М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Министерство образования и науки Российской Федерации

Приказ от 14 Февраля 2011 г. N 187

"Об утверждении программы подготовки медиаторов"


Зарегистрирован в Минюсте РФ 01.03.2011 N 19973

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. N 969 "О программе подготовки медиаторов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6706) приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации программу подготовки медиаторов.

Министр  А.Фурсенко

 

Приложение

Утверждена

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 14 февраля 2011 г. N 187

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ


1. Программа подготовки медиаторов (далее - Программа) является дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки.

Программа служит основой для разработки и утверждения организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку медиаторов (далее - организация), специализированных учебных программ.

Программа осваивается по очной форме обучения.

2. Программа состоит из трех образовательных программ повышения квалификации:

"Медиация. Базовый курс",

"Медиация. Особенности применения медиации"1 ,

"Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов"2.

Каждая из трех образовательных программ повышения квалификации (далее - образовательная программа) завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, форма которого определяется организацией. Указанные документы заверяются печатью организации.

3. Структура и содержание Программы представлены примерным учебным планом по каждой образовательной программе, модулями и темами в рамках каждой образовательной программы.

В модулях и темах по образовательным программам раскрывается рекомендуемая последовательность обучения, указывается распределение академических часов по темам.

Результатом обучения по Программе предполагается получение слушателями знаний, умений, приобретение навыков, необходимых для ведения деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе, преподавания медиации.

Освоение Программы должно быть завершено в течение пяти лет с момента успешного завершения обучения по образовательной программе "Медиация. Базовый курс".


4. Примерный учебный план образовательной программы "Медиация. Базовый курс":


п/п
Наименование модуля3
и тем образовательной программы
Всего академических часовВ том числеФорма контроля
лекцийпрактических занятий
 1.Введение в медиацию4017,522,5Тестирование
или устный опрос4
1.1.Альтернативное разрешение
споров: система и принципы
32,50,5
1.2.Медиация как альтернативный
метод разрешения споров
422
1.3.Медиация как междисциплинарная
область
431
1.4.Принципы медиации936
1.5.Инструменты медиации936
1.6.Восприятие и коммуникация
в медиации
1147
 
2.Медиация как процедура4012,527,5Подготовка эссе
2.1.Медиатор и процедура
медиации
835
2.2.Подготовка к процедуре
медиации
41,52,5
2.3.Процедура медиации. Цели 
и задачи медиатора на каждой стадии
(фазе) процедуры медиации
20614
2.4.Результат процедуры медиации826
 
3.Медиативный подход401525Тестирование
или устный опрос4
3.1.Информация в медиации1046
3.2.Взаимодействие картин мира
в медиации
41,52,5
3.3.Работа с интересами сторон624
3.4.Привлечение представителей сторон,
экспертов и других лиц к участию
в процедуре медиации
211
3.5.Особенности разрешения споров
из семейных, трудовых, экономических
и других отношений с помощью
медиации
1257
3.6.Продвижение медиации и этические
нормы в медиации
61,54,5
 
4.Итоговая аттестация   Экзамен устный
(теоретический
и практический)4
 Итого:1204575

 

4.1. Модуль "Введение в медиацию"

Тема 1.1. Альтернативное разрешение споров: система и принципы

Лекционное занятие

Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 1.2. Медиация как альтернативный метод разрешения споров

Лекционное занятие

История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Понятие медиации. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 1.3. Медиация как междисциплинарная область

Лекционное занятие

Медиация и юриспруденция. Основы гражданского законодательства. Медиация и психология. Медиация и психолингвистика. Медиация и другие области человеческой деятельности. Философия метода. Медиация и доступ к правосудию. Основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 1.4. Принципы медиации

Лекционное занятие

Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 1.5. Инструменты медиации

Лекционное занятие

Факторы, влияющие на успешность процедуры медиации. Инструменты медиации, их виды и значение. Целесообразность применения отдельных инструментов в процедуре медиации.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 1.6. Восприятие и коммуникация в медиации

Лекционное занятие

Субъективная картина мира. Восприятие. Фильтры восприятия. Роль установок. Коммуникация в ходе медиативной беседы. Специальные методы работы в медиативном пространстве с эмоциональной составляющей конфликта.

Практические занятия

Тестирование или устный опрос.

4.2. Модуль "Медиация как процедура"

Тема 2.1. Медиатор и процедура медиации

Лекционное занятие

Требования, предъявляемые к медиатору. Медиатор как профессионал и как личность. Роль медиатора в процедуре медиации. Функции медиатора в процессе медиации. Профессиональная этика медиаторов. Организация работы медиатора. Различные школы и подходы в медиации. Понимающий подход.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 2.2. Подготовка к процедуре медиации

Лекционное занятие

Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 2.3. Процедура медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации

Лекционное занятие

Процедура медиации и ее фазы. Значение фаз в медиации. Подходы специалистов к определению количества и значения фаз медиации.

Первая фаза медиации. Цели и задачи первой фазы медиации.

Вторая фаза медиации. Цели и задачи второй фазы медиации.

Третья фаза медиации. Цели и задачи третьей фазы медиации.

Четвертая фаза медиации. Цели и задачи четвертой фазы медиации.

Пятая фаза медиации. Цели и задачи пятой фазы медиации. Формулирование договоренности/соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 2.4. Результат процедуры медиации

Лекционное занятие

Критерии оценки результата процедуры медиации. Завершение медиации (когда прекращается процедура медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом.

Практические занятия

Составление примерного соглашения об урегулировании спора с помощью процедуры медиации в малых группах. Перекрестная проверка группами соглашений (тестирование соглашений на возможность исполнения).

Подготовка эссе о возможности применения медиации при разрешении конкретного спора.


4.3. Модуль "Медиативный подход"

Тема 3.1. Информация в медиации

Лекционное занятие

Значение информации в медиации. Цели и способы передачи информации. Уровни информации в медиации. Возможности позитивной коммуникации. Способы объективизации фактов. Вопросы как способ получения и прояснения информации. Невербальное общение в медиации. Систематизация полученного материала.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 3.2. Взаимодействие картин мира в процессе медиации

Лекционное занятие

Фильтры восприятия. Индивидуальная и общая реальности. Искажение реальности. Влияние внутренней установки на картину мира.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 3.3. Работа с интересами сторон

Лекционное занятие

Понятие "центральной" проблемы. Позиционное мышление. Иерархии потребностей.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 3.4. Привлечение представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации

Лекционное занятие

Участие в медиации представителей сторон и их статус. Определение необходимости участия в процедуре медиации психологов, юристов, экспертов и т.д. и их статус.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 3.5. Особенности разрешения споров из семейных, трудовых, экономических и других отношений с помощью медиации

Лекционное занятие

Медиация при разрешении семейных споров (разводов, раздела имущества, наследственных споров, споров об определении места жительства ребенка). Основы семейного, трудового, корпоративного права. Медиация при разрешении трудовых споров. Медиация при разрешении гражданско-правовых споров. Медиация при разрешении корпоративных споров.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 3.6. Продвижение медиации и этические нормы в медиации

Лекционное занятие

Предпосылки и препятствия для формирования института медиации в России. Правовое регулирование медиации в России и в зарубежных странах. Российская практика медиации. Деятельность по продвижению медиации. Реклама медиации. Европейский кодекс поведения для медиаторов. Ответственность медиатора. Репутация медиатора.

Практические занятия

Тестирование или устный опрос.

4.4. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. В процессе экзамена слушатель должен продемонстрировать полученные в ходе всей образовательной программы "Медиация. Базовый курс" теоретические знания в сфере альтернативного разрешения споров (АРС) и медиации и практические навыки медиатора, необходимые для ведения процедуры медиации.

4.5. Слушатель допускается к итоговой аттестации после изучения тем образовательной программы "Медиация. Базовый курс" в объеме, предусмотренном для лекционных и практических занятий.

4.6. Лица, освоившие образовательную программу "Медиация. Базовый курс" и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о повышении квалификации.

4.7. Лица, успешно освоившие образовательную программу "Медиация. Базовый курс", вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе без права преподавания медиации.


5. Примерный учебный план образовательной программы "Медиация. Особенности применения медиации":


п/п
Наименование модуля5
и тем образовательной программы
Всего академических часовВ том числеФорма контроля
лекцийпрактических занятий
1.Работа в зоне конфликта301020Тестирование
или устный опрос4
1.1.Конфликт: понятие и классификации523
1.2.Работа с агрессией в медиации624
1.3.Синдром эмоционального выгорания
и его профилактика
624
1.4.Антистрессовые методики523
1.5.Работа с возражениями в медиации826
 
2.Коммерческая медиация401426Тестирование
или устный опрос4
 
3.Медиация в многостороннем
конфликте и при сопровождении
проектов
301218Тестирование
или устный опрос4
 
4.Особенности применения медиации
при разрешении семейный споров
361224Тестирование
или устный опрос4
 
5.Медиация в сверхнакаленном
конфликте
301416Тестирование
или устный опрос4
 
6.Межкультурные особенности
и медиация
24618Тестирование
или устный опрос4
 
7.Особенности применения медиации
при разрешении гражданско-правовых
споров и споров, связанных
с интеллектуальной собственностью
321022Тестирование
или устный опрос4
 
8.Медиация в административных спорах
и судебная медиация
301218Тестирование
или устный опрос4
 
9.Медиация в восстановительном
правосудии и ювенальной юстиции
301020Тестирование
или устный опрос4
 
10.Особенности применения медиации
при разрешении трудовых споров
301020Тестирование
или устный опрос4
 
11.Итоговая аттестация   Письменный
экзамен (эссе)
 Итого:312110202

 

5.1. Модуль "Работа в зоне конфликта"

Тема 1.1. Конфликт: понятие и классификации

Лекционное занятие

Понятие и функции конфликта. Правовой конфликт. Структура конфликта. Классификации конфликтов.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 1.2. Работа с агрессией в медиации

Лекционное занятие

Агрессия: определение и основные теории. Типы агрессии. Социальные детерминанты агрессии. Внешние детерминанты агрессии. Превентивные меры и управление агрессией. Факторы, способствующие агрессии.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 1.3. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика

Лекционное занятие

Синдром эмоционального выгорания как заболевание: симптомы и последствия. Способы профилактики синдрома эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания медиатора. Профилактика синдрома эмоционального выгорания медиатора.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 1.4. Антистрессовые методики

Лекционное занятие

Стресс - необходимое переживание. Позитивная сторона стресса. Длительный стресс. Адаптационная роль стресса. Долгосрочные и краткосрочные методы борьбы со стрессом.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тема 1.5. Работа с возражениями в медиации

Лекционное занятие

Возможности типологического подхода к личности в медиации. "Молчащий клиент". "Трудный клиент". Клиент "нет". Лингвистические способы работы с возражениями.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тестирование или устный опрос.


5.2. Модуль "Коммерческая медиация"

Лекционное занятие

Виды коммерческих/бизнес-конфликтов и споров, связанных с ведением хозяйственной деятельности. Эмоции в бизнес-конфликтах и работа с ними в медиации. Особенности разрешения коммерческих споров с помощью медиации.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тестирование или устный опрос.


5.3. Модуль "Медиация в многостороннем конфликте и при сопровождении долгосрочных проектов"

Лекционное занятие

Особенности многосторонних конфликтов. Медиация при работе с групповым конфликтом. Медиация и медиативное сопровождение долгосрочных сложных проектов.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры. Тестирование или устный опрос.


5.4. Модуль "Особенности применения медиации при разрешении семейных споров"

Лекционное занятие

Эффективность медиации при разрешении семейных споров. Особенности процедуры медиации при разрешении семейных споров. Участие несовершеннолетних лиц в процедуре медиации. Возможности медиации в работе органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и иных органов по делам семьи, несовершеннолетних и молодежи.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тестирование или устный опрос.


5.5. Модуль "Медиация в сверхнакаленном конфликте"

Лекционное занятие

Особенности поведения медиатора в сверхнакаленном конфликте. Причины агрессивного поведения. Работа с собственными эмоциями медиатора. Техники работы с клиентом в сверхнакаленном конфликте.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тестирование или устный опрос.


5.6. Модуль "Межкультурные особенности и медиация"

Лекционное занятие

Зависимость мнений от религиозной идентичности. Конфессиональные особенности и их проявление в процедуре медиации. Позиции большинства. Национальная толерантность. Религиозные проблемы России. Медиативный подход в культуре общественных отношений.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

Тестирование или устный о

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz