М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Стратегические ориентиры Всероссийской ассоциации восстановительной медиации

 

С 1997 г. по настоящее время Общественный центр «Судебно-правовая реформа» распространяет в России и странах постсоветского пространства идею и технологию восстановительного правосудия.  Концепция восстановительного правосудия (и шире - восстановительного подхода) разрабатывается сегодня в мире как система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления и конфликта.  Проведение программ восстановительного правосудия помогает остановить эскалацию взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми. Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, которые обрывают возможность протекания нормальной человеческой жизни.

Восстановительные программы (в школах они называются программы примирения) помогает людям исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью медиаторов помогает реализовать важные для общества ценности: примирение конфликтующих сторон, исцеление жертв преступлений, заглаживание  вреда силами обидчиков, участие в этих процессах ближайшего социального окружения. 

По инициативе Центра «Судебно-правовая реформа» в различных регионах  России (Москве, Пермском крае, Тюмени, Волгоградской области, Красноярске, Урае, Казани, Дзержинске, Новосибирске, Петрозаводске, Самарской области, Чебоксарах, Липецке, Кирове, Якутске, Ростовской области, Ставрополе, Череповце, Махачкале, Барнауле, Архангельске) произошло оформление групп общественности, а также представителей муниципальных учреждений социальной сферы и сферы образования. Данные группы реализуют восстановительную практику по уголовным делам и конфликтам с участием несовершеннолетних во взаимодействии с судами, Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, содействуют созданию школьных служб примирения в образовательных учреждениях.

Одной из проблем в развитии восстановительного правосудия в России является, на наш взгляд, вертикальная организация учреждений социальной сферы. В отличие от США и Европы, где социальные услуги населению в основном оказываются негосударственными организациями, в России существует прямое подчинение муниципальных организаций вышестоящим чиновникам. Это приводит к огромной и часто избыточной отчетности, постоянным проверкам, большому количеству контролирующих инстанций, низкой оплате труда социальных работников, вымыванию активных и творческих специалистов из учреждений социальной сферы.

Второй проблемой является отсутствие межведомственного взаимодействия в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. В работе с конкретными случаями часто отсутствует кооперация специалистов, целевые программы на уровне региона замкнуты на конкретное ведомство, те или иные проекты государственных и муниципальных организаций не учитывают необходимость совместной деятельности и возможные вклады некоммерческих организаций в эту работу.

Одним из выходов из этой ситуации является создание региональных ассоциаций медиаторов, которые могут на принципах партнерства, без конфронтации с органами власти, влиять на проводимую социальную политику в регионах. В таких ассоциациях встречаются для обсуждения вопросов восстановительного правосудия представители различных ведомств и некоммерческих организаций, что создает основу для подлинного межведомственного взаимодействия. Создаваемые ассоциации медиаторов, несущие ценность переговорного процесса  и взаимопонимания (в разных ситуациях -  от семейных и криминальных до политических и общественных) могут стать средой, способствующей диалогу в обществе.

Деятельность многих ассоциаций поддерживается специалистами  общественных организаций. Данные специалисты участвуют в разработке стратегий деятельности региональных ассоциаций, организуют заседания ассоциаций, проводят независимый мониторинг работы социальных служб, содействуют межведомственной кооперации в работе с конкретными случаями.

В 2009 г. создана Всероссийская ассоциация восстановительной медиации. В 2009-2010 г. при поддержке Центра «Судебно-правовая реформа» в гг. Москве, Тюмени, Волгограде, Новосибирске, Перми, Кирове  и Чебоксарах созданы региональные ассоциации медиаторов, работающих в социальной сфере и сфере образования.

15-17 июня 2011 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие арсенала восстановительных практик в работе с конфликтными и криминальными ситуациями».

Участники конференции обсудили опыт работы территориальных служб примирения в школах, центров помощи семье и детям, КДНиЗП, деятельность ассоциаций медиаторов в разных регионах Российской Федерации, вопросы мониторинга и исследований в области восстановительных практик.

Результаты обсуждений приводят нас к выводу, что в России идет интенсивный процесс развития восстановительных практик: к нему присоединяются новые территории, создаются ассоциации специалистов, складываются местные модели восстановительных практик, а также на этой базе различные модели межведомственного взаимодействия разных структур, работающих с несовершеннолетними и их семьями, куда включаются и службы примирения, развивается инструментарий восстановительных программ.

Однако процесс развития происходит неравномерно, закрепление восстановительных практик на территориях обусловлено в большинстве случаев активной позицией лидеров, а не институциональными механизмами, что приводит к достаточной уязвимости существования новой практики. В то же время институциональная поддержка в форме руководства со стороны чиновников, как показал опыт Пермского края, может привести к господству формального подхода в работе служб примирения. В проектировании и реализации форм институциональной поддержки необходимо деятельное участие сообществ медиаторов.

Опираясь на стандарты восстановительной медиации и опыт существующих служб примирения, участники конференции выделили в качестве важнейших следующие направления деятельности Всероссийской ассоциации восстановительной медиации:

 

1. философские, исторические и теоретические разработки, формирующие концептуальную базу восстановительных практик;

1.1. требуют понимания препятствия социокультурного плана в развитии восстановительных практик. Это, прежде всего, традиции репрессивности, закрепившиеся в моделях повседневного поведения населения и силовых ведомств (судов, прокуратуры и полиции). Для понимания эволюции этой традиции важно знакомится с последними разработками в этой области (см. например, монография И.Яковенко. Россия и репрессия. М.2011);

1.2. в то же время, исходя из распространения и поддержки различного рода сообществами специалистов идеи и практики восстановительного правосудия, можно утверждать, что в России жива традиция примирения, которые опираются на многовековые обычаи примирения различных народов населяющих Россию. В течение 2010 - 2011 гг. центр «Судебно-правовая реформа» совместно с Институтом государства и права РАН организовал семинары по изучению традиции примирения в России. Представляется, что данные семинары могут быть ежегодными и являться важным элементом повышения квалификации активистов в области восстановительных практик в России;

1.3. необходимо изучать и поддерживать разработки в области философии и теории права, направленные на новое понимание правосудия как института, обеспечивающего, в первую очередь, нормализацию и развитие человеческих отношений, а не укрепление ведомственных корпораций юристов;

 

2. развитие восстановительных практик в сфере работы с криминальными конфликтами и правонарушениями несовершеннолетних;

2.1. в мире накоплен довольно большой опыт восстановительных практик. Сегодня важно разрабатывать российскую модель медиации – восстановительную медиацию - и представлять мировому сообществу;

2.2. в условиях практического отсутствия специализированных центров по работе с потерпевшими необходимо углублять теоретические представления и развивать методический инструментарий медиаторов в работе с пострадавшими (потерпевшими) от уголовно наказуемых деяний. Важно также содействовать созданию центров по работе с пострадавшими (потерпевшими) от уголовно наказуемых деяний;

 

3. развитие школьных служб примирения и восстановительной работы в образовательных учреждениях:

3.1. важно анализировать практику школьной медиации в мире в рамках обустройства нерепрессивного способа разрешения конфликтных и криминальных ситуаций в образовательном учреждении;

3.2. определению функции школьных служб примирения в рамках воспитательного процесса могла бы помочь разработка понятия «восстановительная культура школы»;

3.3. необходимо разрабатывать модели поддержки школьных служб примирения на районном уровне;

3.4. целесообразно изучить возможность включения в функционал школьных служб примирения работу с подростками, совершившими правонарушения, преступления и общественно-опасные деяния;

3.5.  важно разрабатывать связки воспитания и примирения в образовательных учреждениях.

 

4. расширение области применения восстановительных практик:

4.1. восстановительный подход может создать действительное, а не бумажное основание как координации со стороны КДНиЗП деятельности субъектов профилактики на районном уровне, так и в работе с конкретным случаями на заседаниях КДНиЗП. В настоящее время во многих регионах ведется такая работа. Ее важно оформлять в виде моделей и методик.

 

Проблемой России является то, что реальная картина практики, основанная на качественных методах исследований, подменяется отчетными цифрами. Особенно это характерно для работы чиновников, которые курируют те или иные социально значимые проекты в регионах. Организации, разрабатывающие и реализующие различные проекты, часто не заинтересованы в исследованиях, которые могут показать проблемы управленческой деятельности. Управление той или иной практикой приобретает часто только политический характер и чиновники в этом случае активно препятствуют получению реальной картины практики. В связи с этим необходимо разрабатывать методы мониторинга, оценки и исследований восстановительных практик и привлекать независимых субъектов такой деятельности:

 

5. мониторинг практики реализации восстановительного подхода;

5.1. совершенствование системы показателей и форм для мониторинга восстановительных программ, в том числе организация и проведение мониторинга повторных правонарушений участников восстановительных программ;

5.2. упорядочение системы сбора и обработки данных;

 

6. развитие исследовательского сопровождения восстановительных практик;

6.1. складывание понятийного аппарата для описания и анализа проведенных программ;

6.2. разработка методов качественного анализа программ;

6.3. постановка задач и разработка исследовательского инструментария;

6.4. расширение практики описания и анализа программ;

6.5. конструирование методик, позволяющих включать исследовательские процедуры в структуру восстановительных программ;

6.6. проведение эмпирических исследований результатов и качественных характеристик процессов, происходящих в ходе восстановительных программ; исследование практики проведения программ на предмет ее соответствия декларируемым ценностям и принципам восстановительного правосудия;

6.7. привлечение психологов-исследователей для проведения исследований по темам вины, возрастных особенностей и механизмов ответственности, феноменов и факторов исцеления, взаимопонимания и т.п.

 

7. Развитие методического инструментария медиации, кругов, семейных конфренций;

7.1. требует разработки способ связи восстановительного и нарративного подходов;

7.2. необходимо продолжить анализ схем взаимодействия программ восстановительного правосудия и социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

7.3. требуют разработки недиагностические способы понимания ситуации в рамках восстановительного подхода и, соответственно, необходимо разрабатывать понятие «анализ ситуации в восстановительных практиках»;

7.4. важно продолжать работу по разработке модели взаимосвязи 3 типов программ восстановительного правосудия: медиации, кругов сообществ и семейных конференций;

 

8.  развитие ассоциаций восстановительной медиации;

8.1. целесообразно создать рабочую группу из членов ассоциации по развитию стандартов восстановительной медиации, в частности разработки раздела о принципах, методах создания и поддержки служб примирения. 

 

Рустем Максудов

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz