М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Доктрина медиации

«ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПОСРЕДНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»


1. Медиация в глобальном изменении социальных и политических систем

2. Медиация - основа гражданского общества

3. Медиация - социальный способ самоорганизации и самоуправления

4. Медиация - системообразующий фактор

5. Медиация - фактор равенства и легитимности


 

ДОКТРИНА МЕДИАЦИИ


1. Медиация в глобальном изменении социальных и политических систем

 

Необходимость медиации в современном обществе во многом связана с глобализацией, способствующей ослаблению иерархий и росту взаимосвязей и взаимозависимостей в мире. Это отражается на всех уровнях общественного устройства - в повседневном быту, в сфере частных отношений, в мире экономики и труда, в практике государственного управления. Процессы, происходящие в современном мире, требуют неординарных подходов к разрешению возникающих споров и конфликтов. Медиация из сферы международных отношений и международного права распространилась в область организационных технологий, политику, практику управления. Использование медиации в политике свидетельствует о развитии культуры разрешения конфликтов, политико-правовой культуры. Медиация как неинституциональный (неформальный) институт является не только порождением высокой культуры использующих ее людей, но также способом формирования культурной среды, в которой она получает наибольшее развитие. Распространение медиативных процедур свидетельствуют об изменении существа и роли управления в функционировании социальных и политических систем.

Феномен медиации органически встраивается в новейшую модель управления - широкого распространения неофициального посредничества неправительственных организаций. Повышение значения неправительственных организаций в разрешении и предупреждении внутренних конфликтов обусловлено их спецификой - децентрализацией, «плохой управляемостью» и нерациональным поведением сторон. Гибкость, нейтральность и комплексное влияние, характерные для деятельности неправительственных организаций, позволяет им разрешать сложные конфликты эффективнее, чем это делают государственные структуры.

Существование феномена медиации является реакцией на очевидный с практической точки зрения и болезненно ощутимый для властных институтов разрыв между человеческим поведением и общественными институтами. Нормы, санкции, рациональный расчет и привычки – все это оказалось основанием, не достаточным для того, чтобы обеспечить должное, с точки зрения соответствия институциональной норме, поведение человека. Культурные ценности, верования и убеждения, этнические предпочтения, групповые и индивидуальные интересы, властные притязания, идеологические ориентации являются факторами, опосредствующими действие институтов на поведение людей.

Формальные институты вводятся как установления государства или другой организации, использующей властный ресурс, соблюдение которых контролирует специальный аппарат. Неформальные же институты возникают в определенной мере спонтанно, независимо от сознательных намерений носителей власти и авторитета, и складываются эволюционным путем. Соотношение между теми и другими институтами является многомерным. Неформальные институты при одних условиях могут дополнять формальные и обеспечивать их эффективное функционирование, в других условиях – конкурировать с ними и даже – замещать, вытесняя формальные институты на периферию общественной системы. В последнем случае под влиянием неформальных институтов имеет место такого рода отклонение политических и экономических явлений от формальных институтов и законов.

Значение неформальных институтов не может быть сведено к совокупности условий, благоприятных или неблагоприятных для формальных институтов. Неформальные институты являются базовыми для общественной системы. Они образуют социокультурную почву, на которой только и возможно существование, функционирование и изменение формальных институтов, а, соответственно, и различных систем общества – экономической и политической. Неформальные институты выступают не только фундаментом институциональной структуры, определяющим ее специфику, но также определяют синергетический потенциал системы, ее способность к самоорганизации и самоуправлению, а также к спонтанному изменению. Процесс глобального изменения социальных и политических систем неизбежен.

 

2. Медиация - основа гражданского общества

 

Медиация является важнейшим фактором формирования институтов гражданского общества, в рамках которых реализуются такие ценности, как свобода граждан, утверждение начал справедливости и безопасности. Медиация как технология разрешения конфликта на основе договоренности позволяет достичь согласия в рамках диалога. Медиация дает возможность сторонам конфликта совместно выработать решение проблемы. Суд действует в рамках бинарных оппозиций, признавая одну сторону правой, другую виновной. Медиация не только позволяет сторонам совместными усилиями найти такой выход из ситуации, который не может предложить суд, но и сохраняет возможности для их дальнейшего сотрудничества. Медиация - это добровольная, не имеющая обязательной силы конфиденциальная процедура, в ходе которой стороны конфликта добровольно, с помощью нейтрального третьего лица пытаются урегулировать конфликт.

 

2.1. Медиация - принцип социального и правового порядка

 

Медиация представляет собой не просто способ ведения переговоров, существующий в рамках действующего законодательства, а один из принципов социального порядка. Медиация - инструмент, с помощью которого организуется эффективный правопорядок. Цель медиации - не только показать сторонам социальные нормы, применимые к их отношениям, и убедить их вписать свои отношения в «структуру», установленную данными нормами. Медиатор способствует сторонам не столько в осознании необходимости следовать общим для них правилам, сколько такие правила разработать. Изменение отношения сторон к сложившейся ситуации может заключаться и в осознании невозможности дальнейшего сотрудничества, медиация может быть направлена на прекращение отношений. Ключевое свойство медиации - это ее потенциал по изменению отношения сторон друг к другу.

Медиация - один из инструментов организации эффективного правопорядка. В результате успешных медиативных процедур стороны достигают понимания общности своих интересов. Благодаря этому, им удается понять, как нормативная структура соответствует их отношениям, создать «конституцию» для своих будущих отношений или прекратить непродуктивное взаимодействие. В любом случае, медиация способствует устранению дефектов в действии права. Юридическая сила правовых норм и, соответственно, отношений, возникающих на их основе, зависит не столько от легитимности «создателя» нормы, сколько от ее содержания.

Медиация допускает, что не любая норма, в том числе и конституционного права, может быть отнесена собственно к правовой. Общедемократические принципы, способы против злоупотребления властью, принципы правления права, требования должной процедуры - основные организационные принципы общества, воплощение и применение которых является целью конституционного права. Конституционное право создает общие возможности для нормального функционирования всех остальных отраслей правя, оно определяет цели, которые могут достигаться посредством права. В тоже время в конституционном праве не всегда задаются глобальные цели всей правовой системы.

 

2.2. . Медиация – принцип законности и морали

 

Принципы законности, взятые в совокупности, представляют из себя моральную ценность для подавляющей части общества. Режим (государство) может «эффективно» добиваться поставленных целей, нарушая эти принципы с помощью террористических не правовых средств, игнорируя эффективность права как регулятора социальных отношений. Если содержание нормы (цель, заложенная в законе) в чем-то порочно, его соответствие принципам законности гарантирует в той или иной мере реализацию моральных ценностей как таковых. Гражданин, по крайней мере, имеет возможность знать и понимать закон и подчиняться закону, а не индивидуальному произволу чиновника. «Процедурная моральность» не обязательно предполагает хорошее право в социально-политическом смысле. Соблюдение «процедурной моральности» придает легитимность статутному праву и государству как его создателю. Государство, принимая закон, как бы говорит гражданам: «Вот правила, которым мы просим вас следовать; если вы будете им подчиняться, то и мы обещаем вам применять эти правила по отношению к вам». Если же законодатель нарушает этот молчаливый договор, то он неизбежно утрачивает легитимность - моральную ценность и моральное право на власть.

Право - разумность, проявляющаяся в человеческих отношениях. В разуме выражаются наиболее фундаментальные естественные законы, обеспечивающие процесс формирования целей и функционирование каналов коммуникаций между людьми. Эти естественные законы связаны с природой человека как существа, стремящегося к общению. Поэтому существуют естественные принципы общения, определяющие групповую жизнь в каждой конкретной ситуации и познаваемые посредством разума. Конечные цели права - свобода, безопасность, справедливость, равенство, могут быть достигнуты с помощью определенных средств и, в той или иной форме, правоотношений.

Для того чтобы норма могла называться правовой, недостаточно ее эффективности в смысле достижения внешних социальных целей. Должны обеспечиваться внутренние цели права, присущие праву как таковому и отличающие его от прочих социальных норм. Внутренняя цель судопроизводства - обеспечение справедливого и равного участия сторон, интересы которых задеты. Все процедурные правила судопроизводства оправдываются только тогда, когда эта цель достигается. Внутренняя цель демократического законодательства - обеспечение самоуправления граждан через свободно избранных законодателей. Внутренняя цель договорного права или контрактных правоотношений - обеспечение свободы выбора и взаимности обязательств сторон. Все те правила, нормы и процедуры, которые обеспечивают достижение этих целей, также являются внутренними, сущностными характеристиками права - они, по сути, конституируют ту или иную форму правоотношений. Внутренние цели права одновременно являются и моральными целями. Судейская справедливость, демократическое самоуправление, контрактная свобода, медиативные технологии - все это моральные ценности-цели.

Закон - всего лишь одна из форм права, не самая важная. Процесс законотворчества действительно требует оценки и получает легитимность из принципов политической демократии. Но иные формы права и правоотношений к демократии отношения не имеют и черпают свою легитимность из других источников. Контрактные отношения получают легитимность из их соответствия принципам свободы выбора и взаимности сторон, судопроизводство легитимируется принципом равного участия сторон, медиация основана на принципах добровольности и взаимодействия участников спора и медиатора.

Каждая разновидность правоотношений имеет свое собственное структурное единство, свой особый внутренний порядок. Судопроизводство предполагает трехсторонность, договор - обмен, демократический процесс законотворчества -  голосование и систему подсчета голосов, медиация – конструктивный диалог.  Эти обязательные требования - «естественные законы», на основании которых упорядочиваются, организуются отношения между людьми. Все «естественные законы» имеют процедурный характер; по существу они идентичны «внутренней моральности права» и не обеспечивают в любом случае «хорошего» в социальном смысле результата - нормы права или акта применения права.

 

3. Медиация - социальный способ самоорганизации и самоуправления

 

Медиация как процесс социального взаимодействия отвечает формуле: конфликт - диалог - согласие. Конфликт выступает не только с негативной стороны, но и как точка роста новых отношений. Содержанием медиации является переход взаимодействия сторон из одного состояния - в другое. В процессе этого перехода взаимодействие сторон меняет не только направленность, но и характер под влиянием самих участников взаимодействия. В процессе медиативного взаимодействия его стороны самостоятельно, исходя из своих интересов, ценностных предпочтений и наличных обстоятельств, осуществляют взаимные уступки и на этой основе устанавливают границы и условия совместного существования и регулируют взаимоотношения. Медиация является процедурой и обладает свойством повторяемости, типизации.

Между медиацией и институциональной сферой не существует принципиальной границы, поскольку типизация может выступать в качестве промежуточной ступени формирования института. Медиация совместима с той или иной совокупностью институтов и находится в дополнительном соотношении с ними. Внешний, непосредственно воспринимаемый план медиации как акта социального взаимодействия и, соответственно, процедуры достижения соглашения, юридического или политического, составляет обмен, добровольно осуществляемый сторонами взаимодействия в форме взаимных уступок. Обмен как внешняя сторона медиативного взаимодействия оформляется в виде приемов, правил и технологий конструирования поля, в котором совершается это взаимодействие сторон, а также распределение позиций и ролей

Медиация регулирует конфликт интересов, не разрешимый в рамках принятых процедур и правил. Неэффективность техник официального урегулирования конфликта переводит взаимодействие сторон из публичной сферы в частную, придает этому взаимодействию неинституциональный характер. Медиация оказывается за пределами институциональных структур, находится вне поля действия не только формальных, но и неформальных институтов. Результатом медиативного взаимодействия выступает соглашение, в рамках которого находит свое разрешение исходный конфликт интересов. Стороны медиативного взаимодействия «приподнимаются» над социальной и экономической материей конфликта, выходят за рамки столкновения и противоборства частных интересов и целей, освобождаются от непосредственной зависимости от так называемой «ситуации конфликта» и вступают в переговоры (диалог) с «противником».

Медиация рассматривается в ряду неофициальных практик, обеспечивающих воспроизводство непосредственных основ гражданской жизни, ее повседневного уровня. Повседневность как исходный уровень организации гражданского общества характеризуется актуальностью, спонтанностью и существует как сетевая структура, образуемая наложением и пересечением огромной совокупности межличностных взаимодействий. Функция, которую медиация выполняет в структурах повседневной жизни гражданского общества, заключается в поддержании сочетания между институциональной сферой, с одной стороны, и миром неформальных практик, локализованных на периферии и в самой «почве» гражданского общества, с другой.

Медиация как процедура разрешения конфликтов, возникающих в сфере повседневности в ходе деятельности множества индивидов, по существу совпадающей с их жизнедеятельностью, конституирует повседневность как особого рода систему отношений, является важной составной частью механизма самоорганизации общества. Медиативное взаимодействие является способом приведения разнообразия интересов к относительному единству, способом воспроизводства, поддержания порядка на исходном, базовом уровне социальной структуры общества. Его можно рассматривать как особого рода социально-техническое устройство, обеспечивающее превращение негативной энергии, порождаемой ежечасным столкновением множества индивидов в процессе их жизнедеятельности, в позитивно направленную энергию их совместного действия.

 

4. Медиация - системообразующий фактор

 

Медиация образует исходную структуру, которая лежит в основе возникновения политики, состоящую из взаимодействия таких составляющих как взаимное доверие, совместное решение задач, диалог посредством переговоров, добровольное участие, самоорганизация. Медиативное взаимодействие выступает в качестве протополитики. Это понятие очерчивает область структурных и генетических предпосылок политики, составляющих основание ее существования, функционирования в рамках большого сообщества, системы общества. В области протополитики формируется потенциал политической системы общества, задаются границы возможного в политике. Для нее характерны высокая степень структурной однородности сообществ и неразвитость ролевой специализации индивидов, входящих в их состав. Эта особенность достаточно четко выражена в современном мире.

Сложная, развитая система ролей является категорией исторической и связанной с институционально структурированной (публичной) сферой жизни общества. Повседневность как таковая несет на себе отпечаток институциональных структур большого сообщества, но в своем непосредственном функционировании отличается редуцированным и «размытым» воспроизведением этих структур. Отсутствие на уровне повседневности дифференцированных ролей оборачивается отсутствием не только формальной политической организации сообщества, но и отсутствием различия между его членами по степени политического участия. В протополитике участие в делах сообщества является императивом, но не заданным институционально, а вытекающим из самой «природы вещей», то есть, из устройства повседневности, является гражданской обязанностью каждого равноправного члена малого сообщества (объединения граждан, местного коллектива).

Повседневность, составляющая область протополитики, включает в себя медиацию как фактор, обеспечивающий воспроизводство отношения равенства между членами малого сообщества и формирование потенциала согласия. Медиация представляет собой не только процедуру достижения соглашения, но вместе с этим и процедуру первичного конструирования поля протополитики как пространства отношений между сторонами социального взаимодействия, образуемого многомерным пересечением позиций, ценностных установок, целей и «сил». Это первичное конструирование является не сознательной целью, а непреднамеренным следствием медиации как одной из неинституциональных практик, в ходе которых осуществляется воспроизводство социальной реальности и тех личных и групповых идентичностей, которые отвечают возможностям культуры и истории в данный период времени.

Повседневность не является герметически замкнутым образованием, что она открыта в направлении большого сообщества как системы. Отсутствие такой границы указывает на ее относительно слабую структурированность, вследствие чего она представляет собой поле, не только предполагающее, но настоятельно требующее широкого распространения неинституциональных практик медиации. Они выступают в функции локальных источников генерирования позитивно направленной энергии, синергетического потенциала политики, рождаемого добровольным участием граждан в решении актуальных общественных проблем.

Соединяя в себе две функции – достижения согласия и первичного конструирования отношений равенства, медиация является одним из функциональных элементов политического поля. Медиация в рамках политики является технологией достижения соглашения, получающего институциональное оформление и закрепление, действенность которого гарантируется не только доброй волей и согласием участников переговоров, но и нормативными ресурсами общества и государства. Сочетание (комплементарность) медиации и институциональных структур в рамках политического поля имеет два следствия:

1) Значительно расширяется область применения медиативных процедур и повышается прочность достигаемых соглашений. Модифицируется система оснований в матрице медиации, которая приобретает двучастное строение. К базовым отношениям равенства добавляется дифференцированная совокупность ролей и ожиданий, структурированных с помощью правил и норм, то есть институционально. С учетом этой модификации первым актом процедуры медиации становится не просто обмен ценностями, он продолжается в виде обмена нормами. Под обменом нормами понимается способность участников переговоров к взаимным уступкам в виде тех или иных поправок к действующим правилам, к созданию новых институтов или к такому видоизменению существующих институтов, которое бы позволяло найти взаимоприемлемое решение, согласующееся с наличным институциональным порядком.

Предметом медиативных процедур могут быть не только конфликты частных (индивидуальных) интересов, для которых отсутствуют формальные инструменты их разрешения, но и конфликты, которые вызываются недовольством сторон по поводу существующей нормативной базы регулирования отношений как порождающей «несправедливость», «неравенство», дающей «одностороннее преимущество» конкуренту. В этих оценках отчетливо выражается апелляция к высшим ценностям, без чего процедура медиации невозможна в принципе. Замещение обмена ценностями нормативно-ценностным обменом переводит процедуру медиации с уровня межличностных конфликтов на уровень регулирования общественных отношений, то есть делает ее составной частью, функцией политики как таковой.

2) Медиация обретает нормативную (институциональную) составляющую и кардинально меняет свой статус - из процедуры, осуществляемой на микроуровне социальной системы, на уровне протополитики, она превращается в процедуру макроуровня, становится атрибутом политики, ее функциональным элементом. Появление в составе медиации институциональной составляющей снимает прежнее различие, резкую границу между медиацией как неинституциональной практикой и институциональными структурами. Медиация получает значение критерия, указывающего на соответствие существующих норм и правил высшим, общепризнанным ценностям. Перемещение медиации на мезоуровень меняет и роль конструирования. Если ранее она была спорадически применяемой процедурой решения межличностных конфликтов, то в настоящее медиация переходит в разряд политической технологии разрешения институциональных конфликтов. Конструирование позволяет нейтрализовать негативные аспекты восприятия конфликта его сторонами, и тем самым способствует формированию политического поля.

 

5. Медиация - фактор равенства и легитимности

 

Возможность возникновения конфликтов, имеющих институциональные источники, а также неспособность существующей нормативной базы обеспечить регулирование общественных отношений и динамическое развитие общества рассматриваются как явные признаки функционального несоответствия институтов. Благодаря этому институты утрачивают значение высшей силы или чего-то, находящегося в их ведении. Они рассматриваются теперь как предмет возможных изменений, поправок, вносимых не формальными представителями политического центра (правительство, парламент, партийные лидеры и т.п.), а самим гражданским обществом, его неформальными представителями и рядовыми гражданами. Если ценности и действующие институты находятся в относительном соответствии, можно говорить о легитимном характере существующей системы правления, государственной власти. С этой точки зрения, одной из функций медиации по отношению к политике является легитимация государственной власти - феномен, который образует предпосылку устойчивого функционирования политической системы и одновременно является его результатом. Условием легитимности власти становится ценностный консенсус, который обеспечивается сочетанием институциональных структур и медиативных практик.

Наличие медиации в политическом поле приводит к радикальному изменению контекста власти. В одном случае власть имеет вид могущества (власть-Power), основанного на силе и богатстве. Генеральной задачей власти-могущества является осуществление господства социального «верха» над «низом», имеющего целью поддержание порядка, основанном на доминирующей роли отношений неравенства. В другом случае власть имеет вид авторитета (власть-Authority), основанного на доверии и сотрудничестве. Генеральная задача власти-авторитета - воспроизводство ценностно-символического консенсуса на основе сочетания институциональных структур и медиативных практик в политическом поле. Базовыми для институционального порядка здесь являются отношения равенства.

Переход от власти-могущества к власти-авторитету указывает направление динамики политических систем. Эта динамика связана с ростом удельного веса и повышением роли медиации в политике. Как одна из неинституциональных практик, медиация является фактором формирования в обществе атмосферы согласия и доверия, способствует возрастанию символического капитала власти и, в конечном счете, гражданского согласия в обществе.

Равенство между людьми как проявление единства человеческой природы - феномен не биологический, а культурный и исторический. Принадлежность к иной культуре еще сравнительно недавно давала основания для отнесения тех или иных индивидов, социальных групп и этносов к «варварам», «низшим» классам, нациям или расам. «Они могли сосуществовать на одной территории с теми, кто мыслился собственно человечеством, выполнять многочисленные хозяйственные функции. Но при этом в собственно человеческом статусе им было отказано. В конечном итоге именно эта презумпция, а не функциональная роль в экономической системе или отношение к средствам производства, определяла минимальный объем социальных и политических прав ущемленных и отверженных групп, сведение их социального бытия лишь к факту существования. На протяжении долгих столетий доминирующие цивилизации и отдельные политические системы отточили навыки выявления внутренних и внешних варваров, отводя им место на нижних этажах политического бытия или даже выводя их за сферу политического.

Медиативное взаимодействие оказывается носителем не только символического капитала - доверия, возникающего в атмосфере признанного равенства, но потенциально - и авторитета, символической власти творить реальность с помощью слов. Основание отношения равенства, позиции, занимаемые сторонами отношения, а также авторитет составляют в своей совокупности матрицу, в соответствии с которой осуществляется процедура медиации. Наличие подобной матрицы обеспечивает структурное единство тех или актов медиативного взаимодействия, каждый из которых осуществляется в специфических условиях, обладает индивидуальным содержанием и предметом (поводом).

Медиация представляет собой процедуру, в процессе которой конфликт противостоящих друг другу сторон разрешается путем опосредствования их взаимодействия, которое подчиняется формуле конфликта: «или – или». Благодаря воздействию авторитета (символической власти), персонифицированного фигурой медиатора, стороны «погружаются в основание», вводятся в рамки рефлектированного представления о равенстве сторон. Такое погружение в основание предполагает идентификацию сторон медиативного взаимодействия как сторон отношения равенства. Процедура медиации сопровождается символическим перевоплощением каждой из сторон реального, практического взаимодействия соответственно в ту или иную сторону отношения равенства. Индивид как носитель реального действия становится исполнителем социальной роли. Он подчиняет свое поведение тем ожиданиям, которые складываются в рамках представления о равенстве, присущего данному сообществу. Тем самым, ролевое поведение сторон медиативного взаимодействия является своеобразным восхождением от единичного к особенному и к всеобщему - представлению о единстве человеческой природы.

Вследствие символического перевоплощения становится возможным обмен взаимными уступками. Взятый сам по себе, вне ценностно-символического контекста, задаваемого отношением равенства, такой обмен кажется абсурдным - добровольный отказ от «своего» в пользу «другого» является нарушением естественного стремления эмпирического индивида беречь и защищать «свое». Как известно, собственность является одной из составных частей базовой триады естественного состояния человека: «жизнь» – «свобода» – «собственность». Отказ от «своего» есть обратная сторона признания тождественности, равенства этого «своего» - «другому». Этот момент является переломным, фиксирующим переход от ситуации конфликта, противостояния в соответствии с формулой «свой - чужой» к диалогу «равного с равным».

Процедура медиации не только раскрывает механизм формирования отношений равенства между индивидами в их непосредственном сосуществовании по «горизонтали» общественной системы. В ее строении (матрице) нашло свое логически выпрямленное, очищенное от случайных, эмпирических наслоений выражение историческое становление нового для предыстории типа человеческих отношений – отношений равенства. Отношения равенства являются естественными, то есть изначально присущими природе человека, и нарушаются в ходе исторического развития в условиях цивилизации. Как и отношения равенства, так и отношения неравенства неотделимы от цивилизации с такими ее атрибутами, как государственность, рыночная экономика, религия, знание, политика. И те, и другие отношения в их взаимосвязи составляют характеристику социальной организации, они представляют собой и условие цивилизации, и ее следствие в одно и то же время.

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz