М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Рекомендации Комитета Министров Совета Европы СМ/REC(2009)1 по электронной демократии

Приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров

 

Комитет министров, в соответствии со Статьей 15.b Устава Совета Европы,

Считая, что цель Совета Европы состоит в достижении большего единения между своими участниками;

Напоминая, что продвижение и поддержка демократии плюрализма являлось центральной целью работы Совета Европы с момента его создания;

Подтверждая, что принципы индивидуальной свободы, политической свободы, прав человека и верховенства закона формируют основу истинной демократии;

Подтверждая по случаю 60-й годовщины принятия Всеобщей декларации прав человека ее неизменную важность и значимость;

Приветствуя тот факт, что Организация Объединенных Наций объявила 15 сентября Международным днем демократии, который впервые отмечался 15 сентября 2008 года;

Подтверждая, что применение демократических ценностей, эффективных демократических процессов, эффективного управления, а также вовлечения и участия граждан и гражданского общества играют ключевую роль в предотвращении конфликтов, поддержания стабильности и продвижения экономического и социального прогресса и сплоченности на всех уровнях;

Признавая тот факт, что демократия является единственным видом государственного устройства, предполагающего долгосрочные решения политических, экономических, социальных и культурных проблем, с которыми сталкиваются страны Европы, может принимать различные  формы в разных странах в зависимости от политических и конституционных традиций, а также политической и правовой культуры каждого государства- участника;

Напоминая о необходимости развивать и поддерживать эффективные, прозрачные и подотчетные демократические институты, которые отвечают за нужды и ожидания всех людей;

Принимая во внимание вызывающие опасения недостатки, которые наблюдаются в государствах - участниках Совета Европы и которые усугубляют усиливающееся среди граждан чувство политической неудовлетворенности и неприязни;

Подчеркивая важность поддержания и совершенствования демократических институтов и процессов в контексте новых возможностей и вызовов, которые возникают вследствие развития информационного общества;

Отмечая ряд инициатив в области электронной демократии в государствах- участниках на местном, региональном, государственном, международном и надгосударственном уровне;

Признавая, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все активней облегчают распространение информации о политических вопросах и их обсуждение, а также обеспечивают более широкое демократичное участие отдельных людей и групп, более высокую прозрачность и подотчетность демократических институтов и процессов, а также служение гражданам таким образом, чтобы приносить пользу демократии и обществу;

Осознавая потенциальные риски, возникающие, в частности, в связи с недостаточным доступом к ИКТ и неудовлетворительным уровнем электронной грамотности некоторых слоев населения, и поэтому осознавая необходимость в обучении и сохранении достаточного количества неэлектронных каналов;

Отмечая, что с одной стороны, ИКТ могут повысить уровень занятости и содействовать реализации прав человека и фундаментальных свобод, и с другой – негативно сказаться на этих и других правах, свободах и ценностях;

Отмечая то, что на всемирной встрече на высшем уровне по вопросу об информационном обществе (ВСИО, Женева, 2003 г. и Тунис, 2005 г.) было признано  право каждого на пользование преимуществами информационного общества и подтверждено желание и стремление государств - участников встречи создавать информационное общество, уделяющее центральное внимание человеку, и ориентированное  на развитие и полное соблюдение и поддержку Всеобщей Декларации прав человека, а также универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязь всех прав человека и фундаментальных свобод;

Будучи убежденной, что свободные и разнообразные СМИ являются предпосылкой для полной реализации демократических прав;

Осознавая общественную значимость Интернета, в частности, зависимость людей от Интернета как важнейшего инструмента их повседневной деятельности, и вытекающее из нее законное ожидание того, что услуги Интернета станут более доступными, безопасными, надежными и стабильными;

Напоминая, что при использовании новых информационно-коммуникационных технологий и служб должно соблюдаться  право граждан на частную жизнь, гарантированное Статьей 8 Европейской конвенции по правам человека (серия европейских договоров № 5) и Конвенцией 1981 года о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (серия европейских договоров № 108), а также положениями Рекомендации № R (99) 5 Комитета министров Совета Европы  государствам- участникам о защите частной жизни в сети Интернет;

Будучи убежденной, что доступ к официальным документам может быть значительно облегчен благодаря применению ИКТ;

Принимая во внимание доклады  и дискуссии, представленные   на симпозиуме Совета Европы по теме «Электронная демократия: новые возможности для увеличения степени гражданского участия» (23-24 апреля 2007 г.) и на семинарах, организованных  специальным комитетом Совета Европы по электронной демократии в  2007г. и 2008 г.,  по проблемам  электронной демократии (Лондон, Мадрид), электронного  парламента (Вена), и научных рекомендаций  по принятию  стандартов в области электронной демократии (Вена, Кремс, Мадрид);

Принимая во внимание заключения Генеральных докладчиков Форума Совета Европы о будущем демократии, проведенного в Мадриде с 15 по 17 октября 2008 г. по теме «Электронная демократия: кто осмелится?»;

Подчеркивая важность опоры на предшествующую работу Совета Европы и других международных институтов, таких как Организация Объединенных Наций, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейский союз,

 

Рекомендует государствам-участникам:

1. рассмотреть возможность использования возможностей, предлагаемых электронной демократией, для усиления демократии, демократических институтов и демократических процессов;

2. рассмотреть и внедрить электронную демократию в качестве поддержки и расширения демократии, демократических институтов и демократических процессов посредством ИКТ и связать ее с вовлечением или возвращением граждан в демократию;

3. внедрить, развить или пересмотреть стратегии и практики электронной демократии и, если приемлемо, законодательство, в свете принципов и руководств, прилагаемых к данной рекомендации и являющихся ее неотъемлемой частью;

4. при внедрении и расширении электронной демократии рассмотреть возможность использования комплекта индикативных руководств в качестве дополнительных рекомендаций о возможном действии;

5. в сотрудничестве с соответствующими местными, региональными, государственными и международными партнерами и заинтересованными сторонами принять меры по разработке понятий и стандартов электронной демократии, поддерживающих права человека, демократию и верховенство закона;

6. при внедрении, реализации и пересмотре электронной демократии обеспечить, чтобы она:

полностью удовлетворяла обязательствам в отношении прав человека и фундаментальных свобод и принципам, регулирующим местную организацию демократического управления;

повышала эффективность демократии, демократических институтов и демократических процессов;

дополняла и находилась во взаимосвязи с традиционными демократическими процессами, чтобы увеличить число вариантов участия общества в политических процессах;

поддерживала и усиливала доверие граждан к демократии, демократическим институтам и демократическим процессам;

поддерживала демократическую роль таких посредников между гражданами и государством как демократические институты, политические деятели и СМИ;

способствовала продвижению, гарантировала ответственность, активность, дискуссию, вовлеченность, участие,  социальное сплочение обязательство прозрачность;

предлагала возможности для содержательной и эффективной общественной дискуссии и участия во всех этапах демократического процесса, ответственного за потребности и приоритеты народа;

была основана на концепциях всеобъемлющей и активной информации и широкого понимания гражданской позиции, а также реализовывала их;

принимала во внимание сложности, риски и барьеры перед электронной демократией, работая над ними и преодолевая их, в особенности, при помощи грамотного анализа и управления рисками, а также механизмов, обеспечивающих непрерывный анализ и прогресс;

способствовала сокращению цифрового разрыва посредством всеобщего и не дискриминационного подхода и наделяла людей возможностями через поддержку образования и обучения, включая обучение электронной грамотности, а также общественные информационные меры, и путем сочетания электронных и неэлектронных подходов;

облегчала и расширяла доступ, доступность и интероперабельность посредством использования, если это рационально, прозрачных и технологически нейтральных средств, решений с открытым кодом, а также открытых стандартов и спецификаций;

была частью сбалансированных и ориентированных на граждан правил и нормативных рамок, включая законы, принятые государственными властями, совместное регулирование и саморегулирование;

7. полностью реализовывать соответствующие рекомендации Совета Европы, в частности, Рекомендацию Rec(2004)11 Комитета министров для государств- участников по правовым, рабочим и техническим стандартам электронного голосования, а также Рекомендацию Rec(2004)15 Комитета министров для государств - участников по электронному государственному управлению («электронное госуправление»);

8. принимать во внимание и переводить в конкретное действие выводы, касающиеся демократии, которые были сделаны на Форуме о будущем демократии, прошедшем в Мадриде с 15 по 17 октября 2008 г.;

9. довести данную рекомендацию до сведения всех заинтересованных сторон в общественных и гражданских сферах, а также СМИ и бизнеса, побудить их принять все меры, необходимые для содействия в достижении всех целей, и поддержать их в этом процессе;

10. широко распространить эту рекомендацию вместе с приложением и переводом там, где это необходимо;

11. продолжить заниматься в Совете Европы вопросами электронной демократии, включая законодательные вопросы, ее использование для совещательных целей, а также электронную демократию, идущую снизу вверх;

12. пересмотреть данную рекомендацию спустя два года после ее принятия в свете опыта, приобретенного в сфере электронной демократии, и, если возможно, после открытых дебатов, организованных институтом гражданского общества, и научной конференции;

Поручает Секретариату включать, если это приемлемо, аспект электронной демократии в демократические проекты Совета Европы и в работу Совета Европы в других секторах как внешней, так и внутренней деятельности.

 

Приложение к рекомендации CM/Rec(2009)1

 

Принципы электронной демократии

При внедрении электронной демократии или принятии мер по ее усовершенствованию заинтересованные стороны должны принимать во внимание следующие принципы электронной демократии:

P.1. В качестве поддержки и усиления демократических институтов и процессов при помощи ИКТ электронная демократия прежде всего связана с демократией. Ее главная цель состоит в электронной поддержке демократии.

P.2. Электронная демократия является одной из нескольких стратегий поддержки демократии, демократических институтов и демократических процессов, а также распространения демократических ценностей. Она дополняет традиционные процессы демократии и находится во взаимосвязи с ними. Каждый процесс обладает своими достоинствами, и ни один из них не является применимым повсеместно.

P.3. Электронная демократия основана на демократических, человеческих, общественных, этических и культурных ценностях общества, в котором она внедряется.

P.4. Электронная демократия тесно связана с качественным управлением, которое является действенным, эффективным, коллективным, прозрачным и подотчетным способом реализации власти в электронной форме и включает в себя неформальную политику и неправительственных участников.

P.5. Электронная демократия должна соблюдать и реализовывать фундаментальные свободы, права человека и права меньшинств, включая свободу информации и доступ к ней.

P.6. Электронная демократия является возможностью облегчения обеспечения информации и дискуссии, повышая активность граждан для расширения политических дебатов и обеспечения повышения уровня качества и законности политических решений.

P.7. Электронная демократия затрагивает все секторы демократии, все демократические институты, все уровни управления, а также широкий спектр других сторон.

P.8. Заинтересованные стороны электронной демократии – это все индивиды и институты, вовлеченные в демократию и пользующиеся ее преимуществами.

P.9. Электронная демократия, как и демократия, касается многих и разных заинтересованных сторон и требует их участия. Государства - участники, органы государственной власти и их представители являются лишь несколькими сторонами, обладающими своей долей в электронной демократии. Граждане, гражданское общество и его институты, СМИ и деловое сообщество одинаково необходимы для разработки и внедрения электронной демократии.

P.10. Поэтому рекомендации по электронной демократии не могут быть ограничены органами государственной власти, но должны распространяться на все заинтересованные стороны электронной демократии.

P.11. Любой тип участия можно достичь посредством электронной демократии:

обеспечение информацией;

общение, консультация, дискуссия;

взаимодействие, уполномоченное участие, совместная разработка и принятие решений.

P.12. Электронная демократия может быть внедрена с переменными степенями сложности, в различных типах демократии и на разных стадиях развития демократии. Она не связана ни с каким конкретным типом демократии и не ведет к нему.

P.13. В частности, демократия может посредством использования новых технологий привлекать молодых людей в демократию, демократические институты и демократические процессы.

P.14. НПО могут одновременно выиграть от внедрения электронной демократии и предоставить испытательную площадку для электронной демократии для граждан.

P.15. Электронная демократия может оказаться особенно полезной для регионов, которые проходят через государственные границы и охватывают территориальные единицы из разных стран. Также могут выиграть их институты и граждане, проживающие в разных странах и обладающие общей языковой и культурной идентичностью. Она может облегчить участие и процессы принятия решений в международных институтах.

P.16. Государственные власти могут выиграть, благодаря дискуссиям и инициативам, касающимся деятельности в области электронной демократии, которую осуществляет гражданское общество, а также благодаря сотрудничеству в этой сфере с гражданским обществом.

P.17. Цели электронной демократии, которые аналогичны целям эффективного руководства, – это прозрачность, подотчетность, ответственность, вовлечение, дискуссия, инклюзивность, доступность, участие, субсидиарность, доверие к демократии, демократическим институтам и демократическим процессам, а также социальное сплочение.

P.18. Доверие чрезвычайно важно для любого типа электронной демократии на всех стадиях и фазах. Оно тесно связано с доступностью, прозрачностью и ответственностью.

P.19. Электронная демократия помогает увеличить уровень участия индивидов и групп, позволяет тем, чьи голоса слышатся реже или тише, выражать свои взгляды, а также способствует равноправному участию. Она может привести к появлению более коллективных форм принятия решений и демократии.

P.20. Электронная демократия – это поддержка и усиление демократического участия; она охватывает секторы электронной демократии, где гражданское общество и предприятия вовлечены в составление формальных и неформальных программ, а также в формирование и принятие решений.

P.21. Электронная демократия сама по себе не охватывает конституционные и другие обязанности и ответственности лиц, принимающих решения; она может обеспечить их дополнительными преимуществами.

P.22. Электронная демократия требует информации, диалога, общения, дискуссии и непрерывного создания открытых публичных мест, где граждане могут собираться с целью отстаивания своих гражданских интересов.

P.23. СМИ играют ключевую роль в электронной демократии; помимо всего остального, они предлагают площадку, где граждане могут принять участие в публичных дебатах и защитить свои интересы в общественной сфере.

P.24. Новые СМИ и поставщики электронных услуг улучшают качество доступа к информации, тем самым обеспечивая людей лучшей базой для участия в демократии.

P.25. Электронная демократия является неотъемлемой частью информационного общества, привнеся с собой ряд традиционных и инновационных инструментов, которые могут успешно применяться в демократических процессах и институтах.

P.26. Доступ к новой информационно-коммуникационной среде может облегчить процесс реализации демократических прав и свобод, в частности, на участие в общественной жизни и демократических процессах.

P.27. Если электронную демократию необходимо разрабатывать должным образом, она должна основываться на следующих понятиях:

активное предоставление всеобъемлющей, сбалансированной и объективной информации, призванной помочь общественности понимать проблемы, альтернативы, возможности и/или решения демократических проблем; это понятие тесно связано со свободой информации и свободой слова;

широкое понимание гражданства, охватывающее лица и группы лиц, которые постоянно проживают и интегрированы в политическую реальность, независимо от национальности;

гражданское участие – то есть вовлечение граждан и групп граждан, например, групп по интересам, корпораций, объединений и некоммерческих организаций (НКО) в общественные дела, чтобы они могли оказывать влияние и улучшать качество и приемлемость результатов демократических процессов;

предоставление полномочий – в частности, стратегии и меры по поддержанию гражданских прав и предоставлению ресурсов для участия;

включение – то есть политическое и технологическое вооружение граждан независимо от возраста, пола, образования, социально-экономического положения, языка, особых потребностей и места проживания; такое включение требует способность пользоваться электронными инструментами (знания, электронные навыки, электронная готовность), имеющихся и доступных инструментов и сочетания электронных и неэлектронных подходов;

дискуссия – в частности, рациональные дебаты на равных, где люди публично обсуждают, одобряют и критикуют точки зрения друг друга в ходе содержательного, вежливого обсуждения вопроса и действия, необходимого в его отношении.

P.28. Электронная демократия может привести к созданию формы демократии, которую всем заинтересованным сторонам можно рассматривать и наблюдать, получать к ней доступ и взаимодействовать с ней из любой точки.

P.29. Электронная демократия способна объединить ответственных лиц и граждан в новых формах вовлечения и разработки политики. С одной стороны, это может привести к лучшему пониманию ответственными лицами общественного мнения и потребностей народа, с другой – к лучшему пониманию общественностью задач и сложностей, с которыми сталкиваются ответственные лица. Это обеспечит гражданам более эффективное определение демократической системы и более высокого уровня уважения и доверия к демократии.

P.30. Так как электронная демократия открывает новые каналы для информации, общения, дискуссии и участия и повышает уровень прозрачности и подотчетности, она имеет потенциал устранения недостатков в демократических институтах и процессах.

P.31. Электронная демократия обладает огромным потенциалом в сфере построения сообщества, включая его построение среди меньшинств и вместе с ними.

P.32. Предлагая средства ограничения степени исключения, электронная демократия способна усилить социальную интеграцию и социальную сплоченность, способствуя тем самым укреплению общественной стабильности.

P.33. Электронная демократия способна еще больше усилить европейскую, международную и глобальную сущность политики и облегчить трансграничное сотрудничество, которое она предполагает.

P.34. Электронная демократия требует междисциплинарных и трансграничных исследований.

 

Секторы электронной демократии

P.35. Понятие «электронная демократия» включает электронный парламент, электронное законодательство, электронное правосудие, электронное посредничество, электронную инициативу, электронные выборы, электронный референдум, электронное голосование, электронные консультации, электронные ходатайства, электронную агитацию, электронный подсчет голосов и электронные опросы; электронная демократия использует преимущества  электронного участия, электронной дискуссии и электронных форумов.1

P.36. Электронный парламент – это использование ИКТ избранными собраниями представителей, их членами, а также политическими и административными служащими с целью активного вовлечения граждан. Электронный парламент относится к законодательным, совещательным и дискуссионным собраниям на международном, государственном, региональном и местном уровне; существует множество заинтересованных сторон: члены парламента, политические и административные служащие, избиратели, граждане и СМИ.

Электронный парламент, помимо прочего, охватывает аспекты электронного законодательства, электронного голосования, электронных ходатайств и электронной консультации; он может обеспечить лучшую информированность и усовершенствованное осуществление коммуникации с участниками, служащими и администрацией, а также контакт с гражданами.

В то время как электронный парламент поддерживает принципы представительной демократии, он может предлагать инструменты для изменения культуры представительства таким образом, чтобы обеспечить более инклюзивную, дискуссионную и коллективную форму демократии.

P.37. Электронное законодательство – это использование ИКТ для комментирования, обсуждения, составления, структурирования, форматирования, отправления, исправления, голосования и издания законов, принятых избранными собраниями. Электронное законодательство делает законодательные процедуры более прозрачными, улучшает содержание и читаемость законодательства, предлагает улучшенный доступ к законодательству и тем самым совершенствует знание законов среди граждан.

P.38. Электронное правосудие – это использование ИКТ в реализации правосудия всеми заинтересованными сторонами в юридической сфере с целью повышения эффективности и качества государственных служб, в частности, для частных лиц и предприятий. Оно включает в себя электронное общение и обмен данными, а также доступ к информации судебного характера.

Так как судебная власть является ключевым компонентом демократии, электронное правосудие является важнейшей гранью электронной демократии. Ее главная цель состоит в повышении эффективности судебной системы и качества правосудия. Доступ к правосудию – это один из аспектов доступа к демократическим институтам и процессам.

P.39. Электронное посредничество – это использование ИКТ с целью нахождения средств разрешения споров без физического присутствия противостоящих сторон: посредниками могут служить электронные инструменты.

P.40. Электронная среда – это использование и продвижение ИКТ с целью анализа и защиты окружающей среды, пространственного планирования и рационального пользования природными ресурсами. Она включает в себя общественное участие. Использование ИКТ для внедрения или расширения участия общества может усовершенствовать демократическое управление, связанное с экологическими вопросами.

P.41. Электронные выборы, электронные референдумы и электронные инициативы являются политическими выборами, референдумами и инициативами, в которых на одном или более этапов используются электронные средства.

P.42. Электронное голосование – это выборы или референдум, которые предполагают использование электронных средств как минимум при подаче голоса.

Удаленное электронное голосование ускоряет процедуры, помогая осуществлять электронный мониторинг голосования и электронный учет голосов. Также оно облегчает участие для граждан, проживающих на более дальних расстояниях, и лиц с особыми потребностями.

P.43. Электронная консультация – это способ сбора мнений обозначенных лиц или широкой общественности по конкретному политическому вопросу без необходимости обязывать ответственное лицо действовать в соответствии с его исходом. Существуют разные формы электронной консультации: формальные и неформальные, регулируемые и не регулируемые государственными властями.

В ходе электронной консультации могут привлекаться и собираться различные мнения; при этом она предлагает инклюзивное пространство для дискуссии или простого продолжения дебатов. Она позволяет оказывать прямое или косвенное воздействие на принятие решений.

P.44. Электронные инициативы позволяют гражданам разрабатывать и выдвигать политические предложения при помощи средств ИКТ и тем самым участвовать в составлении политической повестки дня.

P.45. Электронные ходатайства – это электронная доставка возражений или рекомендаций для демократического института: граждане подписывают ходатайство и могут участвовать в обсуждении данной темы посредством указания в режиме on-line своей фамилии и адреса. Как и ходатайства к парламенту в широком смысле, электронные ходатайства могут принимать различные нормы.

Электронные ходатайства облегчают контакт граждан с парламентом и другими демократическими институтами, а также обсуждение и дискуссию между гражданами.

P.46. Электронная агитация – это вовлечение скоординированным образом и при помощи электронных средств, а также побуждение людей к вовлечению других людей с целью мобилизации индивидов в выборных и других кампаниях и/или убеждения их продвигать конкретную идею в попытке прямо или косвенно воздействовать на формирование или реализацию общественной стратегии.

Электронная агитация включает в себя электронную предвыборную кампанию, то есть электронную агитацию, связанную с выборами, а также электронную защиту, то есть электронную агитацию, связанную с другими вопросами.

P.47. Электронный подсчет голосов/электронные опросы позволяют неформально осуществлять сбор мнений при помощи электронных средств от произвольно выбранных лиц, особенно в отношении какого-либо предложения и набора возможных вариантов реакции на него.

 

Технология

P.48. ИКТ привели к существенным изменениям в структуре и культуре общения, что необходимо учитывать при разработке и переработке демократических институтов и процессов.

P.49. Хотя электронная демократия зависит от современных, должным образом использованных ИКТ, увеличение численности и повышение качества технологий само по себе не ведет к распространению демократии и улучшению ее качества.

P.50. Технология является движущей силой, а не решением; это инструмент, который может поддерживать и совершенствовать демократические процессы.

P.51. Технология имеет второстепенную важность для демократических соображений. Она сама по себе не может быть причиной для внедрения электронной демократии.

P.52. Технология не нейтральна, однако она обладает внутренними ценностями и собственной методологией. Общая осведомленность о характеристиках технологии необходима и должна поддерживаться.

P.53. Ответственн

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz