М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Концепция правового эксперимента развития медиации в Республике Беларусь

 

 

Концепция

правового эксперимента (пилотного проекта) развития внесудебной медиации как средства урегулирования правовых и иных конфликтов

(Утверждена Приказом Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 13 от 1 марта 2011 г.)

 

1. Срок проведения эксперимента: март 2011 – март 2012 г.г.

 

2. Участники эксперимента:


Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и города Минска, Центр разрешения конфликтов Белорусского республиканского Союза юристов (далее – ЦРК БРСЮ), Белорусский республиканский Союз юристов.

 

3. Цели и задачи эксперимента:

 

Эксперимент имеет целью:


содействие повышению культуры взаимодействия в предпринимательских кругах и правовой культуры общества в целом за счет расширения инструментов альтернативного разрешения споров по защите прав и законных интересов граждан и субъектов экономической деятельности;

обеспечение дальнейшего развития в судебной системе примирительных процедур путем  привлечения  медиаторов в процесс урегулирования правовых и иных  споров;

создание правовой и практической  основы для развития в Республике Беларусь внесудебной медиации как эффективного средства разрешения  конфликтов.

 

Для реализации указанных целей в процессе эксперимента предполагается решить следующие задачи:

 

информировать общественность о возможностях и особенностях судебных примирительных процедур и внесудебной медиация  в разрешении правовых и иных споров;

разработать механизм взаимодействия судей, судебных примирителей и медиаторов в процессе организации примирительных процедур;

обеспечить практическую реализацию норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК), предусматривающих возможность привлечения к осуществлению примирительной процедуры наряду с должностными лицами судов иных лиц (медиаторов). 

создать благоприятные условия для внедрения внесудебной медиации в процесс разрешения  семейных споров, связанных с разделом имущества при разводе и определения  порядка участия родителей в воспитании детей после развода.

обеспечить судебные органы информационными материалами об особенностях примирительной процедуры с участием  медиатора;

обеспечить мониторинг практики применения примирительной процедуры с участием   медиатора при разрешении коммерческих и иных споров с целью подготовки проекта Закона Республики Беларусь «О медиации».

 

4. Предпосылки

 

В Республике Беларусь процедура судебного посредничества (примирения) при разрешении коммерческих споров  действует с 2008 года. Сейчас, благодаря усилиям хозяйственных судов в пропаганде этого института,  каждый третий спор, вытекающий из коммерческих  правоотношений, урегулируется в порядке судебного примирения. То, как активно используется субъектами хозяйствования институт судебного примирения, позволяет констатировать:

эффективность института судебного примирения как средства упрощения урегулирования споров, разгрузки судей и судебных исполнителей;

перспективность расширения сферы применения примирительных процедур в системе хозяйственных судов;

целесообразность дальнейшей работы по разъяснению актуальности и экономической обоснованности использования  внесудебной медиации при разрешении коммерческих и иных споров;

Последние изменения ХПК содержат ряд новых подходов к примирительным процедурам при разрешении коммерческих споров между субъектами хозяйствования. С точки зрения развития примирительных процедур, особую важность представляют положения, предоставляющие возможность привлечения в качестве примирителей не только должностных лиц хозяйственных судов, но и иных лиц на договорной основе. В соответствии с новыми положениями ХПК  квалификационные требования к лицам, привлекаемым к осуществлению функций  примирителей,  должен  определить Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В целях подготовки соответствующего постановления Пленума требуется апробировать механизм взаимодействия судов и лиц, привлекаемых в качестве примирителей.  Как показывает мировая практика,  такой механизм  может быть эффективно  отработан в процессе правового эксперимента в виде  реализации  пилотного проекта.

Поскольку внесудебная медиация в международной практике признается результативной в разрешении семейных споров, реализация пилотного проекта позволит начать работу по ее внедрению в практику  разрешения семейных конфликтов.

 

5. Реализация пилотного проекта предполагается по следующим направлениям:

 

Образовательный сегмент

5.1.1. Обучение тренерского состава, способного самостоятельно начать подготовку национальных   медиаторов;

5.1.2 Обучение медиативным навыкам юристов и иных специалистов, работающих с конфликтами;

5.1.3. Проведение ознакомительных семинаров по медиации с судьями, разработка методических рекомендаций для судов по использованию процедур судебного примирения или внесудебной медиации для разрешения переданного на рассмотрение суда спора.

 

Информационый сегмент

5.2.1. Создание информационных (дискуссионных) площадок на телевизионных каналах в формате специализированных передач или рубрик в познавательных программах;

5.2.2. Оформление информационных стендов в помещениях судов, издание популярных буклетов;

5.2.3. Организация широкомасштабной работы, направленной на популяризацию применения судебных  примирительных процедур и внесудебной медиации  в СМИ;

5.2.4. Функционирование сайта о медиации (mediacia.by), создание тематических разделов на сайтах судов,  предпринимательских союзов и других партнерских организаций.

 

Практический сегмент

5.3.1. Создание в стране корпуса квалифицированных медиаторов, способных профессионально оказывать услуги по разрешению конфликтов;

5.3.2. Привлечение медиаторов ЦРК БРСЮ в качестве примирителей в урегулировании коммерческих споров в хозяйственном судопроизводстве;  

5.3.3. Создание в структуре ЦРК БРСЮ специальной службы, обеспечивающей консультирование граждан и субъектов предпринимательской деятельности по вопросам разрешения конфликтов;

5.3.4. Организация  и проведение  медиаторами Центра процедур внесудебной  медиации, в том числе по семейным конфликтам.

 

6. Ожидаемые результаты от реализации эксперимента

 

6.1. Закрепление в общественном сознании понимания значения судебных примирительных процедур и внесудебной медиации  в качестве  эффективных способов  урегулирования правовых и иных  конфликтов;

6.2. Повышение правовой культуры общества и увеличение числа специалистов, владеющими медиативными  навыками в разрешении  конфликтов;

6.3. Снижение нагрузки на судей, повышение эффективности правосудия за счет интеграции  примирительных процедур в разрешение споров;

6.4. Подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О медиации» с учетом опыта, полученного в результате реализации правового эксперимента.

 

7.Финансовое обеспечение проекта.

 

7.1. Реализация настоящего пилотного проекта не потребует привлечения бюджетных средств.   

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz