М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Юридические клиники как ресурс для правозащитного движения

 

Идея обучения студентов в процессе правовой практики сформировалась еще в XIX в. Термин «юридическая клиника» ввел в 1855 году профессор Д. И. Мейер, отметив, что «клиника сама по себе означает применение знания к делу». Существующие ныне виды юридических клиник появились в России около шести лет назад. За это время стало очевидно, что работа студентов в клиниках стала эффективным дополнением к общему юридическому образованию.

Первыми были организованы юридические клиники при университетах. Это наиболее распространенная модель как в России, так и в других странах. Такие клиники разделялись на два вида — работающие с «живыми» клиентами и имитационные[1]*. Позднее помнились юридические клиники, или «студенческие общественные приемные», при правозащитных организациях. Студенческая приемная Московской Хельсинкской группы (МХГ) в середине 90-х годов была одной из первых. В настоящее время в России приблизительно 61% клиник действует при вузах, 30% — при НПО.

После нескольких лет функционирования клиники при МХГ был разработан проект сети клиник при правозащитных НПО по стране, и эту идею поддержали многие наши коллеги в регионах. Мы рассчитывали помочь в решении актуальных для правозащитников проблем.

Так, региональные правозащитники почти все свое время тратят на консультирование посетителей по юридическим вопросам, представление их интересов в суде. Организациям не хватает времени на свое развитие, кроме того, не все консультанты имеют фундаментальные правовые знания, что в ряде случаев снижает качество юридической помощи тем, кто за ней обращается. В этой ситуации важно хотя бы частично освободить сотрудников правозащитных организаций от консультирования, чтобы они могли сосредоточиться на более глобальных проблемах.

Кроме того, у правозащитного сообщества ограниченное количество возможностей влияния на чиновников, а «новыми бюрократами» (сотрудниками профильных министерств, прокуратуры, службы приставов и т.п.) зачастую становятся именно выпускники юридических вузов. Причем через 3—5 лет они могут занимать уже довольно высокие позиции.

По нашему мнению, юридические приемные при правозащитных организациях — оптимальный способ работы с будущими юристами, так как они способствуют:

* оказанию бесплатной юридической помощи населению;

* освобождению (в значительной мере) правозащитников от обязанностей по консультированию лиц, чьи права были нарушены;

* влиянию на будущих юристов, особенно тех, кто будет работать в правоохранительных органах и судах, через обучение и правозащитную работу.

Программы клиник при университетах содержат методику обучения студентов, подготовленную на основе практики общения с клиентами и использованную при реализации проекта МХГ. Однако этому виду клиник присуши и специфические недостатки. Во-первых, помещения приемных находятся, как правило, в университетах, куда не так-то легко проникнуть без студенческого билета. Во-вторых, студенты работают под наблюдением своих преподавателей, что до определенной степени ограничивает возможности общаться с другими профессионалами. Так, преподавателями юридических факультетов часто становятся бывшие прокуроры и следователи, что может накладывать отпечаток на преподавание. Часть студентов еще в процессе обучения невольно усваивают обвинительную установку в решении юридической проблемы.

В го время как в вузе во главу угла ставится Конституция Российской Федерации как основной закон России, на практике в правозащитных организациях студенты учатся воспринимать любую проблему в первую очередь с точки зрения международного права. Вместо обвинительного подхода — презумпция невиновности, равенство сторон в процессе и др. Многие молодые люди после прохождения практики в НПО не хотят возвращаться в прокуратуру. Те, кто идет работать в государственные органы, сохраняют правозащитные подходы хотя бы отчасти.

Ключевая особенность «нашего» вида клиник — их функционирование именно при правозащитных организациях. Если при вузах дополнительное обучение занимает до года и только по его завершении студенты могут начать консультирование, то в НПО студенты приступают к консультированию практически сразу. При этом обучение продолжается в течение всего периода практики. Координаторы правозащитных клиник проводят для студентов лекции, семинары, «круглые столы», деловые игры. Для участия в образовательных мероприятиях приглашаются как правозащитники, юристы — эксперты в разных областях права, так и судьи, прокуроры. Наиболее активных и заинтересованных студентов МХГ приглашает на семинары с участием международных экспертов.

Большинство дел, с которыми люди приходят в приемную, не столь сложны, и студенты легко справляются с ними после небольшого обучения, уже получив базу необходимых знаний в университете, но испытывая сложности с их применением. В случае появления более сложного дела, вопросов или сомнений на помощь практикантам приходит координатор приемной — опытный юрист. В тех редких случаях, когда координатор клиники не может справиться с поставленной задачей в силу ее специализации, он обращается к коллегам-юристам из правозащитных НПО и других организаций.

В правозащитных клиниках студенты учатся консультировать посетителей, составлять юридические документы (в суд и другие инстанции). По мере приобретения опыта им доверяют все более сложную работу: под руководством координатора клиники участвовать в подготовке дела к судебному рассмотрению, а также представлять интересы заявителя в суде.

Установить контакт с вузами оказалось довольно легко, и на письмо с просьбой присылать студентов на практику они быстро откликнулись. Многие университеты испытывают сложности с устройством на практику (ее прохождение обязательно для получения диплома) куда-либо, кроме прокуратуры и суда. Юридические фирмы, адвокатские образования, учреждения не заинтересованы брать студентов. Что же касается прокуратуры и суда, то здесь участие студентов в правовой деятельности скорее косвенное: в лучшем случае они занимаются секретарской работой, в худшем — готовят чай и выполняют личные поручения начальника.

Практика в правозащитных приемных устраивает студентов потому, что им поручают реальные и разнообразные правовые дела. Такая практика помогает им определиться с приоритетами дальнейшего образования,[2] а чувство личной ответственности и причастности, появляющееся при разрешении конкретных дел, стимулирует процесс обучения. Особенно важно, что в правозащитных приемных молодые люди не только приобретают профессиональный опыт, но и участвуют в разноплановой деятельности НПО — семинарах, кампаниях, дискуссиях, подготовке и выпуске публикаций. Для студентов, показавших себя наилучшим образом и разделяющих идеи и ценности правозащитной деятельности, существует возможность в дальнейшем стать сотрудником организации, в которой они проходили практику.

Отношение государственных структур и юридического сообщества к юридическим клиникам неоднозначно. Если в одних регионах в студенческую общественную приемную МХГ посетителей направляли из районных прокуратур и судов, то в других право клиники на существование приходилось отстаивать. Так, правозащитная клиника города Туймазы (Республика Башкортостан) столкнулась с противодействием местной юридической консультации. Декану юридического факультета, который одобрил прохождение студентами практики в клинике, позвонила заведующая юридической консультацией. Она заявила, что работа студентов в приемной незаконна, так как у правозащитной организации, открывшей клинику, отсутствует лицензия на оказание бесплатной правовой помощи. На самом же деле в консультации боялись, что их клиенты уйдут в клинику... С незначительной помощью МХГ эта проблема была решена.

В целом от работы студенческих приемных при правозащитных организациях выигрывают, пожалуй, все стороны:

- простые люди, бесплатно получающие юридическую помощь, а также помощь в представлении их дел в суде;

- юридические факультеты, имеющие возможность предложить студентам альтернативу для прохождения практики;

- студенты, проходящие преддипломную практику, использующие знания и опыт работы в реальных делах, приобретающие понимание правозащитных подходов;

- правозащитники, устанавливающие конструктивный контакт с вузами, снижающие уровень загруженности практикующих юристов и получающие возможность общаться с будущими сотрудниками государственных органов, установить с ними контакт.

Существует один побочный эффект приемных при правозащитных организациях: студентам, проходящим в них практику, легче учиться. Преподаватели видят искреннюю заинтересованность в получении знаний, более глубокое понимание многих процессов и ценят это. Ставят зачеты «автоматом».

 

Краткое описание модели

Создание юридической клиники при правозащитной НПО

 

Юридическая клиника — форма предоставления профессиональной практики студентам-юристам старших курсов при вузах или правозащитных организациях. Одновременно работа в юридической клинике позволяет оказывать бесплатную правовую помощь нуждающимся в этом гражданам.

Студенты консультируют посетителей при участии куратора и получают как теоретические знания, так и практические навыки оказания непосредственной помощи. В правозащитных НПО оба процесса идут параллельно, причем студент также получает большой объем знаний об эффективных методах защиты прав человека, в то же время, в определенной степени разгружая работающих с населением юристов.

В клинике могут проходить практику до сотни студентов, поэтому требуется легкодоступное помещение.

 

Советы практиков

 

В Руководстве по организации юридической клиники Пэта Дугласа процесс работы со студентами, которые будут консультировать, разделен на четыре этапа:

Этап 1. Отбор студентов.

Этап 2. Определение роли и ответственности студента-юриста.

Этап 3. Ориентация новых студентов.

Этап 4. Контроль и оценка.

На каждом этапе предстоит принять решение по ряду важных вопросов. На этапе отбора рекомендуется просмотреть образцы руководств разных клиник, а затем принять решение, будут ли студентов отбирать, кто этим займется, какова будет процедура, будут ли анализироваться заявления от молодых людей.

На втором этапе необходимо составить документ, определяющий: 1) минимальную рабочую нагрузку для каждого студента; 2) профессиональную ответственность студента; 3) параметры студенческой практики; 4) статус студента. Кроме того, продумайте вопросы конфиденциальности.

На третьем этапе потребуется описать процедуру введения в курс дела студентов клиники. Предпочтительно провести ознакомительные беседы, экскурсию, передать экземпляр руководства по практике и процедурам.

Важно, чтобы студенты познакомились и даже взаимодействовали друг с другом. Им следует объяснить требования к участникам и подчеркнуть значение общения и связей на всех уровнях – от клиента до директора. Это прекрасная возможность рассмотреть процедуры ведения дел и формы оценки.

Можно ориентировать студентов в отношении социоэкономического окружения, культурных особенностей и других специальных аспектов, касающихся клиентов. Весьма полезна также информация о том, как реагировать на надежды и разочарования клиента, а также организовать обсуждение этических проблем.

И, наконец, на всех этапах работы в клинике надо дать возможность студентам задавать вопросы и получать ответы. Неправильное понимание приведет к разочарованию и недостаточной эффективности работы. Это будет выяснено на четвертом этапе, во время оценки.

 

Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz