…суждение в виде лишения свободы. Условное осуждение нередко воспринимается как безнаказанность, а лишение свободы часто является неоправданно жестоким наказанием. К тому же известно, что колонии не воспитывают, а создают питательную среду для воспроизводства преступного поведения.

Программы примирения, создающие условия для принятия ответственности за содеянное, для действий, направленных на возмещение вреда и изменения поведения правонарушителей – с точки зрения общественной пользы более эффективная альтернатива лишению свободы.

Вопрос: Знаем мы, что такое «примирение». Адвокаты сейчас этим занимаются, будут этим заниматься и дальше.

Ответ: Каковы основные задачи адвоката? Осуществлять защиту. Он изучает дело с точки зрения критики версии обвинения, фиксирует процессуальные нарушения, выделяет особые обстоятельства, влияющие на смягчение вины подзащитного или констатирует отсутствие доказательств совершения им преступления. Ведение защиты в суде преследует цель переквалификации обвинения на менее тяжкое или вынесения оправдательного приговора, а не включение сторон в процедуру примирения, определенным образом организованную. Адвокат может, например, склонять потерпевшую сторону к тому, чтобы она на суде вела себя определенным образом. Но это не имеет никакого отношения полноценно к проведенным процедурам примирения.

В то же время адвокат может содействовать возмещению ущерба, что в лучшем случае принимает характер честной сделки сторон. Но программы примирения - это не сделка обвиняемого с потерпевшим, а самостоятельные усилия обвиняемого и потерпевшего, направленные на преодоление последствий преступления. В то же время адвокат может участвовать в процессе примирения. Например, консультировать его участников, оказывать помощь в составлении примирительного договора.

Вопрос: Почему людям, не желающим примириться, нужно навязывать посредника?

Ответ: Разумеется, граждане, если хотят, могут примириться без участия ведущего. Предварительная встреча с потенциальными участниками примирения предполагает их осознанное согласие на участие ведущего в примирительной встрече. При этом разъясняется польза его участия, состоящая в облегчении разговора, оформлении документов, поддержании порядка в ходе встречи. Как показывает практика, многие хотели бы примириться, но, испытывая смущение, не делают к этому практических шагов.

Вопрос: Кто будет платить ведущим примирения в будущем?

Ответ: Мы не стремимся к тому, чтобы ведущие работали на профессиональной основе, получали за свой труд деньги (психологи, социальные работники, конфликтологи и т.п.). Наша цель - вернуть людям активную роль и навыки в разрешении криминальных ситуаций и конфликтов.

При нормальном функционировании процесса примирения, ведущие будут подбираться путем открытого набора добровольцев. Основным мотивом их выбора должно быть овладение навыками решения криминальных ситуаций и конфликтов и получение сертификата о наличии соответствующей подготовки. По окончании практики участники программы получают сертификаты и могут считать себя свободными - на их место приходят другие.  Для крупного города такая схема выполнима. Разумеется, есть и другие расходы программы (обучение ведущих, возможно, оформление нотариальных услуг, социальная работа). Финансироваться они могут из разных источников:  путем ведения фиксированной платы сторон примирения, поддержка со стороны органов местного самоуправления. Часть расходов (или рабочих функций) могут взять на себя и органы профилактики преступности.

 

Общественный центр «Судебно-правовая реформа»

Copyright © vsgfond, 2011

Конструктор сайтов - uCoz