М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Двадцать лет Закону "О реабилитации жертв политических репрессий"

 

Двадцать лет назад, 18 октября 1991 года, принимая Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», Россия сделала первый и пока единственный шаг в своей новейшей истории к признанию чудовищных преступлений советского режима. Закон о реабилитации был призван восстановить справедливость в отношении тех, кто был подвергнут беспрецедентным репрессиям с 1917 года, стал жертвой адской машины массового уничтожения людей: ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции, репрессивными советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, военными трибуналами, центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам).

В Законе о реабилитации от имени граждан России было заявлено: «За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека… Признанные в установленном порядке виновными в преступлениях против правосудия работники органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, прокуратуры, судьи, члены комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек", работники других органов, осуществлявших судебные полномочия, лица, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, несут уголовную ответственность на основании действующего уголовного законодательства. Сведения о лицах, признанных в установленном порядке виновными в фальсификации дел, применении незаконных методов расследования, преступлениях против правосудия, периодически публикуются органами печати».

Законом о реабилитации заявлено, что подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: осуждены за государственные и иные преступления; подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции; подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод; необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;  необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям; признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

Реабилитация жертв политических репрессий началась после смерти идейного вдохновителя и организатора массового террора И.Сталина. Первыми были реабилитированы главным образом советские политические деятели и коммунисты, не участвовавшие в оппозициях 20-30-х годов. Процесс реабилитации активизировался в годы перестройки личными усилиями М.С. Горбачева и А.Н. Яковлева. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» было реабилитировано 1 073 750 человек. К концу 2008 года российский Закон о реабилитации 1991 года  реализован в отношении 3 972 140 человек.

История Закона о реабилитации, затрагивающего интересы огромного числа как российских, так и иностранных граждан, неоднозначна и противоречива. Еще в 1993 году в Закон были внесены изменения и дополнения, предусматривающие ограниченную компенсацию пострадавшим гражданам материального ущерба и возможность возврата ранее конфискованного, но сохранившегося имущества. Однако реально воспользоваться этим правом реабилитированные граждане смогли только после принятия 12 августа 1994 г. Положения "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" (Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ № 926.

По прошествии нескольких лет действия Закона выявились его противоречия и недостатки. Несовершенным оказался и установленный порядок реабилитации и выплаты компенсаций. Крайне затрудненным является и процесс возврата жертвам репрессий изъятых у них и сохранившихся в натуре строений. Возникли различные толкования отдельных положений Закона, что привело к отсутствию единообразной правоприменительной, в том числе и судебной практики в различных регионах России.

Сегодня реабилитированы миллионы граждан, осужденные в 30-50-х годах по политическим статьям. Не востребованными остались уголовные дела на репрессированных граждан, которых в настоящее время уже нет в живых и у которых не осталось близких родственников.

Не уменьшается число обращений, связанных с реабилитацией в связи с применением внесудебных видов политических репрессий. Прежде всего - это массовое раскулачивание хозяйств в 1930-31 гг. Такого рода репрессиям подвергались семьи и целые населенные пункты. К сожалению, в Законе о реабилитации и Положении виды внесудебных политических репрессий не были четко оговорены, что дало основание органам Прокуратуры и МВД РФ, занимающимся процессом реабилитации, прибегать к ряду ограничений. Так, во многих случаях граждане получают отказы в реабилитации по фактам раскулачивания целой семьи, если при этом не применялась ссылка или высылка. А если и принимается решение о реабилитации по данным основаниям, то оно касается, прежде всего, главы хозяйства.

Во многих случаях в архивах не сохраняются документы о факте применения политической репрессии в виде раскулачивания, а в некоторых случаях - о применении ссылки. Граждане, получившие на этом основании отказ в реабилитации, вынуждены обращаться в суд для установления факта политической репрессии. При рассмотрении заявления в суде нередко возникают проблемы доказательств, поиска свидетелей.

Стремление авторов Закона о реабилитации уменьшить бремя выплат, выразилось в явно не справедливом ограничении оценки конфискованных ценностей при начислении компенсации реабилитированным. Согласно Положению изъятые денежные суммы подлежат возврату на условиях, установленных при проведении денежной реформы 1947, и с учетом изменения масштабов цен на 1 января 1961 года. Таким образом, при перерасчете, номинал изъятых денежных средств должен быть уменьшен в 100 раз. Установленная методика расчета конфискованных денежных сумм, ставит комиссии по реабилитации просто в неловкое положение.

Желание авторов Закона о реабилитации ограничить основания для реабилитации и возврата изъятого имущества противоречит здравому смыслу. Так, ст.16.1 установлено, "что не подлежит возмещению или компенсации имущество, уничтоженное во время войн и в результате стихийных бедствий". Вместе с тем ясно, что при данных обстоятельствах имущество было уничтожено уже после его изъятия в результате применении политических репрессий, а отказ в компенсации может иметь место лишь при наличии умышленного участия жертв репрессий в действиях по уничтожению имущества, хотя подобные факты неизвестны.

Непонятные ограничения на получение компенсации или возврата имущества в натуре установлены и в отношении имущества (как правило домовладений), которое после применения политической репрессии было муниципализировано, национализировано, либо подлежало муниципализации или национализации или если оно было изъято из гражданского оборота. Архивные документы с упоминанием "муниципализация" встречаются не часто. Возникала парадоксальная ситуация: гражданин, реабилитированный как жертва политической репрессии, получает отказ в выплате денежной компенсации или возврате имущества, даже если факт конфискации был установлен в административном или судебном порядке. Возникает вопрос, чем муниципализация, национализация, изъятие из гражданского оборота легитимнее всех иных форм изъятия имущества, являвшихся следствием применения политических репрессий? Непродуманность, декларативность процедуры возврата имущества привели к широкой практике отказов местных комиссий в удовлетворении заявлений. По существу, установленный законодательством порядок возврата конфискованного у репрессированных граждан имущества можно считать не правилом, а исключением из правила.

Чрезвычайно актуальной и трудноразрешимой на практике проблемой является процедура возврата реабилитированным гражданам конфискованных у них домовладений. При возврате домовладения местная администрация правомочна принимать решения по поводу имущества, находящегося на ее балансе, либо признанного бесхозным. В подобных случаях вопрос о возврате строений чаще всего удается решить быстро и без особых трудностей. Однако если речь идет о передаче имущества, находящегося в собственности третьих лиц, возникают серьезные трудности. В соответствии со ст. 35 Конституции России, а также нормами Гражданского Кодекса РФ, изъятие имущества у добросовестного приобретателя должно производиться в судебном порядке. В этой связи, применение внесудебного порядка возможно лишь в случае добровольного согласия нового собственника. Практика показывает, что добиться добровольного согласия возможно лишь в тех случаях, когда спорное строение находится в ветхом состоянии.

В суде, как показывает практика, жертва политической репрессии, как правило, получает отказ в возврате своего имущества, так как обычно выясняется, что новый собственник добросовестно и открыто владеет ранее конфискованным строением более 15 лет, что дает основание в соответствии с нормами гражданского права признать за ним право собственности на спорное домовладение. Какой смысл тогда декларировать в законе право лиц, пострадавших от политических репрессий, на возврат конфискованного имущества? Признавая тот факт, что с жертвами репрессий поступили незаконно и то, что их имущество было изъято незаконным путем, российские власти фактически отказывают в возврате этого имущества.

В Положении никак не отражены вопросы возврата жилых помещений, купленных или приватизированных новыми собственниками - физическими лицами. Между тем, в половине случаев спорные домовладения были куплены, либо приватизированы гражданами. И так как, порядок возврата в таких случаях нормативно не урегулирован, передача имущества практически не осуществима. В конечном счете, люди предпочитают не тратить безрезультатно силы и время и удовлетворяются явно несоразмерной денежной компенсацией за незаконно изъятые домовладения.

«Действующее федеральное законодательство не учитывает в должной мере моральных и материальных аспектов проблемы реабилитированных жертв политических репрессий, отказываясь от принципиальных положений, заложенных в начале 90-х годов. Государство тогда признало свою вину в гибели миллионов людей, осудило многолетний террор и массовые преследования и истребление своего народа, как несовместимые с идеей права и справедливости. Принимая 18 октября 1991 года Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», законодатель исходил из того, что Россия как демократическое и правовое государство должно восстановить своих граждан в правах, устранить иные последствия произвола и обеспечить посильную компенсацию материального ущерба. Первоначально это касалось и морального ущерба. Многолетняя практика работы Комиссии показала, что Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» устарел и не отвечает современным требованиям, в нем, как и в некоторых других актах, имеются пробелы и противоречия, которые требуют толкования, так как трактуются различными органами неоднозначно. Назрела острая необходимость в изменениях и дополнениях в Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» - к таким выводам в докладе 2009 г. Об исполнении Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» пришла Комиссия при Президенте России по реабилитации жертв политических репрессий.

И все же российский Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" положил начало в осознании обществом трагических последствий преступлений советского режима и его античеловеческой идеологии. Так, через двадцать лет действия Закона о реабилитации, российской общественности была предложена Общенациональная государственно - общественная программа «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Авторы документа - рабочая группа по исторической памяти Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека определили цели программы как: «Первая и главная – модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тоталитарного режима. Содействие созданию в обществе чувства ответственности за себя, за страну… Вторая – обеспечение поддержки программе модернизации страны со стороны наиболее образованной и активной части населения… Третья – укрепление объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего «соцлагеря» - через осознание общности трагического прошлого. Программа должна носить общий для этих стран характер… Российская идентичность должна, наконец, основываться на том, что история России началась не в 1917, что мы страна не Ленина и Сталина, а страна и народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова, наконец, Екатерины II, Александра II, Столыпина, внесших огромный вклад в развитие и славу страны и ее культуры». 

«Отмечая, что в двадцатом веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества», - Парламентская ассамблея ОБСЕ в Резолюции 2009 г. «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке» призывает государства-участники «продолжать изучение тоталитарного наследия и повышать осведомленность общественности, разрабатывать и совершенствовать учебные пособия, программы и мероприятия, особенно для молодых поколений, о тоталитарной истории, человеческом достоинстве, правах и основных свободах человека, плюрализме, демократии и терпимости, поощрять и поддерживать деятельность неправительственных организаций, проводящих исследовательскую и просветительскую работу о преступлениях тоталитарных режимов; просит также правительства и парламенты государств-участников полностью избавиться от всех структур и моделей поведения, в основу которых было изначально заложено нарушение прав человека…»

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz