М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Рекомендация (2001)9 Комитета министров Совета Европы 5 сентября 2001 г.

об альтернативных судебным разбирательствам разрешениях споров между административными органами власти и частными лицами

 

 

1. Комитет министров согласно положениям Статьи 15 пункта «b» Устава Совета Европы,

2. Учитывая, что цель Совета Европы состоит в достижении более тесного единства между своими членами;

3. Напоминая Рекомендацию № R (81) 7 по мерам, направленным на облегчение доступа к судопроизводству, в приложении которой содержится призыв принять меры по содействию использования процедуры примирения и медиации;

4. Напоминая Рекомендацию № R (86) 12, касающуюся мер по предотвращению и сокращению избыточной рабочей нагрузки на суды, в которой содержится призыв содействовать там, где это необходимо, использованию мирному разрешению споров как полностью вне судебной системы, так и до или в ходе судебных разбирательств;

5. Учитывая, с одной стороны, что большое число дел, а в некоторых государствах их постоянный рост, может снизить способность судов, компетентных в разбирательстве административных дел, рассматривать дела в разумное время в соответствии с положением Статьи 6.1 Европейской конвенции по правам человека;

6. Принимая во внимание, с одной стороны, что судебное разбирательство на практике не всегда может являться наиболее подходящим для разрешения административных споров;

7. Принимая во внимание, что широкое использование альтернативных средств разрешения административных споров может стимулировать рассмотрение этих проблем и способствовать сближению административных органов власти с населением;

8. Учитывая, что главные преимущества альтернативных средств разрешения административных споров могут в зависимости от дела заключатся в более простых и гибких процедурах, дающих возможность более скорого и менее дорогостоящего разрешения спора, мирного разрешения, экспертного разрешения спора, разрешения споров в соответствии с принципами справедливости, а не только в соответствии со строгими юридическими правилами и большей свободой действий;

9. Учитывая в этой связи, что в отношении отдельных дел должна предусматриваться возможность разрешения административных дел не только через суд, но и другими средствами;

10. Учитывая, что использование альтернативных средств не должно служить для административных органов власти и частных лиц средством для уклонения от выполнения своих обязательств или несоблюдения верховенства закона;

11. Принимая во внимание, что во всех случаях, альтернативные средства должны позволять судебный пересмотр дела, поскольку он представляет собой конечную гарантию защиты прав пользователей и прав администрации;

12. Учитывая, что средства альтернативные судебному разбирательству должны основываться на уважении принципов равенства и беспристрастности, а также прав сторон;

13. Рекомендует правительствам государств-членов содействовать применению альтернативных средств разрешения споров между административными органами власти и частными лицами, учитывая при этом в своем законодательстве и своей практике принципы наилучшей практики, содержащиеся в приложениях к рекомендациям.

 

 

Приложение к Рекомендации Rec (2001)9

 

I. Общие положения

 

1. Предмет рекомендации

i. Эта рекомендация касается альтернативных средств разрешения споров между административными органами власти и частными лицами.

ii. Эта рекомендация касается следующих альтернативных средств: внутренние пересмотры дел, примирение, медиация, договорное урегулирование и арбитраж.

iii. Несмотря на то, что рекомендация касается разрешения споров между административными органами власти и частными лицами, некоторые альтернативные средства могут предупреждать споры до их возникновения; прежде всего это касается примирения, медиации и договорного урегулирования споров.

 

2. Сфера применения альтернативных средств

i. Средства альтернативные судебным разбирательствам должны быть разрешены или в отношении всех дел или отдельных дел, подпадающих под соответствующую категорию, в частности, в отношении дел, связанных с индивидуальными административными актами, контрактами, гражданской ответственностью и в целом с требованиями, касающимися определенной суммы денег.

ii. Целесообразность альтернативных средств будет различаться в зависимости от спора.

 

3. Регулирование альтернативных средств

i. Регулирование альтернативных средств должно обеспечить их институционализацию или их дифференцированное использование на основе решений участвующих в споре сторон.

ii. Регулирование альтернативных средств должно:

a. обеспечивать предоставление сторонам надлежащей информации о возможном использовании альтернативных средств;

b. обеспечивать независимость и беспристрастность примирителей, медиаторов и арбитражных судей;

c. гарантировать справедливое судебное разбирательство, которое, в частности, позволяет уважать права сторон и принципы равенства;

d. гарантировать насколько это возможно прозрачность в отношении использования альтернативных средств и определенный уровень свободы действий;

e. обеспечивать выполнение решений, принятых с применением альтернативных средств.

iii. Регулирование должно способствовать завершению альтернативных процедур в разумные сроки путем установления временных рамок или иным способом.

iv. Регулирование может позволить через использование средств альтернативных судебному разбирательству в определенных случаях привести к приостановлению исполнения действия автоматически или на основании решения компетентных органов.

 

II. Взаимоотношение с судами

 

i. Некоторые альтернативные средства, такие как внутренний пересмотр дела, примирение, медиация и поиск договорного разрешения спора могут использоваться до начала судебного разбирательства.

ii. Некоторые альтернативные средства, такие как примирение, медиация и договорное разрешение спора могут использоваться в ходе судебного разбирательства, если возможно, по рекомендации судьи.

iii. Использование арбитража в принципе исключает судебное разбирательство.

iv. В любом случае использование альтернативных средств должно позволять проведение соответствующего судебного пересмотра дела, который является конечной гарантией по защите прав, как пользователей, так и прав администрации.

v. Судебный пересмотр дела будет зависеть от избранного альтернативного средства. В зависимости от дела, способы и рамки этого пересмотра будут охватывать процессуальные нормы, в частности, уважение принципов, предусмотренных подпунктами a, b, c и d пункта ii раздела I.3 и/или существо дела.

vi. В принципе и с учетом законодательства, использование альтернативных средств должно привести к тому, что судебное разбирательство будет приостанавливаться или прерываться в установленных временных рамках.

 

III. Особенности каждого альтернативного средства

 

1. Внутренние пересмотры решений

i. В принципе внутренние пересмотры решений должны быть возможны в отношении любого акта. Они могут касаться целесообразности и/или законности административного акта.

ii. Внутренние пересмотры решений могут в некоторых случаях быть обязательными в качестве предпосылки для судебного разбирательства.

iii. Проведение внутренних пересмотров решений должно рассматриваться и решаться компетентными органами власти.

 

2. Примирение и медиация

i. Примирение и медиация могут инициироваться участвующими сторонами, судьей или предусматриваться в обязательном порядке законом.

ii. Посредники по примирению и медиаторы должны договариваться о встречах с каждой стороной отдельно или одновременно для разрешения спора.

iii. Посредники по примирению и медиаторы могут предложить административным органам власти отклонить, забрать или видоизменить акт на основании целесообразности или законности.

 

3. Договорное разрешение спора

i. Если иное не предусмотрено законом, административные органы власти не будут прибегать к использованию договорного разрешения спора ради того, чтобы пренебречь своими обязанностями.

ii. В соответствии с законодательством официальные лица, принимающие участие в судебном разбирательстве, цель которого достичь договорного урегулирования спора, будут наделены достаточными полномочиями, чтобы пойти на компромисс.

 

4. Арбитраж

i. Стороны должны иметь возможность выбирать законы и процедуры для арбитража в пределах ограничений, установленных законодательством. В соответствии с законом и пожеланиями сторон, решения арбитражных судей могут приниматься на основе справедливых принципов.

ii. Арбитражные судьи должны иметь возможность проанализировать законность акта в качестве предварительного вопроса в целях достижения решения по существу, даже если они не уполномочены принимать решение по его законности, чтобы считать акт недействительным. 

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz