…о иногда им приходится расплачиваться за них одиночеством, ISTP считают, что каждый человек имеет право на личное пространство (что бы под этим ни подразумевалось) и должен использовать его с удовольствием, в соответствии со своими индивидуальными склонностями и интересами. Право на частную жизнь для них гораздо более важно, чем аккуратность, порядок и режим, поэтому жизнь рядом с ISTP полна неожиданностей и не слишком легка. Но нельзя спорить с тем, что ISTP предоставляет близким людям исключительную личную свободу. Если им понадобится завалить свою комнату горами документов с текущего проекта или кучей тряпок для шитья, притащить в дом пару автомобильных двигателей, холсты и краски, чтобы реализовать свои личные устремления, ISTP с радостью позволит им сделать это в обмен на ту же свободу для самого себя.

Когда ISTP не заняты делом, которое требует всего их внимания, они расслабляются. Они не утруждают себя рутинной работой, которая другим типам может казаться успокаивающей и достойной внимания. В результате жизнь ISTP – это длительный процесс отдыха, прерываемый иногда всплесками увлекательной активности: починить, понять, усовершенствовать или попробовать то, что сильно их заинтересовало в данный момент.

Родителям рациональных типов очень трудно понять детей‑ISTP. Их стремление к приключениям и любовь ко всему тактильному и механическому часто становится причиной их отчуждения от семьи. С точки зрения других типов, ребёнок‑ISTP постоянно навлекает на себя неприятности – разбирает механизмы, чтобы понять их природу, нажимает на кнопки, пробует все подряд без разрешения. Их часто влекут к себе мотоциклы (и езда, и ремонт), что заставляет родителей нервничать и беспокоиться.

Обучение приносит ребёнку‑ISTP наибольшее удовлетворение, когда оно имеет конкретную цель и построено на практическом опыте. ISTP считают, что единственный способ научиться чему‑то – делать это. Чем более абстрактной и отвлечённой от практических, конкретных задач становится учёба, тем меньше интереса к ней проявляет ISTP. Экспериментальные проекты и другие практические действия помогают ему получать искреннее удовольствие от процесса обучения.

Семейные мероприятия вызывают у ISTP смешанные чувства. И ребёнок, и взрослый этого типа могут с радостью предвкушать грядущее торжество – Новый год, день рождения, семейный сбор, хотя процесс подготовки к мероприятию (испечь праздничный пирог или оформить и упаковать подарки) часто более интересен для них, чем смысл и эмоциональное наполнение события. Другим типам такое поведение может казаться равнодушным, холодным, бесчувственным и антисоциальным. Это неправда – просто ISTP не испытывает особенной потребности в больших компаниях. По окончании торжества ISTP может попросить пару близких друзей немного задержаться; тут‑то для него и начинается «настоящий» праздник: приятное времяпрепровождение в узком кругу близких людей.

Рутинная работа (типа управленческих должностей) или деятельность слишком неопределённого характера (например, исследования) мало интересуют ISTP. Профессии такого рода их только утомляют. Что им действительно интересно – так это все новое, неисследованное и неожиданное; они вряд ли сочтут такое удовольствие «работой».

В зрелом возрасте ISTP могут стать несколько более экстравертными и больше времени посвящать семейной жизни. Их может привлечь возможность вернуться к делам и проектам, которые в более раннем возрасте ускользнули от их внимания, и наконец‑то ими заняться – например, реализовать какую‑то мечту, которая подспудно преследовала их всю жизнь. Когда ISTP осознает, что настало время для осуществления этой мечты, он приступит к её исполнению столь же спокойно и отстраненно, как действовал всю жизнь.

 

ISFP

Все видит, но ни во что не вмешивается

 

ISFP в полной мере наделены чувствительностью и любовью к людям, а также спокойствием и душевным равновесием. Сочетание интроверсии, сенсорики, этики и рациональности создаёт основу для чрезвычайно тесной связи ISFP и с внешним миром, и с собственным внутренним – более тесной, чем у любого другого типа.

ISFP почти не испытывают потребности управлять другими людьми и контролировать их действия, однако им хочется видеть, что все вокруг – растения, животные и люди – находится в гармонии. ISFP никогда не вторгаются в чужое личное пространство, вместо этого они хотят помочь каждому живому существу реализовать его потенциал. Из‑за того, что они так чутки к естественным границам чужих «я» вокруг себя, им может быть трудно понять потребность некоторых людей навязывать другим свой порядок и ограничения. К сожалению, в своём стремлении не мешать людям они часто воздерживаются от каких‑либо действий и выражений своих желаний, чтобы никого не побеспокоить. Ненавязчивость и кажущееся отсутствие целеустремлённости так сильны в ISFP, что другим нетрудно их вовсе не заметить или обойти в каком‑то деле. В каком‑то смысле они – самые незаметные из всех типов.

Хотя большинство людей этого типа – талантливые, творческие натуры, обладающие массой практических навыков в областях, связанных с людьми и природой, они обычно стесняются предлагать свои услуги, тем самым лишая мир плодов своих стараний и талантов. Чаще всего их места занимают более агрессивные, требовательные – и менее одарённые – типы.

Подход ISFP к решению проблем может быть довольно оригинальным, но не потому, что они ценят своенравие как таковое или получают удовольствие от придумывания новых способов действия. Это происходит просто потому, что они видят простейший способ решения проблемы и действуют соответственно – что часто приводит в ужас людей, которые предпочитают следовать по проторённой дорожке. ISFP нередко не имеют представления о «стандартных» способах, и им совершенно непонятно, почему кто‑то может предпочесть такой странный и непрактичный образ действий.

Этика (мягкость и заботливость) и иррациональность (открытость и гибкость) являются традиционно женскими качествами, в то время как интроверсию (задумчивость и замкнутость) и сенсорику (практичность и приземлённость) стереотипы скорее относят к мужским чертам. Сложите все вместе, и вы получите тип, который не стремится властвовать и управлять, который не хочет изменять и контролировать мир вокруг себя – и даже понимать его: ему достаточно лишь принимать окружающую действительность как она есть. Поэтому ISFP, независимо от пола, не производят сильного впечатления – да они к этому и не стремятся.

Мужчины‑ISFP достигают успеха и уважения в различных областях, а если кому‑то нужен заботливый мужчина, то этот тип – идеальный кандидат. И женщины, и мужчины этого типа часто себя недооценивают. Поэтому почти любой комплимент в свой адрес ISFP отклоняют: «вряд ли он имел это в виду», «это просто случайность».

Воспитание детей для ISFP – в первую очередь возможность установить с ними близкие отношения, а не контролировать их жизнь. Поэтому дети, также обладающие склонностью к иррациональности, могут быть слишком предоставлены самим себе и лишены тех основ дисциплины, которые потом им могли бы очень пригодиться. Детей‑рационалов, напротив, часто раздражает недостаток инструкций и чётких правил; их недовольство может породить в ISFP чувство вины. Но их вины здесь нет – просто они не в состоянии предоставить детям достаточно чёткие указания во всех областях жизни. Другим типам сложно понять, как мала потребность ISFP во власти и контроле. Понятно, что они хотят предоставить другим как можно больше свободы в развитии, хотя из‑за своей скромности и мягкости они могут никогда не дождаться благодарности.

Дети привыкают к тому, что родители‑ISFP всегда рядом, всегда готовы понять, помочь и поддержать, что бы ни случилось – и при этом всегда спокойны и непритязательны. Они редко выражают любовь на словах и почти постоянно – действиями, молчаливо и неустанно. Девизом ISFP могла бы стать фраза: «Лучшее выражение любви – пирог только что из печи». Пирожки, кукольный домик или свитер ручной вязки – вот символы, которые говорят: «Я люблю тебя». Ребёнок чувствует любовь родителей‑ISFP, потому что она сквозит в каждом их заботливом движении, в каждом добром деле.

Образ жизни ISFP можно охарактеризовать как непринуждённый, но активный. Будучи сенсориками, они предпочитают практическую деятельность. Правда, эта деятельность не всегда отражает актуальные задачи и проблемы – скорее, ISFP займётся тем, что ему хочется делать. Как и все иррациональные сенсорики, они обычно предпочитают деятельность бездействию, но их деятельность часто стихийна и случайна, а не целенаправленна. Она может доставлять им большое удовольствие, но неизбежным следствием такого образа жизни становится длинный список незаконченных дел, который может изрядно раздражать и самого ISFP, и окружающих.

Отдых для ISFP – это «сделать что‑нибудь просто так, ради интереса». Что же ему интересно? В первую очередь это садоводство, рисование, рукоделие или вырезание по дереву. Некоторые хобби ISFP (например, создание миниатюр) требуют немалого таланта и сноровки.

Дети‑ISFP – это любопытные исследователи, которые не торопятся ни к какой конкретной цели. Они могут получать удовольствие от собственного общества, а мир для них – бесконечный источник увлекательных открытий. Забывая о правилах, времени и других требованиях взрослых, они погружаются в исследование окружающей действительности. Растения, животные, братья, сестры и родители – все это составные части их мира.

Иррациональность – причина того, что дети‑ISFP обладают крайне своеобразным чувством времени. Они могут играть во время обеда, смотреть телевизор, когда все остальные уже собрались и ждут их в машине, устраивать смотр игрушкам, когда вот‑вот придут гости. Они очень хотят радовать других людей, но часто их действия, направленные на благо родителей, учителей, братьев, сестёр и т. д., вызывают в последних лишь нетерпение, а порой и раздражение. ISFP очень чувствительны к таким реакциям, они читают в них обвинение: «Ты всегда все делаешь не так!»

Будучи сенсориками, ISFP тяготеют к конкретике, поэтому учёба в их понимании должна быть практичной и давать непосредственный результат. Их мало интересуют абстрактные концепции, то ли дело ощутимые реалии: «Как это выглядит?», «Каково это на ощупь?», «Что я могу с этим делать?», «Как это действует?» Подобные вопросы порождают в них интерес к проекту; теоретическая его сторона более сложна, менее интересна и нередко вызывает у ISFP крайне негативные реакции. Из‑за этих реакций ISFP могут заслужить массу нелестных прозвищ – например, «бездарь» или «зевака». Эти прозвища, разумеется, не отражают реальное положение дел, но они стимулируют склонность ISFP избегать формального образования, в особенности высшего.

Самые лучшие семейные мероприятия для ISFP – те, что происходят спонтанно. Чрезмерное планирование, подготовка и организация могут испортить все удовольствие от торжества. Безусловно, семейные ритуалы заслуживают внимания, но только после того, как они уже начались. ISFP способны заниматься чем‑то, совершенно не связанным с торжеством, буквально за минуты до его предполагаемого начала. ISFP знают , что все устроится само собой, если они будут внимательны и добры к людям, искренни в выражении чувств и готовы к любым неожиданностям. Все пройдёт превосходно – в этом можно не сомневаться.

ISFP считают, что «пора спать» – это когда ты устал. Если какие‑то проекты, люди, животные или другие формы жизни требуют внимания, сон можно отодвинуть на второй план. Когда все насущные вопросы решены, то можно ложиться спать – независимо от времени суток и местонахождения (но только если ISFP действительно  устал). Многим людям такое поведение кажется непонятным и странным.

С точки зрения ISFP, работа должна оправдывать себя, а для этого она должна доставлять удовольствие им самим и приносить пользу другим людям. Деньги для них – на втором месте; главное – оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Если для того, чтобы сделать карьеру в какой‑то области, требуется высокая степень формального образования или абстрактных теоретических знаний, ISFP, скорее всего, поищет себе другую профессиональную область. Однако профессионально‑техническое образование нередко привлекает людей этого типа, даруя им возможность практической, ручной работы – от ремонта автомобилей до косметологии, плотницкого дела и церковного служения.

Если ISFP уверены в собственных способностях и стремятся достичь успеха, они могут открыть в себе неисчерпаемый ресурс талантов в самых разных профессиях, в числе которых психология, ветеринарная медицина, ботаника и теология. Когда они достигают руководящих должностей, они предпочитают давать как можно меньше конкретных указаний. Они создают открытую и разноплановую атмосферу, которая может стать прекрасной почвой для индивидуального развития подчинённых.

В зрелые годы ISFP сохраняют лёгкость характера. Они без труда приспосабливаются к меняющейся обстановке, не испытывают потребности в планировании и предпочитают «ждать и надеяться на приятную неожиданность». Когда они выходят на пенсию, у них появляется время на такие хобби, которые ориентированы больше на процесс, чем на результат, и доставляют им ни с чем не сравнимое удовольствие.

 

INFP

Благородная служба обществу

 

Если этот тип можно описать одним словом, это слово – идеалист . Будучи этиками‑интровертами, они находят свои идеалы в субъективно‑эмоциональном восприятии мира и применяют их, чтобы оказывать другим людям разнообразную помощь. Среди них немало «Жанн (или Жанов) д'Арк», которые самореализуются путём благородной службы обществу.

У INFP есть свои собственные законы чести и морали, и, хотя они не испытывают потребности в том, чтобы навязывать их кому‑либо, кроме себя, они могут очень строго следить за своим собственным выполнением этих законов. Но в общем и целом, INFP обычно легки и приятны в общении. Они предпочитают «подстраиваться» под других, а не создавать конфликты – до тех пор, пока это не вступит в противоречие с их идеалами. Однако когда кто‑то выказывает пренебрежение по отношению к этим идеалам, INFP могут стать очень требовательными и агрессивными – нередко к собственному изумлению. Лучшей иллюстрацией к этому может послужить мать‑INFP, которая чувствует, что с её ребёнком несправедливо обращаются в школе. Обычно тихая и спокойная, она поставит всю школу с ног на голову, дабы исправить положение – не только для собственного ребёнка, но и для других пострадавших.

Мужчины‑INFP могут казаться некоторым консервативно настроенным людям слишком мягкими и даже слабыми. Благородный принцип INFP – «живи и давай жить другим» – выглядит в их глазах как пассивность и плохо сочетается с общепринятыми стереотипами «мужественности». Впрочем, эта пассивность моментально исчезает, стоит лишь поставить под угрозу их систему ценностей. Какого бы пола ни был INFP, в подобной ситуации добродушие и мягкость могут уступить место жёсткости и упрямости. Коллегам, друзьям и близким, которые не понимают этой особенности, INFP может казаться в лучшем случае непредсказуемым – то уступчивым, то упрямым, а в худшем – глубокой, сложной, меланхолической и недоступной для понимания натурой. Если мужчина‑INFP женится на экстравертной даме, людям может казаться, что она обладает в их семье абсолютной властью. В действительности же, если супруга INFP хочет построить комфортные взаимоотношения, ей быстро приходится понять, что власть её ограничена.

Те же самые качества общество с готовностью принимает и ценит в женщине‑INFP. В то время как тихое упорство мужчины‑INFP воспринимается как сочетание безвольности и упрямства, женщину уважают за её внутреннюю силу. Люди чувствуют её уверенность, дарующую им ощущение безопасности.

INFP не терпят ярлыков и склонны к действиям, расшатывающим основы чужого мировосприятия. Из‑за этого их поведение иногда бывает непредсказуемым и даже возмутительным. Мы знали одну тихую и послушную даму‑INFP, которую пригласили на корпоративный костюмированный бал. Всем приглашённым было указано одеться в такой наряд, в котором они «могут быть самими собой». Эта дама пришла в костюме Мадонны, эксцентричной рок‑певицы восьмидесятых, – вся в шелках и бриллиантах. Её коллеги были шокированы её видом, но ей было все равно.

Как и все интуитивные этики, INFP стремятся к самопознанию, самореализации и пониманию самого себя. Их главный вопрос: «Кто я?» Однако INFP более, чем все остальные, находят в своих предпочтениях помощь и вдохновение для решения этой нерешаемой задачи. Интроверсия дарует им способность к самосозерцанию и размышлению, интуиция помогает увидеть постоянно расширяющийся круг возможностей для внутреннего развития, этика заставляет задуматься о том, какую пользу эти возможности могут принести себе и другим, а иррациональность делает их открытыми и восприимчивыми к постоянному потоку новой информации. INFP может, едва проснувшись, погрузиться в размышления (интроверсия): «Кто я такой и что принесёт мне жизнь сегодня?» Он может найти самые разные ответы на этот вопрос (интуиция): «Я отец», «Я супруг», «Я учитель» и так далее – равно как и понять, каким образом он должен действовать, чтобы принести наибольшую пользу обществу в рамках этой роли (этика). Решив, что это интересные вопросы, которые стоит обдумать, INFP направляется в школу или на работу в поисках новой информации (иррациональность), которая поможет ему принять верное решение. А там все начинается сначала. Даже если он не задаётся сознательно этими вопросами, в глубине души его всегда занимает проблема самоидентификации. Как правило, вопросов у INFP всегда больше, чем ответов.

И дома, и на работе INFP всегда ставят перед собой массу задач разного масштаба: прочитать книгу, погладить бельё, нарисовать картину, написать статью… Далеко не все им удаётся выполнить. Но эта масса планов и задач всегда будет присутствовать в жизни INFP. И чем старше они становятся, чем шире спектр их интересов, тем объемнее будет эта масса. Им следует смириться с этим, а не критиковать себя за каждую «неудачу», за каждое невыполненное дело. В отношениях с людьми на работе и дома INFP скорее спокойны, нежели упрямы; они с лёгкостью меняют свои планы, чтобы помочь окружающим людям. Чистота и порядок не так важны для них, как эмоциональный комфорт и тёплые отношения. Но если они приглашают к себе домой гостей, то все будет организовано по высшему разряду, чтобы доставить друзьям как можно больше удовольствия. INFP предпочитают соглашаться с другими, а не спорить, если чувствуют, что спор приведёт к эмоциональному напряжению. Однако если посягнуть на систему моральных ценностей INFP, все их спокойствие и миролюбивость вмиг улетучатся, а их место займут строгие правила и принципы.

Точно так же они ведут себя с детьми. Внимание родителей‑INFP сосредоточено на небольшом количестве действительно важных принципов. Если эти принципы соблюдаются, INFP, как правило, мягок, спокоен и готов пойти навстречу желаниям своего ребёнка. Родители‑INFP с добротой и пониманием относятся к детям, чем нередко заслуживают их искреннее доверие и любовь. Если у родителей‑INFP и есть существенные недостатки, они связаны в основном с их первым предпочтением – интроверсией: INFP испытывают определённые трудности с открытым выражением одобрения и похвалы, хотя чувствуют их во всей полноте. Иррациональность тоже играет свою роль, мешая им создавать для ребёнка атмосферу порядка и организованности.

Интроверсия мешает INFP и в близких отношениях с партнёром: нередко они чувствуют гораздо больше любви и тепла, чем в состоянии выразить. Близкие отношения с INFP даруют обоим партнёрам возможность роста, самореализации и уверенности в себе, но иногда сочетание предпочтений к интроверсии и этике заставляет их избегать обсуждения вопросов, по которым может возникнуть несогласие. Например, INFP может долго обдумывать какой‑то важный вопрос и наконец принять решение – и только после этого вывалить своё решение на неподготовленного партнёра. Так, если INFP решит, что он (или партнёр) должен уйти с работы и поступить в университет, он представит это решение в форме свершившегося факта, а не темы для обсуждения, шокируя партнёра, который не ожидал от уступчивого и мягкого INFP такой решительности и упорства в отстаивании незначительного, в сущности, вопроса.

Двойственность натуры INFP – внешняя мягкость и внутреннее упрямство – может привести к глубокому стрессу и вызвать серьёзные проблемы со здоровьем, в особенности с желудком и кишечником. Особенно высок риск заболеваний тогда, когда потребности других людей мешают INFP расслабиться и получать удовольствие от реализации собственных желаний. INFP нередко приносят себя в жертву другим.

Обманчивая мягкость детей‑INFP может привести к тому, что их проблемы никто не будет воспринимать всерьёз. Дети‑INFP испытывают острую потребность доставлять удовольствие родителям – и получать за это похвалу. Как правило, они нежны и чувствительны по отношению к окружающему миру и, как и взрослые INFP, нередко жертвуют собой ради других. Если люди не ценят или, хуже того, критикуют их жертвы, INFP могут стать угрюмыми, замкнутыми, чрезмерно самокритичными и чувствительными к самым невинным замечаниям. Жертвенность развивается в них довольно рано. Дети‑INFP могут проводить огромное количество времени в мечтах и размышлениях. Они часто хорошо учатся и прилагают много усилий, чтобы порадовать учителей. И в школе, и в университете они обычно добиваются успехов. Чтобы доставить удовольствие другим, они могут выбрать специальность, которая им не нравится – и даже достичь в ней высокого уровня профессионализма. Однако они всегда находятся на грани сомнений и неуверенности в себе. Даже если им говорят, что работа сделана хорошо, они все равно могут остаться недовольны результатом, если он кажется им в чем‑то несовершенным.

Вообще, несмотря на всю любовь INFP к обучению, росту, совершенствованию и доставлению радости другим, они всегда остаются для себя самыми жестокими критиками, напоминая себе о том, что могли бы добиться и лучших результатов. Они всю жизнь разрываются между удовлетворением и недовольством и в конечном итоге недооценивают самих себя.

Семейные мероприятия для INFP – это выражение самого главного, что есть в жизни; они могут потратить уйму сил, организовывая такие семейные ритуалы, как празднование дней рождений, годовщин и памятных дат. Верность и преданность семье навсегда оставляют INFP ребёнком – в любом возрасте они близки с родителями, если не физически, то хотя бы духовно.

Те же ценности, что превалируют в семейной и личной жизни INFP, определяют и выбор профессии: честность, добросовестность, идеализм, чувствительность и забота о других людях. Самокритичность и перфекционизм INFP всегда оказывают влияние на их работу, порой негативное. INFP может быть превосходным музыкантом или отличным учителем, но даже если его засыпают похвалами, он никогда не будет полностью удовлетворён своими достижениями. У них прекрасные способности к обучению, поэтому они могут добиться отличных успехов в учёбе по специальности, которая не очень хорошо подходит их типу. К примеру, дочь инженера может пойти в инженерный вуз, чтобы порадовать отца, и с удовольствием там учиться – но когда дело дойдёт до работы, она, как интуит‑этик‑иррационал, скорее всего, сочтёт её скучной и чуждой своей натуре.

Лучше всего INFP подходят профессии, связанные с людьми: например, психология, преподавание, медицина и церковное служение. В конечном итоге, работа INFP должна служить на благо его идеалам. Если же это условие не выполняется, они почувствуют неудовлетворённость и разочарование, а работать будут медленно и неэффективно.

INFP с радостью выходят на пенсию – ведь теперь они могут разгрести все горы планов и задач, скопившихся за долгие годы, и наконец‑то их реализовать. В преклонные годы они действуют с той же скоростью и энергией, с которой занимались до этого карьерой и воспитанием детей. Уход на пенсию доставит им особенное удовольствие, если позволит им уйти с работы, требовавшей от них порядка и дисциплинированности, столь невыносимых для этого типа. Они по‑прежнему выглядят спокойными снаружи, но не остывает их внутренняя потребность служить человечеству – детям, внукам, организациям, всем, кому понадобится помощь.

 

INTP

Любовь к решению проблем

 

Если какой‑то тип и олицетворяет образ «рассеянного профессора», этот тип – INTP. Их склонность к размышлениям – интроверсия – позволяет им исследовать все воображаемые возможности, которыми в избытке снабжает их интуиция. Их объективность (логика) требует анализа всей этой информации, а открытость и гибкость (иррациональность) делают их восприимчивыми к любым объёмам новых данных.

В силу сочетания предпочтений, INTP постоянно преследуют парадоксальную цель – привести весь бесконечно растущий объём информации к последовательному целому. Будь то статья, рисунок, план, схема, мысль или теория – INTP всегда старается выстроить из всех элементов общую картину, которая будет постоянно разрастаться по мере увеличения числа элементов. В результате все мысли, идеи и планы, какими бы окончательными они ни казались, могут изменяться в последний момент, когда появляются «новые данные» – в результате размышлений или изменений во внешней среде. Этот процесс кажется крайне увлекательным представителям типа INTP, но весьма утомляет всех остальных, в особенности рационалов.

INTP с восторгом и интересом доводят дела до совершенства – лишь для того, чтобы новое озарение опять усложнило их задачу. Поэтому они – лучшие критики самим себе и гордятся тем, что первыми находят несоответствия в собственных теориях, рассуждениях и выкладках. Стремление к безупречности, логичности, профессионализму, идейному совершенству и самообладанию – вот движущая сила INTP. Однако слишком сильная концентрация внимания на этих вещах может привести к переутомлению и стрессам.

Любую задачу – будь то починка крана, составление бизнес‑плана или планирование отпуска – INTP воспринимает как интеллектуальный вызов, продумывая заранее каждый этап работы, с начала и до конца. В планировании и обдумывании он может пользоваться компьютерами, планшетами, книгами и всем, что помогает ему сосредоточиться на проекте и создать достаточно удобный и гибкий план, чтобы его можно было без особых проблем видоизменять при необходимости. Когда план готов – на бумаге или в голове INTP, – наступает время для критики и усовершенствования этого «наброска». Этот процесс может отнимать у INTP довольно много сил, поскольку продолжается часами, днями и даже неделями, но он всегда доставляет им гораздо больше радости и удовольствия, чем непосредственная реализация планов. Иногда, обдумывая какой‑либо проект, INTP могут потерять к нему интерес, поскольку он уже доведён до совершенства – даже если этот совершённый проект существует только в голове INTP. А когда INTP погружены в раздумья – а они чаще всего в них погружены, – отвлечь их от этого процесса может быть очень нелегко.

Проблемы половых стереотипов наиболее актуальны для женщин‑INTP. Общество не терпит женской склонности к молчаливым размышлениям и построениям концепций, хотя готово простить (если не понять) то же самое в мужчинах. Образ «рассеянного профессора», опять же, гораздо лучше подходит мужчине, а не женщине. Женщину‑INTP преследуют по крайней мере три проблемы. Во‑первых, с давних времён от женщин не ждали создания и проектирования чего‑то большего, чем собственный дом и семья. Свойственное всем INTP желание подчинить мир теоретической модели бросает вызов традиционным представлениям о женской роли в обществе. Во‑вторых, оригинальность мышления также не является традиционной женской чертой. Некоторые INTP в ответ на вопрос «который час?» могут разразиться тирадой о философском смысле времени; подобную эксцентричность со стороны мужчины могут счесть признаком большого ума, но если так поведёт себя женщина, она вряд ли заслужит более мягкую оценку, чем «странная» или даже «глупая». И наконец, предрасположенность к логике прямо противоречит «обязанности» женщины быть мягкой, нежной и заботливой. Хуже того, когда эмоции женщины‑INTP все‑таки прорываются через слой логики и объективности, они, как правило, так интенсивны, что могут напугать и её саму, и окружающих.

Близкие отношения с INTP любого пола – это постоянный интеллектуальный вызов. Все высказанные слова и мысли будут истолкованы ими как призыв к обдумыванию, прояснению, обсуждению и переосмыслению. Они не так склонны к моментальным реакциям, как их родственники ENTP, но имейте в виду, что даже если они не ответили вам сразу, они обдумают и тщательно отрепетируют свой ответ, а потом поделятся с вами своими глубокими и разносторонними выводами, которые могут заставить вас по‑новому взглянуть на предмет. Такая строгость и дисциплина способствует росту и развитию отношений. Но вежливость и внимательность к другим людям INTP никогда не поставит выше своих интеллектуальных устремлений. Поэтому, когда INTP погружены в размышления, представителям других типов они нередко могут казаться в лучшем случае невнимательными, а в худшем – просто‑напросто грубыми.

Воспитание детей для INTP – это в первую очередь возможность помочь юным умам в развитии и интеллектуальном росте. Родители‑INTP очень терпимы и принимают личные особенности детей как должное, желая в первую очередь, чтобы дети научились независимо мыслить, выражать свои мысли и получать от этого удовольствие. Явственно предпочитая развитие ума развитию тела, родители‑INTP с изумительной терпимостью относятся к пути развития, который выбирают их дети, и всегда готовы им в этом помочь. Можно даже сказать, что они дают детям слишком большую свободу выбора. INTP предпочитают открывать детям новые возможности, предлагая  им – не требуя и почти никогда не навязывая – альтернативы тем мыслям и целям, которые зародились в их голове; если ребёнок не принял эту альтернативу, INTP не станет переживать. Он просто скажет: «Ну что ж, по крайней мере я попытался». Но некоторые дети, несмотря на кажущееся упрямство и отсутствие интереса, очень хотят, чтобы родители навязывали им новые идеи и подталкивали их в нужном направлении. Родители‑INTP никогда не смогут удовлетворить эту потребность, потому что слова «навязывать» и «подталкивать» им абсолютно чужды.

Большинство INTP придерживаются принципа «живи и давай жить другим». Они учатся, генерируют идеи, достигают совершенства и переходят к следующей задаче. Иногда их любовь к решению проблем затмевает все остальные склонности. Так, например, не имея особых склонностей к технике, они могут полностью погрузиться в починку какого‑то устройства и все свои силы тратить на него до тех пор, пока оно не заработает. А когда эта зад… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz