояние среды. Последнее в свою очередь облегчает процесс формулирования возможных ответных мер, поскольку можно опираться на боле обширную и более широко распространенную базу знаний.

88. Пространственное планирование и пространственное сцепление являются базовыми компонентами экологической сферы, которые представляют собой существенные сложности для национальных государств, а также местных и региональных властей. В мае 2008 года Конгресс местных и региональных властей Совета Европы одобрил доклад и рекомендацию относительно «Электронной демократии и совещательной консультации по городским проектам».#

89. Конвенция ЭКЕ ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, содержит положения о том, что договаривающиеся стороны должны пользоваться электронными информационными инструментами для обеспечения общественного доступа к экологической информации. С этой целью Стороны Конвенции создали Целевую группу для содействия в реализации Конвенции посредством эффективного использования электронных информационных инструментов для обеспечения общественного доступа к экологической информации

 

Принцип 41. «Электронные выборы, электронные референдумы и электронные инициативы…»и принцип 42. «Электронное голосование – это выборы…»

90. См. пояснительный параграф к параграфу 7 Рекомендации.

 

Принцип 47. «Электронные опросы/обзоры мнений позволяют мнениям…»

91. Термин «электронные опросы» целенаправленно употребляется в данной Рекомендации и Совете Европы, чтобы дать общее описание процессу выражения мнений помимо контекста выборов и референдумов (данный термин является синонимом электронного обзора мнений). Термины «выборы», «референдум» и «опрос» зарезервированы для официальных мероприятий. Поэтому электронные опросы/обзоры мнений не имеют обязывающего характера: они представляют собой простые опросы общественного мнения и могут проводиться как государственными органами, так и частными организациями.

 

Технология

 

Принцип 48. «ИКТ привели к …»

92. Исследования показывают, что в европейских странах наблюдается повышение уровня электронной готовности, т.е. готовности к использованию ИКТ, хотя ее уровень значительно различается. Данная тенденция сопровождается стремительным появлением и внедрением в некоторых странах служб Web 2.0 в гражданском обществе и предприятиях. Люди все чаще пользуются мобильными телефонами, Интернетом и цифровым телевидением, чтобы получать информацию и осуществлять различные типы операций. Также они ожидают, что и на органы государственной власти можно будет выходить с помощью тех же средств. С другой стороны, инновации в данной сфере, наблюдающиеся в частном секторе, продвигаются достаточно медленно и проблематично, и уровень использования общественных онлайн-служб часто низок. Поэтому наблюдается серьезное расхождение между широкой распространенностью и инновационным использованием ИКТ (например, социальные сети) в обществе с одной стороны, а также осведомленность о существовании социальных сетей и участие в них правительственных департаментов с другой.

 

Принцип 49. «В то время как электронная демократия зависима …»до принципа 51. «Технология относится к вторичному…»

93. Основная цель электронной демократии состоит не в том, чтобы заставить людей пользоваться технологиями: она состоит в использовании технологий с целью улучшения демократического управления и участия. Двигателем электронной демократии должны стать требования демократии, а не технологии. Ни сами ИКТ, ни расширенные или усовершенствованные технологии сами по не себе автоматически не способствуют поддержке или усилению демократии, демократических институтов и процессов. Согласованные демократические и человеческие ценности и этические соображения являются неотделимыми частями технологических аспектов электронной демократии. Выбор инструментов отражает не только курс политики, но и внедрение ценностей и этических соображений. Помимо выполнения функции обмена и распространения информации ИКТ также имеют способность и призвание совершенствовать процесс реализации прав человека.

94. Существует несколько причин внедрения технологий в демократический процесс: например, снижение явки на выборах, недостаточный интерес к политике среди молодежи, сокращение уровня легитимности, а также наличие разрыва между политиками/государственными властями и гражданами. Тем не менее, технологии никогда не должны быть причиной для внедрения электронной демократии. Технологии можно использовать для решения этих текущих проблем, с которыми сталкивается демократия. В число электронных решений этих проблем входят электронное участие, электронный парламент, электронные ходатайства и электронные консультации.

 

Принцип 52. «Технология не нейтральна …»

95. Использование технологий в сфере общественного участия в демократическом управлении неизбежно предполагает изменение способа взаимодействия управляющих и управляемых. С одной стороны, налицо тенденция к повышению прозрачности и облегчения процесса диалога и дискуссии; с другой – имеются такие потенциальные риски, как утрата неприкосновенности частной жизни, угрозы для защиты информации, а также растущая степень индивидуализма среди участников, способная привести к раздроблению общества.

96. Еще один аспект, имеющий большую важность при внедрении технологий в демократию, состоит в том, что заинтересованных лиц следует снабжать современными разработками, и они должны быть способны разбираться в технологиях и пользоваться ими. Если этого не наблюдается, органы государственной власти должны принимать коррективные меры.

 

Принцип 53. «Ответственность за технологии …»

97. Институт, пользующийся инструментом электронной демократии, несет ответственность за все аспекты данного инструмента, например, защиту информации и справедливость. Особое внимание следует уделять безопасности. Незащищенный инструмент может представлять опасность для демократии и привести к тому, что все заинтересованные стороны могут утратить конфиденциальность в процессе электронной демократии.

 

Принцип 54. «Открытие доступа к исходному коду …»до принципа 56. «Использование решений с открытым кодом …»

98. Как было упомянуто выше, прозрачность и доверие являются ключевыми факторами электронной демократии (см. принципы 17 и 18 и руководства 15, 16 и 79). В случае технологий использование решений с открытым кодом, доступность исходного кода и использование открытых стандартов и спецификаций позволит обеспечить прозрачность и доверие. Для получения дополнительных подробностей см. руководства 57-60.

 

Принцип 57. «Применение стандартов …»

99. Если Интернет используется в качестве инструмента электронной демократии, важные веб-страницы необходимо сделать доступными для более широкой аудитории из людей с ограниченными возможностями, включая слепоту и нарушенное зрение, глухоту и потерю слуха, затруднения при обучении, познавательные ограничения, ограниченную подвижность, проблемы с речью, светочувствительность и сочетания указанных особенностей. Поэтому в данном параграфе все государства-участники призываются к использованию Руководств по доступности содержимого Интернета#.

 

Принцип 58. «Использование экологичных, …»

100. На ИКТ-системы приходится значительная доля в объеме выбросов углерода среди частного сектора и других организаций. Необходимо разработать стратегии по сокращению потребления энергии ИКТ и выбросов тепла, сокращению и управлению отходами от ИКТ, осуществлять гибкую и мобильную работу в области сокращения транспортных потребностей, а также использовать технологии, включая компьютерное программное и аппаратное обеспечение, для сокращения объема других выбросов и отходов.

 

Внедрение электронной демократии

 

Принцип 59. «Электронная демократия может быть внедрена …»

101. Существует распространенное заблуждение о том, что электронная демократия может быть разработана и внедрена только органами государственной власти. Необходимо уделять особое внимание инициативам в области электронной демократии, идущим снизу. Поэтому государственные власти должны обеспечить наличие среды или, если она отсутствует, ее создание там, где можно изучить, развить и проверить уровень активности низов.

 

Принцип 60. «При внедрении электронной демократии учитывать …»

102. При внедрении электронной демократии заинтересованные стороны должны принимать во внимание и решать, какие инструменты наилучшим образом подходят для форы демократии, которая преобладает в той зоне, где они работают. Кроме того, могут использоваться определенные инструменты для подчеркивания определенных особенностей данной демократической системы. Например, используя электронные консультации и электронные референдумы, страна с признаками непосредственной демократии может продемонстрировать, что она высоко ценит свою непосредственную демократию. См. также первый абзац параграфа 6 Рекомендации.

 

Принцип 61. «Электронная демократия требует сбалансированного …»

103. При внедрении электронной демократии важно, чтобы заинтересованные стороны не только сосредоточивались на ее внедрении, но и стремились соответствующим образом выровнять другие составные части демокра… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz