М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Закон Республики Беларусь 10 января 2011 г. № 241-З

«О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства»

 

 

Принят Палатой представителей 21 декабря 2010 года

Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года

 

Статья 1. Внести в Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст. 101) следующие дополнения:

1. Пункт 2 статьи 10 дополнить частью второй следующего содержания:

«До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено настоящим Кодексом, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором.».

2. В статье 203:

пункт 1 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

«5) если предъявлена претензия.»;

пункт 3 дополнить частью второй следующего содержания:

«При предъявлении претензии течение срока исковой давности приостанавливается со дня направления претензии до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором.».

3. В статье 314:

после части первой дополнить статью частью следующего содержания:

«При решении вопроса об уменьшении неустойки судом могут быть учтены действия сторон, направленные на добровольное досудебное урегулирование спора.»;

часть вторую считать частью третьей.

Статья 2. Внести в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года в редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004 года (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1999 г., № 13-14, ст. 195; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 138-139, 2/1064; 2008 г., № 175, 2/1492) следующие дополнения и изменения:

1. В статье 1:

после абзаца девятого дополнить статью абзацами следующего содержания:

«примиритель – лицо, назначенное хозяйственным судом в соответствии с настоящим Кодексом для проведения переговоров между сторонами в примирительной процедуре в хозяйственном суде;

примирительная процедура – проведение сторонами переговоров с участием примирителя о возможности и условиях примирения по хозяйственному (экономическому) спору, возникающему из гражданских правоотношений, с целью выработки взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения;»;

абзацы десятый–пятнадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым–семнадцатым.

2. Абзац шестой статьи 4 после слов «деловых отношений,» дополнить словами «достижению примирения сторон,».

3. Из частей третьей и четвертой статьи 6 и части второй статьи 64 слова «(претензионный)» и «(претензионного)» исключить.

4. В статье 7:

абзац третий после слов «(юридических фактов);» дополнить словами «о возбуждении приказного производства;»;

дополнить статью частью второй следующего содержания:

«Обращение в формах, указанных в части первой настоящей статьи, может быть дополнительно передано в хозяйственный суд в электронном виде в порядке, установленном законодательством.».

5. В части второй статьи 35 слова «ревизии (проверки)» заменить словом «проверки».

6. В статье 72:

часть третью после слова «фамилию,» дополнить словом «собственное»;

в части седьмой:

после абзаца второго дополнить часть абзацем следующего содержания:

«представители сторон, участвовавшие в примирительной процедуре, и примирители – в отношении фактов, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре, за исключением случаев, когда стороны дали на это свое письменное согласие;»;

абзацы третий–пятый считать соответственно абзацами четвертым–шестым.

7. В статье 79:

в части первой:

абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

«участия в примирительной процедуре, заключения соглашения о примирении;»;

дополнить часть абзацем шестнадцатым следующего содержания:

«подачи ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства в случае отказа в вынесении определения хозяйственного суда о судебном приказе.»;

в части второй слово «пятнадцатым» заменить словом «шестнадцатым».

8. Статью 83 дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Если стороны, участвовавшие в примирительной процедуре, письменно не договорились об ином, стороны и иные лица, присутствовавшие при проведении примирительной процедуры, не вправе ссылаться в судебном разбирательстве на:

предложение одной из сторон обратиться к примирителю или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре;

мнения или предложения, высказанные одним из участников примирительной процедуры в отношении возможного примирения;

признания, сделанные одной из сторон в ходе примирительной процедуры;

проявление готовности одной из сторон принять предложение о примирении, сделанное другой стороной;

сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для целей примирительной процедуры.».

9. Абзац третий части второй статьи 94, часть вторую статьи 97 и абзац третий части первой статьи 228 после слов «фамилия,» и «фамилию,» дополнить словом «собственное».

10. Абзац третий части второй статьи 114 изложить в следующей редакции:

«фамилия, собственное имя, отчество (наименование) истца и ответчика, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, а также номера телефонов и (или) факсов, если таковые имеются;».

11. Часть вторую статьи 121 изложить в следующей редакции:

«Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии судопроизводства в хозяйственном суде, а также при достижении примирения в порядке, установленном главой 17 настоящего Кодекса.».

12. Часть третью статьи 122 дополнить словами «, а также о последствиях его неисполнения в добровольном порядке».

13. Часть шестую статьи 123 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«порядок взыскания государственной пошлины при неисполнении добровольно мирового соглашения.».

14. В статье 133:

часть четвертую после слов «мирового соглашения» дополнить словами «или соглашения о примирении»;

в части шестой:

слово «(претензионного)» исключить;

слова «, невысылка истребованных документов» заменить словами «в срок, предусмотренный приложением к настоящему Кодексу, невысылка истребованных документов, отказ либо уклонение от проведения переговоров».

15. Часть третью статьи 134 дополнить вторым предложением следующего содержания: «В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.».

16. В статье 145:

абзац шестой исключить;

абзац седьмой считать абзацем шестым.

17. В статье 146:

после абзаца девятого дополнить статью абзацем следующего содержания:

«назначения примирителя для проведения примирительной процедуры;»;

абзац десятый считать абзацем одиннадцатым.

18. Абзац девятый статьи 149 изложить в следующей редакции:

«стороны заключили соглашение о примирении в порядке, установленном главой 17 настоящего Кодекса.».

19. В статье 151:

из абзаца пятого слово «(претензионный)» исключить;

абзац шестой после слова «заседание,» дополнить словами «включая подготовительное судебное заседание,»;

дополнить статью абзацем пятнадцатым следующего содержания:

«истцом не представлены документы, подтверждающие доплату государственной пошлины в размере, установленном законодательными актами, в случае недостижения сторонами примирения в примирительной процедуре.».

20. В части первой статьи 152 слова «в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 151 настоящего Кодекса» заменить словами «в случаях, предусмотренных законодательными актами».

21. Из Кодекса слова

«РАЗДЕЛ II

ПРОИЗВОДСТВО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ»

исключить.

22. Главу 17 изложить в следующей редакции:

«ГЛАВА 17

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

Статья 153. Цели и задачи примирительной процедуры

Примирительная процедура проводится в целях урегулирования спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств.

Задачами примирительной процедуры являются:

обеспечение сторонам возможности самостоятельного урегулирования возникшего между ними спора путем признания и взаимного удовлетворения законных интересов и требований и достижения соглашения о примирении;

содействие сторонам в выработке взаимоприемлемых условий разрешения спора и в сохранении между ними партнерских деловых отношений.


Статья 154. Принципы примирительной процедуры

Основными принципами примирительной процедуры являются:

добровольность;

равноправие сторон;

сотрудничество сторон;

беспристрастность (нейтральность) примирителя;

конфиденциальность.

 

Статья 155. Полномочия примирителя

Примиритель вправе:

удостоверяться в полномочиях представителей сторон на участие в примирительной процедуре и заключение соглашения о примирении;

знакомиться с материалами дела;

изучать документы, представленные сторонами;

предлагать сторонам представить дополнительные документы;

получать необходимые консультации у специалистов;

содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;

давать сторонам рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и сохранении между ними деловых связей;

проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;

инициировать завершение примирительной процедуры.

Примиритель не вправе:

совершать какие-либо процессуальные действия;

давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании;

нарушать принципы примирительной процедуры.

 

Статья 156. Порядок назначения примирителя

Примиритель может быть назначен в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда.

Примиритель назначается из числа лиц, занимающих государственную должность в хозяйственном суде, либо из числа иных лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта. Перечень иных лиц и условия их привлечения устанавливаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

О назначении примирителя для проведения примирительной процедуры хозяйственный суд выносит определение. На стадии исполнительного производства примиритель назначается хозяйственным судом, принявшим судебное постановление, или по месту исполнения судебного постановления. Вопрос о назначении примирителя решается хозяйственным судом без извещения сторон о времени и месте судебного заседания.

При назначении примирителя по инициативе хозяйственного суда стороны в течение семи дней с момента вынесения определения вправе представить возражения. При наличии возражений одной из сторон хозяйственный суд выносит определение об отмене определения о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры. Дальнейшее производство по делу осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Примиритель не может участвовать в проведении примирительной процедуры при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 34 настоящего Кодекса, и обязан заявить об этом хозяйственному суду. Хозяйственный суд по заявлению стороны либо примирителя выносит определение о назначении нового примирителя либо о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления стороны либо примирителя.

 

Статья 1561. Сроки примирительной процедуры

Срок примирительной процедуры не должен превышать одного месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций – сроков, установленных соответственно статьями 278 и 295 настоящего Кодекса.

 

Статья 157. Результаты примирительной процедуры

Примирительная процедура завершается:

при достижении примирения и заключении соглашения о примирении;

при недостижении примирения по заявлению одной или обеих сторон либо по уведомлению примирителя.

При заключении соглашения о примирении стороны могут предусмотреть в нем:

заключение между сторонами мирового соглашения в порядке, установленном главой 10 настоящего Кодекса;

отказ истца от иска в целом или его части;

признание ответчиком иска в целом или его части;

заключение между сторонами нового договора.

Если стороны достигли примирения по всем или отдельным требованиям, примиритель оказывает им помощь в составлении соглашения о примирении, в котором фиксируются согласованные позиции сторон. Соглашение о примирении удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда.

При недостижении примирения сторон в примирительной процедуре хозяйственный суд выносит определение о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления одной или обеих сторон либо уведомления примирителя.

Если в исполнительном производстве стороны не достигли примирения, исполнительный документ подлежит исполнению в порядке, установленном разделом IV настоящего Кодекса.

 

Статья 158. Производство по делу, по которому не достигнуто примирение в примирительной процедуре

Производство по делу, по которому в целом или его части не достигнуто примирение сторонами, осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.».

23. В Кодексе слова

«ГЛАВА 18

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА»

 

заменить словами

«РАЗДЕЛ II

ПРОИЗВОДСТВО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

 

ГЛАВА 18

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА».

 

24. В статье 159:

в части второй:

абзац третий изложить в следующей редакции:

«фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);»;

из абзаца девятого слово «(претензионного)» исключить;

после части второй дополнить статью частью следующего содержания:

«В случае подачи одновременно с исковым заявлением согласованного сторонами ходатайства о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований.»;

части третью и четвертую считать соответственно частями четвертой и пятой;

часть четвертую после слова «разбирательству;» дополнить словами «ходатайство о назначении примирителя;».

25. В статье 160:

из абзаца третьего части первой слово «(претензионного)» исключить;

после части первой дополнить статью частью следующего содержания:

«В случае, предусмотренном частью третьей статьи 159 настоящего Кодекса, к исковому заявлению могут не прилагаться документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования.»;

части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой.

26. В статье 161:

в части третьей:

слова «урегулировании спора в порядке посредничества – время и место проведения соответствующих действий» заменить словами «проведении примирительной процедуры – о назначении примирителя»;

третье предложение исключить;

в части четвертой слова «проводилось урегулирования спора в порядке посредничества» заменить словами «проводилась примирительная процедура»;

часть пятую исключить;

части шестую и седьмую считать соответственно частями пятой и шестой.

27. В статье 166:

в части второй слова «урегулирования спора в порядке посредничества, если оно» заменить словами «примирительной процедуры, если она»;

в части третьей:

в абзаце третьем слова «полное имя» заменить словами «фамилия, собственное имя, отчество»;

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«фамилия, собственное имя, отчество (наименование) лица, направившего отзыв, его место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);».

28. Части первую–третью статьи 168 исключить.

29. Статью 169 дополнить словами «, или со дня вынесения определения хозяйственного суда о завершении примирительной процедуры».

30. В статье 170:

перед частью первой дополнить статью частью следующего содержания:

«После принятия искового заявления к производству хозяйственный суд первой инстанции проводит подготовку дела к судебному разбирательству.»;

части первую–третью считать соответственно частями второй–четвертой;

в части второй:

абзац второй после слов «(третейский) суд,» дополнить словами «третейский суд,»;

после абзаца второго дополнить часть абзацем следующего содержания:

«решает вопрос о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры;»;

абзацы третий–тринадцатый считать соответственно абзацами четвертым–четырнадцатым.

31. Из абзаца второго части второй статьи 171 слова «независимо от результатов урегулирования спора в порядке посредничества» исключить.

32. Статью 175 изложить в следующей редакции:

«Статья 175. Срок рассмотрения дела

Дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более двух месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Хозяйственным судом первой инстанции в срок не более одного месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству должны быть рассмотрены дела:

по спорам в отношении находящегося в государственной собственности имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;

по спорам о признании недействительными записей в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведенных государственным органом, в компетенцию которого входит ведение такого реестра (регистра, кадастра);

по спорам, связанным с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

по спорам об исключении имущества из акта описи или освобождении его от ареста.

Дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более семи месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.

В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до четырех месяцев, а дела с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, – до одного года.».

33. В статье 179:

после части первой дополнить статью частью следующего содержания:

«Хозяйственный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон о проведении примирительной процедуры.»;

части вторую–одиннадцатую считать соответственно частями третьей–двенадцатой.

34. В части второй статьи 193, абзаце втором части первой статьи 213, абзацах третьем и четвертом части первой статьи 317 и абзаце седьмом части четвертой статьи 320 слова «полные имена» и «полное имя» заменить соответственно словами «фамилии, собственные имена, отчества» и «фамилия, собственное имя, отчество».

35. Статью 220 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 220. Понятие приказного производства

Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению взыскателя.

В приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до ста базовых величин.

Не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства требования:

об истребовании собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества;

об исполнении гарантийного обязательства;

об исполнении обязательства, возникшего из договора об уступке требования либо переводе долга.

Определение хозяйственного суда о судебном приказе является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.».

36. Абзац третий части второй статьи 221 изложить в следующей редакции:

«фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);».

37. В статье 222:

абзац второй части первой изложить в следующей редакции:

«заявленное требование не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства;»;

после части второй дополнить статью частью следующего содержания:

«Отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства не лишает взыскателя права после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления в соответствии с абзацами четвертым, шестым–восьмым части первой настоящей статьи, вновь обратиться с заявлением о возбуждении приказного производства.»;

часть третью считать частью четвертой.

38. В части первой статьи 223 слова «пяти» и «вправе представить» заменить соответственно словами «семи» и «представляет в случае несогласия с заявленными требованиями».

39. Статью 224 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 224. Отказ в вынесении определения хозяйственного суда о судебном приказе и основания передачи спора для рассмотрения в порядке искового производства

Хозяйственный суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе, если должник представил в хозяйственный суд отзыв на заявление о возбуждении приказного производства в порядке, установленном частью первой статьи 223 настоящего Кодекса.

Определение о судебном приказе может быть вынесено на часть заявленного требования, которая признается, но не исполняется должником. В непризнанной должником части хозяйственный суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе.

Об отказе в вынесении определения о судебном приказе хозяйственный суд выносит определение, которое направляется взыскателю не позднее пяти дней со дня его принятия.

Если в пятнадцатидневный срок после направления определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе от взыскателя поступят документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в порядке и размере, установленных при подаче искового заявления, и ходатайство о рассмотрении дела в порядке искового производства, хозяйственный суд рассматривает дело по общим правилам искового производства, установленным настоящим Кодексом. К ходатайству о рассмотрении дела в порядке искового производства прилагаются копии ходатайства в количестве экземпляров, равном числу ответчиков.

Вопросы принятия ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства и возбуждения производства по делу рассматриваются хозяйственным судом в порядке, предусмотренном статьей 161 настоящего Кодекса.

Определение хозяйственного суда об отказе в вынесении определения о судебном приказе может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Пропуск установленного частью четвертой настоящей статьи срока не препятствует возможности подачи взыскателем искового заявления по тому же требованию в общем порядке, установленном настоящим Кодексом.».

40. В статье 225:

в части третьей:

Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz