…нулся во весь рост.

Олеся громко захохотала и захлопала в ладоши.

- Ну, что? Довольны? - крикнула она, сверкая белыми зубами. — Верите теперь? Ничего, ничего! Полетели не вверх, а вниз.

- Как ты это сделала? — с удивлением спросил я, отряхиваясь от приставших к моей одежде веточек и сухих травинок. — Это не секрет?

- Вовсе не секрет. Я вам с удовольствием расскажу. Только, боюсь, что вы, пожалуй, не поймете… Не сумею я объяснить…

Я действительно не совсем понял ее. Но, если не ошибаюсь, этот своеобразный фокус состоит в том, что она, идя за мной следом шаг за шагом, нога в ногу и неотступно глядя на меня, в то же время старается подражать каждому, самому малейшему моему движению, так сказать, отождествляет себя со мною. Пройдя таким образом несколько шагов, она начинает мысленно воображать на некотором расстоянии впереди меня веревку, протянутую поперек дороги на аршин от земли. В ту минуту, когда я должен был прикоснуться ногой к этой воображаемой веревке, Олеся вдруг делает падающее движение, и тогда, по ее словам, самый крепкий человек должен у пасть…

А.И. Куприн «Олеся»

В обыденной жизни навыки подстройки легко отрабатывать при общении с любым человеком. Просто примите ту же позу, что и у собеседника. Постарайтесь сделать это незаметно, чтобы другой человек не принял это за обезьянничанье. Говорите в том же темпе. Часто непонимание и взаимное раздражение возникает только из-за того, что один собеседник говорит медленно, а другой — быстро.

Когда освоите приемы телесной подстройки, можно переходить к подстройке словесной или вербальной. Внимательно слушайте собеседника, и, по возможности, возвращайте ему его же собственные слова (очень важно только соблюсти правильные интонации!) Хорошо работает прием «парафраз», или «если-я-вас-правильно-понял». Если собеседник понял вас правильно, он скажет «да», а любое согласие — это уже хорошо. Подробнее мы будем говорить об этом в главе «Речевые стратегии». Если скажет «нет» — он сможет объяснить, что имел в виду, а вы будете застрахованы от непонимания, и, как следствие, неверно принятых решений. И, скорее всего, получите много дополнительной информации. Кроме того, существует и побочная выгода — таким образом вы демонстрируете внимание и уважение к собеседнику, а это каждому приятно.

Часто на семинарах задают вопрос: а почему это я должен подстраиваться? Такая ситуация похожа на ту, когда вы приезжаете в другую страну для заключения интересующей вас сделки, либо хотите поселиться там навсегда — и ждете, чтобы ваши партнеры, соседи и все прочие для общения с вами срочно выучили ваш родной язык.

Тетя Соня из Одессы возмущалась:

- Шо такое! Пять лет живем в Америке, а эти гады-американцы до сих пор не говорят по-русски!

В самом деле, используя подстройку намного легче повлиять на отношение вашего партнера по коммуникации и к вам лично, и к предмету беседы. Самый гибкий элемент управляет системой.

Когда вы чувствуете, что контакт (раппорт) установлен, между вами и вашим собеседником возникло чувство доверия и симпатии — можно провести проверку. Слегка поменяйте позу, сделайте какой-нибудь жест. Если собеседник бессознательно повторит ваше движение — все, есть контакт!

Попрактиковавшись в течение нескольких недель, вы заметите, что стало намного легче заключить выгодную сделку, устроиться на работу, познакомиться с девушкой (молодым человеком), и вообще достигнуть взаимопонимания по любому вопросу.

Даже странно, что это так просто.

Тренироваться в подстройке можно где угодно. Здесь мы приводим несколько простых, но действенных техник, которые можно применять в условиях тренинга.

Упражнение «Зеркало и антизеркало»

Участвуют двое.

1. Участники выбирают тему разговора, в которой они совершенно согласны друг с другом (бизнес, путешествия, воспитание детей и т. д . ) .

2. Партнер А выбирает какую-либо позу (стоя или сидя), а партнер В принимает позу, максимально отличную от него и слегка напрягается.

3. В таком положении участники поддерживают общую тему разговора в течение 2-3 минут.

4. Партнеры выбирают тему разговора, относительно которой они имеют диаметрально противоположные мнения.

5. Оба они принимают по возможности одинаковую (желательно, максимально удобную) позу, и в таком положении пытаются спорить в течение 2-3 минут.

6. Партнеры обсуждают свои впечатления: насколько просто им было мирно беседовать в первом случае и спорить — во втором.

Упражнение «Тень»

1. Выберите из группы партнера, наиболее отличающегося от вас.

2. Один человек в течение 20 минут действует в присущей ему манере, а «тень» возможно точнее воспроизводит его движения. Особенно это удобно делать в лесу или в парке в летнее время.

3. Примерно через 20 минут «тень» должна быть способна определить, что именно «модель» слышит и чувствует, на что смотрит.

4. Перед завершением прогулки «тень» останавливает партнера рукой. В этот момент партнер загадывает, куда он хотел бы пойти (или какое сделать движение), а «тень» продолжает движение, угадывая желание партнера.

5. После прогулки проводится обсуждение, и делаются выводы.

6. Партнеры меняются местами.

Упражнение «Подстройка по невербальным признакам»

Заготовьте заранее 6 карточек с невербальными характеристиками: «поза», «жесты», «дыхание», «громкость голоса», «высота голоса», «скорость речи».

Участвуют 3 партнера.

1. Партнеры А и В беседуют на произвольную тему. Партнер С показывает партнеру А одну из указанных 6 карточек, и А меняет в своем поведении ту характеристику, которая указана на ней.

2. Партнер В должен заметить это и подстроиться под изменения А, т. е. изменить у себя ту же характеристику.


ГЛАВА 3. КАЛИБРОВКА

Парень хвастается в компании друзей:

- Я вчера такую девчонку снял! Темпераментная, страстная, даже поцарапала всего! А уж кричала как!

- А что кричала-то?

- Помогите, насилуют!

Страшноватый анекдот, правда? Одному участнику этой истории грозит тюремное заключение согласно действующему законодательству, другой — психологическая травма и разочарование в мужчинах вообще. А почему? Потому что человек придал поведению девушки не то значение, т. е. неправильно откалибровал его.

К счастью, далеко не всегда в обыденной жизни взаимное непонимание ведет к столь печальным результатам. Так, мелкие обиды, взаимные упреки… Но именно из них и вырастают потом разводы, увольнения с работы или многолетняя непримиримая вражда. Причем по обе стороны баррикад находятся, в общем-то, хорошие люди, которые просто не смогли вовремя друг друга понять. Вот здесь и возникает вопрос — а как понять, чего на самом деле хотел ваш собеседник (или что он имел в виду), не обладая экстрасенсорными способностями? Ведь, как известно, «чужая душа — потемки».

А понять оказывается — просто, и даже до смешного просто.

Правители воспринимают мир посредством шпионов, как коровы - посредством обоняния, брамины — посредством священных книг, а остальные люди - посредством собственных глаз и ушей.

Каутилья, индийский философ IIIв. до н. э.

У всех нас есть глаза, уши, другие органы чувств, а, следовательно, способность получать информацию из окружающего мира. Так эскимосы различают более шестидесяти оттенков снега, профессиональный художник никогда не спутает «ультрамарин» с «берлинской лазурью», музыкант поймет разницу между «восьмой» и «шестнадцатой», а винодел может на вкус определить год и место изготовления вина…

Калибровка — это технический термин, означающий тонкое (до микрона) измерение чего-либо. В контексте психологии калибровка — это способность находить тонкие различия между двумя или более близкими стимулами, т. е. для того, чтобы правильно понимать своего собеседника, иногда бывает достаточно всего лишь внимательно смотреть и слушать. И, конечно, постоянно совершенствовать внимание и остроту сенсорных ощущений.

Большинство людей подобными тонкостями себя не утруждают. В самом деле, зачем различать 62 оттенка снега, если живешь в городе, где цветов у снега всего-то два — грязный и очень грязный? А год изготовления вина можно прочитать на бутылке — там специально для этого этикетка приклеена. Так постепенно теряется острота зрения, слуха и чувств. Появляются даже индивидуумы, которые не знают, стоит ли надевать пальто, пока не посмотрят на градусник за окном, потому что даже ощущение тепла или холода постепенно притупляется.

В ресторане посетитель попробовал поданный ему кофе и зовет официанта:

- Официант, я хочу знать, что вы мне принесли - кофе или помои?!

- А вы что, сами определить не можете? -Нет!!!

- Тогда какое это имеет значение? Только вот в отношениях людей друг с другом (неважно каких именно отношений — семейных, любовных, дружеских, деловых) такого градусника пока еще не изобрели.

Как вы думаете, для чего люди обычно, прежде чем приступить к цели разговора, говорят сперва «ни о чем» (о погоде, например?) Или задают дежурный вопрос «как дела?» Или заботливо осведомляются у собеседника «как вы доехали?» Что это — просто вежливость? Не только. Для человека опытного и внимательного это еще и хорошая возможность наладить предварительный контакт (см. главу «Подстройка») и «откалибровать» собеседника, т. е. заметить, как отражается у него на лице и в голосе состояния согласия или несогласия, радости, удивления или протеста. Эти различия могут быть маленькими, едва заметными — человек всего лишь слегка меняет позу, хмурится или улыбается, голос звучит чуть-чуть по иному — более отрывисто или плавно, меняется тембр или скорость речи…

Здесь хотелось бы предостеречь от слишком строгого следования шаблонам. В специальной психологической литературе «язык жестов» описан очень подробно. Но все характеристики очень индивидуальны, и было бы неразумно накладывать общую усредненную модель на каждого конкретного собеседника. Рисунок жестов и поз, мимики и голоса у каждого свой, очень индивидуальный. Зато, «прочитав» или «расшифровав» эти малозаметные индивидуальные различия, всегда можно понять состояние собеседника в данный момент.

Идет общегородская конференция дворников. На трибуну выходит дядя Вася. Переминается с ноги на ногу, чешете затылке…

- Ну, дык… Как епынымыть — так ебыныврот…

ГОЛОС из зала:

- Правильно, дядя Вася, говоришь! Не будем больше старыми метлами работать!

Особенно это актуально для близких отношений. Просто диву даешься — как иногда люди умудряются быть невнимательны к своим родственникам! Годами жить под одной крышей и не замечать нюансов поведения самых, вроде бы, близких и родных. А потом еще удивляться: чего это он (она) обиделся (обиделась)? Что я такого сделал? И снова и снова осуществлять те же неудачные модели поведения.

Так что же делать? В первую очередь, быть внимательным к обратной связи — любой. Помнить, что если лгать словами довольно легко, то телом и лицом — намного труднее.

А, главное, почаще практиковаться в калибровке — сначала на тренинге, а потом в жизни.

Легче всего калибровать маленьких детей. Их реакции гораздо более заметны, мысли напрямую отражаются в теле и мозгом никак не фильтруются. По мере взросления человек начинает контролировать свои реакции и язык тела становится несколько «тише», менее заметным. Но он все равно есть! Как бы хорошо человек не контролировал себя — его реакция в теле все равно проявится. Правда, для того чтобы отследить ее понадобится калибровка более тонкого уровня, профессиональная.

Умению включать у себя «антирадар» для своих реакций обучают профессиональных переговорщиков и представителей спецслужб. Это понятно — слишком откровенный жест может человеку дорого стоить. В прямом смысле слова.

Кстати, на Западе есть профессия «калибровщиков». Этим людям не нужны специальные знания, им нужна наблюдательность. Они замечают, на каком уровне цен противоположная сторона готова подписать контракт, какие условия самые важные или что-то еще. А информация, тем более правдивая, ведь калибровщики «читают» искренние мысли людей, а не их слова, дорогого стоит.

Отчасти калибровка напоминает аппарат под названием «детектор лжи». Функции примерно одни и те же — определить когда человек говорит правду, а когда лжет.

Стратегии выявления реакций тоже примерно схожи. Сначала человеку задается серия гарантированных вопросов «Да», на которые он ответит согласием. При помощи датчиков замеряют пульс, частоту дыхания, мышечный тонус, потливость. Потом серия вопросов «Нет». Разница поведенческих реакций и составляет словарь мысле-кодов человека. Никакой мистики — сплошная физиология. Мысль отражается в теле, материализуется.

Почему это происходит? Все просто. Вспомните, как работает мозг — любая человеческая мысль — реакция нейронов головного мозга. Нервные окончания мозга приводят в действие все человеческое тело.

Кстати, на Востоке, в дорогих магазинах и банках, есть свой вариант «калибровщиков». Это может быть простой старичок, который просто сидит, перебирает четки и в полутрансовом состоянии рассматривает посетителей. Если он неожиданно сбивается, полуосознанно замечает что-то «не то», то клиент, который вызвал такую реакцию, на кредит может не рассчитывать. Не дадут.

На хорошем навыке калибровки построена и реакция цыганок. Они внимательно калибруют реакции своей жертвы (выявляя простейшие признаки «да-нет», а потом, произнося набор вариантов, выявляют истинные реакции человека и их уверенно «отгадывают».

Кстати, родители обычно очень хорошо замечают, когда их дети врут. И дело не в том, что они потратили несколько дней на тщательную калибровку отпрысков и выявление того, как у них изменяется цвет лица и дыхание в разных ситуациях. Они просто «знают» и все. Дело в том, что обучение человека идет не всегда осознанно, и в данном случае умение замечать реакции другого человека формируется бессознательно, сразу на уровне бессознательной компетентности.

Кстати, хочется предостеречь читателей от изучения многочисленных американских пособий по «языку жестов» а-ля-Алан Пиз. Не то, чтобы это было полной ерундой… Но дело в том, что у каждого человека жесты индивидуальны. Конечно, есть какие-то возрастные и культуральные сходства, но полного соответствия, к сожалению, нет. К сожалению, потому что конечно было бы гораздо удобнее за раз выучить единый для всех «язык жестов» и «переводить» с его помощью всех встреченных людей. Вариант для ленивых. Хотя как-то скучновато, калибровать живого человека гораздо интереснее. И, в общем-то, тоже достаточно просто.

К тому же очень сильны и культуральные различия. Традиционные американские жесты часто не похожи на традиционные российские, так же как зеленые доллары не похожи на разноцветные рубли. У южных народов (итальянцев, испанцев, греков, армян) темп речи намного выше и жестикуляция экспрессивнее, чем у немцев, англичан или скандинавов.

Хотя некоторые общие тенденции в реакции различных людей можно отследить. Да, в нашей культуре в случае согласия люди часто делают легкий кивок головой, да, если они испытывают к чему-то или к кому-то интерес, то зрачки у них обычно расширяются, лицо розовеет, на лице появляется легкая улыбка… Но это тенденция, а не правило. Существует очень много людей, у которых реакции другие. И если вы не потрудитесь их откалибровать, то воспользоваться невербальной подсказкой, определить истинную реакцию человека, тоже не сможете.

Хотите проверить? Тогда — вперед. Хотя для начала стоит потренироваться в умении замечать, отслеживать и запоминать тонкие, почти незаметные различия.

Упражнение «Развитие остроты визуального восприятия»

Участвуют двое.

1. Партнер А раскладывает на столе в произвольном порядке 10-12 мелких предметов (ручки, карандаши, книги и т. д.).

2. В течение 20 секунд партнер В внимательно смотрит на них, как бы «фотографируя» взглядом. Затем отворачивается.

3. Партнер А слегка меняет расположение предметов (так, чтобы получилось 5-7 незначительных отличий).

4. Партнер В поворачивается. Его задача — найти отличия и привести предметы в первоначальный порядок.

5. Партнеры меняются местами.

Упражнение «Развитие остроты аудиального восприятия»

Участвуют трое.

1. Партнер А (калибрующий) закрывает глаза и готовится к восприятию. В и С, меняя свое положение в пространстве (т. е. переходя с место на место) по очереди издают один и тот же звук (например, щелчок пальцами или хлопок ладонями), каждый раз называя свое имя. Важно, чтобы В и С каждый раз воспроизводили звук одинаково.

2. Когда А найдет разницу в звучании В и С (т. е. откалибрует их), они прекращают называть свои имена и начинают воспроизводить звуки в произвольном порядке. А, основываясь на произведенной калибровке, сам называет имя источника звука. Если А ошибается, ему нужно дать знать об этом. Если А ошибается очень часто, следует вернуться к шагу 1 и повторить калибровку.

3. После 6 правильных ответов (подряд) А дает обратную связь о том, какие различия (громкость звука, высота, и т. д.) он использовал для калибровки В и С.

4. Участники меняются местами.

Упражнение «Развитие остроты кинестетического восприятия»

Инструкция такая же, как в предыдущем упражнении, за исключением замены аудиального стимула на кинестетический (касание ладонью плеча, пальцем ладони и т.д.).

Упражнение Калибровка «да» и «нет»

Участвуют трое. 1. Партнер А занимает место напротив В и С (на небольшом расстоянии). В и С начинают задавать ему однозначные вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы должны быть таковы, что все трое заранее знают на них ответы (время года, обстановка в помещении, одежда присутствующих и т. д.). Партнер А отвечает молча, входя для этого в определенное состояние (согласия или несогласия). В и С наблюдают за А, отмечая внешние визуальные признаки (микродвижения губ, бровей, глаз, головы, рук и ног, изменения цвета кожи, дыхания, тонуса мышц и т. д.).

2. Определив разницу между состояниями согласия и несогласия, партнеры В и С начинают задавать вопросы, на которые они не знают ответа. А отвечает им тем же способом, а В и С решают сами, каков был ответ — «да» или «нет». А дает обратную связь — правильно ли они определили.

3. Участники меняются ролями.

Упражнение «Детектор лжи»

Участвуют трое (либо мини-группа из трех-пяти человек).

1. Участник А садится напротив В и С. Они начинают задавать вопросы, ответна которые известен всем троим.

Задача А — входя в состояние согласия или несогласия, повторять последнюю часть вопроса (например, «сейчас на улице зима? — на улице зима»). Участник В калибрует визуальные признаки, как в предыдущем упражнении, участник С — различия в голосе (высота, громкость, темп, быстроту ответа).

2. Участники В и С обобщают свои наблюдения и начинают задавать вопросы, ответы на которые они не знают. А также повторяет последнюю часть вопросов, входя в соответствующее состояние, и дает обратную связь — правильно ли определили.

3. Участники меняются ролями.


ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ

Из этой главы вы узнаете, как можно легко и просто сформировать себе новый имидж, настроить свой голос и осанку. Кроме того, научитесь понимать стили мышления и менять свои на более успешные.

ГОЛОС под заказ

А голос твой —он твой маяк и посох….

Из старой советской песни

В молодости я страдал. Голос тонкий, высокий, неуверенный. Он не производил впечатления ни на меня, ни на окружающих. Меня не принимали в расчет. Девушки, родители, приятели — все относились ко мне с симпатией, но без необходимого мне уважения…

Каждый раз, когда я слышал свое робкое «простите, пожалуйста…» мне хотелось удавиться. Я чувствовал себя ущербным. При этом с внешностью у меня все было в порядке. Пару раз я даже слышал от девушек в свой адрес вдохновляющее: «Он симпатичный».

О, как я мечтал о хорошем басе! Ну, или хотя бы просто о низком голосе. Нечто подобное было у моих курящих приятелей, но приносить легкие в жертву голосу не хотелось. Я был правильным мальчиком.

Спасение пришло неожиданно. Я заболел. Что-то простудное. Температура, чих, кашель, таблетки…

Но мой голос! Из-за простуды, я уж не знаю, что там произошло в организме, он стал неожиданно низким. Низко-вибрирующим, немного шершавым, слегка мурлыкающим и очень приятным. Хотя я чувствовал себя немножко больным, но гонорить так мне нравилось. А главное, новый голос волшебным образом изменил ко мне отношение окружающих.

Я тогда работал в газете. К публикации готовилась очередная моя нетленка. (Среди журналистов это достаточно распространенная мысль, что то, что они пишут, является верхом литературного творчества — «нетленным» произведением). Я посмотрел гранки, обиделся на редактуру, не нашел поддержки у начальника отдела и пошел высказать свое «принципиальное мнение» главному редактору.

Я ни на что не надеялся, бузил больше из принципа и по молодости, но шеф меня внимательно выслушал. Наверное, впервые в моей журналистской практике. И впервые согласился с моим доводом, что старый заголовок «Живые и мертвые» лучше предложенного «Они не пахнут» (текст был о местном морге).

Второй психологический удар грянул после обеда. Я позвонил в областную администрацию, и девушка-секретарь меня соединила с руководителем департамента. Я взял интервью по телефону, всего лишь за 10 минут! Раньше для такого мне надо было сначала высылать факс, договариваться о встрече, подъезжать «в указанное место» и «в указанное время». В общем, угрохать на «начальственный комментарий» пару дней.

Я не хотел лечиться. Мне было волшебно. Но организм взял свое — через неделю я вернулся в свой привычный фальцет. Меня опять перестали слушать. Мне опять стало противно слушать самого себя. Магия голоса закончилась. Захотелось начать причитать вслед за Паниковским: «Меня девушки не любят!» Очередной заголовок статьи поменяли, даже не вникнув в мои доводы.

Но я уже почувствовал вкус настоящего голоса. Я начал проводить эксперименты со своим голосом, чтобы вернуть ему прежние свойства. Опыты были достаточно жестокими. Пробовал глотать литрами холодную воду, полоскать горло марганцовкой, курить дешевые сигареты. Все эти способы давали некоторый эффект, но были либо слишком неприятными, либо долгими.

Выход подсказали кришнаиты. Потянув, ради смеха, вместе с полуголой делегацией приверженцев «Бхагават Титы» несколько минут мантру «О-м-м-м-м-м», я почувствовал, что нашел. Голос пел в груди, вибрировал и оставался таким же и после «процедуры». Ежедневная голосовая разминка стала привычкой. Я опять почувствовал себя сильным и уверенным. Мое мнение опять стало более авторитетным.

Наигравшись с мантрами, я начал пробовать другие варианты голосовой игры. Переходить на другие согласные, другие интонации. Попробовал говорить выше, чем обычно, громче, тише. Мне было интересно познакомиться с возможностями собственного тела. Через несколько дней я уже легко мог играть голосом в любую сторону. Неожиданно начали получаться имитация «знаменитых» голосов: Брежнева, Горбачева, Левитана, Кобзона…

Особо начальственный и солидный голос был разработан для деловых телефонных разговоров. Если вживую слишком Низкая речь воспринималась неестественно, ну подумайте, щупленький 19-летний паренек говорит густым басом, то здесь М О Ж Н О было резвиться. На том конце провода впечатление о себе можно было создавать любое.

У моей находки оказалось еще одно достоинство. На мой новый голос стали неадекватно реагировать женщины. Сам я о своем «счастье» не догадывался, пока не услышал нарекания от знакомой из соседнего отдела редакции.

- Дим, ты не мог бы поменьше по телефону с нашими девушками болтать… А то отвлекаются…

- Да я чего… Они же сами звонят, вроде по делу…

- Дим, дело у них до тебя одно… У тебя по телефону такой голос, что просто… Ну в общем это сплошной «секс по телефону»…

И тут я на собственном опыте дошел до мысли, что слова в коммуникации не главное. Гораздо важнее, как именно их говорят.

В общем, в этой главе речь пойдет о том, как работать с собственным телом. Голосом, походкой, осанкой, манерами… Вы уже, наверное, поняли.

Кстати, вопрос на засыпку: вы когда-нибудь пробовали играть на ненастроенной гитаре? В принципе, подходит опыт игры на ненастроенном пианино, флейте, скрипке, контрабасе, да на чем угодно, главное чтобы инструмент был не отлажен. Я на гитаре пробовал. Получается ерунда полная. Ни музыки, ни удовольствия. Слух режет, зрители разбегаются.

Так вот, ненастроенный голос, равно как и осанка, поход--, движения, производят на людей примерно такое же впечатление. Причем вне зависимости от того насколько умные фра-ми вы при этом изрекаете. У кого-то правда гармоничные выразительные способности есть «от природы». Но это мало у кого. Остальные живут с тем, что есть. Плохо живут. Или тяжело, что тоже плохо.

Каждый день я слышу эти раздолбанные человеческие инструменты. В метро, на улице, в магазине, на телевидении и даже на радио, хотя в последнем месте «звуковая» культура развита достаточно хорошо. Правда, настоящих левитанов сейчас мало. Таких голосов, от которых не хочется отрываться, которые просто ласкают слух, на которых качаешься как на морских волнах…

Почему же люди так ленятся настраивать себя? У меня на этот вопрос два ответа, может быть у вас будет третий. Во-первых, люди этого делать не умеют. В школе этому не учат, в книгах про это мало пишут, занимаются подобными вещами разве что в ГИТИСах и прочих, им подобных элитарных заведениях.

Впрочем, у проблемы есть еще и вторая (основная) причина — люди ленятся.

Ну, про то, что полезно утром зарядку делать, ведь все знают? И какие при этом можно движения совершать, ну там махи руками-ногами, пробежки, это ведь тоже всем известно? И даже почти все это делать пробовали. Но не делают. Почему? Да, просто лень.

Правда, с некоторыми людьми, кому это особенно нужно, специально работают и их этому обучают. Меня одно время очень веселили перемены в голосе одного нашего премьер-министра Касьянова. Тональность его голоса изменилась буквально за несколько дней. И вместо привычного фальцета вдруг раздался мощный мужской бас.

А с басом спорить труднее. Это неотъемлемая часть всякой более или менее приличной харизмы.

Приведу еще один пример того, что хорошие внешние физические данные могут быть важнее умственных.

В университете со мной учился один парень. Был он старше меня, и в армии успел отслужить, и техникум закончить, и в шахте поработать. Занимался культуризмом и был здоров как бык. В общем нам, вчерашним школьникам, он казался солидным. И не только нам: на преподавателей он тоже мог произвести впечатление.

Была у него интересная манера отвечать на семинарах. Он мог нести всякую чушь с таким многозначительным видом, что частенько неопытные преподаватели (не обязательно молодые, а именно неопытные) попросту терялись. Говорил он не всегда связано, но с крайне важным видом, делая порой многозначительные паузы, тоном, не терпящим возражений. Так, словно это он вел занятие.

А на тот случай, если кто-то из преподавателей, окончательно запутавшись в несоответствии интонации и смысла ответа, пытался пискнуть: «Вы так считаете?», у него была козырная фраза, после которой ему ставили самое меньшее «четверку». Гордо посмотрев на преподавателя, он изрекал: «Маркс так считает». Эта грубая фраза добивала неопытных педагогов, которые с Марксом в то время спорить не смели.

Надо сказать, что с опытными преподавателями, которые могли послать его за первоисточником, он так не шутил, ситуацию контролировал. Но и с опытными преподавателями его постоянно выручал многозначительный вид, особенно на экзамене, к концу которого преподаватель уже слушает «в четверть уха».

Опытные соблазнители хорошо знают, что бархатным низким

Конструктор сайтов - uCoz