…остью автоматизированной системы обработки данных во всех судах страны (New Generation Court System - NGCS). В Бельгии и Бразилии приняты законы, закрепившие возможность направления участникам процесса извещений в электронной форме.

По пути модернизации гражданского процесса посредством внедрения информационных технологий идет Германия. Гражданское процессуальное уложение Германии наряду с предоставлением возможности составления предварительной записи протокола судебного разбирательства посредством аудионосителя либо иного носителя информации (§ 160а), доставки документов с использованием средств факсимильной связи либо в электронной форме (§ 174) допускает широкое использование в процессе электронных документов. В частности, ряд подготовительных процессуальных документов, ходатайства и объяснения сторон, третьих лиц, иные доказательства могут представляться в электронной форме (§ 130а, § 130б, § 298, § 416). Допускается ведение материалов дела в электронной форме (§ 298а), выдача официальных копий судебных решений, выписок с использованием носителей видеозаписей, иных носителей информации, в том числе в виде электронного документа, а также посредством факсимильных средств связи (§ 299а, § 317). Кроме того, § 128 допускает включение сторон, их уполномоченных лиц, свидетелей, экспертов в судебное разбирательство посредством средств видео- и аудиосвязи, при этом видео- и аудиотрансляция разбирательства ведется в режиме реального времени в месте, в котором находятся указанные лица, а также в зале судебного заседания. Вступивший в силу в июле 2002 г. Закон об оповещениях закрепил возможность направления сторонам разбирательства извещений посредством электронной связи.

Декрет от 28 декабря 2005 г. ввел в Новый кодекс гражданского процесса Франции возможность ведения дела и обмена документами (предъявление иска, заявление ходатайства, вызов в судебное заседание, ознакомление с материалами дела, направление копий и выписок решений и проч.) в электронной форме. Достаточно широко используются современные технологии в гражданском судопроизводстве Финляндии: подача заявлений, направление отзывов, извещений, решений, заключений экспертов, показаний свидетелей, документов об обжаловании в электронной форме, использование видеоконференций, слайд-шоу. Нормы гражданских процессуальных кодексов стран Балтии также предусматривают порядок использования новейших достижений: например, в Эстонии допустимо оформление протокола при помощи цифровой техники, допускается аудио- или видеозапись судебного заседания, ведение дела, вручение процессуальных документов, представление доказательств в электронной форме, закреплена возможность проведения судебного заседания в форме видеоконференции.

В ряде стран в последние годы проводятся мероприятия по обеспечению открытости правосудия. В частности, одним из основных элементов реформы гражданского судопроизводства в Англии и Уэльсе, начавшейся в 1999 г., стало усиление "прозрачности" судебной системы. Согласно п. 1.11 программы 1998 г. "Модернизация правосудия. Планы правительства относительно реформирования судов и правовых служб" расширение доступа к информации о судопроизводстве является важной задачей преобразований. Авторы реформы предложили модернизировать систему судопроизводства таким образом, чтобы доступ к правосудию можно было получать посредством современной вычислительной техники, а все процессуальные действия фиксировать не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. К концу 2005 г. с помощью электронной связи планировалось осуществлять до 94% всех действий по отправлению правосудия. В эти масштабные замыслы по компьютеризации отправления правосудия входило предоставление доступа к судебным актам по каналам электронной связи. В Канаде в мае 2003 г. Канадским судебным департаментом был подготовлен проект реформы "Открытый суд, электронный доступ к судебным актам и конфиденциальность". Одним из основных выводов авторов явилась необходимость обеспечения открытости правосудия посредством предоставления электронного доступа к материалам дела. В целях обеспечения гласности, "прозрачности" судебной системы, ст. 3 Закона Украины N 3262-1У "О доступе к судебным решениям", принятого 22 декабря 2005 г., предусмотрено ведение Государственной судебной администрацией Украины Единого государственного реестра судебных решений, открытого для бесплатного круглосуточного пользования на официальном веб-портале судебной власти страны.

Тенденция внедрения ИКТ в судебную деятельность нашла отражение в утвержденных в 2004 г. Американским институтом права и Международным институтом унификации частного права Принципах международного гражданского процесса (ALI / UNIDROIT Principles of Transnational Civil Procedure). В соответствии с принципом 5.7 "стороны по соглашению и с разрешения суда могут использовать способы быстрой передачи информации, такие как средства телекоммуникации". В официальном комментарии указывается, что правом страны суда может быть предусмотрено использование способов быстрой передачи информации без согласия сторон или специального указания суда.

Внедрение современных технологий не могло обойти стороной и негосударственный сектор защиты прав. В издаваемых в последнее время актах, регламентирующих процедуры альтернативного разрешения разногласий, все чаще можно встретить нормы, допускающие совершение тех или иных действий с использованием новейших технических средств. Подача заявления в электронном виде в наши дни предусмотрена правилами целого ряда национальных и международных арбитражей. Например, в соответствии с § 12 Устава третейского суда немецких нотариусов заявление о возбуждении третейского производства в порядке исключения может быть представлено с использованием телекоммуникационных средств связи, за исключением телефона; § 15 наряду с традиционными способами допускает вручение документов "посредством использования аналоговых и цифровых средств коммуникаций, если сторона или ее представитель выразили свое согласие на использование такого способа доставки".

Осознавая необходимость соответствия механизмов разрешения споров современному уровню развития коммерческого оборота, разработчики нового американского Единообразного арбитражного акта 2000 г. отказались от использования содержавшегося в тексте прежней редакции 1955 г. термина "written" ("письменный"), в пользу более широкого "record" ("запись"), вcледствие чего были созданы предпосылки для заключения арбитражного соглашения, возбуждения разбирательства, вынесения решений, совершения иных действий посредством телекоммуникационных сетей. Аналогичный подход был воспринят и в Единообразном Акте о медиации 2001 года. Кроме того, современные технологии не могли не сказаться и на других элементах альтернативного разбирательства в США: допускается рассмотрение дела без участия сторон на основании информации, представленной сторонами и зафиксированной с помощью аудио- и видеозаписи или на электронном носителе; показания свидетелей могут быть заслушаны с помощью телеконференций и проч.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре также стремится не ограничивать возможности участников процедуры в использовании современных технологий: в соответствии со ст. 7 "посредник может встречаться или поддерживать связь со сторонами одновременно или с каждой из них в отдельности". Значимые изменения были внесены в Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. Новая редакция закона расширила возможности заключения арбитражного соглашения. В частности, в одном из вариантов ст. 7 закона более четко по сравнению с прежней редакцией описываются требования к соблюдению письменной формы такого соглашения, заключаемого при помощи средств электросвязи.

Законодатель и неправительственные организации, внедряя информационно-коммуникационные технологии в процедуры разрешения разногласий, в настоящее время рассматривают их использование в качестве дополнительной возможности, вспомогательного средства. Однако, как отмечает английский исследователь Л. Вулф, "информационные технологии не только помогут в улучшении существующих систем и процесса; они станут катализатором самых радикальных изменений... В ближайшем будущем информационные технологии станут основой судебной системы". Данная тенденция является неизбежной. Дальнейшее развитие научно-технического прогресса и осознание преимуществ новейших технологий приведет к тому, что информационно-коммуникационные технологии будут рассматриваться в качестве основного средства взаимодействия участников.

3. Понятие электронного разрешения споров

 

Теоретическая конструкция "электронного разрешения споров" (ЭРС) находит свое проявление в развивающемся с конца прошлого столетия в глобальной информационной сети Интернет явлении так называемого электронного разрешения споров (Electronic Dispute Resolution).

Электронное разрешение споров зародилось в Соединенных Штатах Америки в середине 90-х гг. ХХ в. на пересечении двух наук - юриспруденции (и особенно интенсивно развивавшегося на тот период времени направления альтернативного разрешения споров) и информатики и представляет собой явление разрешения споров в виртуальном пространстве мировой телекоммуникационной сети Интернет посредством использования возможностей, предоставляемых современным уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. В своем развитии явление электронного разрешения споров прошло три периода: неформальный (1990-1995 гг.), экспериментальный (1996-1998 гг.), коммерческий (1999-2000 гг.) и приблизительно с 2001 г. вступило в фазу, именуемую исследователями этапом институционализации.

Первый период характеризуется зарождением и начальным развитием киберпространства, появлением первых нарушений и конфликтов в информационной среде сети Интернет, подавляющее большинство которых в силу новизны и отсутствия действенных средств реагирования оставались неурегулированными. Тем не менее уже в то время самими участниками электронного взаимодействия стали предприниматься попытки воздействия на нарушителей, носившие неформальный (фактический) характер.

Второй период связан с возникновением первых юридических механизмов, направленных непосредственно на защиту прав в сети Интернет. В силу неготовности законодательства и судебных систем всех государств мира к эффективному реагированию в условиях качественно нового типа общественных отношений наиболее действенными оказались методы альтернативного разрешения споров, позволявшие в силу своей гибкости посредством использования информационно-коммуникационных технологий адекватно реагировать на нарушения, возникавшие из деятельности в сети Интернет. В этот период при финансовой поддержке ряда неправительственных организаций США появилось несколько экспериментальных научных проектов, носивших некоммерческий характер и нацеленных на исследование возможностей разрешения споров, возникающих в киберпространстве, при помощи процедур арбитража, посредничества и др. Кроме того, изучались перспективы разрешения "реальных" (т.е. не вытекающих из деятельности в Интернете) споров посредством использования возможностей, предоставляемых глобальной сетью.

Третий период развития электронного разрешения споров ознаменован осознанием представителями бизнес-сообщества полезности развития рассматриваемых механизмов. Обусловлено это было двумя основными факторами.

Во-первых, со второй половины 90-х гг. ХХ в. происходило интенсивное развитие электронной коммерции. Однако оно существенно тормозилось консервативностью законодательства и отсутствием надлежащего международного регулирования данной сферы отношений, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на уровне правовой защищенности субъектов электронной торговли и особенно потребителей их услуг. Иными словами, национальные суды все еще не были готовы надлежащим образом реагировать на правонарушения в сети Интернет, что сдерживало развитие электронной коммерции. В сложившейся ситуации механизмы альтернативного разрешения споров посредством самой сети зачастую были единственным реальным средством, обеспечивавшим защиту прав и интересов субъектов в данной сфере отношений. Исходя из этого, бизнес-сообщества стали рассматривать электронное разрешение споров как средство обеспечения доверия пользователей к предоставляемым ими услугам.

Во-вторых, распространение получила идея, что разрешение споров - это не только механизм защиты нарушенных прав, его можно рассматривать и как услугу, способную приносить прибыль ее поставщикам. Глобальный характер сети Интернет, позволявшей посредством создания сайта осуществлять деятельность по всему миру, не совершая при этом длительных дорогостоящих поездок, позволял прогнозировать высокий экономический потенциал подобного рода услуг.

Осознав перспективность электронного разрешения споров, предприниматели при содействии специалистов в сфере разрешения споров стали создавать системы, предоставлявшие на возмездной основе услуги урегулирования разногласий посредством сети Интернет. Так, за период с 1999 по 2001 г. были введены в действие 57 проектов, причем "пик активности" пришелся на 1999-2000 гг. - 21 и 22 сайта, соответственно. При этом новые ЭРС-провайдеры появлялись не только на территории Северной Америки, но и в ряде европейских государств (Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Голландии и др.). Кроме того, происходило расширение разнообразия предоставляемых ими услуг посредством внедрения новых видов процедур и предоставления возможностей урегулирования все больших категорий споров, в том числе "реальных".

Начало четвертого этапа развития электронного разрешения споров было обусловлено официальным признанием со стороны ряда государственных структур и международных организаций эффективности и значимости данных механизмов для разрешения споров, возникающих вследствие деятельности в сети Интернет. Объяснялось это все той же неурегулированностью на внутригосударственном и международном уровнях указанной сферы отношений, что сдерживало развитие Интернет-коммерции в целом.

Первоначально на официальном уровне электронное разрешение споров было признано в качестве наиважнейшего элемента обеспечения защиты прав потребителей и развития электронной торговли Федеральной комиссией по вопросам торговли США и Министерством торговли США. Спустя некоторое время механизмы электронного разрешения споров стали рассматриваться как достойная альтернатива национальному правосудию рядом весомых международных организаций.

В частности, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 г., в целях повышения доверия потребителей к электронным рынкам в п. 7 рекомендовала развитие "эффективных саморегулирующих инициатив :изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая использование альтернативных механизмов разрешения споров". Комиссия Европейских Сообществ в Зеленой книге по вопросам альтернативного разрешения гражданско-правовых и коммерческих споров, представленной 19 апреля 2002 г. в Брюсселе, подчеркнула значимость развития рассматриваемых механизмов как средства разрешения трансграничных споров, инструмента обеспечения доверия потребителей к электронной торговле, указала на возможность их применения как к спорам из онлайн деятельности, так и к "реальным" (п. 40).

Аналогичного подхода придерживается и Комиссия по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию ООН: в п. 25-27 Справочного документа о тенденциях и основных проблемах в области электронной торговли и информационно-коммуникационных технологий, представленного на Седьмой сессии Совета по торговле и развитию в Женеве 24-28 февраля 2003 г., говорится о большом потенциале электронного разрешения споров в обеспечении справедливого и недорогостоящего урегулирования трансграничных разногласий (как "электронных", так и "реальных"), развивающимся странам рекомендовано "поощрять и стимулировать данные механизмы в качестве альтернативы национальной системе судебного урегулирования споров в целях обеспечения доверия к новому рыночному пространству: законодательным путем обеспечить стимулирование использования внесудебных схем". Разработчики Типового закона ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г. исходили из признания возможности и необходимости обеспечения единообразия осуществления примирительной процедуры посредством сети Интернет, на что указано в п. 17 Руководства по принятию и применению данного Типового закона.

В 2002 г. Европейская экономическая комиссия ООН (ЮНЕСЕ) организовала первый Форум по вопросам электронного разрешения споров, проходивший в Женеве. В этом мероприятии приняли участие представители таких весомых международных организаций, как Организация экономического сотрудничества и развития, Международный союз электросвязи, Международная торговая палата, Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Конференция ООН по торговле и развитию, Комиссия ООН по праву международной торговли, а также представители научного сообщества, торгово-промышленных палат и государственных структур со всего мира. С тех пор данное мероприятие стало носить характер ежегодного.

Наряду с Организацией Объединенных Наций и Европейским союзом механизмы электронного разрешения споров оценивают как перспективные такие весомые международные организации и объединения, как ВОИС, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирный бизнес-диалог, Гаагская конференция по вопросам международного частного права, Международный союз электросвязи, Международная торговая палата.

В ряде государств, осознавших целесообразность и необходимость электронного разрешения споров, содействие в становлении и развитии оказывают государственные структуры: в частности, в США - Федеральная комиссия по вопросам торговли США и Министерство торговли США, в Австралии - Федеральный Суд Австралии и Австралийская комиссия по правовой реформе, в Ирландии - Ирландский Департамент предпринимательства, торговли и занятости, в Сингапуре - Министерство юстиции Сингапура. В некоторых странах (например, Австралии, Великобритании) процедуры электронного разрешения споров внедряются в судебную систему в целях предоставления сторонам дополнительных возможностей самостоятельного урегулирования разногласий; кроме того, разработки и достижения рассматриваемой сферы используются для совершенствования самого судопроизводства.

Огромный вклад в развитие электронного разрешения споров вносят такие организации, как Американская арбитражная ассоциация и Американская ассоциация адвокатов. В частности, в рамках Секции разрешения споров Американской ассоциации адвокатов в 2004 г. создан Комитет по электронному разрешению споров, основными целями которого являются информирование юридического сообщества и широких слоев населения о преимуществах электронного разрешения споров и развитие тесного сотрудничества ЭРС-провайдеров по всему миру.

Признание электронного разрешения споров международным сообществом и правительствами передовых экономических держав позитивным образом сказалось на его дальнейшем развитии. В настоящее время количество новых сайтов неуклонно возрастает. При этом появляются они не только в США и Канаде, но и в Европе, Австралии, ряде стран Юго-Восточной Азии, Южной Америки и в других регионах мира. Примечательно, что все большее количество ЭРС-сайтов создается при поддержке государственных и весомых межгосударственных структур, что напрямую подтверждает их заинтересованность в развитии сферы ЭРС.

На сегодняшний день услуги разрешения споров посредством Глобальной сети предоставляют более ста провайдеров, причем их количество постоянно увеличивается. Наряду с крупными услуги по разрешению споров осуществляют и небольшие малоизвестные ЭРС-организации. Однако в силу специфики сети Интернет и отсутствия единого реестра субъектов, предоставляющих услуги электронного разрешения споров, определить их точное число не представляется возможным. Тем не менее попытки по определению хотя бы приблизительного их количества предпринимались. В частности, под эгидой Международного союза объединений по защите прав потребителей Consumers International в 2000 г. был подготовлен доклад, область исследования которого была ограничена сферой защиты прав потребителей электронной торговли. В данном документе сообщалось о 25 действовавших ЭРС-провайдерах по состоянию на 31 августа 2000 г. Ровно через год Consumers International провел еще одно исследование, результатом которого явились 26 сайтов, предоставлявших возможности разрешения споров между субъектами электронной коммерции и потребителями их услуг.

В силу глобального и децентрализованного характера Сети определить точное количество поставщиков ЭРС-услуг не представляется возможным, вследствие чего более уместным будет говорить о том, что на сегодня услуги в сфере разрешения споров посредством сети Интернет предоставляли как минимум 115 сайтов. Перечень поставщиков ЭРС-услуг можно найти на сайте Национального центра по технологиям и разрешения споров (NCTDR) США (www.odr.info).

Доминирование в сфере ЭРС английского языка само по себе не является неожиданностью, поскольку на сегодняшний день именно английский язык де-факто признан языком межнационального общения. Однако следует отметить, что данное обстоятельство не способствует развитию сферы электронного разрешения споров в целом, поскольку сдерживает возможности использования рассматриваемых механизмов в среде пользователей, не владеющих английским языком либо владеющих им в недостаточной для разрешения спора степени. На сложившуюся на рынке ЭРС ситуацию неоднократно обращала внимание международная организация по защите прав потребителей Consumers International, указывавшая, что отсутствие языкового разнообразия является барьером в использовании механизмов электронного разрешения споров потребителями Интернет-коммерции. Данный вопрос затрагивался и на Третьем ежегодном форуме ЭРС, проходившем в 2004 г. в Австралии при поддержке Международного центра разрешения споров при Университете г. Мельбурна и Комиссии ООН по экономическому и социальному развитию стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По результатам конференции в качестве одного из направлений дальнейшего продвижения услуг ЭРС было предложено расширение языковых возможностей.

Официальное признание механизмов электронного разрешения споров в качестве альтернативы системе национального правосудия со стороны международного сообщества и государственных структур повлекли активизацию научной деятельности. На сегодняшний день широкомасштабные исследования в сфере урегулирования споров посредством сети Интернет проводят, в частности, Центр информационных технологий и разрешения споров г. Амхерст (штат Массачусетс, США), Центр исследования публичного права при Университете г. Монреаля (Канада), Университет г. Лидза (Великобритания), Международный Центр Разрешения Споров при Университете г. Мельбурна (Австралия), факультет международного частного права и Центр информатизации факультета точных наук Женевского университета (Швейцария), Сингапурская Академия Права.

На сегодня: не выработано единого понятия категории "электронное разрешение споров", нет однозначного подхода к сущности данного явления, не существует и единого терминологического обозначения. Существует несколько терминологических обозначений: "Electronic Dispute Reso-lution" ("электронное разрешение споров", сокращенно - EDR), "Internet Dispute Resolution" ("Интернет-разрешение споров", сокращенно - IDR или iDR), "Online Dispute Resolution" ("онлайн разрешение споров", сокращенно - ODR), "Electronic Alternative Dispute Resolution" ("электронное альтернативное разрешение споров", сокращенно - EADR или eADR), "Alternative Internet Dispute Resolution" ("альтернативное Интернет-разрешение споров", сокращенно - IADR или iADR), "Online Alternative Dispute Resolution" ("альтернативное разрешение споров онлайн", сокращенно - OADR), "Alter-native ADR" ("альтернативное АРС", сокращенно - AADR), "virtual ADR" ("виртуальное AРС") и др.

На начальном этапе становления преимущественно использовались термины "Electronic Dispute Resolution" ("электронное разрешение споров") и "Internet Dispute Resolution" ("Интернет-разрешение споров"). В настоящее время наиболее распространенной является категория "Online Dispute Resolution" ("онлайн разрешение споров"). Термины "Internet Dispute Resolution" ("Интернет-разрешение споров") и "Online Dispute Resolution" ("онлайн разрешение споров") по объему своего смыслового содержания значительно уже понятия "Electronic Dispute Resolution" ("электронное разрешение споров"). Категория "Internet Dispute Resolution" ("Интернет-разрешение споров") указывает только на систему Интернет, в то время как существует множество иных сетей, в которых возможно применение рассматриваемой в настоящем исследовании формы разрешения споров. Категория "Online Dispute Resolution" ("онлайн разрешение споров") ограничивает возможности рассматриваемых механизмов исключительно онлайн-технологиями, не включая в свое содержание используемые при урегулировании разногласий телефонную, факсимильную, видеосвязь и иные виды связи.

Механизмы электронного разрешения споров зарождались как альтернатива системе государственного правосудия и охватывали собой совокупность негосударственных процедур урегулирования разногласий. В связи с этим господствующим являлся взгляд на ЭРС как электронную форму альтернативного разрешения споров. Однако с течением времени современные технологии стали проникать и в судебную деятельность. Следствием этого стало появление подхода, основывающегося на противопоставлении механизмов ЭРС не столько государственной системе правосудия, сколько неэлектронным (традиционным) механизмам разрешения споров в целом. Иными словами, электронное разрешение споров - это альтернатива всем процедурам, не использующим возможности информационно-коммуникационных технологий при урегулировании разногласий.

В России развитие разрешения споров посредством сети Интернет может происходить с учетом следующего фактора. В настоящее время электронное разрешение споров рассматривается международным сообществом преимущественно как средство обеспечения доверия потребителей к Интернет-услугам, инструмент обеспечения жизнеспособности электронной коммерции. Данный факт обусловлен причинами объективного характера - необходимостью быстрого и экономичного разрешения огромного количества споров на небольшие суммы, значительную долю которых составляют разногласия с участием лиц, находящихся за сотни и тысячи километров друг от друга. Как отмечает американский исследователь Л. Каплин, в некотором смысле "ЭРС - это ответ проявлениям глобализации. По мере того как глобализация "сжимает расстояния" посредством снижения транспортных и коммуникационных издержек, количество контрактов на незначительные суммы между субъектами, находящимися далеко друг от друга, возрастает". Посредством несложных расчетов можно убедиться, что для подобных категорий дел электронное разрешение споров в большинстве случаев представляется единственным рациональным средством их разрешения, поскольку при обращении за защитой к традиционным формам разбирательства размер транспортных и иных расходов значительно превысит сумму урегулирования. В связи с огромной востребованностью рассматриваемых механизмов при разрешении споров из электронной коммерции ЭРС иногда именуют "правосудием для Интернета" и основным механизмом разрешения споров ("Primary Dispute Resolution" (PDR)) в среде онлайн.

Тем не менее категории разногласий, которые могут выступать в качестве предмета разбирательства в порядке ЭРС, не следует ограничивать спорами из электронной коммерции. Как показывает практика, большое количество Интернет-сайтов предоставляют услуги урегулирования иных категорий споров: по вопросам интеллектуальной собственности, прав на доменные имена, страховые, трудовые и проч. В Великобритании в настоящее время проводится эксперимент по внедрению механизмов ЭРС в систему разрешения жалоб пациентов в стационарных медицинских учреждениях. Кроме того, с течением времени пришло осознание того, что механизмы электронного взаимодействия могут быть незаменимы в делах с так называемым личностным элементом, поскольку в ряде случаев могут снизить негативное влияние эмоциональных издержек. В частности, Рабочая группа по реформированию правосудия по семейным делам, созданная в Канаде в 2003 г. из представителей Верховного Суда Канады, судов провинций, Министерства юстиции и адвокатов, специализирующихся на семейно-правовых делах, провела 18-месячное исследование в целях создания более доступной, эффективной и ориентированной на нужды детей и семьи системы разрешения споров. По результатам исследования был рекомендован переход от состязательной модели их разрешения к модели сотрудничества, досудебным процедурам урегулирования семейных споров, вспомогательным системам, упрощению судебных процедур и использованию онлайн-технологий. Результаты проведенного исследования послужили основой для создания в 2004 г. канадского сайта Family Mediation Canada, специализирующегося преимущественно на урегулировании семейных споров, а также стимулом для развития услуг разрешения данной категории разногласий другими ЭРС-провайдерами. Кроме того, несмотря на то что подавляющее большинство исследований посвящено частноправовым спорам, в последнее время ряд авторов обосновывают возможность и целесообразность применения механизмов ЭРС при разрешении споров публично-правового характера (административных, налоговых, избирательных и т.п.).

4. Процедуры электронного разрешения споров

 

Возникновение и развитие направления электронного разрешения споров связано и обусловлено эволюцией глобальной телекоммуникационной сети Интернет и ее информационного пространства. Прародителем Интернета является разработанная во второй половине 60-х гг. прошлого столетия по заданию Пентагона Исследовательским агентством передовых оборонных проектов США сеть без главного компьютера, позволявшая осуществлять передачу информации мелкими порциями (пакетами), способными идти по обходным каналам связи в случае выхода из строя одного или нескольких ее участков вследствие ядерной атаки или иных действий вероятного противника. Эта сеть получила название ARPAnet. Первоначально она состояла всего из четырех компьютеров, была засекречена и использовалась исключительно в военных целях строго определенной категорией лиц.

Спустя некоторое время развитие информационных технологий стало интенсивно происходить и вне сферы военного дела: компьютеры постепенно проникали в научно-исследовательские учреждения, университеты, крупные компании. Уже на первых этапах промышленного использования их объединяли в сети. А в 80-х гг. стало активно происходить их слияние с сетью ARPAnet, что непосредственно привело к появлению мировой информационной сети Интернет. Вплоть до начала 90-х гг. XX столетия проблемы разрешения споров в сети Интернет не существов… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz