…ать процесс третейского суда, сделав «заявление об иске», и в соответствии со Статьей 3(1) противная сторона должна не позднее 30 дней представить «заявление ответчика». Третейский суд может выбирать способ, в соответствии с которым он будет вести рассмотрение спора (Статья 16). Могут применяться промежуточные меры (судебный запрет), обеспечение оплаты издержек. Законы или правила суд применяет по своему усмотрению (Статья 28) и имеет право требовать начисления пени до вынесения решения и после вынесения решения.

Ассоциацией также разработаны: 1) процедура посредничества при разборе жалоб; 2) схема мини-судебного разрешения споров, по которой руководители предприятий — сторон в юридическом споре — встречаются в присутствии нейтрального консультанта и, выслушав мнения обеих сторон, пытаются сформулировать добровольное соглашение. 

Процедура мини-суда состоит из 16 пунктов, изменяемых по желанию сторон и которые могут применяться любыми организациями или правительственными учреждениями. В документе также дано определение мини-суда как метода разрешения спора, в котором руководители высшего звена управления каждой стороны встречаются в присутствии нейтрального консультанта, заслушивают выступления представителей сторон по обстоятельствам дела и пытаются достичь соглашения по спору. Порядок проведения мини-суда оговаривается письменным соглашением между сторонами. Процедура мини-суда состоит из обмена информацией и переговоров об урегулировании дела. В процессе мини-суда каждая сторона представляется юрисконсультом, роль которого заключается в подготовке и обосновании позиции по спору при обмене информацией. Во время обмена информацией и переговоров об урегулировании дела от каждой стороны присутствует руководитель высшего звена управления, наделенный полномочиями по урегулированию спора. Предоставление сторонами друг другу сведений и документов по делу может происходить до процедуры обмена информацией в соответствии с договором между сторонами. До обмена информацией стороны обмениваются письменными заключениями, содержащими краткое изложение вопросов, относящихся к делу, и копиями документов, которые они намереваются представить в процессе обмена информацией. Процедура мини-суда конфиденциальна; ни одно из письменных или устных заявлений, сделанных любым из его участников, не может быть использовано как доказательство или признание факта в любой другой процедуре.

В коммерческих спорах назначенные сторонами арбитры должны следовать Кодексу этики для арбитров при разрешении коммерческих споров, в котором указывается: «Для того, чтобы коммерческий арбитраж был эффективным, широкая общественность должна быть уверена в честности и справедливости арбитражного процесса. Поэтому арбитр несет ответственность не только перед сторонами, но и перед самим арбитражным процессом и должен соблюдать высокие поведенческие нормы для утверждения честности и справедливости арбитражного процесса. Соответственно арбитр должен признать свою ответственность перед общественностью, перед сторонами, чьи права он будет определять, и перед всеми участниками процедуры… Принимая назначение и выполняя обязанности арбитра, лицо не должно вступать ни в какие финансовые, деловые, профессиональные, семейные или общественные взаимоотношения  или проявлять финансовый или личный интерес, что может помешать беспристрастности или создать предвзятость. После разрешения спора в течение разумного периода времени лица, служившие в качестве арбитра, не должны вступать в означенные отношения или проявлять означенный интерес в тех обстоятельствах, когда может показаться, что они приняли решение под влиянием указанных отношений или интереса.».

Поскольку в США урегулирование процедур альтернативного разрешения и урегулирования спора относится к компетенции штатов, существует более 2500 нормативных актов штатов, в которых так или иначе решаются эти вопросы. Федеральными правилами гражданского процесса предусмотрено, что примирительная процедура может проводиться как судьями, так и иными лицами, назначаемыми судьей для проведения этих процедур. К лицам, которые могут быть назначены судом для проведения примирительной процедуры, относятся, в частности, судебные помощники, лица, избранные сторонами для проведения примирительной процедуры.

В 1998 г. был принят Закон об альтернативном разрешении споров (Alternative Dispute Resolution Act), согласно которому окружные суды США обязывались предлагать сторонам спора как минимум один из существующих способов альтернативного разрешения и урегулирования споров, причем рекомендовались такие, как посредничество, независимая экспертиза и арбитраж. В 2001 г. был разработан и рекомендован для принятия в штатах Единообразный Акт о посредничестве (медиации)  (Uniform Mediation Act), в котором нашло свое отражение последовательное разграничение деятельности посредника и арбитра - лиц, чья деятельность зачастую отождествляется, что выливается в признание за посредником (примирителем, медиатором) права принятия окончательного решения, обязательного для сторон. Данный Закон призван окончательно разделить функции посредника, являющегося экспертом и дипломатом, и функции арбитра (судьи).

Согласно Единообразному акту посредник - это лицо, открыто объявляющее себя в качестве посредника (что является важным, поскольку не предусмотрено государственного лицензирования деятельности посредника). Посредничество определено как процесс, в ходе которого посредник обеспечивает коммуникацию и переговоры между сторонами с целью способствования достижению добровольного соглашения в отношении спора. Такое определение прямо противопоставляет посредничество арбитражу (посредник не имеет права на вынесение обязательного для сторон решения по спору), а также соглашению о фактах дела и правовому консультированию. Однако данным Законом допускается привлечение в ходе примирительных процедур адвокатов и иных лиц (специалистов, переводчиков и проч.).

Единообразный акт о посредничестве в значительной степени посвящен определению пределов конфиденциальности раскрытой сторонами в ходе процедуры примирения информации. В частности, в нем предусмотрено, что заявления и документы, раскрытые стороной в ходе процедуры примирения, могут использоваться в судебном разбирательстве без согласия этой стороны, только если: они в любом случае были бы раскрыты в ходе судебного разбирательства; содержат угрозу совершения преступления или необходимы для его предотвращения или раскрытия; подлежат публичному раскрытию в соответствии с законом; содержатся в письменном соглашении сторон; сделаны с целью обосновать или опровергнуть обвинение посредника или другой стороны в недобросовестности в ходе примирительной процедуры; нераскрытие информации, по мнению юрисдикционного органа, повлечет значительно более негативные последствия, чем ограничение конфиденциальности (если разбирательство связано с уголовным преступлением либо его предметом является требование из договора сторон, достигнутого в ходе примирительных процедур, а в каждом из этих случаев доказательство не может быть получено иным образом).

Во всех остальных случаях Единообразный акт предоставляет посреднику право сообщить суду только о том, имела ли место примирительная процедура между сторонами спора, завершена ли эта процедура и кто непосредственно в ней участвовал. В то же время, если стороны договорились о том, что примирительная процедура с участием посредника полностью либо в части не будет конфиденциальной, они не вправе ссылаться на изложенные положения Закона о конфиденциальности. Единообразный акт о посредничестве применяется как к добровольным процедурам посредничества, так и к предписанным законом или судом. Однако данный Закон не применяется в отношении трудовых споров, споров между учащимися и воспитанниками коррекционных учреждений.


ШВЕЦИЯ. В Швеции активно работает Арбитражный суд при Торговой Палате Стокгольма (ASCC listitute), рассматривающий, в том числе, и внешнеэкономические споры. Большая часть международных арбитражных разбирательств в Швеции проводится в соответствии с Регламентом Арбитражного суда Торговой Палаты Стокгольма (ASCC Rules).

Впервые положения о третейском суде появились в шведском законодательстве еще в 14 веке и касались, в основном, исполнения арбитражных решений в судебном порядке. В 17 и 18 веках были разработаны положения арбитражно-процессуального кодекса, а первый шведский закон об арбитраже появился в 1887 году. Сейчас действует закон 1999 года.

Длительная история развития арбитража привела к признанию зависимости и автономности третейского суда. Результаты арбитражного процесса могут быть оспорены только при нарушении процедуры, противоречии процедуры с договоренностью сторон, нарушении минимальных стандартов справедливости с точки зрения предоставления каждой из сторон возможности представлять свои интересы. Юрисдикция арбитражного суда является окончательной и исключительной по сути обсуждаемых вопросов.

На практике большинство споров, связанных с ведением бизнеса, в случае недостижения мирового соглашения, разрешаются в Швеции в арбитражном суде. Включение арбитражных оговорок в тексты коммерческих договоров является очень распространенным и составляет часть стандартной формы контракта. В большинстве таких случаев Швеция указывается как место проведения арбитражного разбирательства, когда обе стороны не являются шведскими компаниями. Довольно часто одна из сторон договора представляет собой государство или государственных орган, а другая — коммерческую компанию.

В соответствии с большинством контрактов как на судебный орган указывается на Арбитражный Суд при Торгово-промышленной палате Стокгольма. Может предусматриваться рассмотрение и арбитражем ad hoc.

Постоянно действующий Арбитражный суд при Торговой Палате Стокгольма был создан в 1917 году. Коллегия Арбитражного суда Стокгольма состоит из шести членов, все из которых являются юристами с обширным международным опытом работы. Они выбираются из членов различных юридических профессий; судей, практикующих юристов и корпоративных адвокатов. Основные процедурные решения принимаются коллегией суда.

Ежедневная деятельность осуществляется Секретариатом, возглавляемым Генеральным секретарем. В состав Секретариата входит помощник Генерального секретаря, два юридических советника и несколько ассистентов. Дела ведутся в двух подразделениях, во главе каждого из которых стоит юридический советник.

Суд действует на основании Регламента Арбитражного суда Стокгольма, вступившего в действие в 1999 году, и Порядка ускоренного арбитражного разбирательства. В 1999 году Арбитражный суд Стокгольма создал Институт посредничества, действующий на основе Регламента осуществления посредничества.

В указанных документах содержатся требования об обеспечении беспристрастности арбитров. Судья должен раскрывать информацию о том, кто обращается к нему в связи с возможным его назначением третейским судьей, о любых обстоятельствах, которые могут да основания для обоснованных сомнений в его беспристрастности независимости (например, семейные или деловые связи с одной из сторон спора). Арбитражное разбирательство начинается с момента заполнения истцом обращения об арбитраже (аналог искового заявления), которое доводится судом до ответчика. В обращении и отзыве ответчика стороны должны указать кандидатуру одного третейского судьи. В качестве третейского судьи можно называть любого человека, имеющего любое гражданство, при условии его беспристрастности и независимости. Третий арбитр назначается Арбитражным судом ТПС за исключением случаев, когда стороны договорились иначе.

Стороны, участвующие в разбирательстве, и третейские судьи обладают значительной свободой в определении процедуры разбирательства. Решения суда основываются на применимом законодательстве, если стороны не договорились иначе. Регламент ТПС содержит положение о применимом законодательстве. В соответствии с Регламентом любое указание на законодательство конкретной страны должно быть сформулировано в виде прямого указания на материальное право данной страны.

Решение, принятое в соответствии с Порядком ускоренного арбитража, должно быть вынесено не позднее, чем через три месяца. Стороны здесь имеют право на подачу только двух письменных состязательных бумаг каждая, а слушание по делу проводится, если третейский судья сочтет это необходимым. Вознаграждение третейского судьи при использовании любой процедуры выплачивается в виде фиксированного гонорара, зависящего от суммы иска.

Институт посредничества Торговой Палаты Стокгольма (the ASCC Mediation Institute) при использовании процедуры посредничества назначает, как правило, одного посредника. Посредник может быть назначен либо по согласию сторон, либо Институтом посредничества ТПС. Время проведения посреднического разбирательства ограничено двумя месяцами, если стороны не договорятся об иных сроках.

Может использоваться и процедура посредничества-арбитража. После достижения соглашения об урегулировании спора стороны могут согласиться с назначением посредника в качестве третейского судьи, чтобы позволить ему подтвердить достигнутое соглашение арбитражным решением.

В 2010 году Министерство юстиции Швеции издало памятную записку (в качестве travaux preparatoires) (Ds 2010:39) относительно проведения процедуры медиации по некоторым делам частно-правового характера. Памятная записка основывалась на ДИРЕКТИВЕ 2008/52/ ЕС от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах. Министерство юстиции предлагало внести изменения в Кодекс о судебном процессе (1942:740) (далее - Кодекс), придав медиации по частно-правовым вопросам такой же статус, как и медиации, назначаемой по решению суда. Было также предложено, что предусмотренный для сторон срок на совершение отдельных процессуальных действий не будет вести к прекращению процессуальных сроков, если процедура медиации продолжается. В целях обеспечения конфиденциального характера информации, полученной во время проведения процедуры медиации, было предложено освободить медиатора от обязанности свидетельствовать в отношении тех сведений, которые были им получены при проведении такой процедуры. 

Шведское законодательство содержит лишь одно положение (пар. 2, раздела 17 главы 42 Кодекса), согласно которому, если суд сочтет более подходящим мирно урегулировать спор, то, исходя из его природы, он может обязать стороны провести сессию примирительной процедуры. Шведский кодекс о судебном процессе не регулирует саму процедуру проведения медиации. Стороны сами определяют порядок ее проведения. При этом процедура медиации не назначается судом, если одна из сторон спора возражает против этого. Если же стороны согласились на проведение примирительных процедур и решили назначить медиатора, производство по делу в суде приостанавливается.

Кодекс не регулирует вопрос конфиденциальности информации, полученной участниками примирительной процедуры во время ее проведения. Стороны решают этот вопрос также самостоятельно. Правило о возможности отказаться от дачи показаний в суде в отношении информации, полученной в ходе проведения процедуры медиации, распространяется лишь на членов Шведской ассоциации адвокатов (согласно разделу 5 (2) главы 36 Кодекса). Законодательное положение о том, что информация, сообщенная сторонами ех parte в ходе примирительной процедуры, является конфиденциальной, отсутствует. В то же время, несовершенство шведского законодательства, своего рода contradiction in re, проявляется в том, что даже если стороны заключают соглашение о конфиденциальности, это не освобождает их от обязанности дать свидетельские показания в суде в соответствии с законом.

Мировое соглашение сторон утверждается судом и обладает силой судебного решения, т.е. всеми свойствами процессуального признака res judicata, в том числе исполнимостью. В соответствии с разделом 6 главы 17 Кодекса, если стороны согласились на урегулирование спора, суд, по просьбе обеих сторон, должен принять решение, утверждающее мировое соглашение. Кодекс, ad rem, не распространяет свое действие на проведение медиации по международным коммерческим делам. Раздел 27 (2) шведского Закона об арбитраже (1999:116) содержит положение, согласно которому если стороны подписали мировое соглашение, арбитры могут, по просьбе сторон, подтвердить соглашение в форме арбитражного решения. Аналогичное правило содержится в ст. 12 Арбитражного регламента Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма.

22 июня 2011 года Парламент Швеции принял Закон (2011:860) о медиации по некоторым делам гражданско-правового характера (далее Закон). Закон вступил в силу 1 августа 2011 года. В соответствии со ст. 1 данного Закона он не распространяет свое действие на проведение процедуры медиации в судах и арбитражах, а также органах государственной власти. Также Закон не определяет «медиативность» гражданско-правовых споров, т.е. категорию дел, по которым можно проводить процедуру медиации. Из пояснительной записки Министерства юстиции Швеции (именно оно готовило законопроект) следует, что при отнесении того или иного дела к «делу гражданско-правового характера» следует исходить из системного толкования п. 2 ст. 1 Директивы ЕС 2008/52/ЕС.

Закон применяется между сторонами, имеющими свое местонахождение (hemvist) в Швеции, а также между сторонами, зарегистрированными на территории других государств-членов ЕС, за исключением Дании (ни одна из сторон не должна быть зарегистрирована на территории Дании). Местонахождение юридического лица употребляется в Законе в том смысле, как это описано в п. 1 ст. 59 и 60 Регламента EC №44/2001 от 22 декабря 2000 года о юрисдикции, признании и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам.

Статьей 5 Закона установлено, что медиатор обязан соблюдать требование конфиденциальности в отношении информации, ставшей ему известной в ходе примирительной процедуры. Стороны вправе обратиться в суд по месту заключения мирового соглашения с тем, чтобы утвердить его в форме решения суда (ст. 7 - 8 Закона). Статья 9 Закона регулирует процедурный порядок подачи заявления об утверждении мирового соглашения. Статьи 10 - 12 Закона закрепляют, что суд по просьбе сторон утверждает мировое соглашение в форме решения суда.

 

ФРАНЦИЯ. Переговоры и посредничество являются достаточно известными и принятыми во Франции. Согласно положениям Нового Гражданского процессуального кодекса Франции, судья вправе с согласия сторон назначить посредника, перед которым ставится задача выслушать стороны, сопоставить их позиции и привести стороны к поиску компромиссного решения конфликта (ст. 131-1 Гражданско-Процессуального Кодекса Франции, далее ГПК Франции). Посредничество может касаться всего спора или его части, его ход не лишает судью права принять другие меры, которые он сочтет необходимыми (ст. 131-2 ГПК Франции).

Срок полномочий посредника не может превышать три месяца и может быть однократно продлен на тот же срок по ходатайству посредника (ст. 131-3 ГПК Франции). В качестве посредника суд может назначить физическое лицо или некоммерческую организацию. Если в качестве посредника выступает организация, ее законный представитель представляет судье на утверждение кандидатуры лиц, которые обеспечат в рамках и от имени организации проведение процедуры посредничества (ст. 131-4 ГПК Франции).

Физическое лицо, которое выполняет функции посредника, должно удовлетворять следующим требованиям (ст. 131-5 ГПК Франции): являться право - и дееспособным, не утратить соответствующего права, в частности, не иметь судимости; не совершать действий, противоречащих чести и добрым нравам, за которые предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность в виде отстранения от выполнения своих функций; не быть исключенным из списка посредников; иметь действительное разрешение на выполнение им функций посредника; не быть уволенным с работы посредника; обладать, исходя из его текущей или прошлой деятельности, необходимой квалификацией с учетом характера спора; доказать наличие, в зависимости от конкретного случая, соответствующего образования или опыта посреднической деятельности; представить гарантии независимости, необходимой для осуществления посредничества.

По принятии судом решения о назначении посредника судебный секретарь направляет копию соответствующего документа сторонам и посреднику. Посредник немедленно уведомляет суд о своем согласии или несогласии осуществлять процедуру. С момента уведомления секретарем посредника о внесении денежной суммы в депозит суда посредник созывает стороны. Посредник не имеет никаких прав осуществлять расследование (ст. 131-8 ГПК Франции). Однако он может с согласия сторон и третьего лица заслушать третье лицо. Посредник информирует судью о трудностях, с которыми он сталкивается при выполнении своей задачи (ст. 131-9 ГПК Франции).

Процедура посредничества может быть прекращена в любой момент по запросу любой из сторон или посредника (ст. 131-10 ГПК Франции). Судья также вправе прекратить процедуру посредничества по собственной инициативе, если сочтет, что процедура проводится ненадлежащим образом.

По истечении своих полномочий посредник письменно информирует судью о том, достигли ли стороны соглашения. В случае его недостижения по окончании установленного для посредничества срока производство по делу возобновляется. При достижении сторонами соглашения судья официально утверждает его по ходатайству сторон. По истечении полномочий посредника судья устанавливает размер его вознаграждения и уполномочивает посредника получить с депозита суда причитающуюся ему сумму.

Выводы, к которым пришел посредник, а также сведения и заявления, предоставленные ему сторонами, не могут быть доказательствами в ходе дальнейшего производства по данному делу, в том числе в других инстанциях. Решение о начале или возобновлении процедуры посредничества и об ее прекращении не подлежит апелляционному обжалованию.

Примирение сторон возможно на стадии, предшествующей судебному процессу. Стороны первоначально могут обратиться в суд с запросом о проведении предварительной примирительной процедуры (ст. 830 ГПК Франции). В этом случае примирение может быть осуществлено судьей или назначенным для этой цели судебным примирителем, как это предусматривает Декрет от 20 марта 1978 г. N 78-381. Данным Декретом установлена должность судебного примирителя, который назначается на эту должность сроком на один год и деятельность которого осуществляется под контролем суда. Судебный примиритель должен иметь опыт работы юриста не менее трех лет, причем характер деятельности должен соответствовать особенностям спора. Согласно Декрету судебным примирителем не может быть лицо, ограниченное в гражданских или политических правах или имеющее полномочия должностного лица в округе апелляционного суда, при котором он осуществляет свои полномочия. Не могут занимать эту должность государственные должностные лица, лица, осуществляющие функции судьи или иным образом задействованные в отправлении правосудия. Вознаграждение примирителю устанавливается судом, бремя расходов на примирителя распределяется в соответствии с положениями Закона от 8 февраля 1995 г. N 95-125.

Третейское разбирательство применяется во Франции уже давно. В 1923 году Международная торговая палата, находящаяся в Париже, создала Международный третейский суд. С момента своего создания он провел около десяти тысяч международных судов.

В соответствии с ст. 1507 Нового Гражданского процессуального кодекса, действующего с 01 мая 2011 года, к арбитражному соглашению не должно предъявляться какое-либо требование по форме. Нововведение отразило существующую во Франции судебную практику и наиболее четко это было отражено в решении Парижского апелляционного суда 1995 года, который постановил, что арбитражное соглашение существует независимо от наличия письменного договора между сторонами. Также Кодексом на законодательном уровне введена должность «вспомогательного судьи» (juge d’appui), которым становится Председатель Гражданского Суда Первой Инстанции г. Парижа. Особую роль играет такой судья в ad hoc процессах. Например, он может, если стороны не договорились об ином, определить процедуру назначения и (или) отвода арбитров.

Кодекс позволяет сторонам, заключившим «специальный» договор, отказаться от права оспаривать решение арбитража во французских государственных судах. Тем не менее стороны не лишаются права оспорить решения во Франции на 5 основаниях, указанных в ст. 1520 Кодекса. Решение может быть отменено по следующим основаниям: если трибунал неправильно удовлетворил или отклонил иск о подсудности, если он не был правильно сформирован, если трибунал разрешал дело без соответствия мандату, если было нарушено право равноправия сторон, если признание и исполнение противоречит международной публичной политике.

Помимо использования посредничества при разрешении гражданско-правовых споров эта альтернативная форма широко используется во Франции и при производстве по уголовным делам. Уголовно-правовая медиация зародилась во Франции в 80-х годах XX века в недрах правоприменительной практики. Сам же термин «медиация» появился еще раньше - в 70-х годах (до этого времени использовался главным образом термин «примирение»).

Законодательное оформление институт уголовно-правовой медиации во Франции получил 2 октября 1992 года с изданием министром юстиции Циркуляра, ставшего первым официальным текстом (до сих пор самым обстоятельным и подробным), закрепившим процедуру медиации в рамках уголовного процесса. Помимо указанного Циркуляра, нормативной базой использования медиации при разрешении криминальных конфликтов является также и Декрет от 4 ноября 1992 года. Однако в отличие от Циркуляра Декрет посвящен в основном финансированию примирительных процедур. Но регулирование института уголовно-правовой медиации подзаконными нормативными актами продолжалось не долго. Закон от 4 января 1993 года о внесении изменений и дополнений в УПК Франции 1958 г. и Ордонанс 1945 г. предусмотрел в уголовно-процессуальном законодательстве статью, посвященную непосредственно медиации. После этого было еще несколько изменений в законодательстве, в результате которого был принят Закон от 23 июня 1999 года («уточненный» Декретом от 29 января 2001 года) о медиации.

В настоящее время в различных регионах Франции используются две формы медиации. Первая форма получила название «судебная медиация» (иногда ее именуют еще «медиацией в рамках собственных полномочий»). Суть этой формы медиации заключается в том, что прокурор самостоятельно старается принять меры к примирению сторон, не прибегая к помощи третьих лиц.

Вторая форма именуется «общественной медиацией, осуществляемой под судебным контролем» или «делегированной медиацией». При реализации этой формы медиации прокурор не занимается примирением сторон самостоятельно. Он лишь принимает соответствующее решение, передавая полномочия «третейского судьи» какому-либо специально назначенному для этой цели юридическому или физическому лицу, компетентному в области повторной адаптации преступников или помощи потерпевшим. Декрет от 29 января 2001 года подробно определяет условия наделения соответствующих физических и юридических лиц статусом либо медиатора, либо уполномоченного лица, размеры и порядок выплаты им гонораров, порядок компенсации их расходов. 

 

БЕЛЬГИЯ. В Бельгии альтернативное разрешение споров (АРС) нашло применение по широкому кругу споров. Медиация возможна по гражданским и коммерческим делам, включая споры в производственной сфере и споры в области защиты прав потребителей. Многие организации оказывают поддержку медиации посредством обучения, проведения кампаний по информированию населения. АРС с участием должностных лиц осуществляется на различных уровнях посредством публичных расследований, консультационных процедур, усиления процессуальных гарантий гражданам и организациям, к которым применяются административные меры.

Публичные органы, такие как Главный комитет по аудиту и Государственный Совет, могут осуществлять примирительные функции по требованиям компенсации в случаях нанесения существенного ущерба и в случаях причинения вреда окружающей среде. Вступление в силу в сентябре 2005 года бельгийского Закона о медиации создало новую правовую основу для проведения всех видов медиации в Бельгии. В результате принятия этого акта Кодекс законов Бельгии о судоустройстве был дополнен новой частью, следующей за частью об арбитраже. Посредством принятия Закона бельгийское Правительство предприняло попытку включить третью, нейтральную сторону в новое законодательство о медиации и не пожелало ставить такую задачу перед судьями национальных судов, то есть возлагать на них функции медиаторов, опасаясь, что в таком случае пострадает их работа, и последуют задержки в отправлении правосудия. В настоящее время негосударственные организации, активно участвующие в медиации, сотрудничают с Правительством в целях дальнейшего усовершенствования Закона о медиации, для того чтобы сделать его положения более эффективными.

Законом установлено, что в отношении любого спора, который может быть предметом соглашения о его разрешении, может быть применена медиация. В Законе также перечисляется ряд отдельных видов споров, где может быть применена медиация. Если стороны включили оговорку о медиации в контракт, то в таком случае и в этой связи они обязаны сначала прибегнуть к медиации перед обращением к любому другому методу разрешения спора. Если сторона не исполнит оговорку о медиации, другая сторона имеет право в начале судебной процедуры поднять вопрос об этой оговорке, в результате чего суд будет обязан приостановить процесс до исполнения оговорки, если только оговорка не является недействительной в отношении данного спора или не перестала действовать. В любое время сторона вправе прекратить использование процедуры медиации без негативных правовых последствий.

Медиация также может быть предложена в любое время – до, во время и после прекращения судебной процедуры. Инициирование процедуры медиации может иметь место и в случае отсутствия оговорки о медиации в контракте; медиация применяется по вопросам как отраженным, так и не отраженным в контракте. Закон о медиации распространяет юридическую (субсидируемую) помощь н

Конструктор сайтов - uCoz