М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Положение о Центре разрешения конфликтов Белорусского республиканского Союза юристов

 

 

1.Центр разрешения конфликтов (далее - Центр) является структурным подразделением Белорусского республиканского Союза юристов (далее - Союз юристов). Центр создан в соответствии с  п. 4.5 Устава Союза юристов и решением  Центрального Совета Союза юристов  от 3 июня 2010 года.

 

2.Месторасположение Центра:  220029, г.Минск, ул. Э. Пашкевич, 9-5Н.

 

3. В своей деятельности Центр руководствуется Уставом Союза юристов и настоящим Положением. Деятельность Центра направлена на реализацию уставных целей и задач Союза юристов, в частности, содействия процессу формирования правового государства в Республике Беларусь и развития гражданского общества путем внедрения внесудебных средств разрешения конфликтов в правовую культуру общества.

 

4.Для достижения  указанной в п.2 цели Центр решает следующие задачи:

- содействует развитию посредничества (медиации) в Республике Беларусь;

- участвует в подготовке проектов законодательных актов, регулирующих посредничество (медиацию);

- содействует организации обучения посредников (медиаторов);

- содействует внедрению обучающих курсов о  внесудебных способах разрешения конфликтов в учебные программы учебных заведений, включая школы;

- разрабатывает стандартные документы, регулирующие процедуру посредничества (медиации) и деятельность посредника (медиатора);

- осуществляет международное сотрудничество в целью обмена опытом в сфере применения посредничества (медиации) в различных сферах общественных отношений, обучения и повышения квалификации посредников (медиаторов);

 

5.Для реализации  цели и задач  Центр  использует следующие методы работы:

-  инициирует создание рабочих групп,  комиссий, комитетов, советов, клубов для решения конкретных задач продвижения посредничества (медиации) в правовую культуру белорусского общества;

-  выступает организатором конференций, семинаров, круглых столов, посвященных проблемам посредничества (медиации);

- популяризирует посредничество (медиацию) используя СМИ и сеть Интернет;

- подготавливает и издает популярную литературу о процедуре  посредничества (медиации);

- выступает инициатором и организатором  проведения пилотных   проектов по внедрению посредничества (медиации)  в различные сферы общественных отношений;

- проводит  консультации  по вопросам диагностики конфликта и выбора средств его разрешения;

 

6.Возглавляет  Центр Руководитель, назначаемый  Центральным Советом Союза юристов.

 

7.Руководитель Центра  организовывает работу Центра в соответствии с Уставом Союза юристов и настоящим Положением.

 

8.Руководитель Центра представляет Центр во внешних отношениях с различными организациями, в том числе  с руководящими органами Союза юристов.

 

9.Руководитель Центра вправе самостоятельно определять структуру Центра и осуществлять текущее руководство Центром.

 

10.Руководитель Центра осуществляет свою деятельность  на   безвозмездной основе.

 

11.Текущая деятельность Центра финансируется за счет средств Союза Юристов.

 

12.Решение о  прекращении  деятельности Центра в форме реорганизации или ликвидации принимает Центральный Совет Союза юристов.  

 

 

 

РЕГЛАМЕНТ 

Центра разрешения конфликтов ОО «БЕЛОРУССКИЙ РЕПСУБЛИКАНСКИЙ Союз юристов»

 

Настоящий Регламент устанавливает порядок проведения процедуры медиации  с участием медиаторов Центра разрешения конфликтов ОО «Белорусский республиканский Союз юристов» (далее - Центр).   В случае использования   медиации  для разрешения споров, принятых к рассмотрению  хозяйственным судом, в рамках примирительной процедуры, применяются положения  настоящего Регламента, разработанные   с учетом норм  Хозяйственного процессуального кодекса  Республики Беларусь, регулирующие  порядок проведения примирительной процедуры в хозяйственных судах Республики Беларусь.

 

Понятие медиации

 

1.Медиация – это способ разрешения споров с помощью переговоров с участием нейтрального лица – медиатора.

 

Принципы медиации

 

2.Процедура медиации проводится в соответствии с принципами добровольности, равноправия и сотрудничества сторон, конфиденциальности, беспристрастности  и нейтральности медиатора. Медиатор при проведении процедуры медиации  обязан следовать  названным  принципам.

 

Добровольность

 

3.Участие сторон в медиации является добровольным и основывается на взаимном желании разрешить  конфликт. Принуждение к участию в медиации не допускается. Любая из сторон, а также медиатор,  вправе отказаться от продолжения медиации на любой стадии ее проведения. Медиатор не вправе препятствовать сторонам в их желании прекратить медиацию, но должен содействовать продолжению процедуры в той степени, в которой посчитает возможным  ее продолжать. Сторона или медиатор, желающие прекратить медиацию, обязаны уведомить об этом остальных участвующих в процедуре лиц.

 

Равноправие и сотрудничество сторон

 

4.Стороны в  медиации  равны и наделены равными правами и обязанностями. Ни одна  из сторон  не имеет процедурных преимуществ. Каждая из сторон имеет право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения. Гарантом равенства сторон в процедуре медиации является медиатор. В случае наличия явного дисбаланса сил между конфликтующими сторонами и невозможности его устранения, медиатор должен прекратить процедуру медиации. Принцип сотрудничества сторон включает в себя: готовность сторон честно и открыто говорить в ходе переговоров,  готовность слушать и слышать, гибкость, отход от позиции и готовность рассмотрения новых вариантов, готовность соблюдать достигнутые договоренности.

 

Конфиденциальность

 

5.Медиация является конфиденциальной процедурой. В процессе ее проведения участвуют только стороны спора (уполномоченные представители сторон) и медиатор. В случае необходимости стороны могут привлекать переводчиков. Привлечение  в  медиацию иных лиц (специалистов и др.) возможно по взаимному согласию участвующих  сторон.        

6.Любая информация, записи, отчеты или другие документы, предоставленные медиатору во время подготовки к медиации или разработанные в процессе медиации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению третьим лицам. Медиатор не имеет права раскрывать другой стороне или другому лицу информацию, полученную от стороны в ходе индивидуальной встречи, без согласия на то стороны, которая предоставила такую информацию.

7.Медиатор не связан принципом конфиденциальности в отношении информации,  неразглашение которой может  повлечь возникновение серьезного риска угрозы жизни или безопасности  человека, или риска совершения любого другого преступления, или риска уголовного преследования  медиатора.

8.Медиатор при завершении   медиации должен провести со сторонами  беседу и получить их ясно выраженное согласие, по необходимости в письменной форме, на любое действие, связанное с разглашением или использованием конфиденциальной информации.

9.В соответствие со статьей 83 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, стороны не могут использовать в судебном процессе в качестве доказательств или свидетельств  мнения и предложения сторон, сделанные в  процедуре медиации.

10.  Медиатор  не может выступать в качестве адвоката, представителя сторон, свидетеля, эксперта или в ином другом качестве в судебном разбирательстве по спору, в котором он участвовал в качестве медиатора.

11.  Не может быть признана  конфиденциальной информация, которая в любом случае   была бы  использована в качестве доказательства в ходе судебного  разбирательства или исполнительного производства.

12.  Медиатор может с согласия сторон  использовать  информацию о результатах медиации для исследовательских или образовательных целей при условии сохранения анонимности сторон.

 

Беспристрастность и нейтральность медиатора

 

13.  Медиатор  при проведении  процедуры медиации является  лицом беспристрастным и нейтральным. Медиатор не вправе по своей инициативе вносить  предложения по существу конфликта и предлагать способы его разрешения. Медиатор не  вправе выражать свое личное отношение к сторонам и давать оценку их действиям.

14.  Медиатор не должен действовать, или, начав работу, должен приостановить деятельность при обнаружении обстоятельств, которые могут повлиять на его нейтральность или беспристрастность.

15.  В том случае, когда медиатор знаком с одной из сторон (ранее имел или имеет  с ней личные или деловые отношения), он должен поставить другую сторону об этом в известность и выяснить ее мнение о возможности проведения медиации. При таких обстоятельствах медиация может проводиться в том случае, если медиатор уверен в своей способности сохранять нейтральность и вторая сторона выразила согласие на проведение медиации данным медиатором

 

Порядок проведения процедуры  медиации

 

16.  Основанием  для  начала медиации является обращение стороны/сторон  в Центр  с  заявлением о проведении процедуры медиации с участием  медиатора Центра  и Соглашение о применении медиации, заключаемое между  Центром и  сторонами конфликта. В случае отсутствия согласованного  заявления сторон о назначении конкретного  медиатора/ов,  руководитель Центра  самостоятельно определяет конкретного медиатора/ов, с учетом его личного согласия, для проведения процедуры медиации.

17.  Дата, время и место проведения медиации определяется медиатором по договоренности со  сторонами. Медиатор ответственен за подготовку к проведению медиации.

18.   Медиатор имеет право  знакомиться с документами, имеющими значения для прояснения позиции сторон и  разрешения конфликта.

19.  Стороны могут  участвовать в  медиации лично или, в случае договоренности, через уполномоченных представителей, назначенных сторонами по своему усмотрению. Представители сторон обязаны представить медиатору документы,  подтверждающие их полномочия.

20.  Стороны вправе по соглашению друг с другом и  с медиатором привлекать иных лиц для участия в медиации, если это необходимо для урегулирования спора.

21.  В ходе медиации  стороны предлагают свои варианты урегулирования спора. Предложения сторон не могут содержать механизмы урегулирования спора, нарушающие  права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Стороны самостоятельно принимают решения по всем вопросам и принимают на себя ответственность за результат переговоров.

22.  Медиатор оставляет за собой право не проводить (прекратить) медиацию, если на предварительных встречах или в ходе проведения процедуры сочтет, что проведение  переговоров нецелесообразно, потому что: спор не может быть разрешен с помощью медиации; стороны не соблюдают установленные правила поведения и принципы медиации; стороны затягивают время, и при этом отсутствует прогресс в достижении соглашения;  стороны систематически не являются на встречу с медиатором. Медиатор обязан объяснить  сторонам причины отказа от проведения медиации и уведомить об этом  Центр в письменной или устной форме.

23.  Достигнутые в процедуре медиации  договоренности, как правило, оформляются в письменной виде, в форме соглашения, добровольное исполнение которого является обязанностью сторон.

24.  Медиация может  проходить как в формате совместных встреч сторон, так и форме отдельных встреч (медиатор – сторона). Порядок проведения медиации, последовательность и продолжительность встреч определяет медиатор.

25.  Общая продолжительность медиации не должна превышать 6 (шести) месяцев со дня заключения  соглашения о применении медиации. В исключительных случаях, по взаимному согласию сторон и медиатора, процедура медиации может быть продлена на 3(три) месяца.

26.  Медиация  проводится на одном из государственных языков Республики Беларусь. Любая сторона, предоставляющая документы на любом другом языке или принимающая участие в медиации  с использованием любого другого языка обеспечивает необходимый перевод и самостоятельно несет расходы, связанные с переводом.

 

Особенности проведения медиации в примирительной процедуре при разрешении споров в хозяйственном суде

 

27.  Медиаторы Центра привлекаются в хозяйственные суды  для разрешения споров на основании статьи 156 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь и  Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 27 мая 2011 года  № 10 «О некоторых вопросах применения примирительной процедуры в хозяйственных судах»  для разрешения споров  в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства по ходатайству сторон спора, или ходатайству одной из сторон с согласия другой, либо по инициативе хозяйственного суда с согласия сторон.

28.  Непосредственным основанием для участия медиатора Центра  в примирительной процедуре  является определение  хозяйственного  суда, в котором указывается стороны, срок, дата и время проведения примирительной процедуры  по конкретному судебному делу. В случае отсутствия пожелания сторон об участии конкретного медиатора, руководитель Центра самостоятельно определяет конкретного медиатора (ов) из Перечня внесудебных медиаторов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики  Беларусь от 27 мая 2011г. № 10 , с учетом его личного согласия, для проведения процедуры медиации.

29.  Медиатор  проводит медиацию в примирительной процедуре   самостоятельно,  с учетом обстоятельств дела,   пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора, руководствуясь при этом положениями  Хозяйственного процессуального кодекса, настоящим Регламентом и  Правилами медиатора Центра. 

30.  Срок примирительной процедуры не должен превышать одного месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций – соответствующих сроков, установленных Хозяйственным процессуальным кодексом. В случае необходимости стороны могут ходатайствовать об отложении судебного разбирательства и продлении процедуры медиации. Медиация в хозяйственных судах может быть завершена досрочно.

31.  Медиация в примирительной процедуре  завершается при достижении договоренности  и заключении соглашения о примирении. Соглашение  о примирении может быть заключено в соответствии с требованиями, предъявляемыми Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь  к мировым соглашениям, может предусматривать отказ истца от иска в целом или его части; признание ответчиком иска в целом или его части, а также может предусматривать заключение между сторонами нового договора. В примирительной процедуре при достижении договоренности, кроме соглашения о примирении, могут быть достигнуты другие соглашения.

32.  Если стороны достигли договоренности  по всем или отдельным вопросам, медиатор вправе оказать сторонам содействие в определении формулировок соглашения. Соглашение о примирении удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда.

33.  При недостижении договоренности сторон в примирительной процедуре медиатор и (или) сторона уведомляют об этом суд.

 

 

 

Правила

медиатора Центра разрешения конфликтов ОО «Белорусский республиканский Союз юристов»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Настоящие  Правила  устанавливают правила  приема  лиц  в состав  медиаторов  Центра разрешения конфликтов ОО «Белорусский республиканский Союз юристов» (далее – Центр)  и правила поведения медиаторов Центра  при проведении процедуры  медиации, а также при общении с конфликтующими сторонами.

2.В  Правилах используются следующие основные понятия и термины:

медиация – это способ разрешения споров с помощью переговоров с участием нейтрального лица-медиатора;

медиатор Центра  – лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым к медиаторам Центра и включенное в рекомендательный список медиаторов (далее – медиатор);

правила поведения  –  нормы и стандарты  поведения, обязательные для соблюдения медиаторами Центра при проведении процедуры медиации и общении с конфликтующими сторонами;

общее собрание медиаторов Центра –  собрание, созываемое по инициативе Руководителя Центра или по просьбе не менее 30% общего числа медиаторов Центра. Общее собрание полномочно принимать решения, относящиеся к его компетенции при наличии простого большинства (50% + 1 голос);

супервизор Центра – наиболее опытный медиатор Центра, получивший это звание на основании решения  общего  собрания  медиаторов Центра;

руководитель Центра – лицо, возглавляющее Центр, назначенное на эту должность решением Исполнительного комитета Союза юристов. На время отсутствия руководителя Центра его обязанности исполняет заместитель руководителя Центра, назначенный руководителем Центра.

 

 ПРАВИЛА ПРИЕМА МЕДИАТОРА

 

3.Лицо, претендующее быть медиатором, должно быть гражданином Республики Беларусь  и  отвечать следующим требованиям:

быть не моложе 25 (двадцати пяти) лет;

иметь высшее образование;

пройти специальное обучение в качестве посредника/медиатора, подтвержденное сертификатом, свидетельством либо иным документом;

как правило, иметь опыт работы не менее 2 (двух) лет.

Для включения в рекомендательный список, лицо, претендующее быть медиатором, представляет руководству Центра:

письменное заявление;

ксерокопию паспорта;

ксерокопию диплома о высшем образовании;

ксерокопию трудовой книжки;

оригинал и ксерокопию свидетельства, сертификата (иного документа), подтверждающего обучение в качестве посредника/медиатора;

автобиографию;

электронную версию фотографии;

иные материалы по желанию претендента.

4. Включение лица в рекомендованный список медиаторов осуществляется по совместному решению руководителя Центра и общего собрания медиаторов Центра по результатам рассмотрения представленных документов и на основании проведенного с претендентом собеседования.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МЕДИАТОРА

 

5. С целью поддержания высокого уровня профессиональной компетентности, медиатор должен проводить не менее пяти медиаций в течение года, в том числе одну  в присутствии супервизора Центра, повышать квалификацию  посредством участия ежегодно в образовательных программах не менее 15 академических  часов.

6. До публикации, выступления в СМИ или иных публичных мероприятиях, проходящих как в Республике Беларусь, так и за границей, медиатор обязан согласовывать информацию о деятельности Центра с  руководителем Центра.

7. Медиатор обязан указывать свою  принадлежность к Центру  на визитках, авторских публикациях и других внешних носителях информации, имеющих отношение к медиации. Медиатор обязан уважать различные точки зрения коллег в своей области, сотрудничать с медиаторами других стран.

8. Медиатор  должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, Центр, институт медиации и его основополагающие принципы.

9. Медиатор должен осуществлять свою  деятельность в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, Регламентом проведения медиации медиаторами Центра,  настоящими Правилами, а также иными  локальными актами, принятыми Центром.

10. Медиатор вправе самостоятельно  рекламировать и продвигать свои услуги. Реклама должна содержать реальную  информацию и быть корректной. Рекламируя свои услуги,  медиатор не может использовать имена своих клиентов и коллег без их согласия.  Реклама услуг медиатора не должна содержать обещаний и гарантий в разрешении конфликта.

11. При проведении процедуры медиации медиатор имеет право  выбрать оптимальную модель ведения переговоров в каждом конкретном деле,  в целях содействия  сторонам  в разрешении возникшего между ними спора.

12. В процессе медиации  медиатор является нейтральным лицом. Он не вправе выражать свое личное отношение к сторонам, представлять свое субъективное мнение или заключение по существу спора  и предлагать способы его разрешения.

13. Медиатор обязан отказаться от проведения процедуры медиации, если он прямо или косвенно заинтересован в ее итогах, не обладает достаточной компетентностью по урегулированию спора, а также в иных случаях, предусмотренных Регламентом проведения медиации медиаторами Центра. Медиатор должен сообщить сторонам обо всех известных ему имеющихся или потенциальных конфликтах интересов в этом деле. Если после открытия информации о конфликте интересов стороны выражают согласие на проведение медиации, и медиатор не возражает против ее проведения, медиация может быть продолжена.

14. Если медиатор принял поручение на проведение медиации, он не вправе  отказаться от него, за исключением случаев, когда он вынужден сделать это под воздействием непредвиденных обстоятельств, которые делают невозможным или неосуществимым продолжение выполнения функций медиатора. В случае если медиатор дал согласие на участие в медиации, а впоследствии  обнаружились  основания, препятствующие  осуществлению его деятельности как медиатора, он обязан незамедлительно  сообщить  об этом руководству  Центра,  с обоснованием  причины  отказа.

15. После принятия поручения и в ходе выполнения своих функций медиатор должен избегать вступления в какие-либо деловые, профессиональные или личные взаимоотношения или проявления какого-либо финансового или личного интереса, которые могли бы повлиять на его беспристрастность или создавать впечатление предвзятости. Медиатор не может дарить или принимать подарки, услуги или другие блага, получение которых вызывает сомнения в том, что медиатор беспристрастен.

16. Медиатор обязан прилагать разумные усилия для предотвращения тактики затягивания процедуры медиации и иных злоупотреблений со стороны ее участников.

17. При проведении процедуры медиации,  медиатор обязан следовать принципам медиации: добровольность, равноправие и сотрудничество сторон, конфиденциальность, беспристрастность  и нейтральность медиатора.

18.Медиатор является ответственным за соблюдение  процедуры медиации, в ходе которой оказывает сторонам содействие в достижении взаимоприемлемого соглашения.

19.Медиатор обязан следовать установленному порядку и срокам предоставления отчетности о проведенных медиациях.

 

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ МЕДИАТОРА                                     

 

20. Медиатор имеет право на достойное  вознаграждение своего труда, связанного с участием  в переговорах по разрешению спора. Медиатор обязан до начала медиации проинформировать стороны о действующих тарифах и условиях оплаты. Получив от сторон одобрение  размера  вознаграждения, медиатор должен заключить со сторонами договор на согласованных условиях. В случаях, когда стороны/сторона отказываются произвести или не производят оплату в соответствии с договором, медиатор  может отказаться от поручения и не участвовать в переговорах.

21.Признавая ответственность перед сторонами и обществом, медиатор может   выполнять свои функции на безвозмездной основе.

 

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ СОСТАВА МЕДИАТОРОВ

 

22. За несоблюдение норм поведения, нарушение принципов медиации, закрепленных в настоящих Правилах, Регламенте и  за совершение проступка, дискредитирующего медиатора, медиатор  может быть исключен из состава медиаторов Центра. Решение об исключении принимается на общем собрании медиаторов Центра простым большинством голосов (50% + 1 голос).

23. В случаях, когда вопросы поведения медиатора не урегулированы законодательством или настоящими Правилами, медиатор обязан соблюдать сложившиеся обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе.

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz