Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Основная задача Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - рассмотрение жалоб граждан о нарушении их прав и обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.

В соответствии со ст.5 Закона каждый субъект РФ может учредить регионального Уполномоченного по правам человека. В настоящее время приблизительно одна треть субъектов РФ уже назначила своих Уполномоченных по правам человека. Роль, которую они играют в существующем контексте, четко определена Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, который заявил: «эффективность государственного правозащитного института в России едва ли не целиком зависит от готовности государства и всего общества взаимодействовать с Уполномоченным, прислушиваться к его рекомендациям, принимая или аргументировано отклоняя их».

 

«Мягкое право»

 

Еще одно направление касается инструментов и практик, обычно называющихся «мягким правом» (кодексы поведения или этики, инструменты мониторинга дискриминации и т.д.). Строго говоря, это не относится к разрешению споров, однако в западных странах такие механизмы играют все большую роль в сфере исполнения законов, изменения мышления и поведения, и таким образом нацелены на предотвращение споров.

В России в настоящее время «мягкое право» не очень распространено, за исключением коммерческой и корпоративной сфер (например, Кодекс корпоративного поведения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; Кодекс профессиональной этики нотариуса; Кодекс этики арбитражных управляющих и т.д.). Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях" позволяет некоммерческим организациям принимать собственные стандарты и правила; целью таких стандартов и правил, среди прочего, является предотвращение действий, могущих привести к причинению ущерба потребителям или иным лицам.

В контексте развития альтернативного разрешения споров механизмы «мягкого права» могут быть заимствованы не только в качестве внутренних регуляторов поведения различных групп, но и в качестве действенного механизма регулирования и контроля качества услуг, предоставляемых организациями, обеспечивающими проведение примирительных процедур.

В отличие от зарубежного опыта, кодексы профессиональной этики российских торгово-промышленных палат (а именно эти организации более других готовы к предоставлению всего спектра услуг по развитию АРС – обучение, аккредитация, контроль качества и пр.) представляются довольно общими, в них также отсутствуют достаточные механизмы обеспечения соблюдения норм, особенно в отношении последствий неэтичного поведения. Например, внутренние положения Торгово-промышленной платы Ростовской области об аккредитации посредников предусматривают приостановку действия аккредитации в случае нарушения этических норм, но в них не указывается серьезность нарушения, а также отсутствуют внутренние положения, предусматривающие систему менее серьезных дисциплинарных мер наказания за непрофессиональное поведение. Кроме того, во внутренних положениях не предусмотрен период, на который нарушитель лишается аккредитации, или правовые последствия с точки зрения последующей возможности медиатора восстановить свой статус. Обязанность медиатора соблюдать профессиональный кодекс профессиональной этики, установленный аккредитующей его организацией, может быть зафиксирована в законодательстве, как это, например, сделано в Болгарии. Российскими торгово-промышленными палатами и другими корпоративными поставщиками услуг медиации в качестве примера может быть взят также Европейский кодекс профессиональной этики медиаторов, который получает признание все в большем числе стран-членов Совета Европы.

 

Альтернативное разрешение споров в Интернет

 

По своей сути любая процедура АРС представляет собой комплексный информационно-коммуникационный процесс передачи, сбора, обработки, накопления, поиска, анализа и хранения информации. При этом специфика той или иной процедуры определяется характером и степенью участия лиц разбирательства (сторон, нейтральных лиц) в управлении указанными информационными процессами.

Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в процедурах электронного разрешения споров (ЭРС) позволит обеспечить доступность защиты, что особенно актуально для России в связи с ее географическими особенностями - труднодоступными местностями, огромными территориями, а также отдельных категорий граждан, которые в силу ограниченности физических возможностей (нахождение в больнице, инвалидность и др.) не могут находиться непосредственно на месте разрешения спора. Мгновенность передачи сообщений посредством сети Интернет позволяет сделать ту или иную процедуру более эффективной, разрешать разногласия в течение нескольких дней, часов и даже минут, что особенно актуально для современного уровня развития делового оборота, сферы предпринимательских отношений, где действия (например перевозки железнодорожным транспортом) зачастую скоординированы с точностью до минут. Эффективности процедур ЭРС будут способствовать и удобства, предоставляемые новыми технологиями: отсутствие необходимости совершения длительных и дорогостоящих поездок посредством предоставления возможности участия в урегулировании разногласий в любое удобное время, в любом месте (в том числе в самолете, поезде, автомобиле), с любого компьютера в мире, подключенного к сети, что корреспондирует мобильности современного общества (частые командировки, туристические поездки и т.п.). Взаимодействие посредством сети Интернет предоставит возможность знакомиться с заявлениями оппонента и отправлять сообщения в нормальное (удобное) для каждого из участников разбирательства время.

Одной из наиболее распространенных процедур урегулирования разногласий посредством использования информационных и коммуникационных технологий являются электронные переговоры "electronic negotiation" ("электронные переговоры"), "online negotiation" ("онлайн переговоры"), "cyber-negotiation" ("киберпереговоры")) - непосредственное урегулирование сторонами разногласий, не предусматривающее участия нейтрального лица в достижении взаимовыгодного соглашения. По форме взаимодействия участников электронные переговоры подразделяются на прямые и автоматизированные.

Первая разновидность электронных переговоров - прямые переговоры ("direct negotiation" ("прямые переговоры"), "facilitated negotiation" ("организованные переговоры")). Они отличаются от своего невиртуального аналога лишь коммуникационным аспектом: взаимодействие сторон осуществляются посредством, как правило, электронной почты либо веб-сайтов поставщиков ЭРС-услуг. По данным австралийских исследователей около 15 ЭРС-сайтов предоставляли возможности проведения прямых электронных переговоров, среди них - SquareTrade, Online Confi dence, ECODIR, The Claim Room, Online Resolution и Resolution Forum.

Вторая разновидность электронных переговоров - автоматизированные переговоры ("automated negotiation") - представляет собой форму урегулирования разногласий посредством использования системой электронного разрешения споров соответствующего математического алгоритма.

Следующая разновидность процедур электронного разрешения споров - электронное посредничество ("electronic mediation" ("электронное посредничество"), "online mediation" ("онлайн посредничество"), "cyber mediation" ("киберпосредничество")) - урегулирование разногласий посредством достижения взаимовыгодного соглашения, предусматривающее содействие нейтрального лица. По своей сути электронное посредничество аналогично традиционному, специфика состоит лишь в коммуникационном аспекте.

Процедура электронного посредничества обычно происходит следующим образом. Заявитель заполняет конфиденциальную форму на сайте провайдера. Администратор сайта связывается с респондентом в целях получения его согласия на участие в процедуре. После установления "виртуального" контакта процедура электронного посредничества аналогична традиционной медиации: стороны выбирают посредника, согласовывают основные правила процедуры, затем посредник предлагает каждой из сторон изложить свое видение проблемы, в целях уточнения и прояснения деталей задает вопросы. В случае урегулирования оформляется соглашение.

В ходе процедур электронного посредничества посредник контактирует как сразу с обеими сторонами, так и с каждой по отдельности. В этих целях устанавливаются виртуальные закрытые пространства: одно - для общения между инициирующей стороной и посредником, другое - между посредником и противоположной стороной, третье используется для взаимодействия обеих сторон с медиатором.

Услуги электронного посредничества предоставляют свыше пяти десятков ЭРС-сайтов, наиболее известными из которых являются Internet Neutral, eNeutral, eMediator, SquareTrade, Resolution Forum, Online Resolution, WebMediate, Dispute Manager, e@dr, JAMS, ECODIR и Mediation Arbitration Resolution Services (MARS).

Следующий вид электронных процедур - предварительная независимая оценка обстоятельств дела ("case appraisal"). Включает в себя два подвида - экспертную оценку ("neutral evaluation") и пробные судебные разбирательства ("mock trials"), разновидностью которых, по мнению некоторых исследователей, является виртуальный суд присяжных ("virtual jury"). Независимая экспертная оценка - обращение к нейтральному лицу (лицам) из списка, предложенного ЭРС-провайдером, в целях получения рекомендации по поводу выхода из возникших разногласий и оценки возможных исходов разрешения дела в судебном порядке.

Автоматизированные переговоры ("automated negotiation", "assisted negotiation", "mediated negotiation", "technology-facilitated negotiation", "online settlement", "automated settlement", "blind-bidding", "blind negotiation", "electronic settlement negotiation") представляют собой форму урегулирования разногласий (преимущественно денежных) посредством использования системой электронного разрешения споров соответствующего математического алгоритма. Разрешение споров посредством автоматизированных переговоров зародилось и на сегодняшний день наиболее распространено в США. По данным исследователей, уже к 2002 г. общий размер урегулированных разногласий посредством автоматизированных переговоров в одной только сфере страхования США составил 15 млрд долл.

Первым возможность разрешения споров посредством автоматизированных переговоров предоставил созданный в июне 1998 г. американский сайт Cybersettle (www.cybersettle.com). За сайтом Cybersettle последовал созданный через год - в июне 1999 г. - сайт ClickNsettle. На сегодняшний день услуги автоматизированного разрешения споров предоставляют порядка двух десятков сайтов, в числе которых наряду с американскими Cybersettle и ClickNsettle, Mediation Arbitration Resolution Services (MARS), Settlement Online, 1-2-3 Settle, SettleOnline, WebMediate, ODRWorld имеются европейские Intersettle, e-settle.com.uk, WeCanSettle, The Claim Room, сингапурский Dispute Manager и др.

Суть рассматриваемой процедуры заключается в том, что на начальном этапе сторона (стороны) определяют разницу сумм их запросов и предложений, при которых система автоматически должна будет урегулировать разногласия, а затем вводят свои запросы и предложения. В случае достижения установленной разницы сумм система автоматически урегулирует спор (чаще всего - посредством разделения разницы величин пополам).

Конкретные требования к разнице сумм предложений и запросов, допустимое количество раундов устанавливаются правилами конкретного ЭРС-провайдера. Количество запросов и предложений (так называемых раундов) может быть как неограниченным, так и ограниченным (посредством определения провайдером их конкретного количества - чаще 3-5 либо истечением определенного периода времени). Разница сумм урегулирования может устанавливаться конкретной суммой, процентным соотношением сумм запроса и предложения (чаще - 10-30%) либо определяться каким-либо иным образом. Иногда устанавливается, что величина суммы каждого последующего запроса и предложения должна быть меньше (больше) на какую-то величину (например не менее 5%).

В зависимости от правил используемой системы запросы и предложения вводятся либо все сразу, либо последовательно (поочередно), т.е. после ввода соответствующей суммы запроса либо предложения противоположной стороной и их сравнения ЭРС-системой. Как отмечают исследователи, первая форма способствует более быстрому урегулированию, поскольку последовательность введения сумм при втором типе автоматизированных переговоров приводит к ряду неудобств и затягиванию процедуры, так как в целях получения извещения от ЭРС-провайдера о результатах каждого раунда сторонам через какие-то промежутки времени нужно вновь и вновь заходить на сайт до тех пор, пока спор не урегулирован.

Автоматизированные переговоры могут проходить по "открытой" либо "закрытой" модели. Условия "открытой" модели предусматривают возможность ознакомиться с предложением (запросом) другой стороны, но зачастую лишь после того, как сделан собственный запрос (предложение) в ответ на интересующее предложение (запрос). По правилам же "закрытой" процедуры ни одна из сторон не получает информации о предложениях (запросах) другой стороны: участники вводят суммы своих запросов (предложений), не зная о размере суммы запроса (предложения) другой стороны; единственная информация, выводимая при этом на экран, представляет собой предложение ввести следующее число либо сообщение о достижении соглашения. В связи с распространенностью данной модели автоматизированные переговоры иногда называют переговорами "вслепую" ("blind-bidding"). Цель, преследуемая "закрытой" моделью, направлена на побуждение сторон к более реалистичным взглядам на конфликт. Кроме того, "переговоры вслепую" снимают основное препятствие в процессе осуществления переговоров - проблему "потери лица" в случае принятия первого шага к уступкам.

Исходя из того, что информационно-коммуникационные технологии создавались с целью предоставления оптимальных возможностей передачи, обработки, хранения информации, следует, что их внедрение в механизмы разрешения разногласий будет способствовать эффективному осуществлению деятельности по разрешению споров. Информационные технологии, позволяющие быстро передавать и обрабатывать информацию: по своей природе, несомненно, являются союзниками разрешения споров.

Если стороны намерены оперативно решать спор в процедуре посредничества, они должны согласовать регламент (сроки; условия), которым они должны следовать. Для этого, к примеру, ознакомившись с «Соглашением о подготовке к проведению процедуры медиации с использованием электронной почты», сторона или стороны конфликта могут направить медиатору заявление по форме, размещенной в разделе сайта mosmediator.narod.ru - АРС на сайте

Иные виды АРС

 

Помимо упомянутых видов АРС, которые можно назвать традиционными, в мировой практике существует множество иных процедур урегулирования правовых споров, по некоторым оценкам их количество приближается к 30. К ним относятся процедуры с участием и без участия третьих лиц, некоторые виды АРС предполагают рассмотрение спора государственным или третейским судом в качестве одной из стадий разрешения спора. В качестве примеров можно привести следующие виды АРС: 

Переговоры с участием посредника (facilitated negotiation или facilitation). Переговоры с участием посредника по своей природе очень близки к простым переговорам и отличаются от них участием нейтрального лица, помогающего сторонам найти консенсус. Отличием же переговоров с участием посредника от посредничества является то, что в переговорах с участием посредника посредник не концентрирует свое внимание на спорных вопросах, предмете спора и вариантах его решения, а лишь в общем способствует поиску возможных путей для достижения сторонами мирового соглашения. Процесс переговоров с участием посредника является неформальным процессом (в отличие от более формализованного процесса посредничества), он возникает и протекает спонтанно.

Посредничество-арбитраж (med-arb) представляет собой комбинированную процедуру альтернативного разрешения спора, которая начинается как посредничество, а при невозможности разрешения спора или его отдельной части путем посредничества передается на рассмотрение в арбитраж. При такой процедуре лицо, выступающее посредником, затем действует в качестве арбитра. Таким образом, если спор передается в арбитраж, исключается необходимость заслушивания арбитром объяснений сторон и исследования доказательств, уже изученных на стадии посредничества. Эта процедура оказывает стимулирующее воздействие на стороны, которые понимают, что если они не предпримут все разумные усилия для разрешения спора мирным путем на стадии посредничества, то он будет незамедлительно разрешен арбитром. На практике существуют различные варианты посредничества-арбитража, например арбитраж-посредничество (arb-med), когда стороны сначала начинают арбитражное разбирательство, однако после выяснения вопросов, по которым возможен компромисс, передают их на разрешение через процедуру посредничества. При этом посредником может выступать как сам арбитр, так и другое лицо. Возмо

Конструктор сайтов - uCoz