…/p>

 

 

Утверждено

Советом Ассоциации

российских банков

протокол от 20 сентября 2010 г. № 2

(в редакции от 29 сентября 2011г.)

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПРИМИРИТЕЛЕ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ (ФИНАНСОВОМ ОМБУДСМЕНЕ)

 

Статья 1. Общие положения

1.1. Общественный примиритель на финансовом рынке (Финансовый омбудсмен) (далее – Финансовый омбудсмен) является постоянно действующим общественным органом разбирательства споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами.

1.2. Финансовый омбудсмен осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством на принципах справедливости, законности, независимости, безвозмездности, беспристрастности и равноправия сторон. Ассоциация российских банков и ее должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы деятельности Финансового омбудсмена, связанные с рассмотрением споров.

 

Статья 2. Требования к Финансовому омбудсмену

2.1. Финансовым омбудсменом может быть физическое лицо – гражданин Российской Федерации, имеющее высшее образование, не являвшееся в течение последних трех лет до назначения Финансовым омбудсменом работником или избираемым должностным лицом в финансовой организации, соответствующее требованиям, установленным настоящим положением, обладающее высокой общественной репутацией и давшее согласие на исполнение обязанностей Финансового омбудсмена.

2.2. Финансовым омбудсменом не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

2.3. Финансовым омбудсменом не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

2.4. Финансовым омбудсменом не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

2.5. Финансовый омбудсмен назначается Ассоциацией российских банков сроком на 5 лет.

Статья 3. Компетенция Финансового омбудсмена

3.1. К компетенции Финансового омбудсмена отнесено разрешение гражданско-правовых споров, заявителем в которых является физическое лицо – клиент финансовой организации и с суммой требований до 300 000 (трехсот тысяч) рублей, возникающих в связи с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключенных с финансовыми организациями и не связанных с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, а также жалоб, возникающих вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций, если возможность обращения к Финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора.

3.2. Письменные декларации (заявления) сторон о передаче спора на рассмотрение Финансовому омбудсмену оформляются в соответствии с образцами, являющимися приложениями к настоящему Положению, и направляются Финансовому омбудсмену.

3.3. Спор не может быть передан на рассмотрение Финансового омбудсмена, если по спору имеется вступивший в силу судебный акт, разрешающий спор по существу.

3.4. Вопрос о компетенции по конкретному спору решается исключительно Финансовым омбудсменом, рассматривающим данный спор.

3.5. Финансовый омбудсмен разрешает споры путем осуществления примирительной процедуры, а в случае невозможности достичь примирения сторон – путем рассмотрения спора по существу.

3.6. Финансовым омбудсменом обязан обеспечить независимое и беспристрастное разрешение спора и не может рассматривать споры, в решении которых он прямо или косвенно заинтересован.

3.7. Споры, передаваемые Финансовому омбудсмену, разрешаются им в порядке, предусмотренном Регламентом Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена), который утверждается Ассоциацией российских банков.

3.8. Акты Финансового омбудсмена подлежат исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

 

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий Финансового омбудсмена

4.1. Финансовый омбудсмен вправе добровольно прекратить свои полномочия, письменно уведомив председателя Совета АРБ за месяц до предполагаемой даты прекращения полномочий. После истечения указанного срока, Финансовый омбудсмен считается освобожденным от должности.

4.2. Полномочия Финансового омбудсмена также прекращаются досрочно, если он:

а. признан решением суда недееспособным или частично дееспособным;

б. признан решением суда виновным в совершении преступления;

в. решением суда лишен права занимать должность или осуществлять деятельность в юридической или финансовой сферах;

г. вследствие болезни или других непреодолимых препятствий более трех месяцев не в состоянии осуществлять свои полномочия.

4.3. Полномочия Финансового омбудсмена могут быть прекращены досрочно по решению Совета Ассоциации российских банков на основании представления Общественного наблюдательного совета Финансового омбудсмена.

 

Статья 5. Секретариат Финансового омбудсмена

5.1. Секретариат Финансового омбудсмена состоит из Ответственного секретаря, консультантов, референтов и технических работников.

5.2. Ответственный секретарь Финансового омбудсмена утверждается Ассоциацией российских банков по представлению Финансового омбудсмена из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование, .

5.3. Обязанностью Ответственного секретаря Финансового омбудсмена является обеспечение процесса рассмотрения гражданско-правовых споров, переданных на рассмотрение Финансового омбудсмена, и выполнение иных функций, отнесенных к его компетенции Регламентом Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена).

5.4. Финансовый омбудсмен вправе создавать на территории Российской Федерации офисы Финансового омбудсмена для приема и предварительной обработки поступающих ему заявлений (жалоб).

 

Статья 6. Сохранение коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны

Финансовый омбудсмен и сотрудники Секретариата Финансового омбудсмена, которым в силу своих обязанностей в процессе рассмотрения дела стала известна конфиденциальная информация, относящаяся к коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайне участвующих в делах лиц, не вправе разглашать ставшие им известными сведения без письменного на то согласия самих сторон.

 

Статья 7. Опубликование актов и обзоров Финансового омбудсмена

7.1. Акты Финансового омбудсмена подлежат публикации только по решению Финансового омбудсмена. При этом обеспечивается соблюдение коммерческой и банковской тайны и не указываются наименование сторон и их место нахождения. В интересах сторон Финансовый омбудсмен может не допустить к опубликованию и другие данные, содержащиеся в его актах.

7.2. Финансовый омбудсмен вправе публиковать информацию о рассмотренных им спорах, а также публично выступать с указанной информацией.

7.3. Финансовый омбудсмен представляет финансовым организациям, подавшим ему Декларации о передаче на рассмотрение Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансовому омбудсмену) споров с участием физических лиц – клиентов финансовой организации, обзоры практики рассмотрения им споров,

 

Статья 8. Общественный контроль за деятельностью Финансового омбудсмена

8.1. В целях осуществления общественного контроля за деятельностью Финансового омбудсмена формируется Общественный наблюдательный совет Финансового омбудсмена из числа наиболее авторитетных специалистов на финансовом рынке и представителей профильных государственных органов.

8.2. Финансовый омбудсмен ежегодно представляет Общественному наблюдательному совету Финансового омбудсмена и публикует отчет о своей деятельности.

8.3. Общественный наблюдательный совет может давать Финансовому омбудсмену и его Секретариату рекомендации по вопросам организации их деятельности, не связанным с существом рассматриваемых заявлений (жалоб) и принимаемых актов, в том числе на основании поступивших обращений финансовых организаций и граждан.

 

Статья 8.1. Научно-консультативный Совет при Финансовом омбудсмене.

В целях экспертного обсуждения вопросов применения действующего законодательства в качестве совещательного органа создается Научно–консультативный совет при Финансовом омбудсмене в составе по два представителя от каждой финансовой организации, подавшей Декларации о передаче на рассмотрение Финансовому омбудсмену споров с участием физических лиц – клиентов финансовой организации. Научно–консультативный совет при Финансовом омбудсмене действует на основании Положения, утверждаемого Финансовым омбудсменом.

 

Статья 9. Обеспечение деятельности и место нахождения Финансового омбудсмена

9.1. Финансовое обеспечение деятельности Финансового омбудсмена осуществляется Ассоциацией российских банков в соответствии с Порядком, являющимся приложением к настоящему Положению.

9.2. Место нахождения Финансового омбудсмена – г.Москва, Скатертный пер., д.20, стр.1.

9.3. Финансовый омбудсмен вправе определять место рассмотрения спора в зависимости от обстоятельств конкретного спора.


 

Приложение № 1

к Положению об Общественном примирителе

на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)

 

Д Е К Л А Р А Ц И Я

о передаче на рассмотрение Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансовому омбудсмену)

споров с участием физических лиц – клиентов финансовой организации

 

(Полное наименование финансовой организации) (далее – Финансовая организация) в лице (должность, Ф.И.О), действующее___ на основании (документ, на основании которого действует лицо), выражает свое согласие на рассмотрение Общественным примирителем на финансовом рынке (Финансовым омбудсменом) любых споров Финансовой организации с физическими лицами – клиентами Финансовой организации в соответствии с Положением об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене) и Регламентом Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена).

Финансовая организация предоставляет Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансового омбудсмена) право вносить предложения об урегулировании рассматриваемых им споров.

Финансовая организация дает согласие на обработку любых данных, полученных Общественным примирителем на финансовом рынке (Финансовым омбудсменом) при рассмотрении им вышеуказанных споров, в том числе на публикацию принятых по спорам актов и информации о спорах.

Финансовая организация выражает готовность исполнять принятые Общественным примирителем на финансовом рынке (Финансовым омбудсменом) акты на основе принципов добровольности и добросовестности.

Должностным лицом финансовой организации, ответственным за взаимодействие с Финансовым омбудсменом, назначен ___________________________, телефон: ________________, e-mail: _______________.

Адрес финансовой организации для направления Финансовым омбудсменом материалов по рассматриваемым им спорам _______________________________________.

 

Должность

Ф.И.О.                                                                                                         

Подпись

М.П.

«___» _____________________ 201__г.

 

 

 

Приложение № 2

к Положению об Общественном примирителе

на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)

 

 

З А Я В Л Е Н И Е

о передаче на рассмотрение Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансовому омбудсмену)

спора между физическим лицом и финансовой организацией

 

Я, (Ф.И.О., полные паспортные данные), зарегистрирован___ по адресу (полный адрес регистрации с индексом), выражаю свое согласие на рассмотрение Общественным примирителем на финансовом рынке (Финансовым омбудсменом) в соответствии с Положением об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене) и Регламентом Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена) спора, возникшего между мной и (полное наименование финансовой организации) (далее – Финансовая организация) в результате (выбрать нужный вариант):

-          неисполнения или ненадлежащего исполнения Финансовой организацией обязательств по (указать реквизиты соответствующего документа или договора);

-          отказа Финансовой организации от заключения со мной (указать название соответствующего документа);

-          необоснованного взимания с меня Финансовой организацией (указать соответствующие виды платежей);

-          (указать иные причины подачи жалобы).

Я предоставляю Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансового омбудсмена) право вносить предложения об урегулировании указанного спора.

Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», полученных Общественным примирителем на финансовом рынке (Финансовым омбудсменом) при рассмотрении им указанного спора, в том числе на публикацию принятых по спору актов и информации о споре.

 

Ф.И.О.                                                                                                         

Подпись

«___» ____________________ 201__г.


 

 

Приложение № 3

к Положению об Общественном примирителе

на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)

 

ПОРЯДОК

ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИМИРИТЕЛЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ (ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНА)

 

1. Финансирование деятельности Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена) (далее – Финансовый омбудсмен) и сотрудников его Секретариата осуществляется из средств специального фонда финансирования деятельности Финансового омбудсмена, формируемого Ассоциацией российских банков за счет целевых взносов членов Ассоциации российских банков, подписавших Декларации о передаче на рассмотрение Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансовому омбудсмену) споров с участием физических лиц – клиентов финансовой организации (далее – Декларация).

2. Финансовая организация, подписавшая Декларацию, принимает на себя обязательства по уплате:

- единовременного вступительного взноса в сумме, рассчитываемой как 50% годового членского взноса в Ассоциацию российских банков, установленного для соответствующего вида организаций с учетом размера собственного капитала и численности работников, на дату подписания финансовой организацией Декларации, но не менее 60000 (Шестидесяти тысяч) рублей и не более 500000 (Пятисот тысяч) рублей;

- ежеквартального взноса из расчета 2000 (Две тысячи) рублей за каждое постановление, разрешающее спор по существу, которым удовлетворено заявление (жалоба) физического лица – клиента данной финансовой организации;

- ежегодного взноса в размере, установленном Советом Ассоциации российских Банков по представлению Научно-консультативного Совета при Финансовом омбудсмене.

3. Ассоциация российских банков в течение 5 дней со дня получения Финансовым омбудсменом Декларации направляет в финансовую организацию счет на уплату единовременного вступительного взноса.

4. Финансовая организация обязана уплатить единовременный вступительный взнос в течение пяти дней со дня получения счета, указанного в п.3 настоящего Порядка.

5. Ассоциация российских банков до 10 числа каждого первого месяца квартала направляет счет в финансовые организации, в отношении которых в течение прошедшего квартала были вынесены постановления Финансового омбудсмена, разрешающие спор по существу и удовлетворяющие заявление (жалобу) физического лица – клиента данной финансовой организации.

6. Финансовая организация обязана уплатить ежеквартальный взнос в течение пяти дней со дня получения счета, указанного в п.5 настоящего Порядка.

 

Утверждено

Советом Ассоциации

российских банков

протокол от 20 сентября 2010 г. № 2

(в редакции от 29 сентября 2011г.)

 

 

РЕГЛАМЕНТ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИМИРИТЕЛЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ (ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНА)

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Применение Регламента

1.1. Настоящий Регламент применяется при рассмотрении гражданско-правовых споров Общественным примирителем на финансовом рынке (Финансовым омбудсменом) (далее – Финансовый омбудсмен), если из соглашения сторон о рассмотрении споров не вытекает иное.

1.2. Стороны имеют право в соглашении о рассмотрении споров установить правила разбирательства, полностью или частично отличающиеся от настоящего Регламента, но не противоречащие законодательству Российской Федерации и Положению об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене).

 

Статья 2. Компетенция Финансового омбудсмена

2.1. Финансовый омбудсмен является самостоятельным постоянно действующим общественным органом разбирательства споров, заявителем в которых является физическое лицо – клиент финансовой организации и с суммой требований до 300 000 (трехсот тысяч) рублей, возникающих в связи с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключенных с финансовыми организациями и не связанных с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, а также жалоб, возникающих вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций, если возможность обращения к Финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора.

2.2. Вопрос о компетенции по конкретному спору решается исключительно Финансовым омбудсменом, рассматривающим данный спор.

 

Статья 3. Соглашение о передаче спора на рассмотрение Финансовому омбудсмену

3.1. Финансовый омбудсмен принимает к рассмотрению споры при наличии письменных заявлений сторон о передаче спора на рассмотрение Финансовому омбудсмену.

3.2. Соглашение о передаче спора на рассмотрение Финансовому омбудсмену выражается путем передачи Финансовому омбудсмену:

- подписанной финансовой организацией письменной Декларации о передаче на рассмотрение Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансовому омбудсмену) споров с участием физических лиц – клиентов финансовой организации;

- подписанного клиентом финансовой организации – физическим лицом (далее – Клиент, Заявитель) письменного Заявления о передаче на рассмотрение Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансовому омбудсмену) спора между физическим лицом и финансовой организацией.

3.3. Физическое лицо – клиент финансовой организации, подписавшей Декларацию о передаче на рассмотрение Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансовому омбудсмену) споров с участием физических лиц – клиентов финансовой организации, вправе обратиться к Финансовому омбудсмену независимо от того, предусматривается ли подобное право в заключенном между ним и финансовой организацией договоре. Соглашения или условия, ограничивающие право Клиента обращаться к Финансовому омбудсмену, ничтожны.

 

Статья 4. Порядок рассмотрения споров

4.1. До подачи заявления Финансовому омбудсмену, обязан направить жалобу (заявление) в адрес соответствующей финансовой организации с изложением сути своих претензий (требований).

4.2. Финансовая организация, получившая жалобу (заявление), предусмотренную пунктом 4.1 настоящего Положения, предоставляет клиенту ответ по существу жалобы (заявления) в течение тридцати дней со дня получения жалобы (заявления).

Ответ финансовой организации по существу жалобы (заявления) должен выражать ее четкую позицию относительно отказа, удовлетворения или частичного удовлетворения претензий (требований) Клиента.

4.3. С момента получения ответа по существу жалобы (заявления) или по истечении срока, указанного в пункте 4.2 настоящего Положения, Клиент имеет право подать письменное заявление Финансовому омбудсмену.

4.4. Финансовый омбудсмен рассматривает заявления Клиентов, поданные в течение трех лет со дня, когда Клиент узнал или должен был знать о нарушении своего права.

 

Статья 5. Язык разбирательства споров

5.1. Финансовый омбудсмен ведет разбирательство спора на русском языке.

5.2. В случае, если сторона не владеет языком разбирательства, то она самостоятельно обеспечивает услуги переводчика.

 

Статья 6. Представление документов

6.1. Все документы, касающиеся возбуждения и осуществления разбирательства спора, представляются сторонами в таком количестве экземпляров, чтобы каждая из сторон и Финансовый омбудсмен имели не менее, чем по одному экземпляру.

6.2. Письменное заявление, а также встречные заявления, ходатайства, адресованные Финансовому омбудсмену, представляются на русском языке.

6.3. Документы, подтверждающие доводы сторон, могут быть по усмотрению сторон представлены в надлежащем образом заверенных копиях. Финансовый омбудсмен вправе по своей инициативе или по просьбе одной из сторон потребовать представления подлинника (оригинала) документа, нотариально заверенной копии представляемого документа или легализации документа, выданного за рубежом.

6.4. Финансовый омбудсмен вправе по своей инициативе или по просьбе одной из сторон потребовать от другой стороны перевода на русский язык представляемых ею документов, либо обеспечить такой перевод за счет стороны, представившей документ на иностранном языке.

 

Статья 7. Направление и вручение документов

7.1. Ответственный секретарь Финансового омбудсмена обеспечивает направление сторонам копий всех имеющихся документов по спору. Они направляются по адресам, указанным сторонами.

7.2. Письменные заявления, объяснения по ним, повестки, и примирительные соглашения направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, обеспечивающим подтверждение вручения корреспонденции адресату, если стороны не договорились об ином способе передачи сообщений.

7.3. Иные документы могут направляться заказным или обычным письмом, извещения и уведомления также могут передаваться по факсу, телеграфу или электронной почте.

7.4. Любые из документов, перечисленных в пунктах 7.2 и 7.3 настоящего Регламента, могут равным образом вручаться лично стороне под расписку.

 

Статья 8. Получение письменных сообщений

8.1. Если стороны не договорились об ином, любое письменное сообщение считается полученным, если оно направлено по последнему известному месту нахождения (адресу) заказным письмом или иным образом, предусматривающим регистрацию попытки доставки этого сообщения. Сообщение считается полученным в день фактической доставки.

8.2. Направленные Финансовым омбудсменом документы считаются врученными и в случае, когда адресат отказался от их принятия или не получил их, несмотря на извещения почтового ведомства или иной организации, осуществляющей доставку и вручение корреспонденции.

 

Статья 9. Расходы Финансового омбудсмена

9.1. Рассмотрение споров Финансовым омбудсменом осуществляется бесплатно.

9.2. Финансирование деятельности Финансового омбудсмена осуществляется в порядке, утверждаемом Ассоциацией российских банков.

 

Глава II. Инициирование разбирательства спора

 

Статья 10. Предъявление письменного заявления

10.1. Разбирательство спора инициируется подачей Заявителем письменного заявления Финансовому омбудсмену.

10.2. Письменное заявление может быть подано Ответственному секретарю Финансового омбудсмена в дни и часы его работы. При этом датой подачи заявления считается день его вручения под расписку Ответственному секретарю Финансового омбудсмена.

10.3. Письменное заявление может быть направлено Заявителем по почте. При этом датой подачи данного заявления считается дата, указанная на штемпеле почтового ведомства места отправления.

 

Статья 11. Содержание письменного заявления

11.1. Письменное заявление должно содержать:

- дату подачи заявления;

- наименование сторон, их почтовые адреса;

- изложение существа заявленных требований;

- изложение фактических обстоятельств, на которых основаны заявленные требования, ссылки на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также, по возможности, правовое обоснование заявления;

- расчет заявленных требований;

- обоснование компетенции Финансового омбудсмена;

- перечень документов, прилагаемых к заявлению.

11.2. К письменному заявлению прилагаются:

- декларация о передаче спора на рассмотрение Финансовому омбудсмену;

- письменные доказательства (или их копии) и иные необходимые для разрешения дела материалы;

- документы, подтверждающие соблюдение Заявителем предварительного претензионного порядка разрешения спора.

11.3. Письменное заявление подписывается Заявителем или надлежащим образом уполномоченным лицом. В этом случае к письменному заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия на подписание указанного заявления.

 

Статья 12. Основания для отказа в рассмотрении заявления

12.1. Финансовый омбудсмен отказывает в рассмотрении заявления, если:

а) заявление согласно настоящему Регламенту или Положению об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене) не подлежит рассмотрению Финансовым о… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz