М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Основные проблемы нотариата в Российской Федерации. Перспективы развития законодательного регулирования нотариальной деятельности

Старикова Е.Ю.

Москва, 2011

 

Глава 1. Сущность и содержание правовой деятельности нотариата

 

§ 1.1. Понятие и сущность российского нотариата

 

Правовая наука и законодательство пока не выработали единого понятия нотариата. В Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (в ред. от 05 июля 2010 г.)[2] не дается его определения, а в теории права по этому поводу высказаны различные точки зрения. Не вдаваясь в детали имеющихся дефиниций, нотариат понимается в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями; как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий, т.е. как отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; как отрасль юридических знаний о нотариате как правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

 

1.1.1.   Понятие нотариата.

 

Одни авторы придерживаются мнения, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц[3].

Другие ученые определяют нотариат как систему наделенных властными полномочиями органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и общества в целом[4].

Профессор М.Н. Марченко считает, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, иными законами защиту прав и законных интересов граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий[5].

Кроме того, под нотариатом предлагается понимать:

 

- систему органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на закрепление гражданских прав[6];

- орган охраны субъективных прав и законных интересов[7];

- правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий[8];

- отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических, о нотариате как правовом институте[9].

Ряд авторов относят нотариат, наряду с судом, прокуратурой и др., к правоохранительным органам, признавая за ним самостоятельное место в их системе[10]. Вероятно, подобный вывод сделан на основе публично-правового характера нотариата, строгой формализации осуществления нотариальных действий, цели деятельности и т.д. Однако в этом случае не учитывается, что в отличие от собственно правоохранительных органов нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, действуя на принципах самоуправления, что не свойственно, например, прокуратуре и т.д.

Вопреки мнению некоторых специалистов нотариат не "вписывается" и в систему органов юстиции[11]. Определять его место по аналогии с другими органами так называемой бесспорной гражданской юрисдикции, осуществляющими удостоверительные функции, функции принудительного исполнения, регистрации актов гражданского состояния и т.д., по сути, значит допускать ту же ошибку, что и при признании нотариата правоохранительным органом.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Процитированное законодательное положение вместо определения термина нотариата указывает на его цели – защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также на способы достижения этих целей. Легального определения термина «нотариат» также не содержится в положениях иных актов законодательства Российской Федерации.

Давая характеристику современному российскому нотариату, следует заметить, что он имеет уникальную двойственную природу, функционируя между публичными и частными интересами, в силу чего является связующим звеном между гражданским обществом и государством. С одной стороны, нотариус является лицом, уполномоченным государством на выполнение властной функции по защите прав и свобод граждан, действующим от имени государства, с другой стороны, нотариус – представитель свободной профессии, который выступает для сторон в качестве независимого консультанта.

При характеристике юридической природы нотариата основополагающим является принцип публичности нотариальной деятельности. Основным конституирующим признаком любого государственного органа, отличающим его от негосударственных органов и организаций, признается наличие государственно – властных полномочий.

В связи с этим дискутируется вопрос о том, можно ли считать нотариат государственным органом.

В соответствии со статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)[12] государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ни в одну из перечисленных ветвей власти нотариат структурно не входит и организационно не является государственным органом.

Однако всё более широкое признание в науке теории государства и права приобретает мнение, согласно которому в исключительных случаях негосударственные структуры и их представители имеют право на основании специального поручения государства осуществлять некоторые государственные функции.

Правомерность делегирования отдельных государственных функций негосударственным органам и организациям подтверждена Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" указано: "Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов... Конституция РФ... не запрещает государству передавать отдельные полномочия... органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти"[13].

Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого п. 1 ст. 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева"[14].

Практика делегирования некоторых полномочий по реализации государственных функций будет оправдана лишь в случае наличия у негосударственного органа, которому передаются полномочия по осуществлению государственных функций, организационных, материальных, технических возможностей, обеспечивающих эффективность его деятельности по реализации государственных полномочий. В Постановлении Конституционный Суд указал, что нотариат и является одним из таких институтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что нотариат представляет собой негосударственный социально-правовой институт, которому государством делегированы отдельные полномочия властного характера по осуществлению одной из важнейших функций – защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

 

1.1.2. Публичный и частноправовой аспекты деятельности нотариата.

 

Кононов А.Л. подчеркивает, что "как государственные, так и частные нотариусы, по сути, несут публичную службу. Нотариальные акты, служащие целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, имеют официальный статус, совершаются от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное - в данном случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленных документов"[15].

Публичность в деятельности нотариата проявляется как в его организации, обеспечении функционирования государственных нотариусов, так и в осуществлении соответствующего контроля. С одной стороны, нотариат формируется государством (ст. 12 Основ законодательства о нотариате), реализует функции от его имени в законодательно закрепленной форме (ст. 39 Основ законодательства о нотариате); с другой стороны - государство осуществляет контроль, в том числе судебный, за деятельностью нотариата (ст. ст. 33 и 34 Основ законодательства о нотариате) и материально-техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор.

Исходя из сказанного, можно в общем виде сформулировать понятие деятельности нотариата как совершение нотариусами от имени Российской Федерации в соответствии с законодательно определенными полномочиями в установленной процессуальной форме нотариальных действий, имеющих властно-публичный характер, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом

По сути аналогичную, но только более объемную дефиницию формулирует И.Г Черемных. Он пишет: "В соответствии с общим смыслом действующего законодательства нотариальную деятельность следует определять как урегулированную нормами нотариального права профессиональную непредпринимательскую деятельность нотариусов и иных уполномоченных лиц по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом, осуществляемую путем совершения в соответствии с определенной законом процедурой нотариальных действий от имени Российской Федерации"[16].

Однако в деятельности нотариата находит отражение и частный интерес. Это проявляется в ряде моментов и в первую очередь в самой сути нотариальных действий, вызванных к жизни появлением и развитием гражданского оборота, потребностей общества в содействии субъектам права в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. В настоящее время осуществление гражданско-правового оборота, правового обеспечения экономических отношений практически невозможно без института нотариата. Это видно из законодательно определенного перечня нотариальных действий, совершаемых нотариусами: удостоверение сделок; выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг и т.д. (ст. 35 Основ законодательства о нотариате). Одним словом, "нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий"[17].

Закон Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 « Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» (в ред. от 02.04.2008 г.)[18] определяет нотариат в городе Москве как институт гражданского общества, действующий в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Следует сказать, что правовая природа института нотариата базируется на таком основном элементе, как правовой статус нотариуса. Именно объем его прав, обязанностей и ответственности, характер взаимоотношений с государством и обществом, совокупность гарантий независимости предопределяет сущность нотариата в целом[19].

В настоящее время нотариальные действия в Российской Федерации совершаются нотариусами, работающими либо в государственных нотариальных конторах, либо осуществляющими частную практику. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате закрепляют единство задач, принципов, содержания и порядка осуществления действий, выполняемых нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Основы законодательства о нотариате закрепляют единые требования к кандидату на должность нотариуса и единый порядок его назначения на должность.

Нотариусы, по общему правилу, имеют равные права, то есть равным образом совершают все нотариальные действия и несут равные обязанности; документы, удостоверенные ими, имеют одинаковую юридическую силу.

 

В настоящее время есть лишь два исключения из равного статуса частнопрактикующих и государственных нотариусов.

Во-первых, нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, обладают наиболее полной компетенцией - они вправе совершать абсолютно все нотариальные действия, предусмотренные действующим законодательством. Кроме нотариальных действий, перечисленных в ст. 35 Основ, государственные нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

- выдают свидетельства о праве на наследство;

- принимают меры к охране наследственного имущества;

- выдают свидетельства о праве собственности пережившему супругу.

В случае если в нотариальном округе отсутствует государственная нотариальная контора, совершение указанных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой и осуществляющих свою деятельность в данном нотариальном округе.

Решение о возложении на нотариуса, занимающегося частной практикой, полномочий по совершению перечисленных нотариальных действий принимается территориальным органом Минюста России совместно с нотариальной палатой.

Представляется, что в настоящее время формулировка статьи, предусматривающая поручение совершения указанных нотариальных действий одному из нотариусов, занимающихся частной практикой, уже нуждается в редактировании. Ранее такая необходимость возникала, как правило, в небольших нотариальных округах, где действовала одна государственная нотариальная контора, и в случае ее ликвидации можно было поручить ведение всех наследственных дел одному нотариусу. В настоящее время с развитием частного нотариата во многих крупных городах не осталось ни одной государственной нотариальной конторы. В этом случае поручить совершение нотариальных действий, связанных с ведением наследства, одному нотариусу невозможно.

Во-вторых, деятельность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, финансируется из средств государственного бюджета, и, как следствие, ответственность за действия государственных нотариусов несет государство. Частнопрактикующие нотариусы осуществляют свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечают за свои действия всем принадлежащим имуществом, то есть несут полную материальную ответственность за законность совершаемых ими нотариальных действий.

Исходя из современной действительности, можно с большой уверенностью утверждать, что целям охраны субъективных прав граждан и юридических лиц в большей мере отвечает нотариат, который действует в виде свободной профессии, т.е. частнопрактикующий, независимый нотариат латинского типа.

Анализ развития нотариата в современной России показывает устойчивую тенденцию к сокращению количества нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах: из более 7 тысяч российских нотариусов 6,7 тысяч являются частнопрактикующими; во многих регионах страны государственные нотариусы полностью вытеснены нотариусами, занимающимися частной практикой. В Москве все нотариусы именуются нотариусами города Москвы, без деления на нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Закон Москвы «Об организации  и деятельности нотариата в городе Москве» в ст.2 закрепляет, что нотариальную деятельность в городе Москве осуществляют нотариусы города Москвы, самостоятельно финансирующие свою нотариальную деятельность. Все нотариусы г. Москвы объединены в Московскую городскую нотариальную палату, обладающую в отношении их властными контрольно-организационными полномочиями.

Вне всяких сомнений, уже есть в наличии все предпосылки для передачи возможности совершения всех без исключения нотариальных действий нотариусам, занимающимся частной практикой.

 

§ 1.2. Нотариат как институт превентивного правосудия

 

Правосудие в Российской Федерации осуществляется исключительно судами. Предупредительное же правосудие, осуществляемое институтом нотариата, представляет собой принципиально отличную от него деятельность. Предупредительное правосудие рассматривается как деятельность, предупреждающая обращение в суд по делам, которые можно разрешить и без судебного разбирательства.

Перечень нотариальных действий, а именно: по удостоверению сделок; по выдаче свидетельства о праве собственности в общем имуществе супругов; по наложению и снятию запрещения отчуждения имущества; по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них; по свидетельствованию подлинности подписи на документах; по свидетельствованию верности перевода документов с одного языка на другой; по удостоверению факта нахождения гражданина в живых; по удостоверению факта нахождения гражданина в определенном месте; по удостоверению тождественности гражданина с лицом, изображенном на фотографии; по удостоверению времени предъявления документов; по передаче заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; по принятию в депозит денежных сумм и ценных бумаг; по совершению исполнительных надписей; по совершению протестов векселей; по предъявлению чеков к платежу и удостоверению неоплаты чеков; по принятию на хранение документов; по совершению морских протестов; по обеспечению доказательств, указывает на близость нотариата и суда при осуществлении им правосудия в сфере гражданского оборота. Она становится еще более очевидной при сопоставлении конечных целей нотариальной деятельности и правосудия по гражданским делам, которые по существу совпадают (защита прав и законных интересов граждан и организаций, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону). Однако для достижения этих целей нотариат в отличие от суда не вправе разрешать правовые конфликты, поскольку является органом бесспорной гражданской юрисдикции[20]. При наличии спора нотариус отказывает в совершении нотариальных действий и разъясняет заинтересованным лицам предусмотренный законом порядок судебной защиты спорного права, что само по себе вносит определенный вклад в обеспечение доступности правосудия по гражданским делам в конфликтных ситуациях. Вместе с тем определяющее влияние нотариата на доступность правосудия в сфере гражданского оборота состоит все же не в отказе от совершения нотариальных действий, даже если он является правомерным, а именно в позитивной деятельности нотариуса по защите прав и законных интересов граждан и организаций.

Прежде всего, это связано с тем, что при отсутствии нотариальных процедур огромное количество бесспорных дел в сфере гражданского оборота вынуждены были бы принять на себя суды, что существенно затруднило бы их деятельность по осуществлению правосудия по гражданским делам. Сама по себе перегруженность суда крайне отрицательно влияет на доступность судебной защиты прав, что не требует особого обоснования, деятельность же нотариата существенно уменьшает нагрузку на суды и создает за счет этого более благоприятные для них условия для рассмотрения дел по спорам о праве[21]. Кроме того, при совершении нотариальных действий нотариус, являясь советником сторон, помогает им выявить свою волю, создает письменные акты в квалифицированной форме, имеющие особую доказательственную силу, а в ряде случаев и исполнительную силу[22]. При согласовании условий сделки и ее заключении в нотариальной форме часто устраняется сама потенциальная спорность в гражданско-правовых отношениях, что предупреждает возникновение судебных споров.

Положительное влияние нотариата на доступность правосудия по гражданским делам не ограничивается принятием на себя значительного количества бесспорных дел и предупреждением правовых конфликтов в сфере гражданского оборота. Даже в случае возникновения судебного спора наличие по нему нотариального акта существенно облегчает деятельность суда и лиц, участвующих в деле, по установлению и оценке фактических обстоятельств дела. Как верно отмечает В.В. Ярков, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, они позволяют суду яснее выявить истинную волю сторон и менее опровержимы, чем документы в простой письменной форме[23].

С учетом такой роли нотариата в судопроизводстве по гражданским делам его часто называют в литературе институтом предупредительного (превентивного) правосудия[24]. При этом имеется в виду, что сам нотариат правосудие не осуществляет, тем не менее, он все же может рассматриваться в качестве института предупредительного правосудия, поскольку непосредственно обеспечивает защиту прав, и этим предупреждает необходимость обращения в суд, а если не удается предотвратить такую необходимость, то нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность суда[25]. Однако употребление по отношению к нотариальной деятельности термина "превентивное правосудие" нельзя признать оправданным, поскольку в конституционно-правовом смысле правосудие относится исключительно к суду как органу государственной судебной власти. Применение термина "правосудие" к нотариату в заведомо условном смысле размывает подлинное значение соответствующего понятия в понятийном аппарате юридической науки.

Особая доказательственная сила нотариальных актов при осуществлении правосудия по гражданским делам порождает в судебной практике проблему их оценки на предмет возможного участия нотариуса в фальсификации доказательств. Огромный вред, который может быть причинен такими действиями в сфере правосудия, требует тщательного исследования судом по заявлению соответствующей стороны любых мотивированных сомнений по этому поводу, что необходимо как для надлежащей оценки доказательств по данному делу, так и для принятия мер по предупреждению противоправной деятельности по другим делам. Между тем судьи без энтузиазма воспринимают ходатайства заинтересованных лиц о проверке соответствующих фактов, поскольку такая проверка существенно усложняет обычный ход процесса.

Подобный подход судов общей и арбитражной юрисдикции к проверке заявлений о фальсификации доказательств является распространенным. Он вступает в явное противоречие не только с основными, но и факультативными целями правосудия по гражданским делам, согласно которым судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, однако значительную часть ответственности за такую судебную практику следует возложить на самого законодателя.

К нарушению прав и законных интересов граждан и организаций может привести отступление от требований законности и при совершении других нотариальных действий или необоснованном отказе в их совершении. В связи с этим законодательство предусматривает различные формы контроля за деятельностью нотариусов и других должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в том числе и контроль суда общей и арбитражной юрисдикции, осуществляемый по правилам гражданского и арбитражного процессуального законодательства, который может быть прямым или косвенным[26].

В соответствии со ст. 89 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность, в случае неисполнения залогодателем соглашения об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке нотариус совершает исполнительную надпись на договоре о залоге или, если права залогодержателя удостоверены закладной, исполнительная надпись совершается на закладной. Взыскание алиментов также может осуществляться на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 04.05.2011)[27], ст.ст. 7, 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (в ред. от 21.04.2011) "Об исполнительном производстве"[28]).

Следует отметить, что совсем с недавних пор статья 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» включает в себя в качестве исполнительного документа исполнительную надпись нотариуса.

Исполнительная надпись нотариуса, по сути, распоряжение нотариуса о принудительном взыскании с должника денежных сумм или какого-либо имущества. Выдача такого распоряжения предусмотрена ст. 89 Основ о нотариате. Исполнительная надпись оформляется постановкой штампа установленного образца на долговом документе. Содержание исполнительной надписи должно содержать следующие необходимые реквизиты: фамилию и инициалы, должность нотариуса, совершающего исполнительную надпись, место нахождения его нотариальной конторы; обозначение срока, за который производится взыскание; обозначение суммы государственной пошлины или тарифа, уплаченных взыскателем или подлежащих взысканию с должника; дату (год, месяц, число) совершения исполнительной надписи; наименование и место нахождение взыскателя; наименование и место нахождения должника; указание на сумму, подлежащую взысканию, или предметы, в том числе пени, проценты, если таковые причитаются; номер, под которым исполнительная надпись зарегистрирована в реестре регистрации нотариальных действий; подпись нотариуса, совершившего исполнительную надпись, печать нотариуса[29].

Правильной также является точка зрения, согласно которой исполнительная надпись являет собой волевой акт нотариуса, который направлен на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц. Совершая исполнительную надпись, нотариус тем самым подтверждает, что действия должника незаконны. Поскольку нотариус не имеет собственного аппарата принудительного исполнения, то, совершая исполнительную надпись, он обязывает государственные органы принять меры к принудительному исполнению, взыскать задолженность или истребовать имущество от должника[30].

При взыскании задолженности в бесспорном порядке должник не лишен права на защиту своих прав и интересов. При взыскании по исполнительной надписи в рамках исполнительного производства, должнику предоставляется право защиты, которая может осуществляться, в том числе и в судебном порядке. Более того, бесспорность задолженности, которая взыскивается на основании исполнительной надписи нотариуса, всецело отвечает характеру нотариата как органа бесспорной юрисдикции.

В литературе с учетом общемирового опыта для снижения судебной нагрузки правильно предлагается более рационально использовать потенциал нотариата, преобразовав его в центральное звено обеспечения законности наиболее существенных частноправовых отношений. Это предполагает, в частности, расширение сферы контроля нотариата за законностью юридических действий и придание непосредственной исполнительной силы соглашениям, удостоверенным нотариусом[31].

Опосредуя деятельность участников гражданского оборота, нотариат привносит свой вклад в формирование и четкое закрепление взаимных прав и свобод субъектов гражданских правоотношений.

Удостоверяя сделки уже на стадии согласования условий договора, в процессе их заключения и при осуществлении подготовки к совершению прочих нотариальных действий, нотариус играет важную роль в предупреждении возникновения возможных споров между участниками гражданского оборота, уже одним этим профилактически снижая количество гражданско-правовых споров.

Например, при нотариальном удостоверении брачного договора нотариус не только способствует установлению такого режима общего имущества, который устроил бы каждую из сторон, но и минимизирует необходимость обращения в суд по вопросам раздела имущества в случае расторжения брачных отношений.

При осуществлении содействия в разрешении правовых конфликтов, нотариусы обеспечивают доказательства, необходимые в случае рассмотрения дела в судах или административных органах. Эта деятельность может осуществляться только до момента возникновения дела в суде, в условиях, когда наличие спора о материальном праве ещё только предполагается (ст. 102 Основ о нотариате).

В порядке обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных и вещественных доказательств, назначает экспертизу. Такие нотариальные действия совершаются нотариусом на основании заявления обратившегося лица, составленного в письменной форме.

Полномочия нотариуса по обеспечению доказательств закреплены п. 18 ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В соответствии со ст. 102 Основ законодательства о нотариате по просьбе заинтересованных лиц нотариус обесп

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz