М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Рекомендация (2002)10 Комитета министров Совета Европы 18 сентября 2002 г.

по медиации в гражданских делах

 

 

Комитет министров, в соответствии с положениями Статьи 15.b Устава Совета Европы,

Приветствуя разработку средств разрешения споров, представляющих альтернативу судебным решениям, и соглашаясь с желательностью правил, обеспечивающих гарантии при применении таких средств;

Подчеркивая необходимость в постоянной работе по усовершенствованию методов разрешения споров и принимая во внимание особенности каждой юрисдикции;

Будучи убежденным в преимуществах обеспечения специальных правил  для медиации, процесса, в котором медиатор помогает сторонам вести переговоры по предмету спора и достигать совместного соглашения сторон;

Признавая преимущества медиации в гражданских делах, в соответствующих случаях;

Осознавая необходимость организации медиации в прочих областях законодательства;

Помня о Рекомендации № R(98)1 касательно семейной медиации, Рекомендации № R(99)19 касательно медиации в уголовных делах и Рекомендации  Rec(2001)9 по альтернативам судебному разбирательству между административными органами власти и частными сторонами, а также принимая во внимание результаты прочих мероприятий и исследований, осуществлявшихся Советом Европы и на национальном уровне;

Более конкретно рассматривая Резолюцию №1 по “Обеспечению правосудия в 21 столетии”, принятую Европейскими министрами юстиции на их 23 Конференции в Лондоне, состоявшейся 8-9 июня 2000 года и в частности, принимая во внимание предложение, адресованное Европейскими министрами юстиции Совету Европы касательно подготовки в сотрудничестве, в частности, с Европейским Союзом, программы мероприятий, направленных на стимуляцию применения, по возможности, внесудебных процедур разрешения споров;

Принимая по внимание важную роль судов в продвижении медиации;

Ничто из того, что медиация может помочь разрешить в плане урегулирования споров, не вступает в конфликт с работой судов, и медиация не является заменой эффективной, справедливой и легкодоступной судебной системе;

 

A.  Рекомендует правительствам государств-членов:

i. Способствовать медиации в гражданских делах, где это уместно;

ii. Внедрить или усилить, в зависимости от обстоятельств, все мероприятия, которые они считают необходимыми в связи с поступательной реализацией “Руководящих принципов медиации в гражданских делах” изложенных ниже.

 

 

Руководящие принципы медиации в гражданских делах

 

I.  Определение медиации

 

В контексте настоящей Рекомендации, термин “медиация” относится к процессу разрешения споров, в котором стороны проводят переговоры по предметам спора с целью достижения договоренности, в присутствии одного или нескольких медиаторов.

 

II. Сфера применения

 

Настоящая Рекомендация применяется в гражданских делах. В контексте настоящей Рекомендации, термин “гражданские дела” относится к делам, в которых задействованы гражданские права и обязанности, включая дела коммерческого, потребительского и трудового характера, за исключением административных и уголовных дел. Настоящая Рекомендация дана без ущерба положениям Рекомендации № R(98)1 касательно медиации в семейных делах.

 

III. Организация медиации

 

Государства соглашаются организовать медиацию в гражданских делах наиболее подходящим способом, посредством государственного или частного сектора.

Медиация может проходить как в рамках судебных процедур, так и вне их.

Даже если стороны пользуются медиацией, должен обеспечиваться доступ к судебным процедурам, так как они обеспечивают наивысшую гарантию защиты прав сторон.

При организации медиации, Государства должны обеспечивать баланс между потребностями в периодах ограничения и эффектом их введения с одной стороны, и преимуществами быстрой и доступной медиации с другой стороны.

При организации медиации, Государства должны обращать внимание на необходимость избегать (i) немотивированных задержек и проволочек и (ii) использования медиации, как тактики задержки времени.

Медиация может быть особенно полезной, когда судебные процедуры сами по себе не очень подходят сторонам, особенно  ввиду расходов на них, официального характера судебных процедур или в случае, когда необходимо поддержание диалога или контактов между сторонами.

Государства должны принимать во внимание возможность организации и обеспечения полностью или частично бесплатной медиации или предоставлять юридическую помощь для медиации, в частности, когда интересы одной из сторон нуждаются в особой защите.

Если в результате медиации возникают расходы, они должны быть разумными и пропорциональными важности рассматриваемого вопроса и количества работы, выполняемой медиатором.

 

IV. Процесс медиации

 

Государства должны рассматривать ту степень (если она существует), в которой передача дела для медиации может ограничивать права сторон на какие-либо судебные действия.

Медиаторы должны быть независимыми и незаинтересованными и должны обеспечивать уважение принципа равных возможностей в процессе медиации. Медиатор не имеет права навязывать сторонам какое-либо решение. 

Информация по процессу медиации является конфиденциальной и не может быть использована впоследствии без согласия сторон или без применения требований национального законодательства.

Процесс медиации должен обеспечивать предоставление сторонам достаточного количества времени для рассмотрения вопросов, представляющих предмет спора и возможностей разрешения спора любым иным способом.

 

V. Обучение и ответственность медиаторов

 

Государства должны рассмотреть возможность реализации мероприятий по поощрению принятия соответствующих стандартов для отбора, определения ответственности, обучения и квалификации медиаторов, включая медиаторов, работающих с международными вопросами.

 

VI. Соглашения, достигнутые при медиации

 

Для определения предмета, сферы и выводов по результатам договоренности обычно составляется письменный документ по окончании каждой процедуры медиации и сторонам предоставляется ограниченный промежуток времени для обдумывания после составления документа и перед его подписанием.

Медиаторы должны информировать стороны об эффекте достигнутых договоренностей и о шагах, которые должны предприниматься одной или обеими сторонами для выполнения договоренности. Такие договоренности не должны осуществляться с нарушением принятого общественного порядка. 

 

VII. Информация по медиации

 

Государства должны предоставлять общественности и гражданам, вовлеченным в гражданские споры, информацию касательно медиации.

Государства должны собирать и распространять подробную информацию касательно медиации по гражданским делам, включая, в числе прочего, затраты и эффективность медиации.

Необходимо предпринять шаги, в соответствии с национальным законодательством и практикой, для создания сети региональных и/или локальных центров, где граждане смогут получать незаинтересованные консультации и информацию по медиации, включая также предоставление такой информации по телефону, почтовым отправлением или по электронной почте. 

 

Государства должны предоставлять информацию по медиации в гражданских делах специалистам, участвующим в работе системы правосудия.

 

VIII. Международные аспекты

 

Государства должны поощрять создание механизмов для стимуляции применения медиации в вопросах, содержащих в себе международные аспекты.

23. Государства должны способствовать сотрудничеству между существующими службами, работающими в области медиации в гражданских делах, с целью облегчения международной медиации.

B. Направляет указание Генеральному Секретарю Совета Европы передать настоящую Рекомендацию компетентным органам Европейского Союза, с целью:

Способствования сотрудничеству между Советом Европы и Европейским Союзом в деле контроля выполнения настоящей Рекомендации и, в частности, распространения информации касательно законов и процедур, применяемых в Государствах по вопросам, упоминающимся в настоящей Рекомендации, с использованием Интернет-сайта;

И поощрения Европейского союза  на составление положений, при разработке правил на уровне Европейского Сообщества, которые направлены на дополнение или укрепление положений настоящей Рекомендации или на способствование применению принципов, заложенных в ней.

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz