Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Правительству Италии было предписано выплатить компенсации лицам, чьи исковые заявления не были рассмотрены в разумные сроки независимо от того, рассматривалось ли дело в гражданском, уголовном или административном суде. Обжалование медлительности государственных судов при отправлении правосудия стало новой сферой деятельности итальянских адвокатов.

В 2001 году было основано «Итальянское общество по урегулированию споров при помощи посредника» (Society for the settling of disputes through mediation SIMED) с целью популяризации альтернативных способов решения споров, независимо от того, имеет ли спор частноправовую или коммерческую природу. Идея создания Общества была подсказана его создателю, профессору и римскому адвокату Микеле де Мео Сэром Энтони Колманом - судьей по коммерческим спорам в Высоком Суде Лондона. Соответствующая нормативная база была создана профессором и нотариусом г. Рима Дженнаро Мариконда. Партнерами SIMED с 2007 года являются более 200 юристов из Италии, Греции, России, Украины, Германии, Франции и Бельгии. 

17 января 2003 г. в Италии был принят Законодательный Декрет № 5  (вступил в силу 1 января 2004 г.), устанавливающий обязательную процедуру посредничества при урегулировании корпоративных и многих финансовых споров. Согласно указанному закону, если в договоре сторон или внутренних документах корпорации предусмотрена процедура посредничества, суд не вправе рассматривать спор, пока стороны не провели посредничества. Закон также подтверждает правомочия публичных и частных организаций, имеющих опыт успешной работы в области урегулирования споров, осуществлять организационное обеспечение процедуры посредничества, при условии их регистрации в Министерстве юстиции (ст. 38). Более того, в соответствии с законом, все сделки и документы, совершенные в ходе посредничества, освобождаются от обложения какими-либо налогами и сборами (ст. 39). В законе также предусмотрены требования к проведению процедуры посредничества, в том числе ее строгая конфиденциальность, независимость посредника, недопустимость использования информации, полученной в ходе посредничества, в качестве доказательства в судебном разбирательстве. В нем также содержатся положения о том, что срок исковой давности прерывается при направлении стороной другой стороне предложения о проведении посредничества (п. 4 ст. 40). Неявка стороны на посредничество и ее недобросовестность при переговорах учитывается при вынесении судом решения о распределение расходов на судебное разбирательство.

В целях приведения итальянского законодательства в соответствии с нормативами Директивы 2008/52/ ЕС от 21 мая 2008 г. «относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах» Парламентом Италии был принят закон от 18 июня 2009 г. № 69/2009. Статьей 60 закона Правительству было делегировано право утвердить Декрет (Закон) об урегулировании процедуры медиации по гражданским и торговым делам на следующих принципах: предметом медиации являются разногласия относительно имеющихся прав; медиация не препятствует доступу к правосудию; медиацию осуществляют профессиональные независимые организации, постоянной целью которых является предоставление примирительных услуг; создание Реестра примирительных организаций при Министерстве юстиции; возможность учреждения адвокатскими коллегиями специальных примирительных советов при судах, возможность предоставлять услуги по медиации с использованием отдаленного доступа.

Согласно Директиве 2008/52/ ЕС от 21 мая 2008 г. принят Законодательный декрет от 4 марта 2010 № 28. в сфере медиации, направленной на примирение по гражданским и торговым спорам (закон о медиации). Закон устанавливает, что медиация – это посредническая деятельность, осуществляемая беспристрастным третьим лицом, направленная на помощь двум или более субъектам как в поиске дружеского соглашения по разрешению спора, так и в формулировании предложения по его разрешению; медиатор – физическое или юридическое лицо (лица), которое,   индивидуально или коллегиально, осуществляет посредническую деятельность, однако, в любом случае,  его решения не являются  юридически обязательными для сторон, воспользовавшихся услугами медиации; примирение – разрешение спора, вследствие деятельности медиации; медиаторская организация – государственный или частный орган, в котором может осуществляться процедура медиации в соответствии с  настоящим декретом; реестр – учёт медиаторских организаций, установленных декретом Министра Юстиции, согласно статье 16 настоящего декрета, а также, до издания подобного декрета, учёт медиаторских организаций, установленных декретом Министра Юстиции от 23 июля 2004, № 222.

В отношении адвокатов закон № 28. в сфере медиации устанавливает, что когда сторона прибегает к услугам адвоката, то он должен  информировать её о возможности прибегнуть к процедуре медиации, урегулированной декретом, и о финансовых преимуществах. Кроме того, адвокат информирует своего подзащитного о случаях, когда опыт процедуры медиации является условием подачи искового заявления в суд. Информация должна быть ясной и дана в письменной форме. В случае нарушения обязанности адвоката об информации, договор может быть расторгнут. Документ, в котором содержится данная разъяснительная информация, подписывается подзащитным и должен быть приложен к основным документам, подаваемым в суд, при возможном судебном разбирательстве. Судья, обнаруживший отсутствие этого документа, информирует стороны о возможности прибегнуть к медиации или применяет меры, предусмотренные декретом.

Также, статья 5 «Условия процедуры и процессуальные отношения» закона № 28 предписывает обязательную процедуру медиации для тех, кто намеривается обратиться в суд за разрешением спора, касающегося совместного владения недвижимым имуществом, вещных прав, раздела имущества, прав наследования, семейных договоров, договоров аренды, безвозмездного предоставления в пользование, аренды предприятий, возмещение ущерба вследствие движения транспортных средств и судов, возмещение ущерба, причинённого медицинскими работниками, возмещение ущерба от клеветнической информации, распространённой печатными изданиями или другими средствами массовой информации, договоров страхования, банковских  и финансовых договоров должен прибегнуть к процедуре медиации, согласно настоящему декрету или к процедуре примирения, предусмотренной законодательным декретом от 8 октября 2007, № 179, или к процедуре, определённой введением в действие статьи 128 – bis единого текста законов в банковской и кредитной областях, согласно законодательному декрету от 1 сентября 1993, № 385 с последующими изменениями.  Опыт обращения к процедуре медиации является условием рассмотрения дела в судебном порядке.   При отсутствии обращения к процедуре медиации, ответчик должен выразить возражение, под угрозой утери права, или же судья должен указать на её отсутствие не позднее первого слушания. Судья, установивший, что медиация уже начата, но ещё не закончена, назначает следующее слушание после истечения срока. Таким же образом происходит, если медиация ещё не начата: судья даёт сторонам срок в пятнадцать дней для подачи заявления на медиацию. 

 

АВСТРАЛИЯ. Третейский суд применялся в Австралии с XVII-го века, когда он появился в первых поселениях белых иммигрантов на основании английского Закона о третейском суде 1697 года. В конце XX века альтернативное разрешение споров стало внедряться в практику достаточно активно: в 1975 году был создан Институт третейских судей Австралии, который стал центром профессиональной подготовки третейских судей; в 1982 году Австралийский центр по коммерческим спорам; в 1985 году Австралийский центр международного коммерческого арбитража. К 1990 году все штаты Австралии приняли единые законы о коммерческом арбитраже. Кроме того, в 1991 году правительство Австралии приняло Закон о суде (посредничество и третейский суд), по которому Семейному суду и Федеральному суду Австралии дано право предлагать сторонам возможность привлекать для разрешения спора посредника и третейского судью1. В большинстве университетов Австралии в программу подготовки юристов включен курс по разрешению споров.

В разделе 51 Австралийской Конституции указывается, что парламент праве вводить в действие законы, относящиеся к «согласительным процедурам и третейскому суду для предотвращения и урегулирования отраслевых споров, простирающихся за пределы одного штата».

В 1995 году был создан Национальный консультативный совет по альтернативному разрешению споров (“NADRAC”), проводящий в настоящее время консультации Федерального Генерального Поверенного по вопросам, относящимся к регулированию и оценке процессов и процедур АРС. К профессиональным организациям АРС относятся: юристы — участники альтернативного разрешения споров, Австралийская ассоциация по разрешению споров и Австралийский институт третейских судей и посредников.

Третейское разбирательство широко применяется австралийскими гражданскими и арбитражными судами и часто осуществляется с привлечением юристов или экспертов, имеющих опыт по вопросам, представляющим собой предмет спора. Деятельность третейского суда определяется законами о коммерческом арбитраже каждого штата или территории.                                   

Наиболее широко альтернативное разрешение споров применяется в Австралии в семейном праве, где этот метод называется «первичное», а не «альтернативное разрешение споров», и где 95% вопросов решаются внесудебными средствами. Разработкой и внедрением АРС занимаются, в основном, Федеральный суд и арбитражные суды, они обращают больше внимания на посредничество и согласи¬тельные процедуры, чем на такие методы, как оценка или третейский суд. В 1987 году Федеральный суд начал осуществление Программы ассистированного разрешения споров, опирающейся на привлечение к разрешению споров регистраторов Суда в качестве посредников, и к 1997 году через эту программу прошли более 1300 дел. Акт о медиации 1997 года и Закон об изменении судебного законодательства наделили Федеральный суд правом передавать дела на решение через посредничество с согласия, а также без согласия сторон. Согласно австралийскому Акту о медиации медиатор имеет право на такие же защиту и иммунитет, как судья Верховного Суда.

Посредничество применяется также Национальным судом по правам коренного населения (NNТТ), созданным в 1994 году. Оно включает принципиальные переговоры, в процессе которых формулируются варианты решения, и проводится с участием коренного населения, правительственных органов, промышленности и других сторон, чьи права или интересы могут быть связаны с правами и интересами коренного населения. В период с 1994 по 1997 год NNТТ принял 1210 дел, в большинстве являвшихся сложными многосторонними исками. Спецификой процедуры является то, что она должна учитывать аборигенную культуру и обычаи, быть неформальной.

Применяется в Австралии также согласительная процедура по искам, связанным с правами человека и для разрешения споров между предприятиями и для прекращения трудовых споров. Схемы для разрешения споров созданы и финансируются в основном предприятиями конкретной отрасли (Омбудсман отрасли телекоммуникаций, Служба работы с жалобами по страхованию жизни, Общая схема справочных услуг и работы с жалобами по страхованию и австралийский омбудсман в банковской отрасли).

Существует также разрешение споров через Интернет, где процесс посредничества обеспечивается в рамках Национального центра автоматизированных информационных исследований, занимающееся решением проблем, связанных с использованием Интернет. Вечуал Мэджистрейт (Virtual Magistrate) занимается жалобами на нарушения в Интернет в отношении сообщений, объявлений и файлов, где предположительно нарушены авторские права или права на торговую марку, имеется незаконное использование секретной торговой информации, диффамация, злоупотребление, нечестная торговая практика, ненадлежащие (непристойные, порнографические и т. п.) материалы, нарушение права неприкосновенности частной жизни и т. п.

Существует Австралийская комиссия по согласительным процедурам и третейскому суду, созданная в 1956 году вместе с Промышленным судом Австралии под эгидой федерального правительства, которая занимается спорами между предприятиями в частном секторе. В Комиссии существует ряд Советов, специализирующихся по тем вопросам, по которым необходимо привлечение третейского суда. Комиссия в основном осуществляет обычное урегулирование споров, касающихся вынесения или пересогласования решений. 


БРАЗИЛИЯ. 23 ноября 1996 года вступил в силу Закон о третейском суде, обеспечивший основу для исполнения соглашений по разрешению возможных споров и расширяющий возможности признания и исполнения зарубежных арбитражных решений. До 1996 года решения третейских судов в Бразилии не признавались1.

Такое положение сложилось исходя из того, что Бразилия была членом Панамской конвенции по межамериканскому коммерческому арбитражу 1975 года, но не была членом Нью-Йоркской конвенции по исполнению арбитражных решений 1958 года. Закон о третейском суде 1996 года обеспечил основания для исполнения арбитражных решений, принятых в любой стране мира.

Бразильский Закон о третейском суде опирается на Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже и модифицирован с учетом культурных условий Бразилии. Бразильский закон применим как к национальным, так и к международным спорам в отношении прав собственности, имеющихся у сторон. Третейский суд должен состоять из нечетного числа третейских судей, а судебное решение о назначении третейского судьи может быть обжаловано. Срок подачи обжалования устанавливается при «первой возможности для стороны заявить о себе». Третейский суд начинается, когда все члены третейского суда примут свое назначение. Обе стороны должны быть согласны на разбирательство дела третейским судом, и законом устанавливается минимум обязательного содержания третейской оговорки. Третейский суд вправе применять принудительные или запретительные постановления.                     

В качестве принципов разбирательства дела называются беспристрастность, справедливое и равное отношение к обеим сторонам, свобода принятия решений третейскими судьями. Место разбирательства должно быть указано сторонами в «согласии» до официального формирования третейского суда. Если сторонами этого сделано не было, место определяется судом.

Стороны свободны выбрать применимое законодательство при условии, что этот выбор не нарушает правил морали и общественный порядок в Бразилии и могут согласиться на применение общих принципов закона, международных правил или торговой практики.

Третейский судья, не согласный с решением, вправе составить особое мнение, прилагаемое к решению суда. Так же, как и решение государственного суда, решение третейского допускает дополнения или толкования, которые должны быть даны не позднее 5 дней после получения. Третейскому суду отводится десять дней на выполнение требования стороны о дополнении или разъяснении.

Основанием отмены решения третейского суда может быть недействительность «согласия», неправоспособность третейского судьи, несоблюдение формальных требований к решению и решение extra или infra petita. Решение третейского суда подлежит принудительному исполнению.

 

АРГЕНТИНА. В 1995 году в Аргентине принят закон «О медиации и соглашении» (Закон Аргентины № 24.537 «О медиации и соглашении», обнародован 25 октября 1995 г.). Обязательная медиация установлена для большинства исков. После того как иск подается в аргентинский суд, на него назначается медиатор. Реестр медиаторов ведется министерством юстиции. Медиатором может быть лицо, имеющее юридическое образование и необходимую профессиональную подготовку (статьи 15 и 16). Он может быть отведен по тем же основаниям, что и судья в государственном суде.

Медиация должна произойти в течение 60 дней после извещения ответчика и соответствующих третьих лиц. Присутствие сторон на медиации обязательно, за неявку сторона уплачивает штраф. Сторон также должен представлять юрист. Особо устанавливается конфиденциальность медиации.

Мировое соглашение, достигнутое в процессе медиации, подписывается медиатором, сторонами и их юристами и исполняется в судебном порядке как решение суда. При недостижении мирового соглашения сторонам выдается документ, разрешающий передачу иска в суд (статьи 12 и 14).

Оплата труда медиаторов осуществляется согласно тарифов, утвержденных министерством юстиции. При достижении мирового соглашения расходы на оплату гонорара медиатора распределяются между сторонами, в противном случае гонорар выплачивается из специального государственного фонда.

 

КИТАЙ. Применение альтернативных способов разрешения споров имеет в Китае длительную культурную традицию. Оно применялось до Культурной революции и с начала 80-х годов вновь стало применяться при разрешении споров с использованием таких методов как посредничество, согласительные процедуры, третейский суд и обычный суд. Так, уже в 1986 году было 950 000 посреднических комитетов и 6 000 000 посредников, которые урегулировали 7 300 000 споров (в один этот год), включая споры семейные, о наследстве, алиментах, долгах, жилье и земельных участках под застройкой, производстве и управлении, об ущербе чести, экономические споры и некоторые мелкие уголовные дела.

Посредничество, обозначаемое по-китайски словом джаоджи, не обязательно соответствует западному пониманию термина «посредничество». Существует много фактов, свидетельствующих о том, что в Китае посредник принуждает стороны согласиться на предлагаемое решение. Тем не менее, это очень популярный процесс. По оценкам, на каждый гражданский спор, передаваемый в суд, Народные комитеты посредников разрешают от пяти до десяти споров. Однако, юридически обязательны только решения, в которых посредником является суд. Различные способы достижения примирения являются традиционными при разрешении споров в Китае и активно развиваются в последнее десятилетие.

В Китае существуют три типа третейского суда: внутренний и национальный третейский суд по экономическим контрактам, зарубежный экономический и торговый третейский суд и приморский третейский суд. Национальный третейский суд занимается спорами между китайскими юридическими лицами или между китайскими юридическими и китайскими физическими лицами. Приморский третейский суд действует в рамках Приморской комиссии по третейскому суду, созданной в 1959 году и в основном занимающейся спорами, возникающими в различных аспектах отношений с использованием, спасанием морских и речных судов, загрязнением моря.

Китайская Палата международной торговли решает зарубежные экономические и торговые споры. Она была создана в 1956 году под названием Комиссия по внешнеторговому экономическому и торговому арбитражу и сейчас действует согласно Правил арбитража Китайской комиссии по международному экономическому и торговому арбитражу (далее — С1ЕТАС или Комиссия), вступивших в силу 10 мая 1998 года.

Комиссия осуществляет международный арбитраж, так, в 1999 году 123 комиссионера CIETAC из общего числа 428 представляли 26 зарубежных стран, в том числе США, Италию, Нидерланды, Сингапур, Германию, Швейцарию, Великобританию, Францию, Канаду, Испанию, Бельгию, Австралию, Швецию, Республику Корею, Россию, Таиланд, Австрию, Нигерию и Японию. В Комиссии нет судей или третейских судей, perse, но есть один председатель, несколько заместителей председателя и несколько сотрудников Комиссии. Ежегодно здесь слушается около 800 споров.

В соответствии со Статьей 2 Арбитражных правил CIETAC Комиссия рассматривает международные и связанные с зарубежными сторонами споры, если: одна или обе стороны являются иностранцами, стороны являются лицами, не имеющими гражданства иностранными юридическими лицами, объекты гражданских правовых отношений расположены на зарубежной территории; или юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие гражданские правовые отношения, имеют место вне территории КНР. Комиссия также рассматривает споры, относящиеся к Специальному административному району Гонконг, Макао или Району Тайвань, а также те вопросы, которые она уполномочена рассматривать конкретными законами и нормативными актами Китая, например, все споры по ценным бумагам, возникающие в связи с арбитражным соглашением.

Арбитражная оговорка должна включать: заявление о намерении прибегнуть к третейскому суду; вопросы, которые будут решаться третейским судом; название соответствующей арбитражной комиссии.

CIETAC  рекомендует включать следующую арбитражную статью: «Любой спор, возникающий из или в связи с настоящим Контрактом будет передаваться в Китайскую комиссию по международному экономическому и торговому арбитражу, которая будет действовать в соответствии с Арбитражными правилами Комиссии, применимыми на момент обращения в арбитраж. Решение третейского суда будет окончательным и обязательным для сторон».

Каждая сторона выбирает из представленного списка арбитра, и стороны совместно выбирают третьего. В случае, если стороны не могут согласиться по кандидатуре третьего судьи, это решение оставляется на усмотрение Председателя Комиссии. В соответствии со Статьей 24 Арбитражных правил СIЕТАС, третий арбитр будет действовать в качестве председателя. Этот порядок применяется, если сумма иска не превышает 500 000 юаней, и такие споры рассматриваются по краткой процедуре.

При наличии в соглашении сторон арбитражной оговорки, когда одна из сторон желает обратиться в государственный суд, дело должно рассматриваться последним. Слушания в третейском суде осуществляются устно либо, по согласию сторон, на основании документов.

Западными теоретиками и практиками отмечается, что существует определенная трудность ведения дел и разрешения споров в НРК, так как они подвержены изменениям в политике китайского государства и суды не всегда содействуют исполнению решений, принятых в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией об исполнении арбитражных решений 1957 года.

Кроме того, достаточно сложен вопрос Гонконга. После 1 июля 1997 года Великобритания передала суверенитет над Гонконгом Китаю, что привело к возникновению двух систем и одной страны. Споры, относимые в Гонконге к «международным», решаются в соответствии с Типовым законом ЮНСИТРАЛ (принят Гонконгом в 1990 году), если стороны не договорятся об ином. В качестве места третейского суда определен Гонконгский международный центр, основанный в 1985 году. Внутренний третейский суд опирается на Декрет о третейском суде, основанный на английских законах о третейском суде 1950-1979 годов.

В Китае стороны могут также разрешить спор путем переговоров, имеющих определенную культурную специфику. Большинство контрактов с китайской стороной содержат статью о том, что конфликты в первую очередь должны решаться путем «дружеских переговоров». «Дружеские переговоры» означают, что существенное время и усилия будут затрачены на попытки прийти к соглашению с китайским партнером. Переговоры рассматриваются как хороший деловой этикет, и лишь в последний момент сторона может решить обратиться к посредничеству или согласительной процедуре по иску. 

Термин “народное посредничество” введен Законом КНР о посредничестве,  вступившем в силу с 1 января 2011 года, и относится к процессу, при  котором народные согласительные комиссии убеждают заинтересованные стороны в необходимости достижения примирительного соглашения на основе равных переговоров и доброй воли, что решит возникший между ними спор. Согласно закону, народные посреднические комиссии  в процессе урегулирования споров между людьми должны придерживаться следующих принципов: посредничать на основе доброй воли и равенства заинтересованных сторон; работать в рамках установленных государством законов, правил и в рамках проводимой государством политики; уважать права заинтересованных сторон, воздерживаться  от препятствования заинтересованным сторонам в защите их законных прав через арбитраж, административные меры или юридические меры для достижения соглашения. Народные комиссии не имеют права взимать плату за урегулирование споров между людьми.

Согласно Главе IV Закона КНР о посредничестве, заинтересованные стороны могут обратиться за посредничеством в народную согласительную комиссию, а народная согласительная комиссия также может добровольно предложить свое посредничество в споре. Однако, если одна из сторон категорически отказывается решить спор путем соглашения, то никакого соглашения быть не может. В том случае, если спор может быть решен с помощью посредничества первичный народный суд или соответствующий орган государственной безопасности, может, прежде чем принять дело к рассмотрению, известить заинтересованные стороны, что они могут обратиться за урегулированием спора в народную согласительную комиссию. В зависимости от того, что требуется для урегулирования спора, народная согласительная комиссия  может назначить одного или большее количества народных посредников, либо заинтересованные стороны могут выбрать одного или большее количество народных посредников. Также в зависимости от того, что требуется для урегулирования спора, народный посредник может, с согласия заинтересованных сторон, пригласить родственников, соседей или коллег заинтересованных сторон, людей со специальными знаниями и опытом и  людей с соответствующих общественных организаций для участия в процесс соглашения.

Закон о посредничестве предусматривает, что в случае достижения сторонами согласия о примирении в результате деятельности народных согласительных комиссий, стороны могут заключить письменное соглашение о примирении. Если стороны полагают, что нет необходимости в заключении письменного соглашения о примирении, может быть заключено

Конструктор сайтов - uCoz