М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Вопросы ювенальной юстиции в США

 

Во второй половине XIX в. в США получила развитие концепция, согласно которой несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода и обращения. Первым законом в области юстиции несовершеннолетних стал закон штата Массачусетс 1869 г., который установил требование изолированного содержания несовершеннолетних в зале суда, а также рекомендовал рассматривать дела несовершеннолетних преступников отдельно от остальных дел.

В 1977 г. аналогичный закон был принят в штате Нью-Йорк, а в 1899 г. в г. Чикаго (штат Иллинойс) был учрежден специальный суд для рассмотрения дел несовершеннолетних. "Нормы об учреждении данного суда не только обобщили правила об отдельном рассмотрении дел несовершеннолетних, уже существовавшие ранее, о пробации и раздельном содержании несовершеннолетних в исправительных учреждениях, но и, как отмечал известный американский юрист П. Таппен, положили начало созданию концепции защиты несовершеннолетнего и заботы о нем в области уголовной юстиции".

К 1912 г. суды для несовершеннолетних были созданы в 22 штатах, к 1925 г. - уже в 46 штатах, а к 1945 г. уже все остальные штаты приняли законы о создании специального суда по делам несовершеннолетних.

Несмотря на значительные расхождения в структуре, процедуре или юрисдикции судов, рассматривающих дела несовершеннолетних, исходные положения законодательства различных штатов одинаковы. Так, несовершеннолетний, представший перед судом по обвинению в совершении уголовного преступления, называется не обвиняемым, а предлагаемым делинквентом и считается подсудимым особого рода, нуждающимся не столько в наказании, сколько в помощи и контроле. Эта же концепция была затем воспринята и федеральным законодательством.

Общая концепция юстиции по делам несовершеннолетних стала впоследствии той основой, на которой развился такой широко известный в настоящее время институт, как пробация, используемый и для наказания взрослых преступников. На базе этого законодательства возникла и специальная служба условного освобождения, которая приобрела также общее значение. Как отмечается в советской юридической литературе, законодательство о судах по делам несовершеннолетних стало базой для создания ряда специальных служб исправительного, полицейского и иного характера, занятых предупреждением и пресечением преступности несовершеннолетних, исправлением делинквентов, их ресоциализацией и т.п.

Одновременно с законодательством штатов в США появляются законы, регламентирующие борьбу с преступностью несовершеннолетних на федеральном уровне. Первым из них явился Федеральный закон о делинквентности детей и подростков от 16 июля 1938 г., фактически ставший дополнением к существующему законодательству в штатах и распространивший их опыт на борьбу с преступностью несовершеннолетних, нарушивших федеральные законы (в 1948 г. он был заменен новым законом того же названия).

Следующий этап развития федерального законодательства о преступности несовершеннолетних - федеральные законы, принятые в 1950 и 1952 гг. Ими были заложены основы борьбы с преступлениями несовершеннолетних в масштабе всей страны. В 1961 г. был создан комитет по борьбе с преступлениями несовершеннолетних и молодежи при Президенте США и издан Закон о контроле над преступностью несовершеннолетних и молодежи от 22 сентября 1961 г.

Наиболее важным актом в области юстиции по делам несовершеннолетних, действующим в настоящее время, является Закон о юстиции по делам несовершеннолетних 1974 г. с изменениями, внесенными в него в 1976, 1977, 1980 и 1984 гг.

Этим Законом были учреждены возможные службы и органы для обеспечения единой политики в области борьбы с преступностью несовершеннолетних как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.

В системе Департамента юстиции США была учреждена Служба по вопросам юстиции по делам несовершеннолетних и предупреждению преступности несовершеннолетних во главе с администратором и целым штатом служащих, экспертов и консультантов. Цели создания Службы: проведение единой политики в области борьбы с преступностью несовершеннолетних; оказание помощи в осуществлении программ по борьбе с преступностью несовершеннолетних; изучение результатов проведенных программ; обеспечение помощи персоналу различных федеральных, штатных и местных органов, судов, налаживание его обучения и т.п. Учрежден Координационный совет по вопросам юстиции по делам несовершеннолетних и предупреждению преступности несовершеннолетних, в составе которого представлены различные федеральные органы и департаменты на самом высоком уровне. В Совет вошли генеральный атторней, министр здравоохранения, министр труда, министр образования, министр жилищного строительства и городского развития, директор Службы по борьбе со злоупотреблением наркотиками и др. Главная функция Совета состоит в координации всех федеральных программ по борьбе с преступностью несовершеннолетних и всех федеральных программ, связанных с пропавшими и подвергающимися эксплуатации детьми.

Закон учредил Национальный институт по вопросам юстиции по делам несовершеннолетних и предупреждения преступности несовершеннолетних, который выступает в качестве координационного центра по сбору, подготовке информации о предупреждении преступности несовершеннолетних и борьбе с нею, а также в качестве центра подготовки специалистов, работающих в различных учреждениях, связанных тем или иным образом с юстицией по делам несовершеннолетних.

В Законе подробно урегулированы вопросы распределения фондов и дотации между штатами с учетом проведения специальных программ.

Несовершеннолетними по законодательству штатов, как правило, считаются лица моложе 18 лет, в некоторых штатах к ним относят лиц в возрасте до 16 или 17 лет, в других - до 21 года. По федеральному законодательству несовершеннолетним является лицо, которое не достигло 18 лет. При рассмотрении дела в суде и назначении наказаний правила, применяемые к несовершеннолетним делинквентам, распространяются на лиц, не достигших 21 года.

 

Рассмотрение дел несовершеннолетних делинквентов в федеральных судах

 

В соответствии с федеральным законодательством в определенных случаях, когда несовершеннолетний нарушил уголовные законы США (т.е. федеральные законы), его дело может быть передано для рассмотрения в районный суд США (федеральный суд общей юрисдикции). При этом в законодательстве указывается, что такая мера носит исключительный характер, так как в каждом случае генеральный атторней обязан изучить вопрос о возможности передачи дела несовершеннолетнего в специальный суд по делам несовершеннолетних.

Закон предусматривает три случая, когда дело несовершеннолетнего должно рассматриваться в федеральном суде:

- когда суд по делам несовершеннолетних или иной соответствующий суд не могут или отказываются принять дело несовершеннолетнего к рассмотрению;

- когда штат не располагает надлежащими программами по борьбе с преступлениями несовершеннолетних и службами по работе с несовершеннолетними;

- когда совершеннолетний обвиняется в серьезном насильственном преступлении или преступлении, связанном со злоупотреблением наркотиками, поэтому рассмотрение дела имеет значительный федеральный интерес или подпадает под федеральную юрисдикцию.

Если дело предполагаемого несовершеннолетнего делинквента не передано суду какого-либо штата или округа Колумбии, оно подлежит рассмотрению в соответствующем районном суде США. В этих целях суд может быть созван в любое время и в любом месте района. Рассмотрение дела несовершеннолетнего в районном суде происходит в обычном порядке с соблюдением особых предписаний, применяемых к несовершеннолетним.

В соответствии с этими предписаниями при передаче дела в районный федеральный суд обязательному рассмотрению (с тем, чтобы оценить, действительно ли передача проводится в интересах правосудия) подлежат следующие факты: возраст и социальное происхождение несовершеннолетнего; природа преступного деяния; характер предыдущих правонарушений; интеллектуальное развитие несовершеннолетнего в настоящее время и его психологическая зрелость; характер предыдущих мер воспитательного характера, применявшихся к несовершеннолетнему и реакция несовершеннолетнего на них; наличие у суда федеральных социальных служб, обеспечивающих решение проблем несовершеннолетнего.

В Законе предусмотрено, что несовершеннолетнему, его родителям или опекунам должны быть представлены разумные объяснения передачи дела в федеральный районный суд.

Если в ожидании рассмотрения дела несовершеннолетний взят под стражу, полицейский чиновник, произведший арест, должен немедленно разъяснить несовершеннолетнему простым языком его права и известить о его аресте генерального атторнея и родителей или опекунов несовершеннолетнего.

Чиновник, произведший арест, должен также сообщить родителям или опекунам несовершеннолетнего о правах несовершеннолетнего и характере вменяемого ему деяния. В Законе предусмотрено, что сразу же после задержания несовершеннолетний должен быть доставлен к магистрату. Однако никаких точных сроков доставки несовершеннолетнего к магистрату не установлено, а лишь указано, что он "не должен задерживаться под стражей дольше разумного периода".

Магистрат, к которому доставляется несовершеннолетний делинквент, должен обеспечить присутствие адвоката на всех решающих стадиях рассмотрения дела несовершеннолетнего. Адвокат назначается и в том случае, когда финансовое положение несовершеннолетнего, его родителей или опекунов не позволяет им нанять частного адвоката. В тех случаях, когда несовершеннолетний, его родители или опекуны имеют средства для получения квалифицированной юридической помощи, но по каким-либо соображениям не обращаются к адвокату, магистрат может назначить адвоката сам и издать приказ о выплате ему разумного вознаграждения. Магистрат может также обязать несовершеннолетнего, его родителей или опекунов нанять в течение определенного периода частного адвоката.

Магистрат может назначить в конкретном случае опекуна, если родители или опекун несовершеннолетнего отсутствуют или если магистрат имеет основание полагать, что они не смогут встретиться с несовершеннолетним до начала судебного процесса или что интересы родителей или опекуна и несовершеннолетнего не совпадают.

Если несовершеннолетний не был освобожден из-под стражи до его доставки к магистрату, магистрат должен передать несовершеннолетнего его родителям, опекуну, попечителю или другому ответственному лицу (включая директора специального заведения для несовершеннолетних) с тем, чтобы затем несовершеннолетний был доставлен в соответствующий суд.

Если магистрат придет к выводу, что содержание под стражей такого несовершеннолетнего необходимо для того, чтобы обеспечить его безопасность или его своевременное появление перед соответствующим судьей либо с другой целью, он может быть помещен только в заведение для совершеннолетних или иное подходящее место, которое определит генеральный атторней. Желательно, чтобы несовершеннолетний был помещен в воспитательный дом или другое соответствующее учреждение, либо в ближайший от него общинный приют. Он обязательно должен быть отделен от взрослых обвиняемых в совершении преступления или ожидающих суда по уголовному обвинению. Насколько это возможно, предполагаемые делинквенты должны содержаться отдельно от осужденных делинквентов. Каждый несовершеннолетний в предварительном заключении должен быть обеспечен соответствующей пищей, теплом, светом, санитарно-гигиеническими приспособлениями, постелью, одеждой, развлечениями, обучением и медицинским уходом, обязательно включая психиатрическую или психическую помощь, а также иные виды лечения и обращения.

Судебное разбирательство должно начинаться не позднее чем через 30 дней с момента задержания. Информация о совершении преступления должна быть отклонена в случае нарушения сроков, если генеральный атторней не докажет, что отсрочка рассмотрения дела в суде была вызвана по просьбе несовершеннолетнего или его адвоката либо с их согласия или что это необходимо в интересах правосудия в данном деле. Отсрочка, связанная исключительно с перегрузкой судебного календаря, не считается отсрочкой в интересах правосудия.

Если, рассмотрев дело, суд придет к выводу, что лицо действительно является несовершеннолетним делинквентом, он может вынести в отношении несовершеннолетнего одно из следующих решений: прекратить дело, издать приказ о реституции, назначить ему пробацию или назначить официальный арест.

В соответствии с § 5037 раздела 18 Свода законов США срок пробации, если несовершеннолетний делинквент не достиг 18 лет, не должен длиться после достижения им 21 года, а если ему от 18 лет до 21 года, то срок пробации не должен превышать трех лет. Срок официального ареста, если несовершеннолетний делинквент моложе 18 лет, не должен длиться после достижения им 21 года. Когда речь идет о несовершеннолетнем делинквенте в возрасте от 18 лет до 21 года, совершившем фелонию (тяжкое преступление) класса А, Б или В, срок официального ареста не должен превышать пяти лет, а в случае совершения любого другого преступления - трех лет.

Если суд желает получить более подробную информацию, касающуюся предполагаемого или осужденного делинквента, он может передать его после судебного рассмотрения под опеку генерального атторнея для надзора и изучения соответствующим органом. Такой надзор и изучение проводятся без помещения несовершеннолетнего в специальное заведение закрытого типа, если только суд не определит, что для получения желаемой информации необходимо иное.

Когда вина несовершеннолетнего еще не установлена, изучение в социальном учреждении может быть проведено только с согласия несовершеннолетнего или согласия его представителя. В ходе исследования должно быть проведено полное изучение предполагаемого или осужденного несовершеннолетнего делинквента в целях определения особенностей его личности, способностей, прошлого, предыдущих правонарушений, любых психических или физических недостатков и других интересных для дела фактов. Результаты изучения должны быть представлены суду и представителю несовершеннолетнего в течение 30 дней после предания несовершеннолетнего суду, если только суд не предоставит дополнительное время.

В федеральном законодательстве (§ 5038 раздела 18 Свода законов США) особо урегулирован вопрос о сохранении в тайне информации, касающейся несовершеннолетнего, представшего перед судом в качестве предполагаемого правонарушителя.

В ходе судебного процесса или после его завершения над несовершеннолетним делинквентом все протоколы и информация о несовершеннолетнем делинквенте имеют конфиденциальный характер. Законодательством предусмотрено, что при следующих обстоятельствах:

- при запросах, полученных из другого суда;

- при запросах органа, готовящего отчет для другого суда;

- при запросах правоприменительных органов, когда они касаются информации о расследовании преступления;

- при письменных запросах директора лечебного заведения, в которое несовершеннолетний делинквент был передан по суду;

- при запросах органа, занимающегося вопросами национальной безопасности;

- при запросах какого-либо лица, ставшего жертвой преступления несовершеннолетнего делинквента, или, если жертва умерла, при запросах непосредственных членов семьи потерпевшего, касающихся окончательного решения суда в отношении несовершеннолетнего делинквента.

Во всех иных случаях информация о несовершеннолетнем делинквенте не подлежит обнародованию. Ответы на запросы, связанные с заявлением о работе по найму, предоставлении лицензии или любых других гражданских прав или привилегий, не должны отличаться от ответов, содержащих информацию о лицах, никогда не привлекавшихся к уголовной ответственности в качестве несовершеннолетних делинквентов.

Федеральный районный суд, рассматривающий дело несовершеннолетнего делинквента, обязан информировать несовершеннолетнего, его родителей или опекунов о правах, касающихся протоколов процесса над несовершеннолетним делинквентом. Такая информация представляется в письменной форме, должна быть написана ясным языком без употребления специальных терминов. Вся информация и протоколы судебного процесса, полученные в ходе любого рассмотрения дела несовершеннолетнего делинквента, не подлежат обнародованию. Исключение составляет судья, рассматривавший дело, адвокат несовершеннолетнего делинквента или иное лицо, уполномоченное на получение информации о несовершеннолетнем.

Такие же правила применяются к хранению фотографий и отпечатков пальцев несовершеннолетних делинквентов. Запрещено опубликование имени и изображения любого несовершеннолетнего делинквента.

Только в том случае, когда несовершеннолетний был призван во второй раз виновным в совершении деяния, которое для взрослого преступника считается насильственным преступлением или преступлением, связанным со злоупотреблением наркотиками, суд обязан представить в Отдел идентификации ФБР информацию о судебном решении. Такая информация должна содержать сведения об имени осужденного, дате принятия судебного решения, составе суда, составе преступления и приговоре, а также сопровождаться сообщением о том, что речь идет о судебном решении по делу несовершеннолетнего делинквента.

 

Рассмотрение дел несовершеннолетних делинквентов в судах штатов

 

В большинстве штатов судами по делам несовершеннолетних являются просто специальные присутствия судов общей юрисдикции. В некоторых штатах действуют специальные суды по делам несовершеннолетних, рассматривающие дела без присяжных. Такие суды есть во всех больших, а иногда даже в маленьких городах этих штатов. Эти суды имеют свой специальный персонал чиновников пробации и социальных работников и судей, которые выбираются с учетом знаний и интереса к проблемам молодежи. В некоторых штатах суды по делам несовершеннолетних являются частью большого специального суда, рассматривающего вопросы семейных отношений, финансового поддержания семьи, установления отцовства и т.п.

Ввиду особенностей американской правовой системы суды по делам несовершеннолетних носят разные названия, их деятельность регулируется совершенно различными по своему содержанию правовыми актами. Эти суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных подростками, и многочисленные факты "неправильного поведения" несовершеннолетних - бродяжничество, прогулы школьных занятий, непослушание, употребление неприличных выражений и т.п.

Компетенция между судами по делам несовершеннолетних в различных штатах разграничена по-разному. Общей особенностью судов по делам несовершеннолетних делинквентов является то, что дела возбуждаются не на основании обвинительного акта или информации, как это принято при уголовном преследовании взрослых правонарушителей, а на основании "петиции о судебном рассмотрении преступления несовершеннолетнего". Дела рассматриваются в закрытом судебном заседании с учетом мнения психиатров и представителей социальных служб. Все это, по мнению американских юристов, ведет к тому, что расследование принимает иной вид, чем судебное рассмотрение, вполне согласуясь с получившей в США распространение концепцией обращения с несовершеннолетними делинквентами.

В качестве типичной процедуры рассмотрения дела несовершеннолетнего делинквента может служить процедура, принимаемая в штате Нью-Йорк. В этом штате суд по делам несовершеннолетних является частью большого социального семейного суда. Порядок его учреждения, состав и правила процедуры в суде по делам несовершеннолетних регулируются Законом о семейном суде штата Нью-Йорк 1962 г., ст. 7 которого называется "Рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних делинквентов и лиц, нуждающихся в надзоре".

Семейный суд, созданный в 1962 г., заменил, объединив под общим названием, суд по семейным отношениям г. Нью-Йорка и детские суды штата. В области рассмотрения дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними делинквентами, семейный суд имеет исключительную юрисдикцию. Судьи семейного суда являются магистратскими судьями. В графствах за пределами г. Нью-Йорк количество семейных судей зависит от количества населения, проживающего на территории графства, с учетом количества дел, подлежащих рассмотрению.

Семейный суд в любом графстве состоит из одного судьи и такого количества дополнительных судей, которое может быть предусмотрено законом. Судьи семейного суда избираются на общих выборах в штате Нью-Йорк сроком на 10 лет. В г. Нью-Йорк в состав семейного суда входят 23 судьи, назначенных мэром Нью-Йорка сроком на 10 лет. При назначении судей мэр выбирает их из числа лиц, имеющих в штате Нью-Йорк 10-летнюю юридическую практику, с учетом их "квалификации, характера, личных качеств, такта, терпения и здравого смысла".

Порядок рассмотрения дел о несовершеннолетних делинквентах регламентирован в ст. 7 Закона о семейных судах штата Нью-Йорк 1962 г., которая также предусматривает порядок рассмотрения дел несовершеннолетних, не являющихся делинквентами, но нуждающихся в надзоре, т.е. непослушных, бесконтрольных, неуправляемых детей, прогульщиков школьных занятий.

В соответствии с правилами уголовной процедуры штата Нью-Йорк несовершеннолетний может быть арестован без ордера на тех же основаниях, что и любое лицо, подозреваемое в совершении преступления. После этого чиновник, произведший арест, обязан немедленно известить об этом родителей или законных представителей несовершеннолетнего, а затем препроводить его в семейный суд или передать его родителям или опекуну с обязательством последних доставить ребенка в суд для рассмотрения дела. При наличии чрезвычайных обстоятельств несовершеннолетний до суда может быть помещен в специальное учреждение. Общий срок содержания несовершеннолетнего под стражей до доставки в суд и заявлении петиции о рассмотрении дела составляет 72 часа. Закон устанавливает, что петиция может быть подана полицейским чиновником, родителями или опекуном несовершеннолетнего, любым лицом, пострадавшим от действия несовершеннолетнего, свидетелем происшедшего, представителем соответствующего органа или учреждения.

После рассмотрения в предварительном заседании петиции о слушании дела суд по своему усмотрению может отпустить ответчика или передать его под стражу до окончательного решения дела, если в этом есть необходимость.

Рассмотрение дела по существу, если ответчик находится в предварительном заключении, согласно закону, должно проводиться не позднее трех дней с момента рассмотрения петиции. Однако в некоторых случаях рассмотрение дела может быть отложено либо по требованию лица, подавшего петицию, либо по требованию несовершеннолетнего, его родителей или опекуна. Суд также может отложить рассмотрение дела, если придет к выводу, что есть необходимость в проведении специального расследования, касающегося личности несовершеннолетнего, его окружения и условий жизни. Такая отсрочка не должна превышать двух месяцев.

После рассмотрения дела по существу суд может либо отклонить петицию, либо издать приказ о признании лица несовершеннолетним делинквентом и назначить ему условный приговор, поместить его под опеку, назначить пробацию или ограничение свободы.

Условный приговор назначается по приказу суда сроком на один год, если только суд не сочтет, что ввиду существования чрезвычайных обстоятельств срок условного приговора должен быть продлен дополнительно еще на один год.

Суд может поместить несовершеннолетнего делинквента под опеку в его собственном доме, у родственников, в доме иного подходящего частного лица либо в специальном учреждении. Таким учреждением может быть социальная служба или иной уполномоченный орган, в том числе воспитательная школа штата или воспитательный молодежный центр. Первоначально несовершеннолетний делинквент помещается под опеку на 18 месяцев, и суд по своему усмотрению по истечении периода опеки может продлить ее срок несколько раз еще на год.

Учреждение или лицо, под опекой которого находится несовершеннолетний делинквент, обязано представлять ежегодный отчет, содержащий нужные сведения и рекомендации о дальнейшем нахождении несовершеннолетнего под опекой. Суд может по своему усмотрению по окончании срока пребывания под опекой провести слушание вопроса о необходимости продления срока опеки. Однако опека может продолжаться только до достижения несовершеннолетним 18 лет, если речь идет о юноше, или 20 лет, если речь идет о девушке, - без их согласия, и с их согласия - до достижения 21 года.

В соответствии с правилами семейного суда штата Нью-Йорк при назначении опеки в приказе могут быть определены специальные условия и требования, предъявляемые к родителям несовершеннолетнего делинквента или другим лицам, осуществлявшим опеку, а также требования, предъявляемые к несовершеннолетнему (такие же, как при назначении пробации).

Пробация может быть назначена несовершеннолетнему делинквенту сроком до двух лет. В исключительных случаях суд может продлить пробацию дополнительно еще на один год. При этом в приказе о пробации устанавливается одно или несколько условий, обязательных для соблюдения несовершеннолетним делинквентом. Такими условиями, согласно судебным правилам, могут быть следующие: подчинение приказам родителей или опекунов; соблюдение указаний чиновника пробации; посещение школы или работы; извещение чиновника пробации обо всех изменениях места жительства, учебы или работы; ответы на все вопросы чиновника пробации; отказ от нежелательных знакомств; предоставление сведений о расходах; обязанность провести часть срока пробации (но не более двух лет) в специальном молодежном учреждении, которое суд сочтет подходящим; воздержание от вождения автомобиля; неупотребление спиртных напитков; обязанность пройти курс лечения от наркомании; посещение занятий по специальной программе для молодежи. Чиновник пробации, осуществляющий надзор за несовершеннолетним делинквентом, а также его родители или опекуны должны представлять в суд ответы о ходе пробации. Суд может также время от времени изменять сроки и условия пробации.

В случае совершения серьезного преступления несовершеннолетний делинквент по приказу суда может быть наказан ограничением свободы в заведении тюремного типа сроком до трех лет.

 

Л.И. Нека

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz