…тического процесса. Если, к примеру, участники электронной демократии чувствуют, что содействие участников не принимается во внимание, вряд ли в будущем они будут вовлечены в этот процесс через данный канал. Поэтому необходимо создать среду, в которой любое содействие может и должно отражаться в процессе принятия решений.

 

Принцип 62. «Внедрение и реализация …»

104. Электронную демократию нельзя внедрить с помощью большого взрыва. Например, необходимо проверить различные инструменты, связать инструменты электронной демократии с продолжающими использоваться традиционными методами, отрегулировать процедуры, а также запустить процессы мониторинга и эволюции. Также важно подстроить под данный контекст все методы электронной демократии с учетом культурных и политических различий, а также технологических предпочтений. Поэтому приемлемым подходом был бы поэтапный подход к внедрению электронной демократии.

 

Принцип 63. «Электронная демократия процветает там, где …»

105. Предпосылкой для внедрения электронной демократии является наличие политической воли и лидерства. Так как электронная демократия связана с демократией, внедрение электронной демократии затронет все разнообразие аспектов демократии. Без политической воли и лидерства достичь необходимых изменений невозможно. Открыть доступ к публичным консультациям в Интернете недостаточно; скорее будет необходимо переосмыслить весь процесс дискуссии с общественностью. Например, следует разобраться с вопросами о том, как нужно поступать с различными видами реакции, поступающими в режиме онлайн, а также как организовать обратную связь с участниками.

 

Принцип 64. «Электронная демократия требует обучения …»

Начальное и дальнейшее обучение, подготовка и вовлечение являются предварительными условиями внедрения электронной демократии. Электронное вовлечение обозначает предоставление возможности всем заинтересованным сторонам, в особенности, включая отсталые в цифровом плане лица и группы, пользоваться устройствами (аппаратным обеспечением) и технологиями (программным обеспечением) для легкого и эффективного участия в информационном обществе. В контексте данной Рекомендации электронное вовлечении обозначает не только вовлечение в технологии, но и в электронную демократию (см. руководства 73, 76, 77 и 78 и параграф 6, абзац 10 Рекомендации).

Будут всегда существовать группы, которые желают участвовать в электронной демократии, но не знают, как. Эти «неспособные желающие» могут стать участниками электронной демократии с доступом к ней и обучением ей. Особое внимание следует уделить поддержке конкретных категорий общества (например, пожилых людей и социально незащищенных групп). Это можно осуществить, если местные власти помогут создать сети социальной солидарности для обеспечения подготовки и доступа к ИКТ без дискриминации, независимо от национальности, вероисповедания, пола, языка и расовой или социальной группы. По мере вовлечения в цифровое общество ранее исключенных из него людей будет сокращаться цифровой разрыв. Тем не менее, следует понимать, что цифровое вовлечение также способно усугубить цифровую разобщенность: люди, которые по-прежнему отстают, могут пострадать от еще большей степени исключения.

«Способные нежелающие» имеют доступ к электронной демократии и навыки для ее использования, но решают этого не делать. Для этой группы людей поводом могут служить другие проблемы, например, общий недостаток доверия к органам государственной власти. Государственные власти должны рассмотреть возможность проведения исследования с целью выяснения того, как вовлечь эти группы, а затем принять необходимые меры.

 

Принцип 66. «Внедрение и использование…»

В связи с существованием определенного риска для электронной демократии, вытекающего из вероятности ее неверного применения и фрагментации сообществ (см. принцип 72 и руководство 70), могут потребоваться некоторые методы анализа и/или контроля электронной демократии. Любой такой анализ и/или контроль и связанные с ними процедуры должны основываться на принципах демократии.

См. руководства 78 и 79.

 

Принцип 67. «Международное сотрудничество может значительно…»

 

Движущие силы, сложности, барьеры и риски

 

Принцип 68. «Движущие силы электронной демократии могут …»

111. Движущие силы электронной демократии – это факторы и игроки, которые важны для разработки и успешного внедрения значительных инициатив в области электронной демократии. Факторы и игроки связаны между собой: они оказывают влияние друг на друга. Также важно понять, что инициативы в области электронной демократии могут возникнуть не только благодаря наличию благоприятной среды и позитивных действий со стороны соответствующих игроков; они также возникают в качестве реакции на неблагоприятность среды, недостаток игроков, а также на упущения или слабость в функционировании демократии как таковой.

 

Принцип 72. «Риски, связанные с …”

112. Неправильное использование электронной демократии может быть как умышленным, так и случайным. В обоих случаях необходимы защитные меры и санкции. То же самое относится и к недемократичному использованию электронной демократии государственными и частными игроками и к умышленному блокированию или ограничению доступа к существующим инструментам электронной демократии со стороны общественности (см. руководство 87).

113. Использование методов электронной демократии может привести к фрагментации сообществ (и СМИ), что в свою очередь может негативно отразиться на демократическом и социальном сплочении, а также на легитимности мнений, получаемых посредством методов электронной демократии (см. руководство 70).

 

Правила и законодательные рамки

 

Принцип 73. «Электронная демократия требует правил и …»

Существует стабильная потребность в регулировании электронной демократии; однако, такое регулирование должно быть сосредоточено на демократии, т.е. позволять и стимулировать участие (см. руководства 82 и 94). Наблюдается потребность в регулировании, направленном, в частности, на устранение разрывов, вызванных использованием ИКТ для демократических целей. Таким образом, необходимо адаптировать имеющиеся правила под процессы, связанные с электронной демократией (см. принцип 77 и руководства 90 и 91).

Регулирование также является важным фактором содействия заинтересованным сторонам в поддержании или восстановлении доверия к электронной демократии. Важно, чтобы присутствовали правила и законы, защищающие интересы заинтересованных сторон.

Правила и законы, регулирующие электронную демократию, должны быть разработаны таким образом, чтобы оставалось место для экспериментов с электронной демократией. Такой тип открытого подхода будет работать эффективно, только если создана среда, в которой такие эксперименты не ограниченными строгими правилами или законами, за исключением тех, которые призваны защищать права человека, и общих правил, обеспечивающих защиту от всех форм злоупотреблений в Интернете или посредством других цифровых технологий.

 

Принцип 74. «Регулирование электронной демократии влечет…»

117. Регулирование в то же самое время должно наделять полномочиями, то есть давать гражданам возможность активно участвовать, а также защищать права и законные интересы людей. Сюда входит защита личной информации, ограничение полномочий органов государственной власти, а также предотвращение неправильного использования электронной демократии и санкции против него. Регулирование не ограничено лишь компетенцией органов государственной власти (например, конституция, законы, правила и возможности «мягкого права»). Как это было продемонстрировано в нескольких государствах-участниках, саморегулирование пользователей и/или поставщиков может стать качественным и эффективным видом регулирования методов электронной демократии.

 

Принцип 75. «Все участники электронной демократии должны …»

118. Любое лицо или институт, вовлеченные в электронную демократию (напр., посредством создания инструментов электронной демократии или публикации мнений в общественной электронной сфере), должны осуществлять это прозрачно (т.е. чтобы было ясно, кто осуществил действие, и кто за него отвечает) и принимать всю полноту юридической ответственности за такое действие (см. руководство 80).

 

Принцип 76. «Стандарты прав человека …»

119. При разработке электронной демократии необходимо защищать права человека. В контексте информационного общества особое внимание следует уделять праву на уважение к частной жизни и корреспонденции, праву на свободу выражения, праву на образование и праву на свободные выборы.

 

Принцип 77. «В контексте …»

120. Также необходимо принимать во внимание, что перед составлением новых правил нужно изучить имеющиеся правила и законы на предмет необходимости их доработки.

 

Принцип 79. «Электронная демократия требует внимания к …»

121. Важно установить семантические стандарты, особенно для трансграничной электронной демократии.

 

Принцип 80. «Стандартизация терминологии может…»

122. По термину «трансграничный» см. пояснительный параграф к руководству 44.

 

Руководства по электронной демократии

 

Руководство 1. «При введении, пересмотре и…»и руководство 2. «Технологии должны быть…»

123. При обсуждении электронной демократии часто наблюдается тенденция к сосредоточению на технологиях вместо демократии и ее заинтересованных сторонах. Тем не менее, технологии должны рассматриваться как движущая сила и инструмент поддержки. Технологии не должны являться причиной внедрения электронной демократии. При разработке и внедрении в центре всего процесса разработки должны находиться заинтересованные стороны. Именно заинтересованные стороны будут пользоваться электронной демократией, поэтому внимание должно быть сосредоточено на их пожеланиях и запросах.

Руководство 3. «Электронная демократия должна быть …»

124. См. пояснительный параграф к принципу 4.

Руководство 4. «Электронная демократия должна приносить пользу…»

125. Стоит сообщить всем заинтересованным сторонам, какую пользу следует ожидать от различных инструментов для конкретных заинтересованных сторон.

Руководство 5. «Чтобы углубить…»

126. См. пояснительный параграф к принципу 2.

Руководство 6. «Выбор конкретного…»

127. См. пояснительный параграф к принципу 3.

Руководство 7. «Электронная демократия должна способствовать…»

128. Одна из причин для внедрения электронной демократии состоит в предоставлении полномочий гражданам и заинтересованным сторонам. Поэтому один из результатов внедрения электронной демократии должен заключаться в том, чтобы граждане имели больше влияния на формирование и реализацию политики.

Руководство 8. «Электронная демократия, преодолевая барьеры…»

129. Это составляет одно из важнейших преимуществ электронной демократии (см. руководство 33; для получения данных о других важнейших преимуществах см. руководства 74 и 75). Пользуясь Интернетом, заинтересованные стороны будут иметь больше возможностей для участия в демократию демократия больше не находится в зависимости от графиков работы кабинетов органов государственной власти: заинтересованные стороны могут принять участие в свое личное время, когда и где они захотят. Интернет также предоставляет такие возможности как разрешение людям быть вовлеченным в один и тот же вопрос и/или в одно и то же время. Хорошим примером является электронная агитация: можно разослать электронное письмо или опубликовать на Интернет-ресурсе информацию, чтобы привлечь людей к участию в кампании или призвать их внести пожертвования. С помощью Интернета это можно сделать намного быстрей, чем, к примеру, рассылая по почте письма или ходя по квартирам. Еще один пример – YouTube, который позволяет выходить на большую аудиторию в течение нескольких минут.

Руководство 9. «Электронная демократия должна охватывать обширный…»

Электронная демократия непременно должна не только затрагивать вопрос взаимодействия между разными заинтересованными сторонами, но и также сосредоточиваться на таких связанных с электронной демократией вопросах, как законодательство, документация и архивирование. Один из примеров – электронное правосудие.

Руководство 10. «Электронная демократия должна …»

См. пояснительный параграф к принципу 8.

Руководство 11. «Электронная демократия должна обращаться к детям…»

132. См. пояснительный параграф к принципу 13.

Руководство 12. «НПО, независимо от размера…»

133. См. пояснительный параграф к принципу 14.

Руководство 13. «Когда конкретные меры электронной демократии…»

134. Разрабатывая и внедряя электронную демократию, необходимо принимать во внимание текущее состояние развития ИКТ в местности, где планируется применить инструмент электронной демократии. Если мобильные телефоны, Интернет и цифровое телевидение не используются широко, электронная демократия не сможет процветать. Если внедряется электронная демократия, необходимо позаботиться о том, чтобы отдельным группам заинтересованных лиц не предоставлялся несправедливый приоритет перед остальными.

Руководство 14. «Органы государственной власти и представительные собрания…»

135. Чтобы лучше понимать заботы граждан, политики и государственные служащие должны рассматривать возможность получения информации, предлагаемой такими социальными сетями, как дискуссионные форумы, либо поставляемой электронной журналистикой. Органы государственной власти и представительные собрания все чаще пользуются возможностями, предлагаемыми Web 2.0, а также рассматривают возможности Web 3.0 как средство взаимодействия с общественностью. (См. пояснительный параграф к принципу 16).

Руководство 15. «Прозрачность в электронной демократии должна…»и руководство 16. «Усилия по выходу на …»

Доверие является ключевым фактором электронной демократии. Один из способов воспитания доверия к электронной демократии состоит в обеспечении прозрачности. Поэтому необходимо, чтобы все этапы процесса были прозрачными для всех заинтересованных сторон. Этого можно достичь, обеспечив, чтобы вся информация о процедурах была доступна в Интернете и понятна каждому. Интернет-трансляции заседаний также можно использовать для обеспечения прозрачности. Всем участникам должно быть понятно, что происходит на каждом этапе процесса.

Электронная демократия – это возможность для всех заинтересованных сторон быть еще больше вовлеченными в демократию. Поэтому необходимо приложить усилия для включения каждого и обеспечения того, чтобы у каждой заинтересованной стороны был шанс принять участие. Электронная демократия является возможность для всех заинтересованных сторон быть вовлеченными в демократический процесс. Если такое участие является интерактивным, и участники получают ответные сигналы о том, как используются отправляемые ими посылы, наверняка они захотят быть и оставаться вовлеченными. Таким образом можно воспитать активную гражданскую позицию. Это благотворно скажется на демократии в целом, включая демократию в разных регионах.

Руководство 17. «Органы государственной власти и представительные собрания…»

138. Диалог и общение с оказанием особого внимания гражданам можно усилить посредством электронной демократии, например, проводя неформальные консультации, выдвигая предложения по Интернету и спрашивая мнения граждан, либо повышая уровень прозрачности и подотчетности по всей системе институтов.

Руководство 18. «Доверие к демократии, политикам…»

139. Электронная демократия может победить, только если она пользуется доверием заинтересованных сторон. Необходимо установить доверие во всех аспектах электронной демократии. Важно, чтобы доверием пользовался не только сам инструмент (программное и аппаратное обеспечение), но и предприятие, производящее данный инструмент, окружающие его процедуры и участвующие органы власти. Этого можно добиться, к примеру, обеспечив прозрачность процедур и используя программное обеспечение с открытым кодом (См. пояснительный параграф к параграфу 6 Рекомендации).

Руководство 20. «Когда меры электронной демократии …»

140. Перед разработкой каких-либо мер электронной демократии необходимо составить реестр пожеланий и запросов заинтересованных сторон. Для облегчения данного процесса имеются инструменты, например, электронные форумы, электронные консультации, социальные сети, обращения от властей к гражданам и наоборот. Это поможет воспитать доверие к электронной демократии и впоследствии усовершенствовать использование инструментов.

Руководство 21. «Внедрение электронной демократии…»до руководства 23. «В частности, политики и …»

141. См. пояснительный параграф к рекомендации 6 о посредниках, принципы 21 и 23 и руководство 4.

Руководство 24. «Средствам массовой информации предлагается …»

142. См. пояснительный параграф к принципу 24.

Руководство 25. «Средства массовой информации побуждаются …»

143. См. пояснительный параграф к принципу 23.

Руководство 26. «Средства массовой информации, в частности …»

144. В демократическую роль общественных СМИ входит повсеместный доступ посредством предоставления различным группам граждан площадки для озвучивания и разработки их интересов и облегчения поиска политического консенсуса во всем обществе. Для получения дополнительной информации о роли общественных СМИ в информационном обществе см. Рекомендацию Комитета министров Rec(2007)3.

Руководство 28. «Так как информация и …»

145. Интернет будущего будет не таким, какой он есть сегодня. В настоящий момент широко используется Web 2.0, однако уже разрабатывается и Web 3.0. Термин «Web 2.0»используется для описания Интернет-приложений, созданных для повышения уровня креативности, обмена информации и сотрудничества. В число новых технологий и инструментов входит созданный пользователями контент, социальные сети, социальная электронная торговля, семантические Интернет-возможности, привлечение сотрудников через Интернет, персональные публикации и общественная журналистика. Некоторые из приложений Web 2.0 имеют большой успех (Facebook, MySpace, Flickr, YouTube). Wikipedia демонстрирует, как граждане могут сотрудничать в создании контента и обменом знаниями посредством массового сотрудничества и привлечения сотрудников. Важным вопросом, связанным с Web 2.0, является то, чему может научиться электронное правительство и электронная демократия у социальных сетей и как органы государственной власти могут взять на вооружение этот новый способ сотрудничества и обмена информацией.

Руководство 29. «Люди должны быть способны …»и руководство 30. «Органы государственной власти должны раскрыть…»

146. Органы государственной власти обязаны быть прозрачными. Этого можно достичь, например, размещая в сети информацию о процедурах и решениях. В этом отношении полезным может быть и создание единого общественного портала государственных органов.

Руководство 31. «Так как электронная демократия существенно …»

147. После своего приятия проект конвенции Совета Европы о доступе к официальным документам должен быть реализован таким образом, чтобы принимались во внимание последствие широкомасштабного использования ИКТ так, чтобы обеспечивалось взаимодействие между органами государственной власти и пользователями ИКТ.

Руководство 32. «Чтобы создать …»

148. Государства-участники, сотрудничая с частным сектором и гражданским обществом, должны поддерживать и расширять доступ к инфраструктуре, в частности, путем создания благоприятной среды, которая предлагает поощрения для частного сектора, инвестирующего в инфраструктуру и службы ИКТ. Такая благоприятная среда подразумевает наличие правил и стабильной нормативной базы, а также обеспечение, поддержку, достаточное обучение и меры по облегчению и поддержанию создания общественных сетей, а также усилению стратегий и партнерств, поддерживающих качественное и количественное развитие инфраструктуры для обеспечения повсеместного и недорогого доступа в Интернет. Государства-участники также должны предоставлять больше возможностей для получения доступа к информации в качестве общественной службы, а также поощрять сотрудничество между заинтересованными сторонами. Кроме того, они должны облегчить создание стратегий и партнерств, поддерживающих установку точек доступа в Интернет на территории учреждений государственной власти и, если приемлемо, в других общественных местах, а также обеспечить, чтобы государственные власти увеличили количество предоставляемых онлайн-услуг для граждан и предприятий и повысили свой уровень прозрачности, чтобы обеспечить каждому доступ к публичной информации.

Руководство 33. «Методы и инструменты электронной демократии…»

149. Электронная демократия может обеспечить повышение уровня вовлеченности граждан в политическую жизнь. Помимо предоставления гражданам возможности оглашения своего голоса в периодических выборах, электронная демократия дает заинтересованным сторонам возможность выражать свои взгляды через каналы участия в любое удобное для них время и в любом удобном месте. На том же принципе основано электронное правительство. Граждане могут запрашивать услуги у органов государственной власти, когда они хотят и любым желаемым способом. В результате контакт с правительством можно установить в любое время суток. Электронная демократия обладает таким же потенциалом.

Руководство 34. «Игры электронной демократии, в которых задействуются…»

150. Игры электронной демократии являются хорошим примером способов информирования широкой общественности о том, как действительно работает политика. Поэтому такие игры нужно разрабатывать так, чтобы общество могло узнавать о работе демократии и государственных властей.

Руководство 35. «Хотя электронная демократия может не…»

151. См. пояснительный параграф к принципу 30.

Руководство 36. «Методы и инструменты электронной демократии…»и руководство 37. «Чтобы исправить …»

152. В число мер по улучшению прозрачности может входить информирование в реальном времени и непрерывное документирование. Вместе с другими особенностями электронной демократии, упомянутыми в этих параграфах, это может улучшить демократическую работу и имеет потенциал по противодействию широко распространенной апатии, неудовлетворением политикой, ощущающимся недостатком влияния, неучастием, отчуждением, нехваткой знаний о политике и ограничением развития СМИ.

Руководство 38. «В контексте …»

153. См. пояснительный параграф к принципу 33.

Руководство 39. «Принимая во внимание разные подходы …»

154. Заинтересованные стороны электронной демократии должны поощрять и финансировать исследования в области электронной демократии, в особенности, включая исследования в области совершенствования демократии посредством ИКТ, вовлечения (в том числе повторного) граждан в процесс демократии и установки эффективной связи между действиями, осуществляемыми властями, социальными сетями и инициативами, идущими как снизу вверх, так и сверху вниз.

 

Секторы электронной демократии

 

Руководство 40. «Электронный парламент должен быть…»

155. Электронная демократия может принести много пользы избранным собраниям представителей и их членам, поскольку она экономит их время, предоставляет больше времени не более длительное и глубокое обдумывание и взаимодействие, способствует усовершенствованию информирования членов и граждан, а также к появлению более эффективных и легитимных политических решений и институтов. Избранные представители могут использовать электронный парламент для более эффективного общения со своими избирателями и средствами массовой информации. Электронный парламент также повышает прозрачность и подотчетность, например, посредством онлайн-трансляций дебатов или открытия онлайн-доступа к голосованиям и документации. В отношении руководств 40-45 см. пояснительный параграф к принципу 36.

Руководство 41. «Электронный парламент должен быть разработан …»

156. В число методов электронного парламента, помимо прочего, входит размещение предложений в Интернете и опрос мнения граждан (электронная консультация), обеспечение обработки и ответов на электронные ходатайства, поддержание прозрачности во всей институциональной системе, предоставление гражданам возможности более эффективно осуществлять полный контроль, то есть активно проявлять гражданскую позицию.

157. ИКТ в электронном парламенте могут предложить новые дополнительные средства усовершенствования работы и имиджа парламентов, обеспечения и улучшения качественного управления избранных собраний (эффективность, вовлеченность, открытость и подотчетность), сокращения уровня избыточной бюрократии и предложения услуг с основным вниманием к пользователю, повышения уровня прозрачности и подотчетности, а также поощрения более эффективного общения и сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами.

Руководство 42. «Электронный парламент должен поддерживать …»и руководство 43. «Электронный парламент должен помогать гражданам…»

158. Электронный парламент также облегчает общение с гражданами. Используя инструменты социальных сетей, выбранные представители могут легко и точно узнавать, чего требуют их заинтересованные стороны. Электронный парламент также обеспечивает выбранных представителями средствами информирования общественности об их планах и идеях. Такие методы могут включать специально разработанное для членов программное обеспечение, способное оказать поддержку в удаленном участии в собраниях пленумов, комитетов и политических групп, в удаленном участии в парламентских голосованиях (электронное парламентское голосование), а также в организации и участии в Интернет-форумах, блогах и социальных сетях политического характера. Кроме того, электронный парламент предлагает гражданам и другим заинтересованным сторонам возможности для того, чтобы их голоса были услышаны и чтобы они могли принять участие в составлении повестки дня и принятии решений. Электронные ходатайства являются инструментом, которым можно воспользоваться в способствовании продвижения этого процесса.

Руководство 44. «Преодолевая географические и …»

159. Термин «трансграничный» используется в данном Руководстве с обозначением любого трансграничного характера, который может преодолевать границы местных, региональных или государственных территориальных образований и их соответствующих выбранных собраний, правительств и органов государственной власти. Трансграничный электронный парламент можно организовать посредством систем межпарламентского обмена информацией. В большинстве случаев для обеспечения работы таких систем требуются переводы парламентских документов и законов.

Руководство 45. «Электронная демократия должна посредством усиления…»до руководства 49. «Чтобы обеспечить судебные…»

160. См. пояснительный параграф к принципу 38.

Руководство 50. «Чтобы создать …»

161. Электронные ходатайства и электронные консультации являются средствами, с помощью которых люди могут выражать свои мнения по конкретным темам. Такие инструмент следует рассматривать как надежный способ выражения взглядов электората. Участники процессов электронных ходатайств и электронных консультаций должны быть должным образом информированы о том, какие меры принимаются в отношении отправленных ими сигналов.

 

Технологии

 

Руководство 52. «Заинтересованные стороны должны поддерживать и…»

162. По-прежнему часто звучит мнение, что сохраняется потребность в разработке технологий, подходящих для электронной демократии, вместо использования готовых продуктов.

Руководство 54. «В дополнение к…»

163. Электронная демократия может обеспечить реализацию человеческих прав, дав людям право голоса. В качестве примера можно привести оппозиционного политика, который пользуется Интернетом, чтобы его голос был услышан, путем ведения блога или по

Конструктор сайтов - uCoz