М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Защита прав несовершеннолетних во Франции. История вопроса

 

Построение системы

Содержание, которое вкладывалось в понятие «защиты прав ребёнка во Франции» изменялось с течением веков - от восприятия ребёнка как лица, ограниченно правоспособного, до его признания в качестве субъекта права, наделённого личным статусом, и утверждением, что ребёнок является отдельно взятой личностью.

Обычно выделяют два основных этапа в процессе становления французской системы, первый из которых завершился в конце 19 в., когда в 1880 г. были сделаны первые шаги в направлении создания современного законодательства в этой области.

 

От «Pater familias» до Третьей Республики

В этот период семья рассматривается как зона частного владения и подчиняется только своим собственным законам; государство не вмешивается в дела семьи, в основе общественного порядка лежит власть отца. Глава романской семьи имеет безраздельные права на принадлежащего ему ребёнка в течение всей жизни: эта мысль и сейчас находит своё отражение в западноевропейском праве. До XII в. ребёнок существовал не как человек, имеющий свойственные его возрасту характеристики и потребности, а скорее как взрослый человек в миниатюре. И только начиная с XVII в. ребёнок начинает рассматриваться как таковой по причине, связанной главным образом с необходимостью его обучения: ребёнок передаётся на воспитание в лоно церкви, становится центром внимания. Как ни парадоксально, но в этот же период количество умерших и брошенных родителями детей становится всё больше, при этом подобная ситуация почти всех оставляет равнодушными. Французская революция приведёт к ограничению родительского господства: согласно закону 1792 г. отец имеет власть над ребёнком только до достижения им 21 года. Принятый при Наполеоне Гражданский кодекс устанавливает иерархический порядок в обществе: создание семьи связано с регистрацией брака, в семье женщина подчиняется мужчине, а ребёнок – отцу. В XIX в. государство передаёт детей в руки предпринимателей и теряет всякий интерес к ним: к детям плохо относятся и эксплуатируют их труд.

 

От первых законов к Конвенции по Правам Детей

Идеалы революции поддерживаются Третьей Республикой: забота о ребёнке вновь становится государственным делом. Три меры, принятые в 1874г., лежат у истоков системы Защиты прав ребёнка. Эти меры включают введение надзора за всеми детьми моложе трёх лет, переданными на воспитание кормилицы (контроль за состоянием здоровья, меры по сокращению младенческой смертности), создание службы инспектирования детского труда и пресечение попыток родителей или третьих лиц заставить детей заниматься попрошайничеством. Восемь лет спустя закон Жюля ФЕРРИ вводит обязательное школьное образование для мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 13 лет; школа превращается в социальную арену, местом и возможностью для выявления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. С 1889г., благодаря принятию разнообразных законов, начинается действительное формирование нашей системы защиты прав детей; государство вводит возможность лишения родительских прав, мотивы для применения такой меры разнообразны (родители, осуждённые за распутное поведение, пьянство, совершение преступления, родители, занимающиеся бродяжничеством, проституцией ...); детей таких родителей забирают из семьи и передают либо на обеспечение государства, которое открывает соответствующие учреждения, либо в частные учреждения (детские дома). Специальным законом регламентируются вопросы «наказания за совершение насильственных действий, жестокое обращение и посягательства на жизнь и здоровье ребёнка». Введено понятие «отягчающего обстоятельства» при посягательстве на лиц, не достигших 15 лет. Для защиты интересов ребёнка судья может принять решение о его устройстве в учреждение милосердия. В это же время рождается идея о том, что меры по защите прав должны распространяться в равной степени как на ребёнка, совершившего преступление, так и на ребёнка, потерпевшего от преступления. «Нет детей правонарушителей, есть только дети, попавшие в беду» – 1912г. стал годом создания Суда для несовершеннолетних, особого судебного органа для рассмотрения дел несовершеннолетних правонарушителей, эта мера получила дальнейшее развитие в 1945г., когда были введены должности Судей по делам несовершеннолетних, а в помощь к ним назначен особый административный орган по «Контролю за неблагополучными детьми». Полномочия этой категории Судей будут расширены до контроля за соблюдением Родительских Прав благодаря принятию Положения от 23 декабря 1958г., которое и ляжет в основу прав Несовершеннолетних во Франции. Начиная с этого момента, многочисленные законы довершат процесс создания системы защиты прав детей, направленной на обеспечение их гражданского статуса и защиту в случае совершения против них уголовных преступлений. Серьёзным шагом в деле признания Прав Ребёнка станет принятие Организацией Объединённых Наций Конвенции от 20 ноября 1989г., которая будет ратифицирована Францией 2 июля 1990г.

 

I. Структура системы по защите прав детей

Современная система защиты прав детей, сложившаяся в результате развития системы, введённой в 1945г., зачастую считается сложной и неясной. Даже если согласиться с тем, что эта система может быть улучшена, она тем не менее является отражением политической воли, направленной на оказание помощи семьям при выполнении стоящих перед ними задач по воспитанию детей и на содействие развитию способностей детей в период их становления.

 

1. Права и обязанности родителей

Несмотря на то, что эта система защиты прав и законных интересов ребёнка обычно рассматривается в двух аспектах (организационном и правовом), стоит напомнить, что задача обеспечения защиты прав ребенка, прежде всего, лежит на его родителях. Статья 371-2 Гражданского кодекса определяет её как исключительное право, которым наделены родители: «родительские права принадлежат отцу и матери для защиты интересов ребёнка по вопросам, связанным с его безопасностью, состоянием здоровья и морально-нравственным воспитанием. Они имеют право и на них лежит обязанность защищать ребёнка, следить за ним и заниматься его воспитанием». Родители не могут ни отказаться от этих исключительных прав, ни передать их третьим лицам. Во французской системе существует представление о том, что организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда родители признаются как исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребёнку. Мы придерживаемся такой же позиции, когда, в результате вмешательства в семью или перемещения ребёнка из родной семьи, родителям предлагается восстановить семейные отношения. В такой ситуации родителям предлагается к реализации ряд мер, а для ребёнка создаются условия, позволяющие ему жить в родной семье в нормальных условиях. Такой порядок не применяется в случаях жестокого обращения с ребёнком или если здоровье и жизнь ребёнка подвергаются опасности.

 

2. Защита прав ребёнка: двойной характер системы

Система Защиты прав ребёнка включает две компоненты, что объясняется необходимостью достижения одновременно двух целей: одна из которых – работа по профилактике, реализуется в рамках так называемой «организационной защиты», когда семьи, осознавая появившиеся у них трудности, сами обращаются за помощью или дают согласие на вмешательство компетентных структур и помощь с их стороны; другая – защита прав и жизненных интересов ребёнка, реализуемая в рамках так называемой «правовой защиты», когда есть подтверждение того, что ситуация принимает опасный характер для ребёнка (в этом случае Судебный орган требует от семьи выполнения определённых мер) или что в отношении ребёнка совершено уголовно наказуемое деяние.

 

2 – 1. Организационная защита прав ребёнка

В силу законов о децентрализации от 1985 и 1986гг., осуществление организационной защиты прав детей возложено на Председателя Генерального Совета (Департамента) и находящиеся в его ведении службы. Дополняет эту структуру Префекты, обеспечивающие участие государства.

Три службы, находящиеся в подчинении Председателя Генерального Совета, специально занимаются вопросами охраны прав детей:

— Служба социальной помощи детям

играет главную и стержневую роль на службе семей. Пять стоящих перед ней задач определены в Кодексе семьи и социальной деятельности и носят коллективный или индивидуальный характер:

оказание материальной, воспитательной и психологической помощи несовершеннолетним детям и их семьям, несовершеннолетним, объявленным полностью дееспособными, и совершеннолетним гражданам, не достигшим 21 года, столкнувшимся с трудностями социального порядка. Эта помощь оказывается в рамках мероприятий, получивших название «помощь неблагополучным детям вне социальных учреждений».

проведение акций коллективного характера в тех местах, где отмечаются признаки социального неблагополучия (улицы, кварталы ...), безнадзорности и асоциального поведения детей. Этой деятельностью занимаются в основном Группы по профилактической работе, состоящие из воспитателей-специалистов по проблемам детей улиц.

осуществление надзора и контроля за частными лицами и ассоциациями, занимающимися приёмом и предоставлением жилья несовершеннолетним;

физическая и финансовая забота о несовершеннолетних, переданных на попечение этих служб самими родителями, или детей, утративших семейные и родственные связи (детей-иностранцев, в частности, без документов);

проведение профилактических мероприятий и сбор информации о детях, подвергающихся жестокому обращению. В результате этой работы, начатой в 1989г., была открыта анонимная бесплатная телефонная линия с номером «119», по которому любой взрослый или ребёнок может позвонить, чтобы сообщить о фактах плохого обращения с детьми или сексуального насилия. Специальная ячейка по обработке этих сообщений в срочном порядке передаёт звонок либо в соответствующие административные службы, либо в судебный орган.

Для выполнения всех этих задач у Службы Социальной помощи детям имеется свой штат сотрудников (социальные работники, психологи, воспитатели ...), в обязанности которых входит посещение семей и оказание им помощи. Кроме того Служба Социальной помощи детям имеет в своём ведении приюты для размещения детей, оказавшихся в ситуации, представляющей опасность для их жизни и здоровья, располагает штатом семей, готовых взять на себя заботу о детях, и особые учреждения (общежития для женщин с детьми, школьные интернаты, учреждения для детей-инвалидов).

Помощь, которая оказывается Службой Социальной помощи детям, может принимать самые разнообразные формы, например, финансовая помощь семьям, имеющим невысокий доход (разовая помощь или ежемесячные пособия), закрепление домашней помощницы за семьёй или помощь по хозяйству женщине, имеющей ребёнка и оказавшейся в тяжёлой жизненной ситуации, наблюдение психолога за ребёнком, оказание помощи родителям со стороны воспитателя при поддержке школы.

— Служба по Охране Материнства и Детства

Вопросы охраны материнства и детства возложены на медицинский персонал (врачей, санитарок, медсестёр по уходу за детьми в возрасте до 3-х лет), в задачу которого входит осуществление обязательного медицинского контроля за беременными женщинами и детьми в возрасте до 6-ти лет. Работа Службы состоит в проведении бесплатных и доступных для всех консультаций в учреждениях, которые посещаются детьми (ясли, детские комнаты, материнская школа), или на дому (посещение семей из группы риска медсёстрами или домашними помощницами ...). Эта же Служба осуществляет надзор за кормилицами, которые обслуживают грудных детей.

— Социальная служба в масштабе секторов

Каждый департамент разделён по географическому признаку на участки, которые носят название «многофункциональные социальные сектора»; эти сектора могут объединяться в социальные округа. Работа этих социальных служб состоит в оказании индивидуализированной помощи нуждающемуся лицу или семье силами многофункционального социального работника; он занимается всем спектром проблем, с которыми сталкиваются семьи, проживающие на территории вверенного ему сектора (финансовые, административные, жилищные, связанные с состоянием здоровья, работой, образованием ...). В силу специфики своей работы, он помогает выявлять случаи тяжёлого положения несовершеннолетних и жестокого обращения с ними.

Организационной защитой прав и законных интересов детей занимаются также службы, находящиеся в непосредственном подчинении государства.

— Служба пропаганды здорового образа жизни среди учащихся школ и школьная социальная служба

Эти службы, находящиеся в ведении Министерства национального образования, состоят из медицинского персонала (врачи, медсёстры) и социальных работников, деятельность которых связана со школами (возрастная категория 6-10 лет), лицеями (15-18 лет) и колледжами (11-15 лет). В задачи этих служб входит пропаганда физического и умственного здоровья учащихся (диспансеризация, обязательные анализы/тесты на выявление ряда заболеваний, обучение здоровому образу жизни, профилактические мероприятия, оказание неотложной медицинской помощи), а также выявление неблагополучных детей (жестокое обращение, психологические проблемы, депрессии ...) и их направление в специализированные учреждения или службы.

— Служба психиатрической помощи детям и подросткам

Эта государственная структура, подведомственная Министерству здравоохранения, создана в 1972г. для оказания помощи детям и подросткам. Служба разделена на сектора и решает задачи, связанные с профилактикой и лечением. Основная часть лечения и консультаций проходит в амбулаторном режиме либо в специализированных учреждениях, либо на приёме в специализированных центрах (Медико-психологические центры, в которых ведут приём врачи-специалисты по разным направлениям, терапевтические центры, работающие неполный день и имеющие в своём штате ограниченное число врачей, дневной стационар для интенсивного лечения в течение только одного дня, отделения детской психиатрии в больницах).

 

2 – 2. Правовая защита прав и законных интересов ребёнка

Несмотря на то, что задействованные в обеспечении правовой защиты органы могут использовать самые различные формы участия в судьбах детей, они тем не менее не всегда имеют возможность выполнить свои функции, например, когда семьи отказываются от предложенной помощи, или когда предпринимаемых мер не достаточно для защиты прав и законных интересов ребёнка. К тому же при реализации мер по защите прав и интересов ребёнка могут быть выявлены или появиться основания для подозрения в совершении уголовно наказуемых деяний в отношении ребёнка. С учётом этого, законом от 10 июля 1989г. вводится обязательство для социальных работников сообщать о подобных фактах в Судебный орган в лице Прокурора Республики. В порядке исключения, когда речь идёт о детях, закон отменяет обязательство о неразглашении профессиональной тайны, являющееся обычно обязательным для некоторых категорий специалистов.

 

Правовая защита прав детей, находящихся в опасности

Судебный орган имеет очень широкие и разнообразные по форме полномочия, которые в зависимости от ситуации позволяют осуществлять контроль, ограничивать, приостанавливать или лишать родительских прав лиц, жестоко обращающихся со своими детьми; кроме того, эти лица могут быть привлечены к ответственности и к ним могут быть применены уголовные санкции. Вмешательство Судебного органа, так называемое применение «Мер по защите неблагополучных детей», основывается на статье 375 и следующих за ней статьях Гражданского кодекса.

«Если здоровью, безопасности или нравственности несовершеннолетнего ребёнка, не являющегося полностью дееспособным, угрожает опасность или если условия его воспитания серьёзно нарушаются, меры по его защите могут быть назначены именем правосудия».

Исполнение этих мер возлагается на Судью по делам несовершеннолетних на срок 2 года, который может быть продлён на основании обоснованного решения. К этому Судье может обратиться как сам несовершеннолетний ребёнок, так и его родители или лицо, занимающееся его воспитанием, а также Прокурор Республики. Судья может также в порядке исключения принять дело к производству в силу своих должностных полномочий.

На практике Прокурор Республики, собрав всю информацию от социальных работников, службы полиции и частных лиц, передаёт материалы Судье по делам несовершеннолетних, если подтверждён факт угрозы жизни и здоровью ребёнка или жестокого обращения с ним. Угрозой жизни и здоровью ребёнка признаётся физическое или нравственное жестокое обращение с ним или несоответствие условий его жизни условиям, обеспечивающим его нормальное развитие. В качестве примера приведём неисполнение обязанностей по воспитанию, физическое или сексуальное насилие, ненадлежащая забота или её отсутствие, отказ или оставление ребёнка, отлучка родителей, непосещение ребёнком учебных заведений или прогул школьных занятий, нарушения психологического или психиатрического порядка, токсикомания, проституция, конфликт между родителями или супружеское насилие, которые отражаются на состоянии ребёнка, нарушая его внутреннее равновесие ...

После получения Прокурором тревожных сигналов, перед ним открываются три возможности:

приведённые факты представляют угрозу для жизни и здоровья ребёнка, дело направляется напрямую судье по делам несовершеннолетних;

приведённые факты не требуют его вмешательства, делу ход не даётся (принцип целесообразности);

приведённые факты не содержат достаточных доказательств, материалы передаются в полицию для проведения расследования, которое должно позволить определить степень угрозы для жизни и здоровья ребёнка. Это в частности касается случаев, когда переданная информация указывает на факты уголовного порядка или же когда невозможность определить степень угрозы для жизни и здоровья ребёнка является результатом препятствий, чинимых семьёй, или её уклонение от участия социальных служб в решении проблемы.

В неотложных случаях у Прокурора есть возможность немедленно направить несовершеннолетнего ребёнка, нуждающегося в защите, в другую семью. Для этого он выносит определение о временном устройстве ребёнка сроком на неделю. До истечения этого срока он должен принять решение в отношении этого ребёнка – либо он возвращается в родную семью, либо Судья по делам несовершеннолетних принимает дело к производству и решает самостоятельно, нужно ли продлить срок пребывания ребёнка в другой семье, и в этом случае выносит новое постановление.

Меры по защите неблагополучных детей, которые могут быть предписаны Судьёй по делам несовершеннолетних, разнообразны и применяются в зависимости от случая:

возможно применение мер по защите ребёнка вне социальных учреждений. Несовершеннолетний ребёнок остаётся в своей родной семье, но ей в помощь и для консультаций назначается группа специалистов по вопросам воспитания. Решение о составе этой группы часто принимается после предварительного расследования, позволяющего Судье выбрать наиболее подходящие для конкретного случая меры. Со своей стороны судья может потребовать от семьи выполнения определённых обязательств (медицинский контроль, посещение соответствующего школьного образовательного или лечебно-психологического учреждения ...). Условием сохранения ребёнка в семье может быть требование судьи о предоставлении родителями доказательств их намерений устранить причину проблемы (прохождение курса лечения, если есть проблемы, связанные с алкоголизмом, лишение наркотиков в случае лечения от наркомании, посредничество в разрешении семейных конфликтов ...).

Судья может принять решение по устройству ребёнка в специальное учреждение (школьный интернат, приют) или к частным лицам (родственникам, третьим лицам, которым можно доверить ребёнка, приёмные семьи). В течение всего срока нахождения ребёнка в учреждении/у частных лиц родители сохраняют права на своего ребёнка, которые решением Судьи изменяются, в частности, в части, касающейся посещений ребёнка членами семьи.

Для осуществления всего комплекса мер по защите прав неблагополучных детей (а также мер в отношении несовершеннолетних преступников), Судьи по делам несовершеннолетних имеют в своём распоряжении штат сотрудников, находящихся в прямом подчинении Министерства юстиции; Управление Правовой защиты молодёжи берёт на себя заботу об этих несовершеннолетних на основании проведённой оценки их личности; Управление состоит из государственного сектора и очень значимого сектора, представляющего общественные организации, который берёт на себя более 2/3 случаев, связанных с неблагополучием несовершеннолетних. Эти общественные организации получают «разрешение на осуществление деятельности от Министерства Юстиции» (финансирование и контроль). Во все эти службы принимаются на работу профессионалы по самым различным специальностям: воспитатели, социальные работники, психологи, профессоры по различным дисциплинам, обслуживающий персонал. Общий бюджет Управления Правовой защиты молодёжи составил в 1999г. 3 миллиарда франков.

Правовая охрана детей, пострадавших от противоправных действий

В дополнение к мерам по правовой защите прав и интересов ребёнка, законом через Уголовный кодекс устанавливаются в качестве уголовного наказуемых некоторые деяния, наносящие вред несовершеннолетним. К исключительной компетенции отделов полиции и жандармерии относятся вопросы незамедлительного проведения расследования, а именно: констатация факта совершения уголовного преступления, сбор доказательств и идентификация совершивших преступление лиц для их передачи в руки правосудия. В составе этих отделов имеются специальные Бригады по делам несовершеннолетних, которые привлекаются, когда потерпевшим становится несовершеннолетний ребёнок.

Несмотря на то, что эта репрессивная мера достаточно удобна, важно знать, что параллельно этому применяются меры защиты, о которых было рассказано выше – например, отдел полиции, проводящий расследование дела, связанного с инцестом, может обратиться к Прокурору для незамедлительного устройства ребёнка в другую семью. Эта мера применяется с целью ограждения ребёнка от давления со стороны родителей, направленного на отказ ребёнка от своих показаний.

 

Различные правонарушения

Традиционно различают три крупные категории правонарушений: сексуальное насилие, плохое обращение (физическое насилие) и нарушения, связанные с воспитанием несовершеннолетних.

Уголовный кодекс Франции пресекает противозаконные действия; в некоторых ситуациях кодекс ужесточает санкции, если потерпевшим является несовершеннолетний или если виновный является родственником по восходящей линии или лицом, который имеет власть над ребенком; правонарушения, в следствие которых несовершеннолетние подвергаются опасности, объединены в особую группу.

В сексуальном насилии различается изнасилование (акт «сексуальной пенетрации, какой бы природы он ни был»), агрессия и сексуальные домогательства (ласки, агрессия, являющаяся домогательством, совершенное с применением силы, угроз или неожиданного нападения), сексуальный эксгибиционизм. Исходя из толкования этих нарушений, сексуальное совершеннолетие установлено с 15-ти лет. Начиная с этого возраста, несовершеннолетний может иметь добровольные сексуальные отношения; до достижения 15 лет запрещаются сексуальные отношения, даже добровольные, между несовершеннолетним и его родственником по восходящей линии (отцом или дедушкой) или между несовершеннолетним и лицом, имеющим власть над ребенком. В эту категорию входят все специалисты, которые каким-либо образом, пусть даже временно, обладают властью над ребенком (преподаватели, воспитатели, спортивные тренеры, духовные лица и др.), а также члены семьи (бабушки и дедушки, сожители матери, дяди и др.)

Совращение несовершеннолетних также пресекается Уголовным кодексом. Законодательство разрешает преследование лиц, которые провоцируют и побуждают разврат и совращение несовершеннолетних; речь идет, например, о следующих действиях: принуждение несовершеннолетних к присутствию при развратных сценах; инициирование просмотра порнографических фильмов, побуждение несовершеннолетних посредством вознаграждения к сексуальным отношениям между собой и др.

Наконец, многие статьи Уголовного кодекса преследуют торговлю детской порнографией, а также лиц, которые записывают, хранят, производят, перевозят, импортируют, экспортируют, распространяют порнографическое изображение несовершеннолетних. Факт использования телекоммуникационной сети Интернет в этих целях ведет к ужесточению санкции.

Для того чтобы пресечение подобных действий было более эффективным, французское законодательство, идя в разрез правовым нормам об общеуголовных преступлениях и принимая во внимание исключительную уязвимость жертв, с одной стороны, продлило срок давности до десяти лет после достижения возраста совершеннолетия (другими словами 28 лет), тогда как правила предусматривают 3 года после правонарушения и 10 лет после преступления; с другой стороны, суды имеют возможность преследовать незаконные действия, совершенные заграницей французами или иностранцами, проживающими на территории Франции, в отношении иностранных лиц без официального заявления о противоправных действиях со стороны государства и даже при отсутствии заявления от лица потерпевшего; именно закон о «сексуальном туризме», принятый в 1998 году, создал возможность пресечения правонарушений сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних. Как и для совершеннолетних, сутенерство преследуется законом, причем мера пресечения усиливается, если проститутка женского или мужского пола является несовершеннолетним; несовершеннолетний рассматривается в этот случае как ребенок, находящийся в опасности, к которому будут применены защитные меры (меры по защите неблагополучных детей или размещение).

Эти сексуальные правонарушения обладают крайне высокой степенью общественной опасности и являются предметом мобилизации специалистов, поддерживаемых средствами массовой информации и общественным мнением.

Подобным образом, насилие физического характера является предметом особых опасений нашего общества. Уголовный кодекс описывает множество правонарушений в зависимости от степени тяжести ран; уровень тяжести определяется исходя из оценки временной рабочей нетрудоспособности (I.T.T.), которая может быть больше или меньше 8 дней. Для ребенка параметром временной рабочей нетрудоспособности является степень затруднения, которое он испытывает в своей повседневной деятельности. К этому критерию добавляется возраст потерпевшего (несовершеннолетний младше или старше 15-ти лет), статус виновного (родственник по восходящей линии или лицо, имеющее власть над ребенком) и некоторые обстоятельства (использование оружия и др.). «Ежедневное насилие», вне зависимости от степени тяжести причененного ущерба, классифицируется как особое правонарушение, также как и ненадлежащий уход. Наконец, самыми тяжкими являются правонарушения, повлекшие за собой смерть ребенка (убийства, отравления или насилие, повлекшее смерть).

К третьей крупной категории относятся правонарушения, связанные с содержанием и воспитанием несовершеннолетних. Речь идет о противоречиях между родителями, которые оспаривают друг у друга воспитание ребенка (похищение несовершеннолетнего одним из родителей и др.), а также о правонарушениях, выходящих за рамки семьи, что позволяет привлечь к ответственности лицо, которое укрывает несовершеннолетнего против воли родителей.

В совокупности эти правонарушения представляют собой полный и последовательный перечень действий, подлежащих пресечению, в соответствии с которым любые действия, вредящие физическому, психическому и моральному здоровью несовершеннолетних, признаются преступными. На основании недавно введенных в Уголовный кодекс Франции положений несовершеннолетний потерпевший, обладая особым статусом, в течение всего судебного процесса может прибегать к помощи адвоката (Коллегия адвокатов, специализирующаяся на делах несовершеннолетних) и специально назначенного законного представителя, на которых возложена защита материальных и моральных интересов ребенка. Расследование многих дел по педофилии во Франции и в соседних странах, получив широкий резонанс в обществе, укрепило идею о необходимости оставаться бдительными и искать более действенные средства борьбы и защиты. Исправительная работа с сексуальными преступниками, а также помощь родительству являются темами, стоящими на повестке дня.

Классифицировав правонарушения и описав сеть участников, попытаемся определить роль, цели и задачи специальной полицейской службы, которой является Бригада по защите несовершеннолетних в Париже.

 

II – Роль специальной службы: Бригада по защите несовершеннолетних

Исторически Бригада по защите несовершеннолетних Парижа берет начало с 28 декабря 1934, когда было принято решение Муниципального Совета Парижа о выделении кредитов на создание двух должностей помощников полиции, которым поручалось наблюдение за общественными местами. Помощники нанимались из числа лиц, обладающих государственными дипломами по социальной помощи и относящихся к ведению Генерального Управления Муниципальной полиции.

В марте 1942 года в соответствии с указом префекта число помощников полиции увеличивалось до 20 человек. Они переводились в подчинение Управления Судебной полиции, образуя группу в составе Бригады по охране нравственности. Этой группе передавались расследования дел несовершеннолетних, на

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz