Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - это «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация». Таким образом, споры работников о внесении изменений, исправлений в трудовую книжку подведомственны суду. Положения о непосредственном обращении работника в суд содержатся и в других федеральных законах. Например, в части восьмой статьи 11 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" указывается, что работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей48. Сроки обращения и в суд, и в комиссию по трудовым спорам имеют аналогичную природу и значение. В соответствии со статьями 386 и 392 Трудового кодекса РФ срок для обращения работника в комиссию по трудовым спорам и в суд за разрешением индивидуального трудового спора исчисляется с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, за исключением срока для обращения работника в суд за разрешением трудового спора об увольнении, который исчисляется со дня вручения работнику копии приказа об увольнении или со дня выдачи ему трудовой книжки. Срок для обращения работодателя в суд по спорам о возмещении ущерба, причиненного работодателю, исчисляется со дня обнаружения причиненного ущерба. Работник узнает о нарушении права на: предоставление работы, обусловленной трудовым договором, – при ознакомлении его с приказом о перемещении в другое структурное подразделение организации; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы – при извещении его в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, или когда получает в кассе организации заработную плату… Неправомерная оценка поведения работника, выразившаяся в издании приказа об объявлении ему замечания, свидетельствует, что со дня ознакомления с таким приказом работник узнает о нарушении права. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый федеральной инспекцией труда, является еще одной формой защиты трудовых прав – в административном порядке. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ). В то же время они… не являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров». По нашему мнению, обращение в федеральную инспекцию труда нельзя расценивать в качестве досудебной стадии рассмотрения трудовых конфликтов. Обращение в федеральную инспекцию труда является альтернативной формой защиты прав работника. Федеральная инспекция труда не наделена функциями посредника, ее задачами являются контроль и надзор в сфере труда. Тот факт, что решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы, в соответствии со статьей 361 Трудового кодекса РФ, в судебном порядке, не дает оснований считать рассмотрение заявления, жалобы работника органами федеральной инспекции труда досудебным порядком рассмотрения трудовых конфликтов, поскольку любые решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы как в административном, так и в судебном порядке. Например, в статье 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» указано, что «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, …должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы». В статье 4 названного Закона говорится, что «гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, …должностному лицу, государственному служащему». Обращение в инспекцию труда не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать действия работодателя непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда. Следует также отметить еще одну функцию государственной инспекции труда, связанную с рассмотрением трудовых споров. В соответствии со статьей 257 Трудового кодекса РФ, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем. 5.4. Применение медиации в индивидуальных трудовых спорах
Само понятие индивидуального трудового спора предполагает вмешательство арбитра, посредника (медиатора) в его разрешение. Представителями работника в споре в соответствии со статьями 29, 30 Трудового кодекса РФ могут выступать профсоюзы в лице своих органов, иные представители, избираемые работниками. Наряду с этим представлять интересы работника в переговорах с работодателем могут также посредники (медиаторы), адвокаты, иные представители, установленные нормами ГК РФ. Согласно части второй статьи 385 Трудового кодекса РФ представитель работника не наделен правами вести переговоры с работодателем по урегулированию разногласий в отсутствие самого работника. Тем не менее, медиатор вправе провести переговоры с работодателем от имени работника (в том числе в его отсутствие), если такое волеизъявление исходит от самого работника и содержится в документе, оформленном надлежащим образом. Таким документом может быть, например, доверенность, выданная в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса РФ доверенность должна быть подготовлена в письменной форме и надлежащим образом удостоверена. В соответствии со статьей 235 Трудового кодекса РФ споры, связанные с возмещением работнику ущерба, причиненного работодателем, подлежат рассмотрению в суде. При этом законом предусматривается внесудебный порядок урегулирования данного разногласия когда работник направляет работодателю заявление о возмещении ущерба. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления; в случае несогласия работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд. Нормами Трудового кодекса РФ не предусмотрена обязанность работодателя вести переговоры с работником (с представляющим его интересы представителем) по урегулированию разногласий, возникших в ходе применения норм трудового права. Таким образом, работодатель имеет реальную возможность уклониться от проведения переговоров с работником (его представителем). Такое поведение работодателя законом не расценивается как правонарушение, в связи с чем не установлена и юридическая ответственность. Кроме того, законом не предусмотрены какие-либо условия, заинтересовывающие стороны предпринимать попытки урегулирования разногласий при непосредственных переговорах. Все это по существу является причиной того, что в ряде случаев процедура урегулирования разногласий сторонами спорного отношения не выполняется. Вместе с тем практика разрешения индивидуальных трудовых споров показывает, что проведение переговоров до обращения в комиссию по трудовым спорам является наиболее оптимальным способом урегулирования разногласий, в том числе устранения конфликтов на самом раннем этапе их возникновения. Именно на стадии доюрисдикционного разрешения индивидуального трудового спора вероятнее всего при содействии медиатора найти решение, удовлетворяющее обе стороны. Однако следует учитывать то, какие цели и задачи поставлены перед спорящими сторонами, проводящими переговоры. Например, если целью является выявление существа разногласий, поиск компромисса, то проведение переговоров, скорее всего, достигнет поставленной цели – достижения соглашения между сторонами. Если же цель переговоров – любой ценой отстоять свою правоту, то в этом случае переговоры обречены в основном на неудачу. Здесь, вероятнее всего, можно ожидать только обострения конфликта. На стадии доюрисдикционного разрешения индивидуального трудового спора в ходе непосредственных переговоров могут быть устранены причины возникновения разногласия. Например, в ходе проведения переговоров могут быть устранены причины разногласий, вызванных различной оценкой нормы трудового законодательства, которая была применена работодателем. Изложение доводов, соображений по спорному вопросу, конструктивные переговоры нередко приводят к тому, что одна из сторон соглашается с мнением другой. В этом случае либо работодатель устраняет нарушение, допущенное им в связи с неправильным толкованием нормы, либо работник признает отсутствие нарушения со стороны работодателя. Последнее, как правило, бывает в случае возникновения трудового спора в связи с так называемым мнимым правонарушением, т.е. в его отсутствие. Применение работодателем так называемых оценочных понятий, позволяющих разным субъектам одно и то же обстоятельство оценивать по-разному, как правило, является основанием возникновения разногласия. Так, поведение, именуемое аморальным проступком, предполагает возможность различной его оценки работодателем и работником, что создает предпосылки для возникновения трудового спора. Несомненно, наиболее разумным в этом случае представляется выявление существа разногласия именно на стадии доюрисдикционного разрешения спора в ходе непосредственных переговоров. Это объясняется следующим. Оценка конкретного поведения, признаваемого (не признаваемого) аморальным проступком, работником и работодателем осуществляется по-разному, с учетом субъективного усмотрения каждого. Переход разрешения трудового спора на иную стадию – стадию разрешения спора в комиссии по трудовым спорам или суде – влечет за собой появление дополнительного субъекта, наделенного самостоятельным субъективным усмотрением. Так, разрешая трудовой спор, суд оценивает это же обстоятельство с учетом своего субъективного усмотрения. В юридической литературе имеется понятие «судейское усмотрение», которым пользуются суды при разрешении трудовых споров. Спрогнозировать, как оценит то или иное обстоятельство суд, довольно затруднительно. Поэтому спорящим сторонам легче договориться, в том числе при участии медиатора, выработав единые критерии оценки ситуации и сформулировав позицию, необходимую для принятия согласованного решения и одинаково устраивающую обе стороны спорного правоотношения. Из формулировки части второй статьи 385 Трудового кодекса РФ следует, что комиссия по трудовым спорам принимает трудовой спор к своему рассмотрению в случае, если он не был урегулирован на доюрисдикционной стадии. Урегулирование разногласия между работником и работодателем предполагает обращение работника в комиссию по трудовым спорам. На этой стадии возникшее разногласие перерастает, в соответствии со статьей 381 Трудового кодекса РФ, в индивидуальный трудовой спор. Данная стадия рассмотрения индивидуального трудового спора не является обязательной. Учитывая, что статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и Трудовой кодекс РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением – в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ) (см.: п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (в ред. от 28.12.2006) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). К индивидуальным трудовым спорам, подведомственным комиссии по трудовым спорам, можно отнести следующие споры: о неприменении условий трудового договора, снижающих уровень прав и гарантий работника, установленный законодательством; о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставлении дополнительного времени отдыха в виде компенсации за работу в сверхурочное время; об обоснованности применения дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора; о неправомерном отстранении от работы; о предоставлении льгот, предусмотренных трудовым договором; об изменении некоторых условий трудового договора, определенных его сторонами; о гарантийных и компенсационных выплатах; признании недействительными условий трудового договора; взыскании заработной платы; взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий, об оплате сверхурочных работ, о выплате компенсаций при направлении в командировку, о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, причиненного работодателю, о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы, другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и другие. Трудовой кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня оснований для обращения в КТС. Компетенция комиссии по трудовым спорам определяется статьей 385 ТК РФ следующим образом: комиссия уполномочена рассматривать все трудовые споры за исключением тех, по которым Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения, в частности, за исключением тех споров, которые должны рассматриваться непосредственно в суде. 6. МЕДИАЦИЯ В КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ СПОРАХ
Наибольшее число злоупотреблений правом происходит в банковской сфере, где отношения кредитора и заемщика далеки от равноправия. В ситуации, когда стороны обращаются за готовым решением, например в суд, такое решение не всегда может учитывать реальное положение и возможности должника, в отношении которого оно вынесено. Нередко стороны спора в судебном разбирательстве или арбитраже до самого последнего момента не понимают, в чью пользу будет вынесено решение. При этом сторонам надо понимать, что и для кредитора, и для должника добровольное погашение долга или взаимоприемлемый способ реструктуризации – наилучший выход. При использовании сторонами медиации решение может охватывать множество аспектов, что не всегда встречается при судебном разбирательстве. Медиация эффективна в случаях, когда в жизни добросовестных должников возникают сложности, быстро не решаемые. В этих случаях работа с эмоциональным аспектом спора сторон, конфиденциальность которой гарантируется законом, может качественно улучшить ситуацию. В США медиация стала обязательным досудебным способом урегулирования споров при просрочках выплат по ипотечным кредитам. Медиация была признана эффективной при разрешении споров банков с клиентами, находящимися в тяжелых жизненных обстоятельствах. Медиация – необходимый инструмент в разрешение конфликтов в финансовой сфере. Процедура внесудебного урегулирования споров между кредитором и заемщиками выгодна обеим сторонам, как возможность системного подхода к совершенствованию взаимодействия в банковской сфере, помогает выстраивать многоуровневые отношения банк-клиент. В конкурентной среде экономические интересы банков должны быть на стороне медиации, т.к. сегодня нет гарантии, что банк получит присужденную по суду сумму долга. Судебное решение не дает ожидаемого результата, а медиативное соглашение сохранит возможность вернуть задолженность и сохранить клиента. Медиация в банковской сфере – это не только инструмент для урегулирования споров и возврата средств, но и способ улучшения имиджа банка, сохранения его репутации, повышения доверия к банкам со стороны клиента и залог предупреждения конфликта между банком и клиентом.
6.1. Специфика кредитного обязательства
Кредитное обязательство представляет собой возникшее на основе кредитного договора правоотношение между кредитной организацией (кредитором) и заемщиком по поводу предоставления кредитором заемщику денежных средств и их возврату. Оно характеризуется: особым субъектным составом (кредитором может быть только кредитная организация); специфической целью, которой является предоставление денежных средств на возмездной основе; эквивалентно-возмездным характером и неравенством прав и обязанностей участников данного правоотношения. Тот факт, что обязанность заемщика возвратить кредит наступает не в момент заключения договора, а после реального предоставления кредита, свидетельствует о сложном юридическом составе основания возникновения обязательства по возврату кредита. Судебная практика также рассматривает в качестве основания возникновения обязательства по возврату кредита комплекс взаимосвязанных юридических фактов, в который, помимо самого кредитного договора могут быть включены действия сторон (например, действия кредитора по реальной передаче в распоряжение заемщика заимствованных денежных средств) или бездействие (например, неисполнение заемщиком условий кредитного договора), а также события (например, наступление срока возврата кредита по заключенному договору). Юридический состав, выступающий основанием возникновения обязательства по возврату кредита, включает в себя следующие компоненты: кредитный договор; совершение кредитором действий по предоставлению кредита; принятие заемщиком кредита; наступление обусловленного договором срока возврата кредита. Надлежащее исполнение кредитных обязательств является существенным фактором нормального функционирования гражданского оборота, и проблема возвратности кредита до сих пор актуальна для большинства стран мира. Банковское кредитование широко используется и в России, однако до настоящего времени сохраняются серьезные трудности при возврате предоставленных кредиторами денежных средств. Несмотря на то, что официально просроченные кредиты составляют до 7% от общего портфеля кредитов, выданных на территории Российской Федерации, эксперты полагают, что банками значительно занижается доля так называемых «проблемных» ссуд. По некоторым оценкам, они могут составлять до 15-20% от общего портфеля. Несмотря на возрастающую значимость и широкое использование традиционных способов обеспечения исполнения кредитных обязательств, они до сих пор еще недостаточно полно урегулированы российским законодательством, что порождает неоднозначность их толкования в судебной практике и правоприменительной деятельности в целом. С развитием потребительского кредитования и вовлечения в эту область значительной доли граждан актуальность проблемы возрастает, так как участники данного процесса пытаются выработать иные способы обеспечения исполнения кредитного обязательства, не встречавшиеся ранее или заимствованные из банковской практики зарубежных стран. Основанием возникновения обязательства по возврату кредита выступает сложный юридический состав, включающий в себя такие юридические факты как заключение кредитного договора, действия кредитора по предоставлению заемщику денежных средств и наступление обусловленных сроков возврата кредита. Фактические обстоятельства, косвенно свидетельствующие о том, что предоставленная заемщику денежная сумма не будет возвращена в срок, могут быть классифицированы следующим образом: 1) существенное нарушение заемщиком условий кредитного договора: а) совершение заемщиком незаконных действий по использованию кредита или действий, запрещенных договором о предоставлении кредита; б) несовершение заемщиком действий, обязательное совершение которых обусловлено договором о предоставлении кредита; 2) реальное ухудшение платежеспособности заемщика, ставящее под сомнение будущую платежеспособность заемщика; 3) иные обстоятельства, ставящие под сомнение будущую платежеспособность заемщика (совершение заемщиком рискованных, не вызванных экономической необходимостью действий, ухудшающих его платежеспособность и т.п.).
Кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах. В кредитовании граждан и предпринимательских фирм сегодня принимают участие как российские, так и иностранные банки. В зависимости от указанного в кредитном договоре срока погашения выделяют различные виды кредитов. Онкольный кредит предоставляется фирме-заемщику без указания срока его использования с обязательством заемщика погасить его по первому требованию кредитора. Этот кредит подлежит возврату в фиксированный срок после поступления официального уведомления от кредитора. В большинстве стран онкольный кредит используется редко, так как требует стабильных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом. Краткосрочный кредит предоставляется, как правило, на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств у фирмы-заемщика. Средний срок погашения по этому виду кредита в мировой практике обычно не превышает 6 месяцев, в России же к краткосрочным, как правило, относятся кредиты со сроком погашения не более 1 месяца. Среднесрочный кредит предоставляется на срок до 1 года на цели как производственного, так и чисто коммерческого характера. Долгосрочный кредит используется, как правило, в инвестиционных целях. Как и среднесрочный, он обслуживает движение основных средств, отличаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. Доверительные кредиты обычно применяются в процессе кредитования постоянных клиентов, которые пользуются полным доверием банка. Единственной формой обеспечения доверительного кредита является кредитный договор. Как правило, бланковый кредит предоставляется банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание фирмы. Хотя формально он носит необеспеченный характер, но фактически обеспечивается размером дебиторской задолженности фирмы и его средствами на расчетном, а также других счетах в этом же банке. Обеспеченный кредит - основная разновидность современного банковского кредита. В российских условиях при оформлении этого кредита из-за незавершенности процесса формирования ипотечного и фондового рынков сложной проблемой является процедура оценки стоимости имущества. Кредиты под финансовые гарантии третьих лиц получили широкое распространение прежде всего в сфере долгосрочного кредитования. Реальным выражением финансовой гарантии служит юридически оформленное обязательство со стороны гаранта возместить фактически нанесенный кредитору ущерб при нарушении заемщиком условий кредитования. Контокоррентный кредит - кредит, при предоставлении которого банк открывает фирме-заемщику контокоррентный счет. На этом счете учитываются как кредитные, так и расчетные операции заемщика. По контокоррентному счету заемщик пользуется кредитом в пределах заранее определенного лимита (контокоррентный лимит) и вносит на этот счет все освобождающиеся у него средства. По отрицательному, дебетовому остатку контокоррентного счета фирма уплачивает банку установленный кредитный процент. Если внесенные фирмой-заемщиком суммы превысят сумму ее задолженности, возникает кредитовый остаток. Для такого случая кредитным договором может быть определено, что на этот остаток банк начисляет фирме депозитный процент. Поэтому в договоре о контокоррентном кредите устанавливаются размеры процентной ставки по дебетовому и кредитовому остаткам по счету, а также предусматривается возможность изменения процентной ставки в течение контокоррентного периода и сроков расчетов по контокоррентному счету. Ломбардный кредит - кредит в твердо фиксированной сумме, предоставляемый кредитором фирме-заемщику на определенный срок под залог имущества или имущественных прав. Широко распространены ломбардные кредиты под залог ценных бумаг. Ипотечный кредит - долгосрочный кредит, полученный под залог или части основных средств, или имущественного комплекса фирмы-заемщика в целом. Банки, специализирующиеся на выдаче ипотечных кредитов, называются ипотечными банками. Фирма-заемщик, получая такой кредит, обязана застраховать передаваемое в залог имущество в полном объеме в пользу банка-кредитора. При этом заложенное в банке имущество фирма продолжает использовать. Ипотечный кредит является основной формой долгосрочного банковского кредитования. Платежный кредит - кредит, предоста |
|