М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27.07.2010 N 193-ФЗ "ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)"

 

Авторы:

Тихонова Е.В. - кандидат юридических наук, медиатор, председатель Коллегии медиаторов при Тамбовской областной торгово-промышленной палате, генеральный директор Центра правовых примирительных процедур, третейский судья Третейского суда при Тамбовской областной торгово-промышленной палате, доцент кафедры правовых дисциплин ГОУ ВПО "Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина" филиал в г. Тамбове, доцент кафедры правовых дисциплин НОУ ВПО "Российский Новый Университет" филиал в г. Тамбове.

Старостин М.Е. - юрист Некоммерческого Партнерства "Центр Альтернативного Разрешения Споров".

Лазарева О.В. - юрист, аспирант кафедры Гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского Государственного Университета.

 

В Комментарии проводится анализ закрепленных законодателем норм, призванных обеспечить правовую регламентацию проведения процедуры медиации. Даются определения основных понятий столь нового для российского права института, как медиация. Авторы раскрывают содержание статей указанного Закона с теоретической и с практической точки зрения, используя материалы судебной и юридической практики, а также современные статистические данные. В Комментарии приводятся образцы оформления необходимых документов.

Комментарий будет полезен для органов исполнительной власти, юристов, правозащитников, научных работников и преподавателей, аспирантов, руководителей организаций всех форм собственности, а также всех интересующихся проблемами альтернативных способов разрешения споров в нашей стране.

При подготовке Комментария использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 15 мая 2011 г.

 

Список сокращений

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ;

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ);

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;

ГрК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;

Конституция РФ - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ);

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

СРО - саморегулируемая организация;

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

ТПП - Торгово-промышленная палата;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ;

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

 

Введение

 

Комментируемый Закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" был принят 27 июля 2010 года и согласно ст. 20 вступил в силу с 1 января 2011 года. Его принятие повлекло внесение ряда изменений в другие законодательные акты.

Данным Законом установлено, что для разрешения возникшего правового спора стороны могут обратиться к посреднику - независимому лицу - медиатору.

Принятие комментируемого Закона связано с дальнейшим развитием и созданием правовых условий альтернативных способов урегулирования споров.

Таким образом, наряду с основными существующими у нас в стране двумя внесудебными способами альтернативного разрешения споров: прямые переговоры сторон конфликта и третейские процедуры, - официально с 1 января 2011 г. введен в действие признаваемый во всем мире третий способ - урегулирование споров с участием посредника (медиация).

Отметим, что институт разрешения споров с участием посредника, известный во всем мире как медиация, появился более пятидесяти лет назад в США и за прошедшее время утвердился не только там, но и в Канаде, Германии, Австрии, Франции, Великобритании и многих других странах. При этом существует значительный положительный зарубежный опыт применения процедуры медиации. Так, Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 24 июня 2002 года был принят Типовой закон "О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЕ" .

--------------------------------

Большова А.К. О примирительной процедуре с участием посредника // Журнал российского права. 2008. N 5.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ "О международной коммерческой согласительной процедуре". Принят Комиссией ООН по праву международной торговли 17 - 28 июня 2002 г. // Третейский суд. 2003. N 1. С. 127 - 137; N 2. С. 132 - 140; N 3. С. 133 - 139.

 

Как свидетельствует мировая практика, медиация - это эффективный, быстрый и мирный способ разрешения спора, который позволяет не только соблюсти интересы спорящих сторон, но и сохранить их отношения на будущее.

В нашей стране, как отмечают Л.В. Ковальчук и Т.В. Салова, легальная основа для применения медиации существовала еще с 2002 года, с момента принятия АПК РФ. Данным Кодексом было введено понятие посредника - лица, оказывающего содействие в урегулировании спора. При этом была закреплена обязанность судей разъяснять сторонам их право до разрешения спора в суде обратиться к посреднику (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ). С принятием комментируемого Закона именно он становится правовой основой для применения процедуры медиации. Положения данного Закона разрабатывались с учетом уже упомянутого Типового закона, но, в отличие от него, принятый Закон закрепляет более широкую сферу применения медиации.

--------------------------------

Ковальчук Л.В. и Салова Т.В. Медиация: общая характеристика и правила проведения // Сайт Арбитражного суда Магаданской области. URL: http:// magadan.arbitr.ru/ node/ 22438 (дата обращения 01.05.2011).

 

Законодательная инициатива о принятии комментируемого Закона принадлежала Президенту России. Государственная Дума рассмотрела законопроект, внесенный 11 марта 2010 года, в трех чтениях за одну весеннюю сессию и приняла Закон за девять дней до начала своих летних каникул. Одобрение Совета Федерации также было получено весьма оперативно.

В пояснительной записке к уже принятому законопроекту отмечалось, что процедура медиации основана на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения; медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору, он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта, - в этом заключается основная задача медиатора.

Таким образом, принятый Закон призван содействовать урегулированию споров путем проведения примирительных процедур, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений и формированию этики делового оборота.

Закон о медиации состоит из 20 статей и закрепляет основные принципы проведения процедуры урегулирования споров с участием медиаторов, требования к лицам, желающим стать медиаторами, и организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, порядок заключения и исполнения соглашений о применении и о проведении процедуры медиации.

Многие ученые-правоведы возлагают на принятый Закон большие надежды, но оправдаются ли они? Ответ на этот вопрос может дать только практика его применения и время.

Необходимость принятия данного Закона вызывала достаточно много споров по поводу его целесообразности. Сторонники одной позиции считают, и с ними следует согласиться, что медиация обладает рядом преимуществ, таких, как оперативность, конфиденциальность, неформальность. Выделяют еще такое преимущество, как экономичность (времени и финансовых затрат, в том числе судебных расходов), однако об этом можно говорить при условии, что стороны реально будут исполнять достигнутое медиативное соглашение.

Другие считают, что к медиатору будет обращаться незначительное количество спорящих сторон и медиация незначительно разгрузит суды. Действительно, если обратиться к статистическим данным Высшего Арбитражного Суда РФ , то в 2009 году по сравнению с 2008 годом рассмотрено на 92,2% больше дел о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (2008 год - 1754 дела, 2009 год - 3372 дела).

--------------------------------

Информация с сайта ВАС РФ. URL: http:// www.arbitr.ru/ press-centr/ news/ totals/ (дата обращения 01.05.2011).

 

Это свидетельствует о том, что с фактическим исполнением решений третейских судов как одного из внесудебных способов альтернативного разрешения споров имеется немало трудностей. Медиация также может не принести ожидаемого эффекта.

Несмотря на противоречивые отзывы, можно с уверенностью сказать, что принятие комментируемого Закона является значимым событием. У спорящих сторон появился еще один инструмент для разрешения возникших конфликтов, признанный на государственном уровне.

Принятие комментируемого Закона неизбежно влечет принятие дополнительных нормативных правовых актов, а также внесение изменений в ныне действующее законодательство. Федеральным законом от 27.07.2010 N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации (он также вступил в силу с 2011 г.).

 

27 июля 2010 года N 193-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)

 

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 1

 

В ст. 1 комментируемого Закона определяется предмет его правового регулирования, а также сфера его действия. Назначением его является введение и развитие в нашей стране такого альтернативного способа урегулирования споров, как процедура медиации.

1. В части первой комментируемой статьи законодателем определяются цели, для осуществления которых и принят исследуемый нами Закон. Так, согласно анализируемой статье основными целями этого Закона являются следующие:

1) создание правовых условий для применения в нашей стране альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации);

2) содействие развитию партнерских деловых отношений;

3) формирование этики делового оборота;

4) гармонизация социальных отношений.

Как отмечал еще в 2006 году Г.В. Севастьянов, "принципиальная важность разработки закона о посредничестве (медиации) состоит в том, что его принятие будет способствовать более активному использованию этого института саморегулирования гражданского общества при урегулировании конфликтов" . Таким образом, в комментируемом Законе впервые в российском законодательстве закрепляются определенные правовые нормы, в рамках которых и должно осуществляться теперь урегулирование споров с участием посредника, т.е. процедура медиации. Следовательно, уже принятием данного Закона положено начало осуществления первой из закрепленных в нем целей. То, как эта цель будет осуществляться, покажет последующая практика применения данного Закона. При этом от успешного осуществления этой цели зависит и достижение трех оставшихся.

--------------------------------

Севастьянов Г.В. Законопроект о посредничестве (медиации) в его поэтапном и диалектическом развитии // Третейский суд. 2006. N 6.

 

Содействие развитию партнерских деловых отношений заключается в том, что "процедура медиации не ставит своей целью рассудить стороны, определив, что один из участников конфликта прав, а другой - виноват" . В задачу медиатора (посредника) входит только поиск согласия между сторонами, в то время как в задачу суда - поиск виновного и установление степени вины и ответственности. Участие в процессе урегулирования конфликта - добровольное, а участие в суде обязательно для достижения поставленной цели . Медиация позволяет достичь такого разрешения конфликта, которое устраивало бы обе стороны спора, т.е. при проведении процедуры медиации нет проигравшей стороны. Как следствие этого, формируется этика делового оборота. Таким образом, законодателем, по-видимому, подразумевается, что разрешение конфликтов с помощью медиатора (посредника) будет способствовать укреплению неписаных норм и правил поведения в сфере предпринимательской деятельности. Если будут достигнуты первые три из указанных в комментируемой статье целей, то, несомненно, произойдет и общая гармонизация социальных отношений в нашей стране. Таким образом, реализация каждой из последующих целей, закрепленных в комментируемом Законе, зависит от реализации предыдущей цели.

--------------------------------

Молотников А.Е. Медиация // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2007. N 6.

Гребенникова К.В. Медиация как способ альтернативного метода разрешения споров при разрешении внутри- и межкорпоративных споров // URL: http:// www.rae.ru/ forum2010/ pdf/ article836.pdf (дата обращения 01.05.2011).

 

2. В части второй комментируемой статьи очерчивается круг общественных отношений, которые регулируются комментируемым Законом, - это отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Гражданские правоотношения - это, в буквальном смысле, отношения, регулируемые нормами гражданского законодательства и составляющие предмет гражданского права. Основной массив гражданско-правовых норм сконцентрирован в четырех частях ГК РФ.

Гражданским законодательством согласно статье 2 ГК РФ определяется:

- правовое положение участников гражданского оборота,

- основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав).

Можно выделить три основных вида отношений, которые регулируются гражданским законодательством: имущественные отношения, связанные с ними личные неимущественные отношения и отношения, объектами которых являются неотчуждаемые права и свободы человека, а также другие нематериальные блага .

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (том 1) (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (3-е издание, переработанное и дополненное).

 

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (Постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2008.

 

Гражданским законодательством также регулируются отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность или участвуют в ней. Напомним, что в законодательстве предпринимательская деятельность понимается как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). По-видимому, в связи с этим в комментируемой статье законодателем отдельно закреплено применение процедуры медиации к спорам, возникающим в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Процедура медиации, согласно исследуемой статье, также применяется к спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Легальное определение трудовых отношений дается ТК РФ. Так, согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Любой спор, как известно, направлен на защиту прав и свобод. Следовательно, споры, возникающие из трудовых отношений, направлены на защиту трудовых прав и свобод. Можно выделить два вида трудовых споров: коллективный и индивидуальный. Легальное определение данных видов трудовых споров дается в ТК РФ.

Так, коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (ст. 381 ТК РФ).

Однако в части пятой комментируемой нами статьи указывается, что процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам. Таким образом, можно прийти к логическому выводу, что с помощью процедуры медиации могут разрешаться индивидуальные споры между работником и работодателем.

Но в то же время, думается, что если все заинтересованные члены трудового коллектива будут участвовать в процедуре медиации и будут допущены к принятию решения, то медиация возможна и при разрешении коллективного трудового спора.

Пример: медиатором был разрешен, казалось бы, безнадежный конфликт между бригадой рабочих и бригадиром. Поводом для конфликта стало то, что рабочие были необоснованно (с их точки зрения) лишены льгот и надбавки к зарплате. В течение пяти лет они получали эту прибавку к зарплате и имели ряд льгот в связи с передвижным характером работы бригады. По закону права на эти преимущества должны были быть подтверждены документами об аттестации рабочего места. Подобное обследование было заказано коммерческой фирме и проведено ее экспертами. Экспертами было дано подтверждение особенностей рабочего места, дающих право на повышенную зарплату и льготы. В то же время оформление документов не было завершено фирмой, так как ее работа из-за финансовых затруднений предприятия-заказчика не была оплачена начальником, отвечающим за работу бригады.

В связи с тем, что недавно пришло указание сверху о проверке соответствия оплаты труда условиям работы на предприятиях, входящих в подведомственную систему, начальник решил не рисковать. Поэтому волевым решением он отменил надбавки к зарплате и льготы вплоть до официального оформления документации. Более того, он сделал это задним числом.

Как только эта информация стала известна, рабочие выразили бурное возмущение и пригрозили забастовкой, обращением к вышестоящему руководству с жалобой на действия начальника, а если потребуется, то в суд. Начальник посчитал, что не стоит доводить ситуацию до реализации рабочими этих малоприятных действий, и обратился за помощью к медиатору. После предварительного обсуждения сложившихся обстоятельств стороны решили встретиться для переговоров.

Медиатору начальник объяснил свое решение тем, что теперь отсутствие документов стало опасным. В худшем случае ему грозит увольнение, поэтому он от греха подальше снял надбавки и льготы задним числом. Начальник сказал, что он с радостью оплатил бы оформление документов, чтоб вернуть надбавки и льготы, но предназначенные для этого деньги были потрачены на подарок вышестоящему руководителю. Данный подарок был сделан для общего благополучия бригады, которое напрямую зависит от хороших отношений с вышестоящим начальством.

При участии медиатора в результате длительных обсуждений всех взаимных претензий и вопросов сторонам удалось прийти к устроившему их соглашению и проблема разрешилась благополучно .

--------------------------------

Практика посредничества Лиги переговорщиков // Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебно-методологические материалы и практические рекомендации / Сост. Г.В. Севастьянов. СПб.: АОН "Редакция журнала "Третейский суд", 2009. 528 с.

 

В данном случае процедура медиации была возможна, так как в разрешении конфликта с начальником участвовали все рабочие. Также отметим, что применение процедуры медиации к разрешению споров в сфере трудовых отношений способствует поддержанию в рабочем коллективе нормального климата.

Еще один вид правоотношений, к вытекающим из которых спорам может применяться процедура медиации, - это семейные правоотношения.

Семейные отношения - это особый вид общественных отношений между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, совместно нажитым имуществом. Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права, являющегося самостоятельной отраслью российского права , т.е. семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные семейные отношения, возникающие из брака и родства, и отношения, приравненные законом к семейным в целях защиты и укрепления семьи, прав и интересов ее членов.

--------------------------------

Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник. М.: Юристъ, 1999. 118 с.

 

Часто, строя взаимоотношения, супруги не могут договориться друг с другом, что вызывает возникновение психологических и юридических проблем в браке. Наличие неразрешенных конфликтов в семье способствует ухудшению отношений между супругами и часто приводит к семейному кризису, а зачастую и к открытому конфликту. При этом заметим, что отношения между членами семьи (семейные отношения) относятся к числу таких, где возможности применения правовых норм существенно ограничены. Это связано с их лично-доверительным характером. В связи с этим законодательное закрепление возможности применения процедуры медиации при разрешении споров, возникающих из семейных правоотношений, является не только оправданным, но и необходимым.

Думается, что семейная медиация должна применяться там, где конструктивный диалог уже невозможен без постороннего вмешательства. Медиатору придется проводить переговоры между супругами (а возможно, и другими членами семьи), помогая им понять друг друга, найти компромисс и либо сохранить семейные отношения, либо мирно разойтись. При этом, работая с семьей, медиатор будет встречаться не только с юридическими, но во многих случаях и с психологическими проблемами. В связи с этим можно сделать однозначный вывод, что семейный медиатор должен обладать еще и знаниями в области психологии. Он также может помочь разрешить споры уже разведенных супругов, а это особенно важно, когда есть общие дети.

Рассматривая сферы практического применения института медиации, следует отметить, что примерно 20% крупных корпоративных споров в год решается с применением медиации. Для сравнения: в результате опроса тысячи крупнейших американских корпораций выяснилось, что 88% из них в течение последних трех лет использовали медиацию, 79% обращались к арбитражным механизмам, 81% назвали медиацию как форму более приемлемую, чем судебная процедура, 59% отметили, что медиация позволила сохранить партнерские отношения между участниками спора. Крупнейшие корпорации (General Electric, Motorola, Toyota и др.) признают, что более 50% споров с их участием разрешается путем медиации .

--------------------------------

Шестаков Д.Ю. Выступление по теме "Коммерческая медиация и ее отношения с арбитражем" на Первой российско-французской конференции по медиации 30 сентября 2010 г.

Давыденко Д. Как избежать судебного разбирательства: посредничество в бизнес-конфликтах. М., 2006. С. 59 - 63.

 

При этом Д.Ю. Шестаков отметил случаи, пригодные и непригодные для медиации. К числу пригодных были отнесены:

- экономическая нецелесообразность судебного разбирательства;

- сложное законодательство, подлежащее применению;

- иски, затрагивающие разные стороны;

- сопряженность спора с каким-либо деликатным случаем;

- желание сторон не допустить публичности.

Медиация более всего приемлема, когда:

- желательно иметь решение в результате процесса переговоров;

- нет необходимости создавать юридический прецедент;

- стороны хотят сохранить конфиденциальность, эмоциональные ресурсы;

- стороны экономят время и финансы;

- стороны хотят в дальнейшем поддерживать отношения .

--------------------------------

Цисана Шамликашвили в интервью пресс-центру "ТАСС-Урал" на пресс-конференции по теме "Медиация в коммерческих спорах, медиация как социально значимый инструмент" / Сайт Центра медиации и права. URL: http:// www.mediacia.com/ events.php?id=6 (дата обращения 01.05.2011).

 

Однако нельзя не отметить качественно иной перечень случаев, при наличии которых не следует применять медиацию:

- когда необходимо создать коммерческий прецедент;

- если может быть получено быстрое судебное решение;

- если необходимо подать заявление об обеспечении иска;

- отсутствие интереса (заинтересованности) сторон;

- наличие заинтересованности сторон в публичности .

--------------------------------

Шестаков Д.Ю. Выступление по теме "Коммерческая медиация и ее отношения с арбитражем" на Первой российско-французской конференции по медиации 30 сентября 2010 г.

 

3. Часть третья исследуемой статьи предусматривает возможность применения процедуры медиации к спорам, возникшим из отношений, не указанных в предыдущей части данной статьи. Это означает, что помимо споров, возникающих из гражданских, предпринимательских, трудовых и семейных отношений, процедура медиации может применяться к спорам, возникающим и из других правоотношений. При этом законодатель делает оговорку, что разрешение таких споров путем применения процедуры медиации возможно только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Однако на сегодняшний день в российском законодательстве прямо не предусматриваются какие-либо иные правоотношения (кроме уже указанных нами), к вытекающим из которых спорам применяется процедура медиации.

Тем не менее, среди отечественных юристов не утихают споры о возможности применения медиации в уголовном процессе.

Так, например, в УК РФ закреплена норма, предусматривающая освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ). Согласно статье 76 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевш… Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz