…дешевления споров для крупнейших компаний. Опыт США в этой области имеет огромное значение для всего мира. В результате их практики примирительные процедуры заняли соответствующее им центральное место в арсенале способов урегулирования споров. Во многих штатах те юристы, которые при консультировании клиента по поводу его спора игнорируют ADR, могут быть привлечены к ответственности за профессиональную недобросовестность. Правила профессионального поведения адвоката включают обязанность знать о различных способах урегулирования споров и учитывать их при консультировании клиентов: в предвидении возможности судебного спора юрист должен рекомендовать клиенту ту форму ADR, которая наиболее подходит для урегулирования спора или достижения нужной правовой цели.

В настоящее время в США сложился обширный рынок услуг по примирению. В него входят ADR-фирмы, которые оказывают услуги по примирению в самых различных областях - от дел о расторжении брака до споров в области охраны окружающей среды. По инициативе юрисконсультов компаний, обеспокоенных чрезмерно большими издержками на судебные разбирательства, был создан Институт разрешения споров при Центре общественных ресурсов (Center for Public Resources (CPR) Institute for Dispute Resolution). Он дает консультации сторонам в выборе нейтральных третьих лиц, оказывающих услуги по урегулированию спора, осуществляет подготовку профессиональных посредников, информирует общественность о значении и содержании примирительных процедур, создает модельные правила для посредничества, мини-судов, примирительных процедур в нефтяном бизнесе, в области ценных бумаг. К концу 1995 года более 200 крупнейших американских корпораций и более 250 крупных юридических фирм вошли в соглашение не обращаться в суд до проведения попытки примирения в случае спора с другим членом CPR.

Многие американские компании принимают собственные ADR-программы, в которых устанавливают критерии выбора между судом и примирительными процедурами, а также учатся методике урегулирования споров, назначают ответственного координатора по примирительным процедурам. В коммерческие контракты включаются положения о многоуровневом механизме урегулирования споров, направленные на раннее распознавание потенциальных конфликтов и работу с ними. Также управленческие кадры активно принимают участие в примирительных процедурах. Принимаются меры по незамедлительному уведомлению другой стороны при возникновении признаков спора; осуществляется периодический пересмотр долгосрочных договоров для предупреждения руководства о возможностях возникновения споров. При этом принято подключать к работе со спорами правовой отдел компании не раньше, чем менеджеров. Все большее число юридических фирм оказывают услуги по урегулированию споров. Они учреждают специальные ADR - отделы или привлекают внешних консультантов.

В 80-е годы XX века кризис охватил и судебную систему стран Западной Европы. В результате и в них стали приобретать большую популярность, возрождаться и усовершенствоваться различные примирительные процедуры. Появляются специализированные организации, осуществляющие содействие в примирительном урегулировании споров, в первую очередь торговых, таких, как лондонский Центр по разрешению споров - Centre for Effective Dispute Resolution (CEDR) и Группа альтернативного разрешения споров - ADR-Group. Важной вехой в развитии примирительных процедур явилось принятие Комиссией ООН по праву международной торговли в 1980 году Примирительного регламента. Первый международный конгресс, посвященный ADR, состоялся в Гамбурге в 1982 году и назывался Международный совет по коммерческому арбитражу - ICCA.

В 90-е годы произошел значительный рост применения примирительных процедур, во многом благодаря активной деятельности CEDR и ADR-Group по пропаганде примирительных процедур. Посредничество во многих странах было включено в гражданский процесс, то есть оно стало процессуальным институтом. Суды стали направлять стороны к использованию примирительного механизма. Так, в 1996 году Торговый суд Лондона, 60 процентов дел которого имеют международный характер, принял имеющие обязательную силу Практические указания, уполномочивающие его судей направлять стороны к ADR. К 1999 году такое направление сторон к профессиональным посредникам стало частью всей системы гражданских судов Англии.

Основываясь на Типовом регламенте ЮНСИТРАЛ, ряд государств включили в законы об арбитраже примирение либо как отдельную процедуру, либо как процедуру в рамках арбитража. Впервые на постоянной основе услуги по урегулированию международных торговых споров стал оказывать Арбитражный суд при Международной торговой палате (Париж). Этот институт был образован в 1923 году и до 1943 года в основном осуществлял примирение спорящих сторон. В дальнейшем доля примирительных процедур сокращалась, и в 1991 году лишь 3 процента дел рассматривались в порядке примирения. До 1988 года процедуру примирения сторон международных коммерческих споров осуществляли члены Административной комиссии при Генеральном секретаре МТП, которые были постоянными представителями Национальных комитетов Палаты и постоянно проживали в Париже. При этом они выполняли роль примирителей безвозмездно, и это, разумеется, не было их основной функцией. К 1988 году Правила примирения, которые предусматривали обязательное назначение примирителей самим Председателем МТП, причем обязательно трех и обязательно постоянно проживающих в Париже, явно устарели. К тому же для привлечения к примирению профессионалов необходимо было сделать эту работу высокооплачиваемой. Эти задачи были в принципе решены с принятием Добровольного примирительного регламента, вступившего в силу 1 января 1988 г. Он, в свою очередь, был заменен с учетом накопленного опыта и изменений в подходе к примирительным процедурам на Регламент проведения примирительных процедур, вступивший в силу 1 июля 2001 г. (ICC Amicable Dispute Resolution Rules)..

Посредничество превратилось в самостоятельную профессию. Если прежде в роли посредников выступали лица, обладающие в первую очередь высоким социальным статусом и вследствие этого авторитетом, обычно наделенные полномочиями для вынесения обязательного для сторон решения, то теперь часто посредниками становятся лица, авторитет которых основывается единственно на их опыте и знании, а главное - специальных навыках по урегулированию споров. Сформировался и расширяется мировой рынок посреднических услуг. Как следствие перехода примирительных процедур на профессиональную основу, они стали разнообразнее и эффективнее. Теперь условия урегулирования спора чаще стали основываться на интересах сторон, возобладал прагматический подход. Большинство исследователей и практиков полагают, что целью примирительных процедур является не справедливость или материальная истина, а целесообразность, выгода для спорящих сторон.

Посредничество стало включаться в процесс как часть судебного разбирательства. Суды стали выделять работников аппарата для выполнения функций примирителя или направлять стороны к профессиональным посредникам. Во многих странах появилось законодательство, регулирующее примирительные процедуры. Появились корпоративные многоуровневые программы управления конфликтами, особенно при долгосрочных проектах. Медиация стала особой профессией, была закреплена в отдельных законодательных актах, в том числе в процессуальном законодательстве, как особый процессуальный институт.

Copyright © vsgfond, 2011

Конструктор сайтов - uCoz