…в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (при этом использование чужого труда в личных целях не связано какой-либо предпринимательской деятельностью).

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, – со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме; указанные физические лица самостоятельно несут права, обязанности и ответственность работодателя в трудовых отношениях. Если в качестве работодателей выступают совершеннолетние физические лица, имеющие самостоятельный доход, но ограниченные судом в дееспособности или признанные судом недееспособными; либо несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме), при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов, – в этом случае их законные представители (родители, опекуны, попечители) несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы. При этом от имени недееспособных физических лиц трудовые договоры могут заключаться их опекунами, а ограниченные судом в дееспособности и несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет физические лица заключают трудовые договоры с работниками с письменного согласия своих законных представителей. Кроме того, целью трудовых договоров, в которых работодателем выступают недееспособные и ограниченные в дееспособности физические лица, может являться только личное обслуживание этих физических лиц и помощь по ведению домашнего хозяйства. Как мы видим, правовой статус работодателей – физических лиц в трудовых и иных связанных с ними отношениях ставится в зависимость от наличия у них гражданской дееспособности.

Если работодателем является юридическое лицо, то права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления этого юридического лица или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. В случае, когда работодателем является учреждение, финансируемое полностью или частично собственником (учредителем), или казенное предприятие, – дополнительную ответственность по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 391 Трудового кодекса РФ с заявлением о рассмотрении индивидуального трудового спора, помимо работника и работодателя, могут обратиться профессиональный союз, защищающий интересы работника, в случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам, а также прокурор, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Но сторонами индивидуального трудового спора при этом остаются работник и работодатель. Кроме того, Гражданский процессуальный кодекс РФ (статья 48) предусматривает возможность ведения дел в суде, в том числе и в связи с рассмотрением трудовых споров, через представителя как для физических, так и для юридических лиц, который, разумеется, также не является стороной в споре.

В отличие от коллективного трудового спора, в котором одной из сторон трудового спора всегда выступает определенный коллектив (группа) работников, а в качестве второй может выступать работодатель или работодатели (например, работодатели определенной отрасли), сторонами индивидуального спора являются один работник (либо одно лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем, или одно лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора) и соответствующий ему работодатель. Исходя из статьи 151 Гражданского процессуального кодекса РФ, индивидуальные требования нескольких работников к одному работодателю могут быть объединены в одном исковом заявлении, либо работодатель может объединить индивидуальные требования к нескольким работникам в одно исковое заявление; кроме того, судья с учетом мнения сторон может объединить несколько дел по искам одного работодателя к нескольким работникам или нескольких работников к одному работодателю в одно производство, если признает, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела. Однако такое объединение индивидуальных требований или дел по рассмотрению индивидуальных трудовых споров не влияет на характер спора, т.е. не порождает возникновения коллективного трудового спора. Такое объединение призвано способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дел, но при этом суд рассматривает требования каждого работника (в отношении каждого работника) и выносит решение отдельно по каждому требованию. Например, требования работников к одному и тому же работодателю, связанные с задержками выплаты заработной платы, могут быть объединены в одно производство, но при этом данный спор не может быть признан коллективным.

В Трудовом кодексе РФ и индивидуальные, и коллективные трудовые споры определены как разногласия между сторонами этих споров; в соответствии с этим определением предмет спора можно определить как предмет разногласий. Трудовой спор является индивидуальным, если предметом разногласий выступают вопросы применения норм трудового права или трудового договора (в т.ч. об установлении или изменении индивидуальных условий труда). Если же предметом разногласий являются вопросы установления и изменения общих условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений либо отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, – такой трудовой спор в соответствии со статьей 398 Трудового кодекса РФ признается коллективным. «Невыполнение условий коллективных договоров или соглашений может быть основанием для возникновения индивидуального или коллективного трудового спора. Если обращение последует от конкретного работника, то возникнет индивидуальный трудовой спор».

Предметом индивидуального трудового спора является «конкретный юридический факт применения установленных условий труда, который по-разному оценивается сторонами трудового отношения, либо конкретное условие труда, предлагаемое к установлению одной из сторон и отвергаемое (полностью или частично) другой».

Разногласия об установлении или изменении индивидуальных условий труда могут быть двух видов. Первый вид – споры, связанные с реализацией предоставленного работнику права на установление или изменение условий труда. Например, в соответствии с частью первой статьи 93 Трудового кодекса РФ работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. То есть в данном случае речь опять же идет о применении норм трудового права. Второй вид – споры, обусловленные реализацией права работодателя на установление или изменение условий труда (например, право работодателя повысить размер заработной платы работнику в связи с окончанием образовательного учреждения высшего профессионального образования), споры по поводу установления новых или изменения существующих условий труда, не урегулированных законами или иными нормативными актами. Эта категория споров не может быть представлена в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, поскольку реализация права работодателя зависит от его усмотрения; такие споры рассматриваются только по соглашению сторон трудового правоотношения. В части первой статьи 93 Трудового кодекса РФ указано, что неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя устанавливаются по соглашению между работником и работодателем (за исключением случаев, когда работник наделен правом требовать установления неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели, а работодатель связан соответствующей обязанностью), т.е. в данном случае этот вопрос должен решаться работником и работодателем переговорным путем.

Индивидуальные трудовые споры могут быть классифицированы в зависимости от того, из каких отношений возникает спор. По этому основанию можно выделить следующие виды индивидуальных трудовых споров:

споры, возникающие из отношений по занятости и трудоустройству (в частности при заявлении требований о незаконном отказе в приеме на работу, в том числе по дискриминационным основаниям);

споры, возникающие непосредственно из трудовых и сопутствующих им отношений (в частности при привлечении работника к дисциплинарной ответственности);

споры, вытекающие из трудовых отношений, но возникающие после прекращения трудовых отношений (к ним относятся споры о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки увольнения).

Данное в статье 381 Трудового кодекса определение индивидуального трудового спора предполагает использование исключительно искового порядка для защиты трудовых прав. К спорам искового характера относят разногласия, имеющие место в связи с применением нормативно-правовых актов о труде и трудовых договорах, а также споры об изменении установленных индивидуальных условий труда, так как в этом случае речь идет именно о восстановлении нарушенных прав (законных интересов), и рассматриваются они на основании иска уполномоченными на то органами. К спорам неискового характера относят разногласия, возникающие в связи с установлением новых условий труда, не урегулированных нормативно-правовыми актами и соглашениями о труде, так как эти споры не о восстановлении нарушенных прав (законных интересов), а об установлении новых прав.

Понятие индивидуального трудового спора, связанное с применением норм трудового права, позволяет работнику защищать свои права в порядке искового производства, но не позволяет работнику одновременно обратиться с требованиями об отмене нормативного правового акта (за исключением актов работодателя), так как требования об обжаловании нормативных правовых актов рассматриваются в публично-правовом порядке. Такая двухступенчатая структура урегулирования разночтений имеет свои недостатки. Правовое понятие индивидуального трудового спора не позволяет восстановить нарушенное право в порядке публично-правового производства.

Причинами разногласий между работодателем и работником могут быть виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей работником или работодателем, различная оценка сторонами факта применения норм трудового законодательства, добросовестное заблуждение работника или работодателя о принадлежности субъективного права или возлагаемой на другую сторону трудового договора обязанности и другие. К факторам, которые обуславливают возникновение трудовых споров можно отнести, можно отнести факторы экономического характера (например, финансовые проблемы предприятия, которые препятствуют полной и своевременной выплате заработной платы); социального характера (например, растущая разница в уровне доходах разных категорий работников); факторы правового характера (например, сложность восприятия трудового законодательства для работников и администрации; незнание или плохое знание работниками и работодателями своих трудовых прав и обязанностей, способов защиты своих прав; низкая правовая культура; пробелы в некоторых нормативных правовых положениях; не раскрытие законом отдельных понятий, например, подходящей работы; наличие оценочных понятий); проявление со стороны нанимателя пренебрежительного отношения к правам и законным интересам работников и проявление работниками негативного отношения к своим трудовым обязанностям в виде прогулов, некачественного выполнения производственных заданий и т.п.

Условие о том, что индивидуальный трудовой спор возникает из неурегулированных разногласий достаточно очевидно. Если разногласия между сторонами трудовых отношений уже урегулированы, то отсутствует предмет спора.

В законодательной формулировке отражено то, что возникновению индивидуального трудового спора предшествуют переговоры сторон трудового правоотношения, т.е. необходимость урегулировать возникшие разногласия, что определено в понятии: «индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником...». Иногда термины «разногласие» и «спор» рассматриваются как синонимы, хотя не любое разногласие есть спор. С момента возникновения разногласий обычно ведутся переговоры с работодателем самим работником или с участием его представителя. Если же в ходе непосредственных переговоров разногласия не удается урегулировать, неурегулированные разногласия «перерастают» в трудовой спор при обращении работника в юрисдикционный орган. Необходимость урегулирования возникших разногласий, а не спора предусмотрена Трудовым кодексом РФ (ч. 2 ст. 385), где установлено, что «если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем», то индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам. В юридической литературе также проводится различие между понятиями «конфликт» и «трудовой спор». При этом подчеркивается, что конфликт может «тлеть», когда стороны не предпринимают никаких усилий, чтобы его погасить, а разрешение такого конфликта возможно самими сторонами добровольно в результате переговоров. Но если этого не происходит, то возникает необходимость привлечения к разрешению указанного конфликта специальных уполномоченных на это органов и конфликт перерастает в трудовой спор.

Согласно данному в статье 381 Трудового кодекса РФ определению индивидуального трудового спора обращение с заявлением в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является обязательным условием признания возникших между работником и работодателем неурегулированных разногласий индивидуальным трудовым спором. Обращение работника или работодателя в юрисдикционный орган, уполномоченный на рассмотрение индивидуальных трудовых споров, свидетельствует о том, что возникшее между сторонами трудового договора разногласие не было урегулировано путем переговоров, т.е. не получило положительного разрешения в процессе переговоров.

В отличие от индивидуальных трудовых споров, заявление в орган по рассмотрению трудовых споров не является признаком коллективных трудовых споров в силу их специфики. Днем начала коллективного трудового спора в соответствии со статьей 398 Трудового кодекса РФ признается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, своего решения.

Возникновение индивидуальных трудовых споров связано с наличием трудовых и сопутствующих им отношений, а также отношений по занятости и трудоустройству. При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, то в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем. К таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса должны применять положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, то есть в этом случае речь будет идти об индивидуальном трудовом споре.

Если же возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных Гражданским процессуальным кодексом РФ.

5.2. Правовое регулирование разрешения индивидуальных трудовых споров

 

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров – процедура их разбирательства, последовательные действия органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению. Порядком рассмотрения трудовых споров признается процесс разбирательства уполномоченных органов, при котором трудовые споры рассматриваются по существу.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров включает: определение понятий; установление системы органов по рассмотрению трудовых споров, порядка рассмотрения споров; установление порядка образования и компетенции комиссий по трудовым спорам; установление сроков обращения в комиссию и в суд; установление порядка рассмотрения, принятия, исполнения, обжалования решения комиссии по трудовым спорам; установление особенностей рассмотрения споров в судах.

В соответствии с частью первой статьи 383 Трудового кодекса РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Трудовое законодательство в целом в соответствии со статьей 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения в соответствии со статьями 5 и 8 Трудового кодекса РФ регулируются как законами и подзаконными актами, принимаемыми на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации, так и актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, принимаемыми самим работодателем. Но нормативное регулирование порядка разрешения индивидуальных трудовых споров в соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РФ относится к ведению федеральных органов государственной власти, а в соответствии со статьей 383 Трудового кодекса РФ и статьей 1 Гражданского процессуального кодекса РФ – к ведению федеральных законодательных органов, т.е. порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется только федеральными законами Российской Федерации.

Основным законодательным актом, регулирующим порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, является Трудовой кодекс РФ, глава 60 которого специально посвящена этому вопросу. К иным федеральным законам, регулирующим порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, можно отнести Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 11 ст. 16) и Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (п. 8 ст. 50.30), однако оба эти закона устанавливают, что трудовые споры между должником (кредитной организацией – должником) и работником должника (кредитной организации – должника) рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, то есть в общем порядке, установленным Трудовым кодексом РФ. При этом следует иметь в виду, что в силу статьи 5 Трудового кодекса РФ иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, а если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ.

Нормы гражданского процессуального законодательства, определяющие порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах, закреплены в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Ряд норм Гражданского процессуального кодекса РФ непосредственно посвящен разрешению в судах трудовых споров. Например, в части третьей статьи 45 ГПК РФ закреплено правило, согласно которому прокурор вступает в процесс и дает заключения по делам о восстановлении на работе; статья 122 ГПК РФ устанавливает, что споры о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы разрешаются в порядке приказного производства; статья 154 ГПК РФ устанавливает специальный срок для рассмотрения и разрешения дел о восстановлении на работе; статья 211 ГПК РФ относит к решениям, которые подлежат немедленному исполнению, решения о восстановлении на работе и выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев. В соответствии со статьей 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства определяется также Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и другими федеральными (конституционными) законами, а порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи – Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

В соответствии с частью второй статьи 383 Трудового кодекса РФ, особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. В частности, в статье 348 Трудового кодекса РФ указано, что индивидуальные трудовые споры между религиозной организацией как работодателем и ее работниками подлежат рассмотрению непосредственно в суде, если они не были урегулированы работником и организацией самостоятельно, то есть трудовые споры данной категории работников не подлежат рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам. Также в соответствии со статьей 308 Трудового кодекса РФ подлежат рассмотрению только в судебном порядке индивидуальные трудовые споры, не урегулированные самостоятельно работником и работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, поскольку в данном случае отсутствует возможность создания комиссии по трудовым спорам в качестве органа по рассмотрению трудовых споров.

К специализированным федеральным законам, в частности, относится Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 69), который содержит определение понятия индивидуального служебного спора, аналогичное определению понятия индивидуального трудового спора, закрепленного в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со статьей 70 указанного Федерального закона органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров являются комиссия государственного органа по служебным спорам, образование и деятельность которой во многом схожи с формированием и деятельностью комиссии по трудовым спорам на предприятии, и суд. В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» используется термин «индивидуальные трудовые споры» и признается право муниципальных служащих на их рассмотрение в соответствии с трудовым законодательством.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (ст. 40) устанавливает, что решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы прокурорские работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд.

Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» содержит ряд положений, предусматривающих возможность обжалования решений соответствующей квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи, если коллегией нарушен установленный указанным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи, об отказе в рекомендации на должность судьи, о наложении на судью дисциплинарного взыскания, о приостановлении полномочий судьи, о прекращении полномочий судьи и т.д. в судебном порядке. Помимо судебного порядка обжалования решений квалификационный коллегии судей, предусмотрена возможность обжалования решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя районного суда в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации (п. 13 ст. 6.1. указанного Закона).

Комиссия по трудовым спорам (КТС). В соответствии со статьей 382 Трудового кодекса РФ юрисдикционными органами, полномочными рассматривать индивидуальные трудовые споры, являются комиссия по трудовым спорам и суд. Обращение работника в комиссию по трудовым спорам или в суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора. Подведомственность индивидуальных трудовых споров – это распределение компетенции по их рассмотрению между юрисдикционными органами, наделенными полномочиями рассматривать трудовые споры и выносить обязательные для субъектов спора решения, в зависимости от свойств и содержания спора. Подведомственность определяет, в каком органе должен рассматриваться спор при первоначальном обращении за его разрешением.

В Трудовом кодексе РФ не содержится определения комиссии по трудовым спорам, но оно вытекает из толкования норм трудового права. Комиссия по трудовым спорам – это общественный орган, уполномоченный государством на выполнении правоохранительной функции, это негосударственный орган, формирующийся на предприятии работодателя – юридического лица или индивидуального предпринимателя и уполномоченный рассматривать индивидуальные трудовые споры между работником и работодателем.

Формулировка части второй статьи 385 Трудового кодекса РФ дает основание полагать, что работник не вправе, а обязан провести переговоры по урегулированию возникших разногласий. Следовательно, работник, обращаясь в комиссию по трудовым спорам, должен указать, когда и каким образом он самостоятельно или с участием своего представителя проводил непосредственные переговоры с работодателем, а также доказать, что переговоры не привели к урегулированию разногласий. Но при этом в Трудовом кодексе РФ не предусмотрено право комиссии по трудовым спорам отказать работнику в принятии заявления, оставить его без движения или без рассмотрения на том основании, если он по каким-либо причинам не выполнил требований по урегулированию разногласий при непосредственных переговорах.

Таким образом, правило о предварительных переговорах с работодателем не имеет абсолютного характера. Цель этой установки состоит в том, чтобы избежать вынесения на рассмотрение специализированного органа явных недоразумений, признаваемых работодателем (пропуск фамилии в ведомости на оплату, не оформлены вовремя необходимые документы и т.д.), а также в тех случаях, когда работодатель не выполнил возложенные на него по отношению к работнику обязанности, в связи с чем оказались нарушенными его права (невыплата заработной платы, невыдача спецодежды и т.д.).

5.3. Судебное и административное рассмотрение индивидуальных трудовых споров

 

Непосредственно в судах, в соответствии со статьей 391 ТК РФ, при первоначальном обращении рассматриваются индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника – по заявлениям работников; о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю (если иное не предусмотрено федеральными законами) – по заявлению работодателя; а также индивидуальные трудовые споры лиц, считающих, что они подверглись дискриминации, работников религиозных организаций и лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Индивидуальные споры об отказе в приеме на работу возникают между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения трудового договора. «Право формировать кадровый состав организации принадлежит работодателю. Он отбирает и принимает на работу людей, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для выполнения задач, которые стоят перед организацией. К числу основных прав работодателя относится право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами»41. В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.12.2006) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что «работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Трудовой кодекс РФ не содержит норм, обязывающ… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz