М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года

 

Проект

 

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ ДО 2020 ГОДА

 

I. Введение

 

Под электронной демократией в Концепции понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. В этом смысле электронную демократию следует четко отделять от электронного правительства, под которым согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р, понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества.

Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, международные соглашения.

Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии на период до 2020 года.

 

II. Факторы развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии

 

В современной России продолжаются демократические преобразования, основным проводником которых выступает государство в лице органов власти. В большинстве демократических стран развитие демократии, включая её ключевые институты, опирается не только и не столько на власть, сколько на гражданское общество. В России становление сильного гражданского общества идёт медленно и прерывисто. В этой связи актуальной задачей становится поиск и внедрение механизмов, способствующих повышению активности граждан в общественно-политической жизни страны.

Как показывает опыт зарубежных стран, осуществляющих серьезные вложения в развитие демократических институтов, широкое распространение информационно-коммуникационных технологий является одним из ключевых факторов, непосредственно влияющих на развитие институтов демократии. В основном это осуществляется за счет того, что информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности общественно-политической деятельности граждан. Например, механизм двустороннего электронного взаимодействия граждан с органами власти при получении различного рода услуг существенно снижает временные, транспортные и иные материальные издержки граждан.

Таким образом, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему общественно-политических отношений позволяет существенно расширяет возможности российских граждан в плане их общественно-политического участия, создания условий для роста их гражданской активности, что в свою очередь, способствует формированию качественно нового уровня активности граждан, пользующихся современными электронными технологиями не только в личных целях, но и в целях общественно-политического участия на всех уровнях публичного управления.

В настоящее время в России сложилась благоприятная среда для активного развития механизмов электронной демократии. Во-первых, на государственном уровне четко обозначен вектор в сторону системного укрепления демократических институтов; государство выделяет серьезные средства на развитие гражданского общества, оказывает поддержку многочисленным общественным организациям. Во-вторых, российские граждане проявляют всё больший интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям, включая мобильную телефонию и интернет; растёт число граждан, которые активно пользуются различными мобильными и интернет-проектами в целях защиты своих прав и свобод, осуществления коммуникации с органами власти и общественно-политическими организациями. В-третьих, государственные и частные программы информатизации системы общественных отношений позволили сформировать соответствующую инфраструктуру и создать в России плотную информационно-коммуникационную среду с высоким уровнем распространения мобильных телефонов и персональных компьютеров среди населения, интернет-доступности и компьютерной грамотности. Современные электронные технологии всё шире применяются в бизнесе, медицине, образовании, науке, культуре и государственном управлении.

Вместе с тем существуют и серьезные препятствия на пути развития механизмов электронной демократии в современной России. В первую очередь, это касается процедур двустороннего взаимодействия граждан с органами власти по общественно-политическим вопросам. Механизм обращений и запросов граждан и организаций в органы власти в электронном виде не получил широкого распространения в силу отсутствия необходимых и достаточных процедур, которые бы юридически гарантировали и практически обеспечивали полное равенство данных обращений и процедур перед их физическими аналогами. Следующей важнейшей проблемой являются вопросы идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия, в том числе в части практической реализации. Сохраняется цифровое неравенство между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами. Проникновение интернета протекает неравномерно, качество доступа к данному ресурсу в масштабах страны находится ещё на недостаточном уровне. К негативным факторам следует отнести и отсутствие эффективных инструментов популяризации механизмов электронной демократии среди населения. Без массового информирования граждан о широких возможностях механизмов электронной демократии невозможно сформировать среду доверия к данным механизмам.

Проблемы, препятствующие развитию механизмов электронной демократии в современной России, затрагивают интересы самых широких слоев населения, носят комплексный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти или частных проектов. В связи с этим развитие механизмов электронной демократии необходимо осуществлять на общегосударственном уровне, вовлекая в этот процесс представителей гражданских объединений и общественных организаций, экспертов, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также средства массовой информации и частные компании.

Анализ системы общественно-политических отношений в современной России позволяет предположить, что, несмотря на серьезные риски, которые несут с собой новые информационно-коммуникационные технологии, активное внедрение в современной России механизмов электронной демократии на всех уровнях власти и гражданского участия будет способствовать сближению власти и общества, усилит гражданское участие в государственном секторе и принятии общественно-политических решений, сделает органы власти более доступными и открытыми для граждан, создаст дополнительные стимулы для развития партнерской модели взаимодействия органов власти и гражданского общества.

 

III. Цели и задачи развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии

 

Целями развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии являются:

повышение общественно-политической активности граждан за счет расширения возможностей для эффективного электронного взаимодействия граждан друг с другом, органами власти, общественными организациями, экспертным сообществом, бизнес-структурами, средствами массовой информации и другими субъектами в процессах реализации гражданами своих законных прав на общественно-политическую деятельность во всем многообразии её форм и средств;

повышение эффективности и скорости публичного взаимодействия граждан с органами власти и другими субъектами общественно-политической деятельности посредством повсеместного внедрения в практику взаимодействия информационно-коммуникационных технологий;

укрепление горизонтальных и транспарентных связей между гражданами, органами власти и другими субъектами общественно-политической деятельности посредством формирования особой культуры сетевой коммуникации, ориентированной на партнерскую модель доверительного взаимодействия, совместный поиск компромиссных решений;

снижение административных барьеров и уровня коррупции посредством придания высокого уровня открытости процессам взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, а также за счет замещения бумажного документооборота электронным, значительно снижающим влияние человеческого фактора;

поддержка институтов и процедур публичной самоорганизации граждан на всех уровнях общественно-политической деятельности;

популяризация среди населения законных практик применения информационно-коммуникационных технологий в сфере общественно-политической деятельности.

Для достижения указанных целей необходимо реализовать следующие задачи:

продолжить политику ускоренной информатизации системы общественно-политических отношений и интенсивного развития электронного документооборота на всех уровнях государственного, муниципального, общественного и частного управления;

создать единую систему электронной демократии, обеспечивающую разработку, функционирование, контентную и техническую поддержку федеральных, региональных, муниципальных, общественных и частных интернет-проектов в части различных видов публичного и общедоступного интерактивного взаимодействия граждан, органов власти и других субъектов общественно-политической деятельности;

создать мобильную версию единой системы электронной демократии для использования на мобильных устройствах;

обеспечить соблюдение необходимого уровня безопасности, защищенности и других требований, которые будут разработаны к системам электронной демократии на уровне федерального законодательства, в том числе, в части работы с персональными данными;

обеспечить интеграцию единой системы электронной демократии с сайтами государственных и муниципальных органов, элементами электронного правительства, интернет-порталами информационных агентств и средств массовой информации, а также существующими сервисами массовой сетевой коммуникации граждан (форумы, социальные сети, блогохостинги, мультимедиахостинги и др.);

сделать единую систему электронной демократии доступной для людей с ограниченными возможностями;

обеспечить в единой системе электронной демократии поддержку многоязычных версий для иностранных языков и национальных языков Российской Федерации, а также встроенной опции машинного перевода;

упростить процедуры электронного взаимодействия граждан и организаций с государственными и муниципальными органами, в том числе в сфере обращения граждан в органы власти и предоставления гражданам и организациям государственных услуг и информации о деятельности органов власти в электронном виде;

разработать и внедрить процедуры электронного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в разработке, обсуждении, принятии и контроле над реализацией общественно-политических решений (в том числе в виде проектов правовых актов и официальных документов), принимаемых органами власти на всех уровнях государственного и муниципального управления;

разработать и внедрить процедуры электронного общественного самоуправления на муниципальном уровне;

дополнить существующее законодательство в части организации электронного взаимодействия граждан, органов власти и других субъектов общественно-политической деятельности, усовершенствовать нормативно-правовую базу в данной сфере, учесть успешный опыт правовой регламентации электронного взаимодействия в зарубежных странах с развитой демократической системой;

разработать и реализовать программу информационно-разъяснительной работы с населением, в рамках которой необходимо донести до российских граждан информацию о существующих механизмах электронной демократии, об их возможностях и преимуществах по сравнению с классическими демократическими механизмами и процедурами.

 

IV. Основные приоритеты и направления развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии

 

1. Многообразие механизмов электронной демократии

 

Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются:

электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.);

механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line;

механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;

механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;

механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.

 

Механизмы электронного голосования

 

Электронное голосование, наряду с электронной подписью, является универсальным атрибутом электронной демократии и применяется не только в рамках организации выборов и референдумов. Электронное голосование  широко используется в рамках онлайн-опросов, общественных онлайн-экспертиз и многих других процедур, где учитывается коллективная позиция пользователей системы электронной демократии.

Технологии электронного голосования уже давно применяются во многих странах мира практически на всех уровнях общественной и политической организации. Такие технологии позволяют не только минимизировать влияние человеческого фактора, но и значительно сокращать расходы на проведение голосования. При интернет-голосовании существенные ресурсы экономит не только организатор голосования, но и все остальные участники этого процесса: кандидаты, избиратели, наблюдатели и др. В частности, избирателям не нужно тратить время на посещение избирательного участка, нести транспортные расходы.

Однако электронные технологии могут быть использованы и в качестве средств фальсификации результатов голосования; кроме того не исключены серьезные сбои в функционировании автоматизированных комплексов, обеспечивающих электронное голосование. Поэтому крайне важно в рамках внедрения электронного голосования разрабатывать не только процедуры голосования, подсчета голосов, но и процедуры контроля данных процессов, а также процедуры верификации результатов голосования. И, безусловно, важнейшей проблемой электронного голосования продолжает оставаться проблема цифровой идентификации граждан, являющихся пользователями систем электронной демократии. Во многом данная проблема является главным препятствием на пути повсеместного внедрения механизмов электронного голосования на уровне выборов субъектов государственной и муниципальной власти.

Вопросы организации электронного голосования на уровне федеральных, региональных и муниципальных выборов и референдумов решаются в рамках самостоятельного направления электронных выборов.

 

Механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line

 

До появления специализированных средств сетевого общения удаленная коммуникация по принципу многих со многими была крайне затруднена и практически невозможна. Так называемые технологии Web 2.0 позволили организовывать массовые обсуждения с множеством независимых участников, территориально отдаленных друг от друга, в режиме реального времени. Сегодня нет необходимости собирать людей в каком-то замкнутом физическом пространстве с целью коллективного обсуждения каких-то вопросов. Такое обсуждение можно с успехом организовать на специализированных интернет-ресурсах (форумы, интернет-конференции, вебинары, скайп-сессии и т.п.), на площадке практически любой социальной сети, а также в блогах.

В последнее время по всему миру появилось множество специализированных интернет-ресурсов, где общение между пользователями носит предметный характер и ориентировано на обсуждение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, образования, культуры, медицины и др.

Постановка вопросов, обмен репликами, комментариями и даже отдельными файлами, размещение ссылок на материалы, опубликованные на внешних ресурсах, и обсуждение этих материалов, ведение дискуссии выступают основными механизмами сетевого общения. При этом организация такого сетевого общения может строиться на разных принципах. Во-первых, общение может быть общедоступным или доступным только для определенного круга пользователей. Во-вторых, общение может быть полностью свободным или модерироваться неким третьим лицом или лицами (например, администратором интернет-ресурса) согласно некоему набору формальных и неформальных правил. Однако и в случае с немодерируемым сетевым общением зачастую возникает потребность во внутренней модерации, так как в процессе дискуссий пользователи могут конфликтовать и апеллировать к неким общим нормам и правилам общения в сети, искать арбитра, способного разрешить их спор. Таким образом, в пространстве сетевой коммуникации формируется спрос на механизмы регулирования – аналогичные тем, что действуют в пространстве обычной «физической» межличностной коммуникации.

 

Механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий

 

Единое информационное пространство и единая интернет-среда позволяют объединять большие группы людей, что существенно экономит ресурсы на общественную мобилизацию и расширяет границы прямой демократии, при которой граждане могут самостоятельно и на принципах самоорганизации участвовать не только в инициировании, разработке и принятии общественных и политических решений, но и в их реализации как на местном, так и на общенациональном уровнях, а также в организации мероприятий, оказывающих влияние на органы власти и иные ответственные организации.

Коллективное обсуждение социально значимых проблем, а также формирование консолидированных позиций часто способствует тому, что в интернет-среде начинают складываться так называемые «сетевые сообщества» (онлайн-комьюнити), представленные в пространстве интернета и определяемые как группы людей, объединенные какими-либо общими интересами или проблемами, общающиеся между собой посредством интернет-ресурсов и/или мобильной связи с целью обсуждения различных общественных и политических вопросов и проблем. В ряде случаев такая форма общения может выступать своеобразным аналогом объединений граждан, собраний граждан, уличных пикетов, митингов, шествий или демонстраций. Обманутые дольщики, борцы с точечной застройкой или защитники окружающей среды фиксируют результаты своей работы на фото, аудио- или видео-носители. При этом современные цифровые технологии позволяют в считанные минуты отправлять такие изображения и записи на огромные расстояния, размещать их в общедоступных социальных медиа (блогах, форумах и социальных сетях), где эти материалы становятся достоянием общественности, а нередко и предметом судебных разбирательств. Публичное осуждение всё ещё продолжает оставаться механизмом действенной борьбы с различного рода недугами современной системы общественных отношений. Публичность позволяет более эффективно бороться с бюрократизмом и коррупцией в политической сфере. Однако в большинстве случаев неформальные публикации на форумах и в блогах не доходят до ответственных лиц: у публикаций на форумах и в блогах нет никакого официального статуса, законодательство не обязывает чиновников реагировать на такие публикации, и не всегда органы государственной власти имеют возможность своевременно узнавать о наличии таких публикаций.

Придание общественной огласки социально значимым проблемам является не единственным инструментом влияния на принятие необходимых общественно-политических решений. Онлайн-сообщества также используются их участниками как удобное средство планирования и организации реальных мероприятий. Большую популярность получили так называемые флеш-мобы, а также акции протеста, которые, к сожалению, в ряде случаев перерастают в массовые беспорядки и погромы.

Сегодня ресурс организованных онлайн-сообществ является не только дополнительной и значимой основой для формирования новых структур гражданского общества (общества взаимопомощи, волонтерские и экологические движения, виртуальные партии и средства массовой информации и др.), но и влиятельным экономическим и политическим ресурсом. Во многих социальных сетях, в частности, в сети Facebook предусмотрена функция приглашения пользователей на мероприятия, а также предоставлены возможности для организации массовых рассылок сообщений. Если раньше для организации приглашения граждан на митинг политической партии требовалось привлечь достаточно большое количество ресурсов, то сегодня эта задача может быть решена гораздо оперативнее и экономичнее. Для этого необходимо сформировать онлайн-сообщества сторонников политической партии на всех доступных социальных сетях, где предусмотрена функция отправки приглашений всем участникам онлайн-сообщества.

 

Механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти

 

Проведение коллективных онлайн-обсуждений или организация массовых мероприятий посредством технологий Web 2.0 не являются самоцелью электронной демократии, так как в отсутствии реакции со стороны субъектов принимающих общественно-политические решения на самых разных уровнях данные механизмы не имеют практического смысла, т.е. безрезультативны. Это означает, что наряду с созданием технико-технологических возможностей для электронной демократии необходимо разрабатывать механизмы, которые бы позволяли гражданам оказывать реальное, а не декларативное влияние на процесс общественно-политического управления. Одним из таких механизмов является формирование коллективных позиций в формате электронных обращений в уполномоченные организации, прежде всего, в органы государственной власти и местного самоуправления.

Коллективные обращения выражают консолидированное мнение пользователей по существу обсуждаемых вопросов. Консолидированное мнение – это полезный результат сетевого общения, один из важнейших элементов, на которых базируется электронная демократия. При этом в многообразии существующих на данный момент проектов электронной демократии встроенные механизмы формирования консолидированного мнения пользователей встречаются редко.

Проблема формирования консолидированного мнения в процессе коллективного онлайн-обсуждения заключается в том, что в обсуждении принимают участие пользователи, стартовые позиции которых могут отличаться в силу их разного социального статуса, профессии, возраста, территории проживания, религиозных и политических предпочтений и т.д. Кроме того, в целом поддерживая важность самой проблемы, их мнения относительно средств ее решения могут сильно отличаться друг от друга. Все эти факторы часто сводят на нет любые усилия по формированию общей консолидированной позиции, в том числе в формате коллективного обращения.

В теории коллективных действий разработано множество моделей принятия коллективных решений. Одной из самых распространенных моделей является модель, при которой в среде коллектива выделяется некая малая– инициативная или рабочая - группа. Малая группа готовит проект коллективного решения и выкладывает его для открытого комментирования и общественной экспертизы. После сбора комментариев, предложений и оценок, а также анализа содержания дискуссий, которые развернулись на интернет-ресурсе по существу данного проекта, рабочая группа дорабатывает проект коллективного решения, вносит в него правки. Далее может начаться повторное обсуждение проекта либо данный проект принимается за окончательный и высылается в ответственные организации. Также в отношении проекта коллективного решения может вводиться процедура голосования с применением модели относительного или квалифицированного большинства. Сервисы системы электронной демократии позволяют объединять множество поступающих заявлений от населения в коллективные обращения, что существенно экономит трудозатраты органов государственной власти и органов местного самоуправления по работе с обращениями граждан и организаций.

Таким образом, выгодным преимуществом единой системы электронной демократии является способность на её площадке консолидировать и трансформировать различные мнения участников обсуждения социально значимых проблем в консенсусные предложения, адресованные компетентным органам власти. Также на площадке электронной демократии органы власти могут осуществлять свои собственные стратегии в рамках работы с общественностью, в частности, публиковать объявления, делать рассылки по адресам пользователей, размещать ответы на обращения граждан, проводить опросы среди граждан и т.п.

Стоит отметить, что современные модели электронной демократии, помимо возможности высказать свое мнение по определенному социально значимому вопросу и принять участие в какой-либо публичной онлайн-дискуссии или голосовании, предоставляют простым гражданам реальную возможность диалога с представителями органов власти, политических партий и иных общественных организаций, а также с органами местного самоуправления. Помимо подачи коллективных обращений в органы власти в формате электронных писем на адрес электронной почты компетентного ведомства или конкретного чиновника, есть ресурсы, которые позволяют гражданам записываться на прием к чиновнику, участвовать в онлайн-конференциях или скайп-сессиях с представителями органов власти в режиме реального времени и задавать чиновникам вопросы, информировать их о проблемах своего двора, района, города или села, региона. В большинстве случаев такие возможности предоставляют онлайн-приемные, реализованные на веб-ресурсах отдельных ведомств органов власти.

Объективная оценка существующих в мире механизмов сетевого диалога с органами власти позволяет признать, что данные механизмы справляются со своими задачами вполне эффективно, настолько, насколько это позволяет политико-правовая система, сложившаяся в конкретном государстве. В России больше проблем наблюдается в сфере применения механизмов сетевого контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, нежели в сфере организации сетевого общения с органами власти. Сетевой контроль за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления предполагает не только постоянный мониторинг нерешенных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, образования, медицины и т.п. и информирование об этих проблемах представителей органов власти с помощью электронных технологий, но и наблюдение за самой процедурой разработки и реализации решений, принимаемых органами власти, участие граждан в данной процедуре. Такой контроль осуществляется, как правило, в демократических странах с помощью двух основных инструментов. Это директивные предписания органам власти размещать в открытом доступе максимально полную информацию о своей деятельности в виде электронных документов – вплоть до онлайн-трансляции своих заседаний и совещаний и   юридически регламентированная процедура запроса физическими и юридическими лицами информации о деятельности органов власти. Собственно, оба инструмента являются важнейшими элементами системы электронного правительства – наряду с предоставлением гражданам и организациям государственных услуг в электронном виде.

В России спустя длительный период обсуждений и разработки оптимальных форм взаимодействия органов власти и граждан были приняты Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ряд указов Президента Российской Федерации о порядке размещения в интернете информации о деятельности министерств и ведомств, которые закрепили за органами власти обязанность публично размещать информацию о своей деятельности, а также предоставлять ее гражданам и организациям по запросу.

Вполне очевидно, что граждане, пользующиеся возможностями интернет-площадки в рамках системы электронной демократии, должны иметь действенные инструменты влияния на принятие и корректировку политических решений, им должны быть доступны механизмы контроля и об

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz