…333;">3. Право быть выслушанным и право выражать мнение

44. Судьи должны уважать право ребенка быть выслушанным, независимо от того, в каком качестве относятся к ним обстоятельства дела, и должны выслушать его, если ребенок считает, что обладает достаточной степенью понимания вопроса.  Используемые в этих случаях способы должны соответствовать уровню понимания ребенка и общения , также должны учитывать обстоятельства дела. Необходимо проконсультироваться с ребенком по поводу формы, в которой он хочет быть выслушан.

45. Взглядам и мнению ребенка необходимо придавать должное значение с учетом возраста и степени зрелости ребенка.

46. Право быть выслушанным- это право ребенка, а не его обязанность.

47. Необходимо обязательно выслушать ребенка, который проявляет инициативу быть выслушанным, по делу, которое касается его. Если это не противоречит наиважнейшим интересам ребенка, судья должен выслушать его мнение , по делу, которое касается его или затрагивает его интересы.

48. Ребенку необходимо предоставить полную информацию о том, как воспользоваться правом быть выслушанным, однако необходимо также объяснить ребенку, что право быть выслушанным и выражать свое мнение с суде, не совсем обязательно определять окончательное решение. 

49. Решения и постановления суда, касающиеся ребенка, должны быть тщательно взвешены и аргументированы, а также объяснены ребенку на доступном для его понимания языке, особенно те решения, при принятии которых мнения и взгляды ребенка не были поддержаны.

 

4. Избегать ненужных отлагательств.

50. В ходе всех процедур с участием ребенка, необходимо применять принцип срочности, давать быстрый ответ и защищать наиважнейшие интересы ребенка наряду с соблюдением закона.

51. В случае семейного права (например, дела о родительских правах, попечении, похищении ребенка родителем), суды должны проявлять особую тщательность и избегать риска разрушения семейных отношений, как следствия принятия того или иного решения.

52. При необходимости, судебные власти должны учитывать возможность принятия предварительных решений или постановлений для дальнейшего мониторинга ситуации и последующего пересмотра дела. 

53. Согласно закону, судебные власти должны иметь возможность принимать решения, подлежащие незамедлительному исполнению в тех случаях, когда речь идет о защите наиважнейших интересов ребенка.

 

5. Организация процессов в дружественной ребенку обстановке и на понятном ему языке. 

54. В ходе всех процедур к детям следует относиться внимательно, с учетом возраста, особых потребностей, степени зрелости и понимания, а также возможных трудностей в общении. В делах, где фигурируют несовершеннолетние, к ним нужно относиться с чуткостью, пониманием и без запугивания и смущения.

55. До начала слушаний, ребенка необходимо ознакомить с планом здания суда или иных помещений, а также с ролями и функциями участвующих сотрудников.

56. Необходимо использовать доступный для возраста и понимания ребенка язык.

57. При выслушивании или опросе ребенка в ходе судебных и внесудебных процедур и иных мероприятий , юристы и специалисты должны относиться к ребенку с уважением и чуткостью.

58. Ребенку должно быть позволено быть в сопровождении родителей или, в некоторых случаях, в сопровождении взрослого на выбор ребенка, если суд не постановил иначе в отношено данного лица.

59. Следует использовать и считать допустимыми такие методы опроса ребенка, как видео или аудио запись, досудебные слушания в камере.

60. По мере возможности ребенка нужно защищать от изображений или информации, наносящей вред его благополучию. При принятии решения по разглашению потенциально вредной информации или изображений ребенку судье рекомендуется проконсультироваться с такими специалистами, как психолог и социальный работник.

61. Судебные заседания с участием детей должны быть адаптированы к темпу восприятия и способности ребенка концентрироваться - необходимо запланировать регулярные перерывы, а сами слушания не должны длиться долго. В ходе судебных слушаний, необходимо свести к минимуму любые прерывания и отвлекающие факторы для того, чтобы ребенок мог принимать в них участие в полную силу своих когнитивных способностей, в эмоционально стабильном состоянии.

62. По мере возможности и уместности, необходимо создать дружественную обстановку в помещениях для ожидания и опроса ребенка.

63. По мере возможности, необходимо назначать при ребенке, имеющем проблемы с законом, специалиста суда (или судебной палаты), а также создавать институты и утверждать процедуры. Это могут быть специализированные подразделения полиции, системы юстиции, судов и прокуратуры.

 

6. Показания / заявления ребенка

64. По мере возможности, опросы и заявления от детей должны принимать обученные специалисты. Необходимо предпринять все усилия для создания максимально благоприятной для ребенка обстановки и наиболее подходящих условий, с учетом возраста, степени зрелости, понимания и общения, а также любых трудностей, которые ребенок может испытывать при общении.

65. Необходимо внедрять в практику аудиовизуальные заявления от ребенка, который стал жертвой или свидетелем преступления, однако необходимо также уважать право оспаривания аудиовизуальных материалов в суде противоположной стороной.

66. При необходимости проведения нескольких опросов, предпочтительно, чтобы они осуществлялись одним и тем же лицом для достижения целостного подхода и во имя наиважнейших интересов ребенка.

67. Количество опросов ребенка должно быть ограничено, а их продолжительность должна учитывать возрастные особенности ребенка и умение концентрироваться.

68. По просьбе потерпевшего ребенка, необходимо, по мере возможности, исключить прямой контакт, конфронтацию или общение между потерпевшим ребенком и обвиняемым.

69. Ребенку необходимо предоставить возможность давать показания без присутствия обвиняемого.

70. Существование менее строгих правил дачи показаний, например отсутствия обязательной клятвы или любых других подобных заявлений, а также иные меры и процедуры, дружественные к ребенку, не должны умалять важность и значение показаний ребенка.

71. Протоколы опроса ребенка, которые учитывают степень зрелости и развития ребенка, должны быть составлены и внедрены в практику для учета показаний ребенка. Следует избегать вопросов и не ставить под сомнение надежность этих показаний. 

72. С учетом наиважнейших интересов и благополучия ребенка, судье должно быть позволено разрешать ребенку не давать показания.

73. Показания и заявления ребенка  никогда не следует воспринимать как недействительные или недостоверны, аргументируя их лишь возрастом ребенка.

74. Возможность принять заявление потерпевшего ребенка или ребенка- свидетеля в специально адаптированной и дружелюбной обстановке, а также дружественная среда, в которой ребенка можно осмотреть.

 

Д. Дружественное к ребенку правосудие после судебных слушаний

 

75. Юрист, опекун ребенка или его законный представитель в суде должны быть информированы в подробностях о причине принятия того или иного судебного решения и должны сообщить об этом ребенку, в доступной для его возраста и степени зрелости манере, а также должны предоставить любую возможную информацию об апелляции или независимых механизмах подачи жалобы.

76. Государство должно предпринять необходимые шаги для незамедлительного исполнения судебного решения/ постановления, качающегося ребенка.

77. Если решение суда не было исполнено, ребенка необходимо об этом информировать, возможно через адвоката, опекуна или законного представителя. Необходимо также сообщить ему о существующих внесудебных механизмах  или доступе к правосудию.

78. Принудительное принятие мер в случае семей с детьми, должно быть крайней мерой.

79. После вынесения решений по особо конфликтным делам, специализированные службы должны предлагать детям и их семьям помощь и поддержку, в идеале- бесплатно.

80. Особая забота о здоровье и программы социальной и реабилитационной направленности или меры по жертвам насилия, эксплуатации, беспризорным детям должны, в идеале, предоставляться бесплатно. Детей и их опекунов необходимо своевременно и должным образом информировать и возможности получения подобных услуг. 

81. Адвокат ребенка, опекун или законный представитель должны иметь право предпринимать необходимые шаги и подавать жалобы по поводу вреда, нанесенного ребенку- потерпевшему в ходе или после судебных слушаний. По возможности, данная компенсация должна выплачиваться государством и далее компенсироваться за счет преступника.

82. Меры и санкции, применяющиеся к детям, нарушившим закон, должны всегда быть конструктивными и принятыми с учетом индивидуальной ответственности ребенка в совершении действий и принципа пропорциональности, а также возраста ребенка, физического и умственного благополучия, степени развития и обстоятельств дела. Необходимо обеспечить право на образование, профессиональное обучение, реабилитацию и ре-интеграцию.

83. Для обеспечение интеграции в обществе и в соответствии с национальным законодательством, запись о судимости ребенка не должна разглашаться вне пределов системы правосудия по достижении ребенком совершеннолетия. Исключения в неразглашении подобной информации допускаются при серьезных правонарушениях, помимо прочих причин, связанных с общественной безопасностью или трудоустройством ребенка.

 

V. Развивая другие меры, дружественные к ребенку

 

Странам- членам рекомендуется:

a. развивать исследовательскую работу по вопросам правосудия, дружественного к ребенку по всем его аспектам, включая щадящие техники опроса ребенка и распространение информации, а также тренинги по этим техникам;

б. Обмен практикой и развитие международного сотрудничества в сфере правосудия, дружественного к ребенку;

в. Развитие публикаций и широкое распространение информации по механизмам, дружественным к ребенку и иным соответствующим правовым инструментам;

г. Открывать или развивать и усиливать, там, где это необходимо, информационные бюро по правам ребенка, возможно, в сотрудничестве с коллегиями адвокатов, службами, занимающимися благополучием детей, с омбудсменами, неправительственными организациями (НПО) и т.д..;

д. Упростить доступ детей к судам и апелляционным механизмам и далее признать и упростить роль НПО и иных независимых органов и институтов, например полномочного представителя по правам ребенка, в поддержке эффективного доступа детей к судам и апелляционным механизмам, как на государственном, так ин на международном уровне;

е. Принять во внимание и учредить систему специализированных судей и адвокатов для детей и далее развивать суды, с точки зрения принятия юридических и социальных мер в пользу детей и их семей;

ж. Развивать и упрощать использование международных и европейских правовых и правозащитных механизмов со стороны детей и их представителе в целях достижения правосудия и защиты прав тогда, когда национальные меры либо исчерпаны, либо не позволяют свершить правосудие;

з. Сделать права человека, включая права ребенка, обязательным компонентом школьной программы и предметом для изучения для профессионалам, работающим с детьми;

и. Развивать и поддерживать системы, направленные на информирования родителей о правах детей;

й. Открывать детские, многопрофильные и междисциплинарные центры по детям- потерпевшим и свидетелям преступлений, в которых можно опрашивать и проводить судебно- медицинскую экспертизу, целостную оценку и получать все необходимые терапевтически услуги от соответствующих профессионалов;

к. Разработать доступную специализированную поддержку и информационные услуги, такие как, например, онлайн консультации, линии помощи и местные районные центры услугa, работающие на безвозмездной основе;

л. Удостовериться, что все специалисты, работающие в судебной системе с детьми, получили соответствующую поддержку и прошли обучение , а также получили практическое руководство, гарантирующее и адекватно обеспечивающее защиту прав ребенка, в частности в ходе оценки наиважнейших интересов ребенка в ходе всех процедур с участием ребенка или касающихся его.

 

VI. Мониторинг и оценка

 

Странам-членам также следует:

a. пересмотреть внутреннее законодательство, политику и практику, применить необходимые реформы для внедрения данных рекомендаций;

б. Ускорить ратификацию, если таковая не была осуществлена ранее, конвенций Совета Европы по Правам Ребенка;

в. Периодически пересматривать и оценивать рабочую методологию с точки зрения осуществления дружественного к ребенку правосудия;

г. Развивать или установить рамки, а также один или несколько независимых механизмов для развития и мониторинга внедрения данных рекомендаций в соответствии с судебной и административной системой;

д. Удостовериться в полном участии в процессе мониторинга тех организаций, институтов и органов, задача которых заключается в обеспечении и защите прав ребенка.

Copyright © vsgfond, 2011

Конструктор сайтов - uCoz