…fy;">• уточнить готовность сторон решать свой конфликт и проинформировать об основных принципах и правилах поведения во время медиации;

• рассказать о том, что ожидает стороны в течение сессии медиации;

• рассказать об ответственности сторон в этом процессе и о своей роли в нем;

• определить регламент работы;

• создать атмосферу доверия к медиатору, чувство безопасности и равноправия сторон;

• ответить на вопросы сторон и обеспечить все необходимые потребности сторон на время ведения переговоров.

Особое внимание на этом этапе обращается на конфиденциальность происходящего процесса, рассказывается о правилах поведения участников. Медиатор говорит о своем праве проводить «кокус» (индивидуальные встречи с каждой из сторон во время медиационной сессии), выясняет у конфликтантов за столом, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах, и предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации (чаще такое соглашение заключается устно). Если введение в медиацию сделано правильно, то результатом будет атмосфера доверия как к процессу, так и к самому медиатору. Вступительная часть продолжается 10–15 минут. Столь длинная и стандартная процедура обычно кажется начинающим медиаторам излишней, и они стараются ее сократить. Однако опыт показывает, что сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а то и к срыву всего процесса медиации. Если стороны не готовы к медиации и отказываются подписать процедурное соглашение (потому что не доверяют медиатору или боятся «потерять лицо» в случае неуспеха и т. д.), то лучше медиацию вообще не начинать.

Важно, чтобы первые слова медиатора давали сторонам чувство однозначности процесса медиации и неоспоримости процедурной его части. Уверенность в своих действиях — это именно то, что необходимо медиатору на этой стадии. Доброжелательность и упорство, диалог со сторонами, а не монолог; яркая выразительная речь, спокойствие — все это помогает медиатору. Речь медиатора должна быть точной, четкой, однозначной и обязательно эмоционально нейтральной. Приведу некоторые типичные ошибки начинающего медиатора. Иногда посредник, следуя правилам медиации о том, что стороны несут полную ответственность за происходящее, произносит: «Я не несу ответственности за то, что будет происходить на ваших переговорах». Да, действительно медиатор не несет ответственности за принятые сторонами решения, но несет полную ответственность за то, как они будут договариваться. В этом состоит его профессиональная компетентность.

Количество сессий (встреч со сторонами) определяется моментом завершения переговоров, когда стороны или договорятся, или вообще решат прекратить медиацию. Часто для разрешения конфликта одной медиационной сессии бывает недостаточно, и нужно провести их две-три и более. Наиболее часто повторяющаяся ошибка — боязнь не успеть закончить медиацию за время данной сессии. Необходимо помнить, что медиация — это процесс, имеющий в каждом случае свою скорость и свою продолжительность. Попытка ускорить процесс выработки доверия сторон и их движение в переговорах чаще всего ни к чему не ведет. Необходимо двигаться вместе со скоростью сторон, но не стоит тянуть время, если это возможно.

При каждой сессии медиации или на повторной медиации с этими же сторонами введение в медиацию обязательно повторяется. Процедурное введение — инструмент управления процессом медиации, поэтому медиатор напоминает сторонам процедуру, особенности медиации, их права и порядок работы. Если стороны перевозбуждены и их трудно «настроить» на восприятие всего того, что говорит медиатор, можно ограничиться процедурными вопросами, например, «Прежде, чем что-либо обсуждать, давайте договоримся о процедуре».

О.В. Аллахвердова

Copyright © vsgfond, 2011

Конструктор сайтов - uCoz