М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Организация деятельности служб примирения в образовательном учреждении

 

ВВЕДЕНИЕ

Образовательный процесс предполагает групповое взаимодействие людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах совместной деятельности. В ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных (а порой даже и криминальных) ситуаций, которые школа стремится разными путями разрешать. Конфликт – это существенное препятствие, которое может возникнуть в образовательном процессе, снижающее качество образования в целом.

Конфликт рассматривается как противостояние двух позиций. Однозначно негативно относиться к конфликту нельзя, поскольку это естественный процесс, определяемый противоречиями, возникающими во взаимоотношениях людей. Другой вопрос: каким способом происходит разрешение конфликта и к какому результату приводит. В случае конструктивного разрешения конфликта он становится причиной прогрессивного развития определенной системы.

Умея ориентироваться в ситуациях конфликта, прогнозировать эти ситуации, человек может рассчитывать на свои силы, а не зависеть от воли обстоятельств. Личность, уверенная в себе, не склонна к проявлениям агрессии как защитной форме поведения. Стабильность во взаимоотношениях с людьми формирует в человеке открытость, доверие миру, а в итоге позволяет личности стать конкурентоспособной, что является важной задачей современного образования.

Методическую составляющую деятельности службы примирения образуют принципы восстановительной медиации, задачами которой являются:

1. Создание условий для организации диалога конфликтующих сторон, способствующего освобождению от негативных состояний и определения ресурса для совместного поиска выхода из ситуации: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям.

2. Создание условий для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей.

3. Разработка организационных основ деятельности службы примирения:

- механизма передачи на медиацию информации о конфликтных ситуациях;

- юридических последствий медиации (заключение договоров, примирительных соглашений);

- категории случаев, передаваемых на медиацию.         

В качестве важнейшего результата восстановительной медиации рассматриваются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Данные методические рекомендации содержат информацию о подходах, технологиях, формах организации службы примирения в образовательном учреждении, этапах её организации, процедуре использования метода восстановительной медиации в практике образовательного учреждения.

Предложенные рекомендации предназначены для руководителей и зам. руководителей образовательных учреждений, а также могут быть использованы в работе педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей, классных руководителей, деятельность которых направлена на конструктивное решение конфликтных ситуаций, профилактику девиантного поведения обучающихся.

 

1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СТАНДАРТОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Стандарты восстановительной медиации разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации (17 февраля 2009 г.). Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и направлен на преодоление негативных последствий конфликтов.

Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

 

Основные принципы восстановительной медиации:

1. Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

2. Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

3. Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

4. Конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

5. Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

6. Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

7. Самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

 

Процесс и результат медиации

Основой  восстановительной  медиации  является организация  диалога между

сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на специальную коррекционную медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации. Она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания сторон конфликта, на обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса коммуникации.

 

Деятельность служб примирения

Программы восстановительной медиации могут осуществляться в службах примирения. Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными. Деятельность служб примирения должна получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается. Медиаторы, руководители служб и кураторы должны пройти специальную подготовку.

Служба примирения использует разные программы: медиацию, «круги сообществ», школьную конференцию, может разрабатывать свои программы, основанные на принципах восстановительной медиации; а также ведет мониторинг и собирает статистику по поступившим запросам и проведенным медиациям.

Службы примирения должны обладать достаточной самостоятельностью при исполнении своих функций.

 

Особенности службы примирения в системе образования

В  системе  образования   программы   восстановительной   медиации    могут

осуществляться на базе всех общеобразовательных учреждений, в том числе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений начального и среднего профессионального образования.

В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят обучающиеся-медиаторы и взрослый куратор.

В службах примирения образовательных учреждений медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

а) обучающиеся;

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

Возможно совместное ведение медиации взрослым и обучающимся. Куратором службы примирения может быть взрослый: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и пр., прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.

Участниками программ примирения могут быть обучающиеся, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора. Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.

Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.

Куратор должен получить согласие от родителей обучающихся-медиаторов на их участие в работе службы примирения.

Положение о службе примирения должно быть разработано и утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о деятельности службы примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.

 

Понятие школьной медиации

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования, это и эффективная методика разрешения споров, возникающих на разных уровнях большого коллектива.

Школьная медиация - это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп. Она подразумевает, что можно сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать - можно обучить. И чем раньше начнется это обучение - тем лучше.

В концепции школьной медиации общеобразовательная школа не рассматривается как отдельный элемент образования, а является важным связующим звеном, обеспечивающим переход от детского возраста к подростковому и юношескому.

 

Подходы к организации деятельности служб примирения

Выделяются три подхода к определению миссии службы примирения в образовании (Д.В. Рогаткин). В рамках первого, "профилактического" подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. Как правило, такая логика формировала взгляд на службу примирения, как на элемент системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и приводила к организационному встраиванию службы в социально-педагогический блок школьной администрации.

Служба примирения в этом варианте работает в единой системе с советом по профилактике, социальным педагогом, психологом и другими педагогами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Эффективность работы службы оценивается, в рассматриваемом контексте, по "производственным показателям": количеству и сложности проведенных программ, снижению "уровня конфликтности" в школе.

Становясь частью административной системы школы, служба подчиняется руководству образовательного учреждения: согласовывает с ним вопросы своей работы и отчитывается о ее результатах перед директором или его заместителем. Такую организацию деятельности службы можно назвать "административно-профилактическим" вариантом.

Иной взгляд на службу предполагает другой подход - "воспитательный" ("педагогический"). В рамках этого подхода, создание службы рассматривается как проявление активности обучающихся, как способ их самореализации в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой деятельности, которая формирует "воспитательный коллектив" службы. Он то и считается наибольшей ценностью. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.

Третий вариант - организационное оформление службы примирения в рамках школьного самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация образовательного учреждения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех ее субъектов. Школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными функциями.

Итак, "профилактический" подход предлагает в качестве цели деятельности службы примирения снижение криминализованности школьной среды, а "педагогический" - воспитание и развитие детей, занимающихся примирением.

Очевидно, что разворачивание службы в рамках школьного самоуправления не может быть основано на принципах "педагогического" подхода. Приоритет воспитательной цели, вполне уместный в практике деятельности детской организации, клуба, неприемлем для органа самоуправления. Ведь орган самоуправления создается для решения проблем участников школьного сообщества, представления их интересов в жизни школы. Оцениваться работа органа самоуправления, следовательно, будет по тем результатам, которых ему удалось добиться в интересах своих "заказчиков", например, обучающихся (а отнюдь не по развитию способностей самих активистов).

Заказ обучающихся к службе примирения выражается в том, чтобы получить возможность мирного разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. Служба, отвечая на этот заказ, предоставляет обучающимся такие услуги, то есть служба работает на выполнение определенного социального заказа.

Как орган ученического самоуправления, служба обслуживает обучающихся, которые нуждаются в помощи по разрешению конфликтов. Оцениваться работа службы, следовательно, будет по тому, насколько успешно она справляется с заказом обучающихся. Это не означает, что служба не будет работать с информацией, которую передает администрация школы. Факт согласия обучающегося на участие в программе - это и есть момент поступления заказа. А критерий эффективности - способность службы справиться с теми ситуациями, которые к ней поступают.

Итак, цель службы примирения, обслуживающей обучающихся, - выполнение запросов школьников на мирное разрешение конфликтных и криминальных ситуаций. Служба не может поставить себе цели самостоятельно. Цели службе ставит заказчик. Если заказчики - сами обучающиеся, то они очень далеки от таких целей, как "снижение уровня конфликтности в школе", "воспитание установок толерантного сознания", в конце концов, та же самая "профилактика правонарушений" и т.п. Их цель одна: получить возможность некарательного, конструктивного разрешения конфликтов.

Таким образом, можно говорить о третьем подходе - "сервисном". В отличие от "профилактического" и "воспитательного", он не направлен на видоизменение среды обучающихся. Он не сориентирован ни на задачу профилактики, ни на задачу воспитания. Его задача - удовлетворить запрос ребят предоставлением соответствующих услуг. В центре внимания данного подхода - фигура клиента, заказчика, которым является конкретный обучающийся или взрослый.

Вместе с тем, в рамках самоуправления может быть развернут и "профилактический" подход, но без подчинения службы примирения администрации школы, которое наблюдается в "административно-профилактическом" варианте. Реализация "профилактического" подхода возможна в том случае, если заказчиком службы примирения выступит не весь ученический коллектив, а ученический актив. Выборный орган с представительными функциями - школьный парламент - решает, что ученическому самоуправлению необходимо управлять процессами криминализации, и для этого нужно создать службу примирения. В этом варианте, она будет реализовывать цели "профилактического" подхода. Но специфика состоит в том, что служба уже не является частью административной системы школы.

Служба примирения может быть не только органом ученического самоуправления. Она может быть органом ученическо-педагогического самоуправления (заказчики - ученики и педагоги, либо ученический и педагогический активы) с совместным комплектованием из числа ребят и учителей; органом родительского самоуправления - с комплектованием из числа родителей по их же заказу. Возможны и другие комбинации, с учетом того, что органы школьного самоуправления могут быть как "раздельными", так и "совместными".

Таким образом, интересы заказчика являются определяющими для характера деятельности службы. Вследствие этого, появляются различные варианты целеполагания, комплектования и организации работы службы, сформированной в качестве органа самоуправления.

В рамках "административно-профилактического" варианта заказчиком является администрация школы. Именно ее и обслуживает служба примирения, будучи встроенной в систему профилактики, подчиненную администрации школы. В данном случае, это есть один из способов обслуживания администрации, заказавшей службе запуск процесса декриминализации школы и предоставившей ей для этого свои ресурсы. Служба в контексте "профилактического" подхода, работает не столько с обучающимся-клиентом, решая его проблемы, сколько с подростковой средой, выполняя по отношению к ней миссию преобразования. И программы примирения станут лишь одним из инструментов такой работы.

В рамках "воспитательного" подхода, в роли заказчиков выступают сами обучающиеся, занимающиеся в службе примирения. Они делают своего рода заказ службе на свое развитие, обучаясь навыкам ведения примирительных встреч, работе в команде, совершенствуя свои коммуникативные навыки и развивая нравственные качества, а также используя свои новые умения в разрешении реальных конфликтов по принципу: "Даже если мы поможем одному человеку, то нам стоило всему этому учиться". Этот подход эффективен, прежде всего, в детских организациях и системе дополнительного образования.

 

Организационные особенности службы примирения, работающей в статусе органа самоуправления

Как орган самоуправления, служба примирения не может быть подчинена и подотчетна администрации школы. Она, как "власть обучающихся" (или педагогов, родителей), выстраивает с "властью директора" партнерские отношения. Это означает не только иной способ кооперации, но и другой уровень ответственности. Служба в статусе органа самоуправления берет на себя всю полноту ответственности за результаты своей активности, зная, что, в случае конфликтов по поводу проведения программ, директор имеет все основания быть ни при чем.

Очевидно, что взрослый не может руководить ученическим органом. Такой орган должен иметь систему самоорганизации обучающихся, а взрослый может помогать в качестве консультанта, куратора. Для того чтобы перейти к такому способу взаимодействия, особое значение приобретает компетентность взрослого в вопросах формирования и сопровождения команды обучающихся. При создании службы не в качестве ученического, а в качестве совместного органа самоуправления с участием обучающихся и взрослых, вопрос руководства решается следующим образом. Совместный орган допускает взрослого в качестве руководителя, но при этом он не может быть ни назначенным директором, ни самопровозглашенным. Должна быть предусмотрена определенная процедура решения вопроса о лидерстве. Вариант утверждения кандидатуры руководителя службы представительным органом самоуправления возможен, однако, он де-факто приводит к ситуации подчиненности службы. Есть и другой вариант - предусмотреть в положении о службе должность руководителя как выборную. Выбирать руководителя должны активисты службы примирения, в том числе обучающиеся, на определенный срок. Но эта церемония играет важную роль в обозначении статуса службы как органа самоуправления.

 

4. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

В процессе обучения в образовательном учреждении каждый обучающийся или взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями): становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем.

Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно различные пласты взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций. Практика школьной жизни не всегда способствует социализации обучающихся в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. При административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются обучающимися и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

У образовательного учреждения есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, но далеко не все они результативны и конструктивны, что часто отмечают и сами участники образовательного процесса.

Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри школы и силами самой школы. Глобальная задача службы - сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.

Школьная служба примирения как форма организации самостоятельной деятельности обучающихся по освоению навыков само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса.

Руководителем службы может быть социальный педагог, педагог-психолог или другие педагогические работники школы, на которых возложены обязанности по руководству школьной службой примирения приказом директора школы.

Основными действующими лицами в ней являются обучающиеся 7-11 классов – медиаторы, прошедшие специальное обучение по конфликтологии и медиации. Обучение проводит куратор службы примирения в образовательном учреждении, который также проходит специальное обучение, чтобы стать медиатором.

Встречи между конфликтующими сторонами обучающиеся-медиаторы проводят самостоятельно. Если же в конфликте участвует и взрослый человек, то им помогает куратор службы или внешний специалист.

Участие обучающихся важно, поскольку:

• они лучше знают ситуацию в школе;

• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят

 взрослому;

• деятельность в качестве ведущего меняет психологию обучающихся, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;

• это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается обучающимся.

Школьная служба примирения как команда взрослых и обучающихся стремится:

• при конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации;

• реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;

• включать подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования России инновационном проекте;

• строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность;

• дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;

• снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

Служба реализует программы примирения, важным результатом которых является как преодоление враждебности между сторонами, так и участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Программой примирения называют встречи участников конфликта, организуемые ведущим (медиатором, нейтральным посредником) за «столом переговоров».

Ведущий необходим в связи с тем, что сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь появляется потребность в позиции нейтрального ведущего, который не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, а создает условия для конструктивного общения сторон. Ведущий занимает нейтральную позицию, в равной степени поддерживая обе стороны.

Служба примирения работает с конфликтами всех уровней: между учениками; между учениками и учителями; внутри педагогического коллектива; с конфликтами с участием родителей.

Создание Службы примирения позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.

Основной целью деятельности службы примирения в образовательном учреждении является повышение результативности образовательного процесса через реализацию следующих направлений деятельности:

- создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои п… Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz