…которая будет доставлять радость, сравнимую с радостью чтения высокохудожественного остросюжетного романа или успешного распутывания детективной интриги. И чтобы при этом конечный результат самостоятельной работы над учебным материалом был бы надежнее и богаче, чем результат «колдования» над учеником даже хорошего репетитора. Наивно думать, что обострить ум могут экстрасенсы, гипнотизеры и прочие маги... Ум оттачивается в мыслительной деятельности. Ее изучают психологи. И надо, чтобы познание базовых закономерностей обеспечило резкий прирост знаний и возможностей эти знания показать. Глубоко мыслящий ученый и яркий преподаватель в одном лице — нечастое явление. И может вполне случиться, что автор написал книгу трудным языком, доступным лишь уже посвященным, но материал этот для ученика важный.

Нами разработан способ, который обеспечивает старшекласснику успешное самостоятельное овладение трудно изложенным материалом. Мы учим выделять понятия, в скольких бы словах они ни выражались, обводить понятия своеобразными рамками, легко выделяемыми из фона в качестве фигуры, разносить обведенные рамками понятия по полю страницы удобно для восприятия, соединять заключенные в рамки понятия организованной в пространстве структурой и включенным в нее сверхкратким текстом, отражающими их логические соотношения. В принципе — и все. И открытие это сделано еще Аристотелем. А мы его применили для самонаучения, ну, и адаптировали к этим целям. Эффект тем не менее получается огромный. Затраты времени сначала здесь чуть-чуть больше. Но замена репродуктивного ученического труда на творческий сказывается интересом к работе вместо бегства от нее. А результативность в плане понимания-запоминания и сокращение времени на повторение перед экзаменами с избытком восполняют труд, затрачиваемый на создание такого конспекта-картины.

Методика обучения представленному здесь логико-графическому структурированию апробирована в широкоформатном эксперименте со старшеклассниками школы-гимназии № 1041 (лабораторная и практическая база нашего факультета) нашим выпускником, психологом Виктором Давыдовым. Школьники на глазах изумленных руководителей и родителей намного шире и глубже, чем учителя, воспроизвели новый для тех и других научный материал. Это дает возможность выдержать без репетиторов конкурсные экзамены по любому предмету, учиться сверхуспешно в школе и вузе, уметь самостоятельно овладевать учебным материалом повышенной сложности, развить творческое мышление. Почему творческое? Потому что при таком переконструировании информации рождаются собственные мысли и появляется критический подход к изучаемому тексту. Если текст не полностью содержит выводы, ученик их вынужденно делает сам, а если текст содержит логические дефекты, ученик их видит, констатирует, исправляет, возражает. Таким образом достигается высший уровень усвоения материала — творческий. В этой книге мы не раз продемонстрировали логико-графическое структурирование в разных главах. Но вопрос настолько интересен, что я думаю написать специальную книжку. Мы проводим со старшеклассниками в лаборатории-мастере кой занятия и на эти темы. Обращайтесь к нам. Студенты мои займутся с вами из интереса, в порядке благотворительности, без финансовых расчетов.

Супружество и собственная семья в будущем

Кто готовит к этому? Биолог? Историк? Географ? Литератор? А предмет «Этика и психология семейной жизни», введенный десяток лет назад, был успешно дискредитирован застойными «коммунистическими» морализаторами, которые разрешали кормить юных пытливых людей лишь бессодержательной мякиной. И в самое последнее время уже «демократические» моралисты в очередной раз не одобрили преподнесенные действительно в слишком уж грубой форме тонкие материи интимных отношений. Ну что ж, поэтому-то мы и дали соответствующие главы в этой книге.

Материальное мракобесие,

религия золотого тельца, и в особенности коррупция, требуют не только продуманных законов с неотвратимостью наказания и экономической стимуляции правоохранительных работников. Нужны специальные воспитательные методы в школе (!). Не копите на земле, копите на небе... — внушал Иисус Христос. Да вот что-то не очень слышат пастырей, все копят на земле. Плоха, значит, их педагогическая система, что-то другое надо придумывать. Ну, во-первых, и здесь, как и с усту-панием старому человеку подростком места в метро, лучшее воспитание — собственный пример. Какой же пример дает своей пастве церковь? Возрождается непомерное ее богатство. Она торгует. Что же это?

Христос плетью выгнал торгующих из храма. А торговля религиозной утварью, свечами, литературой идет в Его храме! Или это не торговля, потому что продают за деньги иконы и Святое Писание? Или это не храм, раз в храме нельзя торговать, а здесь торгуют? Или торговать нельзя было только в ветхозаветном храме?.. А как истолковать освящение автомобилей? На Волгоградском проспекте в Москве я часто встречаю рекламу «Освящаем машины», и чуть дальше в самом деле сидит облаченный в священническую одежду человек и ждет клиентов... Он так Богу служит? Или мамоне? Что это: художественная самодеятельность младшей церковной братии? А то, может быть, это — сегодняшний Ос-тап Бендер с Шурой Балагановым? Или «провокация коммунистов»? А чего стоит такое? К восстановленному гигантскому храму пристроена стоянка на шестьсот шестисотых «мерседесов». Это храм Христа Спасителя? Или Гермеса? По дороге, которая ведет к храму, надо бы пешком ходить, если, конечно, она не для бандита с большой дороги...

Но, помимо собственного бессребреничества, нужна серьезная психолого-педагогическая тактика. Тут на память приходит яркая, хотя и отдаленная аналогия. Можно сколько угодно внушать, что надо соблюдать чистоту, но лучше сделать, как Сухомлинский: перед входом в школу есть все для очистки и помывки обуви, а сразу при входе в коридоре школы постелена большая белая простыня, на которую водичка стечет и высохнет, а комья грязи на ней бросаются в глаза; самооценка и оценка окружающих заставит вернуться и тщательно очистить обувь.

Мы проделывали что-то подобное, но в отношении моральной чистоты. Сначала методом Сократа приводили ребят к выводу, что вор — это несостоятельный человек, что он умеет только паразитировать, а произвести и заработать не может. Подвели их к тому, что вор похож на глиста, который всасывает, но слеп, глух, глуп... — вы хотите быть такими? И невзначай оставляли достаточно значимые деньги в клубе на столе. Деньги лежали долго, и нам пришлось их через две недели убрать, их никто не украл.

Надо неопровержимо развенчивать мафиозную «романтику». Надо, чтобы воцарилась романтика САМОАКТУАЛИЗАЦИЙ. Под этим термином, вспомним, понимается реализация творческого потенциала для как минимум самообеспечения, а лучше для дарения людям излишков своего творчества. («Цель творчества — самоотдача...» — умудренный Пастернак). Самоактуализация предполагает даже самопожертвование. Но она исключает жертвоприношение, как бы его ни рекламировали и ни реализовывали недоучившиеся семинаристы, внезапно ставшие атеистами. И все это — дело не одного абзаца, а фундаментальных программ воспитания, все это корень добра...

Катастрофическое обнищание

семей многих школьников приводит к комплексу неполноценности по отношению к устроенным и богатым. Вообще, когда дети беспризорны или их призревают презренные эксплуатирующие их околомафиозные твари, когда им кушать нечего, а их родители кончают самоубийством или устраивают голодовку, потому что не могут пережить голодание своих детей, когда слишком поздно спохватились, что уже проданы квартиры, на жилплощадь в которых дети имели право, — как вообще можно о чем-то говорить? И это в то время, когда «решается вопрос», как простимулировать «укравших миллион» (долларов, разумеется) поместить его в российское производство... Все не так уж сложно — дайте полицейским в десять раз больше зарплату и в двадцать раз больше неотвратимое гласное наказание, и вопрос этот уйдет в историю.

От проблемных детей к проблемам детей!

Список, пусть далеко не полный, и суть обсуждавшихся вопросов приводят нас к выводу, что акцент должен быть смещен с проблемных детей на проблемы детей. Иными словами, надо больше заниматься «нормальными» психологическими проблемами, или, если удобнее выразиться так, «проблемной нормой». Конечно, некоторые школьные психологи (по крайней мере, наши выпускники) занимаются; но это должно стать главной задачей прикладной психологии в учреждениях образования. Если школа бедна и может содержать только одного психолога, то пусть лучше он процентов 75 рабочего времени уделяет большой массе детей без (условно говоря) отклонений, а четверть — проблемным детям. Когда у школы появятся возможности содержать четырех психологов, один из них может специализироваться на отклонениях, а три — на «норме». А надо, очень надо, чтобы психологов и социальных педагогов в школе было побольше.

Психологическая помощь — средство воспитания

А почему мы, поставив проблему воспитания, говорим все о психологических трудностях школьников? А потому, что психологическую помощь мы должны оказать параллельно со всеми воспитательными мерами. Потому, что она — условие воспитания (как воспитывать хорошее отношение к людям в тот момент, когда человек сам страдает?). И потому, что она восполнение плохого воспитания в прошлом (ведь коррекция психологических качеств плохо воспитанного человека — неотъемлемая часть психологической помощи). Чтобы человек получился хороший, надо, чтобы он сам, страдая, получил помощь. Иначе он, страдая, будет звереть и зверствовать. У большинства фашистов-садистов было тяжелое детство. Это не дает оснований не осуждать их человеческим судом. Но без учета этого немыслимы профилактика и хорошее воспитание. Получив помощь, человек сам сможет захотеть ее оказывать. Можно даже усилить акцент. Человек, который не страдал и не получил помощь, сам как бы неполноценен, он не может сострадать и вообще не живет, потому что в жизнь в широком смысле входит и страдание («Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Пушкин). Человек нестрадавший похож как бы на не болевшего инфекциями, и, не имея опыта перенесения страданий, он может от первой же психической травмы погибнуть. Но это только как бы идеальный эксперимент, на самом деле страдает каждый, но, перенося страдание в одиночку, становится, как мы уже сказали, агрессивным, а получив помощь — становится Хорошим.

Не соревнование, а взаимопомощь!

Есть Человек по имени Айша. Получив классическое образование на факультете психологии МГУ, она не остановилась на университетских истинах, а ушла в мудрость Востока, в Лао-цзы, в позднего Толстого и создала сообщество в одной из деревень Средней России. Когда-то в восьмидесятых годах она, как и Козлов, пришла к нам в «Маленький принц» уже с дипломом психолога и приняла на время нашу позицию. Несколько лет мы сотрудничали. Но потом она отошла. Стремление к самостоятельности и ей присуще. И слава богу. Теперь я многое перенимаю у нее. Далеко не все. Но о том хорошем, что я услышал и увидел, я хотел бы рассказать. Став мастером рейки (ветвь буддизма), она изменила свое имя — теперь она именно Айша — и стала вместе с мастером ци-гун (восточное оздоровительное искусство) Ареном проводить в жизнь удивительные для многих, и в том числе для меня, истины.

В частности и в особенности, поразительна в корне противоположная обычным взглядам парадигма «не соревновательность, а взаимопомощь». Это везде. И в отношениях взрослых, и в воспитании детей.

И это на 180 градусов «в сторону» от того, что когда-то советские педагоги эту самую соревновательность приветствовали в качестве стимула для детей в их интеллектуальном и физическом развитии. До того приветствовали, что даже детскую организацию назвали пионерской. А пионер — это первый. Поощрение и наказание — это да, но это хуже. А вот соревнование — это ДА! Крупская в духе революционной романтики видоизменила идею бойскаутизма и ввела соревновательность вместе с бойскаутизмом в школу и пионерские лагеря. И все как бы понятно. И даже гуманно. Стимулировать соревнование — это не воля педагога, которая проявляется в «погладить по головке» или «лишить сладкого»; это как бы внутренний perpetuum mobile. И это соответствовало всему духу времени. Тогда все было такое...

■ Была книга «Рассказы о русском первенстве». Было социалистическое соревнование, стахановское движение. В эпоху революционной романтики модны были псевдонимы, символизирующие твердость: «Сталин», «Молотов», «Каменев». И в песнях: «в стальную грудь сильней стучи-стучи-стучи...», «и вместо сердца пламенный мотор».

А сочувствие, сопереживание, по-психологически эмпатия, это как бы и нельзя. С пионерией связаны лагерь, горн, барабан. Что же, мы знаем судьбы барабанщиков революции, пусть земля им будет пухом, и пусть им будет вечная память. Но, может быть, лучше, чтобы наши дети не повторили эту судьбу?

Само слово «лагерь» военизирует воспитание, а слово «пионер» абсолютизирует первенство во всем, призывает к борьбе за первенство. Но первенство — это значит, что кто-то должен остаться позади тебя. Это дает повод и подтасовать результаты, и подставить ножку, и не протянуть руку, и испытывать гордость при победе, и издавать победный клекот над поверженным соперником. Конечно, для противостояния интервенции и преступлениям надо быть сильнее врага и преступника, но важны приоритеты. Так, в воспоминаниях Жукова звучит постоянно мотив соперничества с Коневым, при этом Жуков говорит о том, что Конев у него старался украсть его победу, добивался от Сталина права на завершение уже сделанного Жуковым. И это в ту войну шла эта борьба за первенство среди маршалов. И не это ли соперничество в придачу к тому, что взятие стратегического города приурочивалось к революционному празднику, увеличило наши потери и сказалось горем у советских семей?

Соревновательность — из биомира. Даже маленькие рыбки соревнуются на скорость плавания, и побежденный должен плавать унизительным способом под углом, а победитель может гордо плавать прямо. Соревновательность лежит в основе культа спортивных состязаний. И спорт почти напрочь вытесняет физкультуру. Соревновательность — и в основе культа знаний. Отсюда и общество «Знание», и журнал «Знание — сила». При этом знание ценится такое, которое увеличивает мощь силовых ведомств. Всегда хорошо у нас обстояло дело с преподаванием физики, математики, химии, то есть тех предметов, которые нужны для ядерного потенциала и совершенствования «обычных» вооружений. А психология с ее эмпатией, психотехникой общения, рефлексией (самонаблюдением души) не очень-то приходилась ко двору. Сначала вместе с логикой преподавали ту часть психологии, которая изучала познавательные процессы. Они были нужны для формирования материалистического мировоззрения. А потом психологию и вовсе выбросили из школьных предметов. Лишь в самое последнее время ее разрешили преподавать в порядке энтузиазма.

Так вот, пусть будет взаимопомощь, а не соревновательность. Ведь взаимопомощь вписывается в то, что у человека больше должно быть в почете: в самоактуализацию, в альтруизм, в персонализацию. Вспомним, под последним термином понимается как бы расцветание твоей личности в личности другого, в личности твоего alter ego (второго «я»), при этом чтобы и персонализация была субъект-субъектной, то есть чтобы в этом другом я видел равного мне субъекта, личность, а не механически впихивал в него свои взгляды и кажущуюся мне нужной ему помощь (ведь и помогать человеку надо по существу его нужд). А уж простое опережение другого — что в этом интересного...

Провозглашение приоритета нравственно-психологического развития личности в духе субъект-субъектной персонал изации и альтруизма, справедливости и благородства, самоактуализации и гуманизма требует дальнейших конкретных разработок.

Во-первых, думается, что предметные пропорции в государственных школах целесообразно пересмотреть. Увеличить «за счет» естественных наук долю жизненно важных наук, в том числе и в особенности психологии отношений и общения. И не надо, наверное, страшиться, что вот очередная переделка после очередной неудачи. Что ж, один период без переделок (со сталинской зато стабильностью), другой — с большим количеством переделок, но без жесткости... Но и не оставлять же так, как есть, если не очень хорошо, а можно лучше, а то попадем в более серьезную переделку, упустив поколение...

Во-вторых, надо стараться больше создавать конкретных работающих и легко воплощаемых методик нравственно-психологического развития личности.

Одну из таких методик, разработанную нами, мы апробировали в младших классах. Мы представим ее на примере с использованием сюжета из «Илиады». В театрализованной форме наши студенты преподносят ученикам события Троянской войны. Пока не более чем сказка.

Греки приплыли в Трою,

чтобы вернуть похищенную жену Менелая. Среди них Ахилл, которого его мать богиня Фетида окунула в воды реки Стикс, держа его за пятку, благодаря чему он стал неуязвимым. Он вызвал Гектора на поединок... и далее по тексту «Илиады». Дети с удовольствием делают из картона «стены Трои», примеряют шлем Гектора, размахивают мечом Ахилла. Дети как дети. Но они буквально на глазах «взрослеют», когда мы задаем вопросы.

■ Справедливая ли была война со стороны греков? Был ли бой, в котором Ахилл сразил Гектора, честным?

Дискуссия приводит их к тому, что Ахилл вместе с другими греками хотел разграбить Трою, воспользовавшись поводом, а Гектор защищал родной город от нашествия, поэтому война, в которой участвовал Ахилл, была со стороны греков несправедливой. Ахилл был неуязвим, и бой поэтому был нечестный. Нас интересуют, однако, не сами по себе эти простые нравственные теоремы, а та эмоциональная реакция, которая сопровождает самостоятельные нравственные открытия первоклассников.

Они плачут слезами (после того как дурачились, разыгрывая бой Ахилла с Гектором!) — им жалко Гектора. Они топают ногами, негодуя по поводу нечестности Ахилла (неуязвим!) и его бесчеловечности (надругался над телом Гектора, не отдал его старику Приаму...). И вспоминается Шекспир: что он Гекубе, что ему Гекуба...

ВОСПИТАНИЕ — ЭТО СОЗДАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ. А ЛИЧНОСТЬ — ЭТО ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ.

Жалость со слезами на глазах к благородному человеку, раздавленному жестокосердным фактически убийцей под личиной храброго воина, и ненависть к убийце, выраженная с такой яркой детской непосредственностью, — это то, что нужно, это те эмоционально-ценностные блоки, из которых строится целостная нравственная личность.

Разумеется, ценности в определенной их иерархии создавать надо системно, не одноактный это процесс, а долгий. И осмысление фактов истории, сюжетов греческой и библейской мифологии, отношений литературных персонажей происходит в нашей базовой школе №1041 на протяжении всего 11-летнего периода обучения-воспитания. Поскольку главным здесь является не само событие, а его нравственно-психологическая интерпретация, то порядок обсуждения тех или иных тем не диктуется ни хронологией, ни географией, ни каким-либо иным внешним по отношению к собственно нравственной проблематике принципом. Обсуждаются вперемешку подвиги Прометея, Христа и Джордано Бруно. Дмитрий Донской, сражавшийся на Куликовом поле в доспехах и в рядах простых ратников, протест и ссылка Сахарова, Пугачев, отдавший Машу своему врагу Гриневу, Ян Гус, произнесший слова прощения и понимания («святая простота») в адрес старушки, подложившей веточку в костер, на котором он сгорит... Так же вперемешку идут один за другим для критического осмысления сюжеты с безнравственными поступками. Вот чванливый и малодушный князь Олег (см. главу «Быть интересным»), А вот злобный и тщеславный Иоанн Четвертый, ослепивший Барму и Постника, «чтоб в земле его церковь стояла одна такова». Или из романа «Овод» кардинал Монтанелли, дважды отрекшийся от своего сына Артура...

Но как бы ни интересны были результаты этой методики, это именно методика, хотя и не лабораторная, скорее полигонная, но методика.

Методы должны быть жизненными!

Хотя бы по преимуществу. Жизненными в том смысле, что школьникам надо бы не играть в труд на уроке труда, а трудиться, не играть в дочки-матери, а реально выхаживать и воспитывать младшего. Идея сама по себе тоже не нова. Но как там говорится? Новое — это хорошо забытое старое? Вот и прекрасно. В первобытном ли обществе, в большой ли крестьянской семье — все было на самом деле, а не как будто. И все возрасты были перемешаны, а не искусственно разведены по возрастным группам. Но здесь есть еще место для творчества. Вот и у Айши в российской глубинке десятилетней девочке поручается своенравная шестилетка. А четверке мальчишек (9, 9, 10 и 11) — задание починить оконные рамы, чтобы их можно было заново вставить в окна. Взрослые показывают, если умеют (а не умеют — учатся сами), как надо безопасно и эффективно пилить дрова, которые пойдут сейчас же в топку для варки пищи, и реально пилят их вместе с «учениками». Пусть это будет медленней. «Нам нужны вообще-то больше не дрова, а люди», — говорит взрослым членам общины Ай-ша. А вот мальчик, переведенный в пятый класс, ставит петли на дверцы шкафа... Нет, гвоздики — это чтобы временно повесить майки, а здесь надо стационарно, на шурупах, а для шурупов надо просверлить дрелью маленькие отверстия, а чтобы просверлить отверстия, надо дверцу зафиксировать зажимом на верстаке... И все это, чтобы старый добротный шкаф прослужил еще года четыре до следующего кампремонта. Здесь вообще не любят новые вещи, здесь любят старые вещи. На новые вещи может уйти жизнь, а ее можно посвятить людям, рождающимся, рожденным, развивающимся, зрелым и старым.

■ На Востоке, кстати, ценится старость, и поэтому здесь никто не комплексует по поводу своего возраста, хотя очень много детей.

Четырехлетка в ванночке, стоящей в саду, моет тряпкой картошку. А 12-, 13- и 14-летние заняты прополкой картошки, которую они будут есть зимой. Все на самом деле, а не понарошку. Я не видел, чтобы дети, прополовшие сотку картофельного поля и евшие выращенную ими картошку, кидались бы ею. Но видел, как прибывшие из города новички самозабвенно развлекались киданием картофелин друг в друга.

«Лего» и Барби

Зачем мы тратим так много пафоса на простые, казалось бы, мысли? А затем, что у людей, имеющих отношение, скажем, к детским игрушкам, мысль идет прямиком в противоположную сторону. «Лего» и другие красивенько разукрашенные конструкторы, Барби и другие омерзительно дорого разодетые куклы разовьют в детях не любовь к творчеству и к будущим их детям, а стремление к роскоши, на которую надо столько средств, что добыть их можно только воровством, разбоем или иными, замаскированными, способами насильственного отъема чужого труда. А если добыть не получается, то развивается чувство недоступности, зависть и комплекс неполноценности. Хотя комплекс этот по большому счету должен возникнуть у обладателей «Лего» и Барби и без недоступности. Ведь они ничему не научатся, кроме как собирать простенькие комбинации, запрограммированные устройством конструктора и картинкой-эталоном, или разбирать куклу, нет ли в ней чего-нибудь более интересного, потому что сама-то кукла жуть как неинтересна, и разбрасывать по полу ноги-руки (а то и голову с выколотыми глазами) в одну сторону, а туловище без рук — в другую. Лев Николаевич (Толстой) не одобрял фабричных кукол, в его доме у детей были в основном самодельные.

■ А лучший, на мой взгляд, конструктор — козлы, которые еще надо смастерить, бревна на дворе, которые надо распилить на дрова, и двуручная пила (этот сложный, как оказывается, и даже каверзный для подростка инструмент).

Здесь столько простора для трудового воображения, сколько не найдется у сотни напомаженных «Лего». И если уж понадобится кукла, то пусть ребенок ее сделает из глины, палочек и соломы. Любой «психолого-педагог» скажет, что здесь больше эстетического и нравственного творчества, чем в распотрашивании и обезглавливании десятков Барби. В естественных конструкторах таится созидание, а не разрушение. Но нет, «старые русские», или просто русские, Толстой, Макаренко и Сухомлинский с их колониями для несовершеннолетних, с их деревнями и простым трудом не устраивают «новых русских», им нужны заграничные Барби и «Лего». Потому что при отсутствии естественного вкуса они стремятся к созданию искусственного спроса. А может быть, уже скажем дружно... Да так, чтоб и в рифму получилось, и с ритмом чтоб все оказалось в порядке. Поймем наконец, что и здесь мы наелись до расстройства желудка ихней упаковки с тошнотворным содержимым...

Но нет, нас «не поймаете на слове», мы «вовсе не против мещанского сословия». Русским по культуре людям нужен немец Бах, австрийский голландец Бетховен, итальянец Верди, француз Цезарь Франк... Мы — ЗА! За Рассела, за Роджерса, за Альберта Швейцера, за мать Терезу... Только вот и они не только не нужны «новым русским», а и вовсе терра инкогнита для них. А русским они нужны, они «Лего» и Барби не придумают, они с Толстым совместимы. Они, как и Пушкин, знают, что золото полито кровью, и, как и Пушкин, против этого. «Новые русские», вы помните («вы все, конечно, помни-ге»...), как скупой рыцарь говорит об этом... Между прочим, деятельность матери Терезы (и, наверное, многих неизвестных нам скромных служителей различных религий) как-то не похожа и на деятельность верхушки православной церкви. Мать — она все больше в горячих точках была, а наши святые отцы все больше на тепленьких местечках отсиживаются.

Прогулка по окрестностям

Когда все делается системно, как в «епархии» Айши — Арена, то любые попытки нравственного совершенствования личности ребенка быстро увенчиваются успехом. Я пригласил на автомобильную прогулку порученных мне четырех пацанов (помните: 9, 9 , 10 и 11?) по окрестностям их деревни, и каждый из них готов был вступить в драку за право ехать на месте рядом со мной. В духе «не соревнование, а взаимопомощь» я провозгласил, что, раз возникла проблема, установим очередность, при этом каждый едущий справа-спереди сам сообщает, когда он захочет уступить место следующему. К моему удивлению, смена наступала достаточно быстро, а один из четверых заявил даже, что он вообще уступает свою очередь. Не все так идиллично: он уступил очередь тому, кого считал своим другом, и потребовалась дополнительная работа, чтобы он уступил свою очередь не по принципу дружбы. Да, у Айши и Арена все «схвачено»: учение-воспитание-жизнь в одном узле.

Эстетика и воспитание

В ценностную иерархию личности входят и эстетические ценности. Они не менее важны, тем более что не только в науке, но и в жизни эстетика идет в паре с этикой. Крылатая фраза Достоевского, что красота спасет мир, более глубока, чем красива. Конечно, все слишком нежестко связано. Гитлер любил Вагнера, Эйхман даже и играл на скрипке бетховенские вещи, а великий Шостакович поднятием руки в Верховном Совете санкционировал все, что надо было Политбюро. Но в целом «несовместны гений и злодейство». В целом даже дуэль Пушкина, может быть самое великое его произведение, — это призыв к благородству. В целом финал Девятой симфонии Бетховена — это вселенская любовь. В целом от «Пушкинских вальсов» Прокофьева хочется на износ работать для человечества... Какая же эстетика преподносится детям?

■ Начнем хотя бы с бесконечных гипсовых — белых, посеребренных, позолоченных, покрашенных коричневатым или цвета «детской неожиданности» суриком — Лениных с рукой, указующей в беспросветное будущее.

Все это в таком недалеком прошлом, что когда в очередном районном городке на 5000 жителей видишь сегодня очередного Ильича, то понимаешь, что Ленин не будет похоронен, даже если тело В. И. Ульянова будет покоиться рядом с его матерью. Если Ленина уважать, как уважаю его я, несмотря на то что он, именно он, пусть и не ведая, что творит, проложил дорогу Сталину и сталинизму, то за него становится обидно, — никакой враг с талантом Кукрыниксов не поиздевался над этой трагической личностью язвительнее, чем брежневские наполеоны Мценского уезда. Но Бог с ним. Дело, начало которому он положил, продолжает жить в виде такой вот карикатуры. Кто-то может сказать даже, что так ему и надо. Но дети-то при чем? Впрочем, нас больше волнует даже не это как символ распада несостоявшейся утопической системы. Хотелось бы, чтобы ребенок предпочитал слушать ту музыку, которую предпочитает исполнять Ростропович.

Этой образной фразой я хочу выразить, конечно, нечто более общее. Как только с людьми без музыкального или достаточного культурологического образования заводится разговор о классике, тут же начинается: если нам нравится шлягер и не нравится классика, то это дело вкуса, а о вкусах не спорят, и не надо насаждать классику. Беда, однако, именно в том, что насаждается как раз шлягер. И чем более низкого пошиба, тем больше он насаждается. Этот разговор легко завершить сразу, если сойтись на методе экспертов. Экспертами могут быть Ростропович, Спиваков, Светланов. Потому что они смогут сыграть по нотам любую шлягерную вещь. А Укупник или Киркоров вряд ли сыграют репертуар Спивакова или Рихтера. Так вот, мнения настоящих, квалифицированных экспертов уже собраны — они предпочитают играть классику. Так что будем ориентироваться на них в том, какую музыку преподносить детям. Опять же оговорка, песня под гитару, под фортепиано и под оркестр может, быть и со вкусом. Мы опять же — ЗА. За Высоцкого, за Окуджаву, за Веронику Долину, за Эдит Пи-аф, за Мирей Матье, за Шарля Азнавура, за «Битлз», за... Но и ПРО... Ну как можно петь такое (это о словах в данном случае): «ледяной горою айсберг из тумана выплывает»? Заглянем в словари. Айс — лед, берг — гора. Да это давно уже хороший художник Федотов высмеял в картине «Анкор, еще анкор!»... И навязывается эта безвкусица, а не Высоцкий. Навязывается Лариса Долина, а не Вероника Долина...

С другой стороны, довольно сложная задача — создать потребность в классике. Те, кто учится в музыкальных школах, слушают много хорошей музыки на «специальности», на сольфеджио, на муз-литературе, на академических и других концертах. И только такое слушательское трудолюбие обеспечивает с

Конструктор сайтов - uCoz