…, если его производители договорятся об образовании совместного предприятия для использования общих производственных мощностей. Вместо конкуренции и ценовых войн стороны могут направить свои свободные средства на межрегиональные рекламные кампании. Повышается и конкурентоспособность производителей. Аналогичным образом в группы могут объединяться самые разные лица, от продавцов до потребителей: доля их участия на рынке возрастает, оборот увеличивается, издержки снижаются. в) снижение процессуальных издержек Другим примером обоюдной выгоды сотрудничества можно назвать избежание расходов, связанных с последующими судебными процессами. Сторонам нередко нужно только представить, с какими издержками и неудобствами связаны для них возможные разбирательства в суде, чтобы направить свои усилия на достижение соглашения на переговорах. В данном случае речь идет не только о судебных расходах. Обращение к нотариусу в качестве нейтрального третьего лица для составления проекта договора дает возможность сторонам избежать расходов, связанных с наймом юристов с этой целью. Участие нотариуса позволяет ускорить процесс обмена проекта договора и сэкономить как время, так и деньги сторон. г) не забывать об общности! Если общие интересы, цели либо преимущества были найдены, разрешение конфликта не представляется невозможным: общность открывает дорогу к креативному поиску решения без бессмысленной борьбы за позиции. В качестве дополнительного эффекта общность создает дружественную, открытую атмосферу переговоров, столь необходимую для достижения компромисса.
II. Заключение Тезис, определяющий переговоры как процесс "перетягивания каната", т.е. ситуацию, когда выгода для одной стороны означает потерю для другой, является неверным. Как было сказано выше, существует множество аргументов в пользу сотрудничества на переговорах в силу связанных с ним выгод для всех сторон. Такими аргументами являются не только те обстоятельства, которые объединяют участников, но и, что может показаться несколько неожиданным, их различия, поэтому задачей посредника, например нотариуса, становится указание сторонам на данные возможности. Убедив в этом стороны, посредник создает условия для взаимовыгодного участия в переговорах для всех их участников.
Глава 3. Ведение переговоров при разрешении конфликтов
Способы ведения переговоров при разрешении конфликтов разнообразны, и каждый медиатор решает сам, какие из них являются для него предпочтительными. Выбор основывается прежде всего на положениях законодательства, регулирующих статус профессии, к которой относится медиатор. Кроме того, при подготовке к переговорам медиатор исходит из своих возможностей и имеющегося опыта. Другой предпосылкой является конкретная форма договоренности со сторонами о порядке проведения переговоров. Нотариальная деятельность не исключает поручения нотариусу в форме договора о проведении медиации, который должен предусматривать задачи, полномочия и ответственность нотариуса*(26). Нормы, предусматривающие общие профессиональные обязанности нотариуса, не будут действовать лишь в том случае, если медиация проводится им непостоянно и в качестве дополнительного вида деятельности*(27). При отсутствии такого договора медиатору рекомендуется объяснить свои задачи сторонам в рамках вступительной речи, предваряющей переговоры*(28). В остальном выбор методов и способов ведения переговоров остается на усмотрение медиатора. При этом могут учитываться пожелания участников переговоров, однако главную роль будет играть оценка медиатором того или иного способа с учетом перспектив и особенностей конкретных переговоров. При участии нотариуса в качестве медиатора стороны переговоров видят перед собой прежде всего представителя публичной власти. Поэтому в большинстве случаев термин "медиация" как таковой не используется, поскольку очень часто его путают с медитацией и понимают под ним некое внешнее психическое воздействие. Общаясь с самыми разными людьми, нотариус пытается на понятном для них языке разъяснить возможность посредничества со своей стороны для достижения желаемого компромисса, избегая при этом специальных терминов*(29). Тем не менее по мере распространения медиации все больше нотариусов официально указывают на свои услуги в качестве медиаторов. Особое значение в этой связи приобретают процедуры обязательного примирения, которые, например, в Баварии проводятся именно нотариусами*(30). Предметом настоящего исследования является практический анализ порядка ведения переговоров при разрешении конфликтов, причем многие положения могут использоваться не только при медиации, но и при посредничестве*(31). Выводы, содержащиеся в книге, должны помочь нотариусам использовать возможности ведения переговоров в своей повседневной практике, связанной с урегулированием конфликтов. При освещении конкретных вопросов будут даны практические советы по наиболее эффективному участию медиатора при разрешении споров, в том числе с учетом опыта, достигнутого американскими медиаторами. В литературе о медиации нет однозначных ответов на вопросы, каким образом необходимо вести переговоры и как должен поступать медиатор в той или иной ситуации. Различные концепции медиации основываются на различном представлении роли медиатора. Как следствие, даются совершенно разные практические рекомендации относительно того, необходимо ли вести раздельные переговоры со сторонами, должен ли медиатор высказываться по вопросу перспектив последующего разбирательства в суде и т.д. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что для ответа на такие вопросы необходимо исходить скорее из особенностей конкретного спора, нежели из догматических положений различных концепций.
I. Подготовка к переговорам Подготовка медиатора к переговорам предполагает прежде всего их структурирование и планирование. Тот медиатор, который в ходе переговоров полагается на свою интуицию или, хуже того, вверяет сторонам руководство переговорами, уже скоро после начала переговоров сможет увидеть, как безуспешно стороны пытаются найти компромисс и как чрезмерно затягивается обсуждение отдельных вопросов. Замкнутый круг взаимных претензий, как это часто случается при урегулировании споров между членами семьи или соседями, лишь усугубляет данную проблему, поскольку при отсутствии руководства со стороны медиатора стороны обращают свое внимание на прошлое вместо того, чтобы смотреть в будущее и вместе искать желаемый компромисс. При планировании руководства переговорами медиатор должен учитывать два следующих обстоятельства. Во-первых, определение хода переговоров является одной из самых главных возможностей, которая находится в распоряжении медиатора и позволяет ему контролировать переговоры. Медиатор организует все встречи участников с приглашением их адвокатов. Чаще всего переговоры открываются вступительным словом медиатора, после которого сторонам предоставляется возможность представить свою позицию и аргументы, избегая при этом непосредственно противостояния с позицией другой стороны. После этого участники переходят к стадии совместной дискуссии. Медиатор руководит переговорами, одновременно со сторонами участвуя в разработке вариантов решения проблемы с учетом их интересов. При необходимости медиатор проводит беседы отдельно с каждой стороной, после чего на общей встрече выдвигает новые предложения. Во многих случаях медиаторы проводят сразу несколько раундов переговоров*(32). Во-вторых, медиатор должен точно решить для себя вопрос, когда и в какой степени он будет вмешиваться в переговоры. В качестве общего правила рекомендуется выбрать в начале переговоров довольно сдержанную позицию, лишь задавая конкретные вопросы. Активное вмешательство медиатора требуется, если в ходе переговоров между сторонами возникла патовая ситуация. Степень вмешательства медиатора возрастает по мере завершения переговоров.
II. Совместная попытка достижения компромисса Уже сам факт переговоров между участниками оказывает на них положительное влияние. Встреча за столом переговоров служит прежде всего преодолению проблемы неурегулированности отношений. Многие споры длятся бесконечно долго по той причине, что стороны не могут принять окончательное решение. Этому существует несколько объяснений. Обычно участнику конфликта неприятно отходить от своей, изначально оптимистичной, оценки ситуации. Идея компромисса воспринимается многими как поражение. Нередко стороны надеются на изменение ситуации в их пользу. Совместная встреча участников конфликта направлена на преодоление подобных стереотипов. На такой встрече стороны концентрируют внимание на проблеме и тем самым признают свой интерес в урегулировании конфликта. Явка всех заинтересованных лиц позволяет многим пересмотреть свои позиции и отношение к спору. Принцип действия "сейчас или никогда" вынуждает стороны и их адвокатов обсуждать порой неприятные для них вопросы компромиссов. Обсуждение ситуации вынуждает многих поставить под сомнение иллюзию победы без каких-либо уступок. Однако столь положительное воздействие совместной попытки достижения компромисса будет иметь место, только если стороны осознают официальный характер встречи. Медиатор должен учитывать и стремиться к этому при организации и ведении переговоров, особенно во время своей вступительной речи. Не станет лишним и придание переговорам некой торжественности. Наряду с этим неотъемлемым элементом таких встреч должна являться явка всех участников. Например, если отсутствует адвокат одной из сторон, попытка достижения компромисса, как правило, завершается неудачей, поскольку все участники будут осознавать, что на данной встрече не удастся принять ничего обязательного. В рамках обязательных процедур примирения чаще всего проводится лишь одна встреча. Поэтому в приглашении участникам медиатору рекомендуется обращать особое внимание на возможность срыва встречи в случае неявки одной из сторон или ее адвоката и вытекающие последствия. Медиатор может также сделать оговорку о том, что в этом случае попытка примирения будет считаться безуспешной.
III. Стадии переговоров Многие попытки разрешения споров во внесудебном порядке завершаются неудачей, потому что на таких встречах речь идет лишь о самом споре. Вследствие этого, обращаясь в суд, стороны надеются на то, что хотя бы суд оценит ту несправедливость и страдания, которые им пришлось претерпеть в ходе конфликта. Стороны надеются, что в рамках публичного рассмотрения спора будет дана оценка интересов и степени вины. Как правило, подобные ожидания от судебного процесса не оправдываются. Стороны с удивлением обнаруживают, что в суде выступают в основном юристы, и речь идет не о страданиях и лишениях сторон, а о различных формальностях. Поэтому в качестве вывода необходимо отметить, что стороны не придут к компромиссу, пока они не будут выслушаны в полной мере. Возможность выступить должна быть предоставлена и адвокатам сторон. Медиатор должен учитывать данные нюансы и уже на начальной стадии переговоров дать сторонам возможность выпустить пар. Однако открываются переговоры всегда вступительной речью медиатора.
1. Вступительная речь медиатора В своей вступительной речи медиатор прежде всего объясняет сторонам порядок всех переговоров. Он должен подчеркнуть следующие обстоятельства. Во-первых, что он выступает лишь в качестве нейтрального посредника, который не обладает полномочиями по императивному разрешению спора. Во-вторых, после завершения переговоров стороны всегда вправе обратиться в суд, поэтому ничего не теряют, принимая участие в медиации. В-третьих, если стороны согласны, то переговоры будут вестись вначале совместно, а затем раздельно с каждым из участников. Медиатор должен обратить также внимание на то, что при медиации меньше всего речь идет о прошлом и вине каждой стороны. Участники должны смотреть в будущее и вместе искать решение проблемы.
2. Позиции сторон После вступительной речи медиатор предлагает сторонам представить свой взгляд на существующий спор, а также на возможности его разрешения. Медиатор должен попросить не прерывать выступление каждого из участников. После выступления стороны слово должно быть предоставлено ее адвокату. Таким образом, медиатор организует проведение неких прений. При этом он должен установить лимит выступления и внимательно следить за его соблюдением. Основной контроль переговоров на их первой стадии осуществляется медиатором. Во-первых, медиатор определяет время выступления сторон и адвокатов. Для адвокатов вопрос контроля переговоров будет не столь важен, если они получат возможность представить позиции своих доверителей. Во-вторых, в рамках прений он узнает подробности разрешаемого спора. При неясности медиатор задает дополнительные вопросы. После прений переговоры переходят в следующую стадию, на которой протекает дискуссия между сторонами.
3. Дискуссия Возможность повлиять на ход дискуссии медиатор реализует путем постановки вопросов. С помощью вопросов он может поддержать предметный характер обсуждения и способствовать сотрудничеству между сторонами. Для сотрудничества, как известно, необходимо раскрытие участниками своих интересов, что предполагает известную долю доверия. С этой целью медиатор обязан раскрыть все те преимущества, которые связаны с сотрудничеством на переговорах. Однако при этом он не должен навязывать подобную стратегию переговоров*(33).
V. Препятствия на пути к компромиссу. Вмешательство медиатора Если начальная стадия переговоров показала затруднительность достижения компромисса, медиатор может попытаться воздействовать на стороны, чтобы попытаться сделать соотносимыми их требования и тем самым увеличить шансы на удачный исход переговоров.
1. Тест на практичность Обычно обе стороны спора полагают, что их шансы на итоговую победу составляют более 50%. Такой оптимизм не может не радовать, поскольку у оптимистически настроенной стороны больше шансов на достижение успеха на переговорах. Экспериментальные исследования подтвердили данное предположение*(40). Тот, кто верит в свой успех, увереннее участвует в переговорах, заражая оптимизмом всех остальных участников. Недостаток такой установки на переговорах состоит в том, что шансы на успех понижаются, если другая сторона вступает с точно таким же оптимизмом или абсолютно безразлична к оптимистичному настрою первого участника. Таким образом, на медиатора возлагается задача по повышению готовности к компромиссу у одной стороны и указанию на слабые места в аргументации позиции другой стороны. Используя терминологию американской литературы о медиации, медиатор, сближая позиции сторон, выступает в качестве агента реалистичности (agent of reality). При этом медиатор должен, скорее, задавать наводящие вопросы, а не давать прямую оценку позициям сторонам, как это делается в суде. Оценка со стороны медиатора является последним средством в отношении участника, заблуждающегося в перспективах своих требований и исхода переговоров. Преждевременная оценка позиций сторон может повлечь утрату доверия медиатору и его нейтральности. Медиатор должен высказывать свое отношение к требованиям сторон на последних стадиях переговоров, когда стороны уже могли убедиться в его беспристрастности и независимости*(41). При этом ему следует быть чрезвычайно осторожным в высказываниях. Медиатор ни в коем случае не должен придерживаться стратегии, которую часто применяют судьи для того, чтобы склонить стороны к мировому соглашению, а именно оценки позиций как абсолютно бесперспективных. Медиатору следует указывать лишь на те варианты компромисса, которые стороны считают наилучшими на основе имеющейся у них информации. Медиатор не должен стремиться и к тому, чтобы предложенный им вариант обязательно был приемлемым для обеих сторон. Компромисс как таковой не представляет самостоятельной ценности, это лишь средство достижения определенной цели. Цель же медиации, как и свободы договора, состоит в возможности самостоятельного выбора, который, по представлению сторон, является наилучшим. Однако такой выбор правилен только тогда, когда он основан на верной информации. В качестве общей рекомендации можно посоветовать медиатору отказаться от активного вмешательства в переговоры на начальной стадии, чтобы своей оценкой возможных путей к компромиссу не сузить предмет обсуждения. Медиация и переговоры - это в некотором роде ритуал, в котором должны участвовать все стороны. Если же после первого раунда переговоров выяснится, что представления и ожидания сторон существенно расходятся, медиатор может активизировать свое участие в обсуждении, чтобы сблизить позиции сторон.
2. Психологические факторы Нерациональное ведение переговоров и отказ от компромиссов, которые представляются медиатору справедливыми, могут иметь различные причины, например, имеющийся скрытый интерес, который сторона не сможет реализовать, если примет предложенный вариант. Сторона может быть оскорблена поведением другого участника. В этом случае компромисс будет предполагать извинение перед стороной, что чаще всего означает жаркие споры и дискуссии. При этом медиатору не всегда легко определить корни проблемы. Отыскать их помогают так называемые открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не только утверждения или отрицания. Психологические факторы часто становятся препятствием на пути к компромиссу, поэтому они должны учитываться медиатором в ходе переговоров. В качестве основных проблем психологического характера можно назвать выборочное восприятие, негативную оценку чужих предложений и предотвращение потерь. а) выборочное восприятие Существование феномена выборочного восприятия подтверждают многие психологические исследования. Суть данного феномена состоит в следующем. Если человек настроился на определенный результат, нередко перестает воспринимать отдельную информацию. Обычно людям присуще желание иметь целостное, последовательное представление о мире, поэтому они склонны к отсеиванию информации, которая противоречит данному представлению. Аналогичным образом человек может фильтровать информацию на переговорах, если она не соответствует его собственному взгляду на вещи*(42). Подобную картину можно наблюдать при разбирательстве многих споров. Стороны занимают определенную позицию, характеризующуюся негативным отношением к противнику. При обсуждении спора они отказываются воспринимать любую информацию, которая противоречит данной позиции. В такой ситуации медиатор должен разъяснить сторонам отклоняемую ими информацию, в том числе путем повторения фактов. При обсуждении фактических обстоятельств спора медиатор должен постоянно обращать внимание на недостатки в аргументации стороны и аргументы другого участника. Этой же цели служит просьба обобщить и оценить позицию другой стороны. Медиатор может предложить стороне выдвинуть контраргументы. Данные меры заставляют сторону смотреть на проблему с позиции другой стороны. б) негативная оценка чужих предложений Другую психологическую проблему на переговорах представляет так называемая реактивная оценка. Специальные исследования показали, что предложение, которое исходит от другой стороны, вызывает негативную реакцию. Подобная оценка основана на предположении о том, что все предлагаемое противником не имеет ничего ценного. Одно и то же предложение в зависимости от того, от кого оно исходит, может вызвать различную реакцию*(43). Многие переговорщики знакомы с таким явлением, поэтому они избегают что-либо предлагать на переговорах. Даже если компромисс будет достигнут, у другой стороны должно сложиться впечатление, насколько удачно ей удалось договориться с контрагентом. Многие участники не преминут подчеркнуть, насколько болезненным для них является каждая уступка, чтобы у другой стороны сложилось положительное впечатление об итоговом варианте сделки. Данная тактика ведет к долгим и утомительным переговорам, особенно если отсутствуют объективные стандарты и критерии. На болезненности уступок основан торг на базаре. Как может поступить в этой ситуации медиатор? Прежде всего он может выдвинуть предложения как свои собственные (даже если участвует только в качестве модератора переговоров). Медиатор может также указать на преимущества того или иного варианта еще до того, как станет известно, кто является его автором. Другая возможность состоит в перечислении нескольких схожих вариантов компромисса без указания на то, какой из них является предпочтительным для другой стороны. Наконец, медиатор может снизить неблагоприятные последствия рассматриваемого феномена, если по варианту, предложенному другой стороной, он выскажет свое нейтральное мнение. в) предотвращение потерь Психологические исследования показали, что люди готовы пойти на большой риск, чтобы предотвратить потери в их понимании, но в то же время не будут рисковать, чтобы получить прибыль в том же размере. Такое поведение может показаться иррациональным. Однако данный феномен (loss aversion) играет определенную роль и на переговорах, а потому должен быть учтен медиатором. Например, одна сторона будет бороться на переговорах до последнего, чтобы избежать уплаты какой бы то ни было денежной суммы, которую она воспринимает как потерю. При этом потеря будет представлять абсолютно субъективное понятие. Один и тот же вопрос может быть по-разному оценен различными участниками переговоров. Если данный феномен сопряжен с описанным выше селективным восприятием, то в итоге сторона не хочет ничего слышать, когда по имеющейся информации о выдвинутом предложении она может понести потери. Например, адвокат назвал своему доверителю размер денежной суммы, которая может быть получена по итогам переговоров. Любая иная сумма в меньшем размере в качестве предмета обсуждения на переговорах будет казаться стороне потерей. Таким образом, потеря в данном контексте определяется в зависимости от ожиданий и настроя стороны. Поэтому медиатор должен попытаться определить для сторон зону возможного компромисса таким образом, чтобы избежать восприятия ими предложений в качестве потерь. Для этого необходимо прежде всего выяснить субъективные установки и представления сторон, раскрытие которых требует от участников определенного мужества. Другой аспект данного феномена представляет так называемая проблема "понижения расходов" ("sunk costs")*(44) . Многие люди всегда считают расходы, которые были ими уже понесены. С экономической точки зрения это является ошибкой, поскольку для рационального решения необходимо учитывать лишь будущие расходы и будущую прибыль. Расходы в прошлом уже понесены, а потому не имеют значения для определения дальнейших действий. Многие же люди, напротив, смешивая и произведенные, и будущие расходы, не видят различия между расходами и инвестициями. Тот, кто не обладает достаточным опытом в предпринимательской деятельности, в первую очередь пытается избежать ощущения проигрыша. Например, такая сторона может отказаться от компромисса, поскольку предлагаемая в нем денежная сумма меньше произведенных ею расходов. Обычно сторона верит, что уже слишком много потрачено, чтобы отказываться от большего. Такие люди инвестируют все больше денег и энергии, в сущности, в споры, которые являются бесперспективными. Чтобы предотвратить это, медиатор может указать стороне на различия между произведенными расходами и будущими инвестициями. Как говорится, хорошую монету вслед за плохой не выбрасывают.
VI. Медиация и выбор концепции ведения переговоров Задача медиатора состоит в разъяснении сторонам конфликта преимуществ, связанных с сотрудничеством на переговорах. Однако медиатор ни в коем случае не должен принуждать их к этому. Сами стороны делают конечный выбор стратегии, с помощью которой они намереваются реализовать свои интересы. Даже в тех случаях, когда посредничество предусмотрено законом, сторонам конфликта не должна навязываться ни одна из имеющихся концепций ведения переговоров, поскольку в основе каждой концепции лежат определенные мировоззренческие взгляды*(45). Кроме того, идея медиации базируется на предпосылке о том, что стороны сами решают свои проблемы, а потому опекунским стремлениям на переговорах не может быть места*(46).
VII. Успех медиации Успех переговоров с участием медиатора существенно зависит от его опыта и вытекающей из него интуиции. Нотариусы как представители никакой иной профессии в состоянии использовать тот драгоценный опыт, который они накопили в ходе своей традиционной деятельности по беспристрастному консультированию. Повышение квалификации с изучением техники ведения переговоров позволяет нотариусам находить наиболее оптимальные решения при участии их в переговорах в качестве ведущего. Глава 4. Нейтральность ведущего переговоры
На многие переговоры, касающиеся заключения договора, в качестве их ведущих привлекаются нотариусы. Причиной этому является либо предписание закона в отношении определенных категорий дел, либо оценка нотариуса со стороны участников переговоров как независимого и высококвалифицированного консультанта, служащего интересам всех участников. Закон Германии о делах особого производства (FGG) предусматривает посредничество нотариуса по наследственным спорам, что не всегда находит применение на практике*(47). Более востребованным является участие нотариуса при разрешении споров, связанных с урегулированием вещных прав на земельные участки на территории бывшей ГДР*(48). С введением § 15а в Закон Германии о введении в действие Гражданского процессуального уложения (EGZPO)*(49) баварские нотариусы были наделены полномочиями по проведению обязательных посреднических процедур*(50). Кроме того, нотариусы могут участвовать во внесудебных формах урегулирования споров в качестве примирительных органов по смыслу § 794 ч. 1 п. 1 ГПУ Германии*(51), медиаторов либо третейских судей. Во всех названных сферах деятельности основными требованиями к ведущему переговоры являются его беспристрастность и нейтральность. Деятельность в качестве посредника, третейского судьи или медиатора является довольно новой для нотариуса. Однако беспристрастность есть одно из существенных и неотъемлемых признаков нотариальной деятельности*(52), поскольку представление нотариусом интересов только одной стороны, является абсолютном немыслимым*(53), так как противоречит принципу объективности в деятельности носителя публичной власти. Данная проблема актуальна прежде всего для адвокатов, что наглядно демонстрирует дискуссия о совместимости медиации и запрета представительства интересов, противоречащих друг другу*(54). Научная дискуссия в Германии по вопросам внесудебных форм урегулирования споров во многом основана на достижениях североамериканских ученых. Такие понятия, как медиация при разрешении конфликтов или медиация при заключении договоров*(55) являются довольно новыми, однако их содержание уже во многом известно, в особенности если сравнить методы альтернативных форм разрешения споров (ADR) с отдельными положениями Закона Германии о делах особого производства*(56), например об удостоверении сделок. Поэтому при исследовании нейтральности представляется целесообразным использовать также результаты американских исследований. Поскольку правовой системе США неизвестна категория дел особого производства, как, собственно, и профессия нотариуса, приводимые результаты были получены исключительно на основе анализа роли и функции ведущего переговоры без учета традиционных и закрепленных в законе признаков профессии нотариуса.
I. Три аспекта нейтральности Нейтральность ведущего переговоры повсеместно признается в качестве нечто само собой разумеющегося*(57). Однако содержание данного признака является более сложной задачей. Нередко понятие "нейтральность" отождествляют с понятием "беспристрастность", однако некоторые авторы проводят и разграничение этих терминов*(58). Представляется, что необходимо прежде всего различать аспекты нейтральности. Каждый ведущий переговоры ставит перед собой задачу быть нейтральным. Это можно обозначить в качестве внутренней нейтральности. У участников переговоров может быть собственное представление нейтральности ведущего, что будет являться внешней нейтральностью. Наконец, существует объективная нейтральность ведущего, о которой может судить только третье лицо.
II. Что делает нотариуса нейтральным? Нейтральность ведущего переговоры можно более точно представить, если обратиться к анализу требований к профессии нотариуса.
1. Доверие со стороны участников переговоров При осуществлении своих функций нотариус беспристрастен (§ 1, 13 ч. 1, § 14 ч. 1, § 28 Закона Германии о нотариате, BNotO). Однако Закон ограничивается лишь указанием на беспристрастность, не раскрывая при этом содержания этого понятия. § 6 Закона Германии о нотариате предусматривает также, что в качестве нотариуса может быть назначено только такое лицо, личные качества которого позволяют ему занимать данную должность. Далее данный Закон закрепляет ряд норм, направленных на обеспечение нейтральности нотариуса, например взимание нотариальных тарифов в размере, установленном законом (§ 17), и запрет заключения соглашений о размере взимаемых сборов (§ 140 Закона Германии о тарифах и сборах, KostO). Нотариус должен гарантировать свою нейтральность на всех стадиях профессиональной деятельности. Это касается как предварительного консультирования, составления проектов документов*(59), так и порядка удостоверения сделок*(60), включающего предупреждение сторон, и исполнения документов*(61). Добросовестный нотариус должен всегда самокритично подходить к оценке своей нейтральности. Самоконтроль внутренней нейтральности обеспечивается законом в форме права либо обязанности нотариуса по отказу от совершения удостоверительных действий в случае своей заинтересованности (§ 16 ч. 2 Закона Германии о нотариате). Продолжение » |
|