М Е Д И А Т О Р

ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

__________________________________________________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Медиация в Спортивном кодексе Франции

 

Процедуры внесудебного и досудебного урегулирования споров путем обращения к посреднику получили широкое закрепление в ряде французских нормативных правовых актов. Весьма показательными являются соответствующие нормы Спортивного кодекса Франции, регламентирующие выполнение посреднических функций Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом. Спортивный кодекс Франции (далее - Кодекс) носит комплексный характер, является весьма объемным, включает в себя в общей сложности свыше 1670 статей и структурно состоит из следующих частей): законодательная часть; регламентарная часть (декреты); регламентарная часть (постановления); приложения.

Вопросы выполнения Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом посреднических функций регулируются разделом 2 "Посреднические функции" главы 1 "Французский национальный олимпийский и спортивный комитет" части IV "Представительные и посреднические органы" книги I "Организация физкультурной и спортивной деятельности" регламентарной части - Декреты Спортивного кодекса Франции. При этом данной процедуре посвящено 20 статей.

Статьей L.141-4 Законодательной части Кодекса предусмотрено, что Французский национальный олимпийский и спортивный комитет отвечает за урегулирование всех конфликтов между спортсменами, спортивными ассоциациями, обществами и признанными спортивными федерациями, за исключением конфликтов, связанных с допингом.

Таким образом, Кодекс предполагает возможность более широкого использования досудебных процедур в соответствующей сфере, не ограничивая, в отличие от Закона о медиации, их применение лишь спорами, возникающими из гражданских, трудовых и семейных правоотношений.

Согласно статье R.141-5 Кодекса обращение во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет с целью урегулирования спора является обязательным предварительным условием для предъявления любого иска в суд, в случаях, когда спор возник по причине принятия спортивной федерацией (выполняющей отдельные государственные полномочия или в рамках осуществления уставной деятельности) решения, как подлежащего, так и не подлежащего обжалованию в рамках административной процедуры. Таким образом, Кодексом регламентирована не известная российскому законодательству о медиации императивная (обязательная) процедура обращения к посреднику.

Статьей R.141-6 Кодекса предусмотрен крайне интересный институт автоматического приостановления при обращении к посреднику исполнения индивидуального правового акта (решения), в результате принятия которого возник спор. Президент коллегии посредников может отменить это приостановление лишь в случае, если оспариваемый акт (решение) направлен на пресечение актов насилия. Приостановление действия оспариваемого акта (решения) заканчивается с момента получения сторонами уведомления о мерах по урегулированию спора, указанного в статье R.141-23 Кодекса.

Процедура факультативного (не обязательного) урегулирования спора, предусмотренная статьей R.141-19 Кодекса, не влечет приостановления действия оспариваемого акта (решения). В соответствии с положениями статьи R.141-7 Кодекса президент коллегии посредников отклоняет заявления о рассмотрении споров путем обращения к посреднику, не указанные в статье L.141-4 Кодекса, а также заявления, которые, по его мнению, явно лишены оснований. Если заявление принято к производству, президент коллегии посредников назначает посредника и уведомляет об этом стороны спора.

В течение месяца после обращения посредник, выслушав заинтересованные стороны и изучив необходимые материалы, предлагает меры для урегулирования спора. Эти меры считаются согласованными сторонами спора, если посредник и стороны не получили уведомления о несогласии с ним в течение месяца с момента получения сторонами предложений посредника.

Статьями R.141-8 и R.141-9 Кодекса установлены гарантии последующей судебной защиты прав лиц, обратившихся для урегулирования спора к посреднику. В частности, когда оспариваемое решение подлежит обжалованию в судебном порядке, обращение во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет с целью урегулирования спора приостанавливает течение срока на обжалование, если он не был пропущен на момент такого обращения. Приостановление течения срока заканчивается: в случае вынесения решения об отказе в принятии заявления в порядке, установленном статьей R.141-16 Кодекса, с момента извещения стороны об этом; с момента получения стороной спора извещения о несогласии с мерами по урегулированию спора, предусмотренного статьей R.141-23 Кодекса.

Состав, порядок формирования коллегии посредников, а также правовой статус ее президента установлены статьями R.141-10 - R.141-14 Кодекса. Коллегия посредников состоит не менее чем из тринадцати и не более чем из двадцати одного члена. В ее состав входят признанные специалисты, обладающие познаниями в вопросах организации спортивной деятельности и в области права. Эти лица назначаются во время проведения Олимпиады Правлением Французского национального олимпийского и спортивного комитета по предложению его Комитета по этике (статья R.141-10). Функции посредников выполняются на добровольных началах. Вместе с тем они имеют право на возмещение командировочных расходов Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом при предоставлении подтверждающих документов (статья R.141-11).

Собранное по инициативе старшего по возрасту члена заседание коллегии посредников выбирает из своих членов президента и вице-президента, оказывающего содействие президенту. Они избираются тайным голосованием во время проведения Олимпиады. Решения на заседании коллегии посредников принимаются в случае, если не нем присутствует не менее половины членов коллегии. При отсутствии кворума заседание созывается снова в течение двух недель. В этом случае решения могут приниматься независимо от наличия кворума. При равенстве голосов право решающего голоса принадлежит старшему по возрасту члену коллегии посредников (статья R.141-12).

Президент коллегии посредников, помимо полномочий, которые ему предоставлены в соответствии со статьей R.141-7 Кодекса, обязан координировать деятельность посредников, следить за распределением дел и составлять годовой отчет о деятельности коллегии. Этот отчет предоставляется для сведения членам коллегии посредников, а затем направляется во Французский национальный олимпийский и спортивный комитет (статья R.141-13). Президент коллегии посредников может делегировать членам коллегии полномочия, которыми он обладает (статья R.141-25).

В случае нарушения посредником обязательства по сохранению профессиональной тайны или любого другого поведения, несовместимого с исполнением его функций, Правление Французского национального олимпийского и спортивного комитета принимает решение об официальной отставке этого посредника после представления ему возможности представить свои пояснения Комитету по этике (статья R.141-14).

Кодекс содержит процессуальные нормы, подробно регламентирующие порядок обращения к посреднику (статьи R.141-15 - R.141-21), слушания дела по урегулированию спора, а также правовые последствия проведения процедуры урегулирования (статьи R.141-22 - R.141-24). Заявление о рассмотрении спора путем обращения к посреднику (урегулировании спора) направляется президенту коллегии посредников заказным письмом с уведомлением о вручении. В нем должны содержаться имя и адрес стороны, которая ходатайствует об использовании процедуры урегулирования. Заявление об урегулировании спора должно содержать подробное изложение обстоятельств дела, а также выводы и ссылки на конкретные доказательства. Если в заявлении оспаривается решение, то к нему должна быть приложена его копия, в противном случае в принятии заявления к производству может быть отказано. Заявитель должен иметь прямой и личный интерес к разрешению спора. Если заявителем является юридическое лицо, заявление об урегулировании спора должно быть подписано лицом, имеющим право действовать от его имени (статья R.141-15).

Президент коллегии посредников осуществляет предварительное рассмотрение заявления об урегулировании спора. Он выносит мотивированное решение об отказе в принятии заявления к производству, о чем незамедлительно уведомляет заявителя, если:1) рассмотрение спора не относится к компетенции коллегии посредников, установленной Кодексом; 2) заявление подано с явными нарушениями положений статьи R.141-15 Кодекса, которые в дальнейшем не могут быть устранены; 3) заявление явно лишено оснований (статья R.141-16).

Если заявление об урегулировании спора имеет явные недостатки, которые могут быть устранены, президент коллегии посредников предлагает заявителю принять меры к их устранению и устанавливает срок для этого. В случае отказа от устранения недостатков заявления либо их неустранения в установленный срок президент коллегии посредников принимает решение об отказе в принятии заявления к производству (статья R.141-17).

После принятия заявления об урегулировании спора к производству президент коллегии посредников назначает одного или нескольких посредников, которым поручается рассмотрение дела (статья R.141-18). В случае если заявление об урегулировании спора было подано после истечения срока на такое обращение, президент коллегии посредников, на рассмотрении у которого находится соответствующее заявление, вправе предложить другой стороне спора принять участие в процедуре факультативного (не обязательного) урегулирования спора. Стороны в таком случае должны в письменном виде сообщить президенту коллегии посредников о своем решении воспользоваться процедурой факультативного (не обязательного) урегулирования спора или отклонить ее. Указанные положения применяются также в тех случаях, когда урегулирование спора путем обращения к посреднику не является обязательным предварительным условием для обращения с иском в суд (статья R.141-19).

Имена и фамилии посредников доводятся до сведения сторон спора. При этом каждая из сторон вправе заявить мотивированный отвод назначенным посредникам в течение трех дней после получения указанных сведений по одной из следующих причин: 1) родственные или супружеские отношения посредника с представителем одной из сторон; 2) наличие общих или противоположных интересов у посредника и одной из сторон; 3) наличие у посредника личной заинтересованности в результатах разрешения спора.

По итогам рассмотрения заявления об отводе президентом коллегии посредников выносится мотивированное постановление. В случае если отвод заявлен президенту коллегии посредников, соответствующее постановление выносится вице-президентом. В случае удовлетворения заявления об отводе посредников замена производится в порядке, предусмотренном для их назначения (статья R.141-20). После назначения посредники определяют дату рассмотрения спора и сообщают об этом сторонам. Процедура урегулирования осуществляется с соблюдением принципа состязательности. Посредники вправе производить любые действия, направленные на исследование обстоятельств дела, в том числе осмотр объектов.

Извещения направляются сторонам спора заказным письмом с уведомлением о вручении, а в случаях, не терпящих отлагательства, по решению президента коллегии посредников или посредника, с применением любых других средств доставки (статья R.141-21).

Слушание дела по урегулированию спора происходит в помещении Французского национального олимпийского и спортивного комитета, если посредник не примет иного решения. Оно не является публичным. Стороны могут принимать участие в заседании самостоятельно либо воспользоваться услугами представителей. Они вправе обеспечить участие в заседании за свой счет свидетелей и экспертов.

Посредники руководят разбирательством. Они могут пригласить принять участие в слушании дела представителя правовой службы Французского национального олимпийского и спортивного комитета. Во время слушания дела стороны, а также их представители участвуют в прениях. Руководствуясь принципом состязательности, во время слушания дела они могут приводить новые доводы.

При достижении соглашения (в том числе частичного) между сторонами оно подлежит внесению в протокол заседания, скреплению подписями посредников и представителей и передается сторонам, которые подтверждают его получение. Если соглашение между сторонами во время слушания дела не достигнуто, посредники немедленно и любым способом уведомляют их о предложенных посредниками мерах по урегулированию спора (статья R.141-22).

Меры по урегулированию спора, предложенные посредниками, считаются принятыми сторонами и должны быть исполнены немедленно после получения соответствующего уведомления. Вместе с тем стороны могут не согласиться с данными мерами, представив возражения в течение месяца с момента получения уведомления. Эти возражения могут быть приняты во внимание лишь в случае, если о них были уведомлены как посредники, так и другие стороны спора. Соответствующие уведомления должны быть направлены заказным письмом с уведомлением о вручении (статья R.141-23).

В случае обращения в суд сведения о предложенных мерах по урегулированию спора передаются президентом коллегии посредников в компетентный судебный орган. По итогам проведения процедуры факультативного (не обязательного) урегулирования спора либо подписывается соглашение между сторонами, либо констатируется недостижение соглашения. Любое из указанных решений отражается в протоколе, составленном под контролем посредников (статья R.141-24).

Copyright © vsgfond, 2011

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ

Цель обеспечения лучшего доступа к справедливости как часть политики Европейского Союза, направленной на создание правового пространства свободы, безопасности и справедливости, должна включать в себя доступ, как к судебным, так и к внесудебным методам разрешения споров. Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Кодекс МЕДИАТОРОВ

.

Яндекс.Метрика

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕвроСоюза для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Конструктор сайтов - uCoz