…мократии, включая единство и законность.

G.71. До внедрения системы электронной демократии, разработанной для всеобщего участия, и которая представляет большое значение и ведет к юридически обязательному результату, государственными органами  власти назначается независимый орган с целью проверки  системы  электронной демократии - работает надлежащим образом и приняты все необходимые меры безопасности. Такие проверки должны проводиться систематически и, особенно, после любых изменений в системе,

G.72. Методы и инструменты электронной демократии требуют как количественной, так и качественной оценки. Эта оценка по возможности должна выполняться независимой стороной. Данная оценка должна охватывать следующие атрибуты: демократические, управленческие, общественного участия и электронной демократии, так же как удобство использования, доступность и протяженность, для которой они и были приняты, как указано в ориентире “Оценка электронной демократии” (см. ориентир № 5).

G.73. В целях  противодействия любому дальнейшему (будущему)  увеличению расхождений между участниками и не участниками демократических процессов, «электронно-компетентными» и «электронно-некомпетентными» субъектами, «принимающими» и «не принимающими» электронные нововведения субъектами необходимо гарантировать использование  широких, всесторонних, долговременных, непрерывных и    понятных для граждан  меры по «вовлечению  в электронное пространство», а там, где возможно  применять    комбинации  «электронных» и «неэлектронных» методов решения проблемы.

G.74. Электронная демократия должна предоставлять специальные возможности тем, кто физически не может присутствовать на демократических встречах или выборах, например, тем, кто путешествует или живет за границей, тем у кого пониженная мобильность, и тем, кто обременен персональными обязательствами.

G.75. Электронная демократия должна предлагать подходящие возможности для налаживания контакта с меньшинствами или для мультикультурной демократии, например, с помощью инструментов электронной демократии, доступных на разных языках и с помощью дискуссионных форумов.

G.76. Непрерывное обучение навыкам, необходимым для использования инструментов электронной демократии, должно быть предложено общественными учебными институтами и работодателями, включая в себя и форму электронного обучения для пользователей.

G.77. Так как развитие электронной грамотности необходимо для развития устойчивых демократических обществ, и что не менее важно в контексте человеческих свобод, особое внимание следует уделить следующим пунктам:

обеспечению обучения электронной грамотности для всех, в особенности детей, молодых людей и людей без доступа или с ограниченным доступом к Интернету, так, чтобы они могли полностью и ответственно участвовать в общественной жизни;

гарантии того, что электронная технология и услуги воспринимаются как полезные инструменты, которых не надо бояться, а надо пользоваться ими как средствами для достижения прав и свобод.

G.78. Следует обеспечить раннее руководство и установить стандарты, а также, если уместно, правила и регулирующие рамки электронной демократии; методы и инструменты должны быть согласованы через границы.

 

Недоброжелатели, вызовы, препятствия и риски

G.79. Во время разработки и внедрения электронной демократии, необходимо принять во внимание разрешающие факторы. Они включают в себя следующее:

политическую волю и руководство со стороны правительства и государственных деятелей;

развитое и энергичное гражданское общество;

высокие уровни доверия и открытости;

всестороннее онлайн и оффлайн продвижение электронной демократии, основанное на стратегии разработанной, чтобы увеличить осведомленность и максимизировать понимание обществом сути

хорошему участию, в количественном и качественном отношениях, в процессах электронной демократии;

факту, что участие имеет влияние и результат;

усилиям, чтобы понять и выразить желания и замечания всех возможных заинтересованных сторон;

политическим целям, не связанным с простым самовыражением;

исходным низким требованиям к идентификации участников, чтобы облегчить приобщение общества к методам электронной демократии;

широкому распространению доступа и доступности технологии, включая доступ для лиц с особенными нуждами и для тех, кто живет в наименее развитых или отдаленных регионах (электронное подключение);

эффективному сотрудничеству между разными заинтересованными сторонами;

удобным для пользователя, открытым, подходящим, дифференцированным и устойчивым электронным инструментам, которые можно постепенно увеличивать;

удобной, но надежной идентификации идентичности, где это необходимо;

информированию граждан с самого начала о том, как будет использован их вклад (без фальшивых обещаний и развития чрезмерных ожиданий);

информированию о том, как будет использоваться вклад граждан в процессе принятия решений (требование обратной связи).

G.80. Необходимо уделить внимание потенциальным рискам предоставления вводящей в заблуждение информации: выдаче обещаний, которые не будут выполняться, клевете, публикации непристойных материалов, подстрекательству к расовой и религиозной ненависти, и дискриминации на почве возраста, пола, расы или инвалидности

 

Правила и нормативная база

G.81. Основной целью правил и нормативной базы, касающихся электронной демократии, должно быть расширение прав и предоставление гарантий. Нормативные документы должны обеспечить эффективное право на участие в электронной демократии. Ключевыми факторами этого процесса должны быть вопросы, кто именно в нем участвует, каким образом и с какой целью, и какие институты обладают наилучшими возможностями для обеспечения участия в этого процессе, его прозрачности, принятия решений и оценки процесса.

G.82. Право на эффективный доступ к электронной демократии и ее инструментам, к информации об электронной демократии, к соответствующим возможностям учиться и общаться без каких-либо барьеров и к прозрачности должно быть уравновешено необходимостью защиты прав других лиц, в том числе необходимостью защиты (информационной) частной жизни и личных данных, а также интеллектуальной собственности. Для этого необходимы адекватные и эффективные гарантии и, если таковые не существуют, они должны быть введены, и их соблюдение обеспечено.

G.83. При разработке конкретных приложений должны быть приняты во внимание, с одной стороны, преимущества и недостатки анонимности и конфиденциальности, и, с другой стороны, вопросы подлинности личности и ее удостоверения.

G.84. Необходимость раскрывать информацию для общественности должна быть тщательно уравновешена с учетом необходимости обеспечения конфиденциальности в интересах людей и институтов.

G.85. Личные данные, находящиеся в распоряжении государственных органов, должны активно раскрываться для затронутых лиц, и им должно предоставляться право проверки и исправления соответствующих личных данных.

G.86. Правила, касающиеся редакционной независимости вещательных СМИ, должны обеспечивать справедливое, сбалансированное и беспристрастное электронное освещение избирательных кампаний в рамках общей программы услуг, предоставляемых СМИ, и применяться как к общественным, так и к частным СМИ.

G.87. Должны существовать гарантии и компенсации за ущерб от злоупотребления методами электронной демократии (например, неправомерный контроль и ограничения, ложные претензии на легитимность) государственными органами, иными органами власти, политиками и гражданами, а также должны быть введены соответствующие санкции.

G.88. Потенциальные регуляторы электронной демократии - государственные и гражданские институты, включая провайдеров электронной инфраструктуры и пользователей на любом уровне - должны сотрудничать в разработке и совершенствовании правил и нормативной базы, регулирующих электронную демократию, с тем, чтобы определить вид, уровень и содержание регулирования, лучше всего подходящие для конкретных областей действия.

G.89. Все заинтересованные стороны должны иметь возможность участвовать в разработке и совершенствовании правил и нормативной базы, касающихся электронной демократии.

G.90. Перед составлением новых правил следует ознакомиться с существующими международными и внутренними правилами, чтобы понять, насколько они могут быть применены, адаптированы или расширены.

G.91. Следует изучить существующие стандарты для электронного правительства и электронного управления, чтобы понять, насколько они могут быть применены или адаптированы к электронной демократии.

G.92. Правила и нормативная база электронной демократии должны гарантировать уважение к правам  человека и основным свободам, закрепленным во внутренних и международных документах, включая неприкосновенность и  уважение частной жизни, право на свободу слова,  информации,  коммуникации, совести и вероисповедания,  право на образование, запрет на торговлю людьми и защиту собственности.

G.93. Правила и нормы, регулирующие электронную демократию, должны стимулировать демократию и верховенство права, в частности, путем более активного вовлечения и участия граждан в национальную, региональную и местную общественную жизнь и процессы принятия решений, поощряя гражданские инициативы и совершенствуя государственное управление и услуги, делая их более доступными, быстрореагирующими, ориентированными на людей, прозрачными, эффективными и рентабельными, способствуя тем самым экономической, социальной и культурной активности общества.

G.94. Должны быть приняты нормативные меры в отношении контроля Интернета. Интернет должен продолжать функционировать на основе демократических ценностей, которые гарантируют его открытость и доступность.

G.95. Государства-члены СЕ должны разработать и осуществить стратегии по электронной демократии, которые сделают эффективным использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в демократическом процессе и дискуссиях, в отношениях между государственными властями и гражданским обществом, в предоставлении государственных услуг, как часть комплексного подхода, обеспечивающего полное и надлежащее использование нескольких коммуникационных каналов, как онлайн, так и оффлайн.

G.96. При разработке методов и средств электронной демократии особый акцент должен быть сделан на электронной безопасности, которая включает информационную безопасность, безопасность данных (в том числе соблюдение требований защиты данных), безопасность документов, безопасность голосования, интернет-безопасность, сетевая безопасность и безопасность информационных систем.

G.97. Для каждого инструмента и для каждых условий должны быть определены адекватные уровни безопасности. Уровень безопасности должен быть сопоставлен с соображениями, связанными с местной культурой, чтобы не дать вопросам безопасности стать сдерживающим фактором для включения отдельных лиц и групп в демократические процессы.

G.98. Форматы документов, приложения и архитектура должны быть стандартизированы в целях упрощения и ускорения использования политических документов представителями общественности и государственных органов. Это может быть достигнуто использованием простых, не требующих пояснений форматов, которые могут быть реально использованы в долгосрочной перспективе.

G.99. Должны быть подготовлены и широко распространены структурированные документы, с добавлением метаданных, в стандартных форматах, а также должны быть разработаны и различные форматы отображения, чтобы было проще найти соответствующие документы и разделы документов, содержащие искомую информацию.

G.100. Местные, региональные, национальные и международные стандарты форматирования документов должны, насколько это возможно, соответствовать общим принципам, а также быть разработаны на основе и, при необходимости, быть модификацией существующих международных стандартов, предлагаемых такими органами по стандартизации, как Организация Объединенных Наций и Европейским комитетом по стандартизации (ЕКС).

G.101. В дополнение к стандартным форматам, имеющимся на местном, региональном, национальном и международном уровне, должны использоваться специальные форматы обмена для выявления сходных моментов в документах, независимо от терминологии.

G.102. Стандарты форматов документов и технической терминологии должны быть направлены на увеличение долговечности документов и интеллектуальных ресурсов, независимо от существующей технологии и ограничений, вытекающих из прав интеллектуальной собственности и патентов.

Приступая к введению или совершенствованию электронной демократии, заинтересованным сторонам рекомендуется использовать следующие руководства/инструменты, которые доступны по адресу www.coe.int/democracy:

 

Индикативные руководства для осуществления электронной демократии

№ 1: Стандартные инструменты и стратегии в области электронной демократии

№ 2: Оперативный план движения к электронной демократии

№ 3: Контрольный список для внедрения инструментов электронной демократии

№ 4: Структура для представления инициатив в области электронной демократии

№ 5: Оценка уровня развития электронной демократии

 

Глоссарий

Примечание 1 Глоссарий, поясняющий термины, относящиеся к электронной демократии, используемые в этой рекомендации, находится по адресу www.coe.int/democracy.

Примечание 2 Настоящий документ является одним из серии из пяти индикативных руководств. Они доступны по адресу www.coe.int/democracy.

Copyright © vsgfond, 2011

Конструктор сайтов - uCoz