М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Указ Президента Украины № 401/2008

«О Концепции реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины»

 

С целью обеспечения реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и дальнейшего реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины постановляю:

1. Одобрить Концепцию реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (прилагается).

2. Кабинету Министров Украины разработать и утвердить в трехмесячный срок Комплексную целевую программу реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.

 

Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО

25 апреля 2008 года

 

ОДОБРЕН

Указом Президента Украины

от 25 апреля 2008 года № 401/2008

 

КОНЦЕПЦИЯ

реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

 

Демократические преобразования, которые произошли в Украине, обусловили необходимость реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (далее - уголовно-исполнительная служба) и приведения ее в соответствие с международными нормами.

Функционирование уголовно-исполнительной службы должно базироваться на соблюдении положений Конституции и законов Украины, основ международного права и европейской этики, принципов внепартийности, политической незаангажированности, открытости для взаимодействия с национальными и международными общественными организациями и институтами.

Среди позитивных сдвигов, которые произошли в течение последних лет в сфере исполнения уголовных наказаний, является уменьшение на треть количества лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, большая открытость деятельности уголовно-исполнительной службы, качественно новый уровень взаимодействия органов и учреждений исполнения наказаний и правозащитных организаций.

В то же время существующие в Украине органы и учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы не отвечают современным требованиям обеспечения прав и свобод человека и гражданина и не в полной мере обеспечивают выполнения возложенных на них задач.

Помещения, в которых содержатся осужденные, казарменного типа, в каждом из них находится по несколько десятков человек. Не лучше и помещения в следственных изоляторах. Большинство зданий и сооружений, инженерных сетей учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов построено и введено в эксплуатацию более 50 лет назад и нуждается в немедленной реконструкции и капитальных ремонтов. Нет возможности привлекать к труду всех осужденных, а необходимое оборудование в профессионально-технических учебных заведениях при учреждениях исполнения наказаний, на предприятиях указанных учреждений или отсутствует, или является устаревшим.

Актуальным является вопрос разработки новых моделей учреждений исполнения наказаний для осужденных женщин и несовершеннолетних.

В учреждениях исполнения наказаний значительное количество осужденных имеет низкий образовательный уровень и педагогически запущенной. Современные подходы к организации производственной деятельности в рыночных условиях обусловливают необходимость изменения организационно-правовых форм и принципов деятельности предприятий, учреждений исполнения наказаний по привлечению осужденных к общественно полезному труду, предоставление приоритета их профессионально-техническому обучению, формированию и закреплению у осужденных трудовых навыков как неотъемлемой составляющей процесса их ресоциализации.

Несмотря на значительное количество осужденных, больных на соматические и психические заболевания, распространение среди них инфекционных заболеваний, прежде всего туберкулез и ВИЧ/СПИД, остаются проблемы с обеспечением таких лиц адекватной медицинской помощью.

Не искоренено практику ненадлежащего обращения персонала уголовно-исполнительной службы с лицами, взятым под стражу, отбывающих наказание в учреждениях отбывания наказаний, расследования жалоб на такое поведение является недостаточно эффективным.

Нуждается в совершенствовании работа уголовно-исполнительной инспекции, на учете в которой на данный момент находится почти половина всех осужденных и роль которой будет расти в связи с расширением видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Такое совершенствование должно происходить по образцу служб пробации, что созданы во многих европейских государствах.

Поэтому обеспечение реальных возможностей для защиты интересов личности, общества и государства путем создания условий для исправления и ресоциализации осужденных, предупреждение совершения новых преступлений лицами, взятым под стражу, отбывающих наказание, а также предотвращения пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с лицами, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний, постепенное приближение условий содержания лиц, взятых под стражу, отбывающих наказание до европейских норм, улучшение работы с кадрами уголовно-исполнительной службы, совершенствование их профессиональной подготовки являются основными приоритетными направлениями государственной политики в этой сфере.

 

1. Общие задачи реформирования уголовно-исполнительной службы

Эта Концепция определяет основные направления реформирования уголовно-исполнительной службы, которая должна обеспечить в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах определенные законодательством порядок и условия исполнения и отбывания наказания осужденными, внедрить европейские нормы в этой сфере путем соблюдения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и выполнение рекомендаций Европейского комитета по предупреждению пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Целью реформирования уголовно-исполнительной службы должна стать организация деятельности уголовно-исполнительной инспекции на принципах пробации, дальнейшее совершенствование деятельности учреждений исполнения наказаний путем создания условий для исправления и ресоциализации осужденных, получение ими образования и приобретения профессии, их социальной адаптации в обществе, приведение условий содержания лиц, взятых под стражу, отбывающих наказание в соответствие с требованиями Европейских пенитенциарных правил.

Реформирование уголовно-исполнительной службы требует существенного пересмотра государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний в соответствии с новой социально-политической и экономической ситуации в государстве, изменений в практике вынесения приговоров судами, к мирового опыта исполнения уголовных наказаний и должно осуществляться согласованно, в сочетании с реформированием других государственных и социальных институтов, в частности, ускорением судебной реформы.

Для этого в ходе реформирования уголовно-исполнительной службы необходимо учитывать, что:

внедрение новых средств исправления и ресоциализации осужденных должно осуществляться в первую очередь с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, недопущением унижение чести и достоинства личности;

 

ресоциализация осужденных является главной конечной целью функционирования уголовно-исполнительной службы;

исправления и ресоциализация осужденных являются такими же обязательными задачами в реализации наказание, как и наказание за совершенное преступление;

привлечение осужденных к труду, их работа в мастерских (центрах трудовой адаптации), подсобных хозяйствах, по хозяйственному обслуживанию учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов, на предприятиях учреждений исполнения наказаний, на государственных или других форм собственности предприятиях является составной не казни, а ресоциализации;

обучение в общеобразовательном или профессионально-техническом учебном заведении, участие в самодеятельных и самоуправляющихся организациях осужденных, которые создаются в соответствии с законодательством в учреждениях исполнения наказаний и функционируют на коллективных началах, является неотъемлемой составляющей ресоциализации осужденных.

Для достижения указанных целей необходимо:

оптимизировать структуру уголовно-исполнительной службы и систему управления органами и учреждениями исполнения наказаний, следственными изоляторами, разработать такую модель, которая бы отвечала международным нормам, обеспечить поэтапное приведение условий содержания лиц, взятых под стражу, отбывающих наказание в существующих учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах в соответствие с этими нормами;

реорганизовать систему исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и организовать деятельность уголовно-исполнительной инспекции на принципах пробации;

усовершенствовать формы взаимодействия органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов с общественными организациями и государственными институтами с целью соблюдения принципа открытости для демократического гражданского контроля над правоохранительными органами государства;

усовершенствовать механизм правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной службы;

создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала уголовно-исполнительной службы;

обеспечить систему правовой и социальной защиты персонала уголовно-исполнительной службы;

обеспечить развитие материально-технической базы учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов.

Нуждается в совершенствовании организация взаимодействия Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний как центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний со специальным статусом с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека.

 

2. Основные мероприятия по реформированию уголовно-исполнительной службы

Реформирование уголовно-исполнительной службы и системы управления органами и учреждениями исполнения наказаний, следственными изоляторами должен предусматривать:

совершенствование организационной структуры уголовно-исполнительной службы, которая бы обеспечивала соблюдение конституционных прав и свобод человека, действенные механизмы общественного контроля за ней, создания надлежащих материальных и санитарных условий содержания под стражей и отбывания наказаний, оказания эффективной медицинской помощи лицам, взятым под стражу, отбывающих наказание;

функционирования органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов на принципах законности, демократизма, объективности, гласности, системности, децентрализации по отдельным направлениям с сохранением управленческой вертикали для обеспечения реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний;

разработка современной модели организации социально-воспитательной и психологической работы с осужденными и оптимизацию структуры и численности социально-психологической службы, совершенствования практики оказания психологической помощи лицам, взятым под стражу, отбывающих наказание;

разработка и внедрение эффективного механизма расследования по жалобам лиц, взятых под стражу, отбывающих наказание в учреждениях отбывания наказаний, на ненадлежащее поведение персонала уголовно-исполнительной службы;

дальнейшее развитие сети учебных заведений в качестве обязательных и неотъемлемых составляющих учреждений исполнения наказаний, укрепление их материально-технической базы, создание надлежащих условий для общеобразовательного и профессионально-технического обучения осужденных, а также для реализации программы их социальное полезной занятости, участия в самоуправляющихся организациях осужденных.

Для повышения эффективности системы управления уголовно-исполнительной службой ее функционирования на всех уровнях должно основываться на принципах подотчетности, прозрачности, предсказуемости и взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественности.

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной службы необходимо создать защищенную единую автоматизированную информационно-аналитическую систему этой службы в соответствии с ратифицированных международных документов по защите персональных данных.

С целью недопущения пыток в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах необходимо:

обеспечить выполнение требований Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

обеспечить выполнение в полном объеме в соответствии с требованиями Комитета министров Совета Европы, решений Европейского суда по правам человека по делам против Украины положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) относительно запрещения пыток;

усилить общественный контроль за соблюдением во время исполнения уголовных наказаний прав лиц, взятых под стражу, отбывающих наказание.

Организация деятельности уголовно-исполнительной инспекции на принципах пробации предусматривает:

укрепление материально-технической базы уголовно-исполнительной инспекции, обеспечения надлежащих условий для размещения и безопасности ее персонала;

отработка форм и методов привлечения волонтерских и других общественных организаций к участию в процессе социального сопровождения лиц, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы;

разработка новой модели уголовно-исполнительной инспекции и соответствующей законодательной базы с учетом европейских норм организации деятельности служб пробации.

Для обеспечения открытости деятельности уголовно-исполнительной службы для демократического гражданского контроля необходимо:

поддержание диалоговых отношений с общественностью и совершенствования сотрудничества с ней;

расширение и укрепление связей со средствами массовой информации относительно всестороннего освещения деятельности уголовно-исполнительной службы с целью формирования объективного общественного мнения о государственной политике в сфере исполнения уголовных наказаний.

Совершенствование механизма правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной службы должно происходить путем:

приведение нормативной базы относительно деятельности органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов в соответствие с национальным законодательством, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), практикой Европейского суда по правам человека и Европейскими пенитенциарными правилами;

улучшение взаимодействия уголовно-исполнительной службы с центральными и местными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями;

подготовки и внесения предложений по улучшению финансового и материально-технического обеспечения органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов и экономического стимулирования труда осужденных.

Для совершенствования системы подготовки персонала уголовно-исполнительной службы и повышение уровня его социальной защиты, научного и научно-методического обеспечения деятельности органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов необходимо:

создать высшее учебное заведение для подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала уголовно-исполнительной службы;

создать сеть лечебно-оздоровительных учреждений для медицинского обслуживания, реабилитационного и восстановительного лечения персонала уголовно-исполнительной службы и членов их семей, лиц, уволенных со службы в уголовно-исполнительной службе;

обеспечить персонал уголовно-исполнительной службы необходимыми гарантиями социальной и правовой защиты, разработать механизм обеспечения их жильем.

Для развития материально-технической базы учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов необходимо предусмотреть:

строительство новых и реконструкцию существующих следственных изоляторов;

техническое переоснащение и реконструкцию учреждений исполнения наказаний, направленные на обеспечение надлежащих условий содержания всех категорий осужденных, включая лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, с целью перехода от казарменного к блочному содержания по 4 - 6 человек;

оснащение органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов современными телекоммуникационными и компьютерными системами;

обеспечение поэтапного приведения уровня медицинской помощи и оснащение медицинским оборудованием учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной службы в соответствие с нормами пенитенциарных систем европейских государств;

создание условий для привлечения осужденных к общественно полезного труда в мастерских (центрах трудовой адаптации), подсобных хозяйствах, по хозяйственному обслуживанию учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов, на предприятиях учреждений исполнения наказаний, на государственных или других форм собственности предприятиях.

 

3. Этапы реализации Концепции реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

Реализация Концепции реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины будет происходить поэтапно в течение десяти лет.

На первом этапе (2008 - 2012 годы) будут осуществляться меры по:

создание нормативно-правовой базы, которая бы отвечала международным нормам и обеспечивала выполнение в полном объеме всех функций, возложенных на уголовно-исполнительную службу;

создание законодательных и организационных предпосылок для дальнейшего сокращения численности лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах;

изучение и внедрение положительного опыта европейских государств в сфере исполнения уголовных наказаний (создание новых моделей учреждений исполнения наказаний и условий для деятельности службы пробации);

создание соответствующих высшего учебного заведения и научно-исследовательского центра, подготовки кадров, способных выполнять свои обязанности на этом этапе развития уголовно-исполнительной службы;

оптимизации системы управления деятельностью уголовно-исполнительной службы.

На втором этапе (2013 - 2017 годы) будут реализовываться основные мероприятия по:

реорганизации органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов в учреждения современного типа, которые бы соответствовали европейским стандартам;

обеспечение устойчивого функционирования службы пробации.

 

4. Финансовое обеспечение

Финансирование мероприятий, связанных с реализацией Концепции реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, будет осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с расчетами, которые ежегодно направляются Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний, а также инвестиций международных организаций и других не запрещенных законодательством поступлений.

 

5. Ожидаемые результаты

Реализация положений Концепции реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины должен обеспечить:

эффективную реализацию государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний;

создание современной уголовно-исполнительной службы, которая бы соответствовала европейским нормам, в первую очередь в сфере соблюдения прав человека;

создание службы пробации как составляющей уголовно-исполнительной службы;

эффективную ресоциализацию осужденных, уменьшение рецидива и количества преступлений и других правонарушений;

укрепление кадрового потенциала уголовно-исполнительной службы, эффективное противодействие коррупции и другим противоправным проявлениям среди персонала этой службы;

улучшение взаимодействия уголовно-исполнительной службы с правоохранительными органами, другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, пенитенциарными службами других государств, международными организациями;

формирования у общественности должного понимания важности деятельности уголовно-исполнительной службы.

Выполнение этой Концепции будет способствовать утверждению европейских стандартов прав человека в уголовно-исполнительной системе, реализации стратегического курса Украины на интеграцию в Европейский Союз.

 

Глава Секретариата Президента Украины. БАЛОГА

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz