…оощрение, что могут выбрать профессию, совершенно им не подходящую, в надежде, что это порадует «героев», которым они подражают.

ENFJ любят семейные торжества. Их не нужно просить помочь в подготовке мероприятия – и дети, и взрослые этого типа сами с удовольствием возьмут на себя ответственность за его планирование и проведение, и вряд ли кто‑то пожалуется на результат: ENFJ умеют вдохнуть радость, гармонию и интерес буквально в любое событие. Обычно родные и близкие очень ценят эту их способность, чем бесконечно радуют ENFJ.

Очевидно, что любая возможность быть среди людей, развлекать их, служить им и общаться доставляет ENFJ гораздо больше удовольствия, чем сон или любая другая одиночная деятельность. В действительности, если ENFJ проводит слишком много времени в одиночестве, он может стать капризным, меланхоличным, излишне самокритичным и депрессивным. ENFJ больше, чем все другие типы, нуждается в общении с людьми. Даже негативное отношение для них лучше, чем отсутствие оного.

ENFJ привлекают профессии, которые позволяют служить людям, не вступая в конфликты. Работа, связанная с обилием конкретных подробностей и документов и не дающая возможности общаться с людьми, быстро наскучит ENFJ. В особенности им нравится работа в религиозных организациях, научных сообществах и психологических консультациях. В таких профессиях им легко добиться успеха. Они – прекрасные учителя и проповедники, хотя сопутствующие административные требования могут их огорчить и разочаровать.

Зрелые годы привносят в их жизнь нотки интроверсии и объективности. ENFJ наконец понимают, что спасение мира – задача ненужная и невыполнимая, что жизнь может продолжаться и без их участия и, вероятно, не сильно от этого пострадает. Если ENFJ не будет иногда отдыхать от служения человечеству, он может почувствовать истощение. Но если этого удаётся избежать, то ENFJ в конечном итоге перейдёт на следующую ступень развития, остановится, посмотрит вокруг и перестанет пытаться спасти мир. Уход на пенсию позволит ENFJ сосредоточиться на своих личных потребностях и вести более расслабленный и спокойный образ жизни.

 

ENTJ

Прирождённые лидеры

 

Энергичность, любовь к спорам  и здравый смысл –  вот слова, наиболее точно описывающие тип ENTJ. У этих людей очень высока потребность во власти и необыкновенные руководящие способности.

Их внимание и энергия направлены во внешний мир (экстраверсия) – в мир бесконечных возможностей и смыслов (интуиция), преобразуемых в объективные системы и программы (логика) аккуратно и организованно (рациональность).

Как и для их двоюродных братьев ENTP, мир для ENTJ представляет собой шахматную доску с фигурами, которые должны передвигаться (разумеется, под управлением ENTJ) с целью всеобщего блага. Жизнь – это система факторов, которые изо дня в день требуют понимания, овладения, обуздания, изменения или уничтожения, в зависимости от ситуации.

Жизнь для ENTJ раскрывается в противоборстве, спорах и стычках во имя познания. Изначально ENTJ занимает позицию: «Я уверен, что я прав. Докажи мне, что это не так». Процесс доказательства его неправоты имеет смысл лишь до тех пор, пока у окружающих хватает сообразительности и смелости, чтобы принять этот вызов с достоинством. Если в итоге ENTJ окажется прав, противнику лучше забыть о своих возражениях. Если же ему сумели доказать его неправоту, он ответит искренним восхищением и благодарностью за преподанный урок.

В каком‑то смысле жизнь для ENTJ является вариацией детской игры «Царь горы». Цель игроков – столкнуть ENTJ с вершины. До тех пор пока им это не удастся, они будут находиться на низшей ступеньке по сравнению с ENTJ. Процесс борьбы для ENTJ столь же важен, как и результат.

Как правило, ENTJ не испытывают уважения к людям, которые отказываются вступать с ними в борьбу или боятся их, и, напротив, очень уважают тех, кто способен бросить им интеллектуальный, эмоциональный или ещё какой‑либо вызов. Проблема страха усугубляется высокомерием ENTJ, которое нередко столь естественно для них, что они его вовсе не замечают. Зато окружающие их люди замечают его постоянно.

ENTJ нередко бывают нетерпеливы, более, чем какой‑либо другой тип. Их нетерпение может принимать форму вспыльчивости, неуместных жалоб на, казалось бы, несущественные мелочи и страстного желания двигаться вперёд, к лучшему и большему. Высокое самомнение может заставить их думать, что они могут справиться буквально со всем на свете, включая рутинные подробности и серьёзные вопросы человеческих отношений, но ни то, ни другое не входит в число сильных сторон этого типа.

Когда ENTJ терпит поражение в таких вопросах, он может испытать настолько сильный стресс, разочарование и чувство собственной некомпетентности, что с головой погрузится в критику и самобичевание – нередко несоизмеримые с серьёзностью вопроса. Что и говорить, в вопросах критики и самокритики ENTJ – мастера высочайшего класса. Острые на язык, резкие, обманчиво неумолимые, ENTJ могут буквально «вытрясти душу» из того, кого они критикуют – включая самих себя.

ENTJ обладают исключительным даром слова. Ясность мысли и речи помогает им убедить кого угодно в чем угодно, а также обостряет впечатление от их критики.

Понятно, что проблемы социальных стереотипов, связанных с половой принадлежностью, весьма актуальны для женщин‑ENTJ. Как правило, их надменность, любовь к борьбе и стремление к власти могут казаться другим «неженственными». Попытки родителей и окружающих втиснуть их в рамки привычных моделей поведения наталкиваются на бурное сопротивление. Другие женщины часто обижаются на высокомерие ENTJ и чувствуют, что с ними говорят свысока. Поэтому женщины‑ENTJ могут, сами того не ведая, оказаться в одиночестве – что особенно тяжело для экстраверта.

Конечно, проблема усугубляется, когда речь идёт о взаимодействии женщины‑ENTJ с мужчинами – даже с мужчинами того же типа. Их требовательная, объективная, деловитая и независимая натура большинству мужчин кажется не слишком привлекательной. Из‑за этого легко проглядеть тот факт, что женщины‑ENTJ могут быть очень заботливыми и ласковыми. Просто женственность для них не ограничивается традиционными социальными ролями.

Хотя качества ENTJ и более приемлемы для мужчин, люди нередко держатся в стороне от них, избегая столкновений, чтобы не стать жертвой их надменности. Как и у женщин этого типа, у мужчин‑ENTJ бывает немало проблем в отношениях с сотрудниками, родными и любимыми, из‑за чего они гораздо чаще остаются в одиночестве, чем им хотелось бы.

Людям этого типа часто говорят (к их вящему удивлению), что они выглядят рассерженными, хотя на самом деле это лишь чрезмерный энтузиазм. Подобные заявления изрядно расстраивают ENTJ, и они могут оказаться в парадоксальной ситуации, сердито доказывая, что вовсе не рассержены. Тщетность этого занятия может ещё сильнее рассердить ENTJ, а женщины‑ENTJ нередко просто сдаются и переключаются на другое занятие. В обоих случаях конфликт изнуряюще действует на всех его участников.

Дом ENTJ – это всегда арена для самой разнообразной деятельности. Они предпочитают открытые, честные и вдохновляющие отношения. Хотя посторонним ENTJ могут казаться резкими и грубыми, их близкие хорошо понимают, что, как и другие EJ, они больше бранятся, чем сердятся. С точки зрения ENTJ, на рост и развитие отношений требуется время.

ENTJ с удовольствием воспитывают детей, потому что это даёт им возможность вдохновлять, развивать и обучать юные умы. Когда дети становятся постарше, они тоже могут «удостоиться чести» участвовать в пространных дискуссиях на самые разные темы. Родители‑ENTJ могут пытаться «лепить» и формировать своих детей под себя, как и всех, кто им небезразличен.

ENTJ уделяют большое внимание порядку и организации, поэтому члены их семей всегда должны знать и выполнять свои обязанности в системе. Наталкиваясь на сопротивление, ENTJ может получить удовольствие от спора и даже в каком‑то смысле восхититься дерзостью бунтаря, но сделает все возможное, чтобы подавить мятеж и восстановить привычный распорядок жизни – под собственным строгим руководством. Если бунтарю удаётся отстоять свою точку зрения, он завоюет искреннее уважение ENTJ. Вообще каждый день ENTJ полон побед и поражений, но ничья встречается крайне редко.

Людям типа ENTJ бывает непросто расслабиться – в лучшем случае по расписанию. И даже тогда это для них лишь очередная задача, которую нужно выполнить, и они берутся за неё с рвением и энтузиазмом.

Дети‑ENTJ ведут себя открыто и прямолинейно и со взрослыми, и со сверстниками. Хотя они любят спорить и приказывать, они легко находят друзей. Они сообразительны и общительны и, как и другие экстраверты, испытывают сильную потребность в том, чтобы все делать вместе с другими – от работы и учёбы до развлечений. Способности ENTJ вызывают у сверстников уважение, но многих отталкивает их всепоглощающая самоуверенность. Желая быть во всем лучше всех, ENTJ с детства критикуют себя за все ошибки и просчёты. Им не свойственно почивать на лаврах. Они уверены, что даже самое лучшее можно сделать ещё лучше. Так они относятся ко всему в жизни.

Разумеется, учителя не всегда это понимают, поэтому ENTJ нередко вступают с ними в конфликты – и проигрывают борьбу. Если нет возможности выйти из конфликта, сохранив собственное достоинство, ENTJ может почти полностью забросить учёбу. ENTJ отлично учатся в обстановке здорового соревнования и диалога, однако неравная борьба за власть между учеником и учителем может привести к разрушительным последствиям.

ENTJ любят семейные мероприятия. Для них это очередная возможность все спланировать, организовать и провести наилучшим образом – и, конечно, показать себя во всей красе в интеллектуальных беседах и дискуссиях. ENTJ с огромным энтузиазмом встречают подобные торжества.

Руководящие способности и талант к системному планированию даны ENTJ от рождения, поэтому они довольно быстро достигают высоких руководящих постов. В процессе, правда, они могут испортить отношения с некоторыми людьми, но это цена, которую они готовы платить. Более того, если им удаётся достигнуть цели и подняться на более высокий уровень личностного развития, они считают, что отношения были испорчены не зря. Они привыкли подходить к подобным вопросам объективно, поэтому их удивляет, что кого‑то их поведение может обижать. ENTJ не понимают, как можно принимать спор или соревнование близко к сердцу, если они способствуют интеллектуальному развитию участников.

В зрелые годы ENTJ продолжают стремиться к развитию и совершенствованию. Однако они с большим почтением начинают относиться к спокойным размышлениям и одиночеству и испытывают меньше потребности все контролировать. Тем не менее интеллектуальные бои по‑прежнему являются неизменной частью их жизни. Зрелость даёт ENTJ возможность больше читать, спорить и теоретизировать – другими словами, продолжать делать то же, что они делали всегда, но не так агрессивно. Даже если они когда‑нибудь уволятся, они все равно найдут возможность заниматься тем, что любят больше всего.

 

 

Приложение 1. Краткая история типоведения

 

Идея классификации людей стара как мир. Используемая в типоведении классификация типов личности основывается на работах швейцарского психолога К. Г. Юнга (1875‑1961), которые впервые были опубликованы на английском языке в 1923 году. Юнг ориентировался в равной степени и на медицину, и на психологию и интересовался скорее здоровьем, нежели болезнью – то есть не психическими отклонениями, а психологией нормы. Можно сказать, что он обладал наиболее целостным взглядом на жизнь среди теоретиков того времени, полагая, что многие физические и психические заболевания являются результатом дисбаланса сознания, тела и духа. Юнг считал, что мы с рождения склонны к определённым личностным предпочтениям. Он также был уверен, что для сохранения душевного здоровья человек должен на протяжении всей своей жизни развивать природные предпочтения, а не пытаться их изменить. С точки зрения Юнга, в процессе взросления мы должны учиться более эффективно обращаться с предпочтениями, к которым мы не  склонны, и не чувствовать перед ними страха.

Примерно в то же время Катарина Бриггс, не имевшая формального психологического образования, самостоятельно и независимо от Юнга разработала собственную классификацию, основанную на её собственных наблюдениях различий между людьми. Она считала, что поведение людей не столь случайно и непредсказуемо, как принято думать, и стремилась доказать эту теорию. Её наблюдения показали, что это как‑то связано с тонкими, едва уловимыми различиями в восприятии ими жизни и окружающего мира. Она уже составила формальную классификацию этих различий, когда ей в руки попала только что переведённая книга Юнга «Психологические типы». Она обнаружила, что её теория типов личности во многом совпадает с теорией Юнга, и стала его преданной ученицей.

Единственная дочь Бриггс – Изабель – была исключительно одарённым ребёнком. Сначала мать сама занималась её обучением в домашних условиях, но потом Изабель поступила в Свартморский колледж, который и окончила с отличием по классу политологии (а заодно вышла замуж за Кларенса Майерса). Последующие двадцать лет она провела в роли жены, матери и автора двух опубликованных романов, все это время наблюдая за различиями в поведении людей и пытаясь связать их с классификациями Юнга и собственной матери.

В 1942 году Вторая мировая война – вкупе с убеждением обеих женщин, что одной из причин начала войны было непонимание людьми психологических различий, – подтолкнула Изабель (под руководством матери) заняться разработкой серии вопросов для определения предпочтений личности. Результатом этой работы стал индикатор типов Майерс‑Бриггс (ИТМБ). Тщательно и кропотливо перебирая тысячи карточек размером три дюйма на пять, содержащих пробные вопросы, Изабель несколько лет подряд сортировала, анализировала и проверяла ответы людей на ИТМБ. Верность своих ранних наблюдений она проверяла на группах людей, чьи предпочтения были точно ею определены. Потом она протестировала массу людей из разных социальных групп и доказала высокую степень достоверности теста по сравнению с другими психологическими инструментами. К началу 1960‑х годов ИТМБ уже не только был достоверным средством определения индивидуальных различий, но и, как полагали многие, мог показать динамику изменения этих различий с течением времени.

Далеко не все в психологическом мире хотели признавать ценность ИТМБ. Во‑первых, инструмент был разработан двумя женщинами, что едва ли располагало к себе психологическое сообщество, состоявшее преимущественно из мужчин. Хуже того, ни одна из этих женщин не была психологом. Кроме того, немногие психологи соглашались с эзотерическими теориями Юнга; даже сам Юнг чувствовал, что некоторые его теории недоказуемы. Казалось, что время для такого инструмента, как ИТМБ, ещё не пришло.

В 1956 году Служба образовательного тестирования (ETS) в Принстоне, штат Нью‑Джерси, согласилась опубликовать ИТМБ, хотя и несколько неохотно. Некоторым сотрудникам ETS казалось, что определение типа личности не вписывается в программу организации, рассчитанную скорее на материалы, связанные с образованием – например, тесты, определяющие уровень интеллекта. Однако Уильям Ченси, президент ETS, одержал верх, и ИТМБ постепенно начал приобретать популярность. ETS наложили жёсткие ограничения на работу с ИТМБ. Его можно было использовать только в исследовательских целях, ни в коем случае не предавая данные гласности. Немногие профессиональные психологи знали об индикаторе, не говоря уже о том, чтобы его использовать.

В 1960‑е годы произошло множество событий, оказавших сильное влияние на судьбу ИТМБ. В 1962 году Изабель опубликовала руководство по ИТМБ – первый официальный документ, связанный с ним. В том же году она была приглашена на переговоры в Американскую психологическую ассоциацию – серьёзный прорыв в её борьбе за признание в психологических кругах. Последующие годы ознаменовались несколькими исследованиями, связанными с ИТМБ и посвящёнными самым разным предметам – от проектов общежитий до личных особенностей в обучении.

В 1969 году Изабель познакомилась с Мэри Мак‑Колли, психологом‑клиницистом, возглавлявшей медицинский центр при Флоридском университете в Гейнсвилле. Они вдвоём организовали в университете типологическую лабораторию, которая стала впоследствии центром всех исследований и информации, связанных с ИТМБ. Лаборатория росла и развивалась и в 1972 году была преобразована в Центр применения психологического типа (ЦППТ), который по сей день остаётся главным учреждением по типологическим исследованиям. Создание такого центра было оправдано растущим интересом к типологии. В 1975 году, когда ИТМБ ещё считался лишь простым инструментом с ограниченным исследовательским потенциалом, под эгидой ЦППТ была организована первая конференция по типоведению, которая впоследствии стала проводиться каждые два года. Первую конференцию посетило менее сотни людей; через десять лет на шестую Международную конференцию в Эванстоне, штат Иллинойс, пришло более восьмисот человек. Посудите сами, насколько вырос интерес к типоведению за эти десять лет.

В 1975 году Consulting Psychologists Press опубликовала индикатор типов Майерс‑Бриггс, и ИТМБ стал доступен более широкому кругу профессионалов. На конференции ЦППТ в 1979 году была учреждена Ассоциация психологических типов (АПТ). Это организация единомышленников, открытая для всех, кто заинтересован в типологии. В числе задач АПТ – развитие и поддержание профессионального стандарта применения ИТМБ и поощрение многообразия в разных типологических школах. Один из самых популярных подходов к этой науке – теория темпераментов Дэвида Кейрси и Мэрилин Бейтс, написавших книгу «Пожалуйста, поймите меня». Хотя подход бихейвиориста и психолога‑клинициста Кейрси значительно отличается от подхода Юнга и Майерс‑Бриггс, он содержит весьма интересные и полезные открытия. Но сама по себе теория Кейрси, содержащая лишь четыре типа, кажется нам более ограниченной, чем ИТМБ. Однако вместе они дают нам более точную и подробную перспективу типологических различий, чем каждый из них по отдельности.

К середине 1980‑х годов растущий интерес к теории типов – и Юнгу – в сочетании с естественной склонностью людей к классификации друг друга породил чрезвычайно плодородную почву для развития типоведения. В настоящее время уже несколько миллионов американцев прошли тест ИТМБ; точные цифры нам неизвестны из‑за отсутствия централизированной информации. Кроме того, ИТМБ был переведён на японский, испанский и французский языки, а сейчас переводится ещё и на немецкий. Что касается Ассоциации психологических типов, она стала международной организацией.

 

 

Приложение 2. Доминирующая и вспомогательная функции. Сложная натура интроверта

 

Изначально мы вели речь о четырех буквах, определяющих то, как человек предпочитает воспринимать жизнь и человеческие отношения. Сочетание этих четырех букв даёт нам «тип личности» и помогает лучше понять особенности человека.

Существует другая концепция, выходящая за рамки четырехбуквенного типа, которая была разработана К. Г. Юнгом и усовершенствована Изабель Бриггс‑Майерс. Эта концепция сфокусирована лишь на двух функциях нашей личности: функции сбора информации (сенсорика или интуиция) и функции принятия решений (логика или этика). В нашем четырехбуквенном коде эти функции представлены второй и третьей буквой соответственно (например, ENF  P).

Согласно теории Юнга, по мере роста и развития человека одна из этих функций начинает преобладать. Это наиболее надёжная, управляемая, послушная и предсказуемая функция человеческой личности. Это та функция, которая (по возможности) определяет поведение человека. Она называется «доминирующей функцией». Изабель Бриггс‑Майерс назвала её «главнокомандующим» личности. Проще говоря, она – самая главная.

Другая функция называется «вспомогательной функцией». Это вторая по важности функция, которая иногда пытается занять первое место, но чаще довольствуется ролью дополнения. Вспомогательная функция оказывает помощь и поддержку доминирующей. Изабель Майерс назвала эту функцию «верным адъютантом».

С помощью доминирующей функции экстраверты фокусируют свою жизненную энергию и деятельность. В случае экстраверта мы получаем ровно то, что видим. Его внешняя сторона является честным отражением внутренней. Экстраверты‑этики навязывают своего «главнокомандующего» – этику – всему окружающему миру и делают это ради всеобщего блага. (Большинство священнослужителей принадлежат к экстравертно‑этическим типам, ведь для них так естественно навязывать свою систему ценностей пастве и обществу.) Экстраверты‑логики, напротив, навязывают окружающему миру свою логику: они любят приводить в порядок и организовывать все, что находится в пределах досягаемости, поэтому они – лучшие «управленцы» мира.

Энергия и внимание интровертов, наоборот, направлены вовнутрь, потому что именно там обитает доминирующая функция их личности. Следовательно, вы сможете увидеть «главнокомандующего» личности интроверта только в том случае, если у вас назначена с ним встреча – то есть если интроверт вам доверяет. И даже в таком случае скорее вы будете «впущены внутрь», нежели интроверт «выйдет наружу». В результате интроверты держат связь с окружающим миром посредством своей вспомогательной функции, и, следовательно, решение всех внешних вопросов требует окончательного утверждения функцией сбора информации или принятия решений, которая является доминирующей.

Интроверты не только находятся в нашем обществе в невыгодном положении – на одного интроверта приходится трое экстравертов, – они также наделены более сложным механизмом психики, потому что их энергия и внимание сосредоточены на внутреннем мире.

Работая с типоведением, важно понять, что экстраверты с большей лёгкостью выражают свои предпочтения, а интровертов понять значительно сложнее. Более того, когда интроверт «экстравертируется», впоследствии он всегда тщательно обдумывает и анализирует свои (уже совершённые) действия. Это означает, к примеру, что «окончательное» решение, высказанное интровертом, может ещё измениться после раздумий и размышлений. Аналогично кажущаяся «уступчивость» интроверта может оказаться лишь мнимой, стоит ему на какое‑то время уйти в себя и обдумать поставленный вопрос.

С точки зрения экстравертов, внешний мир – это позитивный и радостный источник энергии, поэтому они обычно без колебаний используют свои самые сильные стороны именно там, сохраняя внутри то, что «похуже».

У интровертов все наоборот. Они предпочитают доверять собственному внутреннему миру – который для них так же хорош, как внешний для экстравертов, – поэтому их самые сильные стороны (доминирующая функция) направлены вовнутрь. Внешний мир утомителен, но от него никуда не деться: всем нам приходится ежедневно с ним сталкиваться, но для интроверта он не более чем неизбежное зло. Соответственно в том мире, который менее приятен и привлекателен, интроверт предпочитает использовать то, что «похуже», то есть вспомогательную функцию. Точка зрения интроверта на этот вопрос может быть выражена слегка видоизменённым рекламным слоганом: «Мы не так сильно вас любим, чтобы подарить вам самое лучшее».

Итак, экстраверты делятся с внешним миром своей главнейшей и сильнейшей – доминирующей – функцией. А интроверты делятся с внешним миром лишь вспомогательной функцией – второй по счёту.

 

Доминирующие и вспомогательные функции шестнадцати типов

 

Ниже описаны доминирующие и вспомогательные функции каждого типа:

ISTJ

– Доминирующая функция – интровертная сенсорика  : факты и практическая деятельность.

– Вспомогательная функция – экстравертная логика  : объективные решения и схемы.

ISFJ

– Доминирующая функция – интровертная сенсорика  : факты и практическая деятельность.

– Вспомогательная функция – экстравертная этика  : решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

INFJ

– Доминирующая функция – интровертная интуиция  : вдохновение и возможности.

– Вспомогательная функция – экстравертная этика  : решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

INTJ

– Доминирующая функция – интровертная интуиция  : вдохновение и возможности.

– Вспомогательная функция – экстравертная логика  : объективные решения исхемы.

ISTP

– Доминирующая функция – интровертная логика  : объективные решения.

– Вспомогательная функция – экстравертная сенсорика  : фактические и практические наблюдения.

ISFP

– Доминирующая функция – интровертная этика  : решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – экстравертная сенсорика  : фактические и практические наблюдения.

INFP

– Доминирующая функция – интровертная этика  : решения и схемы, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – экстравертная интуиция  : возможности и абстрактные наблюдения.

INTP

– Доминирующая функция – интровертная логика  : объективные решения.

– Вспомогательная функция – экстравертная интуиция  : возможности и абстрактные наблюдения.

ESTP

– Доминирующая функция – экстравертная сенсорика  : детальное восприятие фактов.

– Вспомогательная функция – интровертная логика  : объективные решения.

ESFP

– Доминирующая функция – экстравертная сенсорика  : детальное восприятие фактов.

– Вспомогательная функция – интровертная этика  : решения, основанные на межличностных отношениях.

ENFP

– Доминирующая функция – экстравертная интуиция  : возможности и абстрактные наблюдения.

– Вспомогательная функция – интровертная этика  : решения, основанные на межличностных отношениях.

ENTP

– Доминирующая функция – экстравертная интуиция  : возможности и абстрактные наблюдения.

– Вспомогательная функция – интровертная логика  : объективные решения.

ESTJ

– Доминирующая функция – экстравертная логика  : объективные решения и схемы.

– Вспомогательная функция – интровертная сенсорика  : факты и практическая деятельность.

ESFJ

– Доминирующая функция – экстравертная этика  : решения, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – интровертная сенсорика  : факты и практическая деятельность.

ENFJ

– Доминирующая функция – экстравертная этика  : решения, основанные на межличностных отношениях.

– Вспомогательная функция – интровертная интуиция  : вдохновение и возможности.

ENTJ

– Доминирующая функция – экстравертная логика  : объективные решения и схемы.

– Вспомогательная функция – интровертная интуиция  : вдохновение и возможности.

Copyright © vsgfond, 2011

Конструктор сайтов - uCoz