М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Переговоры и медиация в системе альтернативного разрешения споров адвокатами

 

Интерес к способам урегулирования разногласий вне рамок суда или в суде, до начала судебного разбирательства с помощью квалифицированных посредников возрастает во многих странах мира, в том числе и в России. Целью сторон в процессе процедуры посредничества и переговоров является не разрешение спора любой ценой, а стремление найти разумное решение путем сотрудничества и сохранения партнерских отношений в гражданско-правовых конфликтах, признания вины и прощения в криминальных. Переговоры относятся к наиболее комфортным способам разрешения споров, а посредничество (медиация) является распространенным и естественным продолжением переговоров. Именно поэтому посредникам (медиаторам) надо быть максимально осведомленными о различных режимах переговоров, об их динамике и скрытых тонкостях.

Большинство спорящих могут урегулировать путем переговоров гораздо больше конфликтов, чем это принято считать и чем это сейчас практикуется в нашем разобщенном мире. Когда ситуация заходит в тупик, переговоры с участием посредника (медиатора) можно применять более успешно и гораздо чаще, чем это сейчас понимают, пробуют и делают. Современное общество, все его граждане, различные организации, учреждения и все уровни правительства должны развивать, осваивать и использовать новые, более совершенные системы предотвращения, управления и разрешения конфликтов.

 

Альтернативные формами разрешения правовых споров

 

Под альтернативными формами разрешения правовых споров (АРС) или конфликтов (АРК) понимаются приемы и способы разрешения споров вне системы государственного правосудия. В самом сочетании слов "Система Альтернативного Разрешения Споров" (АРС) заложен смысл того, что существует целый комплекс механизмов разрешения противоречий, который во многих случаях может заменить собой, ввиду своей высокой эффективности и гибкости, традиционные методики урегулирования конфликтных ситуаций.

Система АРС использует все лучшее, что создало человечество для преодоления различных противоречий, споров и конфликтов, зачастую ведущих к затяжной и бессмысленной конфронтации, потере репутации, непредсказуемым последствиям, а также затратам ресурсов, которые можно использовать более эффективно. Во многих ситуациях альтернативные формы разрешения споров имеют преимущество перед судебным процессом, поскольку экономят время и деньги, сохраняют хорошие отношения и способствуют более быстрому разрешению споров. К основным формам альтернативного разрешения гражданско-правовых споров можно отнести:

Посредничество (медиация) – способ урегулирования спора между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника, с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам. Посредник не обладает полномочиями для принятия решения.

Примирение – способ урегулирования спора, когда третье лицо наделено правами самостоятельно разрабатывать и рекомендовать условия урегулирования спора между сторонами, не обязательными принимать, но должными добросовестно рассмотреть взаимные предложения и предложения посредника.

Переговоры – урегулирование спора непосредственно сторонами. Обычно переговоры заканчиваются соглашением о последующих действиях сторон. При этом стороны стараются найти выход из конфликта путем сотрудничества и взаимных компромиссов  самостоятельно, без посредника.

Предварительная оценка нейтральной стороны – способ разрешения спора, когда стороны обращаются к нейтральной стороне за устной или письменной оценкой положения дела. Оценка нейтрального лица обычно не имеет обязательной силы.

Независимое экспертное заключение – это форма разрешения спора с участием третьего независимого лица (эксперта), обладающего специальными познаниями в области предмета спора. Эксперт в результате изучения материалов дела дает заключение, которое по соглашению сторон является обязательным для выполнения.

Мини-суд – способ урегулирования спора, в котором принимают обязательное участие руководители предприятия, их юристы и, в случае необходимости, третье независимое лицо, возглавляющее слушание дела. До начала суда, который происходит в форме заслушивания дела и переговоров, стороны обязательно обмениваются информацией, что позволяет уточнить обоюдные интересы сторон. Дело заслушивает не судья, а представители сторон, обладающие всеми полномочиями для урегулирования спора. Председательствовать на процессе могут представители сторон либо нейтральный юрисконсульт, который может регулировать ведение переговоров и обмен информацией. После изложения дела представители сторон переходят к стадии переговоров с участием нейтрального юрисконсульта или без него. Если в деле участвует нейтральный юрисконсульт, то он может выступать в роли посредника или как консультант,  который дает свое заключение по разрешению спора, которое стороны могут принять во внимание при достижении компромисса.

Арбитраж с обязательным решением (в российской практике используется термин  «третейский суд») представляет альтернативную форму разрешения гражданско-правовых споров, основанную на добровольном волеизъявлении сторон, возможности избрания судей самими сторонами из числа нейтральных лиц, конфиденциальности состязательного процесса, обязательстве сторон исполнить решение третейского суда, которое поддерживается государством. Стороны могут самостоятельно определять процедуру и решать вопрос о применении каких-либо официальных норм доказательного права. Решение суда носит окончательный характер и может быть проверено на соответствие нормам материального и процессуального права только в порядке выдачи исполнительного листа для принудительного исполнения.

Арбитражное (третейское) разбирательство с необязательным решением  по процессу совпадает с предыдущей формой. Однако решение в данном случае носит консультативный характер. Стороны могут договориться заранее об использовании рекомендательного решения в последующем разрешении спора.

Арбитражное (третейское) разбирательство с окончательным предложением – это одна из разновидностей арбитража с обязательным решением. По этой процедуре внесудебного разрешения споров, спорящие стороны должны представить арбитру свои наилучшие, самые миролюбивые предложения по урегулированию спора. В отличие от обычного арбитража, третья сторона может выбрать либо одно последнее предложение, либо другое. Процедура арбитража на основе последнего предложения предназначена для того, чтобы создать для спорящих сторон рискованную ситуацию, чтобы они предпочли уладить свои проблемы сами, без вмешательства третьих сторон. Данный вид арбитража приводит к более значительным уступкам в переговорах и к более выраженным установкам на достижение результата.

Посредничество - арбитраж (третейский суд) – этот способ представляет собой урегулирование спора с помощью посредника-судьи, который в случае недостижения соглашения уполномочен разрешить спор в порядке третейского разбирательства. При данной процедуре стороны договариваются использовать в качестве посредника и судьи одно и тоже лицо. Те вопросы, которые не будут урегулированы при посредничестве, будут решены в третейском суде. Возможно, также привлечение двух лиц к рассмотрению спора. Одно действует в качестве посредника, другое – как третейский судья. При этом конфиденциальная информация сообщается только посреднику, чтобы у третейского судьи не сформировалось предвзятое отношение к какой-либо стороне спора.

Претензионный порядок урегулирования споров – это досудебная форма разрешения конфликтов, предусматривающая направление претензии стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательство, вытекающее из положений нормативно-правового акта или договора, заключенного между сторонами.

Существует спорная точка зрения об отнесении претензионного порядка урегулирования конфликтов к альтернативным формам разрешения споров. Ряд авторов считает, что такая форма является самостоятельной формой альтернативного разрешения споров. Свою точку зрения сторонники этой позиции обосновывают тем, что так сложилась российская правовая традиция, в соответствии с которой арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом  не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

С точки зрения американской доктрины АРС претензионный порядок может быть определен как разновидность «settlement» (мирового соглашения). Существует также точка зрения, что претензионный порядок относится к примирительной досудебной процедуре, иногда обязательной, иногда нет (например, при спорах, вытекающих из отношений перевозки, почтовой связи соблюдение претензионного порядка обязательно). Однако поскольку примирение, как процедура, предполагает участие третьего нейтрального  лица, следует внести корректировку в определение их позиции и отнести претензионный порядок к переговорной досудебной процедуре, целью которой является примирение сторон.

Во всех вышеперечисленных альтернативных формах разрешения споров, за исключением прямых переговоров и претензионного порядка, к работе с конфликтом привлекается третья независимая сторона либо по желанию участников (или одной из сторон), либо в силу существующего общественного порядка. Независимая третья сторона – это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются помочь им в достижении согласия. Многие выполняемые третьими сторонами роли можно охарактеризовать на основе их формального понимания спорящими сторонами или на основе юридических аспектов и процедур. Некоторые третьи стороны выполняют роли: посредников (медиаторов) - кто помогает главным действующим лицам  достичь добровольного соглашения; арбитров - кто наделен полномочиями давать обязывающие рекомендации по улаживанию споров; омбудсменов - кому поручено рассмотрение споров частных лиц и учреждений. Эффективность таких формальных ролей третьих сторон определяется их законностью, то есть правом заниматься улаживанием конфликтов.

Разрешение споров с участием третьей стороны не является универсальным средством для улаживания конфликтов. Однако привлечение третьей стороны к разрешению спора в большинстве случаев может быть чрезвычайно полезным и важным в уменьшении и преодолении разногласий. В наше время, когда мы продолжаем жить в обстановке множества конфликтов между индивидами, группами, нациями, а наши технологические возможности намного превосходят наши  коллективные социальные навыки, стало более важно находить альтернативы эскалации деструктивных конфликтов между соперничающими сторонами. Привлечение независимой стороны является ярким примером таких альтернатив.

Альтернативные способы разрешения споров нельзя считать фиксированным набором приемов, средств и методик. Скорее это набор процедур, которые меняются, развиваются и корректируются в соответствии с потребностями спорящих сторон. Применение альтернативных форм разрешения споров требует зачастую не только юридических знаний, но и использования иных подходов и умений. Например, при проведении переговоров или осуществлении медиации будут необходимы знания по психологии, конфликтологии, социологии.

Применение альтернативных форм разрешения споров во всех случаях сокращает срок рассмотрения дела и позволяет разгрузить судебную систему. Условно, как мы видим, применяемые примирительные процедуры можно разделить на две группы: досудебные и судебные. Досудебные – это  примирительные процедуры урегулирования спора в суде, но до начала судебного разбирательства. Они могут быть обязательными и добровольными. Формы урегулирования разногласий до начала судебного разбирательства могут быть различны: с участием только представителей сторон, с участием арбитра, назначенного судом из заранее составленного списка и др. Судебные – примирительные процедуры, примеряемые после начала производства по делу.

 

Понятие конфликта

 

Сложность жизни в современном обществе неизбежно усугубляет  извечное недовольство людей друг другом. Разнообразные споры и конфликты сопровождают наше существование на каждом шагу. Часто они влекут напрасную трату времени и сил, переполняют людей негативными эмоциями, пагубно влияют на здоровье. Однако полностью избавиться от конфликтов невозможно. Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus –  означает «столкновение» и практически неизменным входит в другие языки. Согласно словарю Уэбстера (1983), понятие «конфликт» первоначально трактовалось как «драка, сражение, борьба», затем его значение расширилось, включив в себя «резкое расхождение или противопоставление интересов, идей и т.п.». Таким образом, теперь этот термин подразумевает не только само физическое противодействие, но и его психологическое содержание.

В словаре Уэбстера конфликт рассматривается как воспринимаемое расхождение интересов или убеждение сторон в том, что их устремления не могут быть достигнуты одновременно. Дело в том, что восприятие оказывает непосредственное влияние на поведение (выбор стратегии), тогда как реальность развивается медленнее и с меньшей определенностью. В качестве конфликтующих могут выступать: 1. Реальные интересы; 2. Интересы, которые приписываются другой стороне в конфликте и воспринимаются как угрожающие; 3. Интересы, которые могут проявиться и столкнуться в будущем.

В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с ХIХ в. Современный  «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в ХХ в. оно имело очень широкую область применения. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Даже не употребляя  слова «конфликт», о нем писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются причиной всякого изменения и развития.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей.  Гераклит настаивал на том, что не только люди, но и боги, а также весь космос существует в противоречиях. Он был одним из первых философов, указавших на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и в обществе. «Вражда», «война», по его мнению, есть источник появления нового в мире.

Есть и иные объяснения социальных конфликтов. Так, немецкий мыслитель Г. Зиммель, определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединять противоборствующие взаимосвязанные стороны. Г. Зиммель писал, что «конфликт очищает воздух». Большинство социологов склонны считать, что существование общества невозможно без конфликтов, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений.   Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться.

Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. В междисциплинарном обзоре работ по исследованию конфликтов выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты. Основными признаками конфликта являются: биполярность – противостояние двух начал; активность сторон направленная на преодоление противоречия; наличие субъекта или субъектов носителей конфликта. Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества можно выделить несколько его функций:

Разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон.

Коммуникативная связующая - через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

Консолидирующая и движущая сила социальных изменений -  эта функция важна, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству.

В китайском языке иероглиф «кризис», «конфликт» образован сочетанием двух иероглифов. Один из них означает «риск», «опасность», а другой – «благоприятная возможность». В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, но есть также  благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей.

 

Правовые конфликты

 

Правовые конфликты – вид конфликта социального, их протекание должно быть с точки зрения законодателя, государства наиболее цивилизованным, так как облечено в рамки правовых процедур. В них наименее учитываются субъективные факторы, индивидуально-личностные и психологические особенности субъектов. Это и сильная и слабая сторона разрешения правового конфликта одновременно. Возможность пренебречь субъективным моментом дает правоприменителю преимущество разрешать большее количество дел, абстрактно описанных в нормах права. В то же время при этом есть опасность, устранившись от иных, кроме правовых аспектов жизни конфликтующих сторон, разрешить спор хотя и законно, но с определенными убытками для обеих сторон. Убытки в таком случае могут иметь не материальное выражение, а касаться моральной, этической, корпоративной сторон.

Правовой конфликт есть один из видов социального конфликта, возникающего между субъектами по поводу несовместимости их потребностей, интересов, ценностей, знаний, статусов, притязаний. В конфликтологии нет до настоящего времени единого мнения относительно понятия юридического конфликта. Юридический конфликт либо непосредственно связан с правовыми отношениями сторон и тогда представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникшее в связи с созданием, реализацией, применением, изменением, нарушением, толкованием права. Либо юридический конфликт (смешанные, переходные формы) – это противоборство, имеющее хотя бы один элемент (субъект, объект, субъективную сторону (мотивацию) или объективную сторону (противодействия)) юридического характера, при котором стороны либо третьи лица обязательно прибегают к необходимой юридической процедуре (юридизация конфликта), позволяющей в дальнейшем его завершение (приостановление, прекращение, а лучше разрешение) юридическим способом. То есть юридический конфликт напрямую связан либо с правовыми отношениями сторон, либо с юридизированными. До юридизации конфликта следует считать его квазиюридическим.

 

Структура конфликта

 

Важным вопросом при рассмотрении конфликтов является вопрос о «действующих лицах и исполнителях» конфликтных отношений. Наряду с понятием «сторона конфликта» сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъекты», «посредник».

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Субъектами может быть отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывая влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

Участником конфликта  может быть любой человек, организация  или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.

К субъектам конфликтов относят три вида социальных групп:

Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

Вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанными непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание.

Третьи группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

 

Основные этапы конфликта

 

Конфликт возникает не вдруг, причины его накапливаются и зреют иногда в течение довольно продолжительного времени. Конфликт – это борьба противоположных интересов, ценностей и сил. Для того чтобы противоречие переросло в конфликт, необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения.

1. Предконфликтная ситуация. Здесь закладываются предпосылки для образования конфликта. Это могут быть субъективные причины, объективные причины.

Причины конфликта – это явление, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его:

социально-политические и экономические;

социально-демографические;

социально-психологические;

индивидуально-психологические;

частные причины - связанные с конкретным видом конфликта:

неудовлетворенность условиями деятельности;

нарушение служебной этики;

нарушение трудового законодательства;

ограниченность ресурсов;

различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

неудовлетворительные коммуникации.

Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту. В предконфликтной стадии субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности, предпринимают шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников. Предконфликтная ситуация является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действий. При анализе предконфликтной ситуации следует выделять два этапа:

1) возникновение конфликтной ситуации;

2) осознание, восприятие конфликтной ситуации.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, это ситуация, которая провоцирует конфликт (например, не выполнение условий договора), т.е. своеобразный «спусковой механизм», способствующий развитию событий.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация имеет как пространственные, так и временные характеристики. Разрастаясь все новыми обстоятельствами и, в связи с этим, обостряясь, она может быть очень продолжительной по времени. Внутри конфликтной ситуации потенциального основного конфликта могут происходить другие противоборства. Отношения, складывающиеся в начале и в конце конфликта, существенно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т.д.

Эскалация конфликта. Процесс разрастания конфликта, который длится до тех пор, пока не появятся ощутимые результаты противоборства. Например, сторона, которая не выполнила условия договора, считает свои действия правомерными и непреклонна в своей позиции, что возмущает другую сторону. Начинается обмен мнениями, расширение участников конфликта и зоны разногласий. Находятся все новые аргументы для подтверждения правоты каждой из сторон, увеличивается эмоциональный фон конфликта.

Кульминация конфликта (развитие открытого конфликта). Конфликт достигает высшей точки по накалу аргументов и эмоций и может сопровождаться применением физической силы. Действия сторон могут быть открытыми, непосредственными или же скрытыми опосредованными в них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемыми и непредсказуемыми, но они расширяют сферу конфликта. Кульминацией может стать судебное разбирательство и решение суда.

Разрешение конфликта.  Эта стадия предполагает знание объекта конфликта, состав его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности. Разрешение конфликта следует рассматривать с точки зрения подходов к конфликту. При этом следует разделять разрешение и урегулирование конфликта. Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента -  необходимое, но недостаточное условие для погашение конфликта, ибо при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь.

Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников в отношении  друг друга, и они перестанут видеть друг друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки. Разрешение конфликта может быть полное или частичное. Полное означает разрешение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При частичном разрешении изменяется только его внешняя форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства.

Разрешение юридического конфликта  - это то или иное положительное действие (решение) самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами либо путем согласования интересов противоборствующих сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа. Поскольку конфликт зависит и от внешних обстоятельств, и от самих противоборствующих субъектов, то его благополучное разрешение связано как с устранением объективных факторов, породивших конфликтную ситуацию, так и с возможностями субъектов и третьей стороны. Разрешение конфликта всегда приводит к устранению юридического противоречия, лежащего в его основе. Для разрешения конфликта необходим длительный обоюдный анализ сторонами, как истоков, так и содержания спора.

Урегулирование юридического конфликта – это, в большей своей части, результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного из субъектов права к тому или иному юридическому действию, выгодному другому субъекту противоборства или третьей стороне. Достигнутый таким образом «мир» или компромисс не всегда прочен: поскольку исходная причина соперничества не устранена, постконфликтные отношения противников остаются чреватыми новой вспышкой борьбы.

Постконфликтная стадия. Эта стадия, в которой оказываются стороны после завершения конфликта. На этой стадии происходит и изменение фактических обстоятельств, и изменение отношений к фактам, личностям, поступкам. Такое последствие конфликта может быть как негативным, так и позитивным, но чаще всего включает в себя элементы и того и другого.

 

Основные подходы к разрешению конфликтов

 

Традиционно выделяют три общих подхода к разрешению конфликтов:

Подход с позиции силы - состоит в том, что одна (или несколько) сторон подавляется за счет перевеса  другой в силе. Это может быть физическая сила, численное превосходство, деньги или деловой статус и т.д. Такой подход дает быстрое решение проблемы и обеспечивает достижение результата.

При этом подход с позиции силы: нарушает отношения и порождает желание отомстить; 

требует много ресурсов и может привести к их истощению; в случае изменения баланса сил – к проигрышу; провоцирует применение негуманных, а порой и нечестных, способов борьбы;

Подход с позиции права – это может быть применение закона в суде, арбитраже или третейском суде, каких-либо инструкций, нормативов, правил. Кроме того, этот подход может включать в себя и оказание давления, используя процедуру исполнительного производства, традиции делового оборота, профессиональные и этические стандарты. Подход с позиции права: обеспечивает равенство сторон перед законом; более справедлив и предсказуем, основан на рациональных договоренностях; может использоваться если спорная ситуация явно подпадает под юридические нормы, а другие способы ее разрешения неэффективны; создает множество проблем во взаимоотношениях сторон урегулированного юридического конфликта (не исполнение судебного решения и т.п.).

Подход с позиции интересов – для тог

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz